Об утверждении требований к организации системы внутреннего контроля что это значит

ФНС утвердила новые требования к системам внутреннего контроля компаний

Об утверждении требований к организации системы внутреннего контроля что это значит. Смотреть фото Об утверждении требований к организации системы внутреннего контроля что это значит. Смотреть картинку Об утверждении требований к организации системы внутреннего контроля что это значит. Картинка про Об утверждении требований к организации системы внутреннего контроля что это значит. Фото Об утверждении требований к организации системы внутреннего контроля что это значит

ФНС утвердила новые требования к организации системы внутреннего контроля, а также формы и форматы документов, представляемых при раскрытии информации о системе внутреннего контроля.

Соответствующий приказ от 25.05.2021 № ЕД-7-23/518@ опубликован на официальном сайте налогового ведомства.

Нормы статьи 105.26 НК РФ обязывают организации, претендующие на налоговый мониторинг, прилагать к заявлению сведения о собственной системе внутреннего контроля.

Как ранее поясняла ФНС, изменение требований к организации системы внутреннего контроля позволит повысить уровень доверия налогового органа к системе управления рисками организаций-участников налогового мониторинга.

В рамках расширенного информационного взаимодействия участники налогового мониторинга на постоянной основе раскрывают информацию:

При этом стандартизация форм документов и утверждение XML форматов автоматизирует обмен документами между налоговым органом и участниками налогового мониторинга. Соответственно информацию об организации системы внутреннего контроля участники налогового мониторинга будут представлять в электронном виде.

Согласно приказу, новые требования вступят в силу через 10 дней со дня официального опубликования, но не ранее 1 июля 2021 года.Действующие до настоящего времени требования к системе внутреннего контроля, утвержденные приказом ФНС от 16.06.2017 № ММВ-7-15/509@, упраздняются.

Обращаем внимание, пока приказ ФНС от 25.05.2021 № ЕД-7-23/518@ официально не опубликован.

В «1С:Предприятии» формы и форматы документов для проведения налогового мониторинга поддержаны с выходом очередных версий в программных продуктах: 1C:Налоговый мониторинг Бухгалтерия КОРП МСФО, 1С:Управление холдингом, 1С:ERP. Управление холдингом. О сроках см. в «Мониторинге законодательства».

Источник

Об утверждении требований к организации системы внутреннего контроля что это значит

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 25 мая 2021 года N ЕД-7-23/518@

Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля, а также форм и форматов документов, представляемых организациями при раскрытии информации о системе внутреннего контроля

1. Утвердить Требования к организации системы внутреннего контроля согласно приложению к настоящему приказу.

2. Признать утратившим силу приказ Федеральной налоговой службы от 16.06.2017 N ММВ-7-15/509@ «Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 04.10.2017, регистрационный номер 48424).

3. Установить, что настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

Информация, раскрываемая налоговому органу в соответствии с приложениями NN 1-4, 7, 8 к Требованиям к организации системы внутреннего контроля, представляется за отчетные периоды, наступившие после 01.01.2022.

4. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, начальникам межрегиональных инспекций Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего вопросы проведения налогового мониторинга.

Руководитель
Федеральной налоговой службы
Д.В.Егоров

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
28 июля 2021 года,
регистрационный N 64409

Приложение
к приказу ФНС России
от 25 мая 2021 года N ЕД-7-23/518@

Требования к организации системы внутреннего контроля

I. Общие положения

II. Организация системы внутреннего контроля

2.1. Система внутреннего контроля должна обеспечивать:

упорядоченное и эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности организации, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;

правильность исчисления (удержания), полноту и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов;

выявление, оценку, минимизацию и (или) устранение рисков неправильного исчисления (удержания), неполной и (или) несвоевременной уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов;

достоверность, полноту и своевременность отражения результатов финансово-хозяйственной деятельности в бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности, а также учета таких результатов при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты (перечисления);

соблюдение законодательства Российской Федерации, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни по совершенной или планируемой сделке (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также по иным совершенным фактам хозяйственной жизни организации;

мониторинг результатов выполняемых контрольных процедур, направленных на своевременное выявление, исправление и предотвращение ошибок (искажений) в бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности.

2.2. Система внутреннего контроля должна отвечать специфике финансово-хозяйственной деятельности организации, функционировать на постоянной основе.

