Обеспечение нормальных условий труда что входит

Вода для сотрудников – это не роскошь, а всего лишь обеспечение нормальных условий труда

Прошли те времена, когда расходы на покупку воды для работников разрешали признавать только тогда, когда водопроводная вода не соответствовала санитарно-эпидемиологическим нормативам. Теперь все по-другому. Условия, когда расходы на воду можно учесть в расходах, основываются на других нормах.

Трудовой кодекс об условиях труда

Трудовой кодекс прямо не предусматривает, что фирма обязана обеспечить своих сотрудников питьевой водой. Но при этом он устанавливает требование проявлять заботу о сотрудниках и обеспечивать им нормальные условия труда.

Об обеспечении работникам нормальных условий труда говорится в статье 163 ТК РФ.

Под условиями труда понимают совокупность факторов, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье сотрудника (ст. 209 ТК РФ).

Сюда же, к обеспечению нормальных условий труда, можно отнести санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников организаций в соответствии с требованиями охраны труда (ст. 223 ТК РФ).

Кроме того, организация обязана обеспечить бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей (ст. 22 ТК РФ).

Эти требования Трудового кодекса приводят чиновники в качестве одного из условий для отнесения стоимости воды к прибыльным расходам.

Кулер в приказе министерства

Еще они ссылаются на приказ Минздравсоцразвития от 1 марта 2012 г. № 181н. В пункте 18 этого документа говорится, что одним из мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков является приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой.

То есть это уже не просто вода, а целый кулер. И в расходах можно учитывать не только бутилированную питьевую воду, но и кулер вместе с затратами на его установку и обслуживание.

Налоговый кодекс о прочих расходах

Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности учитываются в качестве прочих по подпункту 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Они могут включать затраты:

При этом расходы, как уже говорилось, должны быть связаны с обеспечением нормальных условий труда и мер по технике безопасности.

Писем Минфина на эту тему очень много (см., например, письмо 23 марта 2020 г. № 03-03-07/22134, от 17 июля 2017 г. № 03-03-06/1/45286 и др.).

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Также чиновники не забывают указать на то, что расходы, принимаемые к учету при исчислении налога на прибыль, должны соответствовать статье 252 НК РФ.

Обосновать и документально подтвердить

Конкретный перечень мероприятий по улучшению условий труда и снижению уровней профессиональных рисков работодатель определяет самостоятельно. При этом исходят из специфики деятельности компании. В нем может быть и обеспечение питьевой водой.

В любом случае этот перечень должен быть обоснованным.

А как это обеспечить?

Частично мы уже ответили на этот вопрос. Приобретение должно быть направлено на обеспечение нормальных условий труда работников и отражено в перечне конкретных мероприятий.

Но затраты нужно еще документально подтвердить. А это значит, что при покупке воды и оборудования должны быть правильно оформленные документы:

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Коротко об НДС

В завершение коснемся порядка начисления и уплаты НДС по операциям приобретения питьевой воды и кулеров.

Во-вторых, поскольку приобретение питьевой воды предназначено для обеспечения нормальных условий труда, объекта налогообложения по НДС в виде безвозмездной передачи товара в данном случае не возникает. ( п. 1 ст. 39 НК РФ). Значит, налог начислять не нужно.

Обеспечение нормальных условий труда что входит. Смотреть фото Обеспечение нормальных условий труда что входит. Смотреть картинку Обеспечение нормальных условий труда что входит. Картинка про Обеспечение нормальных условий труда что входит. Фото Обеспечение нормальных условий труда что входит

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Источник

Улучшение «трудовых» условий

Пожалуй, каждый предприниматель хоть раз сталкивался с необходимостью улучшения условий труда своих работников. Это не только мера, направленная на оздоровление психологического климата в коллективе и повышение работоспособности сотрудников, но и производственная необходимость, навязанная законодателями. О том, как учитывать расходы на улучшение условий труда – читайте в этой статье.

Охраняем труд работников

Согласно нормам Трудового Кодекса в число обязанностей работодателя входит обеспечение нормальных условий труда для своих сотрудников. К ним в частности относятся:

— исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования;

— своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией;

— надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику;

— условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.

Поддержание в исправном состоянии помещений и предметов труда сотрудников выгодно помимо всего прочего еще и самому работодателю. Ведь навряд ли кому-то захочется сталкиваться с больничными листами, где в графе причины отсутствия будет стоять производственная травма. А трудовая инспекция будет только рада устроить у вас на фирме проверку соблюдения трудового законодательства и оштрафовать вас за его нарушения.

Кроме того, обеспечение бытовых нужд работников, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей является согласно Трудовому кодексу РФ еще одной обязанностью работодателя.

Соответственно охрана труда является одним из обязательных направлений для любого предпринимателя. Она представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Причем безопасными условиями труда признаются те, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Федеральными законами и иными нормативными актами устанавливаются государственные нормативные требования охраны труда. Они обязательны к исполнению юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности. В том числе эти правила необходимо соблюдать при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Одновременно стоит отметить, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются непосредственно на работодателя.

Охранные мероприятия

Трудовой кодекс содержит значительный перечень мероприятий по охране труда, которые необходимо исполнять. В рамках этой статьи мы рассмотрим только те, отнесение затрат на расходы по которым вызывают наибольшее количество споров между налогоплательщиками и сотрудниками инспекций. Итак, основными из них являются:

— приобретение и выдача за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

— санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

— обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— ознакомление работников с требованиями охраны труда итд.

Законодательно установлен перечень работ, которые входят в понятие «санитарно-бытовое» обслуживание, а именно: оборудование санитарно-бытовых помещений, помещений для приема пищи, помещений для оказания медицинской помощи, комнат для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи; установление аппаратов (устройств) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и другое.

Лечебно-профилактическим обслуживанием является производство за счет работодателя или его транспортными средствами перевозки в медицинские организации или к месту жительства работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по иным медицинским показаниям.

Одновременно правила устанавливаются законодательно для каждого вида отдельно, среди основных можно выделить «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.2.4.548-96» (утвержденные Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 01 октября 1996 г. N 21), «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к организации работы на копировально-множительной технике. СанПиН 2.2.2.1332-03» (утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 28 мая 2003 г.), «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» (утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 30 мая 2003 г.), «Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01» (утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 19 октября 2001 г.), а также строительными нормами и правилами СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания» (утвержденными Постановлением Государственного строительного комитета СССР от 30 декабря 1987 г. № 313).

Расходы в целях налогообложения

Согласно пункту 7 статьи 264 НК РФ при исчислении налога на прибыль можно учесть расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, расходы на гражданскую оборону в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.

Налоговый кодекс содержит указание на то, что расходы организации, принимаемые при исчислении налога на прибыль должны быть документально подтвержденными, экономически обоснованными и направленными на получение дохода. Обычно затраты на улучшение условий труда списываются на расходы единовременно. Однако дальше мы рассмотрим исключения из общих правил.

Зачастую организации сталкиваются с тем, что налоговые органы считают такие расходы необоснованными и тем более не направленными на получение дохода. По отдельности разберем каждый вид затрат и позицию судов и налоговых органов на этот счет.

Итак, напомним, что при признании расходов одним из важных условий является экономическая обоснованность. Вопрос о том, кто должен ее доказывать не находит общей позиции среди налоговых органов и предпринимателей. Однако поскольку отнесение затрат на расходы является правом налогоплательщика, следует ожидать, что при решении вопроса об экономической обоснованности тех или иных затрат сотрудники инспекции заставят именно вас подтверждать свою позицию. Для того чтобы свести к минимуму возможность возникновения таких конфликтов рекомендуем принять локальный нормативный акт об охране труда. Помимо этого, стоит отдельными актами закреплять каждое ваше действие, направленное на улучшение условий труда ваших сотрудников. Одновременно стоит внести аналогичные положения в коллективный договор.

Еда с доставкой в офис

Начнем с расходов на обустройство помещений для приема пищи, а именно расходы на приобретение микроволновых печей, холодильников, мебели, электрочайников, посуды итд.

Расходы на приобретение данных товаров можно учесть только, доказав, что расходы имеют так называемых производственный характер и направлены на извлечение организацией дохода. Проще всего это будет доказать организациям, от которых далеко находятся пункты питания. То есть сотрудники не могут во время обеденного перерыва самостоятельно добираться до них. Следовательно, ссылаясь на положения Трудового кодекса РФ, отстоять свою позицию будет просто.

Для остальных предприятий ссылок только на Трудовой кодекс будет недостаточно. В таком случае рекомендую вам обратить свое внимание на упомянутые ранее строительные правила и нормы СНиП 2.09.04-87 (утвержденные Постановлением Государственного строительного комитета СССР от 30 декабря 1987 г. № 313). Согласно положениям этого документа, комната приема пищи должна быть оборудована умывальником, стационарным кипятильником, электрической плитой, холодильником.

Существует большое количество примеров положительной арбитражной практики по случаям, в которых судами была установлена правомерность приобретения бытовой техники и мебели для оборудования комнат приема пищи. Рекомендую ознакомится с постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 марта 2007 г. по делу № 09АП-42/2007-АК. В рассматриваемом случае организация приобрела кухонный гарнитур, отнесла его к малоценному имуществу и амортизировала. Судьи пришли к мнению, что расходы соответствуют требованиям статьи 252 НК РФ и могут быть списаны через начисление амортизации.

Арбитры ФАС Центрального округа отметили, что обязанность обеспечивать сотрудникам место для приема пищи может быть прописана в трудовом договоре, а значит, инспекции оспорить производственную направленность расходов будет сложно.

Питьевые траты

Расходы на приобретение кулеров и питьевой воды тоже не дают покоя столичным работодателям. Согласно п. 2.19 Постановления Минтруда РФ от 27 февраля 1995г. № 11 «Об утверждении Рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда» к числу мероприятий по охране труда относится, в том числе и приобретение оборудования для подачи к рабочим местам питьевой и газированной воды, чая и других тонизирующих напитков. А значит, в обосновании приобретение кулеров или питьевой воды можно сослаться на это постановление.

Помимо этого Управлением ФНС России по городу Москве в начале текущего года было представлено письмо от 30 января 2009 г. № 19-12/007411. В нем налоговики разъяснили, что расходы на приобретение воды могут быть признаны необоснованными в случае, если в состав арендной платы будут входить платежи за холодное водоснабжение. Однако и из этого случая есть исключение, в случае если организация в качестве подтверждения правомерности включения указанных затрат в состав расходов представит справку из санитарно – эпидемиологической станции о том, что вода, которая предоставлена в платное пользование арендодателем, не пригодна к употреблению сотрудниками, то такие траты могут быть учтены.

Обратите внимание, что питьевая должна соответствовать «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26 сентября 2001 г. № 24).

Гигиенические нужды

Помимо обеспечения сотрудников помещениями для принятия пищи на работодателей возложена еще и законодательная обязанность соблюдать санитарно-гигиенические нормы, закрепленные в законе от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Согласно этому закону работодателю предписывается осуществлять профилактические мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда. Кроме того в обязанности входит выполнение требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов РФ к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников. Помимо этого в целях предупреждения травм, профессиональных, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда отдельное внимание придется уделять режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию.

Специалисты Московского УФНС в письме от 6 октября 2006 г. № 20-12/89121.1 пришли к мнению, что расходы налогоплательщика по обеспечению работников и санитарно-бытовых помещений организации санитарно-гигиеническими принадлежностями и оборудованием, в частности такими, как полотенца, туалетная бумага, гигиенические покрытия на унитазы, мыло и т.п., можно учесть для целей налогообложения прибыли. На этом же основании можно учесть в расходах затраты налогоплательщика, связанные с приобретением средств для уборки арендованных помещений (пакеты для мусора, губки, дезинфекционные средства и т.п.), если договором аренды предусмотрено содержание (уборка) арендуемых помещений непосредственно арендатором. А значит, если договор аренды не содержит положения о том, что все расходы по содержанию имущества в пригодном к эксплуатации состоянии лежат на плечах арендодателя то такие расходы можно учесть. Одновременно стоит заметить, что если вы снимаете офис в бизнес центре, в договоре прописано, что в состав арендной платы входит уборка помещений или если вы отдельно заключаете договор с клининговой компанией и в нем не поименовано, что вы несете затраты на расходные материалы в виде моющих средств итд., то учесть такие расходы будет нельзя.

Кроме того можно списать затраты на приобретение пылесоса, но не стоит забывать, что условия отнесения их на расходы останутся прежними.

При этом следует учесть, что расходы на приобретение санитарно-гигиенических средств и средств для санитарной уборки помещений учитываются для целей налогообложения прибыли по мере их списания в производство.

Следовательно списание в расходы сумм затрат будет вестись в соответствии с выбранным, закрепленным в учетной политике методом бухгалтерского учета.

О.Куреева

Обеспечение нормальных условий труда что входит. Смотреть фото Обеспечение нормальных условий труда что входит. Смотреть картинку Обеспечение нормальных условий труда что входит. Картинка про Обеспечение нормальных условий труда что входит. Фото Обеспечение нормальных условий труда что входит

Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!

Источник

Энциклопедия решений. Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности (в целях налогообложения прибыли)

Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности (в целях налогообложения прибыли)

Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ, относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Расходы уменьшают налогооблагаемую прибыль, если они отвечают требованиям п.1 ст. 252 НК РФ, а именно, расходы должны быть экономически оправданы, подтверждены документами и осуществлены для деятельности, направленной на получение дохода.

Обоснованность расходов на обеспечение нормальных условий труда и техники безопасности зависит, прежде всего, от наличия специальных и нормативно установленных положений. Так как перечень нормальных условий труда, приведенный в ст. 163 ТК РФ, является открытым, предприятие вправе самостоятельно определить, что относится к обеспечению нормальных условий в соответствии с его спецификой, и закрепить это в локальных нормативных актах, коллективном, трудовых договорах.

Вместе с тем, в письме Минфина России от 08.09.2014 N 03-03-06/1/44840 указано, что расходы налогоплательщика на проведение медосмотров работников, которые согласно законодательству являются обязательными, при их надлежащем документальном оформлении удовлетворяют требованиям ст. 252 НК РФ и относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией по пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ. Расходы на проведение медосмотров иных работников организации, для которых такие медосмотры не являются обязательными, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций, поскольку не могут быть признаны обоснованными.

Камнем преткновения много лет являлся вопрос о том, учитываются ли при налогообложении расходы на приобретение питьевой воды (кулера), а также оборудования для фильтрации водопроводной воды. Мнение Минфина России и налоговых органов сводилось к тому, что расходы на приобретение питьевой воды могут учитываться при налогообложении прибыли, если в организации отсутствует водопроводная вода, пригодная к употреблению, и это подтверждается заключением Госсанэпиднадзора (см. письма Минфина от 31.01.2011 N 03-03-06/1/43, от 02.12.2005 N 03-03-04/1/408, от 10.06.2010 N 03-03-06/1/406, УФНС России по г. Москве от 30.01.2009 N 19-12/007411, постановления ФАС Северо-Западного округа от 12.04.2007 N А13-441/2005-21, ФАС Московского округа от 26.06.2007 N КА-А40/4983-07-07). Вместе с тем, из большинства судебных решений следует, что независимо от того, пригодна водопроводная вода для употребления или нет, расходы на приобретение питьевой воды уменьшают налогооблагаемую базу по прибыли как расходы на обеспечение нормальных условий труда (см. определение ВАС РФ от 30.05.2008 N 6728/08, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 16.11.2010 по делу N А32-16552/2009, Десятого ААС от 29.04.2010 N 10АП-1912/2010, Седьмого ААС от 31.03.2010 N 07АП-1823/10, ФАС Московского округа от 27.01.2009 N КА-А40/13199-08, ФАС Поволжского округа от 10.02.2009 N А06-4777/2008 и др.).

При этом в письме Минфина России от 24.03.2014 N 03-03-06/2/12697 отмечается, что конкретный перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков определяется работодателем исходя из специфики его деятельности.

О расходах, связанных с обеспечением нормальных условий труда, по которым возникают разногласия, см. таблицу:

Учитываются при налогообложении прибыли

Не учитываются при налогообложении прибыли

Приобретение кондиционеров, обогревателей, увлажнителей и др. климатической техники

Письмо Минфина России от 02.10.2015 N 03-03-06/56359

Постановление ФАС Поволжского округа от 26.07.2006 N А55-32558/2005

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.03.2006 N Ф04-1851/2006

Постановление ФАС Поволжского округа от 21.08.2007 N А57-10229/06-33

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.11.2006 N А56-34718/2005

Постановление ФАС Поволжского округа от 21.08.2007 N А57-10229/06-33

письмо УМНС по г. Москве от 16.05.2003 N 26-12/26601

Приобретение чайников, микроволновых печей, пылесосов и другой бытовой техники

Письмо Минфина России от 14.07.2011 N 03-03-06/2/112

Письмо Минфина РФ от 26.09.2011 N 03-03-06/2/149

Постановление ФАС Московского округа от 19.08.2009 N КА-А40/7730-09

Постановление ФАС Московского округа от 18.12.2007 N КА-А40/13151-07

Постановление ФАС Уральского округа от 15.10.2007 N Ф09-8348/07-С2

Постановление ФАС Московского округа от 06.07.2009 N КА-А41/6316-09

Постановление ФАС Поволжского округа от 04.09.2007 N А65-19675/2006

Постановление ФАС Поволжского округа от 28.08.2008 N А55-18124/07

Письмо Минфина России от 04.09.2006 N 03-03-04/2/199

Приобретение санитарно-гигиенических (моющих) средств

Письмо УФНС России по г. Москве от 06.10.2006 N 20-12/89121.1

Письмо УФНС по Санкт-Петербургу от 03.04.2006 N 02-05/07859@

Постановление ФАС Поволжского округа от 03.07.2007 N А65-20634/06

Постановление ФАС Московского округа от 27.12.2006 N КА-А40/12681-06

Приобретение и обслуживание предметов интерьера (комнатные растения, подставки и горшки для растений, картины, аквариумы и т.п.)

Постановление ФАС Московского округа от 25.11.2009 N КА-А40/12251-09

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 02.04.2008 N Ф04-2260/2008

Постановление ФАС Поволжского округа от 28.08.2008 N А55-18124/07

Постановление ФАС Московского округа от 10.10.2008 N КА-А40/8775-08

Постановление ФАС Московского округа от 11.09.2006 N КА-А40/8421-06

Письмо Минфина России от 25.05.2007 N 03-03-06/1/311

Источник

Что каждый бухгалтер должен знать об охране труда

Обеспечение нормальных условий труда что входит. Смотреть фото Обеспечение нормальных условий труда что входит. Смотреть картинку Обеспечение нормальных условий труда что входит. Картинка про Обеспечение нормальных условий труда что входит. Фото Обеспечение нормальных условий труда что входит

По данным исследований Международной организации труда, ежегодно происходит около 270 млн несчастных случаев и 160 млн новых случаев профзаболеваний. Травмы и развитие болезней зачастую провоцируются самими работниками, не умеющими, часто не знающими, и порой не желающими выполнять технику безопасности.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возложены на работодателя. Перечень этих обязанностей раскрывает статья 212 ТК РФ.

«Труд свободен», — говорит нам пункт.1 статьи 37 Конституции Российской Федерации.

Пункт 3 той же статьи сообщает нам: «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. » Право это закреплено ТК РФ в разделе X. ОХРАНА ТРУДА.

ОХРАНА ТРУДА — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 Трудового кодекса РФ).

Работодатель должен обеспечить безопасные условия и охрану труда, а работник обязан соблюдать установленные правила, нарушение которых может привести к несчастным случаям, травмам и профзаболеваниям. Соответственно с каждым сотрудником необходимо провести инструктаж по технике безопасности, в отдельных случаях — специальное обучение (ст. 214 ТК РФ). Организовать этот процесс должен работодатель, также как и нести связанные с ним расходы.

Если факт допуска к работе не прошедших обучения по охране труда сотрудников выявлен в первый раз, то величина штрафа по ст. 5.27.1 КоАП составит:

Организация охраны труда стоит денег, т.е. нужно определить перечень и рассчитать стоимость затрат. И учесть эти затраты.

Мероприятия по ОТ и их финансирование

Каждый работодатель обязан выделять на мероприятия по улучшению условий труда каждый год от 0,2% от всех затрат на производство. Затраты на охрану труда можно увеличить, но не уменьшить.

Если сумма затрат на ОТ будет меньше 0,2%, предприятие оштрафуют за нарушение требований ст. 226 ТК РФ. Оштрафовать работодателя могут и по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Не каждое мероприятие можно запланировать в бюджете на охрану труда. Например, не относят к затратам на охрану труда повышение квалификации сотрудников (бюджет отдела кадров), закупку и перезарядку огнетушителей (бюджет на пожарную безопасность и охрану здания), расходы на доставку к месту производства работ (расходы на основное производство), приобретение мебели для кабинета по охране труда (расходы на содержание зданий и сооружений).

Минтруд утвердил типовой перечень ежегодных мероприятий по охране труда приказом от 1.03.2012 года № 181н, включающий несколько десятков мероприятий, которые можно включить в годовой бюджет.

Если потребность возникает в проведении каждого мероприятия, то разумно вначале запланировать те расходы, которые можно будет возместить через Фонд социального страхования.

Профинансировать часть мероприятий по улучшению условий и охране труда можно за счет страховых взносов в ФСС от НС и профзаболеваний, но только в том случае, если у предприятия нет задолженности перед бюджетом.

Финансирование проводят согласно приказу Минтруда от 10.12.2012 г. № 580н. Чтобы претендовать на возмещение, нужно составить план затрат, и провести их в тот год, в котором подают заявление в ФСС. Чтобы получить возмещение затрат на спецоценку или обучение, необходимо, чтобы каждый акт приемки выполненных работ (оказанных услуг) был подписан в текущем году.

За счет бюджета ОТ можно профинансировать проведение таких обязательных для каждого работодателя мероприятий, (полный список в приложении к приказу Минтруда от 1.03.2012 года № 181н), как:

Центр Аттестации и Экспертизы «Аттэк» — одна из лидирующих компаний, предоставляющих все виды услуг в сфере охраны труда — от обучения сотрудников до аудита по ОТ и производственного контроля. У нас аттестованные специалисты и собственные лаборатории.

Как подсчитать затраты на обучение по ОТ

В бюджете по ОТ отдельное место занимает обучение. В приказе Минтруда № 181н есть такая статья расходов, как приобретение стендов, тренажеров, наглядных материалов, научно-технической литературы для проведения инструктажей по охране труда, обучения безопасным приемам и методам выполнения работ, оснащение кабинетов (учебных классов) по охране труда компьютерами, теле-, видео-, аудиоаппаратурой, лицензионными обучающими и тестирующими программами, проведение выставок, конкурсов и смотров по охране труда.

К расходам на обучение относятся :

Можно купить за счет бюджета на охрану труда :

Важное условие: все эти покупки должны быть сертифицированы, а программы иметь лицензии.

Затраты на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством, включаются в состав прочих расходов (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).

К таким расходам можно отнести затраты:

Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты для строителей утверждены приказом Минздравсоцразвития от 16 июля 2007 г. № 477*.

Расходы, связанные с приобретением спецодежды, могут быть учтены в налоговом учете в составе материальных расходов в полной сумме по мере передачи ее в пользование работникам в соответствии с нормами бесплатной выдачи спецодежды, установленными в организации (см. письмо Минфина России от 23 апреля 2007 г. № 03-04-06-01/128).

Некоторые виды работ связаны с применением вредных химических веществ. Статьей 222 Трудового кодекса РФ определено: на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты.

Выдача данных продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов.

Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, установлены постановлением Минтруда России от 31 марта 2003 г. № 13.

В целях налогообложения прибыли затраты в виде суммы выданной компенсации могут быть учтены при соблюдении условий:

Все начисления компенсирующего характера, связанные с работой в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, относятся к расходам на оплату труда (п. 3 ст. 255 Налогового кодекса РФ).

При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы работника, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, а также доходы в виде материальной выгоды.

По ст. 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия. На данные выплаты не начисляются взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 10 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС).

В бухгалтерском учете расходы на оплату услуг, связанных с охраной труда, являются расходами по обычным видам деятельности. Они признаются на дату подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг (п. 5, 7, 16 ПБУ 10/99). Данные расходы отражают по дебету счета 25 (26) в корреспонденции с кредитом счета 60. Предъявленная сумма НДС отражается по дебету счета 19 в корреспонденции с кредитом счета 60. Данную сумму НДС организация имеет право зачесть после принятия на учет оказанных ей услуг при наличии счета-фактуры контрагента (ст. 171, 172 Налогового кодекса РФ).

За нарушение правил охраны труда предусмотрена уголовная ответственность. Согласно статье 143 УК РФ, нарушение правил охраны труда, совершенное лицом, на которое возложена обязанность по соблюдению этих правил, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *