Об опросе имеющем программу план подготовленный опросник можно однозначно сказать что это
Ответ: 3. 141. Опрос представляет собой метод сбора первичной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного или опосредованного социально-психологического
Комментарий:
141. Опрос представляет собой метод сбора первичной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного или опосредованного социально-психологического общения исследователя и опрашиваемого (респондента) путём регистрации ответов респондента на заранее подготовленные вопросы.
Основное назначение метода опроса состоит в том, чтобы получить отражённую в сознании опрашиваемого информацию о фактах, событиях, об оценках, связанных с его жизнедеятельностью. Эта информация выражается в форме высказываний респондентов.
Однако метод опроса имеет ограничения в применении. Дело в том, что данные, полученные в результате опроса, выражают не объективные факты, а субъективное мнение опрошенных. Поэтому выводы, сделанные на базе полученной в ходе опроса информации, нуждаются в сопоставлении с данными, полученными другими методами, более адекватно отражающими объективное положение дел.
Имеется две основные разновидности опроса. Анкетирование – это письменная форма опроса, в которой используется опосредующее звено – готовый вопросник, или анкета. Интервью – это опрос в форме устной беседы исследователя с респондентом. Задаваемые интервьюером вопросы ориентированы на конкретную исследовательскую цель и заранее подготовлены таким образом, чтобы ответы респондента выявляли его реальное отношение к тем или иным фактам. Если заполнение анкеты происходит без прямого участия исследователя и потому ответы, полученные таким способом, можно считать более объективными, то в ходе интервью исследователь задаёт наводящие вопросы и своим эмоциональным участием и пояснениями оказывает определённое влияние на респондента. Однако преимуществом этого метода является более глубокий уровень понимания респондентами сути задаваемых вопросов, обеспечиваемый прямым контактом с интервьюером.
Существует и такая разновидность опроса, как экспертный опрос, когда в роли респондента выступают «эксперты» – люди, в силу профессии, обстоятельств, жизненного опыта обладающие большей информацией по изучаемой проблеме, чем все остальные.
(По В.В. Касьянову, В.Н. Нечипуренко)
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты.
2) Назначение метода опроса.
3) Ограничения метода опроса.
4) Две основные разновидности опроса.
5) Экспертный опрос (третья разновидность и её особенности).
2. Какие социальные нормы учёный-социолог должен учитывать при проведении опросов? Укажите два вида норм и в каждом случае кратко поясните свой выбор.
В правильном ответе должны быть названы виды социальных норм и даны краткие пояснения, например:
1) правовые нормы (вопросы не должны оскорблять честь и достоинство респондента);
2) нормы морали (нельзя побуждать человека к плохим поступкам);
3) нормы этикета (нужно быть вежливым, избегать излишней навязчивости, психологического давления на респондента).
3. Какими качествами, по Вашему мнению, должен обладать интервьюер? Назовите любые три качества и в каждом случае поясните свой выбор.
В правильном ответе должны быть названы качества и даны соответствующие пояснения, например:
1) компетентность (интервьюер должен ориентироваться в той области, которой посвящено интервью);
2) умение расположить к себе людей во время общения (интервьюер должен создать комфортную психологическую обстановку, чтобы респондент откровенно отвечал на его вопросы);
3) сдержанность (умение слушать, не перебивать респондента, дать ему возможность полноценно высказать свои идеи);
4) внимательность (нужно улавливать эмоциональное состояние собеседника).
4. Что авторы называют опросом? Каково основное назначение метода опроса, по их мнению?
Должны быть даны ответы на два вопроса:
1) ответ на первый вопрос: опрос – это метод сбора первичной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного или опосредованного социально-психологического общения исследователя и опрашиваемого (респондента) путём регистрации ответов респондента на заранее подготовленные вопросы;
2) ответ на второй вопрос: получить отражённую в сознании опрашиваемого информацию о фактах, событиях, об оценках, связанных с его жизнедеятельностью.
5. Телеканалы и газеты нередко устраивают опросы специалистов в области экономики, политических технологий, различных видов спорта. Как называется такой метод опроса? Объясните, почему именно он используется для ориентирования аудитории в перечисленных областях.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) метод – экспертный опрос;
2) объяснение, допустим: экономика, политические технологии, спорт – области, в которых требуются специальные знания, обобщение огромного объёма оперативной, постоянно обновляющейся информации; это по силам специалистам, чьё мнение может быть наиболее полезным для читателей, зрителей.
6. Какие две основные разновидности опроса рассмотрены авторами? Чем различается способ их проведения?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) две разновидности опроса: анкетирование и интервью;
2) различие способа их проведения, например: заполнение анкеты происходит без прямого участия исследователя; в ходе интервью исследователь непосредственно задаёт испытуемому различные вопросы.
142. Что отличает науку от других областей (форм) духовной культуры?
1) формирование представлений о прекрасном
2) многообразие художественных стилей
3) вера в существование сверхъестественных сил
4) получение объективных знаний о природе и обществе
Методы опроса: анкетирование, интервьюирование
Методы опроса относятся к эмпирическим методам (методам сбора психологических данных) психологии наряду с методом наблюдения и психометрическими методами.
Особенностью методов опроса является то, что источником психологической информации являются знания и личный опыт самонаблюдения испытуемых; следовательно, полученные ответы в анкете или интервью – это не объективная реальность, а мнение людей по поводу этой реальности, которое требует анализа и интерпретации.
К методам опроса относятся анкетирование и интервьюирование. Анкета – это заочный опрос, предполагающий самостоятельные и письменные ответы на предлагаемые вопросы. Ее целесообразно проводить, когда психолог изучает острые, дискуссионные вопросы, а также когда необходимо опросить большое количество испытуемых. Интервью – это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая непосредственный контакт и личное общение интервьюера и респондента.
Виды интервью
Существуют следующие виды интервью:
Различают также индивидуальное и групповое интервью.
Требования к методам опроса
Методы опроса стандартизуются и предусматривают получение количественных показателей, поэтому их нужно оценивать по тем же психометрическим стандартам надежности и валидности, которые применяют ко всем тестам. Надежность – это степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения. Валидность – это показатель точности, с которой та или иная методика измеряет то, для измерения чего она предназначена.
Надежность анкеты или интервью проявляется при анализе содержания вопросов: они должны отражать особенности изучаемого явления. Явление можно изучать на разных уровнях анализа в зависимости от его особенностей и целей данного конкретного явления.
Требования к процедуре опроса
Процедура анкетирования и интервьюирования должна соответствовать следующим требованиям:
Требования к вопросам анкеты и интервью
Существуют определенные правила формулировки вопросов в анкетах и интервью. Вопросы должны быть информативны, логически отдельны, не шаблонны. Содержание вопроса не должно выходить за пределы компетентности респондентов, если оно может быть незнакомо респондентам, то требуется пояснение. Необходимо пользоваться понятной, однозначной терминологией, вопросы должны быть конкретны. Необходимо следить за тем, не вызывает ли вопрос отрицательных эмоциональных ассоциаций, не повлияет ли он на настроение и желание респондента отвечать. Вопросы должны быть приемлемы в моральном и личностном плане. Особенно важно проследить, не является ли вопрос тенденциозным, т.е. не внушает ли вопрос определенный ответ.
Требования к анализу и интерпретации результатов опроса
При анализе и интерпретации результатов анкетирования и интервьюирования необходимо помнить, что данные, получаемые с помощью методов опроса, могут ограничиваться тем, что захочет сообщить респондент, или тем, что он сочтет приемлемым для исследования. Очень часто вместо искренних ответов люди демонстрируют социально желательные характеристики. Кроме того, в результатах анкетирования и интервьюирования присутствуют ошибки, связанные с защитными механизмами личности, искажающими адекватное сомовосприятие.
Требования к анкетированию
Для повышения эффективности анкетирования необходимо создать установку респондентов на внимательные и искренние ответы. Подобная установка создается при помощи внешнего вида опросника (шрифт, наличие рисунка, бумага, цвет шрифта и фона и т.п.) и наличия обращения к респондентам в начале анкеты. Обращение должно содержать информацию о том, кто, с какой целью проводит данное анкетирование, как будут использованы результаты, гарантируется ли анонимность, как отвечать на вопросы (инструкция). Кроме того, обращение должно включать благодарность за участие и призыв отвечать честно, искренне и без пропусков.
Требования к интервьюированию
Эффективность интервью зависит, во-первых, от успешности психологического контакта между интервьюером и респондентом. Степень откровенности и искренности респондента обусловлена именно успешностью психологического контакта, а успешность контакта, в свою очередь, связана с совпадением качеств интервьюера и респондента, прежде всего, возраста и образования того и другого. Кроме того, желательно, чтобы интервьюер владел искусством общения: умело входил в контакт и выстраивал беседу с респондентом.
Во-вторых, эффективность интервью определяется отсутствием влияния других людей или посторонних раздражителей на респондента и интервьюера в процессе интервью. В том числе предполагается наличие нейтрального интерьера и отсутствия в нем амбициозности, негативно влияющей на психологическое состояние, а, следовательно, и на эффективность процесса.
В-третьих, в интервью должен быть правильно выбран темп диалога, в нем не должно быть больших пауз, и необходимо правильно подбирать слова. Адекватное поведение интервьюера, его владение техникой слушания отражаются на результате интервьюирования.
Значение методов опроса
Таким образом, методы опроса в психологии имеют недостатки, но имеют большое значение: интервьюирование незаменимо в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Получаем более глубокую и более полную информацию. Анкетирование позволяет охватить большое количество людей, при нем не влияет личность исследователя, получаем более искренние ответы.
Методы опроса
Общие требования к методам опроса.
Методы опроса по частоте применения педагогами занимают второе, после наблюдения, место. Они помогают получить информацию о явлениях, процессах, которые недоступны прямому наблюдению и не находят отражения в документах. Это может быть информация о мотивах, интересах и предпочтениях людей, их семейной жизни или бытовой деятельности и т.д. Ее источником являются люди и их высказывания о своих настроениях, поступках, представлениях или о том, что их окружает. Выделяют разведочный (в начале комплексной диагностики) и уточняющий (в ее конце) опрос.
Под опросом понимается метод целенаправленного получения первичной вербальной (устной или письменной) информации путем заочного (опосредованного вопросником анкеты) или очного (непосредственного) общения педагога (анкетера, интервьюера) с опрашиваемыми (респондентами).
Социологический опрос направлен на получение информации о внешней стороне (поступках, мнениях, интересах) деятельности опрашиваемых, а полученная информация всегда рассматривается в контексте функционирования определенных общественных групп и общества в целом.
Опрос, проводимый в социально-психологических исследованиях, направлен на выявление глубинных характеристик, внутренних механизмов формирования поступков, мнений, интересов человека. Психолога прежде всего интересует не сам по себе факт наличия поступка, а та психологическая реальность, которая его обусловливает.
Опрос, проводимый в целях педагогической диагностики, используется не только для выявления причин того или иного явления (хотя это и важная задача), но также для построения прогноза протекания процесса и самое главное — для выработки рекомендаций об оптимальном характере педагогической помощи обучаемому (воспитаннику) в его саморазвитии.
Виды опросов:
— групповые опросы, когда интервьюер обращается ко всем или нескольким интересующим его лицам, и индивидуальные опросы, когда интервьюер работает лишь с одним из опрашиваемых;
— очные опросы, когда интервьюер лично контактирует с опрашиваемым, и заочные опросы, когда интервьюер лично не контактирует с опрашиваемым;
— устные опросы, когда информация фиксируется интервьюером, и письменные опросы, когда отвечающий сам заполняет анкету или опросник;
— целенаправленные опросы, имеющие программу, план, опросник, и свободные (беспрограммные) опросы, которые проводятся в начале диагностики для уточнения проблемы, цели, задачи и гипотезы;
— специализированные опросы (экспертов, влиятельных лиц) и массовые опросы (представителей различных категорий);
— стандартизованные (формальные, массовые) опросы и нестандартизованные (творческие, свободные) опросы’,
— глубокие (психоаналитические, клинические) опросы, явные опросы, когда ответы не записываются в присутствии опрашиваемого, и скрытые опросы, внешне выглядящие как свободный разговор людей, один из которых говорит, а другой терпеливо слушает; при этом возможно протоколирование вторым диагностом или запись на диктофон;
— сплошные опросы, когда опрашиваются все обучаемые, воспитанники и т.д., и выборочные опросы, направленные на специальную выборку опрашиваемых.
По предполагаемым ответам вопросы делятся на: открытые, предполагающие свободную форму ответов, которые подвергаются качественному, а не количественному анализу, или же требующие до обработки ответов оценки диагноста, перевода в заранее разработанну шкалу;
— закрытые (альтернативные), предполагающие выбор одного ответа из перечня возможных. Также к ним относятся вопросы- меню, позволяющие респонденту выбрать одновременно несколько вариантов ответов;
— полузакрытые, предоставляющие возможность наряду с выбором готового ответа дать свой вариант.
По открытости вопросы могут быть прямыми (отвечая на которые испытуемый сам характеризует и непосредственно оценивает присутствие, отсутствие или степень выраженности у себя того или иного качества) или косвенными (в ответах на которые не содержится прямых оценок, но по которым можно судить о наличии или отсутствии исследуемого свойства).
По цели вопросы разделяются на:
— содержательные, направленные на сбор информации о содержании исследуемого явления;
— функциональные, используемые для оптимизации, упорядочения течения опроса;
— вопросы-фильтры, направленные на отсеивание некомпетентных в предмете опроса респондентов;
— контрольные, использующиеся для проверки искренности ответов (так называемая «шкала лжи»);
— буферные, использующиеся для имитации непринужденной и логичной беседы с опрашиваемым.
Опрос включает следующие этапы:
— Этап адаптации, направленный на решение двух важных задач — создания у респондента позитивной мотивации для ответа на вопросы и настройки его к участию в диагностике. Он состоит из обращения и нескольких вопросов. Обращение — завязка, начало опроса — момент весьма ответственный. От начала опроса во многом зависит достоверность информации. В связи с этим не рекомендуется задавать основные вопросы сразу, без адаптации. Необходимо психологически подготовить респондента к беседе.
— Этап достижения поставленной цели, на котором происходит сбор информации. В этот период задаются основные вопросы.
— Этап снятия психологического напряжения, которое может накапливаться в процессе опроса. Для этого рекомендуется в конце опроса задавать функционально-психологические вопросы, которые не направлены на сбор важной информации.
К опросным методам относятся беседа, интервьюирование и анкетирование, каждый из которых имеет свои особенности в проведении.
Диагностическая беседа.
Беседа — это метод получения информации на основе прямого и относительно свободного общения с испытуемым.
Он применяется с целью получения материала, характеризующего индивидуально-личностные особенности опрашиваемого. В беседе можно проверить данные, полученные методом наблюдения.
Беседа может использоваться для достижения следующих задач:
— выяснения фактов, событий, свидетелем или участником которых был испытуемый;
— установления его отношения к ним;
— выяснения причин конкретных проблемных ситуаций;
— исследования методов и средств воспитания, которые применялись к испытуемому;
— установления причин его аномального поведения;
— изучения особенности среды, в которой находится испытуемый;
— выявления его нравственных позиций, ценностных ориентации, ближайших целей и т.д.;
— изучения его внутреннего состояния и факторов, повлиявших на него, и т.д.
Планирование беседы осуществляется в несколько этапов.
На первом этапе планирования беседы определяется цель беседы, объект и предмет разговора.
На втором этапе планирования отрабатывается ход беседы:
— с чего лучше начать разговор (повод для начала разговора);
— как перейти к основной теме;
— как удержать инициативу;
— какие типы вопросов лучше использовать на разных этапах беседы;
— как влиять на активность и искренность испытуемого, какие для этого использовать приемы общения;
— как правильно выйти из диалога.
На третьем этапе прогнозируются результаты беседы, которые должны быть получены.
Интервью в системе диагностики.
Интервью — это разновидность беседы, при которой диагност спрашивает, воздерживаясь от собственных высказываний по собственному вопросу, а испытуемый отвечает.
Интервью предполагает заранее заготовленный вопросник, по которому интервьюер ведет беседу. Благодаря этой особенности полученные ответы легче обрабатывать: классифицировать, переводить в формализованный вид для математической и статистической обработки.
Интервью экономичнее по времени, в связи с чем можно опросить большее, чем при беседе, количество людей, а полученные данные использовать для выявления тенденций, наблюдающихся в данной выборке. В то же время личное общение интервьюера с опрашиваемым позволяет уточнять вопросы и ответы, корректировать полученные данные с учетом параллельных наблюдений.
Главный отличительный признак интервью — строгая номенклатура и последовательность вопросов и их тестовый характер (наличие предположительных ответов). Интервьюер направляет опрос в нужное русло только с помощью промежуточных вопросов. В связи с этой особенностью интервью широко используется в психоаналитической и клинической практике, например для выяснения факторов и условий формирования отношений, позиции, мотивации опрашиваемого, источников формирования девиаций.
Вопросы задаются устно. В такой же форме даются ответы респондентов, которые фиксируются интервьюером в вопроснике интервью или на стандартизованном бланке с закодированными номерами вопросов и возможных ответов на них. Иногда лучше, если ответы респондентов не стенографируются на их глазах, а воспроизводятся позже по памяти интервьюера. Возможна запись ответов с помощью диктофона или видеокамеры с целью последующего изучения не только вербальной, но и невербальной реакции опрашиваемого на задаваемые вопросы.
Стартовая фаза интервью посвящается вхождению в контакт с интервьюируемыми. При явном интервью интервьюер сжато излагает цели и задачи диагностики, ее значение для теории и практики. Глубокое интервью требует более интимного контакта. Важно наладить дружеский тон, взаимопонимание, проявить интерес к респонденту, найти предмет его особого внимания (дети, книги, картины, охота и т.п.). Не следует отказываться и от угощения: это тоже сближает собеседников. Глубокое интервью всегда подчеркнуто индивидуально.
Средняя фаза интервью характеризуются тем, что беседа все более сосредоточивается вокруг интересующего педагога вопроса.
Заключительная фаза — продолжение разговора на тему, интересующую собеседника. Опытный интервьюер, уходя, уверен, что он всегда может вернуться к этим людям и они его примут тепло.
Подготовка и проведение интервью включает в себя следующие действия:
1. Постановка цели. При помощи интервью решаются различные диагностические задачи, исходя из которых выбирается тот или иной вид интервью:
— поисковое интервью для сбора информации, при помощи которой можно обозначить проблему или комплекс проблем, нуждающихся в диагностике, а также для поиска новой точки зрения;
— интервью по проверке гипотез (как правило, стандартизованное интервью) — сравнение групповых и/или индивидуальных различий;
-интервью для сбора эмпирической информации, проводящееся при необходимости подтвердить или опровергнуть какие-либо закономерности или теоретические положения;
— интервью как вспомогательный метод, применяющийся для уточнения данных, полученных другими методами (например, данные наблюдения, анкетирования, тестирования).
2. Предварительная подготовка. Она включает в себя сбор информации об исследуемом объекте, уточнение целей и задач интервью, вопросов, определение оптимальной формы его проведения, состава и количества респондентов, выбор научного и технического обеспечения, предполагаемых вербальных средств и типов вопросов для получения планируемых сведений, прогноз временных и материальных затрат на интервьюирование.
3. Интервьюирование. Начиная интервью, следует помнить, для чего будет использован конечный результат: для разработки коррекционных мер, для составления плана учебно-воспитательной работы или для публичного обсуждения. Это необходимо учитывать на всех этапах диагностики, поскольку в определенных случаях нужно информировать интервьюируемых о том, как будут использоваться данные, получить у них письменное согласие на неограниченное цитирование их ответов и учесть любые противоречия или конфликты, которые могут возникнуть на протяжении интервью.
По мере разворачивания интервьюирования понимание педагогом изучаемого объекта может измениться; может открыться новое видение проблемы. Интервьюеру следует обращать внимание только на те данные, которые способствуют достижению поставленной цели, а не убодят от нее.
Этические вопросы планирования предполагают получение от испытуемого осознанного согласия участвовать в диагностике, обеспечение конфиденциальности и принятие во внимание возможных последствий участия в диагностике для данного человека.
4. Обработка данных интервью. При обработке полученных данных требуется точное ведение протокола: ответы цитируются, а не пересказываются. Затем листы протокола кодируются. Обработка завершается применением математических и статистических методов.
Анкетирование в диагностической деятельности.
Анкетирование — это форма опроса, для которого педагог предварительно составляет список вопросов обследуемому контингенту лиц. Ответы на эти вопросы служат исходным эмпирическим материалом для обобщений.
Анкетирование применяется для массового сбора информации (иногда — от живущих в разных местах людей). Общение диагностируемого с диагностом носит опосредованный (через анкету) характер. Характер материалов анкет пригоден для количественного анализа и удобен в обработке.
В педагогической диагностике применяются следующие виды анкет:
— анкета-интервью — опросный лист, который вручается респонденту и заполняется в присутствии диагноста. Часто раздаются листы ответов, а вопросы анкеты диктуются или предлагаются на экране (классной доске);
— почтовая анкета — рассылается лицам, которые выбраны для опроса; наиболее пригодна для опроса лиц, живущих далеко друг от друга, используется при опросах с простой тематикой. Такую анкету используют, например, для опроса родителей учащихся;
— анкетирование в среде — распространение анкеты среди определенной группы населения. Ею можно пользоваться для опроса, к примеру, студентов, живущих в одном общежитии, участников конференции, заседания и т. п. Аналогично проводится анкетирование во время классного часа, родительского собрания, педагогического совета;
— стереоанкетирование — сравнение самооценки и оценки одного и того же лица. На каждого человека заполняется три-четыре и более идентичных вопросника: им самим, его родителями, педагогами, сверстниками и т.д. На основании сравнения и обобщения полученных данных составляется синтетическая стереоанкета, представляющая изучаемое лицо с различных точек зрения.
К анкете предъявляются следующие основные требования:
— во вступлении необходимо сформировать у респондента чувство удовлетворения от того, что выбор пал именно на него;
— вопросы должны наиболее точно и емко характеризовать изучаемое явление и задаваться в логичной последовательности;
— следует сочетать прямые вопросы с косвенными (например: «Нравится ли профессия учителя?» и «Согласны ли вы, что профессия учителя самая лучшая?»);
— в начале анкеты необходимо задавать вопросы на определение компетентности респондента в теме опроса;
— вопросы должны располагаться по принципу: «подготовка- сложные вопросы — классификация»;
— на заполнение анкеты должно уходить как можно меньшее время (в зависимости от возраста школьников от 4-5 до 15-20 мин).
В структуру анкеты входят:
— вступление (его цель — убедить респондента принять участие в опросе, дать короткую характеристику опроса);
— основная часть отвечает целям диагностики;
— реквизитная часть позволяет провести идентификацию респондентов для дальнейшей их группировки.