Обмирщение литературы в 18 веке это что такое
Обмирщение литературы в 18 веке это что такое
1) Пути формирования русской литературы XVIII в. Периодизация.
Восемнадцатый век открыл новую страницу истории русской художественной литературы. Историческим рубежом между старой и новой Россией были реформы Петра I, затронувшие самые разнообразные области политики русского государства, в том числе и идеологическую сферу. Рождалась культура, резко отличавшаяся от предшествующей. Основные черты:
— Обмирщение литературы;
— Обновление жанровой системы литературы;
— Изменение литературного языка;
— Реформа стихосложения;
— Освоение литературного опыта Запада.
Периодизация:
1. 1700-1730 гг. (предклассицистический). Произведения отличаются большой жанровой и стилистической пестротой, во многом связаны с предшествующим периодом. Еще не выработаны ни общий творческий метод, ни стройная жанровая система, но уже вызревают основные идеологические предпосылки классицизма: защита государственных интересов, прославление Петра как просвещенного монарха. Усиливается интерес к античности.
2. 1730-1750 гг. (становление классицизма). Радикальные преобразования литературы, создание новых классицистических жанров, реформа литературного языка и стихосложения, появление теоретических трактатов, обосновывающих эти нововведения. Представители: Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков.
3. 1750-1790 гг. (расцвет классицизма). Большую роль начинает играть просветительская идеология, под ее влиянием русский классицизм поднимается на новую ступень своего художественного и идейного развития. Начало трансформации классицизма, появление сентиментализма. Представители: Фонвизин, Державин, Княжнин, Капнист.
Литература Петровского времени («Приклады, како пишутся комплименты разные», «Юности честное зерцало», песни, канты, стихи).
Петровские реформы властно вторгались не только в государственную и научную области, но и подчас насильственно в повседневную жизнь дворянства, в его быт.
Издаются руководства, рассчитанные на воспитание правил хорошего тона. Так, в книге «Юности честное зерцало» молодым людям давались многочисленные советы: как следует вести себя с родителями, гостями, слугами, как полагается сидеть за обеденным столом, пользоваться столовыми приборами и т. п. В другом руководстве — «Приклады, како пишутся комплименты» собраны образцы писем: официальных, интимных, поздравительных, «сожалетельных» и иного содержания.
В допетровской Руси любовная лирика была представлена только фольклорной песней. Раскрепощение личности, освобождение ее от церковной и домашней опеки, возможность свободного изъявления любовного чувства вызвали потребность в интимной лирике. Распространение грамотности облегчало решение этой задачи. Под влиянием европейской литературы создаются рукописные любовные вирши, написанные как силлабическими, так и тоническими (фольклор, немецкая поэзия) стихами. Авторами могли быть как мужчины, так и женщины. Содержание, как правило, минорное: жалобы на невыносимые страдания, которые причиняет любовь, либо обстоятельства, мешающие соединению с любимым человеком. Художественные образы черпались как из устной, так из книжной поэзии. Из античности позаимствованы Купида, Фортуна, Венера. Упоминаются стрелы, пронзившие сердца, любовные страдания сравниваются с язвой или раной, любовь – с огнем, сжигающим сердце и утробу любящего.
2) В.К. Тредиаковский. Личность. Поэзия, переводы. «Новый и краткий способ к сложению российских стихов».
Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1769) принадлежал к кругу людей, разбуженных Петровскими реформами. Сын астраханского священника, он, подобно Ломоносову, охваченный жаждой знаний, ушел из родительского дома, учился в Славяно-греко-латинской академии, а затем – за границей, в Сорбонне. Одновременно с Ломоносовым был удостоен звания профессора Академии наук. Его литературная деятельность представлена художественными и научными трудами. Как поэта, его при
2) М.В. Ломоносов. Личность. Литературно-эстетическая позиция.
Поражает разносторонность научных интересов Ломоносова. Он опытным путем доказал закон сохранения вещества, изучал явления, связанные с атмосферным электричеством, руководил устройством фабрики по изготовлению цветных стекол — «смальт», сам создал несколько мозаичных портретов и панно, первый заговорил о возможности судоходства по Северному Ледовитому океану.
Много сделал Ломоносов для развития образования в России. Его усилиями был открыт Московский университет и при нем две гимназии, одна — для дворян, другая — для разночинцев. Им были возрождены гимназия и университет при Академии наук. Преодолевая сопротивление некоторых немецких профессоров, укрепившихся в Академии наук, Ломоносов энергично выдвигал талантливых отечественных ученых. Его учениками были будущие филологи Николай Поповский и Антон Барсов, естествоиспытатели Иван Лепехин и Николай Озерецкий, этнограф Василий Зуев, астроном Петр Иноходцев, химик Никита Соколов и многие другие.
Филологические труды М.В. Ломоносова. Их значение в развитии русской филологии.
