Обращение в диалоге что это
Тема: «Диалог. Обращение» Технологическая карта урока по русскому языку
Просмотр содержимого документа
«Тема: «Диалог. Обращение» Технологическая карта урока по русскому языку»
Технологическая карта урока по русскому языку
Тема: «Диалог. Обращение»
Цель урока: создание условий для знакомства актуализации знаний о диалоге и обращении; повторить правило употребления знаков препинания в предложениях с обращениями; формировать умение составлять диалоги с обращениями.
Образовательная: вспомнить понятия «диалог» и «обращение», а также повторить правила постановки знаков препинания при обращении.
Развивающая: развивать умение видеть обращение в предложении; научить выразительно читать диалоги.
Воспитательная: воспитывать у обучающихся умения грамотно вести диалог с употреблением в нём вежливых слов; прививать любовь к русскому языку.
Регулятивные: постановка учебной задачи; формирование у учащихся способности к рефлексии и коррекции своей деятельности.
Познавательные: построение речевого высказывания в устной и письменной форме;закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий, понятий, алгоритмов.
Коммуникативные: формулирование вопросов и своих затруднений; построение монологических и диалогических высказываний.
Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;учебно-познавательный интерес к учебному материалу.
Конспект урока по русскому языку на тему «Диалог. Обращение»
Тема: Диалог. Обращение
Цели: актуализировать знания о диалоге и обращении повторить правило употребления знаков препинания в предложении с обращениями; развивать умение выразительно читать предложения с обращениями.
II . Проверка домашнего задания ( Выразительное чтение диалогов.)
— Какие знаки препинания вы поставили в конце предложения? Почему?
( Один ученик выполняет на доске разбор слова по составу.)
— Выпишите слова со стечением согласных, устно подберите к ним проверочные слова. Обозначьте орфограмму.
А сегодня праздник в доме,
Все — и даже устные!
грустным голосом поёт
— Я люблю лягушку вкусную.
— В каких случаях в слове могут оказаться непроизносимые согласные? (Когда есть сочетания нескольких согласных. Два или три согласных подряд очень трудно произносить, поэтому один из них мы не произносим.)
— В каких словах нет непроизносимых согласных?
— Какое слово нельзя проверить?
— Как вы проверили остальные слова?
IV . Самоопределение к деятельности
— Послушайте отрывки из сказок А.С. Пушкина и назовите тех, к кому обращаются с речью.
• Что, Соколко, что с тобою? (Соколко.)
• Здравствуй, красная девица, — говорит он, — будь царица. (Красная девица.)
• Отпусти ты, старче, меня в море! (Старче.)
— Как называются слова, которые называют того, к кому обращаются? (Обращения.)
— Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, что такое обращение, какой частью речи оно обычно бывает выражено, повторить правила выделения обращений на письме, научиться правильно оформлять предложения с обращениями.)
Работа по учебнику
— Сделайте вывод: как выделяется обращение на письме? (Запятыми.)
— Как обращения выделяются в устной речи? (Они произносятся более высоким тоном и после них или перед ними делается пауза.)
— Прочитайте материал рубрики «Вспомните!».
— Назовите все обращения в предложениях. Словами какой части речи они выражены? (Именами существительными.)
Упр. 21 (с. 17). — Прочитайте предложения и сравните их. (В предложениях говорится об одном и том же, одинаковыми словами, но обращение стоит в разных частях предложения.)
— Прочитайте предложение, в котором обращение стоит в начале. Как обращение выделяется на письме?
— Прочитайте предложение, в котором обращение стоит в середине. Как выделяется обращение в этом предложении?
— В каком предложении обращение стоит в конце? Как оно выделяется в письменной и устной речи?
— Выполните письменные задания к упражнению. (Два ученика выполняют на доске грамматические разборы.)
VII . Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 22 (с. 18). — Прочитайте.
— Что такое диалог? (Разговор двух лиц.)
— Как оформляется диалог в письменной речи? (Слова каждого участника разговора пишутся с новой строки, а перед ними ставится тире.)
— Прочитайте диалог выразительно в парах.
— Какие слова вы выделили интонацией? Почему? (Это обращения.)
— Объясните употребление знаков препинания в предложениях.
— В каких предложениях допущены ошибки?
— Определите вид предложений по цели высказывания.
Дополнительное задание: вспомнить и записать отрывки из литературных произведений, в которых встречаются обращения.
Работа по карточкам
— Отметьте галочкой предложение с обращением
1) О чём ты, заинька, плачешь?
2) Вокруг ёлочки скакали зайцы, белки.
1) Как мне не плакать, петух?
2) В избушке жили петух, заяц.
— Оцените свою работу на уроке.
IX . Подведение итогов урока
— Что мы повторили на сегодняшнем уроке?
— Что такое обращение?
— Какой частью речи оно бывает выражено?
— Как обращение выделяется на письме, в устной речи?
Сделать карточку: придумать или выписать из текстов художественной литературы три предложения с обращениями в разных частях предложения (в начале, в середине, в конце), знаки препинания пропустить.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1211411
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Чем заняться с детьми в новогодние праздники в Москве
Время чтения: 4 минуты
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок 8 ДИАЛОГ. ОБРАЩЕНИЕ
Освоение нового материала
Создать условия для ознакомления с понятиями «диалог», «монолог», «обращение»; способствовать развитию умений находить обращение в предложении, составлять предложения с обращением, правильно расставлять знаки препинания при обращении; совершенствовать умения использовать обращение в устной и письменной речи в соответствии с речевой ситуацией, выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
Планируемые предметные
результаты
Познакомятся с понятиями «диалог», «монолог», «обращение»; научатся пользоваться разными видами чтения (выборочным, ознакомительным, изучающим) и аудирования, анализировать, сравнивать, делать выводы; находить обращения в предложении, устанавливать различия между обращением и подлежащим, графически обозначать обращение; опознавать обращения на слух и находить их в письменной речи (в текстах художественного и разговорного стиля), правильно интонировать предложения с обращениями, употреблять их в собственной речи, следить за культурой речи; расставлять знаки препинания в предложении с обращениями
Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта ; читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)
Осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка,
к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности; осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе осуществления совместной деятельности на уроке
Организационная структура урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)
Формируемые способы
деятельности
II. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания.
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу
о проделанной работе.
– Выполните разбор слова «выходит» по составу.
– Придумайте и запишите второе предложение, которое будет продолжением данного по смыслу.
Рассказывают о выполненной работе дома, задают друг другу вопросы по домашнему заданию.
Объясняют разбор слова по составу:
Записывают продолжение в рабочей тетради.
Пушистыми облаками можно любоваться часами.
Проводит минутку чистописания.
– Отгадайте загадки и вы узнаете, написание какой буквы повторим сегодня на уроке.
В старом дереве дупло
– Какие имена людей вы знаете на букву «о»? Запишите их через запятую. Как пишутся имена?
Оксана, Ольга, Олег, Олеся, Остап
Работа над словами с непроверяемым написанием
Организует работу над словами с непроверяемым написанием.
Но однако ж не усат.
Хоть имеет хвостик свой,
Но короткий и сухой.
Записывают словарное слово в индивидуальный
У него круглы бока,
Как у сдобы-колобка.
И с прадедовских времен
Он любимец всех сластен.
Кто же этот карапуз?
Как ты думаешь? (Арбуз.)
– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики.
– Подберите однокоренные слова к слову «арбуз».
147 вариантов обращения к аудитории
Для тех, кто каждый раз впадает в ступор при мысли, как обращаться к подписчикам блога/паблика, как – к партнерам, как – к участникам конференции, создана эта инструкция.
Материал подготовил Иван Шкиря, основатель Callibri.
«Добрый вечер, добрый вечер мои дорогие. Мои ласковые, мои злые и угрюмые, расстроенные и обрадованные. Здравствуйте, мои разные, здравствуйте, мои одинаковые», – так приветствовала красотка Нонна слушателей «Как бы радио». Перечислить скопом всех, к кому вы обращаетесь, прием интересный, но вряд ли подойдет большинству из тех, кто регулярно контактирует с аудиторией.
Официальные обращения
В эту категорию входят всем знакомые скучные и банальные общепринятые обращения. Они пригодятся для официальных писем, заявлений, обращений, докладов, в общем, любых коммуникаций, которые подразумевают заданный формат.
Обобщенные безличные
Можно не ломать голову, а просто написать «добрый день (утро, вечер)», «здравствуйте», «приятного вечера (дня, утра, ночи)». Это будет уместно везде и всегда.
Обобщенные личные
Дамы и господа, мадам и месье, леди и джентльмены, юноши и девушки, граждане, товарищи, уважаемые. Кстати, «уважаемые» могут служить как самостоятельным обращением, так и универсальным прилагательным к практически любому обращению любой категории, например, уважаемая аудитория. В некоторых случаях можно добавлять к обращению слово «дорогие», вспомним Бориса Николаевича с его неизменным: «Дорогие россияне».
По профессиональному или социальному признаку
Коллеги, сотрудники, сослуживцы, студенты (можно конкретизировать курс), преподаватели, школьники, родители, военные, однополчане, одноклассники, покупатели, подписчики, клиенты, гости, спортсмены, журналисты, пиарщики, бизнесмены, сантехники, врачи, омоновцы, экологи. Продолжать можно до бесконечности. Если у вашей целевой аудитории есть общий признак, придумывайте обращение, опираясь на него.
Географические, национальные и религиозные
Россияне, жители (тут можно указать страну, регион, область, район, город, деревню или улицу), соотечественники, эмигранты, москвичи (екатеринбуржцы, питерцы, криворожане – жители конкретного города), уралмашевцы (автозаводцы, канавинцы – жители конкретного района). Сюда же отнесем обращения к представителям конкретных наций (сибирские татары, крымские немцы, малые народы Севера, русские, украинцы, буряты) и приверженцам различных религий (православные, мусульмане, правоверные, буддисты, иудеи).
Политические
Еще одна специфичная категория, но раз уж мы взялись классифицировать, то не будем обходить стороной. Коммунисты, единороссы, путинцы, лдпровцы, справедливороссы, анархисты, монархисты, националисты, юные ленинцы, демократы, либералы, однопартийцы.
Интересно и эффективно
Неформальные обращения
Даже официальные представители серьезных компаний предпочитают общаться со своими подписчиками менее формально, чем это предписывает официально-деловой стиль.
Дружеские
Довольно нейтральная категория. С одной стороны ушли от официоза, с другой – ничего эпатажного или шокирующего.
Друзья, дорогие мои, народ, люди, други, дружочки, все, ребятки.
Обобщенные обращения
Заимствованные
За последние годы в русском языке появилось много заимствованных слов. Не остались в стороне и обращения к большому количеству людей. Причем можно использовать как оригинальное написание, так и транслитерацию.
Хай, пипл, хай пипл, бро, систер, дарлинги, гайз, киндеры, хаюшки, хэллоу.
Зоологические
Рыбы мои, котики, котятки, котаны, птенцы, птенчики, зайчики, зайки, ПЧелки (постоянные читатели).
Мы в Callibri часто пользуемся этим приемом, когда обращаемся к сотрудникам, в Телеграм-чате сотрудники часто слышат от меня: «Птички мои, …», а директор по маркетингу говорит менеджерам: «Колибрики, внимание. »
Обращения-прилагательные
Именно их использовала красотка Нонна и вполне успешно. Умнейшие, любимые, хорошие, драгоценные, милые, лучезарнейшие мои, волшебные, чудесные, красивейшие, удивительные люди, прекрасные, драгоценные, любознательные мои, инстазависимые. Для продолжения используйте свою фантазию и словарный запас.
Инфантильные
Отлично заходят для обращения к сообществам яжематерей и гламура. Одна из отличительных особенностей – любовь к уменьшительно-ласкательным суффиксам. Крошки, малята, друзяшки, богини, солнышки, звездочки, мамочки-красавицы, бусинки, мамс, подруженьки.
Гендерные
Мужики, братья и сестры, мальчики и девочки, девчонки, девули, девчули, ребяты, судари и сударыни, пацаны. Гендерное обращение совершенно не означает, что сообщение адресовано исключительно к представителям одного пола. Например, «Беспощадный пиарщик» обращается к своим читателям исключительно «девочки».
Только для своих
Походит на официальную категорию «По профессиональным или социальным признакам», только здесь собрали обращения к представителям сообществ, которые образовались на основании каких-то общих интересов. Мамочки, французоводы, владельцы iPhone, вебсарафановцы (это подписчики паблика WEBSARAFAN), еодиновцы (активные пользователи сайта е1), форумчане, автоклубчики, инстадруги, инстасемья, сладкоежки, рыбаки, рукодельницы.
Всякие разные
Категории можно придумывать до бесконечности, но принцип, надеемся, понятен. Здесь просто еще несколько примеров обращений. В одном из телеграмм-каналов, посвященных маркетингу, автор называет свою аудиторию «юнцы», «мои юные друзья», «юные мани-мейкеры». Кто-то чуть-чуть искажает обычные слова, и получаются товарисчи и подписечники (от слова подписка). Для кого-то идеальным станут «дорогие мои чемпионы» или «будущие победители». Можно вообще обойтись без обращения: «Привет. Я Иван Иванов, повелитель Вселенной. И сегодня научу вас чему-нибудь полезному».
Три правила обращения к аудитории
Готового рецепта, как найти идеальное обращение для своей аудитории, не существует. Но можно выделить несколько общих правил:
В этой статье упоминаются 147 вариантов обращений. Если про что-то забыли, пишите в комментариях.
Урок по теме: «Диалог. Обращение».
Тема: Диалог. Обращение
Цели: актуализировать знания о диалоге и обращении повторить правило употребления знаков препинания в предложении с обращениями; развивать умение выразительно читать предложения с обращениями.
II . Проверка домашнего задания ( Выразительное чтение диалогов.)
— Какие знаки препинания вы поставили в конце предложения? Почему?
( Один ученик выполняет на доске разбор слова по составу.)
— Выпишите слова со стечением согласных, устно подберите к ним проверочные слова. Обозначьте орфограмму.
А сегодня праздник в доме,
Все — и даже устные!
грустным голосом поёт
— Я люблю лягушку вкусную.
— В каких случаях в слове могут оказаться непроизносимые согласные? (Когда есть сочетания нескольких согласных. Два или три согласных подряд очень трудно произносить, поэтому один из них мы не произносим.)
— В каких словах нет непроизносимых согласных?
— Какое слово нельзя проверить?
— Как вы проверили остальные слова?
IV . Самоопределение к деятельности
— Послушайте отрывки из сказок А.С. Пушкина и назовите тех, к кому обращаются с речью.
• Что, Соколко, что с тобою? (Соколко.)
• Здравствуй, красная девица, — говорит он, — будь царица. (Красная девица.)
• Отпусти ты, старче, меня в море! (Старче.)
— Как называются слова, которые называют того, к кому обращаются? (Обращения.)
— Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, что такое обращение, какой частью речи оно обычно бывает выражено, повторить правила выделения обращений на письме, научиться правильно оформлять предложения с обращениями.)
Работа по учебнику
— Сделайте вывод: как выделяется обращение на письме? (Запятыми.)
— Как обращения выделяются в устной речи? (Они произносятся более высоким тоном и после них или перед ними делается пауза.)
— Прочитайте материал рубрики «Вспомните!».
— Назовите все обращения в предложениях. Словами какой части речи они выражены? (Именами существительными.)
Упр. 21 (с. 17). — Прочитайте предложения и сравните их. (В предложениях говорится об одном и том же, одинаковыми словами, но обращение стоит в разных частях предложения.)
— Прочитайте предложение, в котором обращение стоит в начале. Как обращение выделяется на письме?
— Прочитайте предложение, в котором обращение стоит в середине. Как выделяется обращение в этом предложении?
— В каком предложении обращение стоит в конце? Как оно выделяется в письменной и устной речи?
— Выполните письменные задания к упражнению. (Два ученика выполняют на доске грамматические разборы.)
VII . Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 22 (с. 18). — Прочитайте.
— Что такое диалог? (Разговор двух лиц.)
— Как оформляется диалог в письменной речи? (Слова каждого участника разговора пишутся с новой строки, а перед ними ставится тире.)
— Прочитайте диалог выразительно в парах.
— Какие слова вы выделили интонацией? Почему? (Это обращения.)
— Объясните употребление знаков препинания в предложениях.
— В каких предложениях допущены ошибки?
— Определите вид предложений по цели высказывания.
Дополнительное задание: вспомнить и записать отрывки из литературных произведений, в которых встречаются обращения.
Работа по карточкам
— Отметьте галочкой предложение с обращением
1) О чём ты, заинька, плачешь?
2) Вокруг ёлочки скакали зайцы, белки.
1) Как мне не плакать, петух?
2) В избушке жили петух, заяц.
— Оцените свою работу на уроке.
IX . Подведение итогов урока
— Что мы повторили на сегодняшнем уроке?
— Что такое обращение?
— Какой частью речи оно бывает выражено?
— Как обращение выделяется на письме, в устной речи?
Сделать карточку: придумать или выписать из текстов художественной литературы три предложения с обращениями в разных частях предложения (в начале, в середине, в конце), знаки препинания пропустить.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1206938
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.