Объекты управленческой деятельности что это
Вопрос 3. Объекты управленческой деятельности
Вопрос 2. Управленческая деятельность предприятия
Управленческая деятельность – это сложная интеллектуальная деятельность человека, требующая специальных знаний и опыта. Она является одним из важнейших факторов функционирования и развития промышленных форм в условиях рыночной экономики. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации товаров, усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров продукции. Большую роль играют также изменения в организационных формах и характере деятельности фирм. [3, С. 81]
Основными действиями при управлении предприятием являются:
Планирование – это начальное управленческое действие, в результате выполнения которого определяют: какие результаты предполагается получить в будущем (постановка целей) и какие действия, в какой последовательности и в какие сроки должны быть для этого выполнены.
Организация обеспечивает выполнение плана, определив, кто и какие работы будет выполнять и с кем при этом необходимо взаимодействовать. Особенно эффективным этап организации может считаться тогда, когда было разработано и проведено профессиональное, профильное обучение персонала.
Руководство создаёт условия для того, чтобы исполнители хорошо понимали, каких результатов от них ожидают, были заинтересованы в их получении, испытывали удовлетворение от продуктивной работы.
Контроль завершает управленческий цикл, соизмеряя фактические результаты работы с запланированными и получая информацию о том, достигает ли предприятие поставленных целей. Контроль позволяет выделить проблемы и предпринять корректирующие меры прежде, чем предприятию будет нанесен серьезный ущерб. Именно контроль делает управление чувствительным к изменениям. Реагирование же на эти изменения осуществляется через планирование, организацию и руководство. Тем самым цикл управления оказывается замкнутым. [1, С. 214]
Качества эффективного управляющего:
1. знание теоретической части;
2. обладание энергией, здоровой психикой;
3. умение применять знания;
4. желание эффективно управлять.
Управленческая деятельность в условиях рыночной экономики означает:
1. ориентацию предприятия на спрос и потребности рынка;
2. стремление к повышению эффективности производства;
3. хозяйственная самостоятельность, свобода принятия решений;
4. постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка;
5. конечный результат деятельности выявляется на рынке в процессе обмена;
6. необходимость использования современной техники при принятии решений.
Управление применимо к различным видам человеческой деятельности (управление автомобилем); к различным сферам деятельности (управление в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениями в государственных и общественных организациях). Менеджмент использует в качестве объекта управления хозяйственную деятельность предприятия в целом или её конкретную сферу (производство, сбыт, финансы и т.д.).
Сущность управленческой деятельности – установление и поддержание согласованности взаимодействия людей, участвующих в едином процессе.
Особенности управленческого труда:
1. Умственный труд работников аппарата управления, состоящий из трёх видов деятельности:
o организационно-административной и воспитательной – приём и передача информации, доведение решений до исполнителей, контроль исполнения;
o аналитической и конструктивной – восприятие информации и подготовка соответствующих решений;
o информационно-технической – документационные, учебные, вычислительные и формально-логические операции.
2. Участие в создании материальных благ не прямо, а опосредованно через труд других лиц.
3. Предмет труда – информация.
4. Средства труда – организационная и вычислительная техника.
5. Результат труда – управленческие решения
Вопрос 3. Объекты управленческой деятельности
Объекты управления создают объектно-ориентированную систему менеджмента и являются его подсистемами (см. рис. 2.1).
|
Деятельность имеет внешнюю и внутреннюю характеристики. Внешняя характеристика— это понятия субъекта и объекта труда, предмета, средств и условий деятельности. Предмет труда — сочетаниевещей, процессов и явлений, которыми объект оперирует в процессе работы. Средства труда — это орудия, усиливающие возможности человека воздействовать на предмет труда. Условия труда — система психологических, социальных и санитарно-гигиенических характеристик деятельности.Внутренняя характеристикадеятельности дает описание механизмов ее психической регуляции, структуры, содержания, средств ее реализации.
Специфичность управленческой деятельности заключается в том, что ее предметом, т. е. объектом воздействия, являются субъекты — люди. Субъект и объект труда являются идентичными по сложности своей организации и тождественными по основным, т.е. психологическим особенностям. Руководитель контактирует одновременно со многими субъектами», между которыми существуют определенные социально-психологические отношения. Они также входят в предмет деятельности руководителя и придают ему дополнительную специфику.
Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 608 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Управленческая деятельность: понятие, основные виды, элементы.
Управление – целенаправленное воздействие на объект, систему, основанное на обратной связи, с целью получить желаемые результаты.
Субъект управления – физическое или юридическое лицо, которое осуществляет властное воздействие. Объект управления – то, на что направлено властное воздействие объекта управления. Объектом управления могут быть физические и юридические лица, социальные, социально-экономические системы и процессы.
От правильного, полного понимания сущности и содержания управленческой деятельности во многом зависит решение всех иных управленческих проблем, формирование адекватного общего представления о «науке управления».
Управленческая деятельность– деятельность руководителя по определению цели и задачи упр-я, обработке информации, выработке и принятию решения, исполнителями кот-й будут отдельные сотрудники или коллектив в целом.
Управленческая деятельность очень специфична по своему процессу. Ее суть — организация деятельности других людей, т.е. «деятельность по организации деятельностей» (деятельность «второго порядка»). Это свойство вообще рассматривается в теории как основное — атрибутивное для управленческой деятельности.
По своему содержанию управленческая деятельность представляет собой реализацию определенных универсальных управленческих функций (планирования, прогнозирования, мотивирования, принятия решения, контроля и др.). Система этих функций присуща любой управленческой деятельности, независимо от ее конкретного вида, хотя степень их выраженности может быть различной.
Целью управленческой деятельности является обеспечение эффективного функционирования определенной организационной системы.
Планирование, определиться с самими целями и конкретными шагами по их достижению. Где мы сейчас? К чему хотим прийти? Как?;
Организация, практическая реализации намеченных шагов;
Контроль, насколько организация приблизилась (или достигла) запланированных целей. точное измерение текущих результатов и сравнение их с тем, что должно быть по плану. должен завершаться обратной связью для внесения коррективов.
В рамках стратегического планирования 4 вида УД:
1)распределение ресурсов; 2)адаптация к внешней среде; 3)внутренняя координация; 4)организационное стратегическое предвидение (= учимся на опыте).
Элементы УД.Осн.элементом управленч.деят-ти является процесс принятия решений.
1. информационная подготовка,
2. принятие решений,
Индивидуальный уровень: восприятие, коммуникации.
Организационный уровень: коммуникации, управленческие информационные системы. Т.е., любая практическая деятельность состоит из «решения» и «действия».
Стратегия и тактика управления. Особенности управления в агрессивной внешней среде.
Стратегия — это определение ген.пути (направления, курса) движения к долговременной цели.
Согласно Е. Кассельсу, стратегия — это модель поведения, которой следует организация для достижения своих долгосрочных целей
Тактика — это способ движения, то есть форма реализации стратегии.
Стратегические аспекты упр-я: цели, основные виды деятельности, определение союзников, противников, конкурентов, партнеров, собственные преимущества и направление их использования. Стратегия организации – это одновременно перспектива развития и образец, модель реагирования на изменения внешней среды, в которой действует данная организация. Стратегический план должен быть с одной стороны, целостным, с другой – гибким, допускающим коррекцию.
Тактические: способы достижения целей, правила поведения с конкурентами и партнерами, процедуры взаимодействия с внеш.средой и построение внутр.пространства (найм сотрудников, документооборот и пр.)
Особенности управления в агрессивной среде. Организации существуют в среде, состоящей из множества элементов. Среда влияет на организацию и накладывает свои требования. Руководство должно четко представлять динамику внешней среды (изменение потребностей клиентов, поведение конкурентов и поставщиков, позиция государства) и состояние ресурсов самой организации.
При управлении организацией в агрессивной среде исп-ся СВОТ-анализ (SWOT): анализ внутреннего состояния организации и определения её сильных сторон и недостатков, возможностей и угроз, кот-е предоставляет развитие внешней среды. Метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: Strengths (Сильные стороны), Weaknesses (Слабые стороны), Opportunities (Возможности) и Threats (Угрозы).
Также используется техника анализа ПЭСТ, показывает, как влияет на фирму 4 основные группы факторов: полит, соц, экон, технологич. На практике анализируется более широкий набор факторов. Анализ ПЭСТ должен проводиться систематически. Частота его проведения зависит от сферы бизнеса и уровня нестабильности внешней среды.
Дата добавления: 2018-02-18 ; просмотров: 18963 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Объекты и субъекты управления
УПРАВЛЕНИЕ представляет собой определенный тип взаимодействия двух объектов, один из которых при этом находится в позиции субъекта управления, а другой – в позиции объекта управления.
Объект управления – часть окружающей среды, персонал фирмы, на которые направлены конкретные управленческие процессы (предприятие, технологии, качество продукции, коллектив и т.д.).
Субъект управления – руководитель, группа лиц, организация, подразделение.
Субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия (команды управления), которое содержит информацию о том, как должен функционировать объект управления.
Объект управления получает данные импульсы (команды) и действует в соответствии с ними.
|
прямое
воздействие обратная связь
|
Рисунок 1. Управляющая и управляемая подсистемы системы управления
Управление может осуществляться только в том случае, если существует реально действующая система, являющаяся частью организации, которую называют системой управления. Система управления – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность.
Уровни управления
|
Руководители низового звена (младшие начальники) – контролируют выполнение производственных заданий, отвечают за использование выделенных им ресурсов. Им приходится очень много общаться со своими подчиненными и совсем мало – со своим начальством. Должности на этом уровне: мастер, старший мастер, начальник участка, мастер смены, бригадир, клерки.
Руководители среднего звена координируют и контролируют работу руководителей низового звена. Характер работы руководителя среднего звена определяется содержанием работы вверенного ему подразделения или отдела. В их компетенцию входят: планирование, организация НИОКР, производство и сбыт, обеспечение информационных потоков, текущий контроль, учет и работа с кадрами.
Например, на промышленном предприятии начальник производственного отдела координирует работу руководителей низового звена, анализирует данные о производительности труда. Должности: заместители управляющих заводами, отделениями, начальник цеха, начальник подразделений отделов и групп центральных контор, директор филиала. Руководители среднего звена связывают работу руководителей высшего и низового звеньев. Они готовят информацию для решений, принимаемых на высшем уровне управления, и передают эти решения в трансформированной форме (в виде конкретных заданий) руководителям низовых звеньев.
Руководители высшего уровня принимают важнейшие для организации решения и влияют на весь облик организации. Должности: генеральный директор; в государстве – министр; в университете – ректор, проректор.
Современный российский менеджмент сформировался в условиях перехода от плановой экономики к рыночной, в сжатые сроки.
Факторы, оказывающие влияние на реформирование российского менеджмента:
экономическая и политическая нестабильность в стране;
спад промышленного и сельскохозяйственного производства;
высокий уровень безработицы;
высокий уровень налогообложения хозяйствующих субъектов;
высокий уровень инфляции;
низкая платежеспособность многих организаций;
несовершенная и нестабильная законодательная база;
коррумпированность государственных и местныхорганов регулирования экономики;
неразвитость рыночных отношений; инфраструктуры рынка; информационной среды (неопределенность, высокий уровень риска);
высокий уровень криминализации экономики, незащищенность предпринимателей от криминальных структур.
Особенности российского менеджмента:
*наличие командной системы во многих организациях(руководители в них до сих пор подавляют инициативу подчиненных (и они вынуждены топтаться на месте);
* менеджеры высшего звена избегают делегировать полномочия и ответственность второму эшелону менеджмента, норовят все сделать сами, лично контролировать.
Причины этого:
недоверие к подчиненным;
*слепое копирование западных методовуправления организацией. Многое из того, что хорошо в США или Германии, неприемлемо для России. Необходимо использовать лучшее с учетом особенностей национальной экономики;
*отсутствие гибкости у высшего менеджмента. Директора многих организаций стремятся действовать по привычке. Не умеют гибко реагировать на изменение внешних и внутренних факторов, влияющих на положение организации, а значит, не могут принимать эффективные меры и решения, приспосабливаться к новым условиям;
* перекладывание ответственности на правительство, привычка надеяться на помощь государства, которая сохранилась до сих пор. Многие менеджеры организаций обвиняют в своих неудачах президента, кого угодно, только не себя, считая, что государство должно отвечать за их беспомощность, за неумение приспособиться к новой ситуации. Тем не менее, выживание организаций теперь зависит почти полностью от того, кто и как ими управляет. Если организации управляются знающими, опытными менеджерами, которые эффективно используют все имеющиеся ресурсы, в том числе трудовые, то организации достигнут стабильности независимо от того, что происходит в стране;
* слабое знание и учет менеджерами в хозяйственной деятельности российских, региональных и местных законодательных и нормативных актов;
* отсутствие необходимых сложившихся норм деловой этики бизнеса, нарушения этических правил при осуществлении хозяйственных операций;
* отсутствие у менеджеров знаний о рынке, экономике и о самом менеджменте как о науке управления. Большинство из них работает по принципу: главное – любой ценой заработать как можно больше денег сегодня. Это приводит к появлению огромного количества фирм-однодневок, ничего не дающих обществу, что отрицательно сказывается на построении рыночной экономики;
* зависимость условий и оплаты труда наемных работников от взаимоотношений с руководителями, а не от их квалификации и результатов работы. Имеет место бесправие наемных работников и произвол руководства. Это связано с безработицей и низкой культурой менеджеров;
*неуважение к людям и игнорирование этики управления. Работники всех уровней во многих организациях бесправны и беззащитны перед произволом руководства. Каждый из них может быть уволен без объяснения причин и выплаты заработанных денег. Сделки, а следовательно, и деньги нового работника могут быть присвоены руководством и поделены между ним и основным «костяком» сотрудников. Обман и хамство, стали нормой поведения некоторых руководителей.
Особенно это относится к так называемым «пульсирующим» фирмам, специфика которых заключается в постоянном наборе и увольнении через короткий промежуток времени новых сотрудников без оплаты их труда;
* низкий уровень механизации, автоматизации и компьютеризации управленческих процессов.
Несмотря на перечисленные характеристики, российский менеджмент еще находится в стадии формирования и развития.
Таблица 1. Хронология науки об управлении
Годы | Индивидуум или этническая группа | Основной вклад в развитие менеджмента |
5000 до н.э. | Шумеры | Письменность, регистрация фактов |
4000 | Египтяне | Признание необходимости планирования, организации и контроля |
2600 | Египтяне | Децентрализация в организации управления |
1800 | Хаммурапи | Использование свидетелей и письменных документов для контроля, установление минимальной заработной платы; признание недопустимости перекладывания ответственности |
1491 | Евреи | Концепция организации, скалярный принцип |
600 | Навуходоносор | Контроль за производством и стимулирование через заработную плату |
400 | Сократ | Формулировка принципа универсальности менеджмента |
400 | Ксенофонт | Признание менеджмента как особого вида искусства |
175 | Катон | Использование описаний работ |
20 н.э. | Иисус Христос | Единоначалие. Золотое правило. Человеческие отношения |
1100 | Газали | Требования к менеджеру |
1835 | Маршалл, Логман | Признание и обсуждение относительной важности менеджмента |
1881 | Джозеф Вартон | Разработал для колледжа курс предпринимательского менеджмента |
1900 | Фредерик У. Тейлор | Научный менеджмент; системный подход; кадровый менеджмент; необходимость кооперации между трудом и менеджментом; функциональная организация, оценка себестоимости, исследование рабочего времени, определение научного менеджмента; упор на работу менеджера, исследования, стандарты, планирование, контроль |
1916 | Анри Файоль | Первая полная теория менеджмента, функции менеджмента, принципы менеджмента, признание необходимости преподавания менеджмента |
Александ Г. Черч | Функциональная концепция менеджмента | |
1919 | Моррис Л. Кук | Различные области использования менеджмента |
1927 | Элтон Мэйо | Социологическая концепция групповых устремлений |
1949 | Норберт Винер | Разработка системного анализа в теории информации |
1976 | Ромари Стюарт | Альтернатива и ограничения действий менеджера в разнообразных ситуациях |
1985 | Том Петерс | Отношение к потребителям как к людям, а к персоналу организации – как важному ресурсу развития бизнеса |
Таблица 2. Сравнение японского и американского менеджмента
Японская модель | Американская модель |
Со сменой руководства философия фирмы не изменяется. Кадры остаются, так как действует система «пожизненного найма» | Замена руководства фирмы сопровождается сменой управленческих работников и рабочих |
Обеспечение роста прибыли и благосостояния всех работников фирмы | Рост прибыли фирмы и дивидендов индивидуальных вкладчиков |
Фирма состоит из автономных в коммерческом плане отделений. Высока роль функциональных служб в штаб-квартирах. Использование проектных структур управления | Корпорация состоит из автономных отделений. Использование матричных структур управления |
Широко используется труд выпускников вузов и школ. Переподготовка и обучение внутри фирмы, без отрыва от производства. Продвижение по службе с учетом выслуги лет. Оплата труда в зависимости от возраста и стажа работы в фирме (уравнительная зарплата) | Наем работников на рынке труда через сеть университетов, школ бизнеса. При найме работника проверяется его соответствие вакантной должности с помощью таких методов, как конкурс, оценка знаний, навыков в специальных «центрах оценки», сдача экзаменов на должность. Индивидуальная оценка и аттестация работников. Оплата труда в зависимости от индивидуальных результатов и заслуг работника. |
Основное внимание уделяется – низовому звену производства. Используется система «точно вовремя» (канбан) без создания запасов и межоперационных заделов Работа групп (кружков) качества и осуществление жесткого контроля качества на всех стадиях производственного процесса всеми работниками фирмы. Обязанности между работниками строго не распределены. Работники выполняют различные виды работ в зависимости от ситуации; девиз «Действуй по обстановке». | Основное внимание уделяется не производству, а адаптации с внешней средой. Работники выполняют работу на основе четкого исполнения должностных инструкций. Ставки зарплаты строго определены в зависимости от должности, выполняемой работы и квалификации. Зарплата устанавливается в соответствии со спросом и предложениями на рынке труда. |
При благоприятном финансовом положении премии выплачиваются два раза в год (каждый раз по два-три месячных оклада). Выплаты и льготы из социальных фондов: частичная или полная оплата жилья, расходы на медицинское страхование и обслуживание, отчисления в пенсионные фонды, доставка на работу транспортом фирмы, организация 0коллективного отдыха и др. | Стимулирование работников значительно ниже, чем в Японии, хотя доход президента крупной корпорации в среднем в три раза выше, чем президента японской фирмы. |
Внутрифирменные отделения имеют планы на три года, включающие в себя инвестиционную политику и мероприятия по внедрению новой техники, а также перспективные планы на 10-15 лет. Планы разрабатываются по принципу скользящего планирования отделения фирмы. В плане отделения показываются объем производства, количество продукции в натуральном выражении, прибыль, штатное расписание, перечень поставщиков. | Процесс планирования децентрализован. Отделениями планируются основные финансовые показатели, затраты на производство, сбыт и НИОКР, которые могут корректироваться в течение года. По каждому новому виду продукции используются «стратегические хозяйственные центры» (СХЦ). |
Часть прибыли отделения (до 40%) используется им самостоятельно. Прибыль направляется рационализацию производства, на сокращение материальных затрат и внедрение новых ресурсосберегающих технологий, на модернизацию оборудования | Администрация фирмы перераспределяет прибыль между отделениями. Расширение производства за счет покупки (поглощения, слияния) других корпораций |
Широкое привлечение заемных средств | Самофинансирование корпораций |
Вопросы для контроля:
1. Что включает в себя понятие «менеджмент» и почему необходимо управление?
2. Назовите объекты и субъекты управления.
3. Какие обязанности выполняет руководитель высшего, среднего и низового звеньев управления?
4. Каковы цели и задачи управления организациями?
5. Что вам известно об истории возникновения и развития управленческих идей?
6. Каковы особенности современного российского менеджмента?