Обработка персональных данных в медицинских учреждениях для чего
Обработка персональных данных в медицинских учреждениях для чего
Памятка для медицинских учреждений по актуальным проблемам обработки персональных данных
ПАМЯТКА
ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
ПО АКТУАЛЬНЫМ ПРОБЛЕМАМ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
Что такое персональные данные пациента?
Понятие персональных данных содержится в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее − Федеральный закон о персональных данных). Ими признается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Заполняя медицинскую карту амбулаторного больного или заключая договор оказания медицинских услуг, медицинская организация получает персональные данные пациента такие как: фамилия, имя, отчество; дата рождения; адрес по месту проживания; пол; вес; рост; сведения о состоянии здоровья; сведения о результатах анализов, при этом обязана соблюдать определенные требования.
Нормативные правовые акты в области здравоохранения не устанавливают обязанность медицинских учреждений требовать от пациента документы, удостоверяющие личность, а также не предусматривают возможность отказа в оказании медицинской помощи гражданину, который отказывается или не может предъявить личные документы.
Медицинская организация в процессе своей деятельности должна соблюдать требования по защите персональных данных и сохранению врачебной тайны.
Правила обработки персональных данных пациента
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона о персональных данных обработка персональных данных − любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации или без использования таковых, включая сбор, запись, систематизацию персональных данных, их накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу персональных данных (их распространение, предоставление, доступ к ним), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
Обработка персональных данных допускается с согласия субъекта персональных данных либо при наличии иных оснований, предусмотренных пунктами 2-11 части 1 статьи 6 Федерального закона о персональных данных.
Так согласно пункту 6 части 1 статьи 6 Федерального закона обработка персональных данных, необходимая для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно.
Обработка специальных категорий персональных данных без получения согласия пациента для медицинской организации возможна в следующих случаях:
— обработка персональных данных для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц и получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
— обработка персональных данных в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством РФ сохранять врачебную тайну (пункт 4 части 2 статьи 10 Федерального закона о персональных данных).
Предоставление персональных данных пациенту
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона о персональных данных сведения о персональных данных предоставляются субъекту персональных данных или его представителю оператором при обращении либо получении запроса субъекта персональных данных или его представителя.
Запрос должен содержать:
— номер основного документа, удостоверяющего личность субъекта персональных данных или его представителя, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;
— сведения, подтверждающие участие субъекта персональных данных в отношениях с оператором (номер договора, дату его заключения, условное словесное обозначение и (или) иные сведения), либо сведения, иным образом подтверждающие факт обработки персональных данных оператором, подпись субъекта персональных данных или его представителя.
Запрос может быть направлен в форме электронного документа и подписан электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обеспечение неограниченного доступа к документам, определяющим политику медицинской организации в отношении обработки персональных данных
Согласно статье 18.1 Федерального закона о персональных данных оператор (медицинская организация) обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Оператор, осуществляющий сбор персональных данных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, обязан опубликовать в соответствующей информационно-телекоммуникационной сети документ, определяющий его политику в отношении обработки персональных данных, и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных, а также обеспечить возможность доступа к указанному документу с использованием средств соответствующей информационно-телекоммуникационной сети.
Опубликование сведений о медицинской деятельности и о медицинских работниках
Согласно пункту 7 части 1 статьи 79 Федерального закона от 21.11.2011
№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская организация обязана информировать граждан в доступной форме, в том числе с использованием сети «Интернет», об осуществляемой медицинской деятельности и о медицинских работниках медицинских организаций, об уровне их образования и об их квалификации, а также предоставлять иную необходимую для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями информацию.
Во исключение данной правовой нормы приказом Минздрава России от 30.12.2014 № 956н утверждены требования к содержанию и форме предоставления информации о деятельности медицинских организаций, размещаемой на официальных сайтах Министерства здравоохранения Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской федерации, органов местного самоуправления и медицинских организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Обработка персональных данных лиц, не предусмотренных данным правовым актом, а также обработка категорий персональных данных в объеме, превышающем объем определенный приказом, возможен только с согласия субъекта персональных данных.
Время публикации: 10.01.2018 14:32
Последнее изменение: 10.01.2018 14:33
Врачебная тайна и цифровизация: как защитить информацию о пациенте
djv / Depositphotos.com |
Институт врачебной тайны, возникший еще в Древнем мире, эволюционировал на протяжении всего периода развития медицинского права. Эксперты обсудили соответствующую тему на пленарном заседании на тему: «Умеют ли роботы хранить секреты? Врачебная тайна в эпоху глобальной цифровизации», организованного в рамках Петербургского Международного Юридического Форума 9 3/4, информационным партнером которого является компания «Гарант». С одной стороны, врачебная тайна охраняется государством с помощью механизмов защиты через установления запретов, с другой – учитывается этическая сторона вопроса, который регулируется особой отраслью медицинского права, отметила Александра Дронова, статс-секретарь, заместитель Министра здравоохранения РФ. «С развитием информационных технологий важной темой становятся вопросы обеспечения врачебной тайны в ходе обработки и защиты той информации, которая собирается от пациентов», – заметила эксперт. При обработке такой информации возникает вопрос риска раскрытия таких данных, а вопросы их защиты поднимаются на новый уровень.
Закон устанавливает, что к врачебной тайне относятся любые сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, а также иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», далее – Закон № 323-ФЗ). Разглашение таких сведений лицами, которым они стали известны (например, при обучении, исполнении должностных обязанностей) не допускается – за исключением случаев, определенных законом (ч. 2 ст. 13 Закона № 323-ФЗ). Во-первых, с письменного согласия гражданина (законного представителя) допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам и должностным лицам в целях медицинского обследования и лечения пациента и иных действий (ч. 3 ст. 13 Закона № 323-ФЗ). Во-вторых, в случае отсутствия письменного согласия допускаются следующие случаи (ч. 4 ст. 13 Закона № 323-ФЗ):
Примечательно, что отдельно выделяется положение о том, что не допускается разглашение врачебной тайны в том числе после смерти человека (ч. 1 ст. 13 Закона № 323-ФЗ), однако в январе прошлого года они были признаны Конституционным судом не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования неопределенность их нормативного содержания не позволяет определить условия и порядок доступа к медицинской документации умершего пациента его супруга, членов семьи или иных лиц, указанных в его информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство (Постановление Конституционного Суда РФ от 13 января 2020 г. № 1-П). Как установил Суд, доступ к медицинской информации умершего может потребоваться членам его семьи в связи с реализацией ими своего права на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч. 1 ст. 41 Конституции РФ), в частности при необходимости диагностирования и лечения генетических, инфекционных и иных заболеваний. КС РФ посчитал, что Конституция РФ предусматривает возможность установления в отношении информации, относящейся к врачебной тайне, специального правового режима, в том числе режима ограничения свободного доступа к ней со стороны граждан, при этом отдельно подчеркивается, что «гарантии защиты частной жизни, чести и достоинства умершего и доброй памяти о нем, как и защиты прав и законных интересов его близких, не могут быть исключены из сферы публичного интереса». Этим же поставлением была регламентирована необходимость внесения в правовое регулирование изменения, которые позволят нормативно определить условия и порядок доступа к медицинской документации умершего пациента.
Проконсультировать по вопросам необходимых документов, которые следует заключать медицинской организации с пациентами, помогут юристы – партнеры компании «Гарант».
Как объяснила директор ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактики медицины» Оксана Драпкина, термин «врачебная тайна» не отражает полный круг лиц, которые должны эту тайну соблюдать – она относится не только к врачам, но и ко всему персоналу медицинского учреждения, куда обратился пациент, а также к любым людям, которым такие сведения стали доступны (например, фармацевты или юристы). К врачебной тайне относится не только информация медицинского характера (информация, характеризующая состояние здоровья пациента), но и другие, немедицинские сведения – информация о факте местонахождения пациента, обращения за медицинской помощью, госпитализации, обследования и т. п.
Проводя анализ регламентации правового статуса врачебной тайны, заведующая отделом социального законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Наталья Путило заметила тенденцию на рост исключений из понятий того, что относится к врачебной тайне. Так, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утв. ВС РФ 22 июля 1993 № 5487-1) – в настоящее время утратили силу) в первоначальной редакции содержало пять позиций об исключениях в отношении разглашении врачебной тайны, в то время как текущий закон в первоначальной редакции содержал 10 позиций, а в текущей редакции – 14. При этом следует учитывать решения КС РФ, который установил, что российское законодательство несовершенно в части медицинской тайны и требуется установление дополнительных оснований в части раскрытия врачебной тайны родственникам умерших пациентов в определенных случаях – разработка соответствующего законопроекта уже ведется, отметила эксперт. Все это говорит об увеличении исключений в части раскрытия информации, составляющей врачебную тайну.
Отдельного обсуждения заслуживает тема законодательного регулирования телемедицинских услуг. Напомним, что телемедицинские технологии представляют собой информационные технологии, которые:
Подробнее о регулировании телемедицинских технологий читайте в нашем материале: Здоровье и технологии: правовые проблемы взаимодействия. Наталья Путило заметила, что в юридическом сообществе сложилось два противоположных мнения по поводу того, как следует регулировать телемедицинские технологии. Некоторые эксперты считают, что современное регулирование не представляется достаточным, его следует ужесточить – оно требует централизации, дифференцирования и создания множества подробных норм, в том числе в части врачебной тайны. Другие эксперты полагают, что текущего регулирования для определения правового статуса телемедицинских технологий достаточно, а ужесточение и чрезмерная детализация регулирования препятствует развитию новых информационных технологий.
Трансформация медицинского сектора в сторону цифровизации переводит значительную часть процесса обработки информации в электронный вид. С увеличением объема такой информации повышается уровень ответственности за ее сохранностью, констатировал советник директора ФГБУ «Федеральный ресурсный центр по информации и технологическому развитию» Минздрава России Александр Дубасов. Эксперт отдельно подчеркивает, что следует защищать не только непосредственно информацию, но и инфраструктуру, обеспечивающей обработку такой информации. При вопросе обеспечения информационной безопасности в медицинской сфере требуется руководствоваться тремя постулатами: обеспечение целостности, доступности и конфиденциальности. «Создание информационных технологий в отрыве от обеспечения их информационной безопасностью повышает риски того, что инфраструктура и данные будут подвержены атакам и действиям злоумышленников», – считает эксперт. Он считает, что выделенные ключевые постулаты отражены в законодательстве – например, закон о персональных данных содержит положение об обязанности принимать необходимые правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерных действий в отношении персональных данных (ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»). Также сфера здравоохранения входит в понятие критической информационной структуры (КИИ) (по смыслу ч. 8 ст. 2 Федерального закона от 26 июля 2017 г. № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»; далее – Закон № 187-ФЗ), где устанавливаются права и обязанности субъектов КИИ по обеспечению защиты информации (ст. 9 Закона № 187-ФЗ), а также требования по защите информации значимых объектов КИИ.
При этом фактически все медицинские организации являются субъектами КИИ – это связано с тем, что процессы, которые они осуществляют в рамках своей деятельности, являются критическими для здравоохранения, пояснил эксперт. Он отдельно выделил опасность потенциальной ошибки обучения искусственного интеллекта. Таким образом, возможна потеря времени и ресурсов, а в худшем случае – будет поставлен ошибочный диагноз.
Защита персональных данных в медицинских учреждениях
Защита персональных данных
с помощью DLP-системы
О боснование необходимости электронной безопасности очевидно – сейчас весь медицинский учет проводится через оргтехнику. Использование компьютерного оборудования для обработки персональных данных пациентов и медперсонала – чрезвычайно необходимая мера в российских реалиях. Первыми на эту схему перешли дорогие частные клиники, но с удешевлением компьютеров и увеличением бюджетных ассигнований электронный учет появился даже в районных поликлиниках отдаленных районов Крайнего Севера. Соответственно, понадобилось внедрять новейшие методики безопасности.
Законодательство
Первичная правовая база по организации безопасности и защиты персональной информации в медицинских учреждениях, выполнение с этой целью всех защитных мероприятий основываются на законе № 152-ФЗ, принятом 27.07.2006. Общие юридические основания о врачебной тайне прописаны в «Основах. об охране здоровья. ». В этом документе содержатся основополагающие требования по защите персональных данных.
Новую интегрированную систему защиты персональных данных в медучреждениях законодательство требует стандартизировать по последним сертификатам электронной безопасности. Порядок проверок и список лиц, уполномоченных следить за выполнением данного положения, определяется специальными документами Минздрава, муниципальных властей и надзорных органов юстиции.
Основные нормативы, которыми руководствуются медучреждения при создании системы защиты ПД:
Перечень неполный, но любой теоретически возможный иной способ сбора персональных данных априори опирается на приведенные выше нормативы.
Правовые документы по обработке ПДн медперсонала
Кроме вышеперечисленных документов, в медорганизациях применяются нормативные акты по организационному обеспечению защиты ПД медперсонала. К этим документам относятся:
Сроки обработки данных установлены приказом «О введении в действие положения о медицинском архиве лечебного учреждения».
Законодательные базы для медперсонала и пациентов в целом схожи функционально. Разница на практике возникает в момент, когда необходимо обеспечить конфиденциальность: большая часть ответственности за правильную и безопасную работу с персональными данными лежит на уполномоченных лицах из персонала клиник, амбулаторий, санаториев и иных медицинских учреждений, непосредственно отвечающих за сбор информации у пациентов и персонала. Их список, а также положения о сборе, хранении, обработке и передаче ПД должны быть разработаны в каждом медучреждении и доведены до персонала, ответственного за работу с персональными данными пациентов и сотрудников организации.
Специфика обработки персональных данных в медучреждениях
Первое, что должно учитываться оператором (медорганизацией) при обработке персональных данных в медицинских учреждениях, – исключительная роль этической составляющей. Медучреждения обязаны хранить данные о здоровье каждого пациента, не допускать огласки такой информации. Многие болезни считаются социально табуированными и не подлежат разглашению по базовым правилам медицинской этики.
Анализ персональных данных пациентов зиждется на принципе, согласно которому здоровье пациента является чрезвычайно конфиденциальной категорией информации. Какое-либо своевольное изъятие данных категорически воспрещается.
Исключение делается только в ситуации чрезвычайных обстоятельств. Например, речь может идти о защите самой жизни или здоровья пациента либо третьих лиц. Также возможность изымать персональные данные без согласия фигуранта допускается в случае полной физической невозможности заручиться таким разрешением (пациент недееспособен, недоступен для заверения своей воли, либо речь идет об уже умершем человеке). В любом случае к работе с персональной информацией допускаются исключительно медработники, имеющие соответствующую квалификацию и аттестованные по правилам Минздрава.
Первым техническим моментом организации обработки ПДн пациентов и персонала медучреждений является выполнение требований статьи 31 Основ законодательства об охране здоровья. Пациент должен быть обязательно проинформирован о состоянии здоровья его организма (общий анамнез, симптомы заболеваний, предлагаемая терапия, все возможные риски, побочные эффекты, дополнительные финансовые траты, сроки проведения процедур, коррекция рабочего времени по недееспособности и т. д.). Причем эта информация должна быть подана в форме, доступной для понимания пациента. Это также касается лиц с ограниченными физическими возможностями. Если необходимо – дополнительно назначается квалифицированный переводчик. Это полностью пересекается со 143-й статьей закона о персональных данных – требованием, определяющим право на доступ к ПД как пациента, так и медперсонала.
Обязанности медучреждений как операторов ПДн
Медучреждения в качестве операторов при сборе ПД обязаны предоставить каждому пациенту следующую информацию (если такое требование им предъявляется), которая касается ПДн:
При получении ПДн не от их субъекта оператор перед началом их обработки должен ознакомить пациента со следующей информацией:
Права пациентов
Обеспечение безопасности ПДн посетителей частных и муниципальных медицинских заведений регламентируется не только техническими средствами. Любые данные, подпадающие под определение врачебной тайны, могут быть оглашены только с согласия пациента. Исключения описаны в статье 61 «Основ. об охране здоровья». Это требование полностью дублирует шестая статья ФЗ «О персональных данных». ПД должны передаваться только по защищенным каналам связи, которые позволяют уберечь эту информацию от утечки.
Пациенты имеют право в отношении своих ПДн требовать их блокирования, уточнения, уничтожения, если эта информация является неполной, неактуальной, неверной, полученной незаконным путем, не нужна для заявленных целей обработки.
