Объем выпуска продукции в чем измеряется

Что представляют собой объем выпуска продукции и объем реализации

Ресурсы любого предприятия, вне зависимости от вида продукции, которая выпускается, ограничены. Объем выпуска товаров, работ и услуг и объем реализации – важнейшие показатели. Необходимость их расчета в условиях рынка диктуется многими факторами: помимо планирования производства как такового, это работа отдела снабжения фирмы, отдела сбыта, функционирование производственных фондов и их величина.

Объем производства

Объем производства продукции оценивается по определенному периоду и может быть выражен в различных показателях: натуральных, стоимостных, условно-натуральных. Последние обычно используются, если необходимо привести разнородную продукцию к одному виду.

Объем производства продукции имеет значение как для внешних потребителей (вышестоящая организация, инвесторы), так и для внутреннего анализа, разработки рыночной стратегии, работы с контрагентами. Данные для расчетов берутся из бухгалтерской и статистической отчетности фирмы.

В приведенной нами далее формуле используются два показателя: товарная и валовая продукция в стоимостном выражении. Валовая продукция (ВП) – это весь объем товара, работ или услуг за определенный период, выпуск полуфабрикатов, внутренний оборот продукции, колебания остатков незавершенного производства. Товарная продукция (ТП) – это продукция только для реализации. Если у предприятия нет колебаний «незавершенки», внутренних перемещений продукции, то ВП=ТП.

В общем случае формула будет такая: ВП = ТП + (НПк – НПн), где, кроме валовой и товарной продукции, учитываются показатели незавершенного производства конца года (НПк) и начала года (НПн).

Можно исчислить объем производства, используя натуральные показатели. Здесь формула может иметь вид ОПР = К * С, где объем производства (ОПР) равен произведению количества единиц продукции (К) и стоимости каждой единицы (С). Ее применяют, если нужно подсчитать производственный объем однородной продукции, различающейся по видам.

Пример (условный): выпуск деталей Д1 за период 350 ед., стоимость единицы — 110 руб.; деталей Д2 за тот же период — 210 ед., 200 руб. за единицу. ОПР = (350 * 110) + (210 * 200) = 38500 + 42000 = 80500 руб.

Формула, аналогичная исчислению валовой продукции с учетом незавершенного производства, может применяться и при расчете требующегося объема производства готовой продукции.

Формула будет выглядеть так: П = ОП – О + О лим., где:

Такой расчет делается, как правило, помесячно в натуральных единицах. Расчетный объем продаж берется из плана продаж. Складские остатки определяются по бухгалтерским отчетам (если прогноз делается на какой-то один месяц) либо учитываются расчетные показатели по остаткам (если прогнозируется сразу несколько месяцев, год). Неснижаемый лимит устанавливается локальным документом фирм и обычно не меняется в течение года.

Объем реализации

Лежащий на складе непроданный товар сам по себе не формирует прибыль фирмы – необходима его реализация. Объем реализованной продукции (ОР) знать так же важно, как и производственные показатели – это основа для аналитических выводов, разработки стратегии и тактики продаж.

Реализацию в бухгалтерской и статистической отчетности обычно исчисляют выручкой, денежным измерителем. Объем проданного товара в натуре также исчисляется и анализируется для принятия управленческих решений.

Здесь используется схожая с приведенной выше методика расчета. Формула: ОР = ВП + ОГПн — ОГПк, где:

Пример: выпуск продукции за год — 200 тыс. руб., начальные остатки на складе — 50 тыс. руб., конечный остаток — 30 тыс. руб. Продажи за год: ОР = 200 + 50 — 30 = 220 тыс. руб.

Анализировать колебания спроса на реализованную продукцию целесообразно в динамике, за несколько лет.

Оптимальный объем

Определение оптимального объема производства продукции – это поиск определенного баланса между объемом производства и объемом реализации. При минимальных затратах экономический эффект должен быть максимальным.

Поясним на условном примере. Пусть цена изделия постоянна и составляет 110 руб., валовые издержки постоянного характера — 1100 руб. В расчете участвуют также:

Наконец, возьмем значение 40 изделий и сделаем расчет. Выручка будет (40 * 110) = 4400 руб., общая сумма издержек (1100 + 2400) = 3500 руб. Прибыль (4400 — 3500) = 900 руб.

Предположим, продажи свыше этого объема ведут к необходимости резкого увеличения издержек: постоянные не изменяются, а переменные увеличиваются вдвое. Тогда при выпуске 50 изделий издержки составят (1100 + 2400 + 1200) = 4700 руб. Выручка (50 * 1100) = 5500 руб., прибыль (5500 — 4700) = 800 руб.

Делаем вывод, что выпуск именно 40 изделий будет оптимально прибыльным, поскольку далее с увеличением количества прибыль снижается.

Может оказывать влияние и ценовой фактор, к примеру, если решено оптовым покупателям снижать цену за единицу. Для удобства определения оптимального объема данные обычно заносят в таблицу и оценивают значения показателей: издержки, доход, прибыль. Опираясь на полученные данные, планируют заключение контрактов с покупателями и их объемы.

Оптимальный объем производства оценивается в комплексе с рыночными факторами: спросом на конкретный товар, покупательской способностью, уровнем цен и конкуренции в данном сегменте рынка. Необходимо оценить и ресурсы самой фирмы: материальные, производственные, кадровые, насколько они способны обеспечить расчетные оптимальные показатели.

Источник

Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Тема 2. Анализ производства и реализации продукции

2.1. Анализ формирования и выполнения производственной программы

2.1.1. Анализ объема продукции

2.1.2. Анализ ассортимента продукции

2.1.3. Анализ структуры продукции

2.2. Анализ качества продукции

2.3. Анализ ритмичности выпуска продукции

2.4. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции

Предприятия самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг.

Поэтому анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции, который предполагает следующие этапы :

1. Анализ формирования и выполнения производственной программы;

1.1. Анализ объема продукции;

1.2. Анализ ассортимента продукции;

1.3. Анализ структуры продукции;

2. Анализ качества продукции;

3. Анализ ритмичности производства;

4. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции.

Источники информации: плановые и оперативные планы-графики, данные текущей и годовой отчетности (ф.1-П «Отчет предприятия (объединения) по продукции, ф. № 1 «Баланс предприятия», ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках»; данные текущего бухгалтерского и статистического учета (ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», журнал ордер №1, карточки складского учета готовой продукции и др.)

Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и статистических измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки – в оптовых ценах.

Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция.

Валовая продукция – стоимость всей продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство, выраженная в сопоставимых ценах.

Товарная продукция – валовая продукция за минусом внутризаводского оборота и незавершенного производства.

2.1. Анализ формирования и выполнения производственной программы

В ходе анализа динамики объема производства продукции могут применяться натуральные (штуки, метры, тонны и т.д.), условно-натуральные (тысяча условных банок, количество условных ремонтов и др.), стоимостные показатели объемов производства продукции. Последний показатель является более предпочтительным.

Стоимостные показатели объема производства должны быть приведены в сопоставимый вид. В условиях инфляции нейтрализация изменения цен или «стоимостного» фактора является важнейшим условием сопоставимости данных.

В международном учетном стандарте IASC №15 «Информация, характеризующая влияние изменения цен» нашли отражение две основные концепции. Первая соответствует «Методике оценки объектов бухгалтерского учета в денежных единицах одинаковой покупательной стоимости» и ориентирована на общий индекс инфляции национальной валюты. При анализе динамики объема производства необходимо произвести корректировку на общий индекс инфляции национальной валюты.

где VВП 1 – выпуск продукции в отчетном периоде в натуральном выражении;

VВП 0 – выпуск продукции в базисном периоде в натуральном выражении;

Ц 0 – цена единицы продукции в базисном периоде.

Тогда сопоставимый с базисным фактический объем выпуска продукции (ВП 1 ЦП ) рассчитываем по формуле

где ВП 1 – объем выпускаемой продукции в стоимостном выражении.

С применением вышеназванных методов нейтрализуется влияние изменения цен на конкретный товар или товарную группу.

2.1.1. Анализ объема продукции

Анализ объема производства начинают с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета индексов их роста и прироста (табл.4).

Динамика товарной продукции

Товарная продукция в сопоставимых ценах, руб

где ТПi-1; ТПi – объем товарной продукции в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 и i-ом году соответственно;

На основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые темпы роста (Tср) и прироста (Тпр) товарной продукции:

Объем выпуска продукции в чем измеряется. Смотреть фото Объем выпуска продукции в чем измеряется. Смотреть картинку Объем выпуска продукции в чем измеряется. Картинка про Объем выпуска продукции в чем измеряется. Фото Объем выпуска продукции в чем измеряется,

Анализ выполнения плана по выпуску товарной продукции производят на основе данных табл. 5.

Выполнение плана по выпуску товарной продукции за 20..год

Источник

Анализ объема производства продукции на предприятии

Объем выпуска продукции в чем измеряется. Смотреть фото Объем выпуска продукции в чем измеряется. Смотреть картинку Объем выпуска продукции в чем измеряется. Картинка про Объем выпуска продукции в чем измеряется. Фото Объем выпуска продукции в чем измеряется

Объем производства – это показатель, который имеет огромную значимость для бизнесменов. Люди, которые ответственно относятся к своему предприятию, обязательно интересуются, каким образом высчитываются объемы производства и что можно извлечь из этой информации. Кроме того, немаловажно и своевременно получить ответ на вопрос, как использовать данные, которые позволяет получить анализ объема производства продукции. Об этом и многом другом пойдет речь в данной статье.

Для чего нужен анализ объема производства продукции

Начиная об этом разговор, необходимо определиться с основными понятиями. Итак, что же такое объем производства? Это количество промышленного товара, изготовленного в определенный временной промежуток. Количество этого товара может измеряться в разных показателях: литрах, килограммах, метрах и т. д. Такой анализ динамики объема производства продукции дает множество полезной информации для развития предприятия. Давайте рассмотрим две основных выгоды, которые приносит данная процедура.

Анализ объема производства и структуры продукции, а также других факторов важен для самой организации. Показатели, которые получены в результате исследования, дают обширную информацию, которая позволяет принимать ключевые для всего предприятия решения. Это и стратегическое планирование, и перспективы инвестирования различных сфер, и возможность сотрудничества на договорной основе с другими предприятиями.

Анализ объема производства продукции является необходимым для проверки его соответствия оптимальным показателям. Так, для промышленных предприятий есть такой критерий – «оптимальный объем производства». Фактически он отражает жизнеспособность организации, возможность ее развития и выполнения ею обязательств перед партнерами. Здесь существенную роль при анализе объема производства продукции отводят тому, соблюдаются ли сроки, выполняются ли задачи, насколько качественен товар и каковы затраты на производство.

Анализ объема производства продукции часто необходим различным государственным структурам или инвесторам, чтобы составить объективно представлять текущее положение дел на предприятии. В связи с этим, для бизнесменов особенно важно уделять пристальное внимание тому, как оформляются различные налоговые и другие документы, которые отражают положение дел в организации.

При анализе объема производства продукции используют различные единицы измерения. Наиболее популярны штучные исчисления либо измерение массы или литража. Иногда применяются и показатели труда или стоимости, если это удобно. Что они представляют собой? Разберемся подробнее.

Стоимостное выражение объема производства в анализе – это измерение валовых издержек. Что сюда принято включать? Во-первых, трудоемкость, во-вторых, ресурсоемкость, в-третьих, прибыльность продукции.

Трудовая оценка объема производства в анализе – это количество часов, которые работники затратили, чтобы произвести нужную продукцию. Кроме того, здесь важно учитывать и такие показатели, как зарплата, незавершенные изделия и т. д. Зачем нужная трудовая оценка в анализе? Как она применяется на практике? Так же, как и стоимостное выражение.

Но предпочтение одного метода другому вызвано тем, что цены на продукцию очень часто могут меняться из-за различных факторов. Это очевидный факт, не нуждающийся в доказательстве. Чтобы анализ объема производства продукции был более точным, целесообразно применять трудовую оценку. Часто она выступает в качестве альтернативного метода анализа, но встречаются примеры и одновременного использования двух подходов, которые дополняют друг друга, создавая более точную и детальную картину.

Что потребуется, чтобы в процессе анализа объема производства продукции вычислить объем производства в часах? Наиболее часто применяемым способом является следующий: вычисляется множество товара одного типа на то время, которое, согласно нормам, необходимо затратить, чтобы создать одно изделие. Анализ объема производства продукции может быть и более углубленным. Например, часто имеется необходимость сопоставить данные, которые имеются за различные годы. Но здесь есть некоторые сложности – ведь довольно сложно учесть все факторы, которые влияли на производство в каждый конкретный период.

Одним из наиболее эффективных методов анализа объема производства продукции является ориентирование на зарплату, измерение в ней. Это позволяет учесть такой важный фактор, как квалификация персонала. Обычно применяется следующая формула: вычисляется множество количества произведенной продукции на тот норматив зарплаты, который соответствует единице товара.

Иногда анализ объема производства продукции требует использования и других показателей. Например, могут быть необходимы сведения о динамике отгрузки товаров, выявление расхождений с планами и т. д.

Случается и такое, что анализ объема производства продукции требует учета сведений о процессе реализации готовых товаров. Когда может потребоваться подобная статистика? Например, если необходимо определить, каков процент выполнения обязательств, взятых перед теми или иными партнерами.

Факторный анализ объема производства продукции

Анализ объема производства продукции во многом основан на понимании того, что большая часть хозяйственной деятельности имеет внутренние взаимосвязи во всех своих процессах. Не все они прямые и очевидные, но при углубленном взгляде их взаимодействие становится очевидным.

В качестве примера можно вспомнить о том, что от величины прибыли напрямую зависит объем и структуры осуществляемых продаж, а кроме того – себестоимость каждого изделия и его цена при реализации. После таких очевидных показателей в анализ объема производства продукции включаются уже косвенные данные.

Эта тесная связь позволяет смотреть на картину в целом как на цепочку причин и следствий, которые взаимно вытекают друг из друга. Практически нет автономных явлений, которые не были бы последствием каких-то производственных процессов и косвенно не влияли бы на них.

В данном случае можно это проиллюстрировать на следующем примере. От чего зависят объемы производства продукции? Разумеется, от налаженных технологических процессов, качества организации труда и т.д. Но сама по себе производительность – это не просто цифра, говорящая о возрастании или уменьшении количества создаваемой продукции. От производительности будет зависеть себестоимость товара, что как экономический показатель начинает длинную цепочку связей с финансовой статистикой предприятия.

Разумеется, если учитывать этот пример, становится ясно, что нет автономных показателей. Каждый из них – это последствия какого-то другого процесса, влияя на который, можно улучшить качество работы предприятия. Анализ объема производства продукции во многом нацелен именно на это – выявить закономерности, определить те самые рычаги, на которые понадобится надавить, чтобы получить желанный результат. Это означает масштабную работу, в рамках которой обязательно необходимо учесть множество нюансов, их взаимосвязей, причин и следствий.

И тут мы подходим к теме самого раздела. Такое комплексное исследование и носит название «факторный анализ объема производства продукции».

Выделяют несколько типов факторного анализа объема производства и реализации продукции:

Одно- и многоступенчатый.

Стохастический и детерминированный.

Перспективный (т. е. прогнозный) и ретроспективный (другими словами, исторический).

Факторный анализ объема производства продукции:

Детерминированный – исследование факторов, которые функционально влияют на результат.

Стохастический – изучение факторов, которые влияют на результат с некоторой вероятностью.

Таким образом, при функциональной зависимости можно утверждать, что влияние на факторы обязательно изменит результат, а вот при наличии стохастической связи это далеко не всегда так.

Почему так происходит? Хорошей иллюстрацией будет такой пример: разные предприятия имеют одинаковое количество фондов, но это никак не сказывается на производительности труда.

Прямой анализ применяет дедуктивный подход, переходящий от общего к деталям.

Обратный идет в противоположном направлении – от разрозненных элементов к их обобщению.

Одноступенчатый предполагает исследование факторов на одном уровне примерно таким образом:

Рентабельность = прибыль/объем производства.

Многоступенчатый делит факторы на элементы, чтобы изучить их детальнее:

Прибыль = объем продаж − затраты.

При этом детализация может углубляться на много уровней, если требуется выявить разные уровни зависимости между факторами.

Статический анализ позволяет выявить показатели на конкретную дату.

Динамический факторный анализ объема производства продукции – исследование различных факторов и их взаимодействие в динамике.

Ретроспективный обращается к данным за прошлые месяцы, кварталы, годы и т. д.

Перспективный – это прогноз того, как будут вести себя факторы через определенное время.

Чтобы провести факторный анализ объема производства продукции, необходимо четко определиться, какие факторы нужно исследовать и какая между ними связь.

Наиболее распространенный метод при факторном анализе объема производства продукции – элиминирование.

Элиминирование – это исследование с учетом только одного интересующего фактора, исключающее все прочие, воздействующие на результат.

Суть данного подхода заключается в соображении, что изменение одного фактора не зависит от другого, а значит, их можно изучить по отдельности.

Анализ объемов производства продукции и продаж

Правильно организованное производство предполагает, что при минимально вложенных усилиях за определенное, максимально сжатое время будут получены наиболее высокие результаты, в частности, прибыль.

Почему мы не разделяем анализ объема производства продукции и продаж товаров на два изолированных показателя? Все дело в том, что они настолько тесно связаны, что не могут рассматриваться по отдельности. Если спрос на продукцию гораздо больше, чем производственная мощность предприятия, то очевидно, что организации выгоднее работать в полную силу, производя максимум товаров. Но чем выше конкуренция, тем меньше ставок делается на объем. Скорее он сам будет зависеть от того, какие приблизительно прогнозируются продажи, ведь нет логики в том, чтобы производить товаров больше, чем можно реально продать.

К наиболее важным задачам анализа объема производства и продаж продукции обычно относят:

Оценку соответствия текущей динамики производства и продаж показателям, которые имеются в планах.

Выявление факторов, которые вызвали несоответствие между запланированными показателями и текущим положением вещей.

Обнаружение резервов, которые могут способствовать возрастанию уровня производства и размеров продаж.

Разработку мероприятий, направленных на освоение обнаруженных резервов.

На чем строится анализ объема производства продукции? Источников много. Различные планы, графики, а также сведения из бухгалтерии. Значительную роль в анализе объема производства продукции играет статистика. Учитываются данные со складов и т. д.

Анализ объема производства продукции и динамики товаров, как уже говорилось, может оперировать разными единицами исчисления, от вещественных (в штуках, тоннах, упаковках) до условных (ремонт и т. д.), а также использовать стоимостные показатели.

Стоимостным показателям чаще отдают предпочтение, но важно учитывать, что они должны быть правильно интерпретированы, ведь на них действуют такой фактор, как инфляция.

Объем производства и реализации продукции (в том числе оказания услуг и т. д.) – это самый главный показатель, который может емко охарактеризовать деятельность предприятия. Поэтому анализу этих явлений отводится столь большое значение. Ведь важно уже на этапах планирования получить представление о перспективах бизнеса, чтобы избежать промашек, которые могут иметь самые негативные последствия.

Анализ объема производства продукции и ее реализации начинается с того, что производятся основные вычисления – индексы прироста и роста. Происходит исследование динамики продукции на рынке и ее темпы производства. Обязательный этап – это сравнение результатов с теми, которые запланированы, а также с результатами, имеющимися за предшествующие периоды. Это позволяет своевременно определить, что работа соответствует графику или по каким-то причинам от него отклоняется.

Нельзя недооценивать значимость продаж продукции, ведь этот элемент связывает потребителей с теми, кто данный товар производит. Фактически, именно потребитель является тем самым фактором, который влияет на спрос, а спрос уже определяет необходимые объемы продаж, на которые и равняются при планировании производства продукции. Объем продаж – позволяет оценить, выполнила ли организация план и обязательства, взятые перед партнерами, а также – способна ли она снабжать потребителей в должной степени определенной продукцией.

Анализ объема производства продукции и ее продаж проводится с различными интервалами: месяц, квартал, полгода, год. Регулярность таких анализов дает более точное представление о динамике текущих процессов.

Следует отметить, что анализ объема производства продукции приносит двойную пользу: он не только позволяет оценить соответствие темпов планам, но и проанализировать, насколько качественно само планирование.

Результаты анализа объема производства продукции требуется использовать для регулярной корректировки плановых показателей.

Чтобы произвести анализ объема производства продукции, организации нуждаются в большом объеме информации о рынке, которой у них часто нет. Поэтому стоит обратиться к профессионалам. Информационно-аналитическая компания «VVS» является одной из тех, что стояли у истоков бизнеса по обработке и адаптации рыночной статистики, собираемой федеральными ведомствами.

Предлагаем ознакомиться с подготовленными нашими специалистами статистикой производства и базой предприятий, которая включают в себя полную информацию обо всех компаниях России, работающих в интересном вам сегменте рынка.

Качество в нашем деле – это, в первую очередь, точность и полнота информации. Когда вы принимаете решение на основе данных, которые, мягко говоря, неверны, сколько будут стоить ваши потери? Принимая важные стратегические решения, необходимо опираться только на достоверную статистическую информацию. Но как быть уверенным, что именно эта информация достоверна? Это можно проверить! И мы предоставим вам такую возможность.

Уточнить все детали можно по телефонам: +7 (495) 565-35-51 и 8 (800) 555-34-20.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *