Оба примера дополняя друг друга дают ясно понять что

Шаблон к сочинению по русскому языку на ЕГЭ-2022

Шаблон сочинения ЕГЭ

1. Вступление — 2-3 предложения подводящие к проблеме. Можно не использовать вступление, а сразу перейти к риторическому вопросу и перейти к формулировке проблемы.

Клише для вступления:

2. Формулировка проблемы (К1) — размышление автора над поставленной проблемой.

Клише для формулировки проблемы:

3. Комментарий к проблеме (К2) — пять шаблонов: 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важны для понимания проблемы исходного текста, 2 пояснения и смысловая связь между ними..(вывод, противопоставление, сравнение). ПОМНИ! Комментарий — это не пересказ. Если какого-то элемента из шаблона нет, то баллы снижаются.

Клише для комментариев:

4. Авторская позиция (К3) — позиция автора исходного текста раскрывается в конце, где автор дает ответ на проблемный вопрос.

Клише для отображения авторской позиции:

5. Ваше отношение к позиции автора (К4) — своё отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись с автором) + обоснование.

Клише для выражения собственного мнения:

6. Вывод — обобщение твоего рассуждения. Подводятся итоги в 2-3 предложениях.

Клише для вывода:

Источник

Таблица-шаблон к сочинению по русскому языку на ЕГЭ-2020

Композиция сочиненияСодержание части сочиненияВозможные клише к сочинению
1. Проблема, поставленная автором текста(К1)Вопрос, над которым размышляет автор.Автор текста (фамилия, инициалы) размышляет над проблемой(чего?)…

Автор текста (фамилия, инициалы) предлагает своим читателям задуматься над проблемой(чего)…

В центре внимания автора текста (фамилия, инициалы) проблема(чего?)…

Проблемный вопрос. Такова проблема, которая привлекла внимание автора текста(фамилия, инициалы).

Проблемный вопрос. Этой проблеме посвящен текст автора(фамилия, инициалы).

Именно эта проблема привлекла внимание автора текста(фамилия, инициалы)

«…?»- такой вопрос ставит в своем тексте автор (фамилия, инициалы).2. Комментарий к проблеме. Два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые,

по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста(К2)

Первый пример + пояснение к примеру

Второй пример + пояснение к примеру

Связь между примерами (противопоставление, сравнение, причина – следствие, вывод, уступка)Примеры – иллюстрации:

Проблема раскрывается автором на примере…

Автор обращает внимание читателя на …

Не случайно автор изображает (кого, что?)…

Поступок героя свидетельствует о том, что…

В качестве примера автор рассматривает…

Пояснение к примерам:

Писатель убеждает читателя в том, что…

Этот пример показывает, что…

Этот пример убедительно доказывает, что…

Эти слова содержат глубокий смысл, который можно обозначить так…

Автор неслучайно обращает внимание на…

Эти события(факты, примеры) помогают понять…

АВТОР отмечает, описывает, подчеркивает, останавливается на…, опирается на мнение…, сопоставляет, подтверждает свои мысли…

Связь между примерами:

Размышляя над проблемой, автор противопоставляет….

Для сравнения автор обращается к …

Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять….

Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…

Несмотря на очевидную правоту героя, автор думает иначе…

Объясняя причину поступка героя, автор приводит….3. Авторская позиция(К3)Ответ на проблемный вопрос, данный автором текстаАвтор считает, что…

Автор подводит читателя к выводу о том, что…

Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…

Позиция автора такова…

Автор убеждает нас в справедливости вывода о том, что…

«Цитата из текста, где явно звучит вывод автора»4. Моё отношение к позиции автора по проблеме и его обоснование (К4)Мой ответ на этот вопрос + обоснование(опора на общечеловеческие ценности, общеизвестные факты истории и науки, обращение к обобщенному опыту, к собственному читательскому опыту)Отношение к позиции автора по проблеме:

Я согласен с мнением автора.

Нельзя не согласиться с мнением автора.

Безусловно, автор прав.

Моя точка зрения совпадает с позицией автора…

Трудно не согласиться с автором.

Я полностью разделяю позицию автора.

Обоснование собственной позиции:

Сама история человечества не раз доказывала справедливость этого…

Нужно вспомнить и тот научный факт, который еще раз подтверждает…

Когда-то и я впервые услышал о том, что…

Известный ученый/ политик/ спортсмен/ общественный деятель/писатель об этом говорил так…

Нельзя не вспомнить героя известного фильма/ романа…5. Вывод

Автор: Фурзикова Ольга Юрьевна, учитель русского языка и литературы.

Источник

Речевые клише для сочинения в ЕГЭ по русскому языку

Полная структура сочинения с речевыми клише.

1. Вступление — 2-3 предложения подводящие к проблеме. Можно не использовать вступление, а сразу перейти к риторическому вопросу и перейти к формулировке проблемы.

Клише для вступления:

2. Формулировка проблемы (К1) — размышление автора над поставленной проблемой.

Клише для формулировки проблемы:

Автор текста (ФИО) размышляет над проблемой (чего?)…
Автор текста (ФИО) предлагает своим читателям задуматься над проблемой (чего)…
В центре внимания автора текста (ФИО) проблема (чего?)…
Проблемный вопрос. Этой проблеме посвящен текст автора (ФИО).
Именно эта проблема привлекла внимание автора текста (ФИО).

3. Комментарий к проблеме (К2) — пять шаблонов: 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важны для понимания проблемы исходного текста, 2 пояснения и смысловая связь между ними..(вывод, противопоставление, сравнение). ПОМНИ! Комментарий — это не пересказ. Если какого-то элемента из шаблона нет, то баллы снижаются.

Клише для комментариев:

В качестве примера автор рассматривает…
Проблема раскрывается автором на примере…
Автор обращает внимание читателя на …

Пояснение к примерам:

Этот пример показывает, что…
Этот пример убедительно доказывает, что…
Эти события(факты, примеры) помогают понять…

Связь между примерами:

Размышляя над проблемой, автор противопоставляет….
Для сравнения автор обращается к …
Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять….

4. Авторская позиция (К3) — позиция автора исходного текста раскрывается в конце, где автор дает ответ на проблемный вопрос.

Клише для отображения авторской позиции:

Автору удалось убедить читателя в том, что…
В произведении доказана мысль о…
Позиция автора такова…
«Цитата из текста, где явно звучит вывод автора»

5. Ваше отношение к позиции автора (К4) — своё отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись с автором) + обоснование.

Клише для выражения собственного мнения:

Твоё отношение к позиции автора:

Я согласен с мнением автора.
Не могу полностью разделить мнение автора…
Безусловно, автор прав.
Моя точка зрения совпадает с позицией автора…
Трудно не согласиться с автором.
Я полностью разделяю позицию автора.

Обоснование собственной позиции:

Нельзя не вспомнить героя известного фильма/ романа…
Сама история человечества не раз доказывала справедливость этого…
Известный ученый/ писатель/ деятель/. об этом говорил так…

6. Вывод — обобщение твоего рассуждения. Подводятся итоги в 2-3 предложениях.

После прочтения этого произведения становится понятно…
После знакомства с героями произведения понимаешь…
Прочитав произведение, осознаешь…
Автор стремился показать.
Автор хочет, чтобы читатель понял…
Автор текста считает проблему важной…

Источник

Речевые клише для написания сочинения

В материале содержится два варианта речевых клише для написания сочинения-рассуждения.

Особое внимание уделяется структуре сочинения и аргументации выявленной проблемы.

27 задание ЕГЭ по русскому языку.

Что такое…? Именно эту проблему поднимает …… (ФИО автора), автор предложенного для анализа текста. Она показалась мне важной и интересной.

Писатель обращает наше внимание на ….

В качестве первого примера обратимся к предложениям…. В них повествуется о….

Вторым примером могут послужить предложения…. В них рассказывается о….

Сопоставив аргументы и комментарии к ним, я пришла к выводу: …. Писатель даёт нам ясно понять, что …. Автор продемонстрировал яркий образец….

Позиция автора мне предельно ясна: он считает, что….

Я полностью согласна с мнением … (ФИО автора) и тоже думаю, что… Эта же проблема рассматривается во многих произведениях классической литературы. Достаточно вспомнить творчество великих писателей. Так, в произведении …(ФИО автора, название произведения в кавычках) приводится яркий пример….

Таким образом, исходя из изложенного выше, можно сделать вывод: ….

Первым примером могут послужить предложения…. В них повествуется о….

Для сравнения (или дополнения, противопоставления…) обратимся к другому примеру. Вторым аргументом могут послужить предложения… В них рассказывается о….

Сопоставив аргументы и комментарии к ним, я пришёл к выводу: …. Оба примера, дополняя друг друга, позволяют увидеть… Писатель даёт нам ясно понять, что …. Автор продемонстрировал яркий образец….

Позиция автора мне предельно ясна: он считает, что….

Я полностью согласен с мнением … (ФИО автора) и тоже думаю, что… Эта же проблема рассматривается во многих произведениях классической литературы. Достаточно вспомнить творчество великих писателей. Так, в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» приводится яркий пример ….

Таким образом, исходя из изложенного выше, можно сделать вывод: проблема, обозначенная автором, является актуальной во все времена.

Источник

Запомни!

Оба примера дополняя друг друга дают ясно понять что. Смотреть фото Оба примера дополняя друг друга дают ясно понять что. Смотреть картинку Оба примера дополняя друг друга дают ясно понять что. Картинка про Оба примера дополняя друг друга дают ясно понять что. Фото Оба примера дополняя друг друга дают ясно понять что

Сочинение и шаблоны-убийцы

Школьные сочинения часто пишутся по шаблону. В девятом классе шаблон радует. Писать 9.1, 9.2 или 9.3 по готовой схеме удобно и спокойно. В одиннадцатом шаблон начинает раздражать. Может быть, учителю проще заставить вас выучить десяток предложений, чем научить формулировать свои мысли. Возможно, ему так спокойнее. Или его самого так учили. Или он в вас не верит. Но эксперт, который читает сочинения, начинает лезть на стенку после пятой работы, которая начинается со слов «Я неслучайно выбрал(а) эту тему, поскольку она волнует меня как представителя своего поколения». Другие поколения не волнуются, только твоё? И с чего такое волнение, если тема «Как искусство влияет на мир?» А злой эксперт снижает баллы и лишает выпускника будущего.

И что делать? Либо учитесь писать полностью самостоятельно, либо придумайте собственные заготовки. Можно найти что-то незаезженное, но пусть ваш учитель или репетитор (взрослый!) одобрит выбранные фразы, а то набираете по всему интернету что попало, а потом теряете баллы.

Вступление и формулировка проблемы

Среди множества проблем современности особенно актуальной остаётся… Именно этот вопрос, который не может не беспокоить современного человека, затрагивает…

Проблема, поднятая автором, особенно актуальна в наши дни

Во вступлении вполне можно обойтись без «актуальности» (потому что все проблемы в текстах ЕГЭ актуальны по умолчанию и ни одна из них не является «особенно актуальной») и «современного человека» (многие тексты написаны 50, а то и 100 лет назад). Обратите внимание и на то, что не всякая проблема действительно актуальна в наши дни и всех волнует. Спросите себя: проблема, которую вы вы заявили в сочинении, действительно волнует хоть кого-нибудь в вашем окружении?

Фразы об актуальности заменять не надо. Их вообще не нужно писать. Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки, и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас.

Вот такие длинные, но неизменно одинаковые (слово в слово) вступления особенно травмируют психику проверяющих. Во-первых, ясно, что списано или зазубрено. Во-вторых, никакой пользы от этого вступления, кроме накопления слов. Смысла оно не несёт. В-третьих, это вступление часто пишут в сочинениях по проблемам, которые никого особенно и не волнуют. Над такими сочинениями эксперты смеются. См. рекомендацию выше.

Эти вопросы всегда волновали человечество.

Не забывайте, что человечество сначала жило в пещерах и занималось собирательством. Подумайте, волновали ли его тогда ваши риторические вопросы. Может быть, не надо так сильно обобщать.

Конечно, каждый человек ответит на этот вопрос по-разному.

Вы понимаете разницу между «по-разному» и «по-своему»? Человек ещё аргумент не начал писать, а уже показал, что не понимает значение простых русских слов. А ещё здесь фактическая ошибка (неоправданное обобщение, потому что не могут все люди ответить на один вопрос совсем разное, у кого-то из 7 миллиардов мнение совпадёт).

Трудно найти однозначный ответ на этот вопрос.

На этот вопрос трудно ответить однозначно.

В данном произведении ярко продемонстрирована проблема.

Кто-то говорит на таком языке? Нет. И никто не пишет на таком языке, с «данными произведениями» и «ярко продемонстрированными» (а также ярко проиллюстрированными и ярко поднятыми) проблемами. Никто, кроме составителей шаблонов. И вы так не пишите, пожалуйста! Две речевые ошибки (К10) и ещё две столовые ложки дёгтя в ваш бочоночек с мёдом. Никогда не используйте слово «данный» в сочинении! Это канцеляризм.

Примеры и переходы к ним

Приведённый пример необходим для того, чтобы показать, что.

Автор приводит в пример героя/абзац/рассказ о.

Автор раскрывает проблему, приводя примеры из жизни

В публицистическом тексте автор в самом деле может приводить примеры, доказывая тезис. Только не пишите просто «примеры из жизни»: очень по-детски звучит. Можно «примеры из жизни героев».
У автора художественного текста не было задачи подобрать примеры к проблеме и вставить их в текст. Работа писателя намного сложнее, чем у вас при написании ЕГЭ-сочинения. Это вы должны найти в тексте примеры к каким-либо тезисам сочинения, а автор примеры не подбирает и не приводит, он создаёт эпизоды, рассуждает, строит диалоги героев и т.д.. Не думайте, что автор специально писал рассказ, чтобы вы потом создавали по этому произведению сочинение, и специально спрятал в нём примеры. Не путайте понятия «пример» и «эпизод». Иначе вам могут снизить балл за речевую ошибку, за ошибку в определении понятия или за незнание фонового материала.

Как можно подвести к проблеме, если анализируете художественный текст

Мы узнаём историю из жизни рассказчика и начинаем понимать, зачем она дана. Автор заставляет задуматься о.

Автор исследует эту проблему на примере эпизода из жизни…

Эти события автор описывает, чтобы.

Писатель изображает такого-то героя, который. (очень краткий пересказ)

Симпатии автора на стороне такого-то героя

Слова/поступки героя говорят нам о том, что. и позволяют понять.

Чтобы привлечь внимание читателей к поставленному вопросу, автор рассказывает о.

Попадаются тексты, в которых писатели вообще не поднимают никаких проблем, но мы вынуждены натягивать сову на глобус, так как необходимо выполнить требования ФИПИ. Поаккуратнее с такими выражениями. Убедитесь, что автор действительно привлекает внимание к поставленному вопросу, а не ромашки описывает. Да, иногда нам приходится говорить, что проблема есть, когда её по факту нет, но не надо уж так усугублять своё шаткое положение. И стилистический недочёт: не очень хорошо начинать абзац с придаточного предложения. За такую фразу баллы не отнимут, но и гордиться ею нельзя.

Не имитируйте научный стиль, если вы им пока не владеете. Это страшно выглядит в ваших работах и часто вызывает стилистический разнобой. Кроме того, смысл высказывания не совсем ясен. Почему автор продолжает повествование? Он останавливался? Вы уверены, что в тексте именно повествование, а не рассуждение или описание?

По мере развития авторской мысли мы видим, что…

В следующем эпизоде на первый план выходит…

Размышляя над этим вопросом, автор описывает свои эмоции по поводу.

Лексическая несочетаемость. Мысли по поводу могут быть, а эмоции возникают непроизвольно, поэтому они не по поводу. И ещё с осторожностью ставьте рядом такие слова, как «мыслить» и «эмоции», «чувства». Мыслительная деятельность и эмоциональная реакция находятся как бы в разных пластах деятельности человека. Если автор начал размышлять, вероятно, эмоции уже в прошлом. В определённых ситуация (например, у психоаналитика) человек может вспомнить, какие эмоции испытывал, назвать эти эмоции, но вообще очень редко эмоции нужны для размышлений над каким-либо вопросом. Посмотрите внимательно, что делает автор на самом деле: размышляет или передаёт эмоции. Не пишите эту фразу просто потому, что вам нравится шаблон и надо сделать какой-то переход. Очень маловероятно, что она подойдёт к тексту.

Языковая ошибка: нарушение грамматической сочетаемости. Рассуждать о чём-то, размышлять над чем-то.

Мне кажется/наверное/думаю, никто не останется равнодушным, прочитав о том, как.

Поднята проблема, а не вопрос. Вопрос задан. Некрасиво звучит «поднятым им». Это уже речевые недочёты.

Автор поднимает/ставит/ исследует проблему. убеждает читателя. фиксирует внимание на.

имеет роль – играет значение
автор поднимает тему – раскрывает проблему

Оба примера, дополняя друг друга, помогают автору раскрыть сущность проблемы.

Для перехода от первого примера ко второму используйте такие связки.

При противопоставлении примеров:

Однако из следующего эпизода становится понятно, что…

Совсем иначе ведет себя такой-то герой.

Поведению героя противопоставлены поступки…

Дополнение и уточнение:

Аналогичную ситуацию автор описывает в следующем эпизоде.

Автор дополняет и развивает эту мысль так-то и так-то (для публицистических текстов)

Похожим образом герой поступает и в следующем эпизоде / и другой герой (для художественных текстов)

Позиция Иванова И.И. относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтения текста.

Две стилистические ошибки (порядок слов в имени и «позиция относительно проблемы») — и высший балл по критериям К10 и К6 достался кому-то другому. И что значит «осмысленное прочтение текста»? Почему «лишь»? Сначала вы читали механически, как, видимо, по-вашему, делают все и всегда, а потом всё же решили поискать позицию автора и были вынуждены вдуматься в значение слов и лишь после такой титанической работы что-то поняли? Если это так, не выдавайте себя.

В тексте доказывается мысль о том, что..

Нарушение грамматической сочетаемости. Автор не говорит о проблеме прямо, но читатель понимает, зачем рассказана эта история (для художественных текстов).

Автор прямо выражает свою позицию в таком-то предложении +цитата (для публицистических текстов).

Я согласен с мнением автора

К данной теме обращались многие великие поэты и писатели.

Вполне вероятно, что это действительно так. Но это не лучшее начало обоснования своего мнения 1. Не путайте проблему и тему. Тема шире, вы легко можете соскользнуть на другой предмет речи и начать говорить о другой проблеме, если будете использовать такие переходы. 2. Фраза банальна, избита и стала практически бессмысленной.Вспомним героя такого-то из рассказа/повести/романа такого-то

Я уже задумывался об этом, читая такое-то произведение.

Неслучайно подобные ситуации описываются во многих произведениях мировой литературы.

Таким образом, можно сделать вывод.

Вроде бы ошибка безобидная, но встречается в невероятном количестве работ. «Таким образом» и «можно сделать вывод» — это одно и то же. Тавтология, К10.

Таким образом, очевидно, что в мире нет ничего важнее. Из всего вышесказанного, можно сделать вывод.

Лишняя запятая и стилистическая ошибка, К8 и К10 в одной строке.

Обобщая всё вышесказанное, хочется сказать.

Ошибка в употреблении деепричастного оборота (деепричастный оборот в безличном предложении). Некоторые учебники считают этот вариант допустимым, но зачем вам рисковать? Возможно снижение балла по К9.

Не пишите по шаблонам, которые вам передали выпускники прошлого или позапрошлого года! Существуют предложения-связки, но они должны быть простыми и понятными, их не нужно заучивать. А если уж решили заучить, убедитесь, что заучиваете варианты, в которых хотя бы нет стилистических ошибок.

Благодарим за помощь в создании этого материала Наталию Ягинцеву, Наталью Шилову, Алексея Лямина, Наталью Ващенко, Татьяну Иванову, Наталью Сметнёву, Татьяну Сафонову, Оксану Ласковскую и других преподавателей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *