Объемный звук что это такое
Как получается объемный звук в наушниках
Содержание
Содержание
Прежде, чем понять, как появляется «трехмерный» звук и почему мы его не слышим через некоторые колонки, необходимо разобраться в устройстве нашего уха. Звук — это волна, давящая на барабанную перепонку. Нервные клетки преобразовывают эту вибрацию в электрический сигнал, который направляется в мозг. Разум распознает и интерпретирует волну, превращая ее в бах, визг, скрип и прочее. Благодаря этому мы способны отличить звук падения монеты от крика чайки.
Почему мы слышим 3D-звук
Мозг с помощью матушки эволюции пришел к выводу, что есть необходимость определить, с какой стороны рычит зверь, а с какой собрат по племени призывает спрятаться в уютную норку. Для этого пришлось научиться воспринимать окружающие звуки двумя ушами с разной скоростью. Разница в 0,7 миллисекунд между правым и левым ухом помогает определить, откуда кричит зверь с точностью до 3 градусов по горизонтали. Если угроза прячется на дереве или сидит на скале, точность определения локации снижается до угла в 15 градусов по вертикали. В целом этого достаточно, чтобы не быть съеденным.
Мозг — удивительный инструмент, способный различать отдельные музыкальные инструменты, тембр голоса, отражение звуковой волны от окружающих предметов: мебели, стен, потолка, окон. Мелодия, звучащая в пустой комнате, значительно отличается от той, что играет в помещении с мебелью. Идеально предать природный звук с помощью технических средств позволяет только бинауральное звучание — восприятие звука двумя ушами.
Первое устройство, компенсирующее разницу достижения звука к обоим ушам, презентовал Скотт Алисон в 1858 году — псевдофон (прибор, который перемещает пространственное расположение звуков так, что те, которые обычно поступают в правое ухо, начинают поступать в левое, и наоборот; был разработан для изучения процесса локализации звуков — прим. ред.). Благодаря особой заслонке в вертикальной и горизонтальной плоскостях, инженер создал иллюзию объемного звука. Спустя 75 лет ученым удалось добиться схожих результатов с помощью HRTF(функция, определяющая то, как именно человек воспринимает звук, исходящий из определенной точки в пространстве — прим. ред.).
Устройство наушников
В центре каждого динамика расположен магнит, рядом катушка и мембрана. Ток проходит через катушку, создавая магнитное поле, колебания воздействуют на мембрану. В результате этого движения создается высокое и низкое давление на окружающее воздушное пространство, появляется звуковая волна. Такого же результата можно добиться более примитивным способом, ударив палкой по пустой бочке — вибрация создаст сжатые потоки воздуха, которые принесут в наше ухо «мелодичный» звук.
Пляски с бубном
Основная проблема в передаче качественной записи объемного звука — строение человеческого тела. Уши человека, как и отпечатки пальцев или сетчатка глаза — уникальны. Это означает, что каждый из нас по-разному воспринимает один и тот же звук. Немного подумав, ученые решили — нужно решать проблему радикально, отрезав ушную раковину. Занимались этими странными делами в научно-исследовательской лаборатории Белла в 1931–1932 годах в США. Экзекуции подвергался манекен, в его слуховые проходы были внедрены микрофоны. На записывающие устройство транслировались звуки музыкальных инструментов хора.
Добившись идеального звучания в искусственной голове, ученые дали послушать запись с ушных микрофонов испытуемым. Подопытные отметили высокое качество звука, натуральность и возможность различить отдельные инструменты, объемное звучание. Но запись не была идеальной. Оказалось, что кроме раковин, влияние на восприятие оказывает строение ушного канала, расположение костей черепа. В лаборатории стали делать новые манекены по слепкам голов реальных людей. Собрав с десяток паттернов, ученые откалибровали звучание по усредненному варианту. Теперь бинауральные записи могут слушать практически все, чьи уши не сильно отличаются от среднестатистических.
В сети есть ролик для имитации обычного сеанса в барбершопе, после просмотра которого можно ощутить себя в парикмахерском кресле:
На второй объясняется секрет записи объемного звука. Все просто — нужно использовать два микрофона, установленных по схеме А–Б, а воспроизводить запись — в 7-канальном режиме.
Колонки не дают полноценный объем?
Восприятию звука мешают окружающие предметы, наше собственное тело, голова, извилистость ушной раковины. Колонка одновременно транслирует сигналы для двух ушей, в результате правое ухо слышит звуки, предназначенные для левого и наоборот. Наушники четко разделяют звук для каждого уха. Создатели игр и фильмов давно бьются над проблемой объемного звучания, и они нашли несколько интересных решений. Существуют аудиодрайвера, так называемые «искусственные ушные раковины», позволяющие имитировать местоположение источника в виртуальном пространстве. Эффект можно почувствовать в наушниках при просмотре видео:
Трехмерный звук, распространяемый в пространстве, имеет высоту, ширину и глубину. Для полного погружения в среду искусственно создается вибрация, добавляется 5–7 источников сигнала, воздействующих попеременно с разным отклонением на правое или левое ухо.
Настраиваем 3D-звук в наушниках
Требуемого эффекта помогают добиться Sound-драйверы. В последней Windows есть специальные настройки для наушников. Технология была разработана Windows Sonic и Dolby Atmos.
Потребуется OS Windows, мышка и один щелчок по правой кнопке на значке аудио, в выпадающем меню необходимо выбрать пункт «Пространственный звук», нажать «Включить» и можно смело воспроизводить еще один ролик:
Что такое объемный звук и как его получить
Объемный звук — это термин, применяемый к нескольким типам форматов, которые позволяют слушателю воспринимать звук с разных направлений в зависимости от исходного материала.
Крупные игроки в пейзаже объемного звучания
Что нужно для доступа к объемному звучанию
Декодирование объемного звука
Один из способов получить доступ к объемному звуку — это процесс кодирования / декодирования. Для этого требуется, чтобы сигнал объемного звука был микширован, кодирован и помещен на диск, потоковый аудиофайл или другой тип передачи поставщиком контента (таким как киностудия). Кодированный сигнал объемного звука должен быть прочитан совместимым устройством воспроизведения (Ultra HD Blu-ray, Blu-ray, DVD) или медиа-стримером (Roku Box, Amazon Fire, Chromecast).
Проигрыватель или стример отправляют кодированный сигнал через цифровое оптическое / коаксиальное или HDMI- соединение на ресивер для домашнего кинотеатра, процессор предусилителя AV или другое совместимое устройство, которое может декодировать сигнал, и распределяет его по соответствующим каналам и динамикам, чтобы он мог быть услышанным слушателем.
Обработка объемного звука
Еще один способ получить доступ к объемному звуку — это обработка объемного звука. Это отличается от кодирования / декодирования. Хотя вам нужен домашний кинотеатр, AV-процессор или звуковая панель для доступа к нему, он не требует какого-либо специального процесса кодирования на передней панели.
Обработка объемного звука выполняется приемником домашнего кинотеатра (и т. Д.), Считывающим входящий аудиосигнал (который может быть аналоговым или цифровым), а затем ищущим уже встроенные сигналы, которые указывают, где эти звуки могут быть размещены, если он был в закодированный формат объемного звука.
Хотя результаты не так точны, как объемный звук, использующий систему кодирования / декодирования, он обеспечивает приемлемый объемный звук для большинства контента.
Большинство форматов обработки объемного звука могут принимать любой двухканальный стереосигнал и повышать его до 4, 5, 7 или более каналов.
Если вы когда-нибудь задумывались о том, какие у вас старые ленты VHS Hifi, аудиокассеты, компакт-диски, виниловые пластинки и даже стереофонические FM-радиопередачи, как в объемном звуке, вам подойдет обработка объемного звука.
Некоторые форматы обработки объемного звука, включенные во многие ресиверы домашнего кинотеатра и другие совместимые устройства, включают Dolby Pro-Logic (до 4 каналов), Pro-Logic II (до 5 каналов), IIx (могут повышать микширование 2-канального звука до 7 каналы или 5.1-канальные кодированные сигналы (до 7.1 каналов) и повышающее микширование Dolby Surround (которое может повышать микширование с 2, 5 или 7 каналов до Dolby Amos-подобного объемного звучания с двумя или более вертикальными каналами).
На стороне DTS есть DTS Neo: 6 (может повышать микширование двух или 5 каналов до 6 каналов), DTS Neo: X (может повышать микширование 2, 5 или 7 каналов до 11,1 каналов) и DTS Neural: X (который работает таким же образом, как микшер Dolby Atmos).
Другие режимы обработки объемного звука включают в себя:
THX предлагает режимы улучшения звука, разработанные для оптимизации прослушивания домашнего кинотеатра для фильмов, игр и музыки.
В дополнение к указанным выше форматам декодирования и обработки объемного звука некоторые домашние кинотеатры, AV-процессоры и производители звуковых панелей добавляют свой собственный вкус к таким форматам, как Anthem Logic (Anthem AV) и Cinema DSP (Yamaha).
Виртуальный объемный
Несмотря на то, что вышеупомянутые форматы декодирования и обработки объемного звука отлично работают для систем с несколькими динамиками, в Soundbars необходимо использовать что-то другое. Это где виртуальный объемный звук входит.
Виртуальный объемный звук включает звуковую панель или другую систему (иногда предлагаемую в качестве приемника для домашнего кинотеатра), которая обеспечивает прослушивание «объемного звука» всего двумя динамиками (или двумя динамиками и сабвуфером).
Виртуальное объемное звучание — это не настоящий объемный звук, а группа технологий, которые, используя сдвиг фазы, задержку звука, отражение звука и другие методы, заставляют вас думать, что вы ощущаете объемный звук.
Виртуальное окружение работает одним из двух способов. он может принимать двухканальный сигнал и обрабатывать звук, похожий на объемный звук, или может принимать входящий 5.1-канальный сигнал, микшировать его до двух каналов, а затем использовать эти сигналы для обеспечения ощущения объемного звучания, используя только два доступных динамика. должен работать с.
Улучшение атмосферы
Объемный звук может быть дополнен реализацией Ambiance Enhancement. На большинстве ресиверов домашнего кинотеатра предусмотрены дополнительные настройки улучшения звука, которые могут добавить атмосферу для прослушивания объемного звука, независимо от того, декодируется ли исходный контент или обрабатывается.
Усовершенствование Ambiance имеет корни в использовании Reverb для имитации большей области прослушивания в 60-х и 70-х годах (использовалось много автомобильного звука), но это может быть очень раздражающим.
В наши дни реверберация реализуется с помощью режимов звука или прослушивания, которые предусмотрены на многих домашних кинотеатрах и AV-процессорах. Режимы добавляют более специфические сигналы окружения, адаптированные для определенных типов контента, или имитируют акустические свойства конкретных комнатных сред.
Для контента фильмов, музыки, игр или спорта могут быть предусмотрены режимы прослушивания, а в некоторых случаях он становится еще более конкретным (фантастический фильм, приключенческий фильм, джаз, рок и т. Д.).
Некоторые домашние кинотеатры также включают в себя настройки, имитирующие акустику помещений, такие как кинотеатр, аудитория, арена или церковь.
Последний штрих, доступный на некоторых высококачественных приемниках для домашнего кинотеатра, — это возможность пользователям дополнительно настраивать предварительно установленные настройки режима прослушивания / окружения вручную, чтобы обеспечить лучший результат, регулируя такие факторы, как размер комнаты, задержка, живость и время реверберации.
Саундбары: что это такое и чем они отличаются от обычных аудиосистем
Содержание
Содержание
Производители телевизоров, особенно бюджетных, не особо стараются сделать звук качественным. Их главная задача — изображение, а требовательный к качеству аудио покупатель сам позаботится об объемном звучании. Например, дополнительно установит систему типа «домашний кинотеатр», которая состоит из пяти колонок, сабвуфера и усилителя. Но все это надо скоммутировать и правильно расположить. При этом стоимость одного лишь сабвуфера может неприятно удивить.
Типичный домашний кинотеатр и среднестатистический саундбар с сабвуфером
Если не хочется заморачиваться с подключением и слишком тратиться — на помощь приходят саундбары. Это небольшие, относительно домашнего кинотеатра, устройства «все в одном», которые способны создать качественный звук при минимальных габаритах. А минималистичный дизайн позволяет им легко и органично вписываться в большинство интерьеров.
Что умеют саундбары
Даже самый скромный саундбар будет звучать лучше, чем встроенная акустика телевизоров премиум-сегмента. Он даст больше деталей, пространства, позволит услышать фильм так, как его задумывали создатели. К примеру, сверчки в ночи будут звучать как сверчки, а не как капающий кран. Качества звука большинства саундбаров достаточно, чтобы заменить собой музыкальный центр. Некоторые модели еще и умеют транслировать музыку из стриминговых сервисов.
Yamaha MusicCast Bar 400 имеет встроенные музыкальные потоковые сервисы
Современные саундбары впитали в себя все последние чудеса инженерной мысли и умеют воспроизводить объемное звучание, вплоть до эмуляции 7.1 и даже сумасбродных 13.0 каналов (как Harman-Kardon Enchant 1300). В порядке вещей беспроводное подключение через Bluetooth и Wi-Fi. Впрочем, почти всегда присутствуют традиционные проводные разъемы. Иногда в саундбар встроен DVD или даже Blu-Ray-плеер, тогда он может стать еще более универсальным устройством. Нередко есть FM и Интернет радио, почти всегда — пульт ДУ.
Премиальные модели поддерживают два самых современных формата воспроизведения звука: Dolby Atmos и DTS:X. Они только начинают использоваться в кинотеатрах, причем пока даже не во всех. Главная фишка — они добавляют звук сверху. То есть при пролетах самолета будет создаваться ощущение, что он реально летит над зрителем.
Samsung HW-Q70R умеет воссоздавать звук сверху
Внутри саундбара находится от двух до десяти (а иногда и больше) динамиков. Они направлены в разные стороны, чтобы создавать эффект объемного звучания. При этом используются ресурсоемкие алгоритмы и вычисления, поэтому в саундбар обязательно встроен звуковой процессор, отвечающий за все «волшебство». Ко многим моделям в комплекте идет специальное приложение, которое поможет откалибровать девайс.
Также стоит отметить такое ответвление в дизайне саундбаров, как саундбазы. Узнать их можно по более узкому, но вытянутому вглубь корпусу. Так на них удобно ставить телевизор, отсюда и «база» в названии. За счет более объемного корпуса в них встраиваются более крупные динамики, что благоприятно сказывается на качестве звучания. Часто в комплекте даже не идет сабвуфер, потому что он встроен в девайс. Таким образом, саундбазы могут быть удобнее и лучше по качеству звука. Тем не менее, саундбары лучше работают со стерео и объемным звучанием за счет более широкого корпуса, позволяющего расположить динамики далеко друг от друга.
Особенно хорошо саундбар впишется в небольшое помещение, где пространства и так мало, а уж для восьми колонок с усилителем — тем более нет места. Да и мощность полноценной аудиосистемы будет выше необходимой. Даже бюджетные решения позволят получить от фильма намного больше эмоций, чем встроенная акустика телевизора.
Как у них это получается
Сама технология создания эффекта объемного звучания с помощью одного только фронтального источника называется виртуальный объемный звук (Virtual Surround Sound). Уши слушателя обманываются с помощью различных психоакустических эффектов — разницы в громкостях, задержках, манипуляциях с фазой и звуковых отражениях. Большинство саундбаров используют две вариации этой технологии:
Объемный звук на базе 2.1 или 3.1 — создает эффект объема с помощью всего двух или трех каналов. Благодаря этому саундбары компактные и недорогие, но все равно дают качественный звук. Технология не использует для работы стены и потолок комнаты, а потому может отлично звучать в помещении с большим количеством мебели и фурнитуры. Тем не менее, виртуальный объемный звук не может передать весь масштаб и всю реалистичность полноценного домашнего кинотеатра 5.1 или 7.1, для этого создана технология цифровой звуковой проекции. Таков, например, JBL BAR 3.1.
Цифровая звуковая проекция использует от нескольких пар до десятков динамиков, направленных в разные стороны. Технология по-полной использует отражения от стен и потолка, чтобы получить как можно более объемную звуковую картину с большей ясностью, глубиной и проработкой деталей. Звук летает вокруг слушателя так же, как если бы в комнате стоял домашний кинотеатр.
Так работает саундбар Sony HT-ST5000
Минус устройств с цифровой звуковой проекцией в их цене, а также требованиях к помещению: стены должны быть сделаны из материала, который хорошо отражает звук: бетон, кирпич, дерево. При этом рельефные поверхности, которые рассеивают звук — шкафы, полки, тумбочки, диваны, не говоря уже о бабушкином ковре, — будут работать в минус.
На что смотреть при выборе саундбара
Количество каналов
Мощность
От мощности зависит максимальная громкость устройства:
Следует понимать, что производители указывают именно пиковую мощность — устройство, конечно, способно будет работать на такой громкости, но может выдавать много искажений. Поэтому не стоит выбирать мощность впритык, всегда нужно иметь запас. Чем выше пиковая мощность — тем меньше искажений будет на средних уровнях громкости.
Сабвуфер
При выборе саундбара нужно внимательно смотреть, есть ли в комплекте сабвуфер и как он подключается. Из-за небольших размеров в большинство саундбаров невозможно установить крупные динамики для воспроизведения глубокого баса. Для этого и нужен сабвуфер. Конечно, он бывает и встроенный, но встроенные сабвуферы хрошего качества бывают, в основном, в саундбазах.
Беспроводной вариант подключения саба, как у Samsung HW-M550, избавит от проводов в комнате и даст возможность поставить его куда угодно. Басовые волны достаточно длинные, чтобы слушатель не смог уловить их источник, — это значит, что саб можно разместить в любой точке комнаты без ущерба звучанию. Чтобы басы не проседали на большой громкости, следует выбирать сабвуфер мощностью примерно в два раза больше мощности саундбара.
Мультирум (или DLNA — Digital Living Network Alliance)
Эта функция дает возможность за минуту и без проводов скоммутировать несколько устройств (как правило, одного производителя) в единую сеть. Так с помощью смартфона можно управлять звучанием в каждом из помещений с аудиоустройством. Это позволит создать дома единую звуковую экосистему.
Порты и возможности коммутации
Большинство саундбаров имеют большой набор портов для подключения к чему угодно. Даже в моделях начального уровня нередко есть Bluetooth, в более дорогих моделях часто есть и Wi-Fi. Для тех, кто до сих пор не сильно доверяет беспроводным интерфейсам, в саундбарах присутствует большинство современных проводных портов: от стандартных AUX «колокольчиков» до оптического S\PDIF.
Материал и габариты
Если саундбар изготовлен качественно, то материал значения почти не имеет — вряд ли в устройстве что-то будет дребезжать и звенеть. Тем не менее, ценители нередко выбирают девайсы из дерева или МДФ, потому что эти материалы хорошо поглощают звуковые волны и гарантируют отсутствие резонансов и призвуков.
LG SK6F — один из немногих саундбаров, сделанных из дерева
Говоря о габаритах, саундбары хорошо смотрятся с телевизором, если они не шире последнего. Идеально, если они будут одного размера. С другой стороны, чем шире саундбар — тем объемнее звук, так что отталкивайтесь от личных предпочтений.
Будущее саундбаров
На конец 2019 года саундбары не получили ту популярность, которой они заслуживают. Однако это устройство может с успехом заменить сразу несколько девайсов в доме (как минимум, домашний кинотеатр и музыкальный центр), создает «большой» звук при миниатюрных габаритах и буквально напичкано современными технологиями.
Неудивительно, что их рынок растет вместе с количеством моделей и уникальных функций. Так, популярность голосовых помощников привела к их появлению и в саундбарах. Появилась тенденция дополнять саундбары сателлитами, которые можно расставлять по дому для создания своего звукового пространства в каждой комнате. Так что можно смело предположить большое будущее саундбаров, как удобной и качественной альтернативы домашнему кинотеатру.
Что такое Dolby Atmos
Содержание
Содержание
В начале было моно. Затем появилось стерео, и до сих пор чаще всего музыка звучит через две колонки. Потом начались эксперименты: квадро — с двумя колонками сзади, несколько форматов с шестью спикерами, и, наконец, 5.1 с фронтальным каналом для диалогов и боковыми для эффектов. Но тут появляется Dolby Atmos — новый формат объемного звука, превосходящий все предыдущие. В чем его отличие, какие новые впечатления он может подарить, где он используется и что для него нужно?
Краткая история многоканального звука
Именно звук создает эффект присутствия в кино и погружает в атмосферу фильма. Звуковое кино буквально за несколько лет убило немой кинематограф. Первый фильм с объемным звуком — диснеевская «Фантазия» — был выпущен еще в сороковых. Спустя десятилетие в Нью-Йорке имел большой успех демо-фильм «Это — Синерама», сочетавший панорамную картинку с 7-канальным звуком: 5 каналов для источников с экрана, и еще пара — по бокам для эффектов.
С пятидесятых годов, до появления технологий Dolby, в кинематографе 20 лет правил стандарт многоканального звука Todd-AO. Пять колонок ставили за экраном, и дополнительный канал с эффектами шел в колонки по бокам. Компания Dolby Laboratories была основана в 1965 году, она усовершенствовала систему Todd-AO — вместо двух из пяти фронтальных каналов поставили два сабвуфера, а затем оставили лишь один, освободившийся канал использовали для звукового окружения.
Первым хитом, который позволил Dolby доминировать на рынке технологий объемного звука для кино, стали Звездные Войны. На старом постере в правом нижнем углу виден логотип Dolby System.
В чем отличие Dolby Atmos
К девяностым годам в кинозалах и домашних кинотеатрах закрепились системы многоканального звука 5.1 и выше. Они актуальны и сегодня, хотя имеют ограничения.
Дело в том, что раскидывать звук по каналам должен звукорежиссер в студии. Это строго регламентирует схему позиционирования акустики в помещении. Не проблема для 5.1, но при 11 и больше каналах требования к размещению акустики уже настолько сложные, что не каждый кинозал может соответствовать стандартам, не говоря уже о домашних кинотеатрах. Именно эту проблему решает появившийся всего несколько лет назад формат Dolby Atmos.
Главное отличие Atmos от 5.1 и иже с ним — в новом формате звук по каналам раскидывает аудиопроцессор.
А звукорежиссер в специальной программе лишь рисует, откуда звуковой объект должен исходить и куда двигаться. Таким образом, технология сама подстраивается под количество каналов, не важно, 5 их или 25, и сводит звук в реальном времени. Это позволяет легко масштабировать систему — от домашних кинотеатров до гигантских кинозалов.
Второй важный момент — это объем. Dolby Atmos нужны колонки сверху, благодаря им звук получается по-настоящему 3D и звучит не только в горизонтальной плоскости, но и в вертикальной. Технология позволяет создать объемную бесшовную звуковую картину, когда гром гремит прямо над головой, а космические корабли проносятся сверху вниз и по диагонали. Словом, новый формат позволяет погрузиться в происходящее на экране и действительно открывает новое измерение.
Где применяется Dolby Atmos
В кинозалах
Новым стандартом сразу заинтересовались кинотеатры, ведь он позволяет привлечь больше зрителей. Atmos в кинозалах раскрывается на полную, позволяя задействовать до 64 каналов и пустить по ним до 128 звуковых объектов, и все они автоматически распределяются по аудиосистеме. Иными словами, по залу одновременно может летать до 128 разных звуков, и всех их будет одинаково хорошо слышно.
Большой плюс кинозалов с Dolby Atmos в том, что все они построены по лицензии. После установки оборудования в зал приезжает специалист компании Dolby и настраивает оборудование самостоятельно. Поэтому все залы с Atmos звучат одинаково хорошо, в них приятно смотреть современные блокбастеры.
В телевизорах
Стоит сразу отметить, что Atmos в бытовой технике отличается от стандарта в кинозалах — до 32 каналов (против 64 в залах), до 11 звуковых объектов (против 128). Но это не значит, что в домашних кинотеатрах Atmos какой-то ущербный и урезанный — объекты просто группируются в кластеры, поскольку пропускная способность аудиотракта в домашних кинотеатрах ограничена, да и все 128 объектов на блю-рэй диск не влезут.
Многие современные топовые ТВ поддерживают Dolby Atmos. Понятное дело, что крохотные динамики в ультратонком телевизоре не способны сотрясать стены так же, как киловатт звука в настоящем домашнем кинотеатре. Поэтому в телевизорах Atmos — это, скорее, демо-версия, которая позволяет подарить впечатления, схожие с настоящим форматом. Зато такая функция поможет понять, нужен ли он зрителю, или ему роднее старый добрый 5.1.
В саундбарах
Куда более яркие впечатления могут подарить саундбары, некоторые из которых поддерживают Atmos и буквально напичканы технологиями на грани магии. В них встроены узконаправленные динамики, которые стреляют в потолок — звук отражается от него и попадает прямо в слушателя, как будто это колонки сверху.
Благодаря играм с фазой и эффектам психоакустики саундбары создают впечатление объемного звука со всех сторон, при этом избавляют от необходимости расставлять колонки по комнате и тянуть к ним провода, не заставляют глушить помещение акустическими панелями и вообще представляют собой компактное и элегантное решение.
Однако минусы все же есть — качество звучания зависит от материалов стен и потолка, ведь звуку нужно отражаться от них, и лучше всего он отражается от голых бетонных стен. Если же в комнате стоит много мебели, то звук будет рассеиваться и попадет куда угодно, только не в зрителя.
В домашних кинотеатрах
Dolby Enabled Speakers — штука, позволяющая превратить старую добрую систему 5.1 в Dolby Atmos покупкой всего нескольких дополнительных колонок. Как минимум, нужны два сателлита, стреляющие в потолок, подобно саундбарам, они ставятся на фронтальные колонки.
Для полного эффекта еще пару сателлитов можно расположить по бокам. Эта штука была придумана компанией Dolby чтобы максимально быстро вывести на рынок новый формат. Как и в случае с саундбаром, система чувствительна к отделке помещения.
Но все же лучшие впечатления от Dolby Atmos дарит система с настоящими потолочными сателлитами. Чаще всего это формат 7.1.4 — три фронтальные колонки, две сзади, две по бокам (итого 7 в горизонтальной плоскости), на потолке — по паре сзади и спереди, плюс сабвуфер.
Естественно, колонкам нужен подходящий источник, поэтому для работы Atmos понадобится AV-ресивер, поддерживающий этот формат. Про выбор ресивера можно почитать тут, но главное, о чем нужно помнить — это о мощности. Не у каждого ресивера ее достаточно, чтобы питать разросшееся поголовье колонок, а потому многие используют связку ресивера или звукового процессора с мощным многоканальным усилителем.
В видеоиграх
Что особенно подкупает — Dolby Atmos поддерживают консоли последнего поколения Xbox One и PS5 (хотя в последней гейминг с Atmos доступен только в наушниках, но фильмы смотреть можно и через колонки).
Видеоигры — штука сама по себе интерактивная и подкупает особенным погружением в экшн, а объемный звук усиливает многократно впечатление, особенно в батальных сценах, когда все вокруг горит, стреляет и взрывается. К тому же, технология дает возможность точно определить, откуда стреляет враг. Как включить Dolby Atmos в играх, и какие из них поддерживают технологию, рассказано в этой статье.
В музыке
Да, в формате Atmos даже выпускается музыка — многие артисты взяли новую технологию на вооружение, тем более что на рынке уже полно наушников, ее поддерживающих.
Пока сложно сказать насколько такой формат станет популярным — эксперименты с объемной музыкой были еще в шестидесятых годах прошлого века, и мало к чему привели. Правда, в отличие от шестидесятых, сегодня в продаже есть и наушники с Atmos.
В наушниках
Как можно догадаться, оборудовать домашний кинозал с настоящим Dolby Atmos — задача не из легких. Поэтому многие идут по иному пути — наушники. Таких с каждым днем все больше, и они имеют весомые плюсы: не нужно тратить деньги на колонки, усилитель и ресивер, вешать акустические панели и басовые ловушки, тянуть провода и т.п.
Сертифицированные наушники позволяют передать всю суть новой технологии без головной боли. А на ПК достаточно скачать официальную программу Dolby Atmos for Headphones, чтобы получить объемный звук в любых наушниках.
В мобильных устройствах
Даже мобильные устройства поддерживают Dolby Atmos. Конечно, это все не настоящий Atmos, а скорее демо-версия, чтобы передать впечатления от реальной технологии. Тем не менее, технологию стараются пихать во все топовые новинки, так что найти смартфон с ее поддержкой не проблема — например, он присутствует в любом последнем Айфоне.
Другие форматы объемного звука
DTS:X — главный конкурент Atmos, который также основан на звуковых объектах. В максимальной версии DTS:X Pro позволяет сделать до 30 каналов с двумя сабами, имеет аж целых 5 слоев в высоту: первый возле пола, второй — на уровне ушей, третий — чуть выше, четвертый — еще выше, и последний — в самом верху по центру. Из минусов — мало ресиверов и процессоров, которые поддерживают именно Pro версию, а стандартная инкарнация ограничена 11 каналами. Из плюсов — есть апмикшер Neural:X, превращающий 5.1 в настоящий объемный звук. Есть и DTS Headphone:X для наушников.
Auro 3D — стандарт, который, в отличие от Atmos, основан на поканальном микшинге. То есть вместо звуковых объектов — старые добрые каналы звука (хотя есть Aura MAX для кинотеатров, где объекты таки есть). Максимальное количество каналов — 13.1, из них: до 7 горизонтальных, до 5 — сверху, один — сверху по центру, именуемый не иначе как Voice of God. Главный минус стандарта — он очень узконаправленный, лучший звук получается в одной конкретной точке, где сидит зритель, если же походить по залу, то звук сильно меняется, обычно не в лучшую сторону. Второй минус — очень мало контента в этом формате, однако есть апмикшер Auro Matic, который конвертирует 5.1 в Auro 3D.
Заключение
Миллион колонок в помещении с голыми стенами могут создать такую какофонию, что ни о каких впечатлениях от Dolby Atmos говорить не придется. Поэтому, даже если в комнате уже стоит система 5.1, рекомендуется сначала добиться идеального звучания всех колонок в горизонтальной плоскости, и лишь затем наращивать сателлиты на потолке.
Об акустической обработке и звукоизоляции помещений можно почитать тут. В дополнение к этому, система Atmos предъявляет требования к покрытию пола, ведь колонки на потолке стреляют вниз, и отражения от пола затуманят звуковую картину. Поэтому лучше всего положить на пол толстый ковер или ковролин.