Обнаруживается в остатке теста промытого в воде в виде клейковины что это
Простые методы определения клейковины муки дома
Мука – это продукт переработки зерна, который используется в пищевой промышленности. Согласно ГОСТу она бывает хлебопекарной и общего назначения. Этот продукт насыщен минеральными веществами и витаминами. Кроме того, она обогащена клейковиной (глютеном), которая представляет собой 90% от общего числа протеинов пшеницы. Клейковина муки – это объединение белков, которое содержится только в продукте сухих зерновых культур. Глютен ценится своими качествами вязкоупругости. Определить качество муки в домашних условиях просто, достаточно знать несколько моментов.
Безглютеновая мука
Этот продукт делится на несколько видов, которые не обладают клейковиной. Не все зерновые культуры содержат глютен. Есть злаки, из которых можно даже самостоятельно сделать безглютеновую муку:
Мука из рисовых зерен
В ней содержится большое количество крахмала. Это хорошо при готовке соусов, когда крахмал используется как загуститель. Употреблять ее только для готовки теста или хлеба нельзя, так как белка в ней мало. Применение такой муки возможно при совмещении с другой. Сам рис содержит много полезных минералов и витаминов из группы В.
Кукурузная мука
Это продукт богатый на белки, углеводы, витамины А, Е и В и минералы. Ею можно заменить муку из пшеницы. В ней клетчатки больше, чем у пшеничной, поэтому выпечка из нее будет меньшей калорийности. Также, как и рисовый продукт, ее можно мешать с другим видом или использовать, как загуститель в соусах.
Мука из тефа
В эфиопском злаке теф нет клейковины. В его состав входит клетчатка и восемь важных аминокислот, которые нужны человеку. Она считается лучше муки из пшеницы, и из нее можно готовить тесто, у которого высокое скопление белков.
Просовая мука
Считается лучше пшеничной, потому что в ней больше магния и минералов. Кроме того, в просе много фосфора, железа и магния. Так как в просе больше белков, чем в кукурузе или рисе, ее применяют для приготовления хлеба.
Мука из различных злаков
Конечно, самой популярным считается продукт из пшеницы, но предусмотрены и другие злаки, из которых делается мука. К популярным злакам относят:
Так как ржаная мука, по сравнению с пшеничной, выпускается с низким содержанием клейковины, то она сложнее в приготовлении и выпечка из нее тяжелая и плотная. Однако за счет наличия в ней множества питательных веществ, она считается самой полезной среди всех видов муки.
Овес богатый на витамины группы В, А и Е, а также на кремний, белок и крахмал. Если ее смешивать с пшеничным продуктом, то она получится не такой калорийной, но более полезной.
Сорт муки
Сорт зависит от того, сколько муки получилось из зерна при помоле, и именно он определяет качество продукта. Существует несколько сортов, которые поступают в розничную продажу.
Высший сорт.
Изготавливают из середины зерна и лишена всех оболочек. Продукт этот белый, самого тонкого помола. Она не самая питательная и не самая вкусная. Ее используют для приготовления бисквита или выпечки из сладкого сдобного теста.
Сердцевина зерна насыщена крахмалом и содержит очень малое количество витаминов. Поэтому высший сорт совершенно неполезный.
Первый сорт.
Продукт включает в себя уже большее количество зерновых оболочек. Эта мука более крупного помола. Считается больше полезной, чем высший сорт, так как в ее составе есть витамины, пищевые волокна и минеральные вещества. Первый сорт хорошо подойдет для выпечки без сахара и для блинов.
Обойная и Второй сорт.
Получается в результате перемалывания зерна. Второй сорт имеет сероватый цвет, потому что считается натуральным, насыщенным большим количеством пищевых волокон фосфора, витаминов и калия. Пользуется большим спросом, так как из нее можно изготавливать тесто для пиццы, вареники, пельмени и хлеб. А если смешать второй сорт с более высоким, то тесто получится мягче и не потеряет полезные качества.
