Область профессиональных интересов что это
профессиональные интересы
Полезное
Смотреть что такое «профессиональные интересы» в других словарях:
Профессиональные Интересы — (от лат. profiteor объявляю своим делом и interest важно) элементы мотивационно потребностной сферы. Обращены на различные виды профессиональной деятельности и побуждают к овладе … Психологический словарь
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ — означают избирательную активность в отношении предполагаемой профессии; выделяют разные уровни интереса при выборе профессии: интерес потребителя (созерцательный, возникающий главным образом под воздействием извне), интерес деятеля (возросшая… … Словарь по профориентации и психологической поддержке
Профессиональные интересы (occupational interests) — По причине большого интереса, к рый вызывает к себе у исследователей развития профессиональной карьеры и профконсультантов систематическое измерение П. и. и профессиональной адаптации, общая оценка интересов приобрела важное значение в данной… … Психологическая энциклопедия
Профессиональные Союзы — добровольные общественные объединения граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемые в целях представительства и защиты их социально трудовых прав и интересов. Как общественная… … Словарь бизнес-терминов
Профессиональные союзы — (trade unions) Общественные организации рабочих, целью которых является замена индивидуальных договоров (с предпринимателями) на коллективные договоры для повышения – и поддержания на высоком уровне – качества жизни своих членов. Действуют как… … Политология. Словарь.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ — (профсоюзы), добровольные организации, объединяющие трудящихся в производственных и внепроизводственных сферах для защиты социально экономических прав и интересов своих членов. Возникли в странах Западной Европы и США в конце 18 в. как общества… … Современная энциклопедия
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ — (профсоюзы) добровольные организации, объединяющие трудящихся в производственных и внепроизводственных сферах для защиты социально экономических прав и интересов своих членов. Возникли в странах Зап. Европы и США в кон. 18 в. как общества… … Большой Энциклопедический словарь
Профессиональные союзы — (профсоюзы), добровольные организации, объединяющие трудящихся в производственных и внепроизводственных сферах для защиты социально экономических прав и интересов своих членов. Возникли в странах Западной Европы и США в конце 18 в. как общества… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Профессиональные союзы (профсоюзы) — союзы рабочих для организованной борьбы с капиталом за улучшение условий наемного труда (увеличение заработной платы, сокращение рабочего дня и пр.), для борьбы с безработицей и пр. Профессиональные союзы массовая организация рабочих для защиты в … Популярный политический словарь
профессиональные союзы — (профсоюзы), добровольные организации, объединяющие трудящихся в производственных и внепроизводственных сферах для защиты социально экономических прав и интересов своих членов. Возникли в странах Западной Европы и США в конце XVIII в. как… … Энциклопедический словарь
Интересы в резюме — примеры
Приводим примеры заполнения графы «интересы» в резюме. Напоминаем — перечисленные ниже варианты чужие. Люди заявляли их в своем резюме с целью, которая может абсолютно не совпадать с вашей собственной. О том ради чего можно написать тот или другой тип интересов, рассказано в статье «Интересы в резюме». Некоторые варианты вспомогательных вопросов для их определения даны там же. Если вам нужны только чужие примеры, не забывайте ставить ссылку на источник. А теперь, собственно, сами примеры.
1. Примеры частных интересов (увлечений во внерабочее время)
Даже не читая статью с разъяснениями причин, по которым в отдельных случаях выгодно указывать подобные увлечения, становится ясно с какой целью специалисты предоставили именно такую информацию потенциальному работодателю. Остается лишь уточнить, что во всех представленных случаях в резюме имелась качественно сформулированная цель трудоустройства.
2. Примеры личных интересов
Если вы уже знакомы с основными материалами сайта, значит не нужно долго объяснять почему эти примеры попали в категорию личных интересов. Отметим, что некоторые из перечисленных вариантов были составлены кандидатами специально для сайтов по трудоустройству, где выдвигалось требование в графе «цель резюме» указывать только название интересующей вакансии. Говорим это, чтобы вы могли использовать все шансы найти нужную работу даже если возможности для этого кем-то ограничиваются. Без разницы намеренно устанавливаются ограничения или просто необдуманно.
Предположим, вы хотите в графе «интересы» заявить о личных интересах в профессиональной деятельности. А на нашем сайте впервые. Чтобы разобраться как лучше написать свой интерес, рекомендуем прочитать статьи:
«Личные проблемы при устройстве на работу»,
«Как отличить личное от профессионального»,
«Интересы в резюме».
После этого препятствий к эффективному обозначению интересов у вас не останется.
3. Примеры профессиональных интересов
также варианты профессиональных интересов можно посмотреть в составе некоторых профессиональных целей (например, вот на этой странице)
Графа «интересы» отличается от графы «цель» тем, что здесь нет жесткой необходимости предоставлять информацию на языке конкретных цифр и фактов. В «интересных» графах допускается гораздо большая степень свободы. Например, можно перечислить разные интересы через запятую — совсем не обязательно собирать их в одном предложении. Можно написать интересов больше, чем обычно заявляется в цели. Например, указать не 1-2 самых важных варианта, а 3-4 (в зависимости от той цели, с которой вы это делаете). Причем такие варианты могут принадлежать и к одной, и к двум, и сразу ко всем трем категориям интересов. Если считаете необходимым сделать это — делайте. В данной графе такая возможность у вас есть.
Понимая для чего вами указывается тот или другой интерес, остается лишь соблюсти общие правила заполнения резюме. Например, если вы решили заявить 3-4 интереса, они должны быть представлены как вся остальная информация — коротко и четко. Если приняли решение отдать эту графу для детального объяснения одного из своих принципиально важных интересов, проследите, чтобы применяемые формулировки не допускали возможности свободной интерпретации ваших слов. И самое главное — если хотите, чтобы после прочтения графы «интересы» у работодателя осталось отчетливое представление о вас, пишите максимум 3-4 самых значимых варианта интересов. Иначе конкретного впечатления не будет.
Если у вас нет четких целей поиска работы или глубоко безразлично какое там впечатление останется у работодателя, можете писать в этой графе что угодно — хоть о своей любви к ночному звездному небу.
Это не шутка. Нет цели — нет смысла шибко убиваться над заполнением этой графы.
Методики определения профессиональных интересов
Автор: Надежда Зырянова | Источник: «Кадровый менеджмент»
Диагностика сферы интересов наиболее широко используется при консультировании по вопросам профориентации и выбора области деятельности, а также в других целях, например, при формировании групп обучения и распределении персонала на предприятиях.
Целью первых методик было определить, возьмется ли человек за какую-либо работу или откажется от нее (см., например, А. Анастази, 1982). Затем в ходе исследований было обнаружено, что представители той или иной профессии характеризуются общими интересами в различных областях жизни: хобби, спорт, музыка и т. д. И эти интересы отличаются от интересов представителей других профессий. Данные находки натолкнули исследователей на мысль о том, что, выявляя различные интересы человека, можно определить, насколько они близки к интересам представителей той или иной профессиональной группы. Полезную информацию прогностического характера можно получить, сопоставляя выявленные интересы личности с типичными интересами людей, преуспевших в определенной сфере деятельности.
В зарубежной психодиагностике существуют стандартизованные тесты, направленные на измерение профессиональных интересов, установок и ценностей. Как правило, они обладают хорошими формальными характеристиками – высокой надежностью и валидностью.
Наиболее распространенными являются опросники интересов типа «карандаш-бумага». Один из самых первых тестов такого рода – «Опросник интересов Стронга – Кемпбелла» (Strong Vocational Interest Blank). Методика направлена на диагностику интереса к разным профессиям, различным видам деятельности, выявление степени зрелости интересов, уровня развития умений и навыков с точки зрения профессиональной подготовленности. В результате может быть получен индивидуальный профиль показателей по шести основным шкалам интересов: П – практические; И – исследовательские; Пр – предпринимательские; Х – художественные; С – социальные; К – конвенциальные. В каждой шкале – несколько областей деятельности. Например, практический раздел включает в себя сельское хозяйство, естествознание, путешествия, военное дело, технику, а исследовательский – науку, математику, теоретическую и практическую медицину. Анализ результатов дает возможность определить сходство интересов тестируемого и людей, добившихся успеха в каком-то виде деятельности. Тест обладает высокой надежностью и прогностической валидностью. Недостаток методики – относительно высокие интеркорреляции между показателями по разным шкалам.
«Опросник интересов Г. Кьюдера» (Kuder Preference Record) – еще один западный тест, предназначенный для диагностики профессиональных интересов. Тестируемому индивиду предлагается выбрать одно из трех альтернативных утверждений (например: А. Посещать художественные галереи; Б. Ходить в библиотеку; В. Посещать музеи). Всего в опроснике Кьюдера 10 шкал интересов, которые включают в себя деятельность на открытом воздухе (сельское хозяйство), техническую, вычислительную, научную, просветительскую, художественную, литературную, музыкальную, социальную и канцелярскую деятельность. В соответствии с этими шкалами приводится обширный список профессий. Коэффициенты надежности опросника Кьюдера – от 0,80 до 0,98. Показатели валидности также достаточно высоки. Шкалы теста относительно независимы друг от друга.
«Тест профессиональных интересов М. Ирле». Создан в 1975 году путем эмпирического анализа профессиональной занятости населения современного промышленного города. Направлен на выявление интересов по девяти профессиональным областям: технические занятия, ремесленные занятия, технические и естественные науки, сфера питания, сельское и лесное хозяйство, торговля, канцелярские занятия, литература и гуманитарные науки, социальная защита и воспитание.
Разработаны четыре параллельные формы методики. Две из них строятся на основе принудительного выбора из нескольких альтернатив, а две другие предполагают свободный выбор профессий из общего списка (81 вид деятельности). Тестирование можно проводить как индивидуально, так и в группе. Время выполнения методики – от 15 до 40 минут (в зависимости от формы опросника). Обработка проводится по «ключу» – шаблону, при этом сравниваются индивидуальные результаты с эталонными.
«Опросник Дж. Голланда» направлен на диагностику основной профессиональной направленности личности. Дж. Голланд считал, что можно выделить шесть типов личности: реалистичный (Р), интеллектуальный (И), социальный (С), конвенциальный (К), предприимчивый (П) и артистичный (А). Каждому типу личности свойственно выбирать определенный тип профессий. Это гарантирует ему успех и удовлетворенность от производственной деятельности.
Обследуемому индивиду предъявляется следующая инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете работать по любой специальности. Однако, если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли? Обведите кружком выбранный вами ответ в регистрационном бланке».
Затем ему предлагается список из 42 пар профессий (см. таблицу 1).
Обработка результатов проводится по специальному «ключу»: подсчитывается количество выборов по каждому типу. Затем проводится анализ полученного типа личности и подходящих профессий (см. таблицу 2).
Недостатком западных опросников профессиональных интересов является некоторое несоответствие предлагаемых в них профессий тем профессиям, которые востребованы на отечественном рынке труда. Методики подобного рода, созданные в нашей стране, не имеют таких строгих психометрических показателей, как западные тесты, хотя используются довольно широко. К ним относятся, например, такие методики, как «Карта интересов» А. Е. Голомштока и «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е. А. Климова.
Методика «Карта интересов» используется при проведении профориентационной работы с подростками и взрослыми, возраст которых не превышает 35 лет. Особенно полезной она может оказаться при консультировании лиц, желающих сменить профессию.
Методика не имеет временных ограничений, но, как правило, на выполнение теста требуется 40–50 минут. Возможно как индивидуальное, так и групповое проведение опроса.
Тестируемому предъявляется следующая инструкция: «У вас есть возможность продолжить учебу или поступить на интересную работу. Для того чтобы помочь вам выбрать профессию, предлагаем перечень вопросов. Подумайте, перед тем как ответить на каждый вопрос. Постарайтесь дать как можно более точный ответ. Отвечайте на каждый вопрос, не пропуская ни одного. Если вы не раз убеждались, что очень любите или вам очень нравится делать то, о чем мы спрашиваем, то в
Листе ответов под этим номером поставьте «++»; если просто нравится – «+». Если не знаете или сомневаетесь – «0», если не нравится, не любите – «–», если очень не нравится – «– –». Всего в опроснике 144 вопроса.
Тестируемый отмечает свои ответы в регистрационном бланке, который представляет собой сетку из клеточек – 24х8. Использование этого бланка позволяет быстро и легко подсчитать результаты. При обработке подсчитывается количество «+» и «–» по 24 вертикальным столбцам, которые соответствуют 24 направлениям деятельности человека (см. таблицу 3).
Затем из количества плюсов вычитается количество минусов и определяются 2–3 вида деятельности, по которым получены наибольшие баллы. Эти виды деятельности и являются сферами максимального интереса тестируемого.
«Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) предназначен для выявления наиболее привлекательных профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А. Климова:
1. «Человек – природа», сюда включены все профессии, связанные с растениеводством, животноводством, лесным хозяйством.
2. «Человек – техника» – технические профессии.
3. «Человек – человек» – профессии, связанные с общением и обслуживанием людей.
4. «Человек – знаковая система» – все профессии, связанные с цифровыми и буквенными знаками.
5. «Человек – художественный образ» – профессии творческого характера.
Существуют и другие методики диагностики профессиональных интересов личности. В качестве примера можно привести «Активизирующие опросники профессионального самоопределения» Н. С. Пряжникова. Как указывает автор, эти методики, внешне напоминающие традиционные тесты, предназначены не только для профессиональной психодиагностики, но и для активизации подростков и взрослых, столкнувшихся с проблемой личностного и профессионального самоопределения.
В комплект входят следующие методики (все из них могут проводиться в индивидуальной и групповой форме):
1. «Личная профессиональная перспектива» направлена на получение обобщенной и целостной самооценки перспектив профессионального и личностного развития.
2. «За и против» предназначена для активизации размышлений о мотивах выбора профессии. Она состоит из трех частей: первая направлена на выявление профессиональных предпочтений; вторая – на определение качеств, которые желательно было бы использовать и развивать в профессии;
Третья – на повышение осознанности профессиональных мотивов, связанных с личностным смыслом, и выяснение того, ради чего нужно трудиться.
3. «Будь готов!» – цель применения – повысить у человека уровень осознанности его готовности к различным видам профессионального труда. По каждой методике даны примерные «нормы»: отдельно для юношей, девушек, мужчин и женщин. Однако автор указывает, что эти нормы были получены не на репрезентативной выборке, поэтому в реальности они должны быть несколько ниже. К сожалению, автор не приводит данных о показателях надежности и валидности этих методик.
Кроме опросников для диагностики личностных установок и профессиональных интересов можно использовать другие методики, например проективный «Тест профессиональных изображений», автор которого – М. Ахтних.
Тест строится на анализе и сортировке фотографий людей: мужчин (96 фотографий) и женщин (100 фотографий). Обследуемому предлагается составить рассказ по фотографиям людей, занимающихся какой-либо работой.
При анализе рассказа выявляются склонности к профессиональным сферам, связанным с: 1) мягкостью, женственностью, тактичностью; 2) силой, энергичностью, резкостью, агрессивностью; 3) социальной ориентацией (которая имеет две составляющие: готовность помочь и социальную энергию); 4) эстетическими потребностями; 5) интеллектом, логикой; 6) вдохновением, творческой фантазией, интуицией; 7) обладанием материальными благами; 8) ораторским искусством.
Тестирование проводится индивидуально. Время выполнения методики – около 40 минут. При обработке полученные данные сопоставляются с обобщенными профилями.
Рекомендуемая литература
§ Анастази А. Психологическое тестирование. Т. 1. М., 1982.
§ Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара, 1998.
§ Пряжников Н. С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. Методическое пособие 2. Комплект из четырех методических пособий. М. – Воронеж, 1997.
§ Achtnich M. Der Berufsbilder–Test. Projektives Verfahren zur Abklarung der Berufsneigung. Handbuch, Bern, 1979.
§ Campbell D. B. Manual for the Strong – Campbell Interest Inventory. StanfordUniversity Press, CA, 1981.
§ Irle M. Berufs–Interessen–Test, Bern, 1975; Irle M., Allehoff W. Berufs–Interessen–Test 2, Bern, 1984.
Kuder G. F., Diamond E. E. Kuder Occupation Interest Survey: General Manual. Chicago, 1979.
Профессиональные интересы и их диагностика
Изучение и диагностика разнообразия профессиональных интересов людей – задача не менее важная, чем составление классификаций профессий, точнее говоря, эти две задачи обусловливают одна другую: ведь мотивы, как известно, возникают в рамках уже существующих деятельностей, и чем больше становится новых профессий, тем разнообразнее и профессиональные предпочтения людей.
Изучение профессиональных интересов сопровождается двумя методологическими трудностями: во-первых, нередко люди обладают недостаточной информацией о существующих профессиях, во-вторых, имеются социальные стереотипы и семейные сценарии, заранее ограничивающие человека в выражении им своих предпочтений (например, юноша, любящий маленьких детей, скорее всего, не захочет работать воспитателем в детском саду).
Одна из первых попыток изучения профессиональной направленности была предпринята в 1920 г. Э. Стронгом, создавшим специальный метод диагностики интересов Бланк Стронга. В 1974 году методика была существенно переработана, в результате чего стала позволять диагностировать предпочтения человека в пяти областях, имеющих отношение к профессии: это собственно профессии (представляемые в соответствии с информированностью), учебные предметы (благодаря которым возникает профориентация), отдельные действия (например, публичное выступление, починка часов), развлечения и повседневное общение с людьми (очень старыми, представителями рискованных профессий и т.д.).
Результаты указывают на склонность человека к одной из шести групп профессий, выделенных Дж. Холландом: это профессии практические, исследовательские, художественные, социальные, предпринимательские и конвенциональные. Исходя из того, что внутри каждой профессиональной группы сосуществуют несколько вариантов профессиональной деятельности, в методику включены также шкала, фиксирующая академическую направленность (стремление продолжать свое образование) и шкала экстравертированности-интровертированности, диагностирующая отношение к людям и способность субъекта устанавливать с ними контакт, что тоже важно для ориентировки в рамках данного типа профессий.
Еще одна попытка изучения профессиональных интересов отразилась в семействе опросников, разработанных Г.Кьюдером, которые построены на измерении соответствия структуры интересов респондента интересам, присущим профессиональной референтной группе. Кьюдер выделил десять областей интересов: деятельность на открытом воздухе, технические, вычислительные, просветительские, художественные, литературные, музыкальные, социальные и канцелярские виды профессиональной деятельности, которые образовали эти группы по признаку их эмпирической наполняемости (теоретически эти группы могли быть сбалансированы и соподчинены несколько иначе, но тогда это была бы классификация профессий).
1 | Склонность к обработке материалов |
2 | Склонность к деловым контактам |
3 | Склонность к нетворческому труду |
4 | Склонность к нравственному воспитанию людей |
5 | Склонность к особой заботе о своем престиже |
6 | Склонность к интеллектуальной деятельности, связанной с общением |
7 | Склонность к научно-технической деятельности |
8 | Склонность к абстрактному мышлению и творческому труду |
9 | Склонность к технике и управлению механизмами |
10 | Склонность к производственной деятельности, приносящей видимые результаты |
Если же вернуться к проблеме классификации профессий, то интересы и склонности, конечно же, учитываются среди других профессионально важных качеств; они распределены по десяти факторам, различные сочетания которых и представляют собой образцы интереса к различным видам профессионального труда.
В отечественной психодиагностике используют Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова, позволяющий определять у подростков склонность к одной или нескольким из следующих пяти групп профессий: человек-человек, человек-природа, человек-знак, человек-художественный образ, человек-техника. Однако, при всей обоснованности этой типологии, существует очень много профессий, занимающих промежуточное между вы деленными типами положение.
Профессиональные интересы человека и как их выявить
Что такое профессиональные интересы
Каждый человек рано или поздно задумывается о своей профессии и о том, кем он хочет работать. Поиски своего предназначения в профессиональной сфере не всегда бывают простыми и понятными, и могут занять много времени. Для того чтобы не ошибиться, необходимо трезво оценить свои таланты, способности, особенности личности, склонности к наукам, спорту или творческой деятельности, а также профессиональные интересы, которые помогут определить будущую специальность.
Профессиональные интересы – это позитивное отношение к определенной сфере деятельности, а также Ваша личная заинтересованность заниматься именно этим делом.
Определить Ваши профессиональные интересы, понять себя и свои желания развиваться в определенной сфере Вам поможет специальный тест, основанный на методике «Карта интересов» А. Е. Голомштока.
Методика А. Голомштока по определению профессиональных интересов
А.Е. Голомшток – советский педагог, который занимался изучением профессиональных интересов школьников и их выбора профессии. Он является автором знаменитого пособия «Выбор профессии и воспитание личности школьника», который стал основой для этой области психологии.
Педагог выделил и обозначил 23 основных профессиональных направления такие, как и медицина, искусство, педагогика, военное дело, физика и математическое направление, химия, журналистика и др. Карта интересов А. Голомштока представляет собой ряд несложных вопросов, затрагивающих Ваши предпочтения и интересы, которые и помогают определить, какая специальность Вам больше всего подходит.
Методика Голомштока неоднократно подвергалась различным проверкам и участвовала в научных исследованиях, в результате чего считается одним из эффективных способов определить профессию.
Для кого подходит методика Голомштока?
Выбрать правильную профессию сложно, ведь предполагается, что Вы будете работать в этой сфере всю жизнь. Именно поэтому стоит уделить этому вопросу много внимания, чтобы в будущем не пожалеть о своем выборе и развиваться в той сфере, где Вы будете успешны. Опросник по определению профессиональных интересов Голомштока, в первую очередь, рекомендуется проходить старшеклассникам, которым необходимо делать свой профессиональный выбор. Помимо этого, метод стоит опробовать студентам, которые сомневаются в своей специальности; людям, задумывающимся о смене профессии; работникам, которые довольны своей профессией, но желают улучшить навыки.
Инструкция по прохождению методики
Прохождение опросника на выявление профессиональных интересов не требует специальной подготовки, и Вы всегда можете пройти тест прямо на нашем сайте онлайн.
Опросник представляет собой 100 несложных вопросов, касающихся Ваших способностей, занятий и интересов. Вам только нужно будет выбрать подходящий ответ:
Опросник рекомендуется проходить, когда у Вас в запасе имеется достаточное количество времени и Вы не испытываете сильных эмоций, способных повлиять на результаты теста (грусть, злость и др.).
Результаты
По прохождению методики Вам будет показан список из 23 профессиональных направлений и дана оценка Вашего личного интереса к каждой специальности.
Кроме того, наш сайт посоветует Вам литературу, которую Вы можете почитать для того, чтобы лучше понять свою расположенность к какой-либо профессии.
Благодаря этому, Вы сможете лучше понять свои интересы и желания в профессиональной сфере и сделать выбор в пользу той специальности, которая будет приносить Вам радость и успех.
Проходите тест прямо сейчас!
Удобный и понятный интерфейс нашего сайта сделает прохождение методики Голомштока приятным. Более того, Вы можете сохранить свои результаты или даже поделиться ими в соцсетях со своими друзьями! Проходите тест на определение профессиональных интересов на нашем сайте и узнайте, для какой профессии были созданы Вы!