Ломоносов вступил в литературу в тот момент, когда древняя русская письменность, связанная с церковнославянским языком, с устоявшейся системой жанров, уходила в прошлое, а на смену ей шла новая светская культура. В связи с обмирщением сознания основой литературного языка становился русский язык. Ломоносов написал первую «Российскую грамматику» (1757), которая открывалась восторженным дифирамбом русскому языку, сравнивая его с европейскими языками и подчеркивая его преимущества.
Ломоносов был далек от мысли отказаться от использования в русском литературном языке церковнославянизмов. Тредиаковский в предисловии к роману «Езда в остров Любви» писал о непонятности и даже неблагозвучности церковнославянского языка и решительно избегал его в своем переводе. Такое решение вопроса было не принято Ломоносовым.
Церковнославянский язык в силу своего родства с русским заключал в себе определенные художественно-стилистические возможности. Он придавал речи оттенок торжественности, значительности. Это легко почувствовать, если поставить рядом одинаковые по смыслу русские и церковнославянские слова: палец — перст, щека — ланита, шея — выя, сказал — рек и т. п. В силу этого церковнославянизмы, при умелом использовании их, обогащали эмоционально-выразительные средства русского литературного языка. Кроме того, на церковнославянский язык были переведены с греческого богослужебные книги, в первую очередь Евангелие, что обогатило лексику русского языка множеством отвлеченных понятий. Ломоносов считал, что использование церковнославянизмов в русском литературном языке необходимо. Свои идеи он изложил в работе, носившей название «Предисловие о пользе книг церьковных в российском языке» (1757). Все слова литературного языка Ломоносов разделил на три группы. К первой он относит слова общие для русского и церковнославянского языка: бог, слава, рука, ныне, почитаю и т. п. Ко второй — только церковнославянские слова, понятные «всем грамотным людям»: отверзаю, господень, насажденный, взываю. «Неупотребительные» и «весьма обветшалые» церковнославянизмы типа: обаваю, рясны, овогда, свене — исключались им из литературного языка. К третьей группе принадлежат слова только русского языка: говорю, ручей, который, пока, лишь и т. п. Три названные выше группы слов являются «материалом», из которого «конструируются» три «штиля»: высокий, «посредственный» (т. е. средний) и низкий. Высокий «штиль» составляется из слов первой и второй групп. Средний — из слов первой и третьей групп. Низкий «штиль» складывается преимущественно из слов третьей группы. Сюда можно вводить и слова первой группы. В низком штиле церковнославянизмы не употребляются. Таким образом, основой литературного языка Ломоносов сделал русский язык, поскольку из трех названных групп две, самые обширные, первая и третья, были представлены русскими словами.
2) А.П. Сумароков. Личность. Общественно-политические взгляды. Литературно-эстетическая позиция.
Творческий диапазон Александра Петровича Сумарокова (1717-1777) очень широк. Он писал оды, сатиры, басни, эклоги, песни, но главное, чем он обогатил жанровый состав русского классицизма, — трагедия и комедия.
Мировоззрение Сумарокова сформировалось под влиянием идей петровского времени. Но в отличие от Ломоносова он сосредоточил внимание на роли и обязанностях дворянства. Потомственный дворянин, воспитанник шляхетного корпуса, Сумароков не сомневался в законности дворянских привилегий, но считал, что высокий пост и владение крепостными необходимо подтвердить образованием и полезной для общества службой. Дворянин не должен унижать человеческое достоинство крестьянина, отягощать его непосильными поборами. Он резко критиковал невежество и алчность многих представителей дворянства в своих сатирах, баснях и комедиях.
Лучшей формой государственного устройства Сумароков считал монархию. Но высокое положение монарха обязывает его быть справедливым, великодушным, уметь подавлять в себе дурные страсти. В своих трагедиях поэт изображал пагубные последствия, проистекающие от забвения монархами их гражданского долга.
По своим философским взглядам Сумароков был рационалистом. Хотя ему и была знакома сенсуалистическая теория Локка (см. его статью «О разумении человеческом по мнению Локка»), но она не привела его к отказу от рационализма. На свое творчество Сумароков смотрел как на своеобразную школу гражданских добродетелей. Поэтому на первое место им выдвигались моралистические функции. Вместе с тем Сумароков остро ощущал и сугубо художественные задачи, которые стояли перед русской литературой, Свои соображения по этим вопросам он изложил в двух эпистолах: «О русском языке» и «О стихотворстве». В дальнейшем он объединил их в одном произведении под названием «Наставление хотящим быти писателями» (1774). Образцом для «Наставления» послужил трактат Буало «Искусство поэзии», но в сочинении Сумарокова ощущается самостоятельная позиция, продиктованная насущными потребностями русской литературы. В трактате Буало не ставится вопрос о создании национального языка, поскольку во Франции XVII в. эта проблема уже была решена.
Поэзия А.П. Сумарокова. Жанры. Особенности поэтического стиля. Песни Сумарокова.