Мука общего назначения.
Такой сорт в основном применяют в производстве. Он помечается буквой М (мягкая пшеница) или МК (мягкая пшеница крупного помола). После букв идут цифры, которые указывают на содержание золы и клейковины в процентах.
Покупка муки в магазине
Существуют различные методы определения качественного продукта при покупке его в магазине. Продается хороший продукт либо в картонной коробке, либо в бумажном пакете. Если пакет немножко сжать руками, то при качественной муке она будет понемногу поскрипывать. На коробке обязательно должна быть информация о производителе, срок годности, дата изготовления и масса с допустимой погрешностью. Чем меньше срок хранения муки – тем она лучше.
Также при покупке товара в магазине важно определение его точного веса. Он должен соответствовать цифре, что указана на упаковке. Это будет означать, что в муке отсутствует сырость. Еще желательно смотреть на дату изготовления. Конечно, такой продукт хранится длительное время. Но покупать его рекомендуется в первые шесть месяцев после изготовления. Если же продукт хранится больше одного года, то есть вероятность того, что в нее добавлены консерванты.
Определение качества муки в домашних условиях
Проверить качество продукта можно самостоятельно дома. Чтобы узнать насколько качественную муку покупают в магазине, рекомендуют обратить внимание на ее цвет, запах, вкусовые качества, зольность. Важен также крупность помола, влажность и качество клейковины и ее количество.
Белизна указывает на тот или иной сорт продукции: чем мука светлее – тем выше ее сорт. Также, по цвету можно определить насколько продукция свежая. Нужно замесить немного теста, скатать небольшой шарик и присмотреться к цвету. Если шарик сероватого цвета, значит, продукт не свежий.
Качество также определяется и по запаху. Для этого необходимо высыпать немного муки на лист бумаги и вдохнуть ее. У нее должен быть нейтральный запах. Можно также разбавить ее с небольшим количеством воды. Качественная субстанция имеет специфический приятный аромат.
Мука способна легко вбирать сторонние резкие запахи, поэтому для большей безопасности ее рекомендуется хранить в сухом месте, закрытой.
По вкусу также можно определить качество продукции. Заранее проверенную на запах муку, помещают в рот и определяют ее вкус. Если она свежая, то привкус будет немного сладкий. Некачественный продукт отдает небольшой горечью. Зольность в домашних условиях определить сложно. Она указывает в процентах наличие в продукте определенных минеральных веществ. Чем выше сорт, тем меньше в продукции отрубей, соответственно и ниже процент зональности.
Очень важен показатель крупности помола, который говорит о хлебопекарских свойствах. Установить в домашних условиях крупность помола легко – достаточно просеять муку через мелкое сито. Чем выше сорт, тем мельче будет помол. Влажность влияет на срок хранения продукта. Самостоятельно проверить влажность можно простым сжатием муки в кулаке. Если ее сжимать, то она будет издавать хруст, а при разжимании мучной комочек распадается.
Как определить количество клейковины
На качество хлебных изделий влияют свойства продукта. Одним из показателей считается количество и качество клейковины. С ее помощью облегчается пищеварение за счет способности соединять минеральные элементы со многими питательными веществами. Чем выше клейковина – тем выше свойства хлебопекарского продукта.
Чтобы определить количество клейковины самостоятельно необходимо взять 25 грамм муки и смешать ее с 12 мл воды, температура которой 14-20 градусов. Делать это нужно в стеклянной посудине или фарфоровой. Компоненты смешать до однородного теста и скатать в шарик. Важно, чтобы на стенке посудины не оставалось остатков теста.
Затем посудину прикрыть стеклом и оставить минут на двадцать при комнатной температуре. За это время должны набухнуть белки клейковины. После этого нужно промыть тестовые шарики до четырех раз в воде температурой до 20 градусов.
Отмывание клейковины происходит до тех пор, пока промываемая вода не станет чистой.
Отмытую клейковину следует отжать в руке несколько раз. Делать это следует до тех пор, пока тесто не станет приставать к руке. Полученный комок повторно следует взвесить на весах. После этого процедуру нужно повторить до тех пор, пока результаты взвешивания не будут совпадать.
Из клейковины нужно выдавить несколько капель воды и капнуть туда йода. Если она не окрасилась в синий цвет, значит, крахмал полностью вымыт. Отжатую массу клейковины повторно взвешивают и полученный результат умножают на 4. Полученный результат является количеством в продукте сырой клейковины.
Как посчитать качество клейковины
Качество клейковины определяют за счет цветовых характеристик, консистенции, а также растяжимости и показателей эластичности. Качественная клейковина обладает светлым оттенком с небольшой желтизной. Крепкая клейковина получается в виде пористого комочка с упругостью.
Растяжимость высчитывается следующим образом: необходимо скатать шарик из 4-граммового кусочка и поместить его в емкость с водой (посуда фарфоровая, температура воды – 18 градусов). Полученную массу растягивают возле линейки до ее разрыва (где-то на протяжении десяти секунд). Краткая растяжимость до десяти сантиметров, средняя до двадцати сантиметров, длинная – больше 20 см. Эластичность считается хорошей, если при сдавливании или растягивании комочка, он возвращается в свое первоначальное положение.
Заключение
Численность клейковины и ее качество считаются важнейшими данными свойств хлебопекарской продукции. Оптимальным числом клейковины считается среднее значение – 55-75 единиц. Тогда хлебобулочные изделия выходят пышными и объемными. Если клейковина слабая, то тесто будет сначала хорошо подыматься, а затем опадать и в прежнюю форму уже не вернется. Если же она крепкая и неэластичная, соответственно, когда ее растягивать, она будет легко обрываться. У изделий из такой клейковины пониженный объем, а мякиш легко и сильно крошится.
Практическая работа 5 класс химический состав клетки
Выбранный для просмотра документ Практическая 5 класс Химический состав клетки.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Практическая работа Химический состав клетки
Опыт №1 Семена пшеницы помещаем в пробирку и нагреваем на слабом огне. Что вы наблюдаете? Какой можно сделать вывод? Вопрос: Какое содержание воды в клетках?
Опыт №2 Нагревание семян в ложке. Что наблюдаем при прокаливании? Что остаётся после сгорания? Какой вывод мы можем сделать? Вопрос: Сколько % минеральных солей содержится в клетках?
Опыт №3 Муку помещаем в марлю и хорошо промываем в стакане с водой. Что осталось в марле? Эта тягучая клейкая масса – клейковина (белок растений) Проведём реакцию на белок Какой вывод можно сделать? Вопрос: Из чего делают муку? Какие продукты содержат много белка?
Опыт №4 Добавляем в стакан с мутной водой, в котором промывали муку, каплю йода. На срез клубня картофеля капнем несколько капель йода. Что наблюдаем? Какой вывод можно сделать? Вопрос: в каких продуктах много углеводов?
Опыт №5 Положите на бумагу семена подсолнечника и лист капусты раздавите их. Просушите бумагу Что вы наблюдали? Какой вывод можно сделать? Вопрос:
В состав клеток входят белки, жиры, углеводы, минеральные соли и вода. Вывод
Домашняя работа Из каких растений получают масло? Из каких растений получают сахар? Приведите не менее 5 примеров
Выбранный для просмотра документ Практическая работа 5 класс химический состав клетки.doc
Практическая работа №1 Химический состав клетки
Стакан с водой после промывания муки Срез клубня
Семя подсолнечника Лист капусты
Вывод: В клетке около 80 химических элементов, но 99% составляют лишь 4 элемента __________________________________________ их называют _____________________________________. В состав клетки входят__________________________вещества (белки, жиры, углеводы) и _______________________вещества (вода и минеральные соли). С троительным материалом клеток являются __________________ и нужны человеку для роста. Обеспечивают организм энергией ____________________, их много в ягодах. У человека про запас откладываются питательные вещества в виде _______________ который находится под кожей и защищает нас от холода. Большую часть массы клетки составляет __________________ она выполняет транспортную функцию в организме и придаёт клеткам упругость.
