Обманули с посылкой что делать
Что делать, если обманули мошенники
К сожалению, мошенники не дремлют, они постоянно разрабатывают новые способы обмана, из-за которых доверчивые граждане лишаются своих средств. Порой речь идет о крупных суммах, достигающих 1 000 000 рублей и больше. Рассмотрим, что делать, если тебя обманули мошенники.
Обман бывает разным. Его можно разделить на две большие категории: в интернете и в обыденной жизни. Сервис Бробанк.ру рассказывает, что делать, если кинули на деньги, как поступить в той или иной ситуации. Инструкция для тех, кто пострадал от мошенников.
Что делать, если обманули в интернете
Мошенничество в интернете — бич современного общества. С развитием технологий преступники ушли в онлайн, где обманывать доверчивых граждан гораздо проще. Популярные схемы обмана:
На деле способов обмана гораздо больше, но это самые популярные, на которое ежедневно попадаются тысячи граждан. Даже на ту самую мнимую службу безопасности банка, о которой вроде как все знают. В нестандартной ситуации, когда человеку говорят, что его деньги хотят украсть, он действует непредсказуемо и часто неразумно.
Если вы добровольно перевели деньги
Что значит добровольно? То есть вы сами сделали перевод мошеннику, сами дали ему данные своей карты и назвали проверочный код для выполнения операции, сами дали мошеннику доступ в свой онлайн. Это все — добровольная передача данных. Вас никто не заставлял, держа дуло у виска.
Даже если к вашей банковской карте была подключена страховка по защите денег, она не сработает. Вы сами передали данные третьим лицам, банк тут ни при чем.
Если вы побежите в банк с просьбой вернуть отправленные мошенникам средства, вы уйдете из отделения ни с чем. Согласно положению Банка России № 383-П гл 1 ст 24 банки не вмешиваются в договорные отношения своих клиентов, дела между собой решают только плательщик и получатель. Банк вступает в дело только в том случае, если есть доля его вины. А это не тот случай.
Что делать, если вас развели на деньги в интернете
Если вы сами передали мошенникам данные, лучше сразу не надеяться на то, что сможете вернуть деньги. Это случается крайне редко, да и то в случае больших потерь. На практике может одному из тысячи пострадавших все же удается призвать мошенников к ответу и вернуть свои кровные.
Если вас обманули на деньги в интернете, и вы сами передали данные мошенникам, банк ничего вам не вернет. Поможет только заявление в полицию и заведение уголовного дела.
Заявление в полицию
На практике мало кто из пострадавших доходит до полиции, так как сумма ущерба в подавляющем числе случаев некритичная. Не так много желающих бегать по отделам полиции из пары тысяч рублей. Да и в самой полиции такие дела не жалуют, так как расследовать их непросто, раскрываемость низкая.
Что делать, если тебя обманули на деньги в интернете:
Заявление в полиции примут при любой сумме ущерба, даже если она меньше 1000 рублей.
На практике уголовные дела по факту мелкого мошенничества возбуждаются очень редко. А если и возбуждаются, то расследуются со скоростью черепахи — их в следственном комитете не любят. Если прошло больше месяца, а движений никаких нет, обращайтесь в прокуратуру. Если отказали в возбуждении уголовного дела, то также — в прокуратуру.
Как узнать, откуда мошенник, карту какого банка использует
Если вас обманули в интернете, можно попытаться добыть какую-то информацию о мошеннике. Это возможно, если речь о переводе на карту. Номер карты — набор некоторой информации.
Первые 6 цифр карты — ее БИН. В сети можно найти сервисы, через которые можно моментально “пробить” пластик. Например, если ввести БИН 553691, выходит такая информация:
Вы получаете сведения о том, что карту мошенника обслуживает Тинькофф. И если вас кинули в интернете на деньги, вы можете позвонить на горячую линию этого банка и получить консультацию по дальнейшим действиям, а также сообщить банку о его подозрительном клиенте. Некоторые банки внимательно относятся к этой информации, могут проверить мошенническую карту и даже заблокировать ее.
Больше никакой информации не получить. По номеру карточки вы узнаете только обслуживающий ее банк. Ни город выпуска, ни тем более ФИО держателя вы не узнаете. И банк не разгласит вам эту информацию.