2.3. Система внутреннего контроля должна функционировать на всех уровнях контроля осуществления бизнес-процесса (операции), в том числе:

до фактического начала бизнес-процесса (операции) с целью предупреждения или минимизации негативного воздействия событий и факторов, которые могут повлиять на достижение целей организации;

непосредственно в ходе осуществления бизнес-процесса (операции) с целью своевременного выявления и немедленного устранения возникающих в ходе работы нарушений и отклонений от заданных параметров;

после осуществления бизнес-процесса (операции) с целью установления достоверности отчетных данных и оценки соответствия результатов целевым (плановым) показателям.

III. Контрольная среда

3.1. Контрольная среда должна быть сформирована на основе принципов и стандартов, направленных на установление и поддержание руководством и сотрудниками организации системы внутреннего контроля.

3.2. В организации должны быть утверждены и доведены до сведения каждого сотрудника профессиональные, этические и поведенческие стандарты.

3.3. В организации должны быть утверждены стандарты (правила) найма, мотивации, оценки, продвижения, увольнения сотрудников, а также требования к профессиональным знаниям и навыкам сотрудников.

3.4. В организации должно быть установлено разделение ответственности и полномочий сотрудников, обеспечивающих функционирование, мониторинг, оценку организации и совершенствование системы внутреннего контроля.

IV. Система управления рисками

4.1. Система управления рисками должна быть разработана для обеспечения организации и функционирования системы внутреннего контроля.

4.2. Система управления рисками организации должна своевременно предотвращать и минимизировать негативные последствия недостижения организацией целей упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (в том числе достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов).

4.3. Система управления рисками должна функционировать на постоянной основе и соответствовать целям, задачам и стратегии организации.

4.4. Система управления рисками должна быть регламентирована организационно-распорядительными документами организации.

4.5. Система управления рисками должна обеспечивать выполнение последовательности действий, направленных на предотвращение или минимизацию возможного ущерба за счет воздействий на причины и последствия возникновения рисков, в том числе:

минимизация (устранение) рисков;

определение границ приемлемости рисков;

раскрытие информации о выявленных рисках;

принятие решений о способе управления риском на основе оценки достаточности имеющихся в распоряжении организации контрольных процедур для покрытия рисков.

4.6. Выявление и оценка рисков должны осуществлться на основе всестороннего анализа и оценки последствий внутренних и внешних факторов и условий финансово-хозяйственной деятельности организации.

4.7. Система управления рисками должна обеспечивать выявление и оценку наличия или вероятности возникновения обстоятельств, которые могут привести к искажению информации в бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности, неправильному исчислению (удержанию), неуплате (неперечислению) налогов, сборов, страховых взносов и несвоевременному представлению (непредставлению) отчетности в налоговый орган.

V. Выявление рисков

5.1. Выявление рисков должно быть составной частью системы управления рисками и системы внутреннего контроля. Выявление рисков должно осуществляться на основе принципов комплексности, последовательности, непрерывности и оптимальности.

5.2. Выявление рисков должно быть направлено на идентификацию событий, ситуаций, обстоятельств, которые могут оказать влияние на достижение организацией целей деятельности, а также анализ причин и источников возникновения рисков.

5.3. Выявление рисков должно осуществляться исходя из допущения о том, что налоговый орган обладает в полном объеме всей информацией, которая имеется в распоряжении организации на момент выявления рисков.

5.4. Выявление рисков должно обеспечивать определение совокупности ключевых индикаторов риска, отклонение от которых (невыполнение которых) свидетельствует о наличии у организации потенциальных событий, способных влиять на достижение целей деятельности.

5.5. Выявление рисков должно обеспечивать составление перечня источников риска, который определяет потенциальные зоны риска.

5.6. Выявление рисков должно осуществляться в отношении всех операций, в том числе операций, требующих применения профессионального суждения при отсутствии точных способов и методов расчета оценочных значений, методов признания доходов, расходов или требующих допущений о влиянии будущих неопределенных событий.

5.7. Выявление рисков должно осуществляться по однотипным операциям и по операциям, нетипичным по характеру, объему или частоте их осуществления.

5.8. Выявление рисков должно обеспечивать возможность проверки наличия фактов, свидетельствующих об уклонении от уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.

5.9. Выявление рисков должно обеспечивать оценку характера, вероятности возникновения и величины потенциального искажения бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности.

5.10. Оценка характера риска должна основываться на следующих факторах:

связь риска с макроэкономическими изменениями, изменениями социально-экономической ситуации;

связь риска с требованиями по ведению бухгалтерского и налогового учета и подготовке отчетности;

сложность осуществления хозяйственной операции, в том числе необходимость проведения сложных расчетов и соблюдения учетных принципов;

степень ручного вмешательства в процесс учета хозяйственной операции;

степень субъективности при расчете оценочных показателей, содержащихся в бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности;

связь риска с недобросовестными действиями.

