Объединение дополнительного образования что это
Виды детских объединений в системе дополнительного образования детей
1) Право ребенка заниматься в нескольких объединениях одновременно и менять их по своему усмотрению.
2) Право педагога работать по образовательным программам одной направленности или по комплексным и интегрированным программам.
3) Зависимость численного состава объединения и продолжительности занятий от устава учреждения.
4) Право педагога на выбор формы занятия – коллективной или индивидуальной.
5) Право детей и родителей на создание благоприятного режима труда и отдыха детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
6) Право родителей на участие в работе детских объединений.
Выделяются следующие виды детских объединений детей: кружок (группа), клуб, студия, школа, ансамбль, театр, лаборатория, секция НОУ, совет.
Кружок – одно из первых объединений детей по интересам. Здесь происходит приобщение ребенка к углубленному изучению какого-либо предмета, к разным видам деятельности. Это, как правило, первая ступень закрепления интереса и потребности ребенка в конкретном виде деятельности. В кружке соединяется изучение предмета с возможностью общения по интересам, что делает необходимым для педагога разработку не только обучающей, но и воспитательной части программы.
Студия – творческий коллектив детей и педагогов, объединенный общей целью, задачами, ценностями совместной творческой деятельности. Это форма объединения чаще всего в художественном направлении деятельности (театральная, бального танца, изостудия, лепки и керамики и т.п.). Здесь обычно изучаются интегрированные учебные курсы, разные стороны того или иного вида искусства. Например, театральная студия предполагает изучение актерского мастерства, сценической пластики, основ мировой театральной культуры, культуры речи и т.п. В студии работает коллектив педагогов. Специфика этого детского объединения состоит в систематических творческих выступлениях, выставках, концертах, фестивалях, где не только демонстрируются достижения коллектива, но и происходит своеобразное творческое общение с подобными коллективами, являющееся стимулом дальнейшего развития.
Как отдельный вид детского объединения выделяется детский театр, который по специфике своей деятельности очень близок к студии. Он может быть организован не только в театральном виде искусства, но и в иных областях деятельности. Так, достаточно широко распространены театры моды, фольклорные театры, где работа по созданию моделей тесно переплетается с театрализованным показом костюмов.
Ансамбль – детское объединение, представляющее собой единый творческий коллектив, состоящий из групп исполнителей по отдельным видам искусства. Например, ансамбль песни и танца состоит из танцевальной группы, хора, оркестра. Ансамбль по характеру деятельности близок к студии. Их объединяет художественная направленность, творческий характер деятельности, участие в концертных, фестивальных программах, работа нескольких педагогов. Ансамбль – это часто разновозрастной коллектив, что накладывает отпечаток на воспитательную работу, характер общения педагогов с детьми и детей между собой. Спецификой работы ансамбля является большая репетиционная деятельность – залог высокого профессионального и исполнительского мастерства.
Клуб – объединение детей и педагогов в целях общения по интересам, связанным с культурой, искусством, политикой, техникой, спортом, досугом. Например, клуб юных парламентариев, лидеров, диско-клуб и т.п. В основе деятельности клуба лежат определенные принципы: добровольность членства, единство цели, самоуправление, совместная деятельность. В деятельности клуба активное участие принимают органы самоуправления. Клуб имеет свои правила, устав, программу деятельности, внешние атрибуты (эмблема, девиз, форма). Во главе стоит избираемый членами совет. Состав клуба не является постоянным. Для деятельности клуба характерно сочетание заседаний (занятий) и организация массовых акций, мероприятий по профилю деятельности.
Школа в структуре учреждения дополнительного образования предполагает изучение нескольких взаимосвязанных предметов или углубленное изучение какой-либо научной дисциплины. Например, школа раннего развития для дошкольников, коммерческая школа и т.п. Школа может иметь разные ступени обучения: начальное, основное, профессиональное. Школа в системе дополнительного образования детей – это система взаимообусловленных, преемственных программ одного направления, позволяющих детям заниматься на доступных уровнях. Перед школой стоят комплексные задачи допрофессиональной или начальной профессиональной подготовки детей, поэтому спецификой школы в дополнительном образовании является наличие примерных образовательных программ, ориентированных на базовые знания, умения, навыки; обязательная промежуточная и итоговая аттестация; выдача итогового документа, подтверждающего уровень образования. Школа предполагает работу нескольких педагогов.
Секция научного общества учащихся (НОУ) – добровольное объединение старшеклассников, создающееся с целью изучения той или иной отрасли науки, исследования определенных научных проблем. Подразумевает научно-исследовательскую деятельность детей под руководством ученых, специалистов-практиков, педагогов дополнительного образования. В секции НОУ сочетаются коллективные и индивидуальные формы работы. Итогом работы старшеклассника является научное исследование, которое представляется на международных, российских, региональных олимпиадах, конференциях. Научное общество учащихся возглавляется советом – органом самоуправления, избранным из членов секций и филиалов НОУ. Совет позволяет старшеклассникам активно включаться в общественную работу и может рассматриваться как серьезный социализирующий фактор деятельности НОУ.
Лаборатория – коллектив старшеклассников или старших подростков, занимающихся прикладной областью научного знания или междисциплинарными исследованиями. По характеру деятельности близок к секции НОУ. Для реализации программы деятельности необходима лабораторная база, специальное оборудование.
Представленные детские объединения не исчерпывают всего многообразия деятельности учреждения дополнительного образования, но наиболее распространены в практике современной системы дополнительного образования детей.
Содержание программы
Каждая тема программы, обозначенная в учебно-тематическом плане, раскрывается отдельно по схеме: цели и задачи, знания, умения и навыки, формируемые темой, теоретические вопросы, основные законы, закономерности, термины, понятия, содержание практической работы, основные практические задания, библиографический список для педагога и детей, дидактический материал, используемый на теоретических и практических занятиях.
План воспитательной работы, реализуемой программой.
Учебно-методическое обеспечение занятий.
Результативность программы (достижения детского коллектива в конкурсах, соревнованиях разного уровня, результаты диагностики, контрольных срезов и т.п.).
Экспертный лист оценивания образовательной программы дополнительного образования
1. Информационная карта программы
Ф.И.О. автора, квалификационная категория ___________________________________________________________________
– по характеру образовательной деятельности (обучающая, развивающая, коррекционная, воспитательная)_______________________________________
– по уровню освоения (общекультурный, углубленный, профессионально ориентированный)________________________________________________
– тип программы (типовая, модифицированная или адаптированная, экспериментальная, авторская)______________________________________
– продолжительность освоения ______________________________________
– возрастная категория детей ________________________________________
2. Оценка программы
Наличие титульного листа_____________________________________________
– обоснование актуальности, новизны и основных отличий программы от других аналогичных или смежных профилю деятельности;
– преемственность и согласованность программы с образовательными программами общеобразовательной школы;
– взаимосвязь целей и задач (насколько цель содержит указание на предполагаемый результат); реализация в них идеи гармонического развития личности ребенка, его творческих сил и способностей; воспитание потребности в самообразовании;
– цели, определяемые для каждого года процесса деятельности (если программа долгосрочная);
– ведущие теоретические, педагогические идеи, подходы, концепции; степень научности и практической деятельности;
– общепедагогические принципы и специфические закономерности предмета изучения: научность, системность, доступность, динамичность и стабильность, связь теории с практикой;
– краткое описание основных методов, обеспечивающих, с точки зрения автора, усвоение детьми материала, воспитывающие и развивающие навыки их творческой деятельности;
– умение фиксировать и обобщать материалы наблюдений, исследований;
краткое описание разнообразных форм работы с детьми: экскурсии, походы, практические и лабораторные занятия, массовые мероприятия и т.п.;
– прогнозируемые результаты и критерии их оценки (что будут знать и уметь обучающиеся, где смогут продолжить свои занятия по профилю объединения, какие качества личности могут быть развиты в результате занятий и каким образом это определяется);
– средства, необходимые для реализации программы (научно-методическое, материально-техническое обеспечение и др.).
– обозначение основных тем учебного курса и их продолжительность по годам обучения;
– пояснение расчета годовых часов.
– полное раскрытие тем с указанием основных вопросов теоретического и практического плана;
– наличие форм самостоятельной работы для детей, занимающихся не первый год (доклады, проекты, исследовательская работа, рефераты и др.);
– соответствие содержания и форм возрастным и индивидуальным особенностям.
– дидактическое (карточки, наглядность задания);
– библиографический список по направлению деятельности для детей и для педагогов;
– наличие инструментария педагогической диагностики;
– результаты педагогической и психологической диагностики
Технологичность программы (доступность для применения в педагогической практике).
«Портфолио» в дополнительном образовании
«Портфолио» – способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника, педагога в определенный период его обучения, профессиональной деятельности.
Сравнительная характеристика видов «портфолио»
№ | Вид | Содержание «портфолио» | Преимущества | Ограничения |
1 | «Портфолио» документов | Документированные индивидуальные образовательные и творческие достижения | Механизм определения рейтинга достижений | Не дает предс-тавления о про-цессе работы |
2 | «Портфолио» Собрание проектных, исследовательских, творческих работ | Дает представле-ние о качестве работы, динамике, исследовательской активности | Не может быть использовано для определе-ния рейтинга работы | |
3 | «Портфолио» отзывов | Внешние характеристики качества исследовательской работы, самоанализ по результатам работы | Включает механизмы самооценки | Сложность формализации и учета собран-ной информации |
Учитывая достоинства и недостатки каждого вида «портфолио», оптимально использование комплексных видов «портфолио» (например, документов и работ).
Примерная структура «портфолио». «Портфолио» документов представлено в табл. 2.
Таблица 2.
Позиции | Компоненты | Результаты |
Олимпиады | Городские Для составления банка данных на воспитанников, педагогов методической службой образовательного учреждения делается карта достижений. Карта индивидуальных достижений воспитанника Ф.И.О. воспитанника (педагога)__________________________________ Что такое дополнительное образование? Центры, программыЧто такое дополнительное образование? На какие подвиды подразделяется? Какое место занимает в системе образования, установленной законом об образовании, вступившим в силу 2013 года? Кто может осваивать программы дополнительного образования? Где можно получить эту услугу? Ответы на все эти вопросы и много другой интересной и полезной информации доступно читателю в статье. Уклон будет сделан на дополнительное образование детей и взрослых, но будет кратко рассмотрен и другой подвид дополнительного образования. Место дополнительного образования в системеС 2013 года на территории РФ действует новый закон об образовании. Нормативный правовой акт внес значительные изменения в систему образования. Изменения коснулись и системы доп. образования. Как она выглядит сейчас? Что такое дополнительное образование? Это прежде всего вид образования. Такой же, как дошкольное образование, начальное, основное, среднее общее образование, СПО, ВПО и обучение профессиям. По закону образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию. Исключением может являться лишь осуществление деятельности непосредственно, без образования юридического лица и привлечения работников в штат. Соответственно, лицензируется и дополнительное образование. Выглядит это как отдельный вид образования на бланке, прилагаемом к лицензии. Оно может подразделяться на 2 подвида, но об этом речь пойдет ниже. Кроме того, активно выходят на рынок частные образовательные организации дополнительного образования. Оказывая услуги на возмездной основе, они достаточно неплохо себя чувствуют и развиваются. На какие подвиды делится?Новый закон разделяет дополнительное образование на 2 подвида: дополнительное проф. образование и дополнительное образование для детей и взрослых. Несмотря на то что названия подвидов похожи, между ними существует ряд существенных отличий. По завершении обучения по дополнительным профессиональным программам обязательно выдаются предусмотренные законом документы. Для дополнительного образования взрослых и детей это утверждение верно лишь отчасти. Еще одним важным отличием является наличие или отсутствие обязательной итоговой аттестации, форм ее проведения. Рассмотрим каждый из подвидов более подробно. Дополнительное профессиональное образованиеОсуществлять деятельность по реализации дополнительных профессиональных программ вправе только юридическое лицо, имеющее в приложении к лицензии данный подвид образования. Интересный факт: указание адреса места осуществления деятельности по ДПО в приложении к лицензии не обязательно. Таким образом, ДПО может реализовываться организацией по всей территории РФ при условии соблюдения ряда обязательных требований. Рассмотрим более подробно повышение квалификации и профессиональную переподготовку в рамках ДПО. Повышение квалификацииТакие программы направлены на повышение уже имеющейся квалификации специалиста. Подразумевается, что квалификация уже есть. Например, учитель истории, имеющий диплом специалиста ВПО и квалификацию «Историк, преподаватель истории», хочет научиться преподавать историю в рамках ФГОС. Или же возникла необходимость овладеть навыками работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В таком случае специалист проходит курсы повышения квалификации. Законами регионов РФ, регламентирующих отношения в сфере образования, предусмотрено периодическое, но не реже 1 раза в 3 года, повышение квалификации педагогических работников муниципальных и государственных организаций. Минимальный нормативный срок освоения такой программы установлен от 16 часов. Максимальный нормативный срок законом не урегулирован. Если обучение осуществляется на платной основе, то в обязательном порядке должен быть заключен договор об образовании. Этот документ должен соответствовать требованиям к оказанию платных образовательных услуг. ПереподготовкаЭти программы направлены на получение новой квалификации, необходимой для осуществления профессиональной деятельности. Неофициально этот вид программ называют «вторым» высшим образованием, но это не совсем так. Образование, направленное на детей и взрослыхОбразовательные программы дополнительного образования для взрослых и детей называются общеобразовательными и подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные. Рассмотрим эти программы подробнее. Общеразвивающие программыЭти программы предназначены для неопределенного круга лиц вне зависимости от возраста, пола, цвета кожи, языка и вероисповедания. Это может быть игра на гитаре, занятия по футболу, обучение бальному танцу, знакомство с персональным компьютером, обучение стрельбе и так далее. Список практически безграничен. Предпрофессиональные программыПрограммы могут вестись как в области спорта, так и в области искусств. Реализация программ обязательно осуществляется в соответствии с ФГТ. Предпрофессиональное обучение в сфере культурыПредпрофессиональное образование в спорте и культуреТакие программы может реализовать любая организация, имеющая в лицензии данный подвид образования. Однако в 99 % случаев этими организациями являются детские и юношеские спортивные школы. НаправленностиГде получить услугу?Также дополнительное образование может быть получено в детской школе искусств и детской юношеской спортивной школе. ГЛАВА 2. Понятие детского объединения в системе дополнительного образования детей.2.1 Методика формирования взаимоотношений в детском хореографическом коллективе. Педагогическое требование, как фактор формирования коллектива (посмотреть методическую разработку в закладках) В условиях современного общества базовой школьной программы для полноценного развития подрастающего поколения недостаточно. Для того чтобы потенциал ребенка раскрылся как можно больше, необходимо дать возможность расширения кругозора и реализации творческих способностей. Расширить кругозор ребенка, а также «проявить» всего способности, помогает детское дополнительное образование, которое нацелено на всестороннюю реализацию всех творческих и личностных способностей детей. Оно находит выражение во многих формах работы: кружки, факультативы, секции, творческие студии и т.д. Детское объединение организуется на принципах гуманизма, добровольности, демократии, творческого развития личности, свободного выбора каждым ребенком вида деятельности и темпов обучения, дифференциации обучения с учетом реальных возможностей и мотивационной заинтересованности каждого учащегося. [50]. Задачи детского объединения: · наиболее полное удовлетворение потребностей и интересов детей; · обучение детей основам избранного ими вида деятельности; создание ситуаций успеха для каждого воспитанника; формирование потребности здорового образа жизни, физического самосовершенствования; · личностно-нравственное развитие учащихся, их профессиональное самоопределение; · обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации детей к жизни в обществе; · формирование общей культуры; · воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине и семье. Детские творческие объединения формируются по виду деятельности и по реализуемым образовательным и досугово-развивающим программам. Детские объединения могут состоять из нескольких групп. Группы могут быть одновозрастные или разновозрастные. Ансамбль-небольшая группа выступающих совместно детей как единый творческий исполнительский художественный коллектив. Учебная группа- это относительно устойчивоеобъединение детей и педагога на основе единой цели (декларируемой и закрепленной в образовательной программе), сходных интересов, потребности в общении и совместной деятельности. Клуб- объединение детей и подростков на основе совпадения интересов, стремления к общению, совместному проведению досуга и отдыха. Мастерская-форма детского объединения, имеющая принадлежность содержания деятельности к определенному виду прикладного творчества, ремесла, искусства и ориентированная на прикладные умения и достижение Студия- творческий коллектив в определенном виде деятельности (объединяющий несколько родственных видов деятельности взаимодополняющих друг друга), объединенный общими задачами, едиными ценностями совместной деятельности, эмоциональным характером межличностных отношений.В основе содержания лежит доминирующий, основной предмет, вокруг которого «выстраиваются» смежные, сопряженные с ним. При разных вариантах «авторства» программа обучения в студии составлена с учетом того, что детям преподаются несколько необходимых для творческой деятельности дисциплин. [45, с.31] Школа- форма образовательного объединения, которая сочетает в себе изучение нескольких взаимосвязанных предметов. Кружок занимает начальную(базовую) ступень закрепления индивидуальной потребности ребенка, его желания, интереса к какому-либо конкретному виду деятельности или выявления способности к активному творчеству. Как форма внеклассной или внешкольной работы, кружок выполняет функции: -расширения, углубления, компенсации предметных знаний; -приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; -расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха. Кружок- это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости, приняв решение продолжать или отказаться от нее. Кружок позволяет удовлетворить самые разнообразные, массовые потребности детей, развить их соединить со способностью к дальнейшему самосовершенствованию в образовательных группах, коллективах, или перевести «стихийное» желание в осознанное увлечение. Успех и точность в решении этих задач зависят от степени активного участия в работе кружка детей, но и в большей степени- от личных качеств педагога-руководителя. Обучение детей в кружке проводится по образовательной программе, где четко регламентировано время учебных занятий для детей по годам обучения. Приоритетны для них предметно-практические задачи освоения конкретного профиля деятельности, т.е изучается один учебный курс, соответствующий требованиям программы, с группой работает, как правило, один педагог. Результатами работы кружка чаще всего являются знания, умения, навыки детей по предмету, соответствующие программным требованиям педагога. Важным элементом кружка, его особенностью является и форма выражения итога, результата. Он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т.д. На базе кружков могут быть созданы клубы, научные общества и школы, профильные группы. 2.1 Методика формирования взаимоотношений в детском хореографическом коллективе. Взаимоотношения— субъективно переживаемые связи и отношения между людьми. Это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельности людей и их общения. Взаимоотношения складываются в рамках взаимодействия людей, а затем оказывают влияние на эффективность совместного труда и характер протекания, и интенсивность процесса общения. Взаимоотношения характеризуются избирательностью и нередко ярко эмоционально окрашены: человек предпочитает одних людей, равнодушен к другим, не принимает третьих. При этом феномен избирательности обусловлен потребностной сферой человека.[46, с. ] Реальная практика работы с детьми в детских коллективах и изучение трудов психологов В. В.Абраменковой, Л.Н. Башлаковой, Д.П.Лаврентьевой, М.И.Лисиной, Л.П.Почевериной, Е. В. Субботского и т. д. по проблемам взаимоотношений дошкольников в коллективе показывают, что между детьми существуют сложные отношения, которые несут на себе отпечаток реальных социальных отношений, имеющих место во «взрослом обществе». Дети тянутся к сверстникам, но, попадая в детское общество, не всегда могут установить конструктивное отношение с другими детьми. Наблюдения показывают, что нередко в группе между детьми возникают взаимоотношения, которые не только не формируют у детей гуманных чувств друг к другу, а, наоборот порождают эгоизм, агрессивность, как качества личности. В каждой группе есть обычно несколько чрезвычайно активных детей, которых педагоги нередко считают «ядром» группы, поддерживают и опираются на них в своей педагогической деятельности. С другой стороны, в группе есть дети, которые находятся как бы в подчинении у первых. Такая «поляризация» вредно отражается на развитии личности и тех, и других. У первых развивается повышенная самооценка, стремление любой ценой быть впереди всех, жестокость по отношению к более пассивным детям. У тех же детей, которые не входят в «ядро», развивается либо угодничество, стремление любой ценой обеспечить себе покровительство «главного», либо замкнутость, недоверие к людям и т.д. Такие дети чувствуют себя неуверенно, неуютно в группе сверстников и нередко с большой неохотой идут в детский коллектив. Положение личности в системе коллективных отношений во многом зависит от ее индивидуального социального опыта, определяющего характер ее суждений, систему ценностных ориентации, линию поведения. Этот опыт может соответствовать, а может и не соответствовать суждениям, ценностям и традициям поведения, сложившимся в коллективе. [23, c. 307]. Выделяют три наиболее распространенные модели развития отношений между личностью и коллективом: 1) личность подчиняется коллективу (она может либо подчиняться требованиям коллектива естественно и добровольно, либо уступать ему как внешней превосходящей силе, либо пытаться и дальше сохранять свою независимость и индивидуальность, подчиняясь коллективу лишь внешне, формально); 2) личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях; 3) личность подчиняет себе коллектив. Согласно первой модели личность может подчиняться требованиям коллектива естественно и добровольно, может уступать коллективу как внешней превосходящей силе, а может пытаться и дальше сохранять свою независимость и индивидуальность, подчиняясь коллективу лишь внешне, формально. Если очевидно стремление войти в коллектив, личность склоняется к ценностям коллектива, принимает их. Коллектив «поглощает» личность, подчиняет ее нормам, ценностям и традициям своей жизни. Третья модель взаимоотношений личности с коллективом, когда личность подчиняет себе коллектив, встречается нечасто. Все же, учитывая деятельность так называемых неформальных лидеров, а следовательно, и наличие двойных, нередко и тройных систем ценностей и отношений, эту модель нельзя игнорировать. Яркая личность, ее индивидуальный опыт могут в силу тех или иных причин оказаться привлекательными в глазах членов коллектива. Эта привлекательность чаще всего обусловлена личностными качествами, необычностью суждений или поступков, оригинальностью статуса или позиции. В таком случае социальный опыт коллектива может измениться. Этот процесс может иметь двойственный характер и приводить как к обогащению социального опыта коллектива, так и к обеднению, если новый кумир становится неформальным лидером и ориентирует коллектив на более низкую систему ценностей, чем та, которой коллектив уже достиг. [23, c. 309] -сплоченность, т. е. взаимопонимание, защищенность, «чувство локтя», причастность к коллективу;
|