Обогащение неречевого общения детей возможно посредством чего

Мастер-класс для педагогов «Развитие невербального общения в дошкольном возрасте в процессе игры»

Цель: Повышение профессиональной компетенции педагогов в овладении эффективными способами невербального общения.

— продемонстрировать особенности восприятия и передачи информации невербальным способом;

— расширить возможности установления контакта в различных ситуациях общения;

развивать умение невербального общения;

— вызвать желание к сотрудничеству и взаимопониманию.

«Каждое движение души имеет свое естественное отражение в голосе, жесте, мимике» Цицерон

Невербальное общение, более известное как язык поз,жестов и мимики, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника, его отношение к той информации, о которой он говорит.

Невербальные средства являются важнейшим дополнением речевой коммуникации. Дошкольный возраст создает определенные предпосылки для успешного развития невербального общения. В этот период происходит активное формирование личности и личностных механизмов поведения детей, в котором общение занимает важное и значимое место.

Систематическая работа по развитию невербальных средств позволяет совершенствовать психомоторные функции, учить детей контролировать свои телесные проявления, понимать язык телодвижения, эмоций, что способствует улучшению их взаимодействия со сверстниками. Они станут больше использовать различные невербальные средства в общении. Их эмоциональные проявления приобретут более выразительный и яркий характер. Дети научатся быть доброжелательными и внимательными друг другу.

В ходе развития невербальных средств общения у детей можно использовать много разных игр.В некоторые мы с вами сейчас поиграем :

«Как говорят части тела»

Цель: учить невербальным способам общения.

Эту игру можно проводить двумя способами.

1 вариант. Воспитатель дает разные задания.Покажи:

как говорят плечи “Я не знаю”;

как говорит палец “Иди сюда”;

как ноги капризного ребёнка требуют “Я хочу!”, “Дай мне!”;

как говорит голова “Да” и “Нет”;

как говорит рука “Садись!”, “Повернись!”, “До свидания”, «Здравствуйте».

Остальные дети должны отгадать, какие задания давал воспитатель.

2 вариант этой игры: Воспитатель показывает жесты, а дети должны отгадать, что показывает педагог.

«Здороваемся без слов»

Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.

Необходимо разбиться на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т. д.)

Затем пары по очереди демонстрируют способ приветствия.

Цель: развитие воображения, наблюдательности, сообразительности, выразительности движений, понимание мимики.

Участники располагаются по кругу. Ведущий раздает маски,изображающие разные эмоциональные состояния: грусть, радость, удивление. Дети мимикой воспроизводят эти состояния.

«Сообщение»

Участники разбиваются по парам. Каждый должен без слов, с помощью одних жестов сообщить своему партнеру какую-то информацию, которую тот должен понять и озвучить. Затем партнеры меняются ролями.

— вызывают к заведующей

Цель: развитие навыков невербальной коммуникации.

Все дети стоят в кругу.Воспитатель предлагает: «Пусть каждый из вас сделает подарок своему соседу слева. Подарок надо сделать (вручить) молча (невербально, но так, чтобы сосед понял, что вы ему подарили. Тот кто получает должен понять, что ему дарят».

Учиться понимать язык невербального общения важно по нескольким причинам. Во-первых, словами можно передать только фактические знания, но чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Чувства, не поддающиеся словесному выражению, передаются на языке невербального общения. Во-вторых, знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Невербальный язык скажет о том, что люди думают о нас в действительности. И, наконец, невербальное общение ценно особенно тем, что оно спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, несмотря на то, что люди взвешивают свои слова и контролируют мимику, часто возможна утечка скрываемых чувств через жесты, интонацию и окраску голоса. Т. е., невербальные каналы общения редко поставляют недостоверную информацию, так как они поддаются контролю в меньшей степени, чем словесное общение.

Детский мастер-класс как способ развития инициативы и самостоятельности в дошкольном возрасте Детский «мастер – класс» как способ развития инициативы и самостоятельности в дошкольном возрасте Составила: Матлыгина Н. Е. Проблема формирования.

Формы общения ребенка со взрослым в дошкольном возрасте Формы общения ребенка со взрослым в дошкольном возрасте: Любой ребенок перед тем как начать общение со своими сверстниками, вступает в общение.

Обогащение неречевого общения детей возможно посредством чего. Смотреть фото Обогащение неречевого общения детей возможно посредством чего. Смотреть картинку Обогащение неречевого общения детей возможно посредством чего. Картинка про Обогащение неречевого общения детей возможно посредством чего. Фото Обогащение неречевого общения детей возможно посредством чегоМастер-класс для педагогов «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах» «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах».Цель: научить педагогов развивать чувство.

Обогащение неречевого общения детей возможно посредством чего. Смотреть фото Обогащение неречевого общения детей возможно посредством чего. Смотреть картинку Обогащение неречевого общения детей возможно посредством чего. Картинка про Обогащение неречевого общения детей возможно посредством чего. Фото Обогащение неречевого общения детей возможно посредством чегоМастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие речи детей в процессе совместной творческой деятельности по созданию портретов» «Развитие речи детей в процессе совместной творческой деятельности по созданию портретов» Цель: Заинтересовать проблемой развития речи дошкольников.

Мастер-класс для педагогов «Практикум общения педагогов с родителями» Мастер-класс для педагогов на тему: «Практикум общения педагогов с родителями» Подготовила : педагог – психолог МБДОУ д/с о/в № 7 Джулакян.

Игры, сказки, упражнения для коррекции и развития навыков вербального и невербального общения с ребенком Игра «Капризная лошадка». Родитель рассказывает сказку про лошадку, и вместе с ребенком они сопровождают сказку действиями: «В одной далекой.

Развитие предпосылок сюжетно — ролевой игры в раннем и младшем дошкольном возрасте Игра в дошкольном возрасте является таким видом деятельности, в процессе которой при правильном педагогическом руководстве осуществляется.

Тренинг «Развитие коммуникабельности и невербального общения» Тренинг «Развитие коммуникабельности и невербального общения» Филиппова Елена Владимировна ТОГБУЦентр по оказанию психолого-педагогических.

Источник

Консультация «Формирование неречевого общения»

Консультация «Формирование неречевого общения»

Измайлова Надия Байзолдановна

КГУ «Специальная школа-интернат №5»

Обогащение неречевого общения детей возможно посредством чего. Смотреть фото Обогащение неречевого общения детей возможно посредством чего. Смотреть картинку Обогащение неречевого общения детей возможно посредством чего. Картинка про Обогащение неречевого общения детей возможно посредством чего. Фото Обогащение неречевого общения детей возможно посредством чего

Начальный этап обучения проходит на невербальном уровне. Ребенок приобретает навыки коммуникативной деятельности через общение с детьми, близкими людьми, педагогами. Малыш трех-четырех лет учится понимать и дифференцировать звуки различного происхождения: шум дождя, гудок машины, звучание музыкальных инструментов (дудка, барабан, бубен, погремушка и т. п.), речевые звуки, звукоподражания, слоги, слова, фразы.

Происходит обогащение импрессивной, экспрессивной лексики, формируются зачатки фразы, простейшего диалога. Основная задача логопеда в том, чтобы добиться перехода от безречевого общения к использованию активной речи ребенком.

Наиболее эффективное коррекционное обучение проходит на базе знакомых, жизненно важных для малыша предметах и ситуациях. В связи с этим рекомендуются следующие лексические темы: «Обеспечение жизнедеятельности ребенка», «Продукты питания», «Игрушки. Развлечения», «Одежда. Головные уборы. Обувь», «Семья». А также предлагается использовать по каждой теме наглядный материал (предметные картинки, дидактические игры «Найди пару», «Что лишнее?» и т. п.).

Коррекционное обучение неговорящего малыша начинается с первого дня пребывания в логопедической группе. Малыш посещает индивидуальные и подгрупповые занятия. В подгруппы объединяются дети со схожими речевыми недостатками, или происходит интеграция за счет объединения неговорящих детей с детьми более высокого уровня речевого развития. Состав подгрупп меняется в зависимости от целей логопедического занятия.

Для эффективной работы по формированию обобщающих группировок, обобщающих понятий (слов) и формированию активной речи рекомендуется использовать оригинальное оформление наглядного материала по каждой из предлагаемых лексических тем.

Сюжетные картинки следует делать для мальчика и девочки. Эти картинки располагают на одном или двух листах большего размера, чем лист А4. Количество сюжетных картинок по каждой лексической теме разное.

Предметные картинки подбираются в соответствии со словарем существительных, рекомендуемых к каждой теме. Их следует сгруппировать на одном листке большего размера, чем А4.

Для изготовления лото по каждой теме лучше использовать изображение тех же предметных и сюжетных картинок. Сигнальное цветовое обозначение в этом случае несколько другое. Остается цветной мазок на лицевой стороне, а обратная сторона картинки полностью закрашивается. Цвет мазка и обратной стороны один и тот же. Такое цветовое оформление нужно для того, чтобы ребенок мог самостоятельно отбирать и группировать предметные и сюжетные картинки по каждой теме. Малыш должен понять, что картинки с одинаковым сигнальным цветом (мазок, обратная сторона картинки) «похожие», «одинаковые» по смыслу и значению. Использование дидактических игр «Найди пару», «Что лишнее?» проходит на заключительном этапе коррекционного обучения. В оформление дидактических игр входят карточки с изображением предметных, сюжетных картинок и описание правил игры.