Демонстрация опыта № 1
Семена пшеницы помещаем в пробирку и нагреваем их на слабом огне.
Вопрос: Что вы наблюдаете?
Ответ учащихся: на стенках пробирки появились капельки воды.
Вопрос: А как вы думаете, откуда она взялась?
Ответ: Она была в семенах (из семян)
Вопрос: Какой мы можем сделать вывод?
Демонстрация опыта № 2
Нагревание семян на металлической пластинке (или тигле). При прокаливании выделяется дым, семена обугливаются. Это сгорают органические вещества. После их сгорания остаётся зола, состоящая из несгорающих минеральных веществ.
Вопрос: Какой вывод мы можем сделать?
Демонстрация опыта № 3
Для проведения этого опыта я приготовила муку.
Вопрос: Из чего делают муку?
Муку помещаем в марлю и хорошо промываем тесто в стакане с водой. Затем смотрим, что осталось в марле. (Белое, тягучее (растянуть) и клейкое (потрогать) вещество (масса)).
Эта тягучая клейкая масса – клейковина. Она сходна по составу с белком куриного яйца и называется растительным белком.
Делаем вывод: в состав растений входит белок.
Демонстрация опыта № 4
Кроме белка в состав растений входит ещё одно вещество.
(приглашаю ученика для проведения опыта)
Добавляем в стакан с мутной водой, в котором промывали тесто, 2-3 капли йода.
Вопрос: что мы наблюдаем?
Йод является индикатором крахмала.
Вывод: следовательно, в состав растений входит крахмал и белок – это органические вещества.
Ещё одно доказательство присутствия крахмала в растениях: на разрез клубня картофеля капнем несколько капель йода. Что происходит? Картофель тоже синеет.
Проведение учащимися опыта № 5
У вас имеются семена подсолнечника и белая бумага. Положите на бумагу семена подсолнечника и раздавите их.
Вопрос: Что вы обнаружили?
Ответ: Масляное пятно (если кто скажет, что вода, можно проверить подсушиванием).
Из семян этих растений, а также из семян льна, конопли добывают масло.
Вывод: в семенах обнаружили ещё одно вещество – жир. Жир – это органическое вещество.
Таким образом, в состав растений входят органические вещества (белки, жиры, углеводы), минеральные вещества и вода.
В органах растений содержится неодинаковое количество воды, органических и минеральных веществ. В листьях капусты – 90 % воды, в плодах огурцов – 96 % воды, в созревших семенах всего 5-15 % воды. Молодые растения содержат до 95-98 % воды, а одревесневевшие всего около 50 % воды.
Это связано с тем, что вода необходима для всех жизненно важных процессов, происходящих в организме растений. Поэтому клетки, в которых активно протекают процессы жизнедеятельности, всегда содержат много воды.
Содержание минеральных веществ:
— в корнях и стеблях – 5 %
Остальное приходится на органические вещества.
Вопрос: Как вы думаете, одинаковые части растений содержат одинаковое количество веществ? Сравните состав семян пшеницы и подсолнечника по таблице на стр. 155.
Вопрос: Каких веществ больше всего в семенах растений?
Вопрос: В каких семенах больше воды?
Ответ: у зерновок пшеницы
Вопрос: А минеральных веществ?
Ответ: у семянок подсолнечника.
Вывод: В семенах всех растений органических веществ значительно больше, чем воды и минеральных веществ.
Соотношение веществ в органах растений тоже может быть различно:
Зная химический состав растений, человек использует растения по назначению: для получения муки и крупы, содержащие углеводы и белки выращивают одни растения, для получения растительных жиров другие. Выпишите в тетрадь, какие растения содержат:
Белки – горох, фасоль, бобы, соя, чечевица
Углеводы – пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, рис, просо, овёс, гречиха.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ КАЧЕСТВО МУКИ?
Так как в Стране мам много увлекающихся выпечкой, хочу поделиться ценным опытом. Этот опыт я приобрела, когда работала на мелькомбинате. Там я узнала много интересного и полезного. Теперь я с самого посева зерна в землю до выпечки знаю весь путь появления ХЛЕБА на нашем столе.
1)Хорошая мука должна иметь чуть СЛАДКОВАТЫЙ ВКУС. Без горького, кислого или затхлого привкуса. Затхлость особенно хорошо проявляется, если муку прокипятить в воде. ЗАПАХ мёда-верный признак того, что мука заражена мучным клещём.
2)тест НА КЛЕЩА:Щепотку муки зажмите между двумя прозрачными стёклами, замазав торцы пластилином. Через два дня будут видны прорытые ими ходы. ЭТА МУКА НЕ ПРИГОДНА В ПИЩУ.
3)Хорошая ПШЕНИЧНАЯ мука имеет желтовато-белый цвет, без голубоватого или розоватого оттенков и без точек. РЖАНАЯ мука должна иметь серовато-белый цвет.
Разжуйте муку:хруст на зубах-признак низкого качества.
4)На ощуп хорошая мука сухая, нежная, зернистая. При сжимании в кулаке не должна хрустеть, не должна оставаться в виде комка, а рассыпаться. Если рука чувствует холод, значит мука влажная.
5)Важнейшая характеристика муки-КЛЕЙКОВИНА. Это смесь белковых веществ, не растворимых в холодной воде. Обилие клейковины в муке повышает её питательную ценность.
АНАЛИЗ КЛЕЙКОВИНЫ:30 гр. муки тщательно размешать в 15 гр. воды и оставить на 13-14 часов. Затем смесь переносится на капроновый чулок и промыть под струёй холодной воды. Полученная масса представляет собой желтовато-белое вещество, которое легко растягивается в тонкую нить.
Малая тягучесть и желтый цвет этого вещества указывает на низкое качество клейковины и подмес муки других растений.
Если полученное вещество тёмного цвета с бурыми пятнами, значит ваша мука разбавлена ржаной мукой.
Надеюсь, Вам пригодится это. И ещё: когда просеиваете муку и осталось много мусора(нитки, засохшие кусочки муки, иногда щепки), знайте, что эту муку засыпали в мешок после уборки. Когда по транспортёру мешок подаётся под спец. машинку от бункера, из которого автоматически насыпается мука, то мука просыпается и на пол, накапливается под транспортёром. Вот эту муку потом и засыпают в мешки. К сожалению, бывают недобросовестные работники. Наша смена была лучшей, и не пьющей
Такую муку вы имеете право вернуть в магазин, а руководство магазина-производителю.
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемИлья Елисеев
Похожие презентации
Презентация на тему: » Лабораторная работа 1 «Органические вещества семени» 1.» — Транскрипт:
1 Лабораторная работа 1 «Органические вещества семени» 1
3 Что делаем? 1.Возьмём немного пшеничной муки, добавим в неё воды и сделаем небольшой комочек теста. 3
4 2. Завернём комочек теста в марлю и тщательно промоем в сосуде с водой. 4
5 Что наблюдаем? Вода в сосуде стала мутной. В марле остался небольшой клейкий комочек. 5
7 4. Что делаем? Капнем 1-2 капли раствора йода в стакан с водой, в которой промывали тесто. Как изменился цвет содержимого стакана? Какой вывод можно сделать? 7
9 На марле, в которой было тесто, осталась тягучая клейкая масса – клейковина, или растительный белок. 9
10 Определение растительных жиров в семенах растений 10
11 5. Что делаем? Положите семя подсолнечника между двумя листочками белой бумаги. Тупым концом карандаша сильно надавите на семя. Что наблюдаем? На бумаге появилось жирное пятно (рис.3). 11
12 Какой вывод можно сделать? В состав семян подсолнечника входит жир – растительное масло. 12
13 Общий вывод: В состав семян входят органические вещества- белки, жиры, углеводы. 13
14 Что брали?Что делали?Что наблюдали?Вывод. 1. Воду и муку. 2. Сосуд с водой и тесто в марле. 3. Чистую воду и раствор йода. 4. Воду в которой промывали тесто и раствор йода. 5. Семечки подсолнечника и бумагу. Результаты работы оформите в таблице 14
Лабораторные работы для учащихся 6-x классов по личностно-ориентированной технологии
Лабораторная работа № 1.
Определение состава семян пшеницы
Цель: познакомиться с составом семян на примере семян пшеницы и подсолнечника.
Оборудование: семена подсолнечника и пшеницы, стакан с водой, спиртовой раствор йода, лист белой бумаги, пробирка, учебник Н.И. Сонина.
Инструктивная карточка
1. Наблюдайте за тем, как учитель проводит опыт (рис. 1). Он кладет сухие семена пшеницы в пробирку и начинает их нагревать. Семена обугливаются, появляется запах жженого. Что появляется на стенках пробирки? Как объяснить запах жженого? Что осталось в пробирке? Сделайте вывод: присутствие каких веществ в семенах можно обнаружить в этом опыте?
Рис. 1. Нагревание семян на пламени спиртовки
2. Возьмите немного пшеничной муки, добавьте в нее воды и сделайте небольшой комочек теста. Заверните его в марлю и тщательно промойте в стакане с водой (рис. 2). Как изменилась вода в стакане?
Рис. 2. Изучение растительного белка: А – приготовление теста; Б – полоскание теста в стакане с водой; В – определение крахмала; Г – клейковина (растительный белок) на марле
Капните 1–2 капли раствора йода в стакан с водой. Как изменилась окраска содержимого в стакане? Чем можно это объяснить?
Разверните марлю, в которой было тесто. Вы увидите на марле тягучую клейкую массу – клейковину, или растительный белок.
3. Возьмите семянку подсолнечника и заверните ее в лист белой бумаги. Надавите на нее тупым концом карандаша. Разверните лист бумаги и посмотрите, чем пропиталась бумага (рис. 3).
Рис. 3. Раздавленное семя подсолнечника оставляет жирное пятно на бумаге
Сделайте вывод о наличии разных органических веществ в семенах. Начертите схему в тетради и заполните ее.
4. Оформите работу. Начертите таблицу и внесите необходимые данные.
Сделайте вывод о составе семян.
Таблица. Определение состава семян
Пшеница в пробирке
Стакан с мутной водой
Семянка подсолнечника
5. Выберите вопрос, на который вы хотели бы ответить:
– какие три группы веществ входят в состав семян?
– какие органические вещества находятся в семенах?
– семена каких растений содержат много крахмала?
– семена каких растений содержат много белка?
– почему подсолнечник, лен, коноплю относят к масличным культурам?
Проверочные задания
Задание 1. Вставь пропущенные слова.
В состав семян входят … и … вещества.
Задание 2. Выбери правильный ответ.
1. Если держать пробирку с семенами над огнем, то вскоре на стенках холодной части пробирки мы заметим:
2. При полном сгорании семян от них остается лишь немного:
а) органические вещества;
б) минеральные вещества.
4. Клейковина представляет собой:
5. При добавлении йода к раствору крахмала, раствор:
а) становится красным;
б) не меняет окраску;
в) синеет.
6. К масличным культурам относят:
7. Семена льна, подсолнечника, рапса, оливы богаты:
а) жиром;
б) белком;
в) минеральными веществами.
3адание 3. Восстановите логическую цепь: