Обет что это значит
Значение слова «обет»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Также слово обет может использоваться в качестве синонима понятию «зарок» или «клятва».
1. Обещание (ивр. neder — обещание или что-то обещанное). Обет включает в себя обещания что-то сделать или пожертвовать Богу в благодарность за Его ответ или благословения от Него: обеты Иакова, Иеффая, Анны и Авессалома.
2. Обет воздержания (ивр. ’esar — зарок, отказ или воздержание от чего-либо). Включал в себя обещание воздержаться от чего-либо. Яркими библейскими примерами такого обета служат зарок от супружества и обет назорейства:
Обет так называемого назорейства. Этот обет включал в себя, среди прочего, полное воздержание от алкогольных напитков, воздержание от стрижки волос и от прикосновения к останкам умершего. Закон о назорействе подробно описан в библейской Книге Чисел (Чис. 6:1-21).
3. Обет заклятия (ивр. herem или араб. haram — заклятое или проклятое). Это понятие описывает вещь или живое существо, или некое множество таких вещей, существ (включая людей), находящихся под проклятием или заклятием, к которому до снятия заклятия (или в течение определённого времени) под угрозой наказания или смерти никто не может прикасаться, кроме Бога. Харам как религиозный запрет на причинение вреда или на общение с человеком по какой-либо причине несколько раз упоминается в Коране.
— Библия, Ветхий Завет, Книга пророка Ездры, 10:7-8
Аналогичным образом, слово «обет» используется по отношению к неавраамическим религиям: например, обеты бодхисаттвы.
ОБЕ’Т, а, м. (книжн.). Обещание, обязательство, налагаемое на себя из религиозных побуждений. Уже хотел во цвете лет изречь монашеский обет. Лрмнтв. Я не давал обета безбрачия. А. Острвскй. || Зарок, обещание (устар.). Давши обет сохранять мир, нарушает его. Жквскй.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
обе́т
1. религ. обещание, обязательство, налагаемое на себя из религиозных побуждений ◆ Уже хотел во цвете лет изречь монашеский обет. Лермонтов, «Мцыри», 1838–1839 г. ◆ Я не давал обета безбрачия. А. Н. Островский
2. устар. зарок, обещание ◆ Давши обет сохранять мир, нарушает его. Жуковский
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: естество — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Обет что это значит
обет м. Обещание, обязательство, налагаемое на себя из религиозных соображений.
Обет — на языке христианского нравственного учения есть данное Богу обдуманное обещание какого-либо доброго дела, зависящего от свободной воли христианина. Обыкновенно различают О. в обширном и в узком смысле слова. К первым относят О., даваемый при крещении быть верным И. Христу и его учению, О. добросовестного служения обществу в какой-либо должности и т. п. К О. в узком смысле относятся обещания совершить какое-либо особое дело, например, по вполне успешном окончании какого-либо предприятия, уделить ту или другую часть полученных выгод на построение сельского храма, школы или иного благотворительного учреждения. Еще разделяют О. на личные (например, О. поста, воздержания и т. п.) и вещественные (О. материального пожертвования на доброе дело), на пожизненные (О. монашеские), временные и т. д. Против О. возражают (протестанты), что христианин обязан и без О. делать добро, насколько достанет сил, что исполнение О. имеет характер как бы платы Богу за благодеяние и т. п. На это отвечают, что добрые дела, совершаемые по О., служат свободной жертвой угождения Богу, возникающей не из сознания обязанности только, но и из более сильного, чем обязанность, чувства к Богу; вместе с тем они являются нравственно-дисциплинарной и педагогической мерой, полезной для приобретения навыка в добре. В этом смысле учение об обетах обосновывается на советах Св. Писания (1 Кор., 7, 8, 38; Исх., XIX, 21; Псал., 75, 12 и др.) и на содержащихся в нем примерах. С О. в сущности тожественны «добрые намерения», твердо и открыто выраженные перед обществом, например намерение соблюдать трезвость и т. п. Содержание О. должно быть нравственно и физически возможно и не должно быть противно каким бы то ни было обязанностям дающего О. Предметом О. должно и может быть все, относящееся к области христианской добродетели в обширном смысле. Лицо, дающее обет, должно иметь право располагать собой и своей собственностью. Неисполнение свободно данного О. составляет тяжкий грех перед Богом (Второзак., XXIII, 21-22; Лев., XXVII; Еккл., V, 3-4 и др.). Обет может быть прекращен или приостановлен исполнением, когда, по обстоятельствам, исполнение его становится невозможным, или когда он перестает быть средством к осуществлению добродетели, когда не существует более цели О., когда давший О. разрешен от него, в установленном порядке, церковной властью, в интересах личного духовного блага давшего О. или в интересах церкви и нравственности вообще. См. архим. Сергий, «Об обетах» («Прибавление к твор. св. отцов», 1858, т. XVII). Н. Б-в.
Обет что это значит
Обе́т — в религии — даваемое Богу обещание совершить какое-либо дело милосердия, благочестия, совершить пожертвование или нести какой-либо аскетический подвиг. Неисполнение обета является тяжким грехом, поэтому решивших нести обет наставляют подходить к этому делу ответственно и рассудительно.
Также слово обет может использоваться в качестве синонима понятию «зарок» или «клятва».
1. Обещание (иврит. «neder» — обещание или что-то обещанное). Обет включает в себя обещания что-то сделать или пожертвовать Богу в благодарность за Его ответ или благословения от Него: обеты Иакова, Иеффая, Анны и Авессалома.
2. Обет воздержания (иврит. «’esar» — зарок, отказ или воздержание от чего-либо). Включал в себя обещание воздержаться от чего-либо. Яркими библейскими примерами такого обета служат зарок от супружества и обет назорейства:
3. Обет заклятия (иврит. «herem» или араб. «haram» — заклятое или проклятое). Это понятие описывает вещь или живое существо, или некое множество таких вещей, существ (включая людей), находящихся под проклятием или заклятием, к которому до снятия заклятия (или в течение определённого времени) под угрозой наказания или смерти никто не может прикасаться, кроме Бога. Харам как религиозный запрет на причинение вреда или на общение с человеком по какой-либо причине несколько раз упоминается в Коране.
И объявили в Иудее и в Иерусалиме всем бывшим в плену, чтоб они собрались в Иерусалим; а кто не придет чрез три дня, на все имение того, по определению начальствующих и старейшин, будет положено заклятие, и сам он будет отлучен от общества переселенцев».
— Библия, Ветхий Завет, Книга пророка Ездры, 10:7-8
Аналогичным образом, слово «обет» используется по отношению к неавраамическим религиям: например, обеты бодхисаттвы.
См. также
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Обет» в других словарях:
обет — См. клятва, обещание давать обет. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. обет клятва, обещание, присяга, зарок; схима, обязательство, посулы, слово, целибат Словарь русских… … Словарь синонимов
ОБЕТ — ОБЕТ, обета, муж. (книжн.). Обещание, обязательство, налагаемое на себя из религиозных побуждений. «Уже хотел во цвете лет изречь монашеский обет.» Лермонтов. «Я не давал обета безбрачия.» А.Островский. || Зарок, обещание (устар.). «Давши обет… … Толковый словарь Ушакова
Обет — на языке христианского нравственного учения есть данное Богуобдуманное обещание какого либо доброго дела, зависящего от свободнойволи христианина. Обыкновенно различают О. в обширном и в тесном смыслеслова. К первым относят О., даваемый при… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
ОБЕТ — ОБЕТ, в христианстве клятвенное обещание исполнить какое либо богоугодное дело. Различаются обеты личные (соблюдение поста, воздержание, посещение святых мест, денежное пожертвование) и общественные (устанавливаются верующими в случае спасения от … Современная энциклопедия
ОБЕТ — ОБЕТ, а, муж. (высок.). Торжественное обещание, обязательство. Дать, произнести о. Нарушить о. О. молчания. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ОБЕТ — «ОБЕТ», Украина, киностудия ИМ. А.ДОВЖЕНКО/XXI ВЕК, 1993, цв., 80 мин. Историческая драма. Современный лирический сюжет о любви, измене и искуплении вины на фоне ретроспекций в историческое прошлое и философских раздумий о страдальческой судьбе… … Энциклопедия кино
Обет — ОБЕТ, в христианстве клятвенное обещание исполнить какое либо богоугодное дело. Различаются обеты личные (соблюдение поста, воздержание, посещение святых мест, денежное пожертвование) и общественные (устанавливаются верующими в случае спасения от … Иллюстрированный энциклопедический словарь
обет — а, м. 1) Одна из форм религиозного подвижничества; обещание, обязательство, принятое из религиозных побуждений. Монашеский обет. Обет целомудрия. [Ирина:] Когда во Пскове, князь Иван Петрович, ты, окружен литовцами, сидел. я за твое спасенье и… … Популярный словарь русского языка
Обет — (др.рус. – договор) – обещание, клятва или обязательство, вызванные религиозными чувствами и даваемые прежде всего Богу и перед Богом. Верующие дают обет в благодарность Господу за оказанную небесную помощь, обещая исполнить какое либо… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Обет — I м. 1. Клятвенное обещание совершить какой либо богоугодный поступок после просительной о чём либо молитвы. 2. Монашеское отречение от ориентации на свою волю (обет послушания), от материального мира (обет нестяжания) и от жизни в браке (обет… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Обеты в Священном Писании
Толковый словарь даёт следующее определение слову «обет»: Обет – это обещание, добровольное обязательство что-нибудь сделать.
Обет, данный Богу, — это обещание, данное Богу, что-то сделать для Него в ответ на Его милость, благосклонность и благословения.
Первое упоминание об обете находится в книге Бытия. Это обет Иакова, данный Богу в Вефиле: «И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, — то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» ( Быт.28:20-22 ).
I. Библейские примеры обетов, данных Богу
II. Виды обетов
1. Обет обещания («neder» — обещание или что-то обещанное)
Включает в себя обещания что-то сделать или пожертвовать Богу в благодарность за Его ответ или благословения от Него: обеты Иакова, Иеффая, Анны и Авессалома.
2. Обет воздержания («‘esar» — зарок, отказ или воздержание от чего-либо). Такой обет включал в себя обещание воздержаться от чего-либо, например, от супружества; также обет это обет назорейства:
Назореями были Самсон ( Суд.13:3-7 ) и Самуил ( 1Цар.1:11 ). К назореям относят и Иоанна Крестителя: «Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей» ( Лк.1:13-15 ).
III. Распоряжения ветхозаветного Закона об обетах
1. Обязательное исполнение обета
Давать обеты Богу в Ветхозаветные времена не было обязанностью человека по отношению к Господу: «… если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха» ( Втор.23:22 ).
Однако исполнение данных Богу обетов считалось святыней и непреложной обязанностью: «Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех; если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха. Что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй так, как обещал ты Господу Богу твоему добровольное приношение, о котором сказал ты устами своими» ( Втор.23:21-23 ).
«Когда он увидел ее, разодрал одежду свою и сказал: ах, дочь моя! ты сразила меня; и ты в числе нарушителей покоя моего! я отверз о тебе уста мои пред Господом и не могу отречься» ( Суд.11:35 ); «Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить» ( Еккл.5:3-4 ).
Обет обладал силой клятвы и посему должен был быть обязательно исполнен. Господь запрещает давать необдуманные клятвы или обеты: «Сеть для человека — поспешно давать обет, и после обета обдумывать» ( Притч.20:25 ).
2. В каком случае обет мог быть аннулирован?
Обет мог быть аннулирован только в двух случаях: Отец мог наложить вето на обет своей дочери, а муж мог наложить вето на обет жены. Если муж не отменил обета жены, но позже способствовал тому, чтобы она нарушила свой обет, то грех за нарушение обета ложился на него, а не на неё ( Чис.30:4-16 ).
3. Что могло быть обещано Богу во время произнесения обета?
Человек мог сделать частью своего обета людей (включая самого себя), животных, землю и другое имущество. Ничто святое (что по Закону считалось святым или священным) не имело право объявляться частью обета: ничто первородное, десятина и так далее: «Только первенцев из скота, которые по первенству принадлежат Господу, не должен никто посвящать: вол ли то, или мелкий скот, — Господни они… И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня» ( Лев.27:26,30 ).
Господь объявил, к какому жертвоприношению, вознесённому по обету, Он будет благоволить, а к какой – нет: «И если кто приносит мирную жертву Господу, исполняя обет, или по усердию, из крупного скота или из мелкого, то жертва должна быть без порока, чтоб быть угодною Богу: никакого порока не должно быть на ней; животного слепого, или поврежденного, или уродливого, или больного, или коростового, или паршивого, таких не приносите Господу и в жертву не давайте их на жертвенник Господень; тельца и агнца с членами, несоразмерно длинными или короткими, в жертву усердия принести можешь; а если по обету, то это не угодно будет Богу; животного, у которого ятра раздавлены, разбиты, оторваны или вырезаны, не приносите Господу и в земле вашей не делайте сего; и из рук иноземцев не приносите всех таковых животных в дар Богу вашему, потому что на них повреждение, порок на них: не приобретут они вам благоволения» ( Лев.22:21-25 ).
4. Что можно было выкупить?
IV. Обеты Богу и сегодняшний день
Закон не обязывал людей давать обеты Богу. Однако, Священное Писание призывает нас обращаться к Господу в молитве за помощью и давать Ему обеты, а после ответа на молитву воздавать Господу обещанное обетом: «Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему; все, которые вокруг Него, да принесут дары Страшному» ( Пс.75:12 ).
Вопрос: Почему же псалмопевец призывает давать обеты Богу?
Ответ:
Пример обета, который в наши дни люди дают Господу Богу — это крещальные обеты. Принимая крещение, человек даёт Господу обет жить и служить Богу в доброй совести. Вот как об этом сказано в 1Пет.3:21 «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа».
Обет что это значит
Что такое обет
Обет — это обещание Богу или обещание, данное перед Богом. Человек может давать обет соблюдать строгий пост и молитву, обет совершать дела милосердия во имя Господне, обет освободиться от власти греха или пагубной страсти.
Перед Богом даются и другие обеты. Например, отказ от мирской жизни и посвящение себя служению Господу — монашеский обет или брачный обет — обещание верности мужу или жене.
Обеты в христианстве
В Библии есть слова о том, что человек не должен произносить клятвы.
«Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий, ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя, ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.»
(От Матфея 5:33-37)
Человек не может клясться в чем-то, так как его жизнь и события, которые в ней происходят, зависят не только от него, но от воли Бога. Тем более, мы не можем клясться тем, что нам совершенно не принадлежит — жизнью и здоровьем близких.
Примеры клятв, правда, встречаются в Писании.
«Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям.»
(1Фессалоникийцам 5:27)
Но — это пример того, как Господа можно призвать в свидетели в сложной ситуации, а не уверенность в том, что человек может ручаться за все, что происходит в его жизни или в жизни других людей.
Обет — это обещание, а значит, — твердое намерение. Мы осознаем, что не все зависит от нас, в то же время, обещаем сделать все от нас зависящее.
Обеты давали многие библейские персонажи:
Какие бывают обеты?
Большинство упоминаний об обетах, данных Богу, существуют в Ветхом Завете. Но и в христианстве существуют разные обеты. Иисус не запрещал обеты, которые давались Богу свободно, от полноты сердца:
Священник спрашивает крещаемого: «Отрекаешься ли ты от сатаны, и от всех дел его, и от всех ангелов (или: слуг) его, и от всего поклонения ему, и от всего великолепия его?»
Священник: «Сочетаешься ли ты со Христом?»
Монашеские обеты
Св. Антоний Великий, услышав слова Христа в Евангелии: «Оставь все и следуй за Мною», действительно оставил все и удалился в пустыню. У него нашлось много последователей, которые хотели соблюдать обеты.
Люди были готовы полностью отказаться от всего мирского или того, что представлялось им мирским. Таким образом клир разделился на две половины, одной из которых стали те, кто дал монашеские обеты.
Христианская жизнь вносила свои коррективы в жизнь монастырей, монашеские обеты со временем тоже обретали новые смыслы. Например, в современном последовании монашеского пострига из Большого Требника исчезли обеты относительно запрета на владение личным имуществом, поскольку с практической точки зрение какое-то личное имущество все же требуется. Но суть осталось той же — обет нестяжания означает, что личное обогащение не может быть приоритетом тех, кто ушел от мира.