Источник

Формирование навыков невербального общения детей 4–5 лет с нарушением зрения посредством игр и упражнений

Обогащение неречевого общения детей возможно посредством чего. Смотреть фото Обогащение неречевого общения детей возможно посредством чего. Смотреть картинку Обогащение неречевого общения детей возможно посредством чего. Картинка про Обогащение неречевого общения детей возможно посредством чего. Фото Обогащение неречевого общения детей возможно посредством чего Наталья Чеснокова
Формирование навыков невербального общения детей 4–5 лет с нарушением зрения посредством игр и упражнений

Тема: Формирование навыков невербального общения детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения посредством игр и упражнений.

Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает всё большее значение в современной жизни. Обогащать речевое общение детей,сделать его более естественным,непринуждённым помогают невербальные средства коммуникации.

Развитие невербальных умений создаёт дополнительные возможности для установления контактов, выбора правильной линии поведения, усиливает эффективность социального взаимодействия дошкольников.

Нами была проведена диагностика использования мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции. (Работа педагога-психолога Анны Ленок, ДОУ №669,г. Москва. Журнал «Обруч», №3, 2000).

Я предлагала ребятам следующие задания:

1. Покажи с помощью лица, рук, всего тела, что ты очень удивился. (Выполняя это задание,

ребёнок может сморщить лоб, поднять брови, приоткрыть рот, всплеснуть руками).

2. Представь,что ты очень испугался. Покажи, как? (Ребёнок может расширить глаза, открыть рот, сжать руки в кулаки, напрячь тело, съёжиться, присесть).

3. Изобрази радостное, праздничное настроение. (Лицо ребёнка расцветает улыбкой, около глаз собираются морщинки, он хлопает в ладоши или поднимает вверх руки).

4. А теперь ты рассердился, очень- очень. Ты ужасно злой. Покажи это. (Ребёнок может сдвинуть брови,нахмуриться, выставить вперёд нижнюю губу или оскалить зубы, стиснуть кулаки).

5. Тебя обидели, и ты стоишь грустный,печальный. Изобрази это. (Ребёнок может приподнять и сдвинуть брови, опустить уголки губ, ссутулить плечи).

Результаты занесла в таблицу.

Обработка данных осуществлялась таким образом:

Для реализации данной цели поставили следующие задачи:

1. Отобрать комплекс игр на формирование навыков невербального общения дошкольников.

3. Привлечь родителей.

Работа с детьми осуществлялась по следующим этапам:

1. Формирование представлений о доброжелательных чувствах и отношениях со сверстниками и взрослыми, развитие чувства эмпатии.

Познакомить детей с понятием «чувство», (эмоция).

Учить детей с помощью мимики, жестов передавать эмоциональное состояние.

На первом этапе использовались такие игры: «Встреча с другом» (дети обыгрывали эту ситуацию, изображая грусть, удивление, радость встречи). «Как говорят части тела», «Здороваемся без слов», «Магазин зеркал», «Бездомный заяц», «Жизнь в лесу», «Добрые эльфы» и т. д.

Они напечатаны на карточках синего цвета. Одну из таких игр я представляю вашему вниманию.

2. Следующий этап был посвящён формированию способов выражения эмоциональных состояний, взаимоотношений, формированию невербальных средств их выражения.

Учить детей выражать своё отношение к собеседнику и предмету общения.

Развивать и укреплять мышечный аппарат, участвующий в воспроизведении мимических, жестовых, пантомимических движений.

На втором этапе эффективны следующие игры: «Театр теней», «Ожившие игрушки», «Маски», «Прочитай письмо», «Пиктограммы, «Пойми меня» и другие игры.

Они представлены на карточках розового цвета.

Для достижения наилучших результатов работы необходимо тесное взаимодействие с родителями. Для повышения компетентности родителей в вопросах развития навыков взаимодействия используем следующие формы работы:

2) индивидуальные консультации,

3) родительские собрания,

Для выявления эффективности данной работы была проведена диагностика.

Начало года Конец года

Высокий уровень-0% Высокий уровень-39%

Средний уровень-15% Средний уровень-61%

Низкий уровень-85% Низкий уровень-0%

Дети научились с помощью мимики, пантомимики передавать эмоциональные состояния, выражать своё отношение к собеседнику и предмету общения, укрепили мышечный аппарат, участвующий в воспроизведении мимических, жестовых, пантомимических движений.

Обогащение неречевого общения детей возможно посредством чего. Смотреть фото Обогащение неречевого общения детей возможно посредством чего. Смотреть картинку Обогащение неречевого общения детей возможно посредством чего. Картинка про Обогащение неречевого общения детей возможно посредством чего. Фото Обогащение неречевого общения детей возможно посредством чегоИгра из пуговиц для развития мелкой моторики рук у детей с нарушением зрения. «Птичий двор» ы рождаем детей, чтобы их любить, воспитывать и готовить к самостоятельной жизни. Все родители знают, какая это большая ответственность.

Развитие коммуникативных навыков у детей 4–5 лет. Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей. В работе описаны особенности.

Источник

Невербальные компоненты коммуникации, значение невербального общения в младенческом и раннем возрасте

Класс: д/с

Общение людей можно разделить на речевое и неречевое. Речевое называют вербальным, все прочее – невербальным.

