Облако в штанах про что
Кратко «Облако в штанах» В. В. Маяковский
В поэме «Облако в штанах» Маяковский показывает поэта, ранимого влюбленного молодого человека, который был отвергнут девушкой. После такого разочарования поэт перестает верить в бога и направляет свой гнев и ненависть на разрушение государственного строя, высмеивая реалии.
Очень краткий пересказ поэмы «Облако в штанах»
Молодой и красивый поэт, окрыленный любовью, ждет возлюбленную, Марию, ради которой он готов из глыбы превратится в нежное «облако в штанах». Девушка пообещала прийти к нему, но указанный час прошел и наступает глубокая ночь, а поэт все мучается в ожидании, переживая, что она не появится. Среди ночи Мария все-таки приходит, и заявляет, что выходит замуж за другого. Поэт пытается показывать максимальное спокойствие, «как пульс покойника». Но он понимает, что эту боль можно только выстрадать с годами.
Поэт перестает читать книги, отрицает все, что было до него создано. Если раньше он думал, что каждый может быть писателем, на самом деле это не так, а большинство людей и два слова связать не могут, не говоря уже о поэмах: «Только два слова живут, жирея, — «сволочь» и «борщ». Он также понимает, что даже мелочь, но реальная, для людей важнее написанного поэтом.
Затем герой начинает размышлять об истории мира, которая еще больше его угнетает, так как состоит из одних ошибок и угнетения. Он вспоминает ярких личностей, которые своими достойными или недостойными поступками прославились на весь мир (Наполеон, Бисмарк, Ротшильд и т. д.). У поэта появляется четкое желание свергнуть существующий строй, где любят только красиво говорить, но последствия всего этого ужасны.
Разочаровавшись в жизни, человек начинает искать спасение в религии, но так как у поэта критическое мышление, он не может спастись, и продолжает заниматься самоедством. Герой поэмы в конце концов разочаровывается и в творце: «К черту вашу религию». Он надеялся на бога, но тот ему не помог избавиться от сердечных переживаний, поэтому автор уничижительно называет Творца «крохотным божиком».
Главные герои и их характеристика:
Второстепенные герои и их характеристика:
Краткое содержание поэмы «Облако в штанах» подробно
Поэма начинается со вступления, где поэт сразу описывает, что своим произведением «дразнит» обывателей об «окровавленный лоскут» своей раненой души. Они привыкли к своей комфортной «засаленной» жизни, и не хотят замечать того, что происходит вокруг. Лирический герой еще не испорчен временем, у него молодая душа, и в ней еще нет «старческой нежности».
Юноша начинает сравнивать себя с обывателями, ведь для них любовные чувства – это лишь лирика, они не способны любить так как он. Герой говорит, что им бы не мешало научиться любить, вместо равнодушного существования в этом мире.
Поэт рассказывает о своей разносторонней личности: для кого-то «от мяса бешенный», а для других — «безукоризненно нежный», словно облако в штанах.
События происходят в одесской гостинице, где лирический герой ждет возлюбленную Марию. Она пообещала прибыть в 4 часа дня, но в указанный час не появилась. Поэт мучается в ожидании. Наступает ночь. Надежда постепенно угасает, что девушка вообще появится. Лирический герой стоит у окна и рассуждает, что даже такая «громадина с железным сердцем» хочет порой женской ласки и теплоты. Он думает о том, будет ли любовь, какой она будет, если случится – большой или крошечной. Затем поэт рассуждает, что вряд ли он заслуживает большой любви, что может рассчитывать лишь на «маленького любеночка».
С наступлением полночи поэт уже на взводе от неизвестности и ожидания, и тут входит Мария, резкая, как «нате!», и вдруг заявляет: «Знаете – я выхожу замуж». Лирический герой не показывает своей боли, он старается быть холодным и сдержанным, как «пульс покойника». Он лишь сравнивает возлюбленную с украденной Джокондой, а себя с домом после пожара, где кто-то все равно живет, проводя аналогию с Помпеями, которые погубил Везувий.
Переживший потерю возлюбленной, поэт начинает отрицать прошлое, обнуляя все, что было создано до него. Он перестает читать книги. Ранее он думал, что книги делаются так: каждый смог бы стихи писать, стоит лишь обычному человеку чем-то вдохновиться и «разжать уста». Но когда сам начинает сочинять, то понимает, как тяжело дается каждое слово. Лирические поэты рождают рифму про любовь, а простым людям, улице, голосить нечем. Поэт решает стать этим гласом народа, но его никто не желает выслушать. В реальности народ-улица может сказать: «Идемте жрать!», – и жиреет только эта пара слов «сволочь» и «борщ».
Лирический герой разочаровывается в мире и не желает жить в этом. Он понимает, все «уличные тыщи» в лирике от поэтиков не нуждаются, творчество коих молодой поэт презирает. Он просит их очнуться и понять, что люди сами «творцы в горящем гимне — шуме фабрики и лаборатории». Поэт отвергает даже классику в лице Гете или Фауста, ведь людей больше заботит их реальность, нежели то, что сотворил поэт.
Себя лирический герой прозвал Заратустрой», а свою литературную карьеру сравнивает с Голгофой, ведь его не понимают и не принимают. Поэт предвкушает наступление революционных движений и определяет себе роль предтечи, он готов предоставить свою душу, как окровавленное знамя. Хотя сам и не уверен, что революционные движения сильно поменяет положение, так как жизнь очень сложно изменить.
Реальность кажется лирическому герою очень жестокой, что он вспоминает о домах для душевнобольных. Творчество запирают цензурной «клеткой», через которую невозможно прорваться. Он не желает, чтобы цензура вмешивалась в его произведения. Поэт осуждающе относится к Игорю Северянину, называя его творчество «чириканьем перепела». Он уверен, что на этой ступени к революции, надо не «чирикать», а «кастетом кроиться миру в черепе». Лирический герой не понимает тех, кто больше переживает о благозвучии своих творений, чем об их посыле. Своему творчеству он предвещает величие.
Ему остается искать спасения у Творца, но и тому лирический герой не угоден. В трактире он увидел икону Богоматери, и невольно начинает проводить параллель своей жизни с Иисусом. Поэт рассуждает, что он возможно является «в евангелии тринадцатым апостолом», который никому не нужен, но называет себя верным учеником, потому что когда слышен голос поэта, то душа его приближается к сыну божьему.
Поэт вновь вспоминает свою возлюбленную Марию, спрашивая «ждешь». Он попробованный всеми вновь придет к ней, но девушка его не принимает. Над лирическим героем смеются, из-за того, что он все еще страдает по прошлому: «Опять в зубах… чёрствая булка вчерашней ласки».
Затем в поэме в мрачных тонах описывается дождь и улицы, по которым передвигаются экипажи с лоснящимися жирными буржуями. Поэту очень неприятны люди из этого общества, он не понимает, как донести до них свое слово, ведь он просто человек. Лирический герой снова просится к Марии, возвышая ее имя, наделяя величием равное богу. Наконец, она соглашается его впустить.
Поэт рассказывает, что не страдает от нехватки женского внимания, даже появилась целая армия поклонниц, но такой настоящей любви какую он испытывает к ней, больше ни к ному не чувствовал. Лирический герой не требует от возлюбленной любви, а лишь ее тело, как православные, просящие у Творца хлеба. Он не желает петь любовные сонеты, ведь «весь из мяса, человек весь». Марии поэт пообещал бережно любить ее тело, которое он долго желал, как солдат после войны бережет единственную ногу. Но девушка не соглашается на это, и лирический герой вновь чувствует боль, потому что его отвергла возлюбленная.
Представляя себя сыном божьим, поэт отказывается от веры, ведь он представлял Бога чем-то великим, а религию движущей силой, которая не давала народу впасть в уныние. Но на деле, Бог не помог ему даже справиться с душевной болью, которой он страдает уже столько времени, и называет Творца «крохотным божиком». Никто не способен понять, что является истинной любовью, кроме него. Лирический герой окончательно разочаровывается во всем и готов идти на бойню, приказывая, чтобы небо преклонилось перед ним, но вселенная молчит, равнодушно не замечая поэта.
Кратко об истории создания произведения
Маяковский начинает работать над поэмой в начале 1914 года. В это время, футуристы Маяковский, Давид Бурлюк и Василий Каменский отправляются в турне по стране. В Одессе Владимир Владимирович знакомится с художницей Марией Денисовой, которая до глубины души ранила поэта в самое сердце. Она не считала их мимолетное знакомство в поездке чем-то серьезным. Этот отказ и послужил толчком к написанию «Облако в штанах».
Маяковский закончил поэму в июле 1915-го года и она носила «рабочее» название «Тринадцатый апостол», ведь именно в этом образе себя представлял автор. Цензура не пропустила произведение с таким названием и Маяковскому пришлось изменить на «Облако в штанах» также перед публикацией цензура сильно урезала произведение. Отрывки из поэмы вышли в начале 1915 года в альманахе «Стрелец. Первый сборник», а в полном формате поэма была опубликована лишь в 1918-ом году.
Урок — семинар по литературе для 11 класса «Поэма «Облако в штанах» В. Мяковского»
Проблематика и тематика
Многопроблемное и многотемное произведение — «Облако в штанах». Тема поэта и толпы заявляется уже во вступлении. Противопоставляется безликой, инертной людской массе главный герой. «Красивый, двадцатидвухлетний» лирический герой контрастирует с миром низких образов и вещей. Это истрепанные, «как пословица» женщины; «залеженные», как больница, мужчины. Интересно, что если толпа остается неизменной, лирический герой меняется на глазах. Он то резкий и грубый, «нахальный и едкий», то ранимый, расслабленный, «безукоризненно нежный» — «облако в штанах», а не мужчина. Так в произведении проясняется смысл столь необычного названия, весьма характерного, кстати, для творчества Владимира Владимировича Маяковского, любившего использовать оригинальные яркие образы и меткие выражения.
Образ героя
Герой в произведении наделен переживаниями и настоящими чувствами самого поэта. Автор так решил выразить свое «Я». Рассказчик представляется душевно ранимым и чрезвычайно нежным, невероятно чутким и удивительно романтичным, но это не значит, что он слаб. Поэт является сильным мужчиной, имеющим уверенную личную позицию.
В образе наблюдается построение контрастов, характеризующих его как довольно эмоциональную и яркую личность, не собирающуюся никогда терпеть человеческую ничтожность. Герой упорно кричит и борется за лучшее будущее и счастье как для себя, так и для остальных. Он пытается вести их за собой, обагряя сердца кровью собственного сердца, переживающего за судьбу Родины.
Первая часть поэмы
Согласно авторскому замыслу, первая часть содержит первый крик: «Долой вашу любовь». Можно сказать, что тема любви является центральной во всем произведении. Ей посвящена, кроме первого раздела, еще и часть четвертого, как показывает проведенный нами анализ.
«Облако в штанах» открывается напряженным ожиданием: встречи с Марией ждет лирический герой. Так мучительно оно, что ему кажется, будто «ржут» и «хохочут» канделябры в спину, двери «ляскают», «режет» ножом полночь, гримасничают дождинки и т.д. Бесконечно долго, мучительно проходит время. Развернутая метафора о двенадцатом часе передает глубину страдания ожидающего. Маяковский пишет, что двенадцатый час упал, как «голова казненного» с плахи.
Основная тема поэмы
Главной темой произведения является мучительная и безответная любовь. Но это не единственная тематика:
Автор описывает людей, которые сегодня живут, а также их пролетарскую сущность, а великих поэтов (Гете, Гомера) авторитетами не признает: закончилось их время.
Я уверен — мучит гвоздь в моем сапоге намного ужасней, нежели фантазия у Гете.
Поэт пытается сказать, что реальные и насущные проблемы «работяг» с улиц намного важней философских и абстрактных вопросов.
Нельзя не заметить тему революции, Маяковский хочет ее назвать предтечей. Христос «себя распял на кресте», чтобы кровью очистить душу страданиями. То же поэт пытается сделать с читателями произведения, чтобы те встретили переворот с чистыми мыслями.
Можно увидеть, что в каждой главе произведения основной темой является любовь, но это чувство дополняют другие мысли. Сначала персонаж разочаровывается в любимой, затем — в окружающем его искусстве, он не верит власти и религии.
Главная тематика произведения — это всё-таки разочарование. Маяковский устал от обстановки, которая его окружает, и хочет вызвать протест против нее, чем критикует все сферы жизни. Вероятно, любовный сюжет и был придуман им, чтобы отвести глаза цензоров от каждой буквы.
Трагическое известие
Наконец девушка появляется и сообщает ему, что выходит в скором времени замуж. Оглушительность и резкость этого известия сравнивает поэт с другим своим стихотворением под названием «Нате». Кражу Марии он уподобляет похищению знаменитой «Джоконды» из Лувра, а себя самого — погибшей Помпее.
Поражает в то же время почти нечеловеческое спокойствие и хладнокровие, с которыми лирический герой внешне воспринимает это трагическое известие. Он говорит, что «спокоен», однако сравнивает эту невозмутимость с «пульсом покойника». Такое сравнение означает безвозвратно, окончательно умершую надежду на взаимность.
История создания
Владимир Маяковский задумал свою поэму еще до знакомства с Марией Денисовой, первоначально она должна была называться “Тринадцатый апостол”. Но фактически история создания ее начинается во время поездки футуристов по России. Знакомство с красавицей, которая отказалась вступать с ним в близкие отношения, глубоко ранило Маяковского и в то же время дало ему большой творческий толчок: поэму, начатую в 1914 году, он закончил уже в июле 1915-го. В том же году произведение, уже под названием “Облако в штанах”, было опубликовано Осипом Бриком. Второе издание пришлось на 1916 года, и оба были сильно урезаны цензурой.
Развитие темы любви во второй части
Тема любви во второй части данной поэмы получает новое решение. Это следует непременно отметить, проводя анализ поэмы «Облако в штанах». Маяковский во второй части говорит о любовной лирике, которая преобладала в поэзии, современной Владимиру Владимировичу. Она озабочена лишь тем, чтобы в стихах воспевать и «цветочек под росами», и «любовь», и «барышню». Пошлы и мелки эти темы, а поэты, «рифмами пиликая», «выкипячивают» «варево» из соловьев и любви. При этом они совсем не озабочены людскими страданиями. Поэты боятся, как «проказы», уличной толпы, бросаются сознательно от улицы. Однако люди города, по мнению лирического героя, чище омытого солнцем и морями «венецианского лазорья».
Нежизнеспособному искусству поэт противопоставляет подлинное, настоящее, а самого себя — пиликающим «поэтикам».
Сочинения
Маяковский написал достаточно большое количество замечательных работ, оставив после себя ценное наследие, которое и по сей день мы изучаем в школе и вне рамок школьной программы. Маяковский писал произведения разной направленности, но в основном это были работы на революционную тематику. Поэма Облако в штанах Маяковского является произведением, где сразу раскрывается несколько тем. Его и проанализируем.
Маяковский: Облако в штанах
Стихотворение Владимира Маяковского Облако в штанах выделяется среди его работ своей откровенностью, яркостью, и даже эпатажностью. Поэму можно отнести к раннему творчеству поэта и по факту Облако в штанах стало первым крупным произведением Маяковского. Работал над ним писатель чуть более года. Еще одной особенностью произведения является то, что в образ лирического героя писатель вкладывает личные характеристики, которые были присущи самому автору.
История создания
Свою работу автор начал писать в 1914 году, после знакомства с Марией Денисовой, однако задумал ее написание еще раньше. Первоначально название поэмы должно было быть не Облако в штанах. Автор хотел назвать свое произведение Тринадцатый апостол, но работа не двигалась. И только после знакомства с девушкой, которая пленила сердце поэта и тут же разорвала отношения, ранив Маяковского, автор начал работу над стихотворением, назвав его Облако в штанах. Поэт прекрасно понимал, что причиной разрыва была не скоротечная свадьба возлюбленной, а разность миров, в которых жил Маяковский и Денисова. Произведение было завершено в 1915 году, где писатель рассказал историю безответной любви, которая переросла в бунт против общества.
Жанр и композиция
В итоге появляется работа, которую по ее жанру можно отнести к поэме-тетраптих. Тетраптих состоит из четырех частей, где разворачивается один сюжет и всех их объединяет одна смысловая линия.
Изучая работу и делая ее анализ, мы видим, что автор наделяет своего героя многими своими чертами. Этим поэт пытается выразить свои мысли и хочет показать свое Я.
Обращаясь к композиции, мы видим предисловие и четыре части, где в основу сюжета была заложена история двадцатидвухлетнего персонажа. Он столкнулся с разными трудностями в своих романтических отношениях, а главной его трагедией стала неразделенная любовь. К нему не пришла на свидание возлюбленная и по этому поводу он очень сильно переживает. От этого герой начинает стареть душой, а мысли лишь о том, повстречается ли ему в жизни любовь. Героиня все же придет на встречу, но объявит о своей свадьбе. В свою очередь у героя зародится злость на несправедливость, на то как жесток мир, и как ему ненавистна расчетливость людей.
Об этом автор продолжит размышлять в последующих частях, где уделит внимание проблемам общества, которое погрязло в грехах. Он размышляет о том, как общество в гонке за богатством, позабыло о духовности и эмоциональности. Вторая часть поэму Облако в штанах раскрывает тему поэзии и творчества, которые погибают среди буржуазии. Но нужна ли поэзия обществу, которое погрязло в материализме? Третья и четвертая главы погружают читателя в протест героя. Он противится всему старому. Ему был ненавистен общественный строй, который и был причиной всех бед человека.
По сути поэму можно поделить на две части, где в первой мы видим душевные страдания героя, а во второй — социальные проблемы. При этом, даже небу все равно что происходит на земле.
Таким образом писатель раскрывает не только тему любви и бунта, но и затрагивает вопросы морали и даже атеизма.
Главные герои
Среди главных героев можно отметить и героиню, которую автор называет Марией. Именно она отвергла чувства молодого человека и заставила его страдать. Она поставила деньги превыше чувства и этим вызвав у героя бунтарский протест.
Смысл произведения и названия
Работая над анализом поэмы Маяковского Облако в штанах, мы видим желание автора призвать простых людей к борьбе за свое счастье. Выступая против буржуазии и общественного строя, писатель старается донести читателю мысль о том, что все должно быть другое. И политический строй с его несправедливостью, и любовь с ее продажностью, и религия с ее лживостью, и искусство с его неправильными акцентами. Только разрушив старое, можно получить что-то новое.
Говоря о смысле названия поэмы, то стоит упомянуть, что вместо Тринадцатого апостола автору пришлось дать своей работе название Облако в штанах. В противном случае поэма не прошла бы цензуру, а сам писатель мог попасть на каторгу. Смысл же второго названия в его легкости и воздушности. Дав название Облако в штанах, автор превратил стих в некое сочетание легкости вперемешку с грубостью. Под облаком мы понимаем внутренний мир героя, а штаны — это образ самого героя. Он хоть и противился установленным правилам, но не имел сил бороться с происходящим.
Послушать Облако в штанах
Анализ поэмы Маяковского «Облако в штанах»
А какую оценку поставите вы?
Третья часть поэмы
Маяковский Владимир Владимирович утверждал в одной из статей, что поэзия современности — поэзия борьбы. Данная публицистическая формула получила художественное выражение в интересующем нас произведении. Она продолжает развиваться и в следующей, третьей части такого произведения, как поэма «Облако в штанах», анализ которой мы проводим. Не соответствующей требованиям современности лирикой считал Владимир Владимирович творчество Северянина. В поэму поэтому вводится неприятный портрет этого автора, его «пропитое лицо». По мысли лирического героя, любой автор должен быть озабочен не изяществом своих творений, а в первую очередь силой воздействия их на читателей.
Религиозные аллюзии
Вероятно, иронизируя над библейскими именами и героями, автор выражает свой антиклерикальный протест, что было ему свойственно. В свои любовные переживания он искусно вносит политические веяния нового времени, показывая тщетность надежд на небесные силы. Увы, говорит поэт, будем реалистами: в сердечных делах, да и в каких бы то ни было еще, Бог нам не помощник, а все истории про него – сказки. Например, Маяковский использует библейское имя Мария, но говорит не о подвиге матери и возлюбленной Христа, не о преданности, не о скорби, а переворачивает вверх дном наши устоявшиеся ассоциации. Теперь Мария – продажная девка, которая готова продать возлюбленного за французское платье. Такова сущность роковой и порочной женщины в жизни, а в исправление Магдалины на страницах книги автор не верит.
Развитие темы любви в третьей части поэмы «Облако в штанах»
«Долой ваш строй!»
Существующий строй рождает «бойни», расстрелы, убийства, войны. Такое устройство сопровождается «человечьим месивом», опустошениями, предательствами, разбоями. Оно создает палаты сумасшедших домов и лепрозории-тюрьмы, в которых томятся заключенные. Грязно и продажно это общество. Именно поэтому поэт призывает «долой ваш строй!». Однако не просто бросает в толпу Владимир Владимирович Маяковский этот лозунг-крик. Он зовет к открытой борьбе людей города, призывает вздымать «окровавленные туши». Герой, становясь «тринадцатым апостолом», противостоит хозяевам жизни, сильным мира сего.
Главная тема четвертой части
Основное обвинение, которое бросается Богу, заключается в том, что он не позаботился о счастье в любви, о том, чтобы можно было целовать «без мук». Вновь, как в начале произведения, лирический герой обращается к Марии. Опять и клятвы, и нежность, и властные требования, и стоны, и упреки, и мольбы. Однако напрасно надеется поэт на взаимность. Остается ему лишь кровоточащее сердце. Его несет он, подобно тому, как собака — лапу, «перееханную поездом».
Краткое содержание
Вступление
Лирический герой описывает себя: он — красивый двадцатидвухлетний мужчина, который может быть предельно искренним и настоящим, может быть яростным до безумия, а может быть нежным, как «облако в штанах».
Долой вашу любовь!
Лирический герой вспоминает, как в Одессе девушка Мария обещала прийти к четырём часам, и он её ждал. После десяти лирический герой уже начал метаться и беситься. Но тут пришла Мария и сообщила ему, что выходит замуж, чем вызвала очень бурную реакцию. Лирический герой на грани безумия, даже покончить с собой — и то слишком мало, слишком просто. Лирический герой обращается к маме, к сёстрам. Он сравнивает мучающее его чувство с пожаром парохода, при котором израненные и обгорелые люди бросаются в воду, чтобы спастись, но тонут. Он не может не кричать во весь голос.
Долой ваш строй!
Лирический герой отказывается читать. Он делится откровением стихосложения: оказывается, стихи не несутся легко, как песни, а долго зреют внутри поэта, мучают его и мало-помалу, по капельке выходят в свет. Современный герою мир требует другой поэзии — поэзии переполненных улиц, нищеты, разрухи, проституции и болезни. Он, настоящий поэт, который может озвучить все эти голоса, тем и ценен, что понимает: всякая «пылинка живого» бесценна — важней, чем сам лирический герой. Да, рабочие в грязи и пыли — таких людей прежде не воспевали. Но их души достойны самой высокой поэзии. Лирический герой сравнивает себя с Христом, которого хотели распять толпы людей. Свой подвиг он характеризует как выжигание нежности из душ людей — для борьбы. А свою душу он обещает вырвать, растоптать, чтобы была большая, а потом вручить всем людям, как знамя.
Долой ваше искусство!
Лирический герой противопоставляет два мира поэтов. В одном поэты разрывают своё сердце, горло, глаза, чтобы из их мук родилась истина (как пример такого поэта приводится Давид Бурлюк, футурист). В другом поэты продолжают чирикать и сюсюкать (здесь речь идёт об Игоре Северянине). Но как можно наслаждаться сладенькими песнями, когда людей расстреливают, когда земля уже наполнилась мятежами и залилась кровью?
В этой части Маяковский называет себя тринадцатым апостолом, воспевающим машину (имеется в виду механизация труда) и Англию (как символ прогрессивного мира).
Долой вашу религию!
Но ответа нет. «Глухо. / Вселенная спит, / положив на лапу / с клещами звёзд огромное ухо».
Финал поэмы
Финал поэмы составляет картина космических масштабов и высот, бесконечных пространств. Враждебное небо высится, зловещие звезды сияют. Поэт ждет, что небо перед ним снимет шляпу в ответ на вызов. Однако спит Вселенная, положив на огромное ухо «лапу с клещами звезд».
Таков анализ произведения «Облако в штанах». Мы провели его последовательно, с опорой на текст поэмы. Надеемся, эта информация будет вам полезна. Анализ стиха «Облако в штанах» можно и дополнить, включив ваши собственные размышления и наблюдения. Маяковский — весьма своеобразный и любопытный поэт, который изучается обычно с большим интересом даже школьниками.