Обезвреживающие средства это что
Каковы нормы выдачи мыла на предприятии
Приказом Минтруда №805н от 23-11-17 внесены изменения в важный документ, касающийся обязательного обеспечения мылом и обеззараживающими средствами работников определенных категорий (Пр. №1122н от 17-12-10 года Минздрава). Для служб, отвечающих за охрану труда на предприятии, есть хорошие новости: отменена обязательная процедура выдачи указанных средств под роспись. Однако послабления касаются лишь части сотрудников. Есть изменения и относящиеся к фиксации норм выдачи средств в трудовых договорах. Изменения начали действовать с 12.06.18 г. Какие профессии или категории работающих имеют право получать средства защиты кожи, как обосновать выдачу, как отразить их расход в документах компании, несмотря на нововведения, расскажем в статье.
Каков порядок выдачи мыла работникам, работа которых связана с легкосмываемыми загрязнениями?
Профессии и нормы ДСИЗ
Смывающие и подобные им вещества, наносимые на кожу (дерматологические), служба охраны труда относит к средствам индивидуальной защиты работника – ДСИЗ. Приказ №1122н содержит перечень ДСИЗ по категориям, с указанием фиксированных норм выдачи, рассчитанных на месяц потребления.
Защитного характера
Увлажняющие кожные покровы — для лиц, контактирующих с маслами, смазками, сажей, растворителями, нефтепродуктами, пылью производственного характера и аналогичными средами, не растворяющимися в воде (100 мл).
Водоотталкивающие, подсушивающие кожу до естественного состояния, для лиц, контактирующих с водой, мыльно-водными растворами, цементными, содержащими соль, кислоту, щелочь и др.; работающих в перчатках без подкладки, из обычной резины (100 мл).
Специалисты по трудовым вопросам знают случаи наложения на работодателя больших штрафов, например, за неуказание в трудовом договоре норм выдачи мыла.
Посмотреть, какая ответственность
Сочетающие в себе названные выше характеристики, комбинированные. Если приходится работать с веществами, изменяющими состояние кожи, то сушащими кожу или увлажняющими ее (100 мл).
Препятствующие раздражению и повреждению кожи — при сварке, работах в условиях ветра, холода (100 мл).
Обеззараживающие — при контакте с субстанциями, содержащими опасные бактерии или могущими их содержать, отсутствии на месте работы или в близости от него санитарно-гигиенических помещений, если работа предполагает высокую стерильность рук. Сюда же относят и труд в спецобуви (200 мл).
Очищающего характера
При работах с загрязнениями, которые легко смываются, для мытья рук норматив будет составлять 200 г мыла туалетного (250 мл – жидкого, в таре с дозатором), для тела, соответственно, 300 г и 500 мл.
При работах с загрязнениями, которые смыть трудно, а именно маслами, смазками, продуктами нефтепереработки, лакокрасочной промышленности, пылью производственного характера и иными устойчивыми загрязнениями – 300 г мыла туалетного (500 мл. в таре с дозатором жидкого средства).
Шахтные работы, в сфере шахтного строительства и монтажа, на производстве отрасли – 800 г и 750 мл соответственно.
Восстанавливающего характера
Кремы, эмульсии — при работе с растворителями и другими агрессивными, разъедающими кожу средами, работа с которыми производится в тонких перчатках без подкладки. – 100 мл.
На заметку. В законодательных актах понятия «легкосмываемые загрязнения» нет. Существует документ Минтруда (письмо) №15-2/В-2039 от 23 июня 2016 г. В нем к легкосмываемым относят загрязнения волос и кожи, полученные на работе, если их легко устранить мылом или жидким мылом.
На основании приведенных норм ведомства разрабатывают собственные документы, включающие в себя списки профессий и нормы выдачи ДСИЗ по каждой профессии. Так, ОАО «РЖД» применяет «Рекомендации по использованию смывающих и обеззараживающих средств…». Документ содержит структурированный список самих ДСИЗ для РЖД и перечень профессий, по каждой из которых указано, какие ДСИЗ требуются для защиты, очистки, регенерации кожи и требуются ли.
Поскольку единого списка профессий не существует, можно использовать этот документ как рекомендательный, а конкретные, установленные в компании, показатели по профессиям отражать в локальной документации.
На заметку. Выдавать мыло в офисе сотрудникам и оформлять эту процедуру организация не обязана (см. Письмо №15-2/ООГ-1752 от 06 мая 2016 г. Минтруда).
Нормы выдачи ДСИЗ по профессиям
Действуют на основании Приложения № 1 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 декабря 2010 г. № 1122н.
№ п/п | Вид деятельности, профессии | Тип ДСИЗ | Норма выдачи на 1 человека |
---|---|---|---|
1 | Профессии, где используются компоненты, негативно воздействующие на кожу: Профессии, где необходимо действовать в резиновых или полимерных перчатках, а также закрытой специальной обуви. | Средства, сушащие кожу и отталкивающие влагу | 100 мл |
3 | Работы попеременного воздействия растворимых и нерастворимых в воде загрязняющих веществ | Средства гидрофильно-гидрофобного действия (комбинированные) | 100 мл |
4 | Профессии, где приходится работать с бактериально опасными веществами (средами). Работы, производимые вдали от стационарных санитарных удобств. Профессии, где необходима стерильность рук. | Дезинфицирующие средства | 100 мл |
5 | Сезонные работы на открытом воздухе в теплое время года | Репелленты | 200 мл |
6 | Работы, в процессе которых человек получает легкосмываемые загрязнения (которые можно устранить водой и мылом) | Твердое или жидкое мыло, для п. 7 – очищающие гели, пасты, кремы | 200 г твердого или 250 мл жидкого мыла для рук, 300 г твердого мыла или 500 мл жидкого мыла для тела |
7 | Работы, имеющие связь с трудносмываемыми, устойчивыми загрязнениями (см. п.1) | 300 г твердого или 500 мл жидкого мыла, 200 мл пасты (крема, геля) | |
8 | Работы угольной промышленности | 800 мл твердого или 750 мл жидкого мыла | |
9 | Работы, в процессе которых кожа подвергается агрессивному воздействию (см. п.1, п. 2, п. 4) | Восстанавливающие эмульсии, регенерирующие средства | 100 мл |
Отличия старых и новых правил, касающихся ДСИЗ
Упомянутый документ №805н устанавливает 2 основных нововведения, начиная с июня текущего года:
Как вести учет ДСИЗ
Предприятия имеют право самостоятельно организовывать такой учет в соответствии с требованиями действующего законодательства. При этом целесообразно учитывать ряд обстоятельств:
Нюансы упаковки и сроков годности ДСИЗ
Нередко средства поставляются в больших емкостях или упаковках, неудобных для индивидуального применения. Если жидкое моющее средство находится во флаконе емкостью больше 250 мл, его не будут разливать и раздавать каждому: целесообразно просто поместить его в необходимом и доступном для персонала месте, где им сможет пользоваться каждый с помощью дозатора. Ответственному лицу необходимо проследить, чтобы на ДСИЗ имелись следующие данные:
Средства в таре, меньшей 250 мл, выдаются сотрудникам, если:
Отчетный период по использованию ДСИЗ составляет месяц. Чаще всего большинство их имеют больший срок годности. Если они корректно хранились, их можно продолжать использовать без излишних дополнительных мер.
Что будет, если нарушить закон
Нарушения в рассматриваемой нами области регулирует КоАП РФ, в частности, ст. 5.27. Если ни в трудовом договоре, ни в его дополнительном соглашении, ни во внутренних документах организации не отражены нормы выдачи ДСИЗ либо отсутствуют доказательства, что работник с ними ознакомлен, то согласно ч. 1 могут применяться следующие штрафы:
Предприниматель в этом случае приравнивается к руководителю.
Фактическое нарушение приказа №1122н, невыдача или неполная выдача ДСИЗ могут быть расценены контролирующими органами и как нарушение договорных трудовых отношений с работником, а в этом случае, согласно ч. 4 статьи, штраф будет выше:
Заметим, что расплывчатость формулировок КоАП РФ дает возможность для широкой трактовки ст. 5.27 контролирующими органами, с начислением соответствующих штрафных сумм.
Вывод очевиден: ДСИЗ лучше выдавать, чем игнорировать эту обязанность перед работниками, при этом не следует пренебрегать процедурой оформления выдачи.
Главное
Измененные правила учета ДСИЗ, вступившие в действие текущем году, содержат два важных момента:
Смывающие и обезвреживающие средства: как правильно подобрать
Ключевые вопросы:
Для чего используют смывающие и обезвреживающие средства
В современных условиях производства на работника воздействует множество неблагоприятных факторов, которые могут привести к профзаболеванию. Не последнее место среди них занимают болезни кожи. Поэтому работник должен как можно меньше контактировать с производственными раздражителями.
Для защиты рук обычно применяют перчатки, но если использовать их постоянно, у сотрудника:
Также перчатки могут быть несовместимы с особенностями производственного процесса, то есть будут мешать работнику, а не защищать его.
Алексей ЦЫГАНОВ, председатель Совета директоров ООО «УОТ “Беркана”», DBA (доктор делового администрирования)/European Institute of International Management Double Degree-IEM/RFTA, член Совета Союза юристов Москвы
Работодатель обязан обеспечивать сотрудников смывающими и обезвреживающими средствами за свой счет ( ст. 221 ТК РФ ). В противном случае может грозить штраф ( ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ ):
– должностному лицу от 20 000 до 30 000 рублей;
– индивидуальному предпринимателю – от 20 000 до 30 000 рублей;
– организации – от 130 000 до 150 000 рублей.
Решить эту проблему призваны дерматологические средства индивидуальной защиты(далее – ДСИЗ). Их наносят на кожу для защиты, очистки, восстановления и уменьшения последствий воздействия вредных факторов. Типовые нормы выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 г. № 1122н (далее – Приказ № 1122н).
Как подобрать смывающие и обезвреживающие средства
Согласно Приказу № 1122н профилактика профзаболеваний кожи обеспечивается за счет комплекса мер. Поэтому ДСИЗ можно разделить на:
Оградить кожу от негативного воздействия помогут защитные кремы, которые наносятся перед началом работы. Крем образует на коже защитный слой, снижая проникающую способность вредных веществ.
Чтобы обеспечить максимальную защиту, нужно правильно подобрать крем.
Таблица 1. Как выбрать защитный крем в зависимости от вредного фактора
Масляные (водонерастворимые) рабочие материалы:
– масла, масляные краски;
– сажа, копоть, графит, угольная, металлическая и цементная пыль;
Защитные кремы гидрофильного действия (впитывают влагу, увлажняют кожу)
Водорастворимые рабочие материалы:
– растворы солей, кислот, щелочей;
– моющие и дезинфицирующие средства;
– известь, цемент, удобрения
Защитные кремы гидрофобного действия (отталкивают влагу, сушат кожу)
Масляные и водорастворимые вещества
Защитные кремы универсального действия
Низкие температуры и сильный ветер
Защитные кремы от обморожения и обветривания
Воздействие на кожу лучей диапазонов А, В и С (солнечного излучения, сварки, бактерицидных ламп)
Защитные кремы от ультрафиолетового излучения
Жалящие и кровососущие насекомые (комары, мокрецы, москиты, мошки, слепни, блохи и клещи)
Репеллентные средства для нанесения на кожу и одежду
Бактериологические вредные факторы:
– пользование общими душевыми;
– ношение закрытой спецобуви;
– работа в защитных перчатках и т. д.
Защитные средства от грибковых заболеваний, повышенного потоотделения и размягчения кожи
Анатолий ПЛЮХИН, директор ООО «Центр охраны труда» (Екатеринбург)
Дерматологические средства индивидуальной защиты обязательно должны применяться в комплексе. Если исключить какой-либо этап ухода за кожей, эффективность остальных процедур практически сведется к нулю.
Очищение кожи необходимо производить перед обеденным перерывом и после окончания рабочей смены. При этом работник должен удалить производственные загрязнения и защитные кремы. Для этого используются мыло, специальные пасты, средства для очистки рук с водой и без воды. Они не должны содержать концентрированных щелочей, которые сушат кожу, вызывают шелушение и образование трещин. Мыла должны быть пережиренными, слабощелочными. Не следует пользоваться хозяйственным мылом.
При мытье сильно загрязненной кожи нельзя использовать:
Они царапают, сильно обезжиривают и разрыхляют покровы тела. Кожа теряет защитные свойства и становится уязвимой для микробов.
При подборе очищающих средств нужно учесть, что специальные средства гораздо эффективнее обычного мыла. Например, пасты для удаления устойчивых загрязнений содержат искусственные абразивы, которые не травмируют и дополнительно увлажняют кожу рук.
Очищающие средства различаются по степени очистки. Выбор очищающего средства определяется интенсивностью загрязнения и характером загрязняющих веществ.
Таблица 2. Как подобрать очищающее средство
Легкие загрязнения (пыль, земля, глина, сажа, пот, жир, копоть, графит)
– жидкие моющие средства
Устойчивые загрязнения (нефтепродукты, масляные краски, сажа)
Очищающие пасты от устойчивых загрязнений
Устойчивые загрязнения в условиях отсутствия воды
Очищающие пасты от устойчивых загрязнений для применения с водой и без воды
Особо устойчивые загрязнения (нитрокраски, нитролаки, клей)
Очищающие пасты от особо устойчивых загрязнений
Заключительным этапом профилактики профзаболеваний кожи является использование восстанавливающего крема. Регенерирующий восстанавливающий крем наносится в конце рабочего дня после очищения рук. Он увлажняет и питает кожу, восстанавливает ее защитную функцию.
Как правильно применять очищающие и обезвреживающие средства
Требования по применению ДСИЗ лучше включить в инструкции по охране труда работников. При этом нужно учесть правила, указанные в аннотации к продукции или на упаковке.
Защитные средства сотрудник должен наносить на открытые участки тела до начала работы, а очищающие и регенерирующие – после. ДСИЗ могут использоваться для кожи лица, если это рекомендовано фирмой-производителем.
Очищающую пасту втирают в кожу рук без добавления воды, уделяя особое внимание местам, где грязь въелась в кожу. Затем добавляют небольшое количество воды и скатывают ее с рук. Остатки смывают водой.
Защитный крем от низких температур наносят на чистую сухую кожу лица и рук, тщательно равномерно растирают в тепле за 10–15 минут до выхода на улицу. Это необходимо для образования термоустойчивой защитной пленки, предотвращающей испарение влаги с кожи.
Репелленты (аэрозоли, спреи) работник должен распылять на открытые части тела, не втирая. При необходимости средство нужно наносить повторно. Обработку одежды проводить только на открытом воздухе с расстояния 10–15 см до легкого увлажнения, держа баллон на вытянутой руке и направляя струю средства по ветру.
ДСИЗ нужно хранить в соответствии с рекомендациями изготовителя – в промышленной упаковке в сухих отапливаемых помещениях. Запрещается хранение рядом с выделяющими тепло приборами, кислотами, щелочами, маслами, бензином, органическими растворителями и другими химическими агрессивными веществами. ДСИЗ, выданные работникам в индивидуальное пользование, могут храниться в гардеробных шкафчиках. Выносить их за пределы предприятия (рабочего места) сотрудник не вправе.
Ответы на ваши вопросы
Как перейти от выдачи мыла на руки к установке дозаторов с жидким мылом?
Руководство нашего предприятия поставило задачу перейти от выдачи мыла на руки к установке дозаторов с жидким мылом в санитарно-гигиенических помещениях. По каким нормам выдавать жидкое мыло? Что в этом случае делать с карточками учета выдачи и чем их заменить?
Елена КЛИМЕНОК, специалист по охране труда (Витебск)
Как списать расходы на смывающие и обезвреживающие средства?
Как можно списать расходы на приобретение смывающих и обезвреживающих средств?
Мария КУНЦЕВА, бухгалтер (Зеленодольск)
Есть несколько вариантов списания расходов на смывающие и обезвреживающие средства:
Нужно ли выдавать водителям очищающие кремы, гели и пасты?
Нужно ли выдавать водителям, помимо моющих средств, очищающие кремы, гели и пасты?