Чаще всего мошенники используют карты Киви или Юмани, которые выдаются даже без идентификации личности. После найти такого преступника практически нереально.
Что делать, если обманули с посылкой
Думаю, всем знакомы кадры, когда человек вскрывает посылку с купленным через интернет смартфоном, а там оказывается кирпич. И конечно, товар был предварительно оплачен.
В этом случае также имеет место быть мошенничество. Вскрывать посылки с дорогостоящим содержимым следует прямо на Почте. Для расследования крайне важно заручиться свидетелями, которыми станут сотрудники почтового отделения.
И здесь также нужно обращаться в полицию, писать заявление и ждать возбуждение уголовного дела. В таких случаях мошенничество часто имеет массовый характер, могут быть обобщены дела из разных уголков России.
Как вернуть деньги с интернет-магазина мошенников
Еще одна ситуация — вы сделали покупку в интернет-магазине, который не вызывал никаких сомнений. Вы оплатили товар, но так его и не получили. Это тоже распространенный вид мошенничества. Аналогично работают мошенники в инстаграме и в других социальных сетях, продавая какие-либо товары и услуги.
Все аналогично: вернуть деньги возможно только в рамках уголовного дела, то есть нужно писать заявление в полицию. Нужны доказательства оплаты. Сам же мошеннический сайт может быть уже закрыт, поэтому желательно сделать его скрины.
Насколько реально вернуть деньги
Если тебя развели на деньги в интернете, вполне нормальное желание — вернуть свои кровные и наказать мошенников. Только вот на практике все совсем плохо. Даже если вас обманули на большие деньги, вероятность их возврата крайне низкая. Порой люди теряют миллионы рублей и не могут ничего сделать.
Мошенничество на сайтах объявлений за 2020 году привело к потере гражданами 1 млрд. рублей. И это только на досках объявлений и то, что стало известно правоохранительным органам. Большинство граждан просто махают рукой и никуда не обращаются — бесполезно.
В 2020 году количество интернет-преступлений выросло на 73,4% по сравнению с 2019 годом. За первые полгода 2021 года было зафиксировано более 315 000 преступлений такого типа.
По информации МВД только каждое десятое дело о мошенничестве в интернете или по телефону раскрывается. А самое неутешительное — раскрытие не гарантирует возврат средств. Преступника привлекут к ответственности, а потерпевшему еще нужно как-то взыскивать с него средства. И чаще всего взыскание проходит безуспешно.
Интернет-магазин обещал модные платья со скидкой, а прислал дешевые ночнушки
Сделать заказ почему-то можно было только по телефону, а платья отправляли по почте. Но оператор развеяла сомнения мамы: это из-за специального предложения, покупатель ничем не рискует, потому что оплачивать покупку придется только при получении. Мама согласилась.
Посылка пришла, но проверить ее содержимое до оплаты не дали. Мама ее оплатила, а вскрыла уже дома. Внутри оказалось совсем не то, что она заказывала. Фасон, крой и материал отличались от того, что было заявлено на сайте, а по внешнему виду платья напоминали ночнушки. На телефон тоже ничего не начислили.
Стало очевидно, что маму обманули. Мы попытались вернуть деньги, но по телефону и электронной почте уже никто не отвечал.
Но нам повезло: оказалось, что у продавца все-таки зарегистрировано юрлицо, а продажа организована через вполне официального посредника. Это в итоге и помогло — правда, пришлось написать много писем и пригрозить прокуратурой.
Как еще может выглядеть обман
Пока статью готовили к публикации, подобным образом попытались обмануть и одну из наших коллег. Ей пришло письмо, в котором отправитель похвалил ее стиль в инстаграме и предложил рекламировать известный бренд среди подписчиков. Взамен ей пообещали большую скидку на вещи этого бренда. Заплатить придется только за пересылку вещей из Англии.
Но Гугл поставил крест на звездной карьере. Оказалось, что вместо брендовых вещей из Англии приходят непонятные тряпки из Китая. Вот как работает схема — очень похоже на то, что случилось с мамой автора этой статьи. Только вернуть деньги вряд ли выйдет: в Китае, скорее всего, не испугаются российской прокуратуры.
Что должно было насторожить на сайте магазина
Сначала немного о том, как можно было избежать нервотрепки. Если вы регулярно читаете Т—Ж, то знаете большинство признаков, которые помогают заподозрить не самых честных продавцов. Вот какие встретились тут.