В последнее время в логопедической практике обнаруживается интерес к использованию невербальных средств или форм коммуникации. Под невербальными средствами подразумеваются различные заменители звучащей речи.

Вербально-коммуникативные методы — группа психологических и, в частности, психодиагностических методов на основе речевого (устного или письменного) общения.

Невербальное общение — вид общения без использования слов.

Основы невербального общения

Информация, посланная отправителем без использования слов как системы кодирования, образует невербальное послание, лежащее в основе невербальной коммуникации.

Типы невербальной коммуникации

Также невербальные средства коммуникации можно разделить на несколько групп:

К естественным экспрессивным относятся:

Все они выполняют функции передачи эмоций, пояснения, комментария, замещения отдельных слов или фраз. Некоторые из этих знаков универсальны – например, улыбка. Но многие из них имеют разное значение у разных народов или групп людей (поднятый вверх палец).

К искусственным экспрессивным средствам можно отнести:

Такие средства передают информацию в обобщенном виде и нуждаются в уточнении, комментариях. Овладение ими требует специального обучения.

К профессиональным средствам относятся:

Для обучения этим средствам необходимо владеть словесной речью. Они по сути дела – модификации письменной речи.

К специальным средствам относятся средства общения людей, не способных к обычной устной или письменной речи:

Неартикулируемые средства общения в логопедии можно рассматривать как:

Любой неговорящий человек должен приобрести способность выражать свои потребности. Для обездвиженного человека элементарный способ коммуникации –

Средства альтернативного общения.

Общение посредством взгляда. При нормальном развитии в 3-4 месяца у ребенка появляется способность локализации взгляда, к 9 месяцам ребенок может указывать взглядом на желаемый предмет.

При формировании общения посредством взгляда используют различные приспособления:

Т.о. сообщение становится ступенчатым – указывается взглядом зона, потом цвет сообщения.

Язык мимики и жестов. При достаточных моторных способностях ребенка можно пытаться обучать его языку жестов.

Язык звуков. При отсутствии голосовой активности придается определенное значениенеречевым звукам: свисток – «иди сюда», хлопок – «хочу пить», звонок – «хочу пить» и т.д.

Блисс-язык. Разработал австралийский ученый Чарльс Блисс в 1949 году. Это знаковая система, основанная на упрощенных китайских иероглифах (используется небольшое количество ключевых символов, которые комбинируются, образуя новые слова).

Коммуникативные (лингвистические) доски. Метод предложен для работы с детьми с ДЦП.

Коммуникативная доска разрабатывается индивидуально с учетом зрительных, двигательных, лингвистических и интеллектуальных возможностей ребенка. Сначала доски содержат небольшое количество крупных реалистичных цветных изображений или фотографий, постепенно заменяемых пиктограммами, символами.

На следующем этапе работы с картинками добавляются подписи, что подводит к глобальному чтению. При накоплении словаря становится возможным конструирование предложений и создание ситуаций для общения.

Леб-система. Система охватывает 60 символов с напечатанными под рисунками значениями слов. Она может быть использована для работы с детьми, имеющими в своем развитии умственные и физические отклонения. Система состоит из символов разделенных на 10 групп.

Человек приходит в этот мир беззащитным, неспособным выжить без заботы взрослых, однако он наделен способностями для того, чтобы общаться с людьми, которые его окружают, и пробудить в них желание взять его под свою защиту. С самого начала ребенок изучает лица, которые попадают в его поле зрения (то есть, находятся на расстоянии примерно 25 см от его лица). Выражения этих лиц, голоса и осязание помогают ребенку упорядочить свои ощущения и начать принимать информацию из нового мира. Но ребенок не только принимает и обрабатывает полученную информацию, он уже сам способен передавать свои собственные переживания, прибегая к двум разным средствам: к плачу и используя язык жестов.

Учеными было установлено, что благодаря врожденному инстинкту, который довольно быстро теряется, дети способны имитировать некоторые жесты и мимику взрослых.

На лице новорожденного отражаются самые разнообразные эмоции: удовлетворение, интерес к чему-либо, желание спать, страх, неприязнь к какой-то еде и др.

С года до двух, когда ребенок произносит первые слова, он помогает себе жестами передать то, как он себя чувствует и чего хочет.

Наблюдая за окружающими, повторяя их жесты и мимику, ребенок учится невербальному общению.

Очевидно, что ребенок начинает «разговаривать» еще до того, как его артикуляционный аппарат позволяет ему начать произносить звуки. Поэтому необходимо расширить тот небольшой набор жестов, которым и так пользуются все дети: утвердительно или отрицательно качают головой, машут рукой при прощании или указывают на нужный предмет.

Использование жестов и условных знаков позволит ребенку легче общаться с окружающими его людьми, а как следствие – всесторонне развиваться. Дети, которые используют систему жестов начинают говорить раньше других детей. С одной стороны, они проделали уже почти все шаги для того, чтобы начать общаться при помощи слов (познакомились с различными предметами и понятиями, узнали, как их можно изобразить), поэтому дело только за способностью произнести звуки. То есть, ребенок психологически уже готов говорить, но нужно, чтобы к этому был готов и его артикуляционный аппарат. С другой стороны, так как взрослые произнося слова показывают жест, ребенок запомнит и слово, которое впоследствии этот жест заменит.

Необходимо отметить, что младенцы обладают познавательной способностью к общению раньше, чем у них появляется физиологическая возможность делать это. У них есть моторные навыки, позволяющие применять невербальные средства для общения. Жесты делают общение настолько полезным, что дети становятся активными в общении и ищут другие способы самовыражения, что способствует скорому началу разговорной речи. Использование детьми жестов исчезает по мере того, как они учатся произносить больше слов.

Таким образом, использование разнообразных способов невербального общения в младенчестве и раннем возрасте одновременно подготавливает последующую дифференциацию в удовлетворении потребностей ребенка в области эмоций и чувств. В период младенчества и раннего детства посторонний наблюдатель затрудняется определить уровень реальных притязаний ребенка, однако его эмоциональное состояние, проявление будущего характера и темперамента можно определить по невербальной реакции. Помимо этого, язык тела ребенка насыщен разнообразными сигналами о настроении, состоянии, желаниях: движение рук, выражение лица, мимика, жесты имеют собственную грамматику и понятны взрослому. В первый год жизни младенцы впитывают отношение к себе взрослых – переживание своей значимости для окружающих.

Мимика, жесты, интонация помогают человеку общаться с другими детьми. Для маленьких же детей (особенно с особенностями в развитии) невербальное общение имеет еще большее значение, поскольку на определенном этапе для них это единственный способ поговорить.

Литература

Источник

Исследование «Особенности формирования невербальных средств общения у дошкольников с задержкой речевого развития»

Обогащение неречевого общения детей возможно посредством чего. Смотреть фото Обогащение неречевого общения детей возможно посредством чего. Смотреть картинку Обогащение неречевого общения детей возможно посредством чего. Картинка про Обогащение неречевого общения детей возможно посредством чего. Фото Обогащение неречевого общения детей возможно посредством чего Мария Гаврикова
Исследование «Особенности формирования невербальных средств общения у дошкольников с задержкой речевого развития»

Введение

Речевая деятельность появляется лишь при наличии определенных биологических факторов и предпосылок, при условии нормального созревания и работы центральной нервной системы и всех структур мозга в целом. Но, как мы знаем, речь является важнейшей необходимой социальной функцией, поэтому для развития этой структуры не достаточно одних биологических факторов. Речевая деятельность возникает лишь при взаимодействии со взрослым или сверстником. Ведущее значение имеет общение ребенка с близким для него человеком (например, матерью). Необходимая потребность в коммуникации формируется у ребенка лишь в практическом взаимодействии с социумом (людьми).

Настоящее время науке известен факт, что детей с нарушениями в развитии становится все больше. Именно этот факт обуславливает актуальность проблемы нашей выпускной квалификационной работы. Это обуславливает необходимость поиска и разработки принципиально новых, более эффективных подходов к диагностике, коррекции нарушений речи и развития.

Особо остро в последнее время стала проблема задержки речевого развития (ЗРР). Исследованием этой проблемы занимались Н. С. Жукова, М. М. Кольцова, Н. В. Серебрякова, Т. В. Туманова, Т. Б. Филичева [15, 18, 43].

Например, А. И. Захаров, Я. Н. Шапиро, Л. М. Спицына придерживались мнения, что важной задачей является не только разработка эффективного коррекционного воздействия, но и ранняя диагностика нарушений у детей.

Поэтому в настоящее время является весьма актуальным исследование детей с задержкой речевого развития (ЗРР) возраста пяти лет (на рубеже дошкольного детства) (Мнухина В. С., Павлова А. А., Стебелева Е. А., Щелованов А. А.).

Коррекционная работа с таким детьми включает в себя комплекс мероприятий, направленных на раннее преодоление нарушений в развитии речи и предупреждения вторичных отклонений психоэмоционального характера.

В последнее время сложилось противоречие, одни исследователи считают, что нарушения речи никак не влияют на невербальную коммуникацию детей. А. Г., Асмолов, А. Н. Запорожец, А. Н. Леонтьев писали о том, что развитие невербальных средств коммуникации у детей с нарушениями речи находятся в норме и не существует связи между развитием вербальных и невербальных средств коммуникации. Другие же ученые (Дудьев В. П., Леханова О. Л., Павлова О. С.) находят, что у детей с нарушениями речевой функции невербальная коммуникация принципиально отличается от показателей нормальных детей. Этот факт подтверждали и исследования Т. Н. Синяковой и О. Н. Усановой. В результате ученые разделились на два полюса: одни разрабатывают методики, в которые включают задания на развитие невербальных средств коммуникации, другие же не затрагивают у детей этой структуры. Вследствие этого возросло количество детей с задержкой речи, что делает тему нашего исследования «Особенности формирования невербальных средств общения у дошкольников с задержкой речевого развития» актуальной. Число таких детей сократится только тогда, когда экспериментально будет доказано, что развитие невербальных средств общения у детей с нарушениями речи положительно влияет на развитие речевого навыка, вербальной коммуникации.

