Объектив 70 300 для чего
Обзор телезум-объектива Fujifilm XF 70-300 F4-5.6 R LM OIS WR
Оглавление
Телезумы с диапазоном трансфокации 70—300 мм и светосилой от F4-F4,5 при минимальном и от F5,6-F6,3 при максимальном фокусных расстояниях (ФР) имеются в арсенале всех полнокадровых фотосистем. Для камер с сенсорами типоразмера APS-C их традиционно заменяют более компактные оптические инструменты с пределами зумирования от 50-55 мм до 200-220 мм. Наш сегодняшний герой интересен тем, что он несколько нетипичен: его можно считать посланцем из полнокадрового мира, рассчитанным, тем не менее, на APS-C-камеры Fujifilm X.
Fujifilm XF 70-300 F4-5.6 R LM OIS WR | |
---|---|
Дата анонса | 27 января 2021 г. |
Тип | компактный телезум |
Информация на сайте производителя | www.fujifilm-x.com |
Цена в интернет-магазине производителя | 66 тысяч рублей |
В материале приняты следующие сокращения:
ФР — фокусное расстояние;
МДФ — минимальная дистанция фокусировки;
АФ — автофокус (автофокусировка);
АББ — автоматический баланс белого.
Буквенные индексы в названии объектива означают следующее (слева направо):
Начинаем погружение в тему с изучения официальных спецификаций.
Технические характеристики
Полное наименование | Fujifilm XF 70-300 F4-5.6 R LM OIS WR | |||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Байонет | Fujifilm X | |||||||||||||||||||||||
Фокусное расстояние (ФР) | 70—300 мм (107—457 мм в эквиваленте полного кадра) | |||||||||||||||||||||||
Максимальное значение диафрагмы | F4—F5,6 | |||||||||||||||||||||||
Минимальное значение диафрагмы | F22 | |||||||||||||||||||||||
Число лепестков диафрагмы | 9 (скругленные) | |||||||||||||||||||||||
Оптическая схема | 17 элементов в 12 группах, включая 2 ED-линзы и одну асферическую | |||||||||||||||||||||||
Минимальная дистанция фокусировки (МДФ) | 83 см | |||||||||||||||||||||||
Угол обзора | 83°—29° | |||||||||||||||||||||||
Максимальное увеличение | 0,33× (в телеположении) | |||||||||||||||||||||||
Привод автофокусировки (АФ) | линейный мотор | |||||||||||||||||||||||
Оптическая стабилизация | есть; выигрыш до 5,5 ступеней экспозиции | |||||||||||||||||||||||
Диаметр светофильтров | ∅67 мм | |||||||||||||||||||||||
Защита от пыли и влаги | есть | |||||||||||||||||||||||
Размеры (диаметр/длина) | ∅75/133 мм | |||||||||||||||||||||||
Вес | 580 г | |||||||||||||||||||||||
Розничные предложения |
Разрешение, центр кадра | Разрешение, край кадра |
---|---|
Дисторсия и хроматические аберрации, центр кадра | Дисторсия и хроматические аберрации, край кадра |
200 мм
На средних значениях фокусного расстояния разрешающая способность немного проседает и в среднем держится на уровне 80% в диапазоне f/5—f/10. Быстрое падение начинается после f/10, и это нормально. Однако снижение с 80% до 65% в диапазоне f/8—f/16 уж слишком быстрое. Разброс разрешения по полю кадра по-прежнему отсутствует.
Дисторсия отсутствует. Хроматические аберрации заметны только при полном раскрытии.
Разрешение, центр кадра | Разрешение, край кадра |
---|---|
Дисторсия и хроматические аберрации, центр кадра | Дисторсия и хроматические аберрации, край кадра |
300 мм
При максимальном зумировании оптика выдает чуть более стабильное разрешение — в среднем на уровне 75% в диапазоне f/5,6—f/13. Но разброс по полю кадра увеличивается до 10% при полном раскрытии.
В целом, с учетом остальных параметров и стоимости объектива, качество оптики можно назвать высоким. Сравнивать его со светосильными телезумами нет особого смысла, но по разрешающей способности он не так уж сильно им проигрывает.
Дисторсия отсутствует. Хроматические аберрации становятся более явными, они наиболее заметны в центре кадра.