5.11. Выявление источников рисков должно осуществляться на основе анализа условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности организации.

5.12. При анализе условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности организации должны учитываться:

цели и стратегические планы организации;

отраслевые факторы (сезонность, цикличность, достаточность ресурсов, конкурентная среда, политика государства и прочие);

требования нормативных правовых актов и особенности учетной политики организации;

характер финансово-хозяйственной деятельности организации, в том числе особенности ее организационной структуры, сегментация деятельности, степень однородности осуществляемых хозяйственных операций, характер и сложность информационных систем.

5.13. Способы и методы выявления риска, применяемые для формирования полной и достоверной информации о рисках, вероятности и последствий их наступления, должны быть определены организацией самостоятельно.

VI. Оценка рисков

6.1. Оценка рисков должна быть составной частью системы управления рисками и обеспечивать определение вероятности возникновения, а также оценку последствий выявленных рисков.

6.2. Вероятность наступления риска должна определяться с учетом следующих факторов:

частота наступления аналогичного события в прошлом;

экономические условия осуществления финансово-хозяйственной деятельности организации.

6.3. Оценка последствий выявленных рисков должна обеспечивать возможность определения уровня влияния риска на достижение организацией целей своей деятельности. В целях настоящих Требований организация должна проводить оценку существенности искажения показателей бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности как вероятное следствие выявленного риска.

Источник

Об утверждении требований к организации системы внутреннего контроля что это значит

На основании п. 7 ст. 105.26 НК РФ (Закон от 29.12.2020 № 470-ФЗ с изменениями) система внутреннего контроля должна соответствовать требованиям к её организации, которые устанавливает ФНС России.

Поэтому с 7 августа 2021 года нужно руководствоваться таким приказом ФНС от 25.05.2021 № ЕД-7-23/518 (далее – Приказ № ЕД-7-23/518). Он закрепил:

Суть в том, что в соответствии с этим приказом вся информация о системах внутреннего контроля участников налогового мониторинга будет приведена к единому стандарту. А это позволит налоговикам обрабатывать ее автоматически.

Кроме того, конкретизация раскрываемых данных позволит налоговикам активнее применять риск-ориентированный подход в налоговом мониторинге.

Какие изменения

Важная задача налогового мониторинга – снижение налоговых рисков организации. Налоговый орган комплексно анализирует их и оценивает эффективность работы системы внутреннего контроля налогоплательщика по выявлению и предотвращению этих рисков. Результаты этой работы – основа для планирования проверок. Они определяют:

Компании с 07.08.2021 предоставляют более подробную информацию о рисках. Так, предусмотрено раскрытие информации:

В форме «Информация об организации системы внутреннего контроля» теперь более стандартизованное изложение информации обо всех внутренних нормативных документах налогоплательщика в отношении организации и функционирования системы внутреннего контроля.

Соответствующим образом скорректирован состав документов. Так, таблицы «Анализ контрольных процедур» больше нет. Введена новая форма «Информация о рисках по отдельным сделкам и операциям».

Если до 07.08.2021 по электронке отправляли информацию об организации системы внутреннего контроля, то теперь добавлены электронные форматы представления:

Таблицы с данными тоже поправили. Например, в сведения о результатах контрольных процедур нужно вносить информацию о количестве проверенных договоров, операций и документов.

Когда отчитываться

ПРЕДМЕТ ОТЧЁТА

ПЕРИОДИЧНОСТЬ И СРОК СДАЧИ

Риски, идентифицируемые в целях налогового мониторинга, на календарный год, за который он проводитсяЕжеквартально на 1-е число месяца соответствующего квартала, не позднее одного месяца со дня наступления соответствующего кварталаИнформация о рисках по отдельным сделкам и операциям на календарный год, за который проводится налоговый мониторингЕжеквартально на 1-е число месяца соответствующего квартала, не позднее одного месяца со дня наступления соответствующего квартала.

При отсутствии данных для раскрытия сдают с нулевыми значениями.Контрольные процедуры в целях налогового мониторинга, на календарный год, за который проводится налоговый мониторингПри подаче заявления о проведении налогового мониторинга

Далее – ежеквартально на 1-е число месяца соответствующего квартала, не позднее одного месяца со дня наступления соответствующего кварталаМатрица рисков и контрольных процедур организации на календарный год, за который проводится налоговый мониторингЕжеквартально на 1-е число месяца соответствующего квартала, не позднее одного месяца со дня наступления соответствующего кварталаРезультаты выполнения контрольных процедур в целях налогового мониторинга за истекший кварталНе позднее 1-го числа второго месяца, следующего за окончанием соответствующего кварталаОценка уровня организации системы внутреннего контроля за период, предшествующий проведению налогового мониторингаПри подаче заявления о проведении налогового мониторинга

Далее – за период проведения налогового мониторинга 1 ноября года, следующего за периодом проведения мониторингаМероприятия по совершенствованию системы внутреннего контроля за период мониторинга1 ноября года, следующего за периодом проведения налогового мониторингаИнформация об организации системы внутреннего контроляПри подаче заявления о проведении налогового мониторинга

Далее – ежегодно на 1-е число месяца соответствующего года, не позднее одного месяца со дня наступления соответствующего года

Вообще проводить оценку необходимости внесения изменений в систему внутреннего контроля нужно не реже 1 раза в квартал. При внесении изменений актуальную информацию нужно сообщить налоговикам в срок до 5 рабочих дней со дня внесения изменений.

Когда отчитываться

Раскрываемую налоговикам информацию о рисках компании, идентифицируемых для налогового мониторинга, сведения о рисках по отдельным сделкам и операциям и матрицу рисков и контрольных процедур нужно сдать за отчетные периоды, наступившие после 1 января 2022 года.

Что мониторят налоговики

Компании, в отношении которых идёт налоговый мониторинг, обязаны соблюдать требования к системе внутреннего контроля:

Вообще, система внутреннего контроля должна работать на всех уровнях бизнес-процесса (операции). А именно:

ЭТАП

ЦЕЛЬ

До фактического начала бизнес-процесса (операции)Предупреждение или снижение негативного воздействия событий и факторов, которые могут повлиять на достижение целей организацииНепосредственно в ходе бизнес-процесса (операции)Своевременное выявление и немедленное устранение возникающих в ходе работы нарушений и отклонений от заданных параметровПосле бизнес-процесса (операции)Установление достоверности отчетных данных и оценки соответствия результатов целевым (плановым) показателям

Для налогового мониторинга интересны следующие области риска:

Содержание требований к организации системы внутреннего контроля

Это следующие вопросы:

Также Приказ № ЕД-7-23/518 содержит 19 приложений с бланками отчётов и их электронными форматами. А ещё – 4 перечня:

Источник

Система внутреннего контроля при налоговом мониторинге: что про нее надо знать и как ее организовать

Об утверждении требований к организации системы внутреннего контроля что это значит. Смотреть фото Об утверждении требований к организации системы внутреннего контроля что это значит. Смотреть картинку Об утверждении требований к организации системы внутреннего контроля что это значит. Картинка про Об утверждении требований к организации системы внутреннего контроля что это значит. Фото Об утверждении требований к организации системы внутреннего контроля что это значит

Всё больше компаний переходит от обычных налоговых проверок на налоговый мониторинг. К тому же каждый год ФНС постепенно снижает критерии вхождения в этот режим контроля. В связи с этим приказ ФНС России от 25.05.2021 № ЕД-7-23/518 утвердил требования к организации системы внутреннего контроля и формы (форматы) документов при налоговом мониторинге для отчётности.

Чем руководствоваться

На основании п. 7 ст. 105.26 НК РФ (Закон от 29.12.2020 № 470-ФЗ с изменениями) система внутреннего контроля должна соответствовать требованиям к её организации, которые устанавливает ФНС России.

Поэтому с 7 августа 2021 года нужно руководствоваться таким приказом ФНС от 25.05.2021 № ЕД-7-23/518 (далее — Приказ № ЕД-7-23/518). Он закрепил:

Суть в том, что в соответствии с этим приказом вся информация о системах внутреннего контроля участников налогового мониторинга будет приведена к единому стандарту. А это позволит налоговикам обрабатывать ее автоматически.

Кроме того, конкретизация раскрываемых данных позволит налоговикам активнее применять риск-ориентированный подход в налоговом мониторинге.

Какие изменения

Важная задача налогового мониторинга — снижение налоговых рисков организации. Налоговый орган комплексно анализирует их и оценивает эффективность работы системы внутреннего контроля налогоплательщика по выявлению и предотвращению этих рисков. Результаты этой работы — основа для планирования проверок. Они определяют:

Компании с 07.08.2021 предоставляют более подробную информацию о рисках. Так, предусмотрено раскрытие информации:

Больше про налоговый мониторинг мы рассказываем в записи вебинара с экспертами — забрать ее можно прямо сейчас.

В форме «Информация об организации системы внутреннего контроля» теперь более стандартизованное изложение информации обо всех внутренних нормативных документах налогоплательщика в отношении организации и функционирования системы внутреннего контроля.

Соответствующим образом скорректирован состав документов. Так, таблицы «Анализ контрольных процедур» больше нет. Введена новая форма «Информация о рисках по отдельным сделкам и операциям».

Если до 07.08.2021 по электронке отправляли информацию об организации системы внутреннего контроля, то теперь добавлены электронные форматы представления:

Таблицы с данными тоже поправили.

Например, в сведения о результатах контрольных процедур нужно вносить информацию о количестве проверенных договоров, операций и документов.

Когда отчитываться

Пункт 18.3 Приказа № ЕД-7-23/518 установил сроки сдачи документов и информации, формируемых в соответствии с требованиями к организации системы внутреннего контроля. Вот они:

ПЕРИОДИЧНОСТЬ И СРОК СДАЧИ

Риски, идентифицируемые в целях налогового мониторинга, на календарный год, за который он проводитсяЕжеквартально на 1-е число месяца соответствующего квартала, не позднее одного месяца со дня наступления соответствующего кварталаИнформация о рисках по отдельным сделкам и операциям на календарный год, за который проводится налоговый мониторингЕжеквартально на 1-е число месяца соответствующего квартала, не позднее одного месяца со дня наступления соответствующего квартала.

При отсутствии данных для раскрытия сдают с нулевыми значениями.

Контрольные процедуры в целях налогового мониторинга, на календарный год, за который проводится налоговый мониторингПри подаче заявления о проведении налогового мониторинга

Далее — ежеквартально на 1-е число месяца соответствующего квартала, не позднее одного месяца со дня наступления соответствующего квартала

Матрица рисков и контрольных процедур организации на календарный год, за который проводится налоговый мониторингЕжеквартально на 1-е число месяца соответствующего квартала, не позднее одного месяца со дня наступления соответствующего кварталаРезультаты выполнения контрольных процедур в целях налогового мониторинга за истекший кварталНе позднее 1-го числа второго месяца, следующего за окончанием соответствующего кварталаОценка уровня организации системы внутреннего контроля за период, предшествующий проведению налогового мониторингаПри подаче заявления о проведении налогового мониторинга

Далее — за период проведения налогового мониторинга 1 ноября года, следующего за периодом проведения мониторинга

Мероприятия по совершенствованию системы внутреннего контроля за период мониторинга1 ноября года, следующего за периодом проведения налогового мониторингаИнформация об организации системы внутреннего контроляПри подаче заявления о проведении налогового мониторинга

Далее — ежегодно на 1-е число месяца соответствующего года, не позднее одного месяца со дня наступления соответствующего года

Вообще проводить оценку необходимости внесения изменений в систему внутреннего контроля нужно не реже 1 раза в квартал. При внесении изменений актуальную информацию нужно сообщить налоговикам в срок до 5 рабочих дней со дня внесения изменений.

Когда отчитываться

Раскрываемую налоговикам информацию о рисках компании, идентифицируемых для налогового мониторинга, сведения о рисках по отдельным сделкам и операциям и матрицу рисков и контрольных процедур нужно сдать за отчетные периоды, наступившие после 1 января 2022 года.

Что мониторят налоговики

Компании, в отношении которых идёт налоговый мониторинг, обязаны соблюдать требования к системе внутреннего контроля:

Вообще, система внутреннего контроля должна работать на всех уровнях бизнес-процесса (операции). А именно:

До фактического начала бизнес-процесса (операции)Предупреждение или снижение негативного воздействия событий и факторов, которые могут повлиять на достижение целей организацииНепосредственно в ходе бизнес-процесса (операции)Своевременное выявление и немедленное устранение возникающих в ходе работы нарушений и отклонений от заданных параметровПосле бизнес-процесса (операции)Установление достоверности отчетных данных и оценки соответствия результатов целевым (плановым) показателям

Для налогового мониторинга интересны следующие области риска:

Содержание требований к организации системы внутреннего контроля

Это следующие вопросы:

Также Приказ № ЕД-7-23/518 содержит 19 приложений с бланками отчётов и их электронными форматами. А ещё — 4 перечня:

УСПЕЙТЕ ДО НГ!

Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *