Объекты трубопроводного транспорта что это
Трубопроводный транспорт в России
Трубопроводным называют транспорт, посредством которого осуществляется перемещение твердых, парообразных или жидких продуктов. С помощью него осуществляется доставка сырья к потребителям. Рассмотрим далее особенности, которым обладает трубопроводный транспорт России.
Общие сведения
Развитие трубопроводного транспорта началось более века назад. У истоков его создания стоял Менделеев. Он считал, что трубопроводный транспорт нефти и газа обеспечит интенсивное расширение соответствующих промышленных отраслей. Это, в свою очередь, позволило бы вывести страну на мировой рынок. Сегодня трубопроводный транспорт России обеспечивает не только нужды государства, но и снабжает Западную Европу, Юго-Восточную Азию, Турцию.
Основные особенности
Трубопроводный транспорт считается экономически выгодным и прогрессивным. Он универсален, отличается отсутствием потерь груза в ходе доставки при полностью автоматизированных и механизированных разгрузочно-погрузочных процессах. Исключается также и возврат тары. За счет этого на перемещение товаров трубопроводным транспортом тратится меньше средств, чем, например, по железной дороге. Особое значение этот сектор приобретает в связи с удаленностью месторождений от потребителя.
Классификация
Технические характеристики
Основные достоинства системы
Объекты трубопроводного транспорта обладают рядом несомненных преимуществ. Среди них:
Кроме того, современные технологии изготовления материалов обеспечивают надежность, долговечность и высокую износостойкость магистралей.
Трубопроводный транспорт нефти
В качестве одной из особенностей этого сектора выступает увеличение удельного веса элементов большого диаметра. Это объясняется высокой рентабельностью таких магистралей. Совершенствование систем обуславливается сегодня общим состоянием нефтяной отрасли. К примеру, с 1940-го по 1980-й в благоприятный период протяженность магистралей увеличилась с 4-х до 69.7 тыс. км. При этом грузооборот возрос с 4-х до 1197 млрд т/км. Увеличение протяженности нефтепровода сопровождается повышению экспортных поставок сырья.
Контроль над системой
Компания «Транснефть», а также ее дочерние предприятия располагают крупнейшей во всем мире системой нефтепроводов магистрального типа. Она является естественной монополией, которая находится в госсобственности и контролируется государством. Управление осуществляется за счет установления тарифов на услуги, распределением доступа к экспортным магистралям, согласования инвестиций в отрасль, которые также оказывают влияние на цены. Общая протяженность системы трубопроводов АК «Транснефть», которая обеспечивает соединение практически всех районов добычи сырья с экспортными терминалами и центрами переработки, составляет 70 тыс. км.
Крупнейшие системы в РФ
В России действует три масштабные магистрали:
Транспортировка газа
Система, доставляющая это сырье, считается самой молодой. Следует отметить, что трубопроводный транспорт является единственно возможным для отправки этого материала потребителям. Первые магистрали были сооружены в годы Великой Отечественной. В качестве оператора газопроводной системы выступает госкомпания «Газпром». Это предприятие считается крупнейшим не только в РФ, но и в мире. Компания «Газпром» обладает эксклюзивным правом на экспорт отечественного газа. Протяженность магистрали составляет больше 160 тыс. км.
Крупнейшие системы в РФ
Можно выделить 4 основные магистрали:
Перспективы отрасли
Вопросы, касающиеся развития трубопроводного транспорта, рассматривались на правительственных заседаниях. На них, кроме прочего, была одобрена стратегия до 2010 года. В ходе обсуждения многие ученые и специалисты предлагали развивать топливно-энергетический сектор, а в особенности газовую и нефтяную промышленности так, чтобы они со временем стали локомотивом социально-экономического возрождения страны. В соответствии с одобренной стратегией, к 2020 году предполагается изменение системы добычи сырья вследствие введения новых месторождений в восточной части сибирской территории, Тимано-Печорской НГП, а также снижения выработки в существующих бассейнах. В качестве основных экспортных направлений нефти станут:
Последние два станут крупными перспективными проектами.
«Северный поток»
Этот газопровод должен проходить по Балтийскому морю и соединять РФ с Германией. Соглашение о строительстве магистрали было заключено в сентябре 2005 года. Согласно проекту, этот трубопровод должен стать одной из самых протяженных систем, расположенных под водой. Ввод магистрали на полную мощность был запланирован на 2012 год. По проекту 2 направления газопровода должны доставлять 55 млрд. м 3 отечественного газа в год в течение как минимум пяти десятков лет в страны Евросоюза.
«Южный поток»
Направления транзита и экспорта
Для обеспечения экономических и стратегических интересов РФ осуществляется планомерная и комплексная проработка новых маршрутов из стран СНГ через Россию. Это будут направления:
Экономические и стратегические интересы РФ достаточно тесно связаны с повышением транзитных поставок нефти из государств СНГ. Они будут способствовать загрузке действующих мощностей и сооружению новых.
В заключение
Трубопроводный транспорт – система, которая развивается наиболее динамично сегодня. В качестве основного ее отличия выступает то, что осуществляется доставка непосредственно самого сырья без движения ТС. Для обеспечения бесперебойного функционирования всей имеющейся магистральной системы управление ее работой находится в сфере деятельности отечественных естественных монополий. В России к ним относят ОАО «Газпром» и госкомпания «Транснефть». Энергетическая стратегия страны, разработанная до 2020 года, обеспечит реализацию экономических интересов РФ. Вместе с этим особое значение будут иметь новые экспортные направления, разработка которых осуществляется комплексно и планомерно. В качестве крупнейших перспективных проектов станут «Северный» и «Южный» потоки, «Балтийская система 2», ВСТО. Являясь страной с богатейшими запасами нефти и газа, РФ занимает ведущее место в мире по поставкам сырья в другие страны. В стратегии, кроме прочего, запланирован проект поставки отечественного сырья в Китай. По подсчетам он может стать одним из самых крупных экспортных направлений. При динамичном расширении отраслей у государства есть все возможности усилить экономическое состояние, занять достойное место в международной системе. Особое значение при этом будут иметь прогнозные оценки добычи и последующей переработки сырья, производства и потребления продуктов, которые представлены в утвержденной энергетической стратегии. Расширение отраслей позволит привлечь дополнительные трудовые ресурсы, обеспечив таким образом более полную занятость населения.
Трубопроводный транспорт
Трубопроводный транспорт – вид транспорта, осуществляющий передачу на расстояние жидких, газообразных или твёрдых продуктов по трубопроводам. Причины появления этого вида транспорта: НТР; потребность хозяйства в транспортировке массовых жидких и газообразных продуктов.
С помощью трубопроводного транспорта происходит более выгодное перемещение нефти, газа и др. без промежуточной перегрузки. Трубопроводный транспорт отличается от остальных видов транспорта тем, что он не полностью соответствует понятию «транспорт»: подвижной состав и специально приспособленные под него пути сообщения совмещены в одно понятие «трубопровод». Особенность трубопроводного транспорта – непрерывность функционирования. Средний диаметр трубопровода – 1420 мм; давление 75 атм. Для повышения производительности трубопровода, иногда для осуществления перекачки возникает технологическая необходимость изменения физико-химических свойств грузов.
Специализация трубопроводного транспорта: перемещение жидких, газообразных и твердых (зерно, уголь) продуктов. Следовательно, протяжённость трубопроводов в зависимости от специализации разная – от нескольких км до нескольких тысяч км. Места назначения тоже разные: от места добычи (нефть) – к НПЗ; от места добычи (газ) – на химические заводы; от места добычи (уголь, мазут) – на электростанции; также пунктом назначения является бытовой потребитель.
Классификация трубопроводного транспорта:
1. Трубопроводы по значимости: магистральные, подводящие, промысловые, местные, для передачи документации.
2. Трубопроводы по виду перекачиваемого топлива: нефтепроводы, нефтепродуктопроводы, пульпопроводы, газопроводы, водопроводы, канализационные.
Преимущества трубопроводного транспорта:
— возможность прокладки в условиях разного рельефа, через водные пространства, в условиях многолетней мерзлоты;
— неограниченность объёмов перекачки;
— полная сохранность качества и количества грузов благодаря герметизации труб и станций;
— отсутствие отрицательного воздействия на окружающую среду;
— автоматизация начально-конечных операций;
— самая низкая себестоимость и самая высокая производительность труда (это связано также с небольшим количеством работников для выполнения перекачки);
— эффективность работы на любых расстояниях перевозки.
Недостатки: экологические проблемы; неуниверсальность.
Современными тенденциями развития трубопроводного транспорта являются:
— повышение пропускной способности трубопроводов за счёт увеличения диаметра или строительства вторых линий;
— увеличение мощности насосных станций;
— создание прочных тонкостенных труб;
— изменение технологии изготовления труб, способов спайки швов;
— расширение номенклатуры перевозимых жидких и твёрдых грузов.
Развитие трубопроводного транспорта в России началось в конце 50-х гг. ХХ столетия. Сейчас это наиболее динамично развивающийся вид транспорта, оттеснивший в середине 80-х гг. по общему объёму грузооборота железнодорожный транспорт на второе место. Россия занимает второе место в мире после США по протяжённости трубопроводов. Отечественные трубопроводы выполняют наибольшие объёмы работы, поскольку используются трубы большого диаметра.
Важнейшими грузами на отечественном трубопроводном транспорте являются сырая нефть, природный и попутный газ. Продуктопроводы, предназначающиеся для транспортировки нефтепродуктов, жидких и газообразных химикатов, пока не получили в России большого распространения, хотя их развитие весьма перспективно.
Общая протяжённость отечественных магистральных трубопроводов составляет 233 тыс. км, в том числе газопроводов – 168 тыс. км, нефтепроводов – 49 тыс. км, нефтепродуктопроводов – 16 тыс. км. Компания Транснефть владеет крупнейшей в мире системой магистральных нефтепроводов, по которой прокачивается более 90% российской нефти. Крупным оператором трубопроводного транспорта также является компания Газпром.
В России преобладают нефте- и газопроводы широтного направления. Многие из них начинаются в Западной Сибири, на Урале и в Поволжье. Они пересекают всю европейскую часть страны, заканчиваются на территории сопредельных государств СНГ, а также в странах Восточной и Западной Европы.
По нефтепроводам нефть из районов добычи подаётся на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) России, стран СНГ, Восточной и Западной Европы, а также поступает в крупнейшие нефтеэкспортные порты – Новороссийск, Туапсе, Вентспилс, Херсон и др.
Наиболее крупные магистральные нефтепроводы, транспортирующие российскую нефть: нефтепровод «Дружба» (Альметьевск – Самара – Унеча – Мозырь – Брест и далее в страны Восточной и Западной Европы с ответвлениями Унеча – Полоцк – Вентспилс и Мозырь – Ужгород). Сегодня эта система нефтепроводов подсоединена к Среднеобью, и по ней в значительной мере транспортируется западносибирская нефть;
Балтийская трубопроводная система (БТС)-1 – связывает месторождения нефти Тимано-Печорского, Западно-Сибирского и Урало-Поволжского районов с морским портом Приморск;
БТС-2 – Унеча – Андреаполь – Усть-Луга;
Альметьевск – Нижний Новгород – Рязань – Москва;
Нижний Новгород – Ярославль – Кириши;
Самара – Лисичанск – Кременчуг – Херсон, Снегиревка – Одесса;
Сургут – Тюмень – Уфа – Альметьевск;
Сургут – Омск – Павлодар – Чимкент – Чарджоу;
Нефтепровод «Восточная Сибирь» – Восточная Сибирь – Тихий океан;
Каспийский трубопроводный консорциум – месторождения Западного Казахстана – российское побережье Чёрного моря (около Новороссийска).
В проекте сооружение Мурманского нефтепровода, связывающего месторождения нефти Западной Сибири с глубоководным незамерзающим портом Мурманск, а также нефтепровода Заполярье – Пурпе – Самотлор.
Протяжённость магистральных нефтепродуктопроводов в 3 раза уступает нефтепроводам. Значительно меньше и их мощность.
Наиболее крупные нефтепродуктопроводы:
— Уфа – Брест с ответвлением на Ужгород;
— Уфа – Омск – Новосибирск;
Сегодня Россия обладает обширной сетью магистральных газопроводов большого диаметра (в основном 1220 и 1420 мм). Начало развития магистрального газопроводного транспорта России относится к 1946 г., когда вступил в строй газопровод Саратов – Москва протяженностью 840 км и диаметром 325 мм.
В 50-е гг. сооружаются более крупные газопроводы: Ставрополь – Москва; Краснодарский край – Ростов-на-Дону – Серпухов – Ленинград; Средняя Азия – Урал и Средняя Азия – Центр.
С 70-х гг. большой размах получило строительство газопроводов из Республики Коми и особенно с западносибирского Севера: Медвежье – Надым – Тюмень – Уфа – Торжок; Надым – Пунга – Пермь; Уренгой – Сургут – Тобольск – Тюмень – Челябинск. Строится целая система мощных газопроводов из Уренгоя и других месторождений Тюменского Севера в Центр и крупнейшая в мире система газопроводов протяженностью 4451 км: Уренгой – Помары – Ужгород – страны Восточной и Западной Европы.
Другой крупный газопровод, преимущественно экспортного значения, начинается в Оренбурге и, переходя через европейскую часть России и Украину, также заканчивается многочисленными разветвлениями в странах Восточной и Западной Европы. Довольно крупный газопровод передает попутный нефтяной газ из района Среднеобья в Новосибирск и Кузбасс. В 2011 г стал функционировать газопровод «Северный поток», передающий газ из РФ в Германию по дну Балтийского моря. Строится газопровод Бованенково – Ухта. Существуют проекты следующих газопроводов: «Южный поток», который свяжет РФ и Болгарию по дну Чёрного моря; «Алтай», который свяжет Западную Сибирь и запад Китая; Якутия – Хабаровск – Владивосток и Прикаспийский газопровод.
Таким образом, перспективы дальнейшего развития трубопроводного транспорта страны весьма благоприятны, поскольку предполагается строительство крупных трубопроводов-дублёров уже имеющихся широтных магистральных трубопроводов – для передачи нефти и газа Сибирского Севера в европейскую часть России, остальные страны СНГ, в Восточную и Западную Европу. Через территорию России пройдут транзитные трубопроводы из Казахстана и Средней Азии в европейские страны СНГ, страны Восточной и Западной Европы.
Объекты трубопроводного транспорта что это
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
О трубопроводном транспорте
Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы деятельности на трубопроводном транспорте.
Магистральные трубопроводы относятся к межгосударственным и государственным системам нефтеснабжения, нефтепродуктообеспечения и газоснабжения.
Статья 1. Определение терминов
В настоящем Законе приведенные далее термины употребляются в следующем значении:
Статья 2. Сфера действия настоящего Закона
Настоящий Закон определяет основы правовых, экономических и организационных отношений, возникающих в процессе проектирования, строительства, эксплуатации, технической ликвидации и обеспечения безопасности объектов трубопроводного транспорта на территории государства.
Положения настоящего Закона распространяются на все органы исполнительной власти субъектов государства, органы местного самоуправления, собственников и операторов магистральных трубопроводов, а также на организации независимо от их организационно-правовой формы и вида собственности, осуществляющие свою деятельность в области проектирования, строительства, консервации, ликвидации, эксплуатации и ремонта магистральных трубопроводов, а также транспортирования продукции по магистральным трубопроводам.
Особенности применения настоящего Закона в части функционирования промышленного трубопровода определяются законодательством государства.
Статья 3. Основные принципы деятельности в
области трубопроводного транспорта
Основные принципы деятельности в области трубопроводного транспорта включают:
— приоритет безопасности государства и граждан при транспортировке продукции по трубопроводам;
— обязательность государственного регулирования безопасного функционирования объектов трубопроводного транспорта;
— соблюдение требований в области промышленной и экологической безопасности при создании, функционировании, развитии и ликвидации объектов трубопроводного транспорта;
— разрешительный порядок деятельности по созданию и эксплуатации трубопроводов, запрещение к использованию технологий, материалов и оборудования, не имеющих сертификата соответствия национальным стандартам;
— соблюдение интересов всех участников отношений в области трубопроводного транспорта, приоритет новейших технологий при создании трубопроводов;
— привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении норм законодательства в области трубопроводного транспорта;
— обязательность полного возмещения вреда, нанесенного окружающей среде, и ущерба государству, гражданам и юридическим лицам, причиненных строительством, эксплуатацией и ликвидацией трубопроводов и вызванных в результате несоблюдения требований нормативных актов.
Статья 4. Объекты отношений в сфере трубопроводного транспорта
Объектами отношений в области трубопроводного транспорта являются права пользования одним или несколькими технологически, организационно и экономически взаимосвязанными и централизованно управляемыми трубопроводами (системами магистральных трубопроводов) и объектами трубопроводного транспорта с целью обеспечения эффективной и безопасной транспортировки продукции по трубопроводам.
Статья 5. Законодательство о трубопроводном транспорте и его цель
Отношения в области трубопроводного транспорта регулируются настоящим Законом и иными нормативно-правовыми актами государства.
Отношения организаций трубопроводного транспорта в государстве при эксплуатации в государстве трансграничных магистральных трубопроводов, владельцами которых являются другие государства или предприятия, учреждения, организации и граждане другого государства, регулируются настоящим Законом в части, не противоречащей международным обязательствам государства.
Нормативные акты государства, определяющие правила проектирования, строительства, эксплуатации, капитального ремонта и реконструкции объектов трубопроводного транспорта, санитарные и иные нормы и правила являются обязательными.
Статья 6. Собственность на магистральные трубопроводы
Собственность на магистральные трубопроводы и объекты трубопроводного транспорта определяется законами государства, на территории которого они располагаются, если иное не определено международными обязательствами государства.
Статья 7. Субъекты правового регулирования отношений в
области трубопроводного транспорта
Субъектами правового регулирования отношений в области трубопроводного транспорта являются исполнительные органы государственной власти, представительные органы и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, деятельность которых непосредственно касается:
— научно-исследовательских, поисковых, проектно-конструкторских, экспертных и иных инженерных работ и услуг в области трубопроводного транспорта;
— строительных, строительно-монтажных, специализированных монтажных, ремонтных, наладочных, пусковых и иных работ и услуг в этой отрасли;
— эксплуатации и ликвидации магистральных трубопроводов;
— производства и поставок строительных и конструкционных материалов, оборудования, машин, механизмов, контрольно-измерительных приборов и другого оборудования для предприятий, объединений и организаций, деятельность которых связана с проектированием, строительством, комплектацией и эксплуатацией объектов трубопроводного транспорта;
— обеспечения защиты персонала и населения, а также окружающей природной среды при строительстве, эксплуатации, капитальном ремонте и реконструкции объектов трубопроводного транспорта;
— обеспечения безопасности на трубопроводном транспорте;
— внешнеэкономических отношений в области трубопроводного транспорта;
— государственного надзора и контроля за строительством и эксплуатацией объектов трубопроводного транспорта.
Статья 8. Основные принципы государственной политики в
области трубопроводного транспорта
Основными принципами государственной политики в области трубопроводного транспорта являются:
— обеспечение надежного и безопасного функционирования трубопроводного транспорта;
— обеспечение выполнения первоочередных задач, направленных на поддержание национальной безопасности государства;
— координация научно-исследовательских, поисковых, проектно-конструкторских, экспертных, иных инженерных работ и услуг в области трубопроводного транспорта;
— содействие реконструкции и модернизации действующих объектов трубопроводного транспорта, терминалов, оснащение их современным эффективным оборудованием, автоматизированными системами учета и контроля;
— разработка и утверждение требований экологической безопасности трубопроводного транспорта;
— защита экономических интересов государства и законных интересов организаций трубопроводного транспорта;
— обеспечение качественных и безопасных услуг при транспортировке энергоносителей и химических продуктов через территорию государства;
— содействие рациональной транспортировке углеводородов, химических продуктов, иных продуктов и веществ;
— содействие международному сотрудничеству в области трубопроводного транспорта.
Статья 9. Оперативно-диспетчерское управление
системами магистральных трубопроводов
Оперативно-диспетчерское управление системами магистральных трубопроводов, принадлежащими организациям независимо от их организационно-правовой формы собственности, осуществляется органом управления, согласованным с государственным органом исполнительной власти.
На трансграничных магистральных трубопроводах оперативно-диспетчерское управление осуществляется в соответствии с международными обязательствами государства.
Статья 10. Тарифы на транспортные услуги операторов
магистральных трубопроводов
1. Тарифы на транспортные услуги операторов магистральных трубопроводов и операторов систем трубопроводов утверждаются собственником трубопровода по согласованию со специально уполномоченным органом государства на основании утвержденных им специальных методик расчета.
2. Тарифы должны быть не дискриминационными, основываться на возмещении необходимых транспортных затрат и получении прибыли операторами магистральных трубопроводов, достаточной для обеспечения надежной и безопасной эксплуатации магистральных трубопроводов.
Для грузоотправителей должна быть доступна информация о тарифах, их структуре и методах их расчета.
3. Государство разрабатывает нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения операторов магистральных трубопроводов с грузоотправителями и грузополучателями.
Статья 11. Использование систем магистральных трубопроводов
1. Использование систем магистральных трубопроводов с целью поставки транспортируемой продукции на внутренний рынок и для вывоза ее за пределы территории государства осуществляется с учетом их пропускной способности, исходя из принципа равнодоступности.
2. Порядок права доступа и его переуступки к системам магистральных трубопроводов для вывоза транспортируемой продукции за пределы таможенной территории государства определяется государством.
Статья 12. Органы, осуществляющие государственное управление в
сфере трубопроводного транспорта
Государственное управление в области трубопроводного транспорта осуществляют органы государственной власти в пределах их компетенции и в соответствии с действующим законодательством государства.