Обкатка метро это что
В сентябре начнется обкатка первого поезда метро со сквозным проходом
Новый состав со сквозным проходом начнут обкатывать в московском метро в сентябре этого года. Об этом рассказал заместитель Мэра Москвы Максим Ликсутов.
«Первый образец поезда нового поколения 81-765 появится в метро ко Дню города. Мэр анонсировал в своём „Твиттере“ конкурс на лучшее название этой серии поездов», — сообщил он.
Как отметил Максим Ликсутов, сквозной проход в новом подвижном составе должен увеличить вместимость поезда на 15 процентов за счёт отсутствия тамбуров. У поездов новой серии также будут шире дверные проёмы — пассажирам будет удобнее входить и выходить в часы пик, более комфортное освещение, которое будет меняться в зависимости от времени суток, усовершенствованная система вентиляции и кондиционирования, появятся откидные сиденья и специальные места для пассажиров с ограниченными возможностями здоровья.
В течение нескольких месяцев, с сентября 2016 до начала 2017 года, первый поезд со сквозным проходом будет ходить без пассажиров.
С 2017 по 2020 год Московский метрополитен планирует закупить 768 таких вагонов. Масса нового поезда будет на 22 тонны меньше, чем у предыдущего поезда, это снизит воздействие на рельсы метро, сократит расходы на электроэнергию.
С 2014 года столичная подземка первой перешла на обслуживание составов по контракту жизненного цикла. При этом затраты на сервисное обслуживание вагонов метро сократились на 15 процентов.
Порядок обкатки поездов на парковых путях и линиях метрополитена
(ПРИКАЗ №117Н ОТ 10.03.2015.) 2.6. Задание ТЧД на проведение обкатки даёт старший мастер ПТОР и ВЗ (ТЧ-1) или лицо, которая его заменяет, после согласования с заместителем начильника электродепо по эксплуатации или с заместителем начальника электродепо по ремонту (в электродепо «Московское»). Задание оформляется в «Журнале заданий дежурному по электродепо» (Дополнение 1).
7.1. Задание для ТЧД для проведения обкатки оформляется согласно п. 2.6. этой Инструкции.
7.2. ТЧД, после получения задания на обкатку подвижного состава на линии, обязан:
— согласовать с поездным диспетчером время выдачи состава, маршрут следования и станции оборота;
— сообщить работникам, который готовят состав к обкатке и будут принимать участие в обкатке, о времени выдачи его на обкатку;
— организовать приём и комплектацию состава поездным снаряжением и средствами пожаротушения;
— сообщить работникам, которые принимают участие в обкатке, или их руководителей о времени выхода состава из электродепо и про длительность обкатки.
7.4. Во время движения на линии работники, которые принимают участие в обкатке и локомотивная бригада обязаны фиксировать все отклонения в работе состава и, особенно, узлов, которые проходят проверку, придерживаться мер личной безопасности и требований охраны труда.
7.5. Режим ведения подвижного состава при обкаточных испытаниях на линии должны обеспечивать выполнение графика движения.
7.7. В процессе обкатки должно быть проверено:
7.7.1. на вагонах, которые проходят обкатку на обкаточном пути после завершения ремонта в объемах ПР-3, СР, КР работу механического, электрического и пневматического оборудования в процессе движения и работоспособность подвижного состава в целом для выявления возможных деффектов;
7.7.2. на вагонах, которые проходят обкатку на линии (в депо приписки) после завершения ремонта в объемах ПР-3, СР, КР:
— работоспособность подвижного состава в целом;
— работу механического, электричесого и пневматического оборудования, оборудования АЛС-АРС, радиосвязи, системы связи «пассажир-машинист»;
— проверку тормозов в движении;
— величины уставок тормозных токов;
7.7.3. на подвижном составе, который проходит обкатку на обкаточном пути электродепо и на линии после внепланового ремонта, внедрения мер по повышению надежности работы оборудования (модернизации) или по другим причинам:
— работу конкретного вида оборудования;
— работоспособность подвижного состава в целом;
Проверка должна проводится во время движения электропоезда в прямом и обратном направлениях.
7.8. При проведении обкатки выполняется:
7.8.1. приработка деталей ходовых частей, а также проверка нормальной работы электрической схемы на двух-трех перегонах линии, для чего трогание электропоезда с места должно проводится ручным пуском, то есть несколько первых позиций реостатного контроллера выводятся вручную с выдержкой 1-2 сек., дальше выполняется автоматический пуск.
7.8.2. проверка работы ходовых частей подвижного состава выполняется через открытые люки пола с соблюдением необходимых мер безопасности, на отсутствие:
— постороннего шума по работе редукторных и подшипниковых узлов;
— постороннего шума и вибрации при работе рычажной тормозной передачи;
— перекосов, защемления и постороннего шума в узлах центрального подвешивания.
7.8.3. на участках линии метрополитена, которые выделены для проведения тормозных испытаний, необходимо проверить на соответствие нормам «Инструкции по обслуживанию и эксплуатации автоматических пневматических и электрических тормозов на электроподвижном составе метрополитена» фактических тормозных путей.
7.8.4. остановки подвижного состава, который обкатывается, проводятся только по станциям по предварительному согласованию с поездным диспетчером. В случае вынужденной остановки подвижного состава на перегоне машинист должен немедленно сообщить об этом поездному диспетчеру.
7.8.5. по время движения необходимо проверить работу мотор-компрессоров кнопкой «Резервный мотор-компрессор», а также работу переговорного устройства «Пассажир-машинист».
(ПРИМЕР) 7.9. При проведении обкаточных испытаний на составах из вагонов моделей 81-717, 81-714, 81-717.5, 81-714.5, 81-718, 81-719 аппаратуры АЛС-АРС «Днепр» на Холодногорско-Заводской и Алексеевских линиях необходимо:
7.9.1. проверить режим движения под контролем системы АЛС-АРС, одночастотной и двучастотной, на разрешающие сигналы «40», «60», «70», «80». Подвижной состав должен двигаться со скоростью не больше допустимой на данном участке.
7.9.2. проверить работу аппаратуры АЛС-АРС при остановке на срабатывание ВЗ№1 соответственно установленным нормам;
7.9.3. проверить режим управления подвижным составом с АЛС-АРС под контролем устройства ограничения скорости (УОС).
7.9.4. проверить режим управления электропоездом от резервного комплекта АЛС-АРС.
7.9.5. проверить режим движения от основного и резервного контроллеров управления с помощью кнопки аварийного хода (КАХ).
7.13. После завершения обкатки подвижной состав устанавливается на глубокую канаву, где мастером СО, ответственным за сдачу вагонов, контрольным мастером ВТК и инженером по приёмке локомотивов (вагонов) в депо (инженером-контролером) выполняется проверка оборудования вагона.
7.14. Недочеты и неисправности, которые обнаружены в процессе обкатки и проверки состояния оборудования, инженер по приёмке локомотивов (вагонов) в депо или инженер-контролер должен записать в книгу ТУ-28. Машинист, который проводит обкатку, должен записать замечания по работе подвижного состава в книги Т-1, ТУ-152.
7.15. Подвижной состав может быть выдан в эксплуатацию на линию метрополитена только после устранения замечаний, которые были обнаружены при обкатке.
Обкатка метро это что
после проходки и до повторного нагнетания цемента за обделку должно пройти какое-то время, порядка дней 10-15 чтобы конструкция дала усадку.
потом какое-то время выдерживается до заливки путевого бетона, потом набор прочности бетоном.
потом пуск пустых поездов и только потом поездов с пассажирами.
а если надо быстро-быстро, то этапы комкаются, и многие остаточные усадки происходят уже с пассажирами.
Знакомство машинистов с особенностями езды по новым участкам Арбатско-Покровской линии стало главной причиной задержки поездов в первые дни эксплуатации
Влиться в нормальный график движения метросоставам синей ветки удалось лишь спустя неделю после введения в строй новых станций.
После Рождества в столичной подземке открылось движение сразу по двум вновь сооруженным отрезкам, присоединенным к Арбатско-Покровскому радиусу: “Строгино”—“Крылатское” и “Кунцевская–2” — “Парк Победы”. В результате станции “Молодежная” и “Крылатское”, изначально расположенные на Филевской линии, поменяли место “прописки” и тоже вошли в состав синей ветки.
Как сообщили “МК” в Московском метрополитене, в первые дни работы в обновленном виде на Арбатско-Покровском радиусе наблюдалось увеличение интервалов движения между поездами. Вместо положенных полутора минут время ожидания следующего состава достигало двух, а то и трех минут. По объяснениям специалистов, подобное смещение в графике движения вызвано необходимостью так называемой накатки, призванной в рабочем режиме выявить возможные “шероховатости” новых участков пути. Из-за большой протяженности вновь пущенных перегонов (подземное расстояние между “Крылатским” и “Строгино” составляет 6 км), их сложного рельефа (новые отрезки изобилуют поворотами, кривыми линиями, подъемами и спусками) поначалу машинистам приходилось проезжать осваиваемые участки на небольшой скорости. Кроме того, для обслуживания разросшейся Арбатско-Покровской ветки здесь пришлось заметно увеличить штат подземных вагоновожатых — до 200 с лишним человек.
Машинистам-новичкам потребовалось время для адаптации к условиям езды по преобразившейся синей линии. Впрочем, осваиваться на вновь введенных отрезках пришлось и машинистам со стажем. До тех пор пока они не составили для себя собственные “карты” движения — с точками торможения и разгона.
По уверениям работников московского сабвея, к сегодняшнему дню график движения на синем радиусе полностью вошел в норму. А безопасность перевозки пассажиров на новых перегонах изначально была обеспечена на все 100%.
Вагонов по линиям метрополитена.
ИНСТРУКЦИЯ
по подготовке и проведению обкатки и перегонки
Вагонов по линиям метрополитена.
ВВЕДЕНИЕ
1. Инструкция разработана в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации метрополитенов, руководящих указаний и приказов Управления метрополитена и Службы подвижного состава.
2. В дополнение к данной Инструкции в каждом электродепо, эксплуатирующем составы, оборудованные тиристорными блоками, должна быть издана Местная инструкция о порядке обкатки и проверки тиристорных блоков, учитывающая особенности графика ремонта и движения поездов на данной линии.
3. Вагоны, прошедшие заводской ремонт, обкатываются на заводе по правилам, изложенным в «Положении о ремонте и модернизации вагонов…» и порядком, установленным настоящей инструкцией.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.Настоящая Инструкция определяет порядок действий работников цехов ремонта, эксплуатации электродепо и приемщиков СПС при подготовке и производстве обкаток и перегонок вагонов метрополитена; организацию технического обслуживания вагонов, порядок контроля и оформление документов на подвижной состав и вагоны, подлежащие обкатке и перегонке.
1.2. Обкатку и перегонку вагонов осуществляют работники депо, проверенные в знании данной инструкции.
1.3.Действие настоящей Инструкции распространяется на предприятия, выполняющие деповской и заводской ремонт вагонов и вагоны, поступающие от промышленности.
1.5.Составы, предназначенные для обкатки и перегонки, должны состоять не менее, чем из 3-х действующих вагонов, укомплектованных соответствующим снаряжением.
1.6.Обкатка и перегонка вагонов должна производиться локомотивной бригадой, состоящей из машиниста 1-го или 2-го класса и помощника машиниста, знающих расстановку светофоров, план и профиль пути на линиях и соединительных ветвях по маршруту следования.
1.7.Для обкатки вагонов по своей линии допускается выдача составов с неопломбированными устройствами АРС.
Перегонка вагонов с отключенными или неисправными устройствами АРС на линиях, где основным средством сигнализации является АЛС-АРС без автостопов и защитных участков, осуществляется при размерах движения не более 12 поездов в час, за исключением составов, отставленных на станционные пути и соединительные ветви по неисправности АРС. Перегонка таких составов в электродепо производится во вне пиковое время после дачи готовности машинистом-инструктором.
1.8. Порядок оформления документации, связанной с обкаткой и перегонкой составов:
1.8.1.Проведение инструктажа локомотивной бригады с проверкой знаний обязанностей и маршрута следования с обеспечением безопасности движения должно быть зарегистрировано в журнале заступления локомотивных бригад с росписью локомотивной бригады и лица, проводившего инструктаж.
1.8.2. В «Настольном журнале ДДЭ» (форма МУт-II) в обязательном порядке записываются номера (номер) вагонов, которые проходили обкатку на парковых путях и на линии или отправлены в перегонку. Дополнительно указывается время выхода и захода в электродепо и фамилия машиниста. Контроль за оформлением журнала возлагается на дежурного по электродепо в соответствии с п.2.2 Должностной инструкции И-OII ТОЭ от 02.06.95.
1.8.3. Оформление донесения или рапорта по результатам обкатки или перегонки производится в соответствии с установленным порядком, предусмотренным п.1.3.3 Положения П-001 ТОЭ от 03.06.91 и п.2.1.14 Должностной инструкции машиниста и помощника машиниста электропоездов И-007 ТОЭ от 02.06.95
1.9.Составы, предназначенные для обкатки и перегонки, должны быть оборудованы исправной поездной радиосвязью. Переключение каналов радиостанций при перегонке составов с одной линии на другую производится в соответствии с постоянно-действующим инструктажем по СПС № 23
УIII. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ВАГОНАМ. ПОДШЕВДШИМ ПЕРЕГОНКЕ В ЗАВОДСКОЙ РЕМОНТ, В ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ТРЕТЬЕГО ОБЬЕМА (ТР-3, 2ТР-3) В ДРУГИЕ ЭЛЕКТРОДЕПО И ИЗ РЕМОНТА.
8.1. Вагоны метрополитена, подлежащие перегонке, должны обеспечивать безопасность движения. С вагонов, подлежащих перегонке в ремонт ТР-3, (2ТР-3), должны быть сняты: срывные клапана с рукавами, рельсосмазыватели, кронштейны АРС, кронштейны зеркал.
Вагоны со снятыми деталями должны быть проверены на соответствие размеров их ходовых частей установленному габариту.
Указание № 544 от 06.07.94.
— отсоединенные концы проводов должны быть тщательно заизолированы и прочно закреплены.
8.3. На вагонах перед их перегонкой необходимо выполнить следующие работы:
— отключить главные разъединители, разъединители цепей управления, автоматические выключатели вспомогательных цепей, а на вагонах 81-717 и 81-714 все автоматические выключатели;
— закрыть краны двойной тяги, ручку крана машиниста установить в первое положение;
— на вагонах «Е» отпустить ручной тормоз.
8.4. При формировании перегоночного состава должно соблюдаться следующее условие:
— на один вагон, подлежащий перегонке должно быть не менее двух действующих вагонов.
8.6. Перегонка вагонов, поступивших на метрополитен после капитального ремонта на АО «Метровагонмаш», производится в соответствии с разделом УП настоящей инструкции.
IX. ПЕРЕГОНКА СПЕЦВАГОНОВ (ПУТЕИЗМЕРИТЕЛЬ, ДЕФЕКТОСКОП, СММ, ГРУЗОВОЙ И Т.Д.)
9.1. Формирование состава со спец. вагоном должно осуществляться по письменному распоряжению заместителя начальника электродепо по ремонту и осуществляться под руководством мастера комплексной бригады соответствующего электродепо.
9.2. Перегонка спец. вагонов из одного электродепо в другое должна состоять не менее, чем из 3-х действующих вагонов, укомплектованных соответствующим снаряжением.
9.3. Готовность на сформированный состав и экипажную часть спец. вагона дает мастер комплексной бригады или мастер ПТО (освобожденный бригадир) с записью в журнале готовности формы ТУ-125.
9.4. Перегонка машин ВПРС и СММ производится в сопровождении машиниста или помощника машиниста с правом управления этими машинами.
9.6. Скорость движения поездов на участках пути, где нет ограничения скорости:
— по стрелочным переводам и глухим пересечениям с включенным механизмом вагонов дефектоскопа и путеизмерителя не более 20 км/ч;
X. ПЕРЕТОНКА ВАГОНОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ЛИКВДЩИИ.
К перегонке вагонов на пункты их ликвидации могут быть допущены вагоны после оформления документов (подписания акта формы МУт-27 у начальника метрополитена, указание № 581 от 23.06.93) и при соблюдении следующих условий:
10.1. Ходовые части и автосцепки по своему состоянию отвечают веем требованиям безопасности движения поездов.
10.2. Габаритные размеры кузова и ходовых частей соответствуют требованиям норм допусков и износов мотор-вагонного подвижного состава метрополитена.
10.3. Все подвагонное оборудование надежно закреплено.
10.4. Раздвижные двери заперты в закрытая состоянии.
10.5. Тормозные воздухораспределители к тормозные цилиндры отключены от магистрали.
10.6. Концевые краны закрыты.
10.7. Стояночный тормоз демонтирован или отпущен курбелем.
10.8. Отключены: главные разъединители, РЦУ, вынуты плавкие предохранители, отключены автоматические выключатели; сняты щетки на тяговых двигателях, ЗУМы, брусья с токоприемниками.
10.9. Отсоединенные концы проводов, кабелей заизолированы и надежно закреплены к близлежащему оборудованию.
10.10. О готовности вагона к перегонке должен быть составлен акт, подписанный заместителем начальника электродепо и мастером комплексной бригады, а также дана готовность установленным порядком и установлена скорость следования.
Акты должны храниться в производственно-техническом отделе электродепо приписки вагона.
10.11. Вагон, подготовленный к перегонке, включается в середину состава, спереди и сзади него вцепляются не менее чем по 2 действующих вагона.
10.12. После сцепления механических частей автосцепок производится соединение тормозной и напорной магистралей обеих частей состава сопровождения и производится полное опробование тормозов.
10.13. Головная и хвостовая кабина должна быть оборудована поездными радиостанциями.
10.14. Перед транспортировкой сцепа он должен быть прокатан на парковых путях.
10.15. Перегонка вагонов, подлежащих последующей ликвидации, из одного электродепо в другое производится во время движения электропоездов после 22 часов.
10.17. Управление составом осуществляется из кабины управления головного вагона. При необходимости подключения, отключения тяговых двигателей, производства подтормаживания и торможений, соответствующие команды об этом подает машинист головного вагона по поездной диспетчерской связи или двусторонней радиосвязи.
10.18. Перегонка долина сопровождаться машинистом-инструктором и мастером электродепо приписки, который должен находиться в перегоняемом вагоне.
Скорость следования состава с перегоняемым вагоном устанавливается исхода из технического состояния вагона, но не выше 35 км/ч,
ИНСТРУКЦИЯ
по подготовке и проведению обкатки и перегонки
вагонов по линиям метрополитена.
ВВЕДЕНИЕ
1. Инструкция разработана в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации метрополитенов, руководящих указаний и приказов Управления метрополитена и Службы подвижного состава.
2. В дополнение к данной Инструкции в каждом электродепо, эксплуатирующем составы, оборудованные тиристорными блоками, должна быть издана Местная инструкция о порядке обкатки и проверки тиристорных блоков, учитывающая особенности графика ремонта и движения поездов на данной линии.
3. Вагоны, прошедшие заводской ремонт, обкатываются на заводе по правилам, изложенным в «Положении о ремонте и модернизации вагонов…» и порядком, установленным настоящей инструкцией.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.Настоящая Инструкция определяет порядок действий работников цехов ремонта, эксплуатации электродепо и приемщиков СПС при подготовке и производстве обкаток и перегонок вагонов метрополитена; организацию технического обслуживания вагонов, порядок контроля и оформление документов на подвижной состав и вагоны, подлежащие обкатке и перегонке.
1.2. Обкатку и перегонку вагонов осуществляют работники депо, проверенные в знании данной инструкции.
1.3.Действие настоящей Инструкции распространяется на предприятия, выполняющие деповской и заводской ремонт вагонов и вагоны, поступающие от промышленности.
1.5.Составы, предназначенные для обкатки и перегонки, должны состоять не менее, чем из 3-х действующих вагонов, укомплектованных соответствующим снаряжением.
1.6.Обкатка и перегонка вагонов должна производиться локомотивной бригадой, состоящей из машиниста 1-го или 2-го класса и помощника машиниста, знающих расстановку светофоров, план и профиль пути на линиях и соединительных ветвях по маршруту следования.
1.7.Для обкатки вагонов по своей линии допускается выдача составов с неопломбированными устройствами АРС.
Перегонка вагонов с отключенными или неисправными устройствами АРС на линиях, где основным средством сигнализации является АЛС-АРС без автостопов и защитных участков, осуществляется при размерах движения не более 12 поездов в час, за исключением составов, отставленных на станционные пути и соединительные ветви по неисправности АРС. Перегонка таких составов в электродепо производится во вне пиковое время после дачи готовности машинистом-инструктором.
1.8. Порядок оформления документации, связанной с обкаткой и перегонкой составов:
1.8.1.Проведение инструктажа локомотивной бригады с проверкой знаний обязанностей и маршрута следования с обеспечением безопасности движения должно быть зарегистрировано в журнале заступления локомотивных бригад с росписью локомотивной бригады и лица, проводившего инструктаж.
1.8.2. В «Настольном журнале ДДЭ» (форма МУт-II) в обязательном порядке записываются номера (номер) вагонов, которые проходили обкатку на парковых путях и на линии или отправлены в перегонку. Дополнительно указывается время выхода и захода в электродепо и фамилия машиниста. Контроль за оформлением журнала возлагается на дежурного по электродепо в соответствии с п.2.2 Должностной инструкции И-OII ТОЭ от 02.06.95.
1.8.3. Оформление донесения или рапорта по результатам обкатки или перегонки производится в соответствии с установленным порядком, предусмотренным п.1.3.3 Положения П-001 ТОЭ от 03.06.91 и п.2.1.14 Должностной инструкции машиниста и помощника машиниста электропоездов И-007 ТОЭ от 02.06.95
1.9.Составы, предназначенные для обкатки и перегонки, должны быть оборудованы исправной поездной радиосвязью. Переключение каналов радиостанций при перегонке составов с одной линии на другую производится в соответствии с постоянно-действующим инструктажем по СПС № 23
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Обкатка двигателя нового автомобиля: правила «укрощения» железного коня
Вопросы, рассмотренные в материале:
В современных автомобилях сочетаются достижения технической мысли и эстетика внешних форм, поэтому новенькие машины никого не могут оставить равнодушным, вызывая восхищение одним видом своих сияющих и оригинальных кузовов. Несмотря на то что все агрегаты и детали машины только что изготовлены, потребуется обкатка двигателя нового автомобиля. Зачем это нужно? Конечно, машина будет ездить и так, без обкатки, но все подвижные и трущиеся элементы двигателя, трансмиссии и ходовой части должны приработаться, притереться друг другу. Это позволит в дальнейшем эксплуатировать автомобиль более уверенно, срок его безотказной работы увеличится, снизится вероятность поломок.
Виды обкатки двигателя нового автомобиля
Двигатель новой машины нельзя нагружать на 100 % до тех пор, пока все детали не притрутся друг другу. В обкатке нуждаются любые механизмы, в которых есть подвижные, трущиеся детали. Умеренная нагрузка в этот период позволяет всем узлам в мягком режиме занять идеальное положение по отношению друг к другу, не испытывая при этом повышенного напряжения.
Технология изготовления автомобильных двигателей включает их обязательную обкатку в заводских условиях. Естественно, что возникает вопрос, нужна ли обкатка двигателя нового автомобиля? Дилеры многих известных автомобильных брендов настаивают на том, что совершенно необязательно обкатывать машину, потому что все нужное уже было сделано на заводе. То есть покупатель может эксплуатировать свой новый автомобиль в любом режиме и любых условиях.
Но это утверждение противоречит инструкциям к авто. В них (даже к самым престижным немецким маркам) рекомендуется первые 1 500–2 000 км соблюдать щадящий режим эксплуатации. Таким образом, речь идет именно об обкатке двигателя нового автомобиля.
Та процедура притирки узлов двигателя, которая проводится на заводе, называется вводом в эксплуатацию (enginebreak-in). В дальнейшем механизм нуждается в обкатке (enginerun-in).
Обкатка проводится для двигателя не только нового автомобиля, но и в том случае, если выполнялся какой-либо ремонт. Понять смысл этой процедуры несложно. Любые металлические детали имеют шероховатости микроскопического размера. В процессе трения в работающем механизме при высокой температуре эти неровности сглаживаются, а металлическая пыль и стружка смывается маслом.
Также при обкатке притираются компрессионные и масляные кольца. Они плотно соприкасаются со стенками цилиндров, при умеренной нагрузке в процессе начальной эксплуатации их форма получается более обтекаемой.
За счет щадящего режима обкатки все детали двигателя занимают оптимальное положение, в результате чего снижается нагрузка на силовой агрегат машины. Все это позволяет мотору проработать полный срок, на который он был рассчитан его создателями.
Обкатка двигателя нового автомобиля (или после ремонта) выполняется несколькими способами.
Подобными стендами оборудованы станции технического обслуживания. На них выполняют холодную обкатку двигателя после капитального ремонта. При этом сам двигатель не работает, движутся только его узлы. Подобный метод применяется как для дизельных, так и для бензиновых моторов.
Обкатка двигателя нового автомобиля начинается с самых малых оборотов, при этом скорость вращения электромотора и весь процесс контролируется компьютером. Компьютер собирает данные с датчиков, подключенных к основным узлам двигателя. В процессе в соответствии с заданной программой и показаниями датчиков изменяется скорость вращения электромотора. При этом поддерживается заданная температура, исключающая перегревание двигателя. На этом основании обкатка и называется холодной.
Обкатку двигателя нового автомобиля можно сделать и без использования специального оборудования СТО. Для этого при помощи жесткой сцепки машина прикрепляется к буксировщику, движение по трассе выполняется на третьей передаче.
Из двигателя обкатываемой машины нужно выкрутить свечи, установить рычаг переключения передач в нейтральное положение. Буксировка выполняется в течение часа. В это время от вращающихся колес усилия передаются на остальные узлы новой машины, в результате чего они постепенно притираются друг другу. В процессе буксировки очень сложно контролировать температуру нагрева мотора, поэтому такой способ не является идеальным для обкатки.
Этот метод является альтернативой холодной обкатке. Процедура может проводиться на стенде, при этом снятый и установленный на стенд мотор работает вхолостую в течение 3 минут. Затем ему дают возможность остыть, после чего снова включают. Цикл повторяется три-четыре раза, затем двигатель остывает в течение 40 минут.
В течение всего процесса очень важно поддерживать температуру двигателя не более 80 градусов. Нельзя допускать перегрева мотора, из-за этого некоторые детали способны деформироваться. В результате вместо обкатки весь механизм выйдет из строя. Поэтому очень важны промежутки для остывания двигателя.
Притирка узлов мотора на стенде и при помощи буксировки, безусловно, требует определенных дополнительных усилий и затрат. Поэтому чаще всего обкатку двигателя нового автомобиля проводят естественным образом в процессе осторожной езды. При этом необходимо соблюдать несколько правил, о которых речь пойдет ниже.
Зачем нужна обкатка двигателя нового автомобиля
Несмотря на то что двигатели современных автомобилей производятся из качественных комплектующих, обкатки все равно не избежать. В противном случае повышенные нагрузки на новый мотор в самом начале эксплуатации приведут к тому, что ресурс агрегата значительно сократится.
Большая нагрузка на двигатель возникает при вспышке богатой смеси в цилиндре, когда поршень осуществляет медленное движение вниз. Это не то же самое, что большие обороты. Такие условия создаются, когда автомобиль движется в горку со скоростью 60—70 км/ч на пятой передаче (или при скорости 40—50 км/ч на 4 передаче) при сильном нажатии педали газа.
При этом вспышка богатой смеси создает значительно большее давление на поршень и в самом цилиндре, если сравнивать со сгоранием обедненной смеси. Следовательно, окажется повышенным давление в суставах коренных и шатунных подшипников скольжения. Кроме того, поршень, толкаемый рычагом шатуна, с бо́льшим усилием прижимается к стенке цилиндра при боковом смещении. Подобное неоднократно повторяющееся движение приводит к тому, что в старых двигателях, выработавших свой ресурс, цилиндры приобретают эллипсовидную форму.
В самом в начале эксплуатации агрегата коренные и шатунные подшипники скольжения имеют шершавую поверхность, что несложно рассмотреть под микроскопом. Это означает, что выпуклости на вкладыше и шейке в какой-то момент соприкоснутся. Процессу излишнего трения препятствует масляная пленка между деталями. Но если нагрузка на двигатель увеличивается, то возрастет и прижимающее усилие, а масляная пленка просто разойдется.
В результате сухого трения на одной из поверхностей (обычно на вкладыше, потому что он мягче стальной или чугунный шейки коленвала) образуется заусенец. В процессе дальнейшей эксплуатации дефект будет увеличиваться, что в результате вызовет поломку двигателя и необходимость его капитального ремонта.
В процессе обкатки двигателя нового автомобиля притирается также и цилиндро-поршневая группа(ЦПГ). В этот период поверхность цилиндра шлифуется кольцами. Конструкцией двигателя изначально предусмотрена специальная абразивная обработка стенок цилиндра — сетка хана. Микроскопические шероховатости способствуют задержке масла, в результате чего исключается сухое трение при скольжении колец по внутренней поверхности цилиндра.
При движении поршня создается боковое усилие, которое прижимает поршень к стенке цилиндра. Оно возрастает при повышении нагрузки на ЦПГ. До того момента, пока не натрется зеркало на стенке цилиндра (начальные этапы эксплуатации), поршень может настолько сильно прижиматься к боковой поверхности, что масляная пленка между торцами компрессионных колец и хонингованной стенкой окажется разорвана. В результате на стенках появятся заусенцы, что приведет к снижению компрессии и мощности двигателя.
При умеренной нагрузке и щадящем режиме работы боковое смещение поршня небольшое, и натирка зеркала происходит равномерно.
В период обкатки ставится главная задача – не допустить перегрузки двигателя, при этом скорость его вращения не играет большой роли. Обороты двигателя при обкатке нового автомобиля имеют значительно меньшее значение, чем нагрузка. Так, значительно хуже скажется на состоянии агрегата высокая нагрузка при 2 000 оборотах в минуту, чем режим работы с минимальной нагрузкой при 3 000–4 500 об/мин. Если машина стоит, то двигатель может работать на больших оборотах, поскольку на холостом ходу нагрузка отсутствует.
Рекомендуем
Процесс подготовки к обкатке нового автомобиля
Обкатка двигателя нового автомобиля проводится в несколько этапов, при этом существуют определенные правила, позволяющие произвести весь процесс оптимально.
Прежде чем приступить непосредственно к обкатке, нужно выполнить подготовительные действия:
Благополучно выполнить обкатку двигателя нового автомобиля позволят следующие правила:
Рекомендуем
Сколько километров должна составлять обкатка двигателя нового автомобиля
По этому поводу мнения специалистов расходятся, но все-таки они единодушны в том, что самым важным в обкатке является то, как машина проходит первые полторы тысячи километров. Именно в этот период нужно тщательно соблюдать все предписанные правила, максимально бережно эксплуатировать машину. В дальнейшем уже можно допускать некоторые послабления.
Сколько длится обкатка двигателя нового автомобиля? Специалисты рекомендуют в режиме обкатки наездить от 3 до 5 тысяч километров. Не следует ограничиваться минимальным пробегом, потому что чем большее расстояние ваш автомобиль пройдет в режиме бережной эксплуатации, тем надежнее и длительнее впоследствии будут работать его системы.
Если в инструкции по эксплуатации вашего авто производитель не указал период обкатки, то следует придерживаться щадящего режима хотя бы на первой тысяче километров.
Правильная обкатка двигателя нового автомобиля: пошаговая инструкция
Мотор — это основной узел машины, для которого особенно важна обкатка, потому что все его элементы требуют притирки. Обкатку двигателя нового автомобиля лучше всего проводить в несколько этапов.
Этап 1. Пробег составляет примерно 500 километров.
В этот период нужно обеспечить минимальную нагрузку на трансмиссию и двигатель, а добиться этого можно при максимально равномерном движении. Такой режим несложно соблюсти на загородной трассе. При этом первые 50 км нужно ехать на третьей передаче со скоростью 40–50 км/час. Затем можно ускориться до 70 км/ч и продолжать движение на четвертой передаче еще 100–150 километров.
В дальнейшем, проехав 100 км, можно увеличить скорость на 10 км/ч, продолжая двигаться на четвертой передаче. На следующей сотне километров нужно опять ускориться на 10 км/ч. Таким образом к концу вашего маршрута автомобиль достигнет скорости 90–100 км/час. Надо помнить о том, что нельзя быстро разгоняться, а также противопоказаны подъемы в гору. Если таких условий избежать не удалось, то нужно максимально снизить нагрузку на двигатель. Для этого надо плавно сбросить скорость и понизить передачу.
Этап 2. Проезжаем следующие 500 километров.
Этот отрезок пути на новом автомобиле нужно проехать со скоростью 100–120 км/час, используя только пятую передачу. Контролируйте количество оборотов двигателя — максимальное значение не должно превышать 3 000 об/мин. На этом участке пути также нежелательны длительные крутые подъемы. Если такие встретились, то преодолевать их следует на пониженной передаче — четвертой или даже третьей.
Этап 3. Следующий участок протяженностью в 500 км также можно проехать с повышенной скоростью 130–140 км/час. При разгоне обороты двигателя могут доходить до 3 500 в минуту. Лучше, если и этот участок пути обойдется без преодоления горок. Если этого не избежать, то проезжаем их на пониженной передаче, пятую включать нельзя категорически. В течение всего пути тормозить двигателем не следует.
Этап 4. Пробег составляет 2 000 километров и более.
На этом отрезке пути автомобиль уже может с легкостью справляться с небольшими уклонами, двигаясь на пятой передаче. Скорость при этом должна сохраняться на прежнем уровне 100–110 км/час. Двигаясь по ровному участку со скоростью 80–90 км/час, можно не переключаться с пятой передачи. Разгоняясь с места остановки и при смене передач нужно следить за тем, чтобы количество оборотов двигателя в минуту не было более 4 000.
В водительской среде существует заблуждение относительно того, что работа мотора на холостых оборотах является щадящим режимом. Для нормального функционирования двигателя необходимо, чтобы все его трущиеся узлы постоянно смазывались маслом, в результате чего исключается сухое трение. Это возможно, только если обороты двигателя будут не менее 1 200 в минуту. При таких условиях достигается нужное давление масла и создается защитная пленка на подвижных деталях.
Следовательно, при работе на холостых оборотах давление масла низкое и смазка узлов мотора оказывается недостаточной, что приводит к повышенному износу трущихся пар. То есть использовать холостые обороты нужно только для прогрева мотора в течение 2-3 минут.
Внимание! Масло заливается в силовой агрегат машины изготовителем, сливать его сразу не следует. Замена масла производится после обкатки двигателя нового автомобиля.
Рекомендуем
Обкатка двигателя нового автомобиля с АКПП
Если новый автомобиль оборудован коробкой-автоматом, то его обкатка проводится по такой же схеме, как и в случае с механической трансмиссией. Но имеются некоторые нюансы, которые касаются манипуляций с автоматической коробкой переключения передач (АКПП).
Правила обращения с автоматической коробкой передач при обкатке двигателя нового автомобиля выглядят следующим образом:
Обращение с автоматической коробкой передач в период обкатки двигателя нового автомобиля должно быть более бережным, чем с механической коробкой. Это и понятно, поскольку первая представляет собой более сложный механизм, следовательно, ее ремонт обойдется значительно дороже.
Особенности обкатки дизельного двигателя нового автомобиля
Можно встретить мнение, что дизельные двигатели совсем не нуждаются в обкатке, потому что они прочнее, надежнее бензиновых, работают на более низких оборотах. Подобное утверждение безосновательно и даже ошибочно.
Конструкции двигателей внутреннего сгорания (ДВС) хоть и претерпевают некоторые усовершенствования со временем, но принципиально не изменяются. Силовой агрегат по-прежнему собирается из множества элементов, взаимодействующих между собой в процессе работы. Поэтому, несмотря на новые продвинутые технологии, пока невозможно полностью избежать естественного износа элементов двигателя в результате трения.
То есть не вызывает сомнений, что обкатка дизельного двигателя нового автомобиля также необходима. Сколько километров нужно проехать машине в щадящем режиме? Пробег для обкатки составляет несколько тысяч, в течение которых двигатель и прочие узлы авто не должны испытывать повышенных нагрузок. В результате все сопряженные элементы притрутся, займут оптимальное положение, что позволит новому автомобилю исправно отработать положенный срок.
Поскольку в любом типе двигателя присутствуют трущиеся элементы, а для их нормального функционирования предусмотрена система смазки, то принцип обкатки для бензиновых и дизельных моторов примерно одинаковый.
Начальный этап эксплуатации транспортного средства с бензиновым или дизельным двигателем основан на поддержании оптимального давления в системе смазки и одновременном обеспечении минимальной нагрузки на двигатель и трансмиссию. Для дизельного ДВС такой режим создается при оборотах коленвала 1 100–1 300 в минуту, при этом поддерживается на оптимальном уровне давление моторного масла, следовательно, смазывание деталей осуществляется наилучшим образом.
Во время обкатки нельзя допускать снижения указанного числа оборотов. Это чревато тем, что давление в масляной системе окажется низким и на некоторых трущихся парах масляная пленка будет слишком тонкой. В результате поверхности перегреются, что приведет к преждевременному износу деталей. То же самое происходит при работе двигателя на холостом ходу. Поэтому в период обкатки дизельный агрегат только прогревают при помощи холостого хода.
Рекомендации по обкатке нового дизельного двигателя в различных пособиях и инструкциях несколько отличаются. Кроме того, опытные автомеханики тоже могут дать ряд полезных советов. Рассмотрим основные положения, чтобы понимать, как правильно выполнить обкатку дизельного двигателя нового автомобиля.
На протяжении отрезка пути в 250 км надо будет два раза остановиться на ровной площадке, заглушить двигатель. По истечении нескольких минут нужно проконтролировать уровень моторного масла и других технических жидкостей. Неплохо также поинтересоваться давлением в шинах.
Если конструкция автоматической коробки передач позволяет контролировать уровень масла, то этот пункт также включается в список действий во время остановки. Прежде чем проверять уровень жидкости в системе охлаждения, нужно убедиться, что мотор достаточно остыл. Если же мотор не перегревается по ходу движения, а уровень охлаждающей жидкости хорошо виден снаружи по метке, тогда нет необходимости снимать крышку расширительного бачка. Контролируя уровень технических жидкостей, обращайте внимание на прочие их характеристики — цвет, запах. Осмотрите узлы и агрегаты на предмет отсутствия течей.
После того как вы все проверили, при открытом капоте включите двигатель и прислушайтесь, нет ли посторонних шумов. Убедитесь в исправности электрооборудования. Желательно, чтобы подобный регламент проверок выполнялся, пока обкатка двигателя нового автомобиля проходит на первой тысяче километров.
Именно это расстояние является самым важным этапом для обкатки двигателя. Автомобиль должен пройти его в щадящем режиме, при этом нужно четко придерживаться всех установленных правил. В дальнейшем можно постепенно увеличивать нагрузку на мотор.
Опытные автомеханики считают, что для полной обкатки новый автомобиль с бензиновым или дизельным двигателем должен проехать 10 000 км. Более того, существует мнение, что в полной мере поршневые кольца притираются к стенкам цилиндра только после пробега в 30 000 км. Это обусловлено тем, что именно к этому времени формируется зеркало цилиндра. То есть любому автовладельцу необходимо уделить повышенное внимание обкатке двигателя нового автомобиля на первой тысяче километров, выполняя все рекомендации. В каком режиме в дальнейшем эксплуатировать транспортное средство, каждый решает самостоятельно.
Рекомендуем
Какие узлы нового автомобиля, кроме двигателя, также требуют обкатки
В конструкции автомобиля помимо двигателя имеются еще системы, нуждающиеся в притирке и обкатке.
Производство автомобилей во всем мире постоянно совершенствуется, причем это касается не только самых престижных марок, но и дешевых моделей. Этому способствует развитие технологий в машиностроительной отрасли. Компьютеризация процессов на всех уровнях, применение лазера для обработки деталей, внедрение современных материалов позволяет сделать производство более точным и получить совершенный конечный продукт. При этом также повышаются требования к качеству топлива и масла. Но ни одно из усовершенствований пока не позволяет отказаться от обкатки.
Любой мужчина мечтает о новом красивом автомобиле, и естественно, что после покупки он проявляет бережное отношение к своему железному коню. Тем более что за подобное приобретение приходится выкладывать немалую сумму. Конечно, каждый автовладелец заинтересован в продлении срока службы машины. Обкатка позволяет избежать поломки самой дорогостоящей части автомобиля — его двигателя, максимально продлить эксплуатационный ресурс. В этом деле предосторожность не будет лишней, о чем вам с уверенностью скажет любой опытный водитель или автомеханик.