Разрешение, центр кадра | Разрешение, край кадра |
---|---|
Дисторсия и хроматические аберрации, центр кадра | Дисторсия и хроматические аберрации, край кадра |
Стабилизация изображения
Производитель заявляет эффективность стабилизатора в 5½ ступеней. Наша методика позволяет оценить эффективность стабилизатора в 5 с небольшим ступеней экспозиции, что само по себе является высоким результатом.
Практическая фотосъемка
В этом материале (пусть с опозданием, но зато по хорошему поводу) следует объяснить, почему мы стараемся подвергать отснятый материал постобработке, а не ограничиваемся только внутрикамерными JPEG (хотя этого постоянно требуют многие комментаторы на нашем ресурсе).
Первая причина — ограничения веб-сервера, бороться с которыми слишком обременительно: кадры, снятые с поворотом камеры на 90°, средствами веб-сервера отображаются в пейзажном представлении.
Собственно, так они и хранятся на картах памяти фотоаппарата, но содержат тэг, указывающий, что картинку следует поворачивать при демонстрации. Это тэг понятен камере и постоянно используется ею при просмотре снимков, но он совершенно неведом средствам визуализации веб-кода. Исправить это ограничение можно лишь загрузкой снимка в графический редактор с последующим сохранением.
Вторая причина — стремление исправить неточности в работе камеры и оптики. Это касается по большей части автоматической экспонометрии и АББ. Ниже представляем две пары фотографий. Первые копии — JPEG из камеры без обработки (но с загрузкой в Adobe Photoshop с последующим сохранением в портретном формате), вторые — RAW, обработанные «по вкусу» средствами Adobe Camera RAW. Оба кадра сняты с помощью Fujifilm XF 70-300 F4-5.6 R LM OIS WR и камеры Fujifilm X-T4, первый — при ФР 100 мм; F4,5; 1/210 c; ISO 160; второй — при ФР 70 мм; F4; 1/105 c; ISO 1250 с экспокоррекцией +0,3 EV.
В обоих случаях можно заметить цветовую девиацию в сине-пурпурные тона. В первой сцене это еще относительно терпимо из-за особенностей светотонального рисунка при высококонтрастной картинке, а во втором, при мягком рассеянном освещении, становится несколько неприятным. Мы не можем судить, вина ли в этом АББ камеры или же так проявляются колористические преференции объектива, но подобные недочеты все-таки подлежат исправлению.
Попутно в первом случае мы ослабили света и — о чудо! — на фото появились детали, «смытые» пересвеченным небом: намеки на структуру облаков, дополнительный рисунок ветвей деревьев и вертикальная линия уличного фонаря над шапкой кадета. Это блестяще подтверждает старую истину: высокое качество RAW позволяет извлечь из него больше деталей, чем видно на просмотровом JPEG. Во втором случае мы больше занимались цветностью, хотя при этом немного ослабили света. Можно попенять нам на то, что картинка приобрела слишком много желтизны, но это следствие того, что рядом находится сине-пурпурная копия.
Качество изображения
Начнем с того, что при отсутствии «отягчающих обстоятельств» (чрезмерно высокие ISO, вялая и неконтрастная структура изображения, «смаз» быстродвижущихся объектов при недостаточно коротких выдержках) Fujifilm XF 70-300 F4-5.6 R LM OIS WR достаточно резок в центре поля зрения в широкоугольном положении даже при полном раскрытии.
Конечно, резкость — такое качество, которого всегда мало, но следует ограничивать свои желания жизненными реалиями. Мы имеем дело не с дорогим, громоздким и тяжелым профессиональным объективом, а со скромным, компактным и легким любительским инструментом, который вполне доступен по цене большинству фотоэнтузиастов.
В телеположении (300 мм) при максимальном раскрытии можно рассчитывать на все еще удовлетворительную резкость в центре кадра, но она, к сожалению, заметно понижается к краям.
Нерегулярные элементы сложной структуры изображения воспроизводятся с фотографической точки зрения очень удачно. Это касается, в частности, струй горячего воздуха над пламенем.
Это возможно как при минимальном ФР (фото вверху), так и при максимальном (фото внизу).
Камера Fujifilm X-T4 работает с героем обзора в соответствии с достаточно простым алгоритмом. Поскольку мы использовали режим приоритета диафрагмы, устанавливая ее значения, соответствующие максимальному раскрытию при соответствующих ФР, автоматика подбирала длительность экспозиции для съемки с рук без «смаза» изображения согласно правилу «выдержка в секундах равняется единице, деленной на ФР в эквиваленте полного кадра». Нехватка экспозиции добиралась за счет повышения ISO.