Слишком большие скидки. При известной удаче итальянское платье можно найти и за 2—3 тысячи рублей, например в период распродаж. Но большие скидки все равно должны настораживать: этот прием мошенники используют в первую очередь.
Торопят принять решение. Платья по скидкам якобы достанутся только первым 100 покупателям, но если зайти на сайт завтра, там будет все то же самое.
Когда вас торопят с покупкой, возьмите паузу и подумайте. Напомните себе, что спешка и деньги не дружат: за минуту предложение никуда не денется, но ее хватит, чтобы заплатить мошенникам.
Подробнее о пользе паузы мы рассказываем в первом же уроке курса «Как защититься от мошенников».
Необычный процесс покупки. В 2021 году большинство интернет-магазинов работает по стандартной схеме: каталог на сайте, заказ там же через форму, доставка курьером или самовывоз, оплата картой через эквайринг или платежный терминал. По-прежнему не вызывает подозрений оплата наличными курьеру. Все это помогает отследить покупку и при необходимости подтвердить, что, у кого и когда вы купили.
Если магазин предлагает как-то поменять схему покупки, это должно насторожить: возможно, он хочет сэкономить на вашей финансовой безопасности. Например, при заказе по телефону может быть сложно подтвердить покупку, если нет записи разговора. Маме еще повезло, что она сохранила чек с почты: это помогло потом узнать настоящие реквизиты магазина и добиться возврата денег.
Это может говорить о том, что сайты часто блокируют — и тогда подключается новый клон. В пользу этой версии говорит и то, что вскоре после маминой покупки сайт, где она выбирала платья, перестал открываться.
На сайте указаны реквизиты другой компании. Если сомневаетесь в магазине, проверьте реквизиты его юридического лица — их обычно публикуют в конце страницы или в разделе «О компании». Сделать это можно на сайте налоговой или с помощью сервиса проверки юрлиц вроде list-org.com или rusprofile.ru.
Очень много плохих отзывов на разных сайтах. Отдельным покупателям может что-то не нравиться, но когда на независимых площадках много негативных отзывов, это подозрительно. Оказалось, что у магазинов Dress Me и City-X очень много недовольных клиентов, обманутых по той же схеме.
Как мы пытались вернуть деньги
Когда мы с мамой попытались вернуть деньги, оказалось, что найти продавца непросто. Телефон не отвечал, сайт уже не открывался. Еще одна ниточка к магазину — наклейка с посылки, где отправителем указано ООО «Гефест». Эта же компания фигурировала в некоторых отзывах о магазине — вместе с электронным адресом. Мы отправили на него претензию, но ответа не получили.
Через сутки на претензию ответили. «ПИМ-почта» ожидаемо написала, что выдает займы интернет-магазинам и не несет ответственности за содержимое посылок. Но компания заверила, что составила обращение и отправила его интернет-магазину на рассмотрение.
К тому моменту из отзывов я уже знала: если покупатель не очень настойчив, на этом переписка заканчивается. Поэтому я сразу написала второе письмо на те же адреса, где пообещала обратиться в прокуратуру, если в течение трех дней мне не отправят контакты недобросовестного продавца.
Ответ пришел мгновенно: через две минуты посредник уже выслал реквизиты интернет-магазина и настоящий адрес электронной почты «Гефеста».
Чем все кончилось
Следующая претензия отправилась на свежедобытый адрес «Гефеста» — с той же угрозой, что и «ПИМ-почте» : при отказе урегулировать вопрос или отсутствии ответа мы пообещали обратиться в прокуратуру. Вскоре от «Гефеста» пришел ответ на официальном бланке с печатью: магазин предложил отправить полученные вещи обратно по почте для проверки качества товара. Так мы и поступили.
Попутно нам написала и «ПИМ-почта» — она, напомню, отвечает за оплату покупок. Компания поинтересовалась, будем ли мы возвращать товар, и попросила в этом случае отправить им фото чека с почты. Почему-то на возврат товара нам давали всего пять дней, что странно: закон пишет о семи. Но мы не стали придираться.
ст. 22 закона «О защите прав потребителей» — сроки удовлетворения требований потребителя
Через две недели после отправки платьев денег все еще не было, поэтому мы решили о себе напомнить — и, раз магазин молчал, снова написали посреднику. Но на этот раз ответил магазин. Они написали, что путаница с платьями связана с пересортицей, и спросили, как маме удобнее получить обратно деньги. Мы не рискнули сообщать такому магазину данные карты, поэтому выбрали возврат через Почту России.
На это письмо нам ответила «ПИМ-почта» : написала, что деньги выслали и они поступят в почтовое отделение через 5—6 дней.
Закон дает продавцу на перечисление денег 10 дней с того дня, когда потребовали возврат, и к тому моменту они уже прошли. Но мы решили дать платьям время вернуться к истокам и набрались терпения. Через неделю деньги все-таки пришли, справедливость восторжествовала. На все про все ушел примерно месяц.
Вместо послесловия
Нас ждал еще один сюрприз: пока деньги были в пути, маме пришло уведомление еще о какой-то посылке. Адрес отправителя ничего нам не сказал, в историях обманутых покупателей ничего похожего не нашлось. Поэтому мы не стали торопиться ее забирать: посылка может храниться на почте 31 день.
Нарвался на мошенника, а полиция ничего не делает
У детской коляски сломалась деталь. Я попробовал поискать ее в авторизованных сервис-центрах. Оказалось, что необходимо покупать целый блок, который стоит дороже, чем новая коляска. Поэтому я решил посмотреть запчасть по сообществам во «Вконтакте», разместил объявление с фото в нескольких группах. Где-то получил отказ, где-то не ответили.
Спустя некоторое время я получил посылку, но приехало совершенно не то, чего я ожидал. Я написал об этом — получил ответ, что склад что-то напутал и деталь смогут заменить. Ту, что получил я, надо было отправить обратно за мой счет. Я это сделал.
После этого я стал публиковать посты в группах по ремонту колясок, что есть вот такой мошенник. Мне ответили в личные сообщения несколько человек — оказалось, что в такую же ситуацию попало достаточно много людей.
Также со мной связался владелец одного из сообществ, который рассказал, что эта женщина из Перми, что она давно промышляет таким образом, но никто с ней ничего не делает. Он даже назвал имя мошенницы. При этом со мной вроде бы общался мужчина, а запчасть обратно я отправил в Ижевск.
Через сайт МВД я написал обращение, но прошло уже почти два месяца, а реакции никакой.
Я понимаю, что совершил много ошибок и сам виноват, что потерял деньги. Но может, вы что-то посоветуете в такой ситуации?
Валерий, ваши намерения привлечь нерадивого продавца к ответственности справедливы и обоснованны. Вы согласовали с ним покупку конкретной вещи по конкретной цене и вправе рассчитывать получить именно то, о чем договаривались. Вас обманули, и это похоже на мошенничество.
По факту правоохранительные органы не торопятся возбуждать такие уголовные дела: по их мнению, тяжесть совершенного преступления не соответствует усилиям, которые нужны, чтобы найти виновного и привлечь его к уголовной ответственности. Поэтому распространена практика формальных отказов в возбуждении уголовных дел о мошенничестве. Аргументы такие: заявитель и потенциальный обвиняемый находятся в гражданско-правовых отношениях, что юридически переключает способ защиты прав с уголовно-правового на гражданско-правовой.
Другими словами, сотрудник полиции может не возбуждать уголовное дело, потому что не усматривает признаков преступления. А между вами и обвиняемым, по его мнению, сложились гражданско-правовые отношения, которые вы можете урегулировать самостоятельно через суд. Расскажу, что можно сделать, чтобы повлиять на сотрудников полиции.
Что произошло
Точно квалифицировать ситуацию, в которую вы попали, должны правоохранительные органы. По описанию это похоже на мошенничество. Наказание за него зависит от размера причиненного вреда.
В вашем случае продавец решил манипулировать тем, что правоохранительные органы стараются не вмешиваться в отношения между гражданами, если их можно урегулировать в суде или до него. Для подстраховки мошенник все-таки выслал вам запчасть от коляски, пусть и не ту, о которой вы договаривались. Этим он создал иллюзию, что исполнил свои обязательства, а значит, обмана якобы нет. Из-за этого доказать преступный умысел продавца на хищение ваших денег будет непросто.
Развод: поддельная «Авито-доставка»
У нее спросили электронный адрес — и вскоре прислали письмо с адреса supp.avitodelivery@ya.ru, в котором предложили перейти по ссылке и получить деньги за вещь. Заодно предупредили, что банк временно спишет с карты сумму в размере стоимости товара.
Читательница вовремя спохватилась и прекратила общение. Конечно, это были мошенники.
Вот как понять, что вас разводят:
Курс о больших делах
Что помогло сохранить деньги
Диалог с мошенником развивался естественно, но сделка на сайте «Авито» не появилась. Кроме того, письмо выглядело подозрительно, поэтому читательница решила не переходить по ссылке и перечитала правила безопасности.
Оказалось, она проигнорировала два правила: не переходить в другой мессенджер и не делиться своими данными с другими людьми. Она свернула разговор и связалась с поддержкой.
Как не попасться на развод
Покупкам и продажам в интернете мы посвятили целый урок в нашем бесплатном курсе по защите от мошенников. Вот несколько правил из этого урока.
Не переходите в другие мессенджеры, общайтесь только в чате торговой площадки. Мошенники избегают общения в чатах торговых площадок, потому что система может заметить подозрительную активность профиля и заблокировать его. Многие доски объявлений блокируют любые ссылки в чате — и это неудобно мошенникам. Если у вас в чате площадки спрашивают телефон или электронный адрес, система предупредит об опасности.
Не раскрывайте свои данные незнакомым людям. Мошенникам нужны ваши телефон и почта, чтобы отправить ссылку. Поэтому номер телефона при размещении на «Авито» лучше скрыть — такая возможность есть в профиле.
У нашей читательницы мошенники попросили электронную почту, чтобы заполнить форму заявки на товар. При покупке товара на «Авито» покупатель действительно должен заполнить форму, но в нее нужно внести только данные покупателя. Информация о продавце не нужна — как минимум потому, что при продаже она уже есть в его профиле.
Внимательно проверяйте почтовые адреса в электронных письмах. Если вы что-то продаете на сайте с названием, например, torg.com, то письма должны приходить с адреса, заканчивающегося на @torg.com.
Продвинутые мошенники могут зарегистрировать сайт с похожим адресом и присылать письма от его имени. Но torg.com и torg-dostavka.com — это разные адреса, и доверять письмам с последнего не стоит.
Особо ленивые мошенники регистрируют адреса на бесплатных почтовых сервисах. Такие сервисы позволяют менять адрес почты только до символа @. Если вы увидели название сервиса до этого символа, например torg.com@mail.ru, — вам пишут мошенники.
Не переходите по ссылкам из непонятных писем. Крупные сервисы позволяют продавцам получать деньги за товар прямо внутри приложения или на официальном сайте. Мошенники же присылают ссылки «для получения денег» на почту или в мессенджеры.
Что делать, если сообщили данные карты или смс-код мошенникам
У нашей читательницы все закончилось хорошо: она вовремя заметила подвох, не перешла по ссылке в письме и прекратила общение с мошенниками.
Если же вы сообщили мошенникам свои данные, нужно срочно блокировать карту. Позвоните в банк — там подскажут, как действовать в такой ситуации. Если деньги успели списать, нужно писать заявление в полицию и тоже блокировать карту.
Если сталкивались с подозрительными предложениями, пишите. Прищуримся.
vivara, Продавец не ставит Авито-доставку. Она автоматически подключена, а продавец не заметил и НЕ отключил. Авто-мастера тоже те ещё жучки, внимательно смотреть надо, что подключено.
vivara, знакомо)) я недавно хотела купить авито доставкой товар за 1500, сделала все через приложение авито, продавцу пришло уведомление, что товар оплачен. В итоге я спросила когда отправят, в продавце накинулись на меня со словами что я мошенница и хотела ее развести на деньги 🙊пришлось искать другого продавца.
Дарья, потому что очень много мошенников, которые подменяют товар при авито доставке. Но если не отправляешь, тогда не надо ее подключать вообще.Я тоже много раз жаловался на таких продавцов, но авито по фигу
vivara, продавцы подключают авито-доставку, чтобы их объявление увидели в других городах, в надежде, что покупатель согласится на предоплату.
Постоянно пишут! Особенно активно – после повторной публикации объявлений по окончанию срока размещения.