Выявление нарушений развития невербальных средств общения у детей с задержкой речевого развития и поиск наиболее эффективных методов и методик коррекции нарушений невербальных средств общения являются главными проблемами данной выпускной квалификационной работы. Важно выявить и апробировать наиболее эффективные методы коррекции невербальных средств коммуникации у детей с нарушениями речи.

Объект исследования – средства общения у детей с нарушениями речи.

Предмет исследования – процесс формирования невербальных средств общения у детей с нарушениями речи.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и логопедическую литературу по проблеме исследования;

2. Провести экспериментальное исследование невербальных форм общения у дошкольников с нарушениями речи;

3. Разработать и апробировать эффективную методику коррекции нарушений невербальной коммуникации у дошкольников с нарушениями речи;

4. Провести количественный и качественный анализ полученных результатов.

В основу выпускной квалификационной работы легла следующая гипотеза: Мы предполагаем, что развитие невербальных средств общения у детей с задержкой речевого развития по методике М. И. Чистяковой способствует наиболее быстрому и эффективному преодолению речевого нарушения.

Методы, используемые для исследования: изучение и анализ литературы, тестирование, эксперимент (констатирующий, формирующий и финальный, анализ и интерпретация результатов, построение таблиц и диаграмм.

Практическая значимость: Результаты исследования помогут при создании эффективных методик коррекции задержки речевого развития как в дошкольных, так и школьных учреждениях. Экспериментальные данные будут полезны логопедам, педагогам, воспитателям общеобразовательных учреждений и учреждений с коррекционным уклоном, студентам и преподавателям ВУЗов, родителям детей с задержкой речевого развития.

Диагностика задержки речевого развития и проявлений невербальных средств общения у таких детей осуществлялась для того, чтобы отобрать нужную выборку. Существуют специальные нормативы, описанные в первой главе, по которым нами была сформирована выборка для дальнейшего формирующего эксперимента.

Наше исследование было разделено на несколько принципиально разных этапа:

Этап 1. Констатирующий эксперимент. Этот этап проходил в период с 1 по 5 декабря 2014 года.

Цель этапа: отбор испытуемых для дальнейшего исследования.

1. Сбор анамнестических сведений;

2. Беседы с родителями;

3. Обследование речи по выбранным методикам;

4. Выявление частотности употребления невербальных средств общения.

Для сбора анамнеза логопедом учреждения были предоставлены речевые карты испытуемых. В результате изучения речевых карт были собраны следующие анамнестические сведения:

• Данные о здоровье родителей;

• Речевые патологии у членов семьи или у родственников;

• Протекание беременности и родов матери;

• Данные общего раннего развития;

• Сроки появления гуления, лепета, первых слов, фраз;

• Состояние физического слуха, зрения, интеллекта.

С целью получения наиболее полного представления о специфике нарушений испытуемых был использован метод наблюдения в свободной деятельности.

В основу обследование речи испытуемых вошли положения А. Н. Гвоздева, о параметрах измерения уровня развития речи детей раннего возраста:

1. Уровень восприятия речи взрослого;

2. Понимание речи взрослого

3. Объем активного/пассивного словаря

4. Уровень активного словарного запаса

5. Состояние грамматического строя речи.

Для выявления уровня развития речи детей с задержкой развития речи были использованы методики, предлагаемых Н. В. Серебряковой, Г. А. Урунтаевой. Полное описание этих методик находится в приложении.

Затем с помощью специального наблюдения была выявлена частотность использования невербальных средств общения и часто встречающиеся виды.

Этап 2. Формирующий эксперимент. Этот этап включал себя коррекционную работу по преодолению нарушений невербальных средств общения у дошкольников с задержкой развития речи. В основу нашей работы была взята методика М. И. Чистяковой. В ее пособии «Психогимнастика» изложена оригинальная методика развития и комплексной коррекции таких сторон речи дошкольников как мимика, эмоции, пантомимика и другие средства невербальной коммуникации. В пособии даны рекомендации по планированию занятий, большое количество игр и упражнений, методические рекомендации по их проведению. Занятия по этой методике проводились с детьми ежедневно, с последующим усложнением. Сроки работы: с 6.12.2014 по 6.02.2015. Подробная структура методики и примерный перечень игр предложены в приложении (Приложение 2).

Этап 3. Финальный эксперимент. Этот этап проходил с 7.12.2015 по 8.12.2015. Этап включал в себя проведение контрольного среза по методикам обследования из этапа 1. Сравнение полученных и начальных результатов, анализ эффективности методики, который представлен в третьей главе выпускной квалификационной работы.

Коррекционная работа имеет несколько направлений:

1. Выразительные движения.

В ходе эволюции человека за определенными ощущениями закрепились разные моторные реакции. И теперь уже моторный компонент является обязательным при любом эмоциональном состоянии, мы выражаем свои эмоции не только словесно. Намного точнее определить эмоциональное состояние можно по мимике – выразительным движениям лица, пантомимике – выразительным движением всего тела, по вокальной мимике (тембр, интонация, паузы). Также, к невербальным средствам общения относят дыхательные, сосудистые, секреторные реакции. Восприятие внешнего выражения эмоций пробуждает у оппонентов ответные эмоциональные реакции и переживания. Владение выразительными средствами выражения эмоций предполагают не только умение выражать эти эмоции и пользоваться ими, но и понимание, распознавание этих выразительных средств других людей.

Мимика говорит нам о чувствах и настроениях человека в данный момент. Если человек улыбается, значит он радуется, сдвинутые брови и вертикальные складки на лбу можно распознать как гнев и крайнее недовольство. Взгляд человека также может говорить о многом. Взгляд может быть прямой, открытый, потупленный, доверчивый, ласковый, застывший, испуганный. Общее выражение лица может быть грустное, угрюмое, самодовольное. Также о многом говорит смех и плач. Мимика при смехе и плаче тоже бывает различной, бедной, богатой, маловыразительно, напряженной, спокойной. Если же мимика снижена или совсем отсутствует, то возникает амимия.

Ко времени рождения ребенка все мышцы его лица, необходимые для невербального общения уже достаточно развиты, но немного отличаются по функционированию от мышц взрослого человека.

Сначала проявление эмоций у детей достаточно примитивны: страх, ненависть, печаль, удивление. Но для развития более сложных эмоций необходимо время. К. Изард говорил, что эмоции, отражающиеся на лице «слышны лучше, чем речь».

Дети с нарушениями в развитии заметно хуже распознают невербальные средства общения другого человека. Довольно часто бедность в мимике, эмоциях наблюдается у детей с задержкой психического и речевого развития.

Жесты делят на условные, указывающие, подчеркивающие, показывающие, ритмичные и эмоциональные. Жестикуляция может быть живой, яркой, бедной, невыразительной. Иногда жесты могут совсем отсутствовать. Дети с 4-6 летнего возраста уже способны пользоваться жестами.

Выразительные движения изредка слагаются из жестов, часто из мимики, из поз – всегда (Лачинов П. П.). Осанка и поза имеют большое значение в создании облика человека. Голова может быть поставлена прямо, на боку, откинута назад. Поза может быть однообразной, естественной, искусственной. Общий вид характеризуется как напряженный, расслабленный, развязный, распрямленный, сгорбленный, без резких особенностей.

Дети 5-6 лет могут принимать условленную позу, распознавать ее значение. Достаточно попросить ребенка показать, как бы он сидел, если бы ему был холодно/болит живот/жарко. Большая часть детей при такой пробе справляется с заданием.

Выводы

В этой главе были описаны и интерпретированы результаты обследования дошкольников с нарушениями речевого развития до коррекционного воздействия и после него. Также в этой главе были даны основные рекомендации логопедам учреждений, которые помогут грамотно выстроить свою работу специалисту. Также эти рекомендации могут применить и родители дошкольников с нарушениями в сфере невербальных средств коммуникации с задержкой речевого развития и других, сходных нарушений.

Результаты первичного обследования по методике 1 «Обследование понимания речи»

У 7 детей был отмечен средний уровень понимания речи (70%, а у 3 детей – низкий (30%). Высокий уровень навыка понимания речи у детей с задержкой речевого развития не наблюдался ни у одного ребенка.

В основном, дети реагировали на свое имя, на какие-либо поощрения или запреты (окрашенные интонационно, понимали элементарные просьбы, связанные с предметным и обиходным миром, могли по просьбе рассказать имена всех своих игрушек, названия некоторых животных, некоторые части тела. Но в основе у всех детей отслеживался номинативный словарь, они неплохо понимали и ориентировались лишь в словах, называющих предметы и явления. Глаголы, наречия детям трудно давались в понимании, были доступны лишь элементарные обиходные глагольные конструкции.

Результаты первичного обследование по методике 2 «Обследование объема активного словаря»

Согласно результатам, объём словаря на среднем уровне у 3 детей (30%, и это нижняя граница критерия. У остальных 7 детей уровень словарного запаса низкий (70%, при этом не резко выраженный низкий, т. е. ближе к среднему (в сравнении с другими) – у 2 детей (20%, а у остальных 5 детей (50%) – крайне низкий уровень словарного запаса.

Результаты обследования по методике 3 «Обследование глагольного словаря и сочетания с невербальными средствами коммуникации»

Результат по данной методике показал, что больше половины выборки, так или иначе, используют в речи вербальные формы. Высокий уровень состояния глагольного словаря показали три ребенка (30%). Эти дети используют в своей речи множество глаголов для характеристики представленных сюжетных картинок, глагольный словарь не примитивен, отмечается его качество (дети понимают разницу между однокоренными глаголами с разными приставками).

40% дошкольников при описании сюжетных картинок используют мимику, жесты, показывают действия, но не всегда могут их назвать определенным словом.

30% дошкольников использовали в речи лишь невербальные формы ответов на вопросы. Но этот момент был больше связан с речевым негативизмом, нежели с незрелостью глагольного словаря, его ненасыщенностью.

Результаты контрольного среза выглядели таким образом:

Результаты обследования по методике 1

У 3-х детей был отмечен средний уровень понимания речи (30%, а у 1 ребенка – низкий (10%). Высокий уровень наблюдался у 6 детей (60%, что свидетельствует об эффективности коррекционного воздействия.

Результаты обследования по методике 2

Согласно результатам, объём словаря на среднем уровне – у 2 детей (20%, и это нижняя граница критерия; у 6 детей уровень словарного запаса высокий (60%, низкий уровень – у 2 детей (20%).

Результаты обследования по методике 3

Результат по данной методике показал, что большинство детей используют в речи вербальные формы, слова. При этом, преобладает их сочетание с речевым высказыванием у 40% детей – это 4 человека, остальные 60% используют слова и редко опираются на мимику. И ни один испытуемый не пользуется лишь жестами и мимикой.

Можно сделать вывод, что благодаря методике коррекционной работы количество детей с низким уровнем развития невербальных средств общения сократился в 5 раз, а количество детей с высоким уровнем возросло в целых 6 раз. Эти данные позволяют нам назвать методику М. И. Чистяковой эффективной и действенной, а гипотезу, о том, что развитие невербальных средств общения помогает наиболее эффективно преодолеть задержку речевого развития, доказанной.

Заключение:

Изучение речевых навыков и проявлений невербальных форм общения у дошкольников с нарушениями речи выявило, что категория таких детей в массовых дошкольных учреждениях достаточно обширна.

В результате проведения исследования было выявлено, что у большинства детей нарушения речи сопровождается:

1) недостаточной устойчивостью внимания,

2) неточностью зрительного восприятия;

3) нарушением формирования пространственных представлений,

4) неустойчивостью и сужением объема слуховой;

Коммуникационные же навыки детей данной категории характеризуют:

1) затруднения в переключении с одного вида деятельности на другой,

2) достаточный уровень восприятия речи взрослого;

3) состояние глагольного словаря – на крайне низком уровне;

4) активное привлечение в речь невербальных средств, ведущими из которых являются: мимика, жесты, длительность взгляда, тон и интонация.

Всё это подтверждает предположение о том, что в речи дошкольников с нарушениями преобладают невербальные средства общения, и это проявляется в характерных особенностях их высказываний. А также диктует необходимость систематических коррекционных мероприятий по преодолению задержки речевого развития в условиях семьи и дошкольных образовательных учреждений.

Результаты обследования дошкольников также подтверждают нашу гипотезу о том, что развитие невербальных средств общения у детей с задержкой речевого развития по методике М. И. Чистяковой способствует наиболее быстрому и эффективному преодолению речевого нарушения. Цель нашей выпускной квалификационной работы можно считать достигнутой.

Особенности детско — родительских отношений в семьях имеющих детей с задержкой психического развития Понятие «задержка психического развития» – употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной.

Особенности логопедической работы по коррекции связанной речи у дошкольников с задержкой психического развития Современный и перспективный аспект рассмотрения вопроса о структуре речевого дефекта у детей с ЗПР определяется тесной связью процессов.

Особенности общения дошкольников с родителями и взрослыми Введение Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения.

Особенности развития познавательной деятельности у детей с задержкой речевого развития На современном этапе развития нашего общества особое внимание уделяется проблеме гуманизации образования. Успешное решение этой проблемы.

Особенности речевого развития детей первой младшей группы В речевом развитии ребенка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счет обогащения словарного.

Приёмы формирования речи у детей с задержкой речевого развития в домашних условиях Приёмы формирования речи у детей с ЗРР в домашних условиях. 1. Пальчиковые игры (смотреть книги и интернет). 2. Массаж пальцев рук перед.

Обогащение неречевого общения детей возможно посредством чего. Смотреть фото Обогащение неречевого общения детей возможно посредством чего. Смотреть картинку Обогащение неречевого общения детей возможно посредством чего. Картинка про Обогащение неречевого общения детей возможно посредством чего. Фото Обогащение неречевого общения детей возможно посредством чегоПсихологические особенности детей с задержкой психического развития Психологические особенности детей с задержкой психического развития Переход детей с ЗПР от условий воспитания в семье или в дошкольном.

Влияние фольклора на развитие речи детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития Влияние фольклора на развитие речи детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития. В соответствии с федеральным государственным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *