Обертон что это в вокале
Обертонное пение
Обертон (overtone) дословно «надзвук» или «сверхзвук».
Обертоны присутствуют практически в каждом звуке.
Большая Советская Энциклопедия определяет обертон как «составляющую сложного колебания (механического, в том числе звукового, электрического) с частотой более высокой, чем основной тон. Соотношение частот обертона и основного тона выявляется при разложении сложного колебания в ряд. Обертоны частоты которых относятся к частоте наинизшего, основного тона как целые числа 1:2:3 и т.д., называется гармоническими, или гармониками, если же зависимость оказывается более сложной — негармоническими»
Так же и в человеческом голосе. Основной тон задается голосовыми связками, но, отражаясь от разных участков-резонаторов (костей, хрящей, полостей) звук обогащается дополнительными тонами. У каждого человека внутренняя резонирующая «конструкция» уникальная, как отпечатки пальцев. Поэтому в мире нет абсолютно одинаковых голосов.
Тембр голоса зависит также от личной телесной истории. Телесно-ориентированный подход в психологии, говорит, что вся наша психическая история записывается в теле в виде мышечных зажимов, которые в свою очередь образуют мышечные блоки. По мере работы над собой телесные блоки могут сниматься – и это напрямую влияет на голос. Он меняется, становится свободнее, глубже, более насыщенным жизнью. Более подробно об этом на странице работа с голосом.
Итак, благодаря обертонам формируется уникальный тембр человеческого голоса.
А что же такое обертонное пение?
Обертоны слабее основного тона, поэтому напрямую их услышать сложно. Но если вслушаться в звук голоса, например, Снатам Каур
То можно услышать, что тембр ее голоса включает в себя разные по высоте звуки. Очень ярко слышен высокий стеклянный звук. Это и есть один из обертонов. Богатый обертонами тембр, говорит либо о хороших природных данных, либо о хорошей и глубокой проработке голоса.
В обертонном пении, обертоны усиливают сознательно за счет умелого управления мышцами губ, челюсти и языка. Когда мы слушаем обертонное пение, мы слышим два или более звуков одновременно. Особенно ярко обертоны выражены в горловом пении. Так называют обертонное пение народов Сибири, Монголии, и некоторых других.
Обертонное пение – это один из лучших способов войти в глубокую медитацию. Причем как исполнителю, так и слушателям. Обертоны обладают магическим свойством очищать сознание, успокаивать ум, уравновешивать энергетическое тело. Несмотря на глубокое медитативное состояние, звук обертонов способствует сохранению полной ясности восприятия.
На наших семинарах мы прикасаемся к основам обертонного пения, делаем упражнения, которые помогают усилить и услышать наши собственные обертоны.
Обертон что это в вокале
Обертонное пение – древняя техника пения двух звуков – тона и обертона. Обертоны – это высокочастотные призвуки. В каждом звуке каждый момент присутствует целый ряд обертонов. Они напоминают о небесной природе звука, о гармонии золотого сечения.
Горловое пение — техника пения с необычной артикуляцией в глотке и/или гортани, характерная для традиционной (особенно культовой) музыки народов Сибири, Монголии, Тибета и некоторых других народов мира. Обычно горловое пение состоит из основного тона (низкочастотного «жужжания») и верхнего голоса, который движется по тонам натурального звукоряда (обычно используются 4 — 13 обертоны).
Обертоны хорошо слышны, когда компоненты звука усиливаются путём изменения формы резонирующих полостей рта, горла и глотки. Это позволяет певцу издавать одновременно несколько тонов.
Обертонное звучание, например, у тибетской поющей чаши или хомуса.
Горловое обертонное пение. Тува:
Обертоны – это высокочастотные призвуки. В каждом звуке каждый момент присутствует целый ряд обертонов. Именно по ним мы различаем тембр.
В обертонном пении можно спеть одновременно тон и один из призвуков. Слушание и пение обертонов благодаря их высокочастотной природе дают подпитку коре головного мозга, восстанавливают силы, приводят в состояние глубокой релаксации, укрепляют иммунитет. Обертоны – это глубинное переживание архаичного ПРА-звука.
С древних времен обертоны использовались в молитвенных песнопениях и целительских практиках, известных нам, в основном, по тибетской и тувинской традициям. Невозможно остаться равнодушным, услышав хотя бы однажды эти восхитительные, едва уловимые звуки, напоминающие волшебную флейту или ангельское пение. Современные исследования говорят нам о том, что «обертонная лестница» настраивает организм человека в гармонии с Миром, с законами Космоса. Умение слышать и петь обертоны приносит радость, наполняет жизненными силами, дает реальное переживание этой Гармонии. И это не удивительно, ибо «Обертонная лестница» – это череда звуков, образующаяся по закону «золотого сечения». Она возвращает нас в интервалы без равной темперации.
Знание обертонов обнаруживается не только на Востоке, где обертонная техника пения сохранилась наиболее полно, но и на Западе в грегорианских монодиях, в византийских песнопениях, в русском «знаменном» распеве, в народных традициях.
Многие традиции сакрального пения вмещали в себя обертонное звучание.
Обертонное опевание завершается паузой тишины. В эти минуты, стихают и усваиваются те процессы, которые затронули обертоны.
Не нова мысль о том, что в звуках может быть заключена гармония.
Но в слушании обертонов это становится глубинным переживанием.
Обертон
Из Википедии — свободной энциклопедии
Оберто́ны (нем. Ober — высокий, Ton — звук [2] ) в акустике — призвуки, входящие в спектр музыкального звука; высота обертонов выше основного тона (отсюда название). Наличие обертонов обусловлено сложной картиной колебаний звучащего тела (струны, столба воздуха, мембраны, голосовых связок и т.д.): частоты обертонов соответствуют частотам колебания его частей.
Обертоны бывают гармоническими и негармоническими. Частоты гармонических обертонов больше частоты основного тона в 2, 3, 4, 5 и т.д. раз (кратность равна натуральному числу). Гармонические обертоны вместе с основным тоном называются гармониками и образуют натуральный звукоряд:
Обертон | 1 | 2 [1] | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Гармоника | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Нотация |
| |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Частота гармоники, Гц | 65.4064 | 130.813 | 196.219 | 261.626 | 327.032 | 392.438 | 457.845 | 523.251 |
Отклонение от темпер., Цент | — | — | +1.96 | — | −13.69 | +1.96 | −31.17 | — |
Темперированная частота, Гц | 65.4064 | 130.813 | 195.998 | 261.626 | 329.628 | 391.995 | 466.164 | 523.251 |
Обертон | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | ||
Гармоника | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | ||
Нотация |
| |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Частота гармоники, Гц | 588.658 | 654.064 | 719.470 | 784.877 | 850.283 | 915.690 | 981.096 | 1046.50 | ||
Отклонение от темпер., Цент | +3.91 | −13.69 | +51.32 | −48.68 | +1.96 | +40.53 | −59.47 | −31.17 | −11.73 | — |
Темперированная частота, Гц | 587.330 | 659.255 | 698.456 | 739.989 | 783.991 | 830.609 | 880.000 | 932.328 | 987.767 | 1046.50 |
В реальных физических ситуациях (например, при колебаниях массивной и жёсткой струны) частоты обертонов могут заметно отклоняться от величин, кратных частоте основного тона — такие обертоны называются негармоническими. Присутствие негармонических обертонов в колебаниях струн музыкальных инструментов приводит к феномену неточного равенства между рассчитанными частотами равномерно темперированного строя и реальными частотами правильно настроенного фортепиано (см. Кривые Рейлсбека).
Ввиду исключительной важности для музыки именно гармонических обертонов (и относительной малозначимости негармонических) вместо «гармонический обертон» в музыкально-теоретической (но не в физической) литературе часто пишут «обертон» без каких-либо уточнений.
Обертон может быть колебанием частей звучащего тела, выраженных как аликвотными дробями ( 1 /2, 1 /3, 1 /4 и т.д.), так и неаликвотными (например, при колебании звучащего элемента ударного инструмента с неопределённой высотой звука, такого как там-там). Количество и характер обертонов влияют на тембр инструмента. Каждый обертон имеет порядковый номер, обозначающий, какая часть струны колеблется. Звукоряд, состоящий из основного тона и его гармонических обертонов, называется натуральным (обертоновым) звукорядом.
Начальные 10 обертонов прослушиваются по высоте и сливаются друг с другом в аккорды. Остальные прослушиваются плохо или не прослушиваются вообще.
СОДЕРЖАНИЕ
Монголия и Бурятия
Считается, что искусство обертонного пения зародилось на юго-западе Монголии в сегодняшней провинции Ховд и Гови-Алтайском регионе. В настоящее время обертонное пение встречается по всей стране, а Монголия часто считается самым активным центром обертонного пения в мире. Наиболее распространенный стиль, называемый khöömii ( кириллица : хөөмий ), можно разделить на следующие категории:
Тувинское обертонное пение практикуется в Республике Тыва (юг Сибири, Россия).
Тувинский способ пения обертонов основан на восприятии сложных звуков с множеством слоев или текстур. Именно так тувинцы на протяжении веков разработали широкий спектр ритмических и мелодических стилей. Большинство стилей исполняются с коректеэр ( корек «грудь» + тир «петь»), буквально «петь грудным голосом». Стили включают:
Другие подстили включают:
Алтай и Хакасия
Первым известным кай-чи был Калкин.
Чукотский полуостров
Тибет
Узбекистан и Казахстан
Устная поэзия Казахстана и узбекской области Каракалпакстана иногда переходит в область горлового пения.
Пакистан, Иран и Афганистан
Япония
На турнирах по сумо диктор по имени Ёбидаси объявляет имя каждого борца, используя обертонное горловое пение.
Курдистан
Европа
Сардиния
Северная Европа
Башкортостан
Андалусия
Во фламенко « Cante Jondo» певцы часто включают обертонную окраску в конце фраз. Возможно, возникла как способ облегчения сустейна, а затем стала признанным украшением сама по себе. Есть много примеров, но Кармен Линарес и Дюкенд часто включают обертоны.
Северная Америка
Инуиты
Африке
Южная Африка
Некоторые женщины тембу коса в Южной Африке имеют низкий ритмичный стиль горлового пения, похожий на стиль тувинского каргыраа, который называется умнгкоколо. Часто сопровождается вызывающим вокалом и сложными полиритмами.
Нетрадиционные стили
Канада, США и Европа
Тран Куанг Хай, исследователь обертонного пения с 1969 года в Париже, Франция, опубликовал множество статей и видео об обертонном пении с 1971 года. Его фильм «Песня гармоник», поставленный Хьюго Земпом в 1989 году, получил 4 международных приза в Эстонии (1990 год). ) Франция (1990 г.) и Канада (1991 г.).
Дэвид Хайкс, пионер новой музыки, созерцательного пения и исцеляющих звуков, основал Harmonic Chant в Нью-Йорке в 1975 году, когда он также основал свою легендарную группу The Harmonic Choir, считающуюся одним из выдающихся ансамблей обертона в мире.
Вольфганг Саус из Германии считается одним из главных учителей / исполнителей «полифонического обертонного пения» в Европе. Раньше он учился как классический баритон, благодаря своим уникальным способностям он сразу узнаваем. Он также является известным композитором и аранжировщиком полифонического обертонного пения для сольного голоса и хоров.
Певец а капелла Ави Каплан также продемонстрировал обертонное пение во время выступлений своей группы ( Pentatonix ). Он объединил горловое пение с дабстепом а капелла.
Overtone Choir Spektrum из Праги, Чешская Республика, уникален среди обертонных хоров, особенно потому, что он объединяет традиционное хоровое пение с техникой обертона. Он единственный в своем роде в Чешской Республике и один из немногих в мире. [3] [4]
Хор Sherden Overtone был основан в 2016 году на Сардинии Иларией Орефиче и Джованни Бортолуцци. Хор сочетает в себе стили тувинского горлового пения с сардинским горловым пением.
Современный мульти-инструменталист The Suitcase Junket использует самоучку обертонного пения или технику горлового пения в своих живых и записанных выступлениях.
Британский певец из Стамбула Николай Гален использует обертоны в своих экспериментальных работах. Их можно услышать в его сольном альбоме Emanuel Vigeland, альбоме Black Paintings Screams and Silence и альбоме Hoca Nasreddin A Headful of Birds.
Обертон что это в вокале
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Волшебные вибрации. Целебная сила обертонов.
Человеческий голос также содержит гармоники. Опытный мастер обертонального пения способен производить невероятно много обертонов, которые в данном случае будут звучать громче и отчетливее основного тона.
При этом создается впечатление, что основной мелодической линии на другой высоте следует еще один голос, принадлежащий другому вокалисту.
Пение коренных тувиниен может показаться нам примитивным, первобытным. Но гораздо правильнее будет назвать его первозданным, ибо тувинское вокальное искусство уникально, не имеет никаких аналогов и не испытало влияния других традиций.
Западные мастера обертонального пения, подобные тем, которых вы услышите на нашем диске, придерживается различных стилей; их голоса также исключительно чисты и сильны, хотя манера может показаться более изощренной.
Анализируя голоса таких признанных мастеров вокала, как Лучано Паваротти или Селин Дион, вы непременно обнаружите в них прекрасный и гармоничный спектр обертонов. Именно спектром обертонов определяется качество голоса.
В Туве сохраняется множество различных стилей обертонального пения. В каждом стиле выделяется несколько техник.
Сыгыт и каргыраа подходят для исполнения песен со словами. Остальные стили предназначены только для пения без слов.
Тувинские певцы чаще всего используют гармоники от шестой до двенадцатой, а особо искусные мастера горлового пения способны брать обертоны вплоть до восемнадцатой гармоники.
Сами тувинцы убеждены, что пение хоомей зародилось в Туве, поскольку именно на территории этой республики сохранилось большинство его стилей и разновидностей. Монгольские певцы якобы переняли горловое пение у мастеров родом из Тувы, живших в западной (алтайской) части Монголии, неподалеку от тувинской границы.
Родственные стили пения встречаются в близлежащих областях Центральной Азии (в Монголии, на Алтае, в Хакасии), а также в Башкирии (к юго-западу от Уральских гор). Алтайский стиль горлового пения (кай) схож по звучанию с каргыраа.
Ежедневная практика обертонального пения оказывает благотворное воздействие на тело и разум.
Некоторые полезные эффекты обертонального пения объясняются очень просто: независимо от того, поем ли мы один-единственный слог «ОМ» или производим сложные ряды гармоник, темп дыхания при горловом пении замедляется. В результате замедляются и другие физиологические и психические процессы, благодаря чему тело и мозг расслабляются и отдыхают. С этим эффектом дыхательных упражнений хорошо знакомы все, кто когда-либо занимался Йогой.
Далее, мы уже упоминали о том, что высокие частоты обертонов в буквальном смысле «настраивают» энергии тела и мозга на более высокий уровень. Исследования профессора Томатиса и других ученых убедительно показывают, что в высоких частотах (от 10000 до 23000 Гц) таится огромная мощь. Мы можем даже не осознавать, что воспринимаем эти высшие вибрации, но мозг все равно будет подзаряжаться от них, как аккумулятор от сети.
Чем богаче звук гармоническими обертонами, тем гармоничнее заключенная в нем жизненная энергия. В 4-й главе перечислялись некоторые музыкальные инструменты, способные производить полный спектр гармоник. Их благотворная сила доступна всем желающим: не обязательно играть на этих инструментах, достаточно просто слушать качественные записи.
Кроме того, гармонические обертоны оказывают непосредственное воздействие на «энергетическое тело», на нашу ауру и чакры (энергетические центры). Наблюдая за тем, как опытные мастера обертонального пения работают с пациентами, ясновидящие отмечают мгновенные изменения к лучшему. Да и сами пациенты в большинстве случаев явственно ощущают результаты, испытывая прилив сил и общее улучшение самочувствия.
Целебную энергию обертонов можно использовать самостоятельно. Достаточно просто петь в технике горлового пения гласные звуки, соответствующие каждой из чакр (см. репродукцию старинной картины слева на стр. 36), столько, сколько вам будет удобно. Если вы почувствуете, что какая-то область требует особого внимания, задержитесь на ней подольше. Это безопасный, шалящий метод энергетического врачевания.
Лучше всего выполнять это упражнение в гармоничной обстановке: в уютной комнате или на свежем воздухе, в окружении приятных красок или в сумерках. Конечный результат нередко определяется именно сочетанием факторов. Научному объяснению подобные результаты не поддаются.
Понять их умом нельзя; можно лишь постичь их на опыте и самостоятельно убедиться в том, что этот метод работает превосходно.