Подобный алгоритм иллюстрируется серией снимков, снятых с интервалом в несколько секунд при меняющихся условиях освещения (вечернее солнце скрывалось за облаками). Все фото сняты при одинаковом ФР 300 мм, с диафрагмой F5,6 (максимальное раскрытие) и на выдержке 1/450 с (соответствие правилу, так как эквивалент на полном кадре составляет примерно 450 мм. А светочувствительность, естественно, изменялась в широких пределах в соответствии с алгоритмами автоматической экспонометрии.
Выбираем доступный и компактный телеобъектив. Объективы класса 70–300 мм
Телеобъективы — класс оптики, которая за счёт узкого угла обзора позволяет показать отдалённые от нас предметы крупным планом и по-особому передаёт перспективу, объём на фото. Поскольку телеобъективом снимают на солидной дистанции, то объекты по мере их удаления от камеры не будут так стремительно уменьшаться в размерах, как, скажем, на широкоугольных объективах. Это открывает новые творческие возможности, новые варианты компоновки снимков. Так, в один кадр можно поместить вещи, находящиеся на значительном расстоянии друг от друга, при этом самый дальний из них не превратится в точку.
Телеобъективом считается любой объектив с фокусным расстоянием длиннее 70 мм на полном кадре и 50 мм на камерах с матрицей формата DX.
Кстати, все портретные объективы по определению — телевики. Именно поэтому они передают пропорции лица и тела человека без сильных искажений.
Кроме портретной съёмки, телеобъектив пригодится при решении многих других задач. В городе, например, с его помощью легко получится выделить на фото главное, собрать все достопримечательности в один кадр. И при этом убрать со снимка «фотографический мусор» — рекламу, дорожные знаки и прочие отвлекающие предметы.
В горах телеобъектив поможет показать отдалённые вершины во всей красе, они не превратятся в невзрачные холмики на горизонте, как это часто бывает, если снимать широкоугольным объективом.
Кроме того, не всегда можно подойти близко к объекту съёмки. Дикие животные и птицы, спортсмены в моменты состязаний, актёры на сцене — всё это сюжеты для телевика.
Как правило, при выборе телеобъектива фотографа пугают две вещи: высокая цена, свойственная многим телевикам, а также их крупные размеры и вес. Телеобъектив массой более полутора килограммов — обычное дело.
Nikon D850 и объектив Nikon AF-P NIKKOR 70–300mm f/4.5–5.6E ED VR
Но есть отдельный класс телеобъективов, где сочетаются удобный диапазон фокусных расстояний, компактные размеры и невысокая цена: это ряд моделей с фокусным расстоянием 70–300 мм. Фотографам знаком этот класс оптики: такие модели выпускаются очень давно и есть в линейке почти у каждого производителя. Поскольку старые представители класса 70–300 мм при своей доступности имели невысокое оптическое качество, против них у фотографов сложилось определённое предубеждение.
Nikon AF Zoom-NIKKOR 70-300mm f/4-5.6D ED выпускался вплоть до 2006 года.
Nikon AF NIKKOR 70-300mm 1:4-5.6G выпускался с 2000 по 2014 год.
Nikon AF-S Zoom-NIKKOR 70-300mm f/4.5-5.6G ED-IF VR выпускался с 2006 по 2017 год.
Но современный объектив 70–300 мм — это уже давно не «мыльный зум» для новичков, а полноценный творческий инструмент. В линейке Nikon, например, есть объектив Nikon AF-P NIKKOR 70–300mm f/4.5–5.6E ED VR. На примере этой модели, представленной в 2017 году, мы расскажем, каким должен быть телеобъектив, рассчитанный на съёмку в любых условиях, в том числе в путешествиях.
Объектив Nikon AF-P NIKKOR 70–300mm f/4.5–5.6E ED VR, рассмотренный в данной статье, рассчитан на использование на полнокадровых аппаратах. Его можно использовать и на кропнутых камерах.
. но для камер с матрицей формата DX, был выпущен аналогичный объектив, рассчитанный только на кроп — Nikon AF-P DX 70-300mm f/4.5-6.3G ED VR NIKKOR
Быть лёгким и компактным. Если вы едете не на фотосафари, где большой супертелевик будет вашим основным творческим инструментом, вполне можно брать лёгкий и компактный телевичок как дополнение к другим объективам. Nikon AF-P NIKKOR 70–300mm f/4.5–5.6E ED VR весит 680 граммов, что для полнокадрового телевика совсем немного.