Также пациент имеет право на защиту своих прав, предусмотренных законодательством в отношении обработки, передачи, хранения персональных данных.
По запросу доступ к ПДн может быть предоставлен законному представителю пациента (ГК РФ ст. 26) – родителям, усыновителям, попечителям.
Законный представитель имеет право выполнять от имени носителя ПДн любые действия, а также определять лиц, которым будет разглашаться информация, являющаяся врачебной тайной пациента. Лицо, которое имеет право получить такие данные, не имеет никаких прав вступать в гражданские правоотношения от лица пациента.
В случае необходимости предоставления носителю ПДн срочной медпомощи, его согласие на обработку этой информации не требуется (в случае техногенных катастроф, стихийных бедствий, при реальной угрозе его жизни и здоровью).
Техническая часть
Необходимая оргтехника подбирается и поставляется в соответствии с рекомендациями контролирующих органов. Сбор данных, проводимый согласно законодательно установленным методикам, должен быть защищен на всех этапах. Спецификой работы медучреждений является сравнительно большая база по сравнению с муниципальными органами специализированных терминалов, связанных с хранением данных, передачей через Интернет, по локальным сетям различных типов. Поэтому критически важно иметь идеально настроенные защитные барьеры и своевременно обновлять сертифицированное ПО, пользоваться эффективной антивирусной защитой.
Список разрешенных программных средств регулярно обновляет Минздрав и локальные отделы кибербезопасности. Размещение информсистем, приобретение, установка, работа специального оборудования, а также охрана таких помещений должны строиться на обеспечении полной сохранности носителей, на которых размещены ПДн, средств защиты такой информации. Организация работы с ПДн должна предусматривать все необходимые меры, исключающие возможность несанкционированного проникновения или нахождения в таких помещениях посторонних лиц.
Персональные данные пациентов в медицинских организациях: требования к обработке и ответственность
Медицинские организации в силу законодательства являются операторами персональных данных своих пациентов. Они принимают непосредственное участие в сборе, систематизации, накоплении, хранении, уточнении, обновлении, изменении, распространении и уничтожении такой информации. Разберемся, какие требования предъявляет законодательство к медицинской организации в качестве оператора персональных данных и какие виды ответственности предусмотрены за их нарушение.
Персональные данные представляют собой любую информацию, относящуюся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон № 152-ФЗ)).
Медицинская организация, получая персональные данные от пациента (субъекта персональных данных), например, при его первоначальном поступлении или заключении договора на оказание медицинских услуг, а также в процессе лечения, приобретает статус оператора. У нее возникают определенные обязанности в части работы с полученными персональными данными.
Данные обязанности регулируются следующими нормативными актами:
– Конституция РФ;
– КоАП РФ, УК РФ, ГПК РФ;
– упомянутый выше Закон № 152-ФЗ;
– Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
– Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее — Закон № 323-ФЗ);
– другие положения и нормативно-правовые акты.
Важно!
Оператор персональных данных — это государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными (ст. 3 Закона № 152-ФЗ).
Персональные данные пациента и врачебная тайна
Сразу отметим, что информация о состоянии здоровья пациента относится к специальным категориям персональных данных, обработка которых не допускается, за исключением случаев, когда (ст. 10 Закона № 152-ФЗ):
– пациент дал согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных;
– пациент сам сделал персональные данные общедоступными;
– обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов пациента либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц и получение согласия пациента невозможно;
– обработка персональных данных осуществляется в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством РФ сохранять врачебную тайну.
Информация, являющаяся врачебной тайной, — это отдельный подвид персональных данных. Она представляет собой сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья, диагнозе и иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении (п. 1 ст. 13 Закона № 323-ФЗ). Ее разглашение не допускается (п. 2 ст. 13 Закона № 323-ФЗ), за исключением отдельных случаев, о которых мы расскажем ниже.
Обработка персональных данных
Обработка персональных данных — это любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием или без использования средств автоматизации, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение (ст. 3 Закона № 152-ФЗ).
Как было сказано выше, перед получением от пациента информации медицинская организация должна запросить у него согласие на обработку персональных данных (ст. 6, ст. 10 Закона № 152-ФЗ).
Пациент вправе полностью или частично отказаться от предоставления согласия на обработку персональных данных. Поэтому медицинской организации следует правильно подходить к виду и объему запрашиваемой информации. В обработку нужно запрашивать только те сведения, которые отвечают ее целям. Сведения не должны быть избыточными (ст. 5 Закона № 152-ФЗ).
При сборе персональных данных оператор обязан предоставить субъекту персональных данных по его просьбе следующую информацию:
– подтверждение факта обработки персональных данных;
– правовые основания и цели обработки;
– цели и применяемые способы обработки;
– наименование и место нахождения оператора, сведения о лицах (за исключением работников оператора), которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с оператором или на основании положений законодательства;
– обрабатываемые персональные данные, относящиеся к соответствующему субъекту персональных данных, источник их получения, если иной порядок представления таких данных не предусмотрен положениями законодательства;
– сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;
– порядок осуществления субъектом персональных данных прав, предусмотренных Законом № 152-ФЗ;
– информацию об осуществленной или о предполагаемой трансграничной передаче персональных данных;
– наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу;
– иные сведения, предусмотренные Законом № 152-ФЗ или другими федеральными законами.
Согласие на обработку персональных данных может быть получено в электронной либо в письменной форме.
При этом согласие на обработку биометрических данных необходимо получить от пациента именно в письменной форме (ст. 11 Закона № 152-ФЗ), так как они представляют собой сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности на основании которых можно установить личность.
Бумажный документ должен содержать следующие реквизиты (п. 4 ст. 9 Закона № 152-ФЗ):
– фамилию, имя, отчество, адрес пациента, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи этого документа и выдавшем его органе;
– Ф.И.О., адрес представителя пациента, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи этого документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия представителя пациента (при получении согласия от него);
– наименование медицинской организации;
– цель обработки персональных данных;
– перечень персональных данных, на обработку которых пациент дает согласие;
– наименование или Ф.И.О. и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению медицинской организации, если обработка будет поручена такому лицу;
– перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, и общее описание используемых способов обработки персональных данных;
– срок, в течение которого действует согласие пациента, а также способ отзыва такого согласия, если иное не установлено законодательством;
– подпись пациента.
Также обратите внимание, что при заключении договора с пациентом медицинская организация обязана предоставить ему информацию о номере своей лицензии, сроке ее действия и выдавшем ее органе. Такую информацию можно включить непосредственно в договор либо прописать в нем ссылку на источник откуда можно получить информацию.
При заключении договора на сложные и дорогостоящие услуги пациенту следует предложить под роспись ознакомиться с описанием этих услуг, способами их оказания, возможными последствиями и т. д.
От пациента обязательно потребуется получить информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство (на анестезиологическое обеспечение медицинского вмешательства, на оперативное вмешательство, в том числе переливание крови и ее компонентов, и т. д.). Его следует оформить в письменном виде – записью в истории болезни, заверенной подписью самого пациента (его законного представителя) либо его отдельной распиской или заявлением. С 1 января 2018 года согласие также можно оформить в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной или простой электронной подписью пациента (его законного представителя) и электронной подписью медицинского работника.
Если состояние пациента не позволяет ему выразить свою волю, а медицинское вмешательство неотложно, вопрос о его проведении решают консилиум или лечащий врач.
Медицинское вмешательство без информированного добровольного согласия также возможно в отношении пациентов:
– страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
– страдающих тяжелыми психическими расстройствами;
– совершивших общественно опасные деяния (преступления);
– направленных на судебно-медицинскую и (или) судебно-психиатрическую экспертизы.
Предоставление персональных пациента данных третьим лицам
Законодательство запрещает предоставлять третьим лицам и распространять персональные данные без согласия пациента (ст. 7 Закона № 152-ФЗ).
Под предоставлением в данном случае понимаются действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц, а под распространением — действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (ст. 2 Закона № 152-ФЗ).
Вместе с тем, Закон № 323-ФЗ допускает разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, с письменного согласия пациента или его законного представителя другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях (п. 2 ст. 13 Закона № 323-ФЗ).
Предоставление персональных данных пациенту или его законному представителю
Медицинская организация обязана сообщить пациенту или его законному представителю информацию о наличии персональных данных и предоставить возможность для ознакомления с ними в течение 30 дней с даты получения соответствующего запроса от пациента или его представителя (ст. 14, ст. 20 Закона № 152-ФЗ).
Согласно Закону № 323-ФЗ пациент или его законный представитель имеют право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов (п. 5 ст. 22 Закона № 323-ФЗ) в порядке утвержденном приказом Минздравсоцразвития РФ от 02.05.2012 № 441н, а также непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья в порядке, утвержденном приказом Министерства здравоохранения РФ от 29.06.2016 № 425н.
Ответственность за нарушение правил работы с персональными данными
Административная ответственность за нарушения в области защиты персональных данных установлена статьей 13.11 КоАП РФ. Перечислим за что могут оштрафовать медицинскую организацию.
Обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством РФ в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями их сбора влечет предупреждение или наложение штрафа:
– на граждан в размере от 1000 до 3000 рублей;
– на должностных лиц – от 5000 до 10 000 рублей;
– на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 рублей.
Обработка персональных данных без согласия в письменной форме в случаях, когда оно должно быть получено в соответствии с законодательством РФ в области персональных данных (если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния), либо обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством РФ в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме влечет:
– наложение административного штрафа на граждан в размере от 3000 до 5000 рублей;
– на должностных лиц – от 10 000 до 20 000 рублей;
– на юридических лиц – от 15 000 до 75 000 рублей.
Невыполнение предусмотренной законодательством РФ в области персональных данных обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся их обработки, влечет предупреждение или наложение штрафа:
– на граждан в размере от 1000 до 2000 рублей;
– на должностных лиц – от 4000 до 6000 рублей;
– на юридических лиц – от 20 000 до 40 000 рублей.
Несоблюдение сроков выполнения требований по защите прав субъектов персональных данных об их уточнении, блокировании или уничтожении, когда данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
– на граждан в размере от 1000 до 2000 рублей;
– на должностных лиц – от 4000 до 10 000 рублей;
– на юридических лиц – от 25 000 до 45 000 рублей.
Невыполнение требований по сохранности персональных данных при их обработке без использования средств автоматизации, если это повлекло неправомерный или случайный доступ к данным, их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо иные неправомерные действия в отношении данных, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния влечет наложение штрафа:
– на граждан в размере от 700 до 2000 рублей;
– на должностных лиц – от 4000 до 10 000 рублей;
– на юридических лиц – от 25 000 до 50 000 рублей.
Невыполнение оператором, являющимся государственным или муниципальным органом, обязанности по обезличиванию персональных данных либо несоблюдение установленных для этого требований или методов влечет предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 6000 рублей.
Уголовная ответственность предусмотрена за следующие правонарушения.
Незаконное собирание или распространение с использованием служебного положения сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ может повлечь (ст. 137 УК РФ):
– штраф в размере от 100 000 до 300 000 рублей;
– лишение права занимать определенные должности на срок от двух до пяти лет;
– принудительные работы на срок до четырех лет (с лишением права занимать определенные должности на срок до пяти лет или без такового);
– арест на срок до шести месяцев;
– лишение свободы на срок до четырех лет (с лишением права занимать определенные должности на срок до пяти лет).
За неправомерный отказ должностного лица в предоставлении документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы пациента, либо предоставление ему неполной или заведомо ложной информации, если это причинило вред правам и законным интересам пациента медицинской организации грозит (ст. 140 УК РФ):
– штраф до 200 000 рублей;
– лишение права занимать определенные должности на срок от двух до пяти лет.
Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это повлекло ее уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование предусматривает:
– штраф до 200 000 рублей;
– исправительные работы на срок до одного года;
– ограничение свободы на срок до двух лет;
– принудительные работы на срок до двух лет;
– лишение свободы на тот же срок.
Кроме того, медицинскую организацию могут привлечь к гражданско-правовой ответственности за причинение пациенту морального вреда (нравственных страданий) вследствие нарушения правил обработки персональных данных (ст. 24 Закона № 152-ФЗ; ст. 151 ГК РФ). Ответственность предусматривает компенсацию морального вреда (независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных субъектом убытков).
Также читайте:
Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм