Объемно сортовой учет что это
Объемно сортовой учет что это
Постановление Правительства РФ от 15.12.2020 № 2099
Комментарий
Данные о маркировке товаров, их вводе в оборот, обороте и выводе из оборота подают производители, импортеры, продавцы (оптовые и розничные), включая организации и предпринимателей, которые приобретают молочную продукцию для целей, не связанных с их последующей реализацией (п. 2 Правил). К последним относятся те, кто используют молочную продукцию для собственных нужд, например, рестораны, кафе, школьные столовые и пр.
Какая молочная продукция маркируется?
Правительство утвердило правила маркировки молочной продукции постановлением от 15.12.2020 № 2099 (далее – постановление). Под маркировку подпадает следующая молочная продукция:
Перечисленные виды молочной продукции маркируются при условии, что выработаны из молока или молочных продуктов, изготовленных и упакованных промышленным способом на любом этапе производства.
Какая молочная продукция не маркируется?
Под маркировку не подпадает следующая молочная продукция (п. 2 и 3 Правил):
Обязательная маркировка вводится для разных видов продукции в разные сроки, рассмотрим их отдельно.
Обязательная маркировка сыров и мороженого
Первыми под обязательную маркировку подпадают:
С 1 июля 2021 года запрещен оборот и вывод из оборота (в т. ч. оптовые и розничные продажи) этой немаркированной продукции. Однако если есть немаркированные остатки такой продукции, произведенные или ввезенные в РФ до 1 июля 2021 года, допускается их оборот и вывод из оборота (в т. ч. розничные и оптовые продажи) до окончания срока годности без маркировки (п. 4 постановления).
Причем для разных участников оборота предусмотрены разные сроки передачи данных в ГИС МТ «Честный знак (пп. «а» п. 3 постановления)».
Производители и импортеры сыров и мороженого:
Оптовые и розничные продавцы сыров и мороженого:
Обязательная маркировка иной молочной продукции со сроком хранения более 40 суток
Следующей в обязательную маркировку включается молочная продукция (кроме сыров и мороженого) со сроком хранения более 40 суток с кодами по ТН ВЭД 0401, 0402, 0403, 0404, 0405, 0406, 2202 99 910 0, 2202 99 950 0, 2202 99 990 0, по ОКПД2 10.51.11, 10.51.12, 10.51.21, 10.51.22, 10.51.30, 10.51.40.300, 10.51.51, 10.51.52, 10.51.55, 10.51.56, 10.86.10.110, 10.86.10.140, 10.86.10.190.
С 1 сентября 2021 года запрещен оборот и вывод из оборота (в т. ч. оптовые и розничные продажи) этой молочной продукции. Однако если есть немаркированные остатки такой продукции, произведенные или ввезенные в РФ до 1 сентября 2021 года, допускается их оборот и вывод из оборота (в т. ч. розничные и оптовые продажи) до окончания срока годности без маркировки (п. 4 постановления).
Причем сроки передачи данных в ГИС МТ для разных участников оборота различны (пп. «б» п. 3 постановления).
Производители и импортеры молочной продукции, хранящейся более 40 суток:
Оптовые и розничные продавцы молочной продукции, хранящейся более 40 суток:
Обязательная маркировка иной молочной продукции со сроком хранения до 40 суток
Последней в обязательную маркировку включается молочная продукция (кроме сыров и мороженого) со сроком хранения до 40 суток. Это продукция с кодами по ТН ВЭД 0401, 0402, 0403, 0404, 0405, 0406, 2202 99 910 0, 2202 99 950 0, 2202 99 990 0 и по ОКПД2 10.51.11, 10.51.12, 10.51.21, 10.51.22, 10.51.30, 10.51.40.300, 10.51.51, 10.51.52, 10.51.55, 10.51.56, 10.86.10.110, 10.86.10.140, 10.86.10.190.
С 1 декабря 2021 года запрещен оборот и вывод из оборота (в т. ч. оптовые и розничные продажи) этой молочной продукции. Однако если есть немаркированные остатки такой продукции, произведенные или ввезенные в РФ до 1 декабря 2021 года, допускается их оборот и вывод из оборота (в т. ч. розничные и оптовые продажи) до окончания срока годности без маркировки (п. 4 постановления). Причем сроки передачи данных в ГИС МТ для ее производителей, импортеров и продавцов различны (пп. «в» п. 3 постановления).
Производители и импортеры молочной продукции, хранящейся до 40 суток:
Оптовые и розничные продавцы молочной продукции, хранящейся до 40 суток:
Обязательная маркировка молочной продукции крестьянскими (фермерскими) хозяйствами
Для крестьянских (фермерских) хозяйств, которые самостоятельно реализуют собственную молочную продукцию, сделаны послабления. Для них обязательная маркировка вводится с 1 декабря 2022 года. Именно с этой даты они должны маркировать произведенную продукцию, представлять в ГИС МТ данные о ее вводе в оборот, обороте и выводе из оборота (пп. «г» п. 3 постановления).
Подготовительный этап маркировки молочной продукции
Уже с 20 января 2021 года участники оборота молочной продукции могут маркировать товары и передавать данные в систему ГИС МТ (пп. «д» п. 3 постановления). Для этого необходимо зарегистрироваться в ГИС МТ «Честный знак».
Рекомендуем заранее подключиться и наладить взаимодействие с информационной системой, чтобы своевременно маркировать товары. Дело в том, что получение кодов до введения обязательной маркировки производится бесплатно (п. 8 постановления). А с момента введения обязательной маркировки каждый код будет стоить 50 копеек (постановление Правительства РФ от 08.05.2019 № 577).
Причем бесплатные коды необходимо не просто получить до введения обязательной маркировки, а преобразовать в средство идентификации, нанести на продукцию и передать в ГИС МТ сведения о вводе этой продукции в оборот. Если это не сделать, коды маркировки оплачиваются участником или аннулируются.
Организациям и предпринимателям, которые на 31.12.2020 были участниками эксперимента (постановление Правительства РФ от 29.06.2019 № 836, см. подробнее), повторно регистрироваться в системе мониторинга не нужно (п. 5 постановления).
Кто не должен маркировать молочную продукцию и передавать данные в систему маркировки?
В системе маркировки не участвуют организации и предприниматели, оказывающие услуги, связанные с продажей молочной продукции:
ЦРПТ: статус эксперимента по маркировке молочной продукции
Центр развития перспективных технологий информирует о статусе пилотного проекта по маркировке готовой молочной продукции, стартовавшего 15 июля 2019 года.
В ходе пилотного проекта ЦРПТ должен был выполнить основные пункты методических рекомендаций, утвержденных в середине ноября 2019 г. С того момента в задачи оператора входило:
— Отработка технологий нанесения цифрового кода на продукцию
— Тестирование передачи сведений о переходе права собственности на товар в формате электронного документа (УПД)
— Обеспечение процесса продажи товара на кассе с передачей сведений в систему
— Апробирование процесса выдачи кодов маркировки производителям и ввоз товара из стран ЕЭАС
— Выдача кодов маркировки импортёру и обеспечение процесса ввода товара в оборот на территории России
— Интеграция системы маркировки с системой ветеринарной сертификации Меркурий
За три месяца с момента утверждения методических рекомендаций, ЦРПТ удалось выполнить пять из шести пунктов. В системе маркировки зарегистрировались 946 компаний (в 2020 г. к эксперименту присоединяется примерно 100 новых компаний в неделю), в том числе более 200 производителей молочной продукции, для которых выпущено более 200 000 кодов маркировки.
В ходе отработки различных методов нанесения цифровых кодов на продукцию протестированы: прямое нанесение, типографский способ и метод этикетирования. Протестировано нанесение кодов маркировки на 93% видов упаковки готовой молочной продукции, включая самые распространенные: ПЭТ бутылка, пакет (подушечка), пластиковый стаканчик, мягкая упаковка, картонная упаковка, фольга.
Была осуществлена полная цепочка прослеживания продукции от нанесения и верификации кода маркировки до продажи товара на кассе.
Кроме этого, при участии компании из Республики Беларусь была апробирована выдача кодов маркировки иностранному производителю для ввоза на территорию России. До конца марта ЦРПТ проведет тестирование выдачи кодов маркировки импортёру и ввод товара в оборот.
В рамках интеграции с системой ветсертификации Меркурий разработан объединённый веб-интерфейс, интеграция между Честным ЗНАКом и Меркурием с функционалом отправки отчетов и предоставления сведений по запросу, сформированы концепции и предложения по развитию схемы интеграции.
ЦРПТ принимал непосредственное участие в разработке и поддерживает дорожную карту внедрения маркировки и компенсационные меры для молочной отрасли, предложенные Минпромторгом России.
В первую очередь, это дополнительный год переходного периода для внедрения маркировки на небольших производствах и в фермерских хозяйствах, что учитывает их реальные возможности, и не ставит малый бизнес в невыгодное положение относительно крупных производителей.
Для оптового звена предлагается годовая отсрочка прослеживаемости после введения обязательной маркировки, затем вводится обязательный объемно-сортовой учет продукции и переход на обязательное поэкземплярное прослеживание продукции станет обязательным еще через год.
Кроме того, предложено выдавать льготные кредиты на приобретение оборудования для маркировки. Этот механизм уже был опробован и доказал свою эффективность для фармацевтической отрасли.
Дополнительно предлагается исключить из маркировки единичные упаковки молочной продукции весом менее 30 граммов, для такой продукции обязательна только маркировка групповой упаковки (блока). Также предлагается бесплатно (за счет оператора ЦРПТ) маркировать продукцию стоимостью менее 30 рублей
Для розничной сети может быть установлено годовое освобождение от штрафов за непредоставление сведений в систему маркировки, с даты публикации постановления Правительства РФ об обязательной маркировке. Таким образом, магазины получают время на обновление кассовой техники и сканеров для считывания кодов маркировки.
Дорожная карта предполагает следующие этапы внедрения маркировки
— 1 июня 2020 года – начало регистрации производителей и участников оборота молочной продукции в системе маркировки. Производители могут маркировать продукцию добровольно.
— 1 декабря 2020 года – начало обязательной маркировки. Запрещено производство и импорт немаркированной продукции сроком годности более 1 года. Обязательна передача сведений о производстве и импорте маркированной продукции в систему маркировки. Обязательна передача в систему маркировки информации о продаже маркированного товара на кассе.
— 1 марта 2021 года – запрещено производство и импорт немаркированной продукции сроком годности менее 1 года. Оборот немаркированных остатков продукции разрешен до окончания срока годности.
— 1 декабря 2021 года – маркировка обязательна для малых производителей и фермеров.
— 1 июня 2021 года – введение объемно-сортового учета продукции в оптовой торговле с обязательной передачей информации в систему маркировки. Наступление административной ответственности за непредставление в систему маркировки информации о выбытии маркированного товара на кассе.
— 1 июня 2022 года – введение поэкземплярного учета продукции в оптовой торговле с обязательно передачей информации в систему маркировки.
Старт маркировки: что меняется для розничных компаний упакованной воды?
1 декабря 2021 года стартовала обязательная маркировка для категории «Минеральная вода», а с 1 марта 2022 года маркировка становится обязательной для прочих категорий питьевой воды.
Маркировка призвана минимизировать количество нелегально произведенной воды. В данной статье мы расскажем про особенности работы с упакованной водой для розничных организаций.
Особенности работы с маркированной упакованной водой в рознице
1. С 1 декабря 2021 года — обязательная маркировка для категории «Минеральная вода». Проверка наличия и состава кода маркировки на товаре с датой розлива с 1 декабря 2021 года.
2. С 1 марта 2022 года — обязательная маркировка для прочих категорий питьевой воды. Проверка наличия и состава кода маркировки на товаре с датой розлива с 1 марта 2022 года.
3. С 1 сентября 2022 года — реализация маркированной продукции через кассу с подачей сведений в систему маркировки «Честный ЗНАК».
4. С 1 ноября 2022 года до 28 февраля 2025 года — передача сведений о приемке товара с использованием электронного документооборота и указанием количества и наименования товара (объемно-сортовой учет).
5. С 1 марта 2022 года — передача сведений о приемке товара с использованием электронного документооборота и указанием кодов маркировки для каждого товара (поэкземплярный учет).
Какие бизнес-процессы упростятся для розничных магазинов?
Основная задача системы «Честный ЗНАК» — гарантировать потребителям подлинность и заявленное качество приобретаемой продукции. Маркировка поможет розничным предприятиям совершенствовать и упорядочить бизнес-процессы:
1. Упрощается передача продукции между магазинами, появляется возможность оперативно устранить недостачи и пересортицы.
2. Налаживается система отслеживания уровня эффективности работы сотрудников складов.
3. Рост выручки и повышение конкурентоспособности «белого бизнеса».
4. Переход с бумажного документооборота на электронный.
5. Возможность использовать цифровые данные для оптимизации, ускорения и автоматизации процессов.
Что потребуется для работы с маркированным товаром в розничном сегменте?
Для реализации товара в рознице необходимо выполнить следующие действия:
— Оформить электронную подпись (УКЭП) и установить программное обеспечение (ПО) для работы с УКЭП. Сертификат электронной подписи можно получить в одном из аккредитованных Минкомсвязью России удостоверяющих центров.
— Подключить 2D-cканер штрихкода для верификации кодов для подачи отчетов, а также считывания кодов с товаров при приемке и продаже на кассе.
— Настроить онлайн-кассу и заключить договор с ОФД на передачу данных в системе маркировки.
— Настроить систему электронного документооборота (ЭДО) или «ЭДО Лайт».
С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте.
Как и в каких случаях выводить из оборота маркированную воду?
1. Вывод из оборота при розничной продаже:
— Сканирование продавцом кода маркировки каждой единицы товара или групповой упаковки.
— Формирование кассового чека с информацией о проданной маркированной молочной продукции.
— Передача сведений в систему маркировки «Честный ЗНАК». Осуществляется через оператора фискальных данных при наличии договора.
— Изменение статуса кода маркировки на «Выбыл» в системе маркировки «Честный ЗНАК».
2. Продажа юридическому лицу или ИП не для дальнейшей реализации.
3. Списание в случае утери или порчи с указанием реквизитов документа, например, акта списания.
4. Экспортная процедура (в целях перемещения товаров под таможенные процедуры экспорта).
5. Продажа по образцам (интернет-торговля).
6. Помещение товаров в вендинговый аппарат.
Участники оборота упакованной воды, осуществляющие вывод товара из оборота по причинам, отличным от розничной реализации, предоставляют в систему маркировки «Честный ЗНАК» сведения о выводе товара из оборота путем ручного ввода данных в личном кабинете системы либо через открытый протокол API.
Какие бесплатные инструменты существуют для розницы?
Участники оборота упакованной воды могут воспользоваться бесплатными сервисами для работы с маркировкой — «ЭДО Лайт» и «Честный ЗНАК.Бизнес».
Рознице приложение «Честный ЗНАК.Бизнес» предоставит возможность избежать покупки 2D-сканера, принимать и выводить из оборота товары, минимизировать риски при подаче сведений в систему маркировки. «ЭДО Лайт» позволяет бесплатно работать с электронными документами, оформлять накладные и корректировочные документы.
Маркировка молочной продукции
Решения для работы с маркированным молоком по закону
Этап 1. Нанесение кодов маркировки
Наступает у производителей / импортёров молочной продукции с даты обязательной маркировки:
Подготовка производства для нанесения и считывания кодов маркировки (регистрация в ГИС МТ, выбор интегратора, определение технического решения, установка оборудования, ИТ-интеграция).
Подача сведений в систему маркировки и прослеживаемости: заказ кодов, отчёт о нанесении, заявка о вводе в оборот.
Этап 2. Продажа через кассу
Наступает у розницы с 20 января 2022 года при продаже через кассу маркированной молочной продукции со сроком годности до 40 суток, с 1 июня 2022 года — со сроком годности более 40 суток.
Подготовка розничной торговой точки: кассовое программное обеспечение, ОФД, 2D-сканер.
Этап 3. Прослеживаемость кодов маркировки
Наступает у всех участников оборота молочной продукции:
Участникам необходимо настроить электронный документооборот (выбрать оператора ЭДО, провести тестирование электронного документооборота с контрагентами).
Подача сведений в систему маркировки и прослеживаемости со стороны всех участников оборота в виде:
Маркировка молочных продуктов, воды и парфюма: что вам нужно сделать прямо сейчас
Те, кто шьет одежду на заказ и поштучно, могут не беспокоится о маркировке — их, а еще ремесленников-обувщиков, освободили от этой обязанности. А вот тем, кто продает продукты, напитки и духи стоит волноваться — для этих категорий маркировка прямо-таки на пятки наступает (или наступила?). Рассказываем, что надо успеть в ближайшее время сделать, чтобы законно продавать маркируемые товары. Напомним, что кроме штрафов вас может ждать конфискация самой продукции, так что скорее читайте дальше.
Молочка
С 1 сентября 2021 г. нужно уже маркировать молочку, у которой срок годности превышает 40 дней.
Продукция, у которой срок годности ниже, подлежит маркировке с 1 декабря 2021 года.
Внимание! Не нужно наносить коды и вводить в систему товары, вес которых не превышает 30 грамм (нетто), детское (для детей до трех лет), а также специальное и профилактическое питание.
Но этим занимается производитель. А что делать тем, кто эти товары продает? К ним продукция, по крайней мере из первой категории — до 40 дней — должна уже поступать маркированной. Вот тут есть три ключевых вопроса:
Но производители то уже обязаны ставить коды, а вам вдруг поступила продукция без них и еще остатки, с которыми тоже ясности нет. Как быть?
Обратите внимание! Несмотря на то, что покупатель (оптовик или розничный) еще не обязан участвовать в системе, но производитель будет присылать документы на продукцию по ЭДО (это его обязанность), так что подключиться к электронному документообороту придется и продавцу тоже. Вы можете подключиться к ЭДО и уже сейчас попробовать работу с ним — Астрал.ЭДО предлагает пользователям тариф «Промо» — 1 месяц бесплатного документооборота.
В-третьих, готовится к продаже маркировки нужно заранее. Например, онлайн-кассы уже должны поддерживать продажу маркированной продукции и работать с ФФД 1.2. (после 6 августа 2021 г. — это обязанность всех, кто работает с кассами, даже если маркированные товары не входят в ассортимент). Есть некоторые исключения. Например, если в вашей кассе стоит старый фискальный накопитель, то его можно использовать, пока не кончится срок действия ФН. Не все кассы поддерживают новый формат — уточните нужно ли вам поменять аппарат или программное обеспечение, чтобы продолжить работу.
Отдельные сроки для учета продукции — с 01.09.2022 г. потребуется вести объемно-сортовой учет по УПД и выбытие не связанное с продажей, т.е. с движением через ККТ (например, уничтожение при истечении срока годности).
Объемно-сортовой учет означает, что нужно считать товар партиями, указывать код товара, но не код маркировки каждой единицы.
С 01.12.2023 г. учет уже будет более точным — поэкземплярным (для товаров со сроком годности > 40 дней), а для товаров со сроком менее 40 дней годности также станет обязательным объемно-сортовой учет по УПД и фиксация выбытия не через ККТ в системе.
Парфюм — маркировка остатков
Духи, туалетная вода и маркировка — это не новость, т.к. обязанность регистрации в Честном знаке для этих товаров возникла уже в марте 2020 года.
Что делать, если вы не успели распродать или промаркировать такие остатки?
У вас есть шанс № 2:
А вот если у вас каким то чудом оказалась немаркированная продукция, ввезенная или выпущенная в РФ, после октября 2020 года, то продавать ее уже нельзя. Мало того — хранить тоже. Ведь за хранение продукции, подлежащей маркировке, без Data-matrix кодов положены и штрафы (о них мы ниже расскажем), и конфискация. Уголовная ответственность тоже возможна, если подобных товаров при проверке у вас обнаружат слишком много.
Сравнительно недавно (c 1 сентября 2021 года) стартовала маркировка для бутилированной воды. Ближайшая дата-икс — 1 декабря 2021 года, начиная с нее, производители должны маркировать минералку, а с 1 марта 2022 года настанет очередь и прочей водички (упакованной).
Как и в случае с молочкой или духами, принимать товары по УПД нужно через ЭДО. Хотя обязательный электронный документооборот вводится только с 1 ноября 2022 года, но скорее всего уже сейчас производители будут переходить на него. В первую очередь из-за удобства работы.
С 1 декабря 2021 года продавать немаркированную минералку будет нельзя и значит вам необходимо избавиться от старых запасов продукции заранее.
Штрафы и конфискация
Больше штрафов продавцов продукции с маркировкой волнует возможность конфискации. Одно дело — заплатить какую-то, пусть и крупную, сумму, другое — полностью лишиться товара. Вдвойне обиднее, если это хороший товар, качественный и в остальном отношении легальный, просто без кодов.
Для начала напомним, что грозит производителям :
Производство товаров без маркировки наказывается штрафами от 50 до 100 тысяч рублей для организаций (ч.1 статьи 15.12 КоАП РФ).
Должностные лица и граждане тоже получат штраф, хотя и в меньшем размере.
Если вы продаете маркированный товар и допускаете ошибку при формировании кассового чека на него, то штраф составит:
Правда в этом случае есть шанс обойтись предупреждением.
Скоро (с 1 декабря 2021 года) к указанным санкциям прибавятся еще несколько. В связи с тем, что некоторые безответственные продавцы и производители стали подделывать коды маркировки, законодатели добавили ответственность в виде особых штрафов за такое нарушение. Они же применяются, если проигнорировать передачу сведений в Честный знак, или окажется, что отправленные данные не являются достоверными: