Объединение дополнительного образования что это
Виды детских объединений в системе дополнительного образования детей
1) Право ребенка заниматься в нескольких объединениях одновременно и менять их по своему усмотрению.
2) Право педагога работать по образовательным программам одной направленности или по комплексным и интегрированным программам.
3) Зависимость численного состава объединения и продолжительности занятий от устава учреждения.
4) Право педагога на выбор формы занятия – коллективной или индивидуальной.
5) Право детей и родителей на создание благоприятного режима труда и отдыха детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
6) Право родителей на участие в работе детских объединений.
Выделяются следующие виды детских объединений детей: кружок (группа), клуб, студия, школа, ансамбль, театр, лаборатория, секция НОУ, совет.
Кружок – одно из первых объединений детей по интересам. Здесь происходит приобщение ребенка к углубленному изучению какого-либо предмета, к разным видам деятельности. Это, как правило, первая ступень закрепления интереса и потребности ребенка в конкретном виде деятельности. В кружке соединяется изучение предмета с возможностью общения по интересам, что делает необходимым для педагога разработку не только обучающей, но и воспитательной части программы.
Студия – творческий коллектив детей и педагогов, объединенный общей целью, задачами, ценностями совместной творческой деятельности. Это форма объединения чаще всего в художественном направлении деятельности (театральная, бального танца, изостудия, лепки и керамики и т.п.). Здесь обычно изучаются интегрированные учебные курсы, разные стороны того или иного вида искусства. Например, театральная студия предполагает изучение актерского мастерства, сценической пластики, основ мировой театральной культуры, культуры речи и т.п. В студии работает коллектив педагогов. Специфика этого детского объединения состоит в систематических творческих выступлениях, выставках, концертах, фестивалях, где не только демонстрируются достижения коллектива, но и происходит своеобразное творческое общение с подобными коллективами, являющееся стимулом дальнейшего развития.
Как отдельный вид детского объединения выделяется детский театр, который по специфике своей деятельности очень близок к студии. Он может быть организован не только в театральном виде искусства, но и в иных областях деятельности. Так, достаточно широко распространены театры моды, фольклорные театры, где работа по созданию моделей тесно переплетается с театрализованным показом костюмов.
Ансамбль – детское объединение, представляющее собой единый творческий коллектив, состоящий из групп исполнителей по отдельным видам искусства. Например, ансамбль песни и танца состоит из танцевальной группы, хора, оркестра. Ансамбль по характеру деятельности близок к студии. Их объединяет художественная направленность, творческий характер деятельности, участие в концертных, фестивальных программах, работа нескольких педагогов. Ансамбль – это часто разновозрастной коллектив, что накладывает отпечаток на воспитательную работу, характер общения педагогов с детьми и детей между собой. Спецификой работы ансамбля является большая репетиционная деятельность – залог высокого профессионального и исполнительского мастерства.
Клуб – объединение детей и педагогов в целях общения по интересам, связанным с культурой, искусством, политикой, техникой, спортом, досугом. Например, клуб юных парламентариев, лидеров, диско-клуб и т.п. В основе деятельности клуба лежат определенные принципы: добровольность членства, единство цели, самоуправление, совместная деятельность. В деятельности клуба активное участие принимают органы самоуправления. Клуб имеет свои правила, устав, программу деятельности, внешние атрибуты (эмблема, девиз, форма). Во главе стоит избираемый членами совет. Состав клуба не является постоянным. Для деятельности клуба характерно сочетание заседаний (занятий) и организация массовых акций, мероприятий по профилю деятельности.
Школа в структуре учреждения дополнительного образования предполагает изучение нескольких взаимосвязанных предметов или углубленное изучение какой-либо научной дисциплины. Например, школа раннего развития для дошкольников, коммерческая школа и т.п. Школа может иметь разные ступени обучения: начальное, основное, профессиональное. Школа в системе дополнительного образования детей – это система взаимообусловленных, преемственных программ одного направления, позволяющих детям заниматься на доступных уровнях. Перед школой стоят комплексные задачи допрофессиональной или начальной профессиональной подготовки детей, поэтому спецификой школы в дополнительном образовании является наличие примерных образовательных программ, ориентированных на базовые знания, умения, навыки; обязательная промежуточная и итоговая аттестация; выдача итогового документа, подтверждающего уровень образования. Школа предполагает работу нескольких педагогов.
Секция научного общества учащихся (НОУ) – добровольное объединение старшеклассников, создающееся с целью изучения той или иной отрасли науки, исследования определенных научных проблем. Подразумевает научно-исследовательскую деятельность детей под руководством ученых, специалистов-практиков, педагогов дополнительного образования. В секции НОУ сочетаются коллективные и индивидуальные формы работы. Итогом работы старшеклассника является научное исследование, которое представляется на международных, российских, региональных олимпиадах, конференциях. Научное общество учащихся возглавляется советом – органом самоуправления, избранным из членов секций и филиалов НОУ. Совет позволяет старшеклассникам активно включаться в общественную работу и может рассматриваться как серьезный социализирующий фактор деятельности НОУ.
Лаборатория – коллектив старшеклассников или старших подростков, занимающихся прикладной областью научного знания или междисциплинарными исследованиями. По характеру деятельности близок к секции НОУ. Для реализации программы деятельности необходима лабораторная база, специальное оборудование.
Представленные детские объединения не исчерпывают всего многообразия деятельности учреждения дополнительного образования, но наиболее распространены в практике современной системы дополнительного образования детей.
Содержание программы
Каждая тема программы, обозначенная в учебно-тематическом плане, раскрывается отдельно по схеме: цели и задачи, знания, умения и навыки, формируемые темой, теоретические вопросы, основные законы, закономерности, термины, понятия, содержание практической работы, основные практические задания, библиографический список для педагога и детей, дидактический материал, используемый на теоретических и практических занятиях.
План воспитательной работы, реализуемой программой.
Учебно-методическое обеспечение занятий.
Результативность программы (достижения детского коллектива в конкурсах, соревнованиях разного уровня, результаты диагностики, контрольных срезов и т.п.).
Экспертный лист оценивания образовательной программы дополнительного образования
1. Информационная карта программы
Ф.И.О. автора, квалификационная категория ___________________________________________________________________
– по характеру образовательной деятельности (обучающая, развивающая, коррекционная, воспитательная)_______________________________________
– по уровню освоения (общекультурный, углубленный, профессионально ориентированный)________________________________________________
– тип программы (типовая, модифицированная или адаптированная, экспериментальная, авторская)______________________________________
– продолжительность освоения ______________________________________
– возрастная категория детей ________________________________________
2. Оценка программы
Наличие титульного листа_____________________________________________
– обоснование актуальности, новизны и основных отличий программы от других аналогичных или смежных профилю деятельности;
– преемственность и согласованность программы с образовательными программами общеобразовательной школы;
– взаимосвязь целей и задач (насколько цель содержит указание на предполагаемый результат); реализация в них идеи гармонического развития личности ребенка, его творческих сил и способностей; воспитание потребности в самообразовании;
– цели, определяемые для каждого года процесса деятельности (если программа долгосрочная);
– ведущие теоретические, педагогические идеи, подходы, концепции; степень научности и практической деятельности;
– общепедагогические принципы и специфические закономерности предмета изучения: научность, системность, доступность, динамичность и стабильность, связь теории с практикой;
– краткое описание основных методов, обеспечивающих, с точки зрения автора, усвоение детьми материала, воспитывающие и развивающие навыки их творческой деятельности;
– умение фиксировать и обобщать материалы наблюдений, исследований;
краткое описание разнообразных форм работы с детьми: экскурсии, походы, практические и лабораторные занятия, массовые мероприятия и т.п.;
– прогнозируемые результаты и критерии их оценки (что будут знать и уметь обучающиеся, где смогут продолжить свои занятия по профилю объединения, какие качества личности могут быть развиты в результате занятий и каким образом это определяется);
– средства, необходимые для реализации программы (научно-методическое, материально-техническое обеспечение и др.).
– обозначение основных тем учебного курса и их продолжительность по годам обучения;
– пояснение расчета годовых часов.
– полное раскрытие тем с указанием основных вопросов теоретического и практического плана;
– наличие форм самостоятельной работы для детей, занимающихся не первый год (доклады, проекты, исследовательская работа, рефераты и др.);
– соответствие содержания и форм возрастным и индивидуальным особенностям.
– дидактическое (карточки, наглядность задания);
– библиографический список по направлению деятельности для детей и для педагогов;
– наличие инструментария педагогической диагностики;
– результаты педагогической и психологической диагностики
Технологичность программы (доступность для применения в педагогической практике).
«Портфолио» в дополнительном образовании
«Портфолио» – способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника, педагога в определенный период его обучения, профессиональной деятельности.
Сравнительная характеристика видов «портфолио»
| № | Вид | Содержание «портфолио» | Преимущества | Ограничения |
| 1 | «Портфолио» документов | Документированные индивидуальные образовательные и творческие достижения | Механизм определения рейтинга достижений | Не дает предс-тавления о про-цессе работы |
| 2 | «Портфолио» Собрание проектных, исследовательских, творческих работ | Дает представле-ние о качестве работы, динамике, исследовательской активности | Не может быть использовано для определе-ния рейтинга работы | |
| 3 | «Портфолио» отзывов | Внешние характеристики качества исследовательской работы, самоанализ по результатам работы | Включает механизмы самооценки | Сложность формализации и учета собран-ной информации |
Учитывая достоинства и недостатки каждого вида «портфолио», оптимально использование комплексных видов «портфолио» (например, документов и работ).
Примерная структура «портфолио». «Портфолио» документов представлено в табл. 2.
Таблица 2.