Иметь достаточный диапазон фокусных расстояний. Угол обзора у телеобъектива должен быть достаточно узким, чтобы снимать отдалённые объекты. По личному опыту, наиболее востребованными оказываются фокусные расстояния от 70 до 150 мм, но бывает, что требуется гораздо больше. В целом же 300 мм достаточно для съёмки в городе и на природе. При таких фокусных расстояниях доступна съёмка животного крупным планом, фотографирование луны, работа с архитектурой и её элементами. Исходя из этого, диапазон Nikon AF-P NIKKOR 70–300mm f/4.5–5.6E ED VR является оптимальным.
Этот снимок загружен в полном разрешении, чтобы читатель оценил резкость объектива Nikon AF-P NIKKOR 70–300mm f/4.5–5.6E ED VR на максимальном фокусном расстоянии.
Если же вы снимаете, к примеру, большой футбол или серьёзно занимаетесь фотоохотой, трёхсот миллиметров будет, конечно, маловато. В таком случае лучше присмотреться к специализированным супертелевикам (например, Nikon AF-S NIKKOR 200-500mm f/5.6E ED VR). Подобная оптика точно не будет компактной (упомянутый объектив весит 2,3 кг), но подойдёт под специфические нужды фотографа-профессионала.
Nikon AF-S NIKKOR 200-500mm f/5.6E ED VR
Быть резким. Современные камеры требовательны к разрешающей способности оптики. Это относится и к 36-мегапиксельной Nikon D810, и к 45-мегапиксельным Nikon D850 и Nikon Z 7. Телеобъективы предыдущих поколений, особенно если мы говорим о лёгких и бюджетных решениях, не могут похвастаться хорошей резкостью даже на прикрытых диафрагмах. Поэтому лучше выбирать современную оптику, дающую резкую картинку на всех фокусных расстояниях. Так, Nikon AF-P NIKKOR 70–300mm f/4.5–5.6E ED VR способен удивить резкостью даже на Nikon D850 и Nikon Z 7 на максимальных фокусных расстояниях.
Резкость по всему полю кадра, помимо прочего, важна для создания панорам. Данный снимок — панорама из 4 вертикальных кадров. Она представлена в полном разрешении для оценки детализации.
Иметь быстрый и точный автофокус. Во-первых, телевик часто используется для съёмки динамичных сюжетов. Во-вторых, чем больше фокусное расстояние, тем, при прочих равных, меньше глубина резкости. А значит, промахнуться с фокусировкой на телеобъектив проще простого, поэтому он должен обеспечивать не только быструю, но и точную, прогнозируемую фокусировку. Благодаря современному шаговому мотору фокусировки автофокус Nikon AF-P NIKKOR 70–300mm f/4.5–5.6E ED VR бесшумен и быстр. Даже при контрастной фокусировке через LiveView на Nikon D850 объектив демонстрирует впечатляющую скорость автофокуса. К тому же Nikon AF-P NIKKOR 70–300mm f/4.5–5.6E ED VR «не имеет дыхания»: при перефокусировке не меняется угол обзора. Соответственно, объектив хорошо подойдёт для видеосъёмки и работы с фокус-стекингом. Нюанс, связанный с фокусировкой AF-P, всего один: данный привод автофокуса не поддерживается старыми фотоаппаратами. Поэтому, если вы снимаете на камеру, которая была разработана более 7 лет назад (по ссылке — полная таблица совместимости камер с объективами AF-P), для вас подойдёт предыдущая версия с ультразвуковым мотором Nikon AF-P NIKKOR 70–300mm f/4.5–5.6E ED VR
Иметь эффективный стабилизатор. Чем длиннее фокусное расстояние, тем сильнее заметна вибрация изображения при дрожании камеры, в особенности на аппаратах с большим разрешением, где при высокой детализации явственнее смаз. Шевелёнку получить проще именно на телевик. Хороший стабилизатор позволяет этого избежать. Существует формула для расчёта максимальной выдержки для съёмки с рук: «1/фокусное расстояние объектива х2». Исходя из неё, чтобы эффективно снимать без стабилизатора на фокусном расстоянии 300 мм, потребуется выдержка в 1/600 с.
Разумеется, далеко не всегда условия освещения будут позволять использовать столь короткие выдержки. Возможность снимать на выдержках длиннее даст именно стабилизатор, который сегодня обязательно должен быть в телеобъективе. И, разумеется, у Nikon AF-P NIKKOR 70–300mm f/4.5–5.6E ED VR он есть, при этом высокоэффективный (4,5 ступени), о чём свидетельствуют буквы VR (Vibration Reduction) в его названии.
Отметим, что правила игры немного изменили камеры Nikon Z 6 и Nikon Z 7, в которых модуль стабилизации находится непосредственно на матрице аппарата. То есть, любой объектив, установленный на данные аппараты, получает стабилизацию. Если же при этом стабилизатор есть и в объективе, то его эффективность повышается.
Говоря о недостатках класса объективов 70–300 мм и конкретно Nikon AF-P NIKKOR 70–300mm f/4.5–5.6E ED VR, отметим низкую светосилу, которая в данном случае приносится в жертву компактным размерам и доступной цене. Частично её недостаток компенсируется эффективной оптической стабилизацией и хорошей резкостью, начиная с открытой диафрагмы. Для большинства сюжетов такой светосилы будет вполне достаточно. Ещё один минус — боке Nikon AF-P NIKKOR 70–300mm f/4.5–5.6E ED VR вряд ли можно назвать выдающимся. Впрочем, для работы с боке есть другие объективы, к примеру портретник Nikon AF-S NIKKOR 85mm f/1.8G.
Альтернативные варианты
Конечно, не только объективы класса 70–300 мм дадут большое фокусное расстояние при маленьких габаритах и доступной цене. Рассмотрим некоторые альтернативные модели компактных и недорогих телеобъективов.
Гиперзумы. Универсальные объективы с очень широким диапазоном фокусных расстояний: 18–300 мм, 28–300 мм. Каждый из таких объективов может выступать единственным на съёмке, позволяя брать как сравнительно широкий угол обзора на минимальном фокусном расстоянии, так и приближать отдалённые объекты на максимальном зуме.
Однако в угоду такой универсальности приносится качество картинки, светосила, скорость автофокуса. Для кропа существует модель Nikon AF-S DX NIKKOR 18-300 mm f/3.5-5.6G ED VR, а для полного кадра — Nikon AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR.
Nikon AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR.
Продвинутые китовые объективы — универсальные объективы с широким диапазоном фокусных расстояний. Их можно приобрести как отдельно, так и получить в комплекте с фотокамерой. Особенность их в том, что они уверенно работают в теледиапазоне и позволяют снимать удалённые предметы. Так, есть объектив Nikon AF-S DX NIKKOR 18-140mm f/3.5-5.6G ED VR, который можно найти в комплекте с камерами серии 3ххх, 5ххх и 7ххх. (Примеры актуальных моделей данных серий — Nikon D3500, Nikon D5600, Nikon D7500). Или же полнокадровый объектив Nikon AF-S NIKKOR 24-120mm F/4G ED VR, который поставляется в качестве китового к зеркалке Nikon D750. И хотя таких фокусных расстояний недостаточно, чтобы полностью заменить телеобъектив, подобная оптика позволяет быстро и недорого собрать универсальный комплект из камеры и объектива и начать эффективно снимать.
Nikon D750 с объективом Nikon AF-S NIKKOR 24-120mm F/4G ED VR
Nikon D5600 с объективом Nikon AF-S DX NIKKOR 18-140mm f/3.5-5.6G ED VR
**Nikon AF-S NIKKOR 70-200mm f/4G ED VR. В отличие от объективов 70–300мм, зумирование у этой модели внутреннее, «хобот» не выезжает при трансфокации, что даёт дополнительную защиту объектива от внешних воздействий, влаги и пыли.
К тому же эта модель позволяет использовать телеконвертеры. Так, благодаря телеконвертеру TC-20E III мы получим объектив 140–400 со светосилой f/8. Однако NIKKOR 70-200/4 дороже рассматриваемого Nikon AF-P NIKKOR 70–300mm f/4.5–5.6E ED VR.
Съёмка на Nikon AF-S 70-200mm f/4G ED VR Nikkor с двукратным телеконвертером Nikon AF-S Teleconverter TC-20E III
Телеобъектив должен быть в арсенале каждого фотографа. При этом ему совершенно не обязательно оставаться тяжёлым и дорогим. Тому пример — объективы класса 70–300 мм и конкретно Nikon AF-P NIKKOR 70–300mm f/4.5–5.6E ED VR. Это мощный современный телевик, дающий резкую картинку, имеющий быстрый автофокус и эффективный оптический стабилизатор.
- Не хватает места на яндекс диске что делать
- что можно подарить любимому мужу на день рождения