Поэтическое творчество Сумарокова чрезвычайно разнообразно. Он писал оды, сатиры, эклоги, элегии, эпистолы, эпиграммы. У современников особенной популярностью пользовались его притчи и любовные песни.
Сумарокову принадлежат десять сатир. Лучшая из них — «О благородстве» — близка по содержанию к сатире Кантемира «Филарет и Евгений», но отличается от нее лаконизмом и гражданской страстностью. Тема произведения — истинное и мнимое благородство.Сумароковым написаны первые в русской литературе элегии. Этот жанр был известен еще в античной поэзии, а позже стал общеевропейским достоянием. Содержанием элегий обычно были грустные размышления, вызванные несчастной любовью: разлукой с любимым человеком, изменой и т. п. Позже, особенно в XIX в., элегии наполнились философскими и гражданскими темами. В XVIII в. элегии, как правило, писались александрийскими стихами. В творчестве Сумарокова использование этого жанра в известной степени было подготовлено его же трагедиями, где монологи героев часто представляли собой своего рода маленькие элегии. Наиболее традиционны в поэзии Сумарокова элегии с любовной тематикой. Своеобразный цикл образуют элегии, связанные с театральной деятельностью автора.
Поэтика сентименталистских повестей Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», (сюжетно-композиционная организация, образ героя, героини, роль пейзажа).
Лучшей повестью Карамзина справедливо признана «Бедная Лиза» (1792), в основу которой положена просветительская мысль о внесословной ценности человеческой личности. Проблематика повести носит социально-нравственный характер: крестьянке Лизе противопоставлен дворянин Эраст. Характеры раскрыты в отношении героев к любви. Чувства Лизы отличаются глубиной, постоянством, бескорыстием: она прекрасно понимает, что ей не суждено быть женою Эраста. Дважды на протяжении повести она говорит об этом. Лиза любит Эраста самозабвенно, не задумываясь о последствиях своей страсти. Этому чувству не могут помешать никакие корыстные расчеты. Во время одного из свиданий Лиза сообщает Эрасту, что к ней сватается сын богатого крестьянина из соседней деревни и что ее мать очень хочет этого брака.
В повести «Бедная Лиза» Карамзин показал себя большим психологом. Он сумел мастерски раскрыть внутренний мир своих героев, в первую очередь их любовных переживаний. До Карамзина переживания героев декларировались в монологах героев. Последнее относится прежде всего к эпистолярным произведениям. Карамзин нашел более тонкие, более сложные художественные средства, помогающие читателю как бы угадывать, какие чувства испытывают его герои, через внешние их проявления.
3)
Литература Западной Европы XVIII века
Эпоха Просвещения
XVIII век в истории западноевропейской литературы является периодом наиболее острой антифеодальной борьбы, в ходе которой создавались художественные ценности мирового значения и закладывались основы нового демократического искусства. В XVIII в. французская литература, обогащенная философскими и политическими учениями революционной тогда буржуазии, возглавила идейный разгром социально-экономической системы феодализма. Она создавалась в атмосфере революционных боев. Она запечатлела и увековечила гигантскую схватку двух сил: с одной стороны, многовекового, закрепленного стародавними традициями, глубоко вкоренившимися в народную жизнь, обогащенного культурой поколений феодализма и, с другой – растущего, молодого, выступившего от имени народа класса буржуазии!
Термин «Просвещение» в широком значении понимается как просвещение народа, приобщение народных масс к культуре, наукам, искусству.
Термин «Просвещение» имеет, кроме того, более узкое историческое значение. Этим термином принято называть умственное движение, развернувшееся в период решающих боев буржуазии с феодализмом (главным образом в XVIII столетии) и направленное на ликвидацию крепостничества, на ликвидацию феодализма, его социально-экономических норм, его политических учреждений, его идеологии, его культуры. Термин «Просвещение» взят в данном случае в историческом значении.
Следовательно, деятельность просветителей относится к периоду феодально-крепостническому, когда перед обществом стояла задача ликвидации устаревшей феодально-крепостнической системы и перехода на путь капиталистического развития, более прогрессивного сравнительно с предшествующим строем.
Для всех просветителей поэтому характерна одна общая черта: «горячая вражда к крепостному праву и всем его порождениям в экономической, социальной и юридической области».
Вся их деятельность сводилась к расчистке пути для нового общественно-экономического строя, к борьбе против феодализма. Каким будет этот новый строй, призванный сменить «старый режим», они представляли довольно смутно.
«Новые общественно-экономические отношения и их противоречия тогда были еще в зародышевом состоянии. Никакого своекорыстия поэтому тогда в идеологах буржуазии не проявлялось; напротив, и на Западе и в России они совершенно искренно верили в общее благоденствие и искренно желали его, искренно не видели (отчасти не могли еще видеть) противоречий в том строе, который вырастал из крепостного».
Это отмечает одну из характерных черт просветителей, их исторический оптимизм, их веру в общественное развитие, их содействие поступательному ходу истории.
Просветители выступили не только против экономического угнетения народных масс, но и против их духовного порабощения, главным орудием которого в эпоху феодализма была церковь. IПоэтому именно против нее боролись просветители, подвергая уничтожающей критике как религиозную догму, так и деятельность церкви, являвшейся частью государственного аппарата] феодализма. Они провозгласили идею просвещения народных! масс, широкого распространения знаний среди народа. Этим они заслужили благородное имя «просветителей», оставшееся за ними в истории. Просветители объявили войну не только религии, но и идеалистической философии.
Они прославили силу человеческого разума, призвали на суд разума идеологию и государственные учреждения феодализма. Все, что не отвечало принципу разумности, что не содействовало благосостоянию народа, осуждалось ими на уничтожение.
Однако, придавая преувеличенную роль силе идей, просветители впадали в глубокие заблуждения, полагая, что идеи могут изменить мир. С этим связана иллюзия «просвещенной монархии», столь дорогая многим из них.
Англия XVIII века стала родиной просветительского романа. Напомним, что роман — жанр, возникший при переходе от Возрождения к Новому времени; этот молодой жанр игнорировался классицистической поэтикой, потому что не имел прецедента в античной литературе и сопротивлялся всем нормам и канонам. Роман направлен на художественное исследование современной действительности, и английская литература оказалась особенно благоприятной почвой для качественного скачка в развитии жанра, каким стал просветительский роман в силу нескольких обстоятельств. Во-первых, Англия — родина Просвещения, страна, где в XVIII веке реальная власть уже принадлежала буржуазии, и буржуазная идеология имела самые глубокие корни. Во-вторых, возникновению романа в Англии способствовали особые обстоятельства английской литературы, где в течение полутора предыдущих веков постепенно в разных жанрах складывались эстетические предпосылки, отдельные элементы, синтез которых на новой идеологической почве и дал роман. Из традиции пуританской духовной автобиографии в роман пришла привычка и техника интроспекции, приемы изображения тонких движений внутреннего мира человека; из жанра путешествий, описывавшего плавания английских моряков, — приключения первопроходцев в дальних странах, опора сюжета на приключения; наконец, из английской периодики, из эссеистики Аддисона и Стиля начала XVIII века роман усвоил приемы изображения нравов повседневности, бытовых подробностей.
Когда почти шестидесятилетний известный журналист и публицист Даниэль Дефо (1660–1731 гг.) писал в 1719 году “Робинзона Крузо”, он меньше всего думал о том, что из-под его пера выходит новаторское произведение, первый в литературе Просвещения роман. Он не предполагал, что именно этому тексту потомки отдадут предпочтение из 375 произведений, уже опубликованных за его подписью и заслуживших ему почетное имя “отца английской журналистики”. Историки литературы считают, что на самом деле он написал значительно больше, только опознать его произведения, изданные под разными псевдонимами, в широком потоке английской прессы рубежа XVII–XVIII веков непросто. За спиной у Дефо к моменту создания романа был огромный жизненный опыт: он выходец из низшего класса, в юности он был участником мятежа герцога Монмутского, избежал казни, путешествовал по Европе и разговаривал на шести языках, познал улыбки и измены Фортуны. Его ценности — богатство, преуспевание, личная ответственность человека перед Богом и собой — это типично пуританские, буржуазные ценности, и биография Дефо — красочная, исполненная событиями биография буржуа эпохи первоначального накопления. Он всю жизнь затевал разные предприятия и говорил о себе: “Тринадцать раз я становился богат и снова беден”. Политико-литературная активность привела его к гражданской казни у позорного столба. Для одного из журналов Дефо и написал поддельную автобиографию Робинзона Крузо, в подлинность которой должны были поверить (и поверили) его читатели.
Принятие общественного договора означает и принятие суро¬вой школы воспитания свободных граждан. Бытие свободным граж¬данином предполагает, что гражданин дает согласие на все зако¬ны, даже на те, которые принимаются вопреки его желанию, и да¬же на те, которые карают его, если он осмеливается нарушить их.
То, что данные положения не являются утопией подтвержда¬ется опытом Великой французской революции, освободившей поли¬тический дух от оков, от смешения его с гражданской, т.е. частной, жизнью и выделившей его как сферу общности, всеобщего народного дела, как нечто, существующее независимо от специфи¬ческих элементов частной жизни.
Обмирщение литературы и искусства
В XVII в. произошла жанровая дифференциация литературы, одним из проявлений которой стала демократическая сатира, выразившая отношение населения к церкви. Впервые церковные служащие стали объектами критики.
Началось ускоренное освоение жанров европейской литературы, сочинители XVII в. увлеченно использовали чужие сюжеты.
Особое место заняла драматургия. Придворный царский театр XVII в. прошел несколько этапов. С 1571 г. царский двор пытался использовать народное искусство скоморохов, затем с 1660 г. — драматургию школьного театра, с 1672 г. — сценический опыт зарубежного театра. Традиции национальной драмы развивал монах Стефан Чижинский, воспитанник Киево-Могилянской академии, и Симеон Полоцкий (пьеса «Притча о Блудном сыне» и «Комедия о Навуходоносоре»). По инициативе боярина А. С. Матвеева и указу царя была построена «комедийная хоромина» и набрана труппа из иностранцев во главе с немцем И. Грегори. В 1675 г. впервые на русской сцене был поставлен балет.
XVII в. — время расцвета в России певческого искусства. С развитием «партесного» многоголосия связано возникновение нового жанра: псалмов и кантов (патриотических и даже любовно-лирических), исполнявшихся в домашней обстановке. Западные формы музицирования проникали в придворный быт столичного дворянства. Появились любители «немецкой» музыки, содержавшие инструментальные капеллы (среди них бояре Н. И. Романов и А. С. Матвеев, князь В. В. Голицын). Увлечение иностранной музыкой соседствовало с традиционными выступлениями скоморохов. В созданной для развлечения царской семьи Потешной палате выступали гусельники, исполнители на клавикордах и органе. Для представлений в придворном театре в 1672 г. была приглашена из-за границы группа музыкантов-исполнителей на скрипке, виоле, флейте, кларнете, трубе и тромбоне; в состав инструментального ансамбля входил также орган.
Существенные изменения произошли в, казалось бы, самом каноническом виде искусства — иконописи. На рубеже XVI—XVII вв. в иконописи оформились два направления, условно именуемые «Годуновской» и «Строгановской» школами. Первая из них стремилась к строгому стилю, к возрождению традиций (росписи Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве).
Ярко выделялись монументальные росписи костромских и ярославских иконописцев (Гурия Никитина, Силы Савина, Дмитрия Плеханова и др.), работавших со своими артелями не только на родине, но и в Москве, Ростове, Вологде, в Троице-Сергиевом монастыре. К середине XVII в. одним из центров художественной жизни становится Оружейная палата в Москве, живописцы которой (Богдан Салтанов, Иван Безмин, Кирилл Уланов, Иосиф Владимиров, Никита Павловец и др.) были мастерами широкого диапазона — выполняли стенные росписи, писали иконы, царские портреты, оформляли придворные и церковные праздники. Руководитель иконописной мастерской Оружейной палаты Симон Ушаков руководил росписями Архангельского и Успенского соборов, Грановитой палаты в московском Кремле, чертил географические карты, занимался офортом. В иконописи он выступал как реформатор, стремившийся к светотеневой, объемной моделировке формы (иконы «Отечество» («Троица»), «Благовещение», «Спас Нерукотворный», «Семь смертных грехов»).
Несмотря на каноны церкви, запрещавшие любые изменения в иконописи и даже предписывавшие указом 1654 г. уничтожение образов святых, не соответствующих каноническим требованиям, западные влияния затронули и эту область искусства. Греческий стиль умирал, а так называемый «фряжский» (западный), все активнее проникал в религиозную живопись России.
В иконостасах, потеснив иконы, важную роль приобретали декоративные элементы, барочные мотивы, в частности, появление витых («соломоновых») колонн с библейской символикой (московская церковь Покрова Богородицы в Дубровицах и др.).
Размывание жестко-традиционных для древнерусского искусства художественных форм сказалось и в возникновении нового жанра — портрета-парсуны.
В XVII в. процессы «обмирщения» были заметны и в зодчестве. Строились новые города, разрастались старые. Число каменных административных, хозяйственных зданий (Гостиный двор в Архангельске архитектора Д. М. Старцева), жилых построек (дома Поганкиных в Пскове, Коробовых в Калуге, Аверкия Кириллова в Москве). Для церковного зодчества были типичны 5-главые церкви с пышным «узорочным» убранством фасадов — прихотливыми наличниками, фигурной рельефной кладкой, изразцовыми вставками и т. п. (церковь Троицы в Никитниках в Москве). Большой декоративной выразительностью отличались церкви, завершенные не традиционным 5-главием, а комбинацией шатров (3-шатровая «Дивная» Успенская церковь Алексеевского монастыря в Угличе, 5-шатровая церковь Рождества Богородицы в Путинках в Москве). Как «неканонические» шатровые завершения храмов были запрещены в ходе церковной реформы патриарха Никона. Традиционную монументальность сохраняли храмы Ярославля (церкви Ильи Пророка, Иоанна Златоуста в Коровниках, Иоанна Предтечи в Толчкове и др.) и северных городов (церкви Владимирская и Рождества Богородицы в Каргополе, Иверский монастырь на Валдае). Идею превосходства духовной власти над светской воплощал построенный в 1670 — 1683 гг. ростовский Кремль.
В конце XVII — начале XVIII в. достаточно широкое распространение получили постройки в стиле т. н. «нарышкинского барокко» (более точный термин — «московское барокко»), отличительными особенностями которого были симметричность композиции, пышный белокаменный декор. В «нарышкинском» стиле сооружались не только храмы и монастыри (московские церкви Покрова в Филях, Троицы в Троицком-Лыкове, трапезная палата, колокольня, надвратные Преображенская и Покровская церкви Новодевичьего монастыря в Москве), но и светские постройки — Сухарева башня в Москве (архитектор М.
В декоративно-прикладном творчестве еще были сильны идеи защитников «старины», отстаивавших исконные традиции. Впрочем, передовые представители нового направления, такие как боярин А. Л. Ордин-Нащокин, остерегали от слепого подражания западным образцам, иноземной моде и быту. Главными заказчиками на декоративные изделия были дворяне и купцы. Декоративно-прикладное искусство все шире входило в быт, тяга к материальности уживались в искусстве с нарядностью и роскошью. Яркая красочность, богатство «русского узорочья» достигли в XVII в. особой пышности.
1262 — архиепископу Кириллу болгарский князь Яков-Святослав подарил Кормчую книгу: сборник церковных и светских законов.
1273 — общерусский съезд иерархов Русской православной церкви.
1220 — 1280 — экстремальные природные явления, изменение климата, которые негативно отразились на сельском хозяйстве.
1325 — митрополит Петр, первый святой покровитель Москвы, заложил первую каменную московскую церковь Успения пресвятой Богородицы.
1373 — основание Сергием Радонежским Троице-Сергиевого монастыря.
1392 — по заказу боярина Федора Кошки создан серебряный оклад Евангелия.
1442 — серб Пахомий Лагофет на основе южнославянских и древнерусских сочинений создал «Хронограф».
1475 — 1479 — строительство Успенского собора в Московском Кремле.
1490 — церковный собор, осудивший новгородско-псковских еретиков.
1484 — 1489 — строительство Благовещенского собора в Московском Кремле.
1492 — митрополит Зосима (Брадатый) составил «Изложение пасхалии», где провозгласил Москву Новым Константинополем, а московского князя Ивана III — государем и самодержцем всея Руси.
1505 — 1509 — строительство Архангельского собора в Московском Кремле.
1523 — сочинение «Послание на звездочетцев» инока Псковского Елеазарова монастыря Филофея: дальнейшее развитие теории «Москва — третий Рим».
1530 — 1532 — строительство церкви Вознесения в Коломенском в честь рождения Ивана IV (Грозного).
1551 — «Стоглавый» собор Русской православной церкви.
1555 — 1561 — строительство Покровского собора «что на Рву» (Василия Блаженного) в Москве.
1564 — на Печатном дворе Московского Кремля дьяк Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец издали первую книгу «Часослов».
1589 — установление патриаршества и избрание первого русского патриарха Русской православной церкви.
1621 — в Посольском приказе для царя и его окружения начала составляться первая газета «Куранты».
1628 — 1653 — строительство московской церкви Троицы в Никитниках.
1648 — царь Алексей Михайлович послал по городам указ, запрещающий выступления скоморохов: разгонять «позорища» (зрелища), а «хари» (маски) и «бесовские гудебные сосуды» (музыкальные инструменты) ломать и жечь.
1654 — церковные реформы патриарха Никона, начало религиозного раскола.
1672 — начал действовать придворный театр — «Комедийная храмина».
1685 — патриарх Иоаким благословил основание Славяно-греко-латинской академии.
Аввакум Петров — глава старообрядчества и идеологического раскола в православной церкви, протопоп, писатель. В 1646 — 1647 гг. — член «Кружка ревнителей благочестия». Выступил против реформ Никона. Сослан с семьей в 1653 г. в Тобольск, затем в Даурию. В 1663 г. возвращен в Москву, продолжал борьбу с официальной церковью. В 1664 г. сослан в Медень. В 1666 — 1667 гг. осужден на церковном соборе и сослан в Пустозерск, где 15 лет провел в земляной тюрьме, написал «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». По царскому указу сожжен.
Башкин Матвей Семенович — вольнодумец середины XVI в., дьяк. Выступал против официальной церкви, иконопочитания и холопства. Осужден церковным собором 1553 г. как еретик, заточен в Иосифо-Волоколамский монастырь.
Вассиан Косой (Василий Иванович Патрикеев) — князь, боярин, писатель, с 1508 г. — глава нестяжателей. Пострижен в монахи. Обвинен в ереси на церковном соборе 1531 г. и сослан в Волоколамский монастырь.
Гизель Иннокентий — деятель украинской культуры, историк. Ректор Киево-Могилянской коллегии, с 1656 г. — архимандрит Киево-Печерской лавры. Автор «Синопсиса».
Даниил Черный — живописец, расписывал совместно с Андреем Рублевым Успенский собор во Владимире и Троицкий собор в Троице-Сергиевой лавре в Сергиевом Посаде.
Дионисий — живописец, автор иконы «Спас в силах» и фресок Ферапонтова монастыря (совместно с сыновьями).
Епифаний Премудрый — монах, писатель, автор житий Стефана Пермского и Сергия Радонежского.
Иосиф Волоцкий (Иван Санин) — основатель и игумен Иосифо-Волоколамского монастыря, глава иосифлян, писатель. Возглавлял борьбу с новгородско-московской ересью и нестяжателями. Автор сочинения «Просветитель». Канонизирован Русской православной церковью.
Истомин Карион — поэт, переводчик, один из первых московских просветителей, автор силлабических стихов, стихотворных сочинений, «Книги вразумления», «Малого букваря» и «Большого букваря», энциклопедии «Полис».
Карпов Федор Иванович — дипломат, публицист. В 1508 — 1539 гг. руководил восточной внешней политикой России; с 1538 г. — окольничий. Написал ряд публицистических посланий Максиму Греку и митрополиту Даниилу.
Крижанич Юрий — по происхождению хорват, ученый-энциклопедист, писатель, сторонник идеи славянского единства, в котором главную роль отводил Московскому государству. Автор статей и трактатов, в т. ч. «Политики».
Курицын Федор Васильевич — дьяк, писатель, дипломат, приближенный Ивана III. Глава московского кружка реформаторов церкви.
Лихуды (Иоанникий и Софроний) — братья-греки, учились в Падуанском университете в Италии. С 1685 г. — в России, преподавали в Славяно-греко-латинской академии, были ее фактическими руководителями.
Магницкий Леонтий Филиппович — автор первого русского печатного учебника «Арифметика», который использовали в России в школьном образовании с конца XVII в.
Макарий — митрополит, писатель; глава иосифлян и кружка книжников, члены которого распространяли церковную литературу. Лидер борьбы против секуляризации церковных земель. Составил сборник «Великие Четьи Минеи», редактировал «Степенную книгу».
Максим Грек (Михаил Триволис) — публицист, богослов, переводчик. В 1518 г. приехал из Ватопедского монастыря на Афоне в древнерусское государство, сблизился с церковной оппозицией, был осужден на церковных соборах. В 1988 г. канонизирован Русской православной церковью.
Медведев Симеон (Сильвестр) — писатель, деятель русского просвещения. Автор записок о восстании 1682 г., богословских сочинений, силлабических стихов, составитель первого русского богословского труда «Оглавление книг, кто их сложил». В 1689 г. казнен за поддержку царевны Софьи.
Никон (Минов Никита) — с 1652 г. патриарх Русской православной церкви. Инициатор религиозных реформ, вызвавших раскол церкви. В 1658 г. оставил патриаршество, сослан в 1667 г. в Сибирь. Последние годы жизни провел в скиту.
Нил Сорский (Майков Николай) — основатель и глава нестяжателей. Развивал идеи нравственного самосовершенствования и аскетизма. Противник церковного землевладения, выступал за реформу монастырей на началах скитской жизни и личного труда монахов.
Ордин — Нащокин Афанасий Лаврович — дипломат, боярин, воевода, руководил Посольским приказом, в 1672 г. постригся в монахи.
Палицын Авраамий — келарь Троице-Сергиевого монастыря, писатель, автор сочинения «Сказание» об истории России начала XVII в., в т. ч. о Смутном времени.
Пересветов Иван — писатель-публицист. Служил в Великом Княжестве Литовском, с 1539 г. — в Москве. В своих сочинениях (посланиях Ивану IV Грозному) выступал за укрепление самодержавия, военную реформу, ликвидацию Казанского ханства.
Прохор с Городца — живописец, в 1405 г. вместе с Феофаном Греком и Андреем Рублевым расписал фресками Благовещенский собор Московского Кремля.
Рублев Андрей — живописец, мастер московской школы иконописи. Создал икону «Троица», участвовал в росписях Благовещенского собора в московском Кремле (1405), Успенского во Владимире (1408), Троицкого в Троице-Сергиевой лавре (1425-1427), Спасского собора Андроникова монастыря в Москве (1420-е).
Ртищев Федор Михайлович — дворецкий, окольничий, глава ряда приказов, член «Кружка ревнителей благочестия». На свои средства открыл ряд больниц, богаделен, школу в Москве при Андреевском монастыре.
Сильвестр — священник московского Благовещенского собора, духовник Ивана IV. Автор особой редакции «Домостроя» и многих посланий. В 1560 г. постригся в монахи.
Симеон Полоцкий (Самуил Емельянович Петровский — Ситнианович) — белорусский и русский общественный и церковный деятель, наставник царских детей. Организовал в Московском Кремле типографию, один из основоположников силлабической поэзии и драматургии.
Тимофеев Иван — дьяк ряда приказов в Москве, Новгороде и других городах, автор «Временника» — важнейшего источника по истории России середины XVI — начала XVII в.
Ушаков Симон — живописец, гравер. Создал иконы, парсуны, миниатюры, написал трактат об истории русской живописи.
Феодосий Косой — еретик, монах Кирилло-Белозерского монастыря, из беглых холопов. С 1551 г. распространял «Новое учение», отвергал официальную церковь, основные догматы, обряды и таинства, проповедовал равенство людей. В 1553 г. бежал в Литву.
Феофан Грек — живописец из Византии. Работал в древней Руси во второй половине XIV — начале XV в. Вместе с А. Рублевым и Прохором с Городка в 1405 г. расписал Благовещенский собор в Московском Кремле. Автор фресок церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде.
Барокко — (от итал. вагоссо — странный, причудливый) — одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и России конца XVI — середины XVIII в. Характерны контрастность, напряженность, динамичность образов, стремление к величию и пышности.
Живопись монументальная — произведения большого формата, которые пишутся на поверхности стен или перекрытий здания. Их иногда называют росписями.
Знаменщик — мастер-иконописец, намечавший основной рисунок иконы. Появились, когда написание икон стало групповым в целях ускорения их изготовления.
Иконостас (от греч. geikon и греч. stasis — место стояния) — перегородка с иконами и резной дверью в православном храме, отделяющем алтарную часть от основной части церкви. Тип высокого иконостаса в рядами (чинами) икон сложился на Руси в начале XV в.
Киево-Могилянская духовная академия — первое высшее учебное заведение Украины, организована в 1632 г. при слиянии Киевской братской школы и школы Киево-Печерской лавры.
Отреченные (подметные) книги — книги, привезенные на Русь из Византии и отчасти с Западной Европы («Остролог», «Аристотелевы врата», «Мысленник», «Разумник», «Зелейник», «Метание», «Чаровник» и др.). К ним причислялись тетради и листы, в которых записывались народные заговоры, приметы, суеверия. Официально они были запрещены.
Офорт (от фр. Еan-forte — азотная кислота) — вид гравюры на металле, изобретенной в XVI в. Кислота образует в процарапанных иглой местах углубления, в которые втирается краска. На пластинку накладывается влажная бумага, и под прессом получается оттиск.
Панагия — круглая небольшая икона с изображением Богоматери, нагрудный знак архиереев.
Парсуна (от лат. persona) — портретная живопись, в России XVII в., сохранявшая приемы иконописи. Парсуны создавались живописцами Оружейной палаты (С. Ушаковым, И. Максимовым, И. Безминым, М. Чоглоковым и др.).
Патриарх (от греч. pater — отец, arche — начало, власть) — высшее звание в церковной иерархии. В христианской церкви сначала принадлежало римскому, константинопольскому, александрийскому, антихийскому, иерусалимскому главам церкви. Избирается церковным собором. В России сан патриарха существовал в 1589 — 1703 гг., восстановлен с 5 (18) ноября 1917 г. В современном православии — высший духовный сан, глава автокефальной церкви.
Потир — в христианской традиции чаша для освящения вина и принятия причастия.
Провиденциализм — объяснение исторических событий как осуществление замысла Божьего.
Секуляризация культуры (обмирщение) — освобождение культуры из-под власти церкви, автономизация культурного творчества.
Силлабика — система стихосложения, где единство ритма обеспечено одинаковым количеством слогов в каждой строке.
Фортификация (от лат. Fortification — укрепление) — отрасль военно-инженерного искусства, охватывающая теорию и практику строительства оборонительных сооружений.
Эсхатология (от греч. Eschatos — последний, конечный) — религиозное учение о конечных судьбах мира.
Аввакум. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное. М., 1960.
Воинские повести Древней Руси. М.; Л., 1949.
Памятники культуры Древней Руси. Вторая половина XV в.: М., 1982.
Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским/Текст подготовили Я. С. Лурье и Ю. Д. Рыков. М., 1981.
Березовая Л. Г., Берлякова Н. П. История русской культуры: В 2 ч. М., 2002.
Земцов С. М., Глазычев В. Л. Аристотель Фьораванти. М., 1985.
История русского и советского искусства / Под ред. Д. В. Сарабьянова. М., 1989.
Костомаров Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. М., 1992.
Лазарев В. Н. Русская средневековая живопись. М., 1970.
Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVII в. М., 1983.
Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X — XVII веков: Эпохи и стили. Л., 1993.
Очерки русской культуры XIII—XV веков. М., 1969.
Очерки русской культуры XVI века. В 2 ч. М., 1977.
Очерки русской культуры XVII века. В 2 ч. М., 1979.
Сергеев В. Н. Рублев. М., 1991.
Смирнова Э. С. Московская икона XIV — XVII веков. Л., 1986.
Тихомиров М. Н. Русская культура X-XVIII веков. М., 1968.
Успенский А. А. Богословие иконы православной церкви. М., 1989.
Черный В. Д. Искусство Средневековой Руси. М., 1997.