Юрий ИВАНЮШЕНКОВ, специалист (Вологда)
Работа водителя связана с трудно смываемыми загрязнениями (масла, смазки и т. д.). Поэтому в дополнение к твердому или жидкому мылу работники должны получать очищающие кремы, гели и пасты. Эти средства выдаются водителям даже в том случае, когда они обеспечены перчатками по типовым нормам выдачи СИЗ, то есть не имеют прямого контакта с бензином и маслами.
Самые необходимые нормативные акты:
Статьи 254 и 264 НК РФ
Понять, как можно списать расходы на приобретение смывающих и обезвреживающих средств
Приказ Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 г. № 1122н
Узнать типовые нормы выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств
1 Защитные средства для кожи подбираются в зависимости от вредного фактора, который воздействует на работника.
2 Выбор очищающего средства зависит от интенсивности загрязнения и характера загрязняющих веществ. Нужно учесть, что специальные средства (например, пасты с абразивными добавками) гораздо эффективнее обычного мыла.
3 После очищения кожи сотрудник должен пользоваться регенерирующим кремом, который также выдается за счет работодателя.
4 Чтобы смывающие и обезвреживающие средства работали эффективно, их нужно правильно применять. Требования к использованию лучше прописать в инструкции по охране труда работника.
Ольга АНТОНОВИЧ, руководитель службы охраны труда Новосибирского метрополитена (Новосибирск)
Обезвреживающие средства это что
По общему правилу на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатно выдаются специальные одежда, обувь и другие средства индивидуальной защиты, смывающие или обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами. Сегодня рассмотрим вопросы, касающиеся именно смывающих и обезвреживающих средств, поскольку в последнее время инспекторы ГИТ
все чаще привлекают работодателей к ответственности за невключение в трудовой договор норм выдачи таких средств.
В КАКОМ СЛУЧАЕ РАБОТНИКАМ ПОЛАГАЮТСЯ
СМЫВАЮЩИЕ И ОБЕЗВРЕЖИВАЮЩИЕ СРЕДСТВА?
Виды средств | Наименование работ и производственных факторов | Норма выдачи на одного работника в месяц |
Мыло или жидкие моющие средства, в том числе: | Работы, связанные с легкосмываемыми загрязнениями | 200 г (мыло туалетное) или 250 мл (жидкие моющие средства в дозирующих устройствах) |
Для мытья тела | 300 г (мыло туалетное) или 500 мл (жидкие моющие средства в дозирующих устройствах) | |
Твердое туалетное мыло или жидкие моющие средства | Работы, связанные с трудносмываемыми, устойчивыми загрязнениями: масла, смазки, нефтепродукты, лаки, краски, смолы, клеи, битум, мазут, силикон, сажа, графит, различные виды производственной пыли (в том числе угольная, металлическая) | 300 г (мыло туалетное) или 500 мл (жидкие моющие средства в дозирующих устройствах) |
Работы на угольных (сланцевых) шахтах, в разрезах, на обогатительных и брикетных фабриках, в шахтостроительных и шахтомонтажных организациях угольной промышленности | 800 г (мыло туалетное) или 750 мл (жидкие моющие средства в дозирующих устройствах) | |
Очищающие кремы, гели и пасты | Работы, связанные с трудносмываемыми, устойчивыми загрязнениями: масла, смазки, нефтепродукты, лаки, краски, смолы, клеи, битум, мазут, силикон, сажа, графит, различные виды производственной пыли (в том числе угольная, металлическая) | 200 мл |
Работодатели задумываются над этим вопросом довольно часто. В статье 221 ТК РФ говорится о работах, связанных с загрязнением. Но если разобраться, практически любая работа «пачкает». Так, кому же полагаются смывающие и обезвреживающие средства?
Обратимся к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 17.12.2010 № 1122н, которым утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств (далее ― Типовые нормы), а также Стандарт безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами».
На основании п. 13 Стандарта перечень рабочих мест и список работников, которым необходимо выдавать смывающие или обезвреживающие средства, составляются службой охраны труда (специалистом по охране труда) либо иным уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) работодателя и утверждаются работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа.
Автор фото: Ivan Kulikov / Shutterstock
Указанные перечень рабочих мест и список работников формируются на основании Типовых норм и результатов специальной оценки условий труда с учетом особенностей конкретного технологического процесса и организации труда, применяемых сырья и материалов.
Давайте посмотрим на Типовые нормы, например, выдачи очищающих средств.
При беглом взгляде на таблицу встает вопрос: что считать легкосмываемыми загрязнениями? Кстати, этой фразой инспекторы ГИТ часто обосновывают требования о включении в трудовые договоры условий о выдаче мыла офисным работникам ― секретарям, менеджерам, юристам, продавцам и пр. Насколько обоснованны такие требования?
Существует подход, в соответствии с которым к работам, связанным с легкосмываемыми загрязнениями, относятся все работы, которые не отнесены данным нормативным актом к работам, связанным с трудносмываемыми, устойчивыми загрязнениями.
Ни в Стандарте, ни в Трудовом кодексе не говорится, какие загрязнения являются легкосмываемыми. По мнению Минтруда, высказанному в Письмах от 06.05.2016 № 15-2/ООГ-1752 и от 23.06.2016 № 15-2/В-2039, к легкосмываемым загрязнениям относятся загрязнения, при которых применения мыла или жидких моющих средств достаточно для очищения от загрязнения в процессе трудовой деятельности (за исключением работ, связанных с трудносмываемыми, устойчивыми загрязнениями, а также работ на угольных шахтах) кожи и волос работника. Исключение могут составлять работы, связанные с эксплуатацией персональных электронно-вычислительных машин (персональных компьютеров) и (или) аппаратов копировально-множительной техники настольного типа («офисные» работники).
Вместе с тем Минтруд в Письме от 30.08.2016 № 15-2/ООГ-3095 рекомендует все-таки выдавать мыло данным работникам, но в целях соблюдения правил личной гигиены в соответствии с требованиями санитарного законодательства. Итак, с офисными сотрудниками все понятно. Но как быть, если результатами еще действующей аттестации рабочих мест по условиям труда или же спецоценки не установлена необходимость выдачи смывающих средств?
Помните, что вне зависимости от результатов спецоценки или аттестации рабочих мест сотрудникам, выполняющим работы, названные в Типовых нормах, смывающие и обеззараживающие средства должны предоставляться однозначно.
Если же спецоценка еще не проведена, перечень рабочих мест и список работников, которым необходимы смывающие и (или) обезвреживающие средства, формируются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа на основании Типовых норм.
Смывающие и обезвреживающие средства, выдаваемые работникам, должны иметь декларацию или сертификат, подтверждающие их соответствие государственным нормативным требованиям. Приобретение средств, не имеющих такого сертификата или декларации, не допускается.
Смывающие, обезвреживающие средства согласно Типовым нормам выдают сотрудники из уполномоченных структурных подразделений (должностное лицо) работодателя. При этом работников обязательно нужно проинформировать о правилах применения таких средств.
Виды средств | Когда выдаются |
Защитные средства гидрофильного, гидрофобного, а также комбинированного действия (кремы, эмульсии, гели, спреи и др.) | При работе с агрессивными водорастворимыми, водонерастворимыми рабочими материалами, их попеременном воздействии |
Средства для защиты кожи при негативном влиянии окружающей среды (кремы, гели, эмульсии и др.) | Лицам, занятым на наружных и других работах, связанных с воздействием ультрафиолетового излучения диапазонов A, B, C, повышенных и пониженных температур, ветра и др. |
Средства для защиты от бактериологических вредных факторов, обладающие антибактериальным эффектом | Занятым на производствах с повышенными требованиями к стерильности рук работающих; работающим с бактериально опасными средами; при нахождении рабочего места удаленно от стационарных санитарно-бытовых узлов |
Средства для защиты от биологических вредных факторов (насекомых, паукообразных) | При работе в районах, где сезонно наблюдается массовый лет кровососущих и жалящих насекомых (комары, мошка, слепни, оводы и др.), а также распространение и активность кровососущих паукообразных (иксодовые клещи и др.), с учетом сезонной специфики региона |
На работах, связанных с легкосмываемыми загрязнениями, для использования в душевых или в помещениях для умывания работникам выдаются очищающие средства в виде твердого туалетного мыла или жидких моющих средств (гель для рук, гель для тела и волос, жидкое туалетное мыло и др.).
Для очищения от загрязнения кожи лица работникам выдаются только слабощелочные сорта мыла (туалетное). При этом мыло или жидкие моющие средства нельзя заменять агрессивными для кожи средствами ― органическими растворителями, абразивными веществами (песок, чистящие порошки и т.п.), каустической содой и др.
Если работа связана с трудносмываемыми, устойчивыми загрязнениями (масла, смазки, сажа, нефтепродукты, лаки, краски, в том числе полиграфические, смолы, клеи, битум, силикон, графит, различные виды производственной пыли, в том числе угольная, металлическая, и т.п.), работодатель в дополнение к твердому туалетному мылу или жидким моющим средствам должен выдавать очищающие кремы, гели и пасты. При этом замена указанных очищающих средств твердым туалетным мылом или жидкими моющими средствами не допускается.
Как и со средствами защиты, работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств в установленные сроки. В частности, выдача работникам названных средств должна фиксироваться под подпись в личной карточке учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, образец которой предусмотрен приложением к Стандарту.
Хранение выдаваемых работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств работодатель осуществляет в соответствии с рекомендациями изготовителя.
НУЖНО ЛИ ВНОСИТЬ В ТРУДОВОЙ ДОГОВОР
СВЕДЕНИЯ О НОРМАХ ВЫДАЧИ СРЕДСТВ?
Пунктом 9 Стандарта определено, что нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующие условиям труда на рабочем месте, указываются в трудовом договоре. При этом Стандарт распространяется на работодателей ― юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Кроме того, абз. 11 ч. 2 ст. 57 ТК РФ обязывает включать в трудовой договор иные условия, не оговоренные в данной норме, но предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.
Отметим, что уже наработана судебная практика по данному вопросу. Пока суды не на стороне работодателей. Они признают постановления о привлечении к ответственности за нарушение трудового законодательства правомерным, если работодатели не указывают нормы выдачи средств в трудовых договорах, что является нарушением Стандарта (см., например, Решение Пермского краевого суда от 30.11.2016 по делу № 7-2052-2016(21-1272/2016), Постановление Ивановского областного суда от 21.11.2016 № 4а-342/2016 и пр.).
ВОПРОС:
ОТВЕТ:
Да, нужно. Соблюдать требования Стандарта необходимо вне зависимости от способа выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств. На это обращал внимание Минтруд в Письме от 30.08.2016 № 15-2/ООГ-3095.
КАКОВА ОТВЕТСТВЕННОСТЬ?
Чаще всего инспекторы ГИТ при обнаружении невключения в трудовой договор норм выдачи смывающих и обезвреживающих средств применяют ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ ― уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора.
Данной статьей за нарушение предусмотрены административные штрафы, налагаемые:
― на должностных лиц ― в размере от 10 000 до 20 000 руб.;
― на индивидуальных предпринимателей ― от 5 000 до 10 000 руб.;
― на юридические лица ― от 50 000 до 100 000 руб.
Если выявлено, что лицо, наказанное по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, совершило аналогичное правонарушение, то штрафы заметно вырастут: предприниматели могут заплатить до 40 000 руб., а организации ― до 200 000 руб. Должностное лицо и вовсе дисквалифицируется (ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ).
Но иногда инспекторы указывают невключение норм выдачи среди правонарушений, подпадающих под действие ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, ― нарушений государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ. А в данной норме предусмотрены штрафы чуть меньше: для должностного лица или индивидуального предпринимателя ― до 5 000 руб., для организации ― до 80 000 руб. (Решение Санкт-Петербургского городского суда от 01.12.2016 № 7-2109/2016 по делу № 12-56/2016).
ПОДВЕДЕМ ИТОГ
Итак, необходимо выдавать смывающие и обезвреживающие средства лицам, занятым на работах, связанных с загрязнением. Причем у работодателя должны быть:
― перечень рабочих мест, при работе на которых требуются указанные средства;
― список работников, которым надо выдавать указанные средства;
― личные карточки учета выдачи этих средств.
Кроме того, в трудовых договорах с теми работниками, кому полагаются смывающие и обезвреживающие средства, закрепляются нормы их выдачи. Если потребность в названных средствах возникла после заключения трудового договора, работодателю следует подготовить дополнительное соглашение к нему.