Обоснуйте для чего врачам географам биологам химикам физикам нужна своя терминология

Естествознание. Базовый уровень. 10 класс. В. И. Сивоглазов

Обоснуйте для чего врачам географам биологам химикам физикам нужна своя терминология. Смотреть фото Обоснуйте для чего врачам географам биологам химикам физикам нужна своя терминология. Смотреть картинку Обоснуйте для чего врачам географам биологам химикам физикам нужна своя терминология. Картинка про Обоснуйте для чего врачам географам биологам химикам физикам нужна своя терминология. Фото Обоснуйте для чего врачам географам биологам химикам физикам нужна своя терминология

§ 4. Язык естествознания

1. Вспомните фамилии выдающихся учёных, в честь которых были названы химические элементы, физические величины, растения.

2. Обоснуйте, для чего врачам, географам, биологам, химикам, физикам нужна своя терминология.

3. Докажите, что язык естественных наук вам уже знаком, и приведите примеры терминов из биологии, химии, физики, географии.

Язык науки – способ обмена знаниями

Шведский испытатель и врач К. Линней сказал: «Если не знаешь названий, теряется и познание вещей». Высказывание великого Линнея можно перефразировать так: «Если ты не владеешь основными терминами естествознания, ты не можешь считать себя культурным человеком». В процессе научного познания складывается особый язык – научная терминология. Несомненно, он необходим для информационного обмена, взаимодействия специалистов различных стран, для однозначности обозначения одних и тех же объектов, явлений, величин. Любому человеку, в какой бы профессиональной сфере он ни трудился, необходимо корректно использовать естественно-научную терминологию. Это так же необходимо, как соблюдение норм и правил правописания в любом тексте независимо от того, художественное это произведение, резюме, бизнес-план, приказ по организации или рекламный плакат (рис. 14).

Рис. 14. Химические «ляпы» на вывесках и этикетках товаров

Биологическая терминология и её особенности

Терминологический аппарат естествознания – это сочетание «языков» отдельных естественно-научных дисциплин. В биологии система научных названий составляется по биноминальной (бинарной) биологической номенклатуре. Она используется в ботанике, зоологии, микологии (науке о грибах) и микробиологии (науке о микроорганизмах) для обозначения групп организмов, связанных той или иной степенью родства, – таксонов. Название представляет собой словосочетание на латинском языке: имени рода и имени вида (согласно терминологии, принятой в зоологической номенклатуре, например: Homo sapiens, или Человек разумный) либо имени рода и видового эпитета (согласно ботанической терминологии, например: Ranunculus acer, или Лютик едкий).

Имя рода всегда пишется с большой буквы, имя вида (видовой эпитет) – всегда с маленькой (даже если происходит от имени собственного). В тексте бинарное название, как правило, пишется курсивом. Например, в научных кругах замечательную бабочку махаон (рис. 15, а) называют Papilio machaon, а шиповник (рис. 15, б) – Rosa canina (роза собачья).

Воспользуемся возможностью и повторим основные систематические группы (таксоны), принятые в биологии, на примере бурого медведя, которого нередко считают символом России.

Основу не только биологической номенклатуры, но и медицинской терминологии (анатомической, фармацевтической и др.) составляют латинские названия, которые пишутся и подчиняются правилам латинской грамматики.

Рис. 15. Примеры биологических объектов: СКАЧАТЬ

Источник

Медицина 2.0

Зачем нужны медицинские термины и словарь медицинских терминов онлайн?

Обоснуйте для чего врачам географам биологам химикам физикам нужна своя терминология. Смотреть фото Обоснуйте для чего врачам географам биологам химикам физикам нужна своя терминология. Смотреть картинку Обоснуйте для чего врачам географам биологам химикам физикам нужна своя терминология. Картинка про Обоснуйте для чего врачам географам биологам химикам физикам нужна своя терминология. Фото Обоснуйте для чего врачам географам биологам химикам физикам нужна своя терминология

В своей практике врачи нередко используют специфические медицинские термины, которые не понятны обычным людям, и чтобы понимать, о чем говорит врач, иногда необходимо узнать точное описание того или иного термина. Это поможет пациенту понимать суть проблемы и избавиться от напрасных переживаний, вызванных пугающими терминами. Для того, чтобы провести расшифровку сегодня не нужно отправляться в специализированную библиотеку и искать справочные пособия, можно использовать словарь медицинских терминов онлайн. Это аналог такого же бумажного медицинского словаря, но в реальном времени в нем можно найти подробное описание того или иного термина, диагноза или методики лечения.

Зачем нужны медицинские термины

В своей профессиональной деятельности врачи пользуются единой системой постановки диагноза и определенными медицинскими терминами, которые понятны врачу любой точки земного шара. Это нужно для того, чтобы эффективно оказывать помощь пациентам, осуществлять консультации и вести научные исследования. Все медицинские термины имеют в своей основе латынь или греческий язык, транслитерированный на все языки мира. Составление терминов имеет единый принцип, существует целая система, которую изучают врачи в отношении терминологии. Это помогает в единой классификации и систематизации всех заболеваний.

Словарь медицинских терминов онлайн

Сегодня практически все порталы медицинской направленности имеют в своем арсенале особый словарь медицинских терминов онлайн. На основе него очень удобно систематизировать информацию на сайте, что облегчает помощь нужного термина, диагноза или методики лечения. основа составления словаря медицинских терминов онлайн достаточно проста, классификация проводится в алфавитном порядке, а также по группам или категориям болезней, по органам и системам, в зависимости от направленности сайта (неврология, патологии почек и т.д.).

Нередко такой словарь медицинских терминов онлайн имеет удобный интерфейс и интерактивную структуру, можно найти как краткое описание термина, так и расширенное, а также связанные с ним материалы на сайте, статьи, клинические случаи и справочные материалы. Они позволяют пациенту получить полную и исчерпывающую информацию по проблеме или патологии. Но важно помнить о том, что эта информация предоставляется в ознакомительных целях, на основании этих общих данных никаких диагнозов не ставят и лечения не назначают.

Что такое медицинский справочник болезней

Особым вариантом является медицинский справочник болезней, он содержит в себе наиболее распространенные патологии, встречающиеся как в детском, так и во взрослом возрасте. Такие справочные руководства могут быть как общими, по всем патологиям в целом, так и специальные, по определенным направлениям и органам. Используется медицинский справочник болезней для получения общей справочной информации о тех или иных заболеваниях, их причинах и механизмах развития, а также способах постановки диагноза и принципах лечения. Этот справочник не дает описания особых вариантов, влияния различных факторов и прочих условий, которых знают врачи, поэтому данными не нужно пользоваться для самостоятельной диагностики и практики самолечения. По данным медицинского справочника болезней можно получить общее представление о патологии, варианты ее проявления и уровень опасности, если ее не лечить. Кроме того, данные руководства могут дать пациенту информацию о том, что нужно сделать для профилактики подобного состояния, какие меры принимаются для предотвращения распространения болезни, если речь идет об инфекции. Если же это соматические патологии, указаны способы профилактики за счет изменения образа жизни ил питания.

Добавил tanechka 1605 дней назад в категорию Разное

Источник

LITMIR.BIZ

Новинки
Популярные
Наши рекомендации
ТОП просматриваемых книг сайта:

Естествознание. Базовый уровень. 10 класс. В. И. Сивоглазов

Информация о произведении:

Обоснуйте для чего врачам географам биологам химикам физикам нужна своя терминология. Смотреть фото Обоснуйте для чего врачам географам биологам химикам физикам нужна своя терминология. Смотреть картинку Обоснуйте для чего врачам географам биологам химикам физикам нужна своя терминология. Картинка про Обоснуйте для чего врачам географам биологам химикам физикам нужна своя терминология. Фото Обоснуйте для чего врачам географам биологам химикам физикам нужна своя терминология

бабочку махаон (рис. 15, а) называют Papilio machaon, а шиповник (рис. 15, б) – Rosa canina (роза собачья).

Воспользуемся возможностью и повторим основные систематические группы (таксоны), принятые в биологии, на примере бурого медведя, которого нередко считают символом России.

Основу не только биологической номенклатуры, но и медицинской терминологии (анатомической, фармацевтической и др.) составляют латинские названия, которые пишутся и подчиняются правилам латинской грамматики.

Рис. 15. Примеры биологических объектов: а – бабочка махаон; б – шиповник обыкновенный

Однако для каждой отдельной отрасли медицинской науки, например анатомии, существуют свои номенклатуры. За анатомической номенклатурой строго следят созданные во многих странах национальные комитеты. Начало анатомической номенклатуре было положено в 1895 г. в Базеле, когда собравшиеся там из разных стран анатомы из более чем 50 000 неупорядоченных названий сумели выбрать для употребления 5600. В 1905 г. на IV конгрессе анатомов в Париже были утверждены 5640 терминов, которыми надлежало пользоваться медицинским работникам всего мира.

Терминология в химии и её особенности

Латинские корни, равно как и греческие, лежат в основе названий химических элементов и химических веществ.

Как известно, наука о происхождении слов называется этимологией. В основе названий химических элементов лежат пять этимологических начал.

В названиях одних химических элементов отражены их важнейшие свойства. Например, водород Hydrogenium означает «рождающий воду»; кислород Oxygenium – «рождающий кислоты»; фосфор Phosphorus – «несущий свет».

Другие элементы названы в честь небесных тел или планет Солнечной системы: селен (Selena – Луна), теллур (Telluris – Земля), уран (Uranius – Уран) и др.

Названия некоторых элементов заимствованы из древнегреческой мифологии: тантал, прометий, титан (это имена царей, героев, богов).

Отдельные элементы названы в честь учёных: менделевий, кюрий, эйнштейний, резерфордий и др.

И наконец, часть названий элементов имеют географические корни: рутений (Ruthenia – латинское название России), лютеций (Lute cia – латинское название Парижа), франций, германий и т. д. Последний из элементов, для которых утверждено название, – это элемент № 116, названный ливерморием (Lv) в честь Ливерморской национальной лаборатории им. Э. Лоуренса, расположенной в г. Ливермор (США). Сотрудники этой лаборатории ядерных реакций участвовали в открытии 116-го элемента вместе с российскими учёными Объединённого института ядерных исследований в г. Дубна.

Названия химических соединений образуются в соответствии с международной номенклатурой, основы которой вы изучали в курсе химии основной школы.

Общую схему образования названия оксидов и гидроксидов можно представить следующим образом:

название класса (оксид, гидроксид) + название элемента в родительном падеже (+ степень окисления или заряд иона

Источник

Обоснуйте для чего врачам географам биологам химикам физикам нужна своя терминология

Естествознание. Базовый уровень. 10 класс

Скачать книгу свободно владеть терминологией, которая является языком науки. Вот об этом и пойдёт речь в следующем параграфе.

♦ что такое теоретическое познание и какую роль в нём играют теоретическое моделирование, мысленный эксперимент и математическое моделирование

♦ обосновать значимость мысленного эксперимента для развития науки и проиллюстрировать это работами учёных-естествоиспытателей

♦ привести примеры математического моделирования в физике, химии, биологии, географии

1. Сравните эмпирический и теоретический уровни познания.

2. Приведите примеры идеальных моделей.

3. Вспомните из курса химии, что такое изотопы, запишите символы природных изотопов водорода и кислорода, составьте формулы воды, образованной каждым из изотопов водорода и кислорода. Сможете ли вы предложить математическую формулу для расчёта числа возможных вариантов молекул, зная число изотопов каждого элемента?

4. Прочтите притчу Ф. Кривина «Ньютоново яблоко»:

«– Послушайте, Ньютон, как вы сделали это своё открытие, о котором теперь столько разговору?

– Сам не знаю как… Просто стукнуло в голову…

– Яблоко стукнуло? А ведь признайтесь, это яблоко было из моего сада…

На другой день, когда Ньютон пришёл на своё излюбленное место, ветка была спилена. За забором под своей яблоней сидел сосед.

– Отдыхаете? – кивнул соседу Ньютон.

Так сидели они каждый день – Ньютон и сосед за забором. Ветки не было, солнце обжигало Ньютону голову, и ему ничего не оставалось, как заняться изучением световых явлений».

Объясните, о каких открытиях Ньютона говорится в притче, какое из них имеет характер эмпирического обобщения, а какое – математического моделирования.

5. «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания истины…» (В. И. Ленин). Проиллюстрируйте эту модель познания примерами из различных областей естественных наук – физики, химии, биологии, экологии, астрономии, физической географии.

Темы для рефератов

1. Совершенствование математического моделирования в результате развития вычислительной техники. 2. Мысленный эксперимент и математическое моделирование философов и учёных Древней Греции и Древнего Востока. 3. Модели строения атома – предшественники модели атома Томсона.

§ 4. Язык естествознания

1. Вспомните фамилии выдающихся учёных, в честь которых были названы химические элементы, физические величины, растения.

2. Обоснуйте, для чего врачам, географам, биологам, химикам, физикам нужна своя терминология.

3. Докажите, что язык естественных наук вам уже знаком, и приведите примеры терминов из биологии, химии, физики, Скачать книгу

Источник

Статья на тему «Терминологическая работа на уроках химии и биологии»

Терминологическая работа на уроках химии и биологии.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

учитель химии – Батырова Раиля Бадртдиновна

Функциональная грамотность – тот уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в основной школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе преимущественно прикладных знаний, т.е. социализацию личности. На эффективность социализации влияет образованность человека, проявляющаяся в обученности, воспитанности, развитости. Начальным условием социализации является грамотность. В учебных стандартах школ России вводится понятие химической и биологической грамотности, под которым понимается не только владение учащимися традиционными умениями производить вычисления, решать задачи, записывать уравнения химических реакций, но и получение теоретических знаний, усвоение основ химического и биологического языка, овладение элементами логического мышления[7].

Проверяя контрольные, самостоятельные, практические работы, выслушивая ответы обучающихся на уроках, нам часто приходится задумываться над тем, какими средствами можно развить у ребёнка умение правильно и научно выражать свои мысли, грамотно писать ответы на вопросы. В общеобразовательной школе для организации контроля на уроке широко применяется метод тестирования. При этом чаще всего учащимся достаточно поставить цифру и букву ответа на вопрос, не обременяя себя написанием сложных и труднопроизносимых терминов. По – нашему мнению, написание и проговаривание простых и сложных химических и биологических терминов способствует умственному развитию обучающихся, их грамотности.

Исходное событие для начального этапа формирования работы с терминологией – чтение учебной и научной литературы, внимательное прослушивание объяснения учителем учебного материала, обращение в словарь терминов. В процессе чтения и прослушивания объяснения ученик выделяет основные понятия, устанавливает связи данных понятий с ранее изученными; устанавливает внутренние связи между терминологией и идеями параграфа, главы; фиксирует в памяти правильность написания новых слов, формул, уравнений.

Следующим этапом в работе с химической и биохимической терминологией является закрепление полученных знаний. Этот процесс заключается в использовании разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт обучающихся. Методическая цель любого урока – создание атмосферы заинтересованности каждого ученика, стимулирование его к активной работе. В этом нам помогает проведение разнообразных видов работ с терминами:

-терминологический диктант позволяет проконтролировать, насколько правильно учащиеся воспринимают термины и названия «на слух» и записывают их. В терминологическом диктанте можно практиковать и толкование отдельных терминов. Например, на обобщающем уроке по теме: «Электролитическая диссоциация», можно предложить записать под диктовку слова – «электролит», «диссоциация», «катион», «анион» и сделать перевод на русский язык этих терминов[2],[6];

-игра «Словарный марафон»: ребята по цепочке повторяют изученные термины. Ученик, назвавший 10 терминов без ошибки, получает положительную оценку;

-составление рассказа учащимися по терминам, выписанным на доске в процессе закрепления изученного на уроке материала;

-прослушивание учениками «ложного рассказа» и исправление ошибок в терминах;

-анализ текста с пропущенными словами;

-составление и разгадывание кроссвордов, сканвордов, ребусов, шарад[6];

-разгадывание и придумывание загадок;

-подбор синонимов к терминам:

— задания на установление аналогий: между первым и вторым понятием существует определённая связь. Такая же связь существует между третьим и одним из пяти приведённых понятий. Найдите эти понятия:

а)нуклеотиды, б) глицерин, в) аминокислота, г) липид, д) углевод;

-задания на обобщение: Объедините одним словом:

а) углекислый газ, б) хлорофилл, в) вода, г) глюкоза (фотосинтез)[1];

-составление «синквейна»: нерифмованного стихотворения из пяти строк;

-составление рефератов, сообщений с изученными ранее и новыми для учащихся терминами;

-разгадывание и составление химических и биологических викторин [4];

-использование дидактических материалов и интернет – ресурсов в поисках правильной трактовки и написании различных химико – биологических терминов[2],[5];

-анализ цитат и изречений известных учёных и писателей: Аристотеля, Р. Вирхова, Ч.Дарвина, В.И. Вернадского, И.И. Мечникова, Д.И. Менделеева, М. Пришвина.

Работа с терминами на уроках химии и биологии может быть разнообразной и увлекательной. Она легко мотивирует обучающихся разного уровня знаний, мышления к изучению материала; создаёт у детей определённую сумму умений и навыков; развивает гибкость мышления, грамотность.

-«Третий лишний». Найдите в предложенном перечне понятий лишнее и обоснуйте выбор:

Споровики, саркодовые, жгутиковые.

Псевдоподии, жгутики, светочувствительный глазок.

Ядро, циста, цитоплазма[1].

Ситуации применения знаний:

использование различных веществ, продуктов;

химические, физические, биологические явления вокруг нас;

правила работы со стиральным порошком, мылами, средствами бытовой химии;

стирка, уборка, кухня;

гашение соды, обработка накипи;

чтение этикеток, покупка продуктов, минеральных веществ, знание биологических добавок, консервантов;

использование предметов бытовой химии, выведение пятен, работа с отбеливателями;

умение читать этикетки, читать инструкции по применению лекарств и уметь оказывать первую помощь.

Большое количество обучающихся не подозревают о том, что у них отсутствуют необходимые навыки для обеспечения жизненного уровня в обществе, которое становится все более технологическим и связанным с международным рынком. Думается, что в новом «новая грамотность», как совокупность многих умений или многих грамотностей, неразрывно связанных с чтением и письмом, применяемыми в учебном и социальном контексте, найдет свое место в научной и педагогической парадигме. Лозунгом обучения и самообразования можно будет сделать слова: «Учиться быть грамотным, чтобы грамотно учиться и учить»[7].

1.Галеева Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии. Москва: Методическая библиотека,2006.

2.Евстифеева А.Г. Дидактические материалы к урокам химии. Ростов- на –Дону: Феникс, 2004.

4.Малышкина В. Занимательная химия.С-Петербург: Тригон, 1998.

5.Тепаева Л.А. Биология. 10 – 11 классы: организация контроля на уроке.

Контрольно – измерительные материалы. Волгоград: Учитель, 2010.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *