О проведении плановой проверки субъект надзора уведомляется не позднее чем за

Вопросы прокурору

Однако, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление таких лиц о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Прокуратура
города Москвы

Прокуратура города Москвы

4 апреля 2019, 15:55

Как орган государственного контроля должен уведомить юридическое лицо о проведении проверки?

Однако, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление таких лиц о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Источник

Контрольные (надзорные) мероприятия – 2021: виды, порядок проведения, особенности правового регулирования

О проведении плановой проверки субъект надзора уведомляется не позднее чем за. Смотреть фото О проведении плановой проверки субъект надзора уведомляется не позднее чем за. Смотреть картинку О проведении плановой проверки субъект надзора уведомляется не позднее чем за. Картинка про О проведении плановой проверки субъект надзора уведомляется не позднее чем за. Фото О проведении плановой проверки субъект надзора уведомляется не позднее чем за
MVmaster / Depositphotos.com

1 июля 2021 года вступит в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон о госконтроле). Этот документ, который часто называют контрольно-надзорным кодексом, систематизирует правила организации и осуществления госконтроля (надзора) и муниципального контроля, в том числе закрепляет новую систему и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий.

Несмотря на то что одним из принципов новой системы госконтроля (надзора), муниципального контроля предусмотрен приоритет профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий, последние по-прежнему будут составлять важную часть контрольно-надзорной деятельности. При этом сама система контрольных (надзорных) мероприятий претерпит существенные изменения. Остановимся на них подробнее.

Виды контрольных (надзорных) мероприятий

Главным отличием нового правового регулирования от текущего в части контрольных (надзорных) мероприятий является четкая систематизация видов таких мероприятий. Если действующий в настоящее время Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) не содержит отдельного перечня видов контрольных (надзорных) мероприятий, то Закон о госконтроле устанавливает их единый список. В нем выделены следующие виды контрольно-надзорных мероприятий:

Стоит отметить, что определения понятия «контрольно-надзорное мероприятие» в Законе о госконтроле нет. Хотя в первоначальной редакции Проекта Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Законопроект о госконтроле), который впоследствии стал Законом о госконтроле, оно содержалось. Так, под контрольно-надзорным мероприятием предлагалось понимать комплекс взаимосвязанных действий, включающих предусмотренные законом контрольно-надзорные действия, совершаемые инспектором (инспекторами) и привлекаемыми им лицами в рамках контрольно-надзорного производства в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований.

Зато Закон о госконтроле воспринял имеющееся в Законе № 294-ФЗ деление контрольных (надзорных) мероприятий на две группы:

К первой группе отнесены такие мероприятия, как контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка. Взаимодействием контрольных (надзорных) органов, их должностных лиц с контролируемыми лицами при проведении этих мероприятий будут считаться встречи, телефонные и иные переговоры (непосредственное взаимодействие) между инспектором и контролируемым лицом или его представителем, запрос документов, иных материалов, присутствие инспектора в месте осуществления деятельности контролируемого лица (за исключением случаев присутствия инспектора на общедоступных производственных объектах). В свою очередь, во вторую группу вошли наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование. Также упоминается о возможности использования при проведении инспекционного визита и выездной проверки средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи.

Важным уточнением является норма о запрете оценки контрольно-надзорными органами соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований иными способами, кроме как посредством контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в Законе о госконтроле (ч. 4 ст. 56 Закона о госконтроле). Более того, к 2022 году будет сформирован специальный электронный реестр видов контроля (надзора), и отсутствие вида контроля в этом реестре повлечет невозможность проведения контрольных мероприятий.

Краткая характеристика контрольных (надзорных) мероприятий, которые будут применяться с середины следующего года, отражена в таблице:

Наименование контрольного
(надзорного) мероприятия

Суть мероприятия

Содержание мероприятия
(контрольные (надзорные) действия)

Требование предварительного
уведомления контролируемого лица

Срок проведения

Особенности
проведения

Норма права

Совершение инспектором действий по созданию ситуации для осуществления сделки в целях оценки соблюдения обязательных требований при продаже продукции (товаров), выполнении работ, оказании услуг потребителям

Проводится без предварительного уведомления контролируемого лица

Определяется периодом времени, в течение которого обычно осуществляется проверяемая сделка

Может проводиться с использованием почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе Интернета, а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов

Совершение инспектором действий по созданию ситуации для осуществления сделки в целях последующего направления продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг на испытание, экспертизу, а также проведения исследования продукции (товаров), результатов работ, услуг на предмет их соответствия обязательным требованиям к безопасности и качеству

Проводится без предварительного уведомления контролируемого лица

Определяется периодом времени, в течение которого обычно осуществляется сделка и проводятся необходимые инструментальное обследование, испытание или экспертиза

Может проводиться с использованием почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе Интернета, а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов

При необходимости возможна фиксация процесса мониторинговой закупки посредством фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации

Отбор проб образцов продукции (товаров) для подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и качеству, проводимый по месту хранения или реализации контролируемыми лицами продукции (товаров)

О проведении выборочного контроля контролируемые лица не уведомляются

Определяется периодом времени, в течение которого обычно проводятся изъятие проб (образцов) соответствующей продукции (товаров) и необходимые экспертизы

Проводится по месту хранения или реализации продукции (товаров)

Может проводиться с участием экспертов, специалистов, привлеченных к проведению мероприятия на основании решения контрольного (надзорного) органа

Взаимодействие с конкретным контролируемым лицом и (или) владельцем (пользователем) производственного объекта

Проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника производственного объекта

Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать один рабочий день

Проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля

Оценка соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) объектов контроля, которыми владеют несколько лиц, осуществления деятельности или совершения действий контролируемых лиц на определенной территории

Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать один рабочий день

Проводится в отношении всех контролируемых лиц, владеющих, пользующихся или управляющих объектом контроля, или неограниченного круга контролируемых лиц, осуществляющих деятельность или совершающих действия на определенной территории

Может проводиться с участием экспертов и специалистов

Может проводиться в форме совместного (межведомственного) контрольного (надзорного) мероприятия

Проверка сведений, содержащихся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документов, используемых при осуществлении их деятельности и связанных с исполнением ими обязательных требований и решений контрольного (надзорного) органа

Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В этот срок не включаются периоды: с момента направления контролируемому лицу требования представить необходимые документы до момента их представления; с момента направления информации о выявлении ошибок или противоречий в документах, о несоответствии сведений и требования представить письменные пояснения до момента представления пояснений

Проводится по месту нахождения контрольного (надзорного) органа

При проведении документарной проверки контрольный (надзорный) орган не вправе требовать у контролируемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены от иных органов

Взаимодействие с конкретным контролируемым лицом, владеющим производственными объектами и (или) использующим их, с целью оценки соблюдения им обязательных требований, а также оценки выполнения решений контрольного (надзорного) органа

О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до ее начала, если иное не предусмотрено федеральным законом о виде контроля

Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства – не более 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия (в случае наступления события, указанного в программе проверок – не более 40 часов)

Срок проведения выездной проверки устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту

Конкретные сроки устанавливаются положением о виде контроля

Проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля

Внеплановая выездная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением ряда случаев

Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности)

Анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, поступающих в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляемых контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информсистемах

Срок назначается контрольным (надзорным) органом

При наблюдении за соблюдением обязательных требований (мониторинге безопасности) на контролируемых лиц не могут возлагаться обязанности, не установленные обязательными требованиями

Обследование, проводимое в целях визуальной оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований

Осмотр общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектов

Проводится без информирования контролируемого лица.

Срок проведения выездного обследования одного объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать один рабочий день

Проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности гражданина, месту нахождения объекта контроля

Важным нововведением станет невозможность проведения контрольного (надзорного) мероприятия, которое не включено в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Нарушение этого правила будет считаться грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, которое послужит основанием для отмены соответствующего решения, принятого по результатам такого контрольного (надзорного) мероприятия. Причем после признания недействительными результатов контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, повторное внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие в отношении данного контролируемого лица может быть проведено только по согласованию с органами прокуратуры вне зависимости от вида контрольного (надзорного) мероприятия и основания для его проведения (ч. 3 ст. 91 Закона о госконтроле).

Контрольные (надзорные) действия

Закон о госконтроле ограничивает проведение контрольных (надзорных) мероприятий со взаимодействием контрольных (надзорных) органов, их должностных лиц с контролируемыми лицами на плановой и внеплановой основе проведением инспектором и лицами, привлекаемыми к проведению контрольного (надзорного) мероприятия, контрольных (надзорных) действий. Их перечень является исчерпывающим и включает в себя:

Совершение в ходе контрольного (надзорного) мероприятия контрольных (надзорных) действий, не предусмотренных для конкретного вида контрольного (надзорного) мероприятия, будет считаться грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля (п. 9 ч. 2 ст. 91 Закона о госконтроле). А решения, принятые по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению госконтроля (надзора), муниципального контроля, будут подлежать отмене контрольным (надзорным) органом, вышестоящим органом или судом, в том числе по представлению (заявлению) прокурора (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле).

Особенности правового регулирования

Анализ норм Закона о госконтроле позволяет выделить ряд ключевых положений в рамках нового правового регулирования порядка организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий:

***

С принятием Закона о госконтроле существенной корректировке подверглась не только система контрольных (надзорных) мероприятий, но и порядок их организации и проведения. Более четкие, конкретные и структурированные нормы призваны модернизировать механизм контрольно-надзорной деятельности, одним из инструментов которой и являются контрольные (надзорные) мероприятия.

Об усовершенствовании правового регулирования системы контрольно-надзорных мероприятий и порядка их проведения говорит и объем посвященных этому законоположений. Если в настоящее время порядок организации и осуществления госконтроля (надзора), муниципального контроля закреплен всего в 16 статьях Закона № 294-ФЗ (глава 2), то в Законе о госконтроле соответствующим нормам отведен целый раздел V, состоящий из 7 глав. 6 из них непосредственно касаются контрольных (надзорных) мероприятий – порядку их проведения, правилам исчисления сроков, результатам и особенностям исполнения принятых в результате проведения мероприятий решений контрольно-надзорных органов, а еще один – специальным режимам госконтроля (надзора).

По словам заместителя Министра экономического развития РФ Алексея Херсонцева, одна из целей нового регулирования – ограничить количество проверок и сделать инструментарий контрольных органов максимально гибким за счет внедрения новых видов контрольных мероприятий, которые будут более оперативные и менее обременительные для предпринимателей, чем традиционные проверки.

Источник

О сроках уведомления о начале проведения проверки

Согласно части 12 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора).

Согласно части 16 статьи 10 вышеуказанного закона о проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения, также любым доступным способом.

При этом, проведение внеплановой выездной проверки без уведомления о ее проведении возможно в случаях, если такая проверка проводится на основании результатов анализа мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц.

Также исключения могут составлять внеплановые выездные проверки, особенности организации и проведения проверок которых, в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, устанавливаются другими федеральными законами.

Так например, статьей 13 Федерального закона от 02.01.2000г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» установлено, что при организации и проведении мероприятий по государственному надзору в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий предварительное уведомление юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство пищевой продукции, и (или) оборот пищевой продукции, и (или) оказание услуг общественного питания, о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Источник

Энциклопедия судебной практики. Организация и проведение плановой проверки (Ст. 9 Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»)

Энциклопедия судебной практики
Организация и проведение плановой проверки
(Ст. 9 Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»)

1. Размещение плана проверок в сети Интернет не является формой надлежащего уведомления о проведении проверки

Как правильно указали суды, размещение плана проверок в сети Интернет не является надлежащим уведомлением о проведении проверки. Положениями Закона N 294-ФЗ не предусмотрено, что размещение плана проверок в сети Интернет освобождает орган государственного контроля (надзора) от исполнения установленной ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ обязанности по уведомлению лица, в отношении которого проводится проверка, о проведении такой проверки не позднее чем за три дня до ее начала.

2. Телеграмма не является формой надлежащего уведомления о проведении проверки

Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что распоряжение о проведении плановой выездной проверки получено филиалом предприятия, а направленная в адрес ФГУП телеграмма не является надлежащим уведомлением о назначенной проверке, поскольку не соответствует требованиям Закона о защите прав юридических лиц.

3. Уведомление о проведении проверки по факсимильной связи по смыслу ФЗ N 294-ФЗ допустимо

Довод общества о совершении при проверке грубого нарушения требований к организации и проведению проверок, предусмотренных ч. 12 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ, материалами дела не подтвержден, поскольку о проведении плановой выездной проверки, о ее целях и задачах, сроках проведения общество было уведомлено посредством направления по факсимильной связи текста распоряжения.

4. Отсутствие трудовых отношений при наличии иных гражданско-правовых отношений не исключает правомерности уведомления проверяемого лица посредством вручения распоряжения его представителю

Судами установлено, что распоряжение о проведении плановой выездной проверки в отношении ООО вручено представителю юридического лица по доверенности, о чем имеется отметка в распоряжении и акте проверки.

Действующее законодательство не устанавливает специальных полномочий представителя на совершение от имени представляемого действий в рамках проверки, проводимой в соответствии с Законом [N 294-ФЗ] и соответственно необходимость перечисления этих действий в доверенности.

Следовательно, о проведении плановой проверки Общество уведомлено в установленный срок до начала ее проведения в соответствии с требованиями ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ, а именно иным доступным способом путем передачи копии распоряжения уполномоченному представителю Общества.

Отсутствие трудовых отношений при наличии иных гражданско-правовых отношений (представление интересов по доверенности) не исключает правомерности уведомления административным органом проверяемого юридического лица посредством вручения распоряжения его представителю.

5. Неполучение проверяемым лицом уведомления о проведении проверки ввиду его отсутствия по месту нахождения, указанному в ЕГРЮЛ, не влечет нарушения порядка уведомления о проверках, предусмотренного ФЗ N 294-ФЗ

С учетом того что распоряжение о проведении проверки направлено в адрес заявителя заказным почтовым отправлением по его юридическому адресу, получение поступающей корреспонденции является обязанностью юридического лица, оно несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего уполномоченного представителя.

Вывод судов обеих инстанций о том, что административным органом нарушен установленный срок уведомления юридического лица о проведении проверки, является ошибочным.

6. Правовое значение имеет факт получения проверяемым лицом достоверных и достаточных сведений о планируемой в отношении его проверки, а не способ передачи такой информации

Судом апелляционной инстанции установлено и не оспаривается Обществом, что 11.04.2012 Инспекция телефонограммой уведомила Общество о начале проведения с 18.04.2012 плановой проверки. Также налоговый орган сообщил о необходимости явки генерального директора Общества для получения распоряжения о проведении указанной проверки.

Инспекцией издано распоряжение от 18.04.2012 о проведении выездной плановой проверки Общества, которым определено провести выездную плановую проверку Общества с 18.04.2012 по 10.05.2012. Распоряжение получено исполнительным директором Общества 18.04.2012, что Обществом не оспаривается.

Суд апелляционной инстанции установил, что в данном случае Генеральная прокуратура РФ и ФНС России изначально своевременно разместили на официальных сайтах информацию о проведении плановой проверки в отношении Общества. В последующем Инспекция 11.04.2012 уведомила Общество о необходимости явки его руководителя 18.04.2012 для получения распоряжения о проведении проверки путем направления телефонограммы. Факт получения соответствующего извещения по телефону сотрудником заявителя Обществом не оспаривается.

При этом суд апелляционной инстанции отклонил довод Общества о том, что подобный способ извещения является ненадлежащим, поскольку телефонное соединение представляло собой взаимодействие между средствами связи Инспекции и Общества, обеспечивающее передачу информации в адрес последнего.

По смыслу ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ при решении вопроса о соблюдении прав проверяемого лица