Пишут либо на Авито, а затем переманивают в мессенджеры, либо сразу в мессенджер. Со временем научился распознавать подобных перцев по первой паре сообщений, поэтому стало скучно.
Nikolay, того же мнения. И через Почту прекрасно отсылала по предоплате.
Sergey, забыл только, что при авито доставке товар легко могут подменить мошенники и продавец потом останется ни с чем.
У меня, например, был случай, когда покупатель, распаковывая товар канцелярским ножом случайно повредил товар. После чего он благополучно отказался от получения и мне вернулся порезанный товар, который отправился в помойку и я потерял деньги.
Так что ты видимо далек от реальных положений дел
Мошенники почему-то особенно активизируются после повторного размещения объявления. Может считают, что у продавца наступила безнадега?))
Получала несколько раз такие сообщения. В первый раз заподозрила неладное, быстрый гугл выдал статью на ТЖ, где девушка повелась и отдала мошенникам 15тыс. С тех пор на просьбу мощенников дать почту, сразу пишу «может и денег сразу перевести?», ни один не ответил после такого, даже скучно)))
Много продавал и покупал на авито, но жулики ни разу не писали. Даже странно 🙁
Из удобных сервисов для безопасных сделок есть ещё наложка.рф. Пользовался, доволен. Конечно, это не дает 100% гарантий от обмана, но в некоторых сделках очень выручает. Это надстройка к СДЭК.
Напишите статью про свежий ( а может и не очень свежий) про развод мелкого бизнеса. Звонит человек, представляется сотрудником ОАО «РЖД» ( в моем случае Виталий Гаранин из РЖД), предлагает поучаствовать в тендере на какую-то работу по профилю этого бизнеса на приличную сумму от пары миллионов рублей. Первый звоночек! С чего бы такой компании, как РЖД, проводить тендеры путем обзвона мелких предпринимателей.
Потом запрашивается пакет документов от предпринимателя, среди которых есть пункт «Проверка сведений в едином реестре по ФЗ № 223». Такой проверки не существует в природе, и тогда мошенник предлагает проверить бизнес на добросовестность или что-то подобное. Эту проверку конечно же нужно пройти на определенном сайте и стоит она условные 50 тысяч рублей.
А вот и второй звоночек! Проверку пройдете, деньги заплатите, а контракта само собой и не было никакого. Будьте внимательны)
Вера, площадка не защитит вас от обмана, вы так же можете купить сломанную вещь за наличку.
К тоже любой акк могут взломать.
Евгений, владелец площадки Авито может заблокировать мошенника, чтобы снизить уровень потерпевших от обмана честных людей
Татьяна, так вы сами написали что его заблокировали, чего вы ещё хотите?
Антон, я тоже также посылаю таких. Но был один покупатель, который реально прислал своего курьера и купил недорогой товар. а я до последнего считал его мошенником
Антон, мне тоже звонил супер занятой человек который летит в командировку в Москву но ему срочно нужен диван за 2К и он вышлет грузчиков. Потом начал угрожать))
Антон, а чего вы боитесь, действительно? Я так постоянно покупаю на авито, по мелочи и без, и некоторые продавцы так же настаивают на личной встрече. Хотя я рискую больше: перевожу деньги вслепую, вызываю и плачу за курьера. Никаких ссылок и тд. Даже не понимаю, как в этой схеме покупатель может обмануть.
Антон, а в чем подвох? Если он действительно готов перевести деньги на карту без всяких «ссылок для получения» итп, это получается обычная предоплата.
Евгений, это очень протухший развод))
Евгений, подвох ясно в чем. Давайте я вам деньги переведу. Скажите номер карты. Перевожу. Ой что-то не получается, а скажите еще срок действия и цифры с обратной стороны, у меня банк только так принимает. По-моему самый тухлый развод. Просто история, что «хочу купить именно такой поюзанный холодильник, так как влюблен в него, но нахожусь на работе» звучит уже смешно. Даже если принять вероятность процентов 5, что это не развод, то и черт с ним, холодильник продался на следующий день за нал самовывозом.
Антон, в общем, звучал как обычный развод из зоны
Антон, ну например не хочется ехать через всю Москву или нет возможности это сделать. По-моему, как раз очная сделка сейчас усложняет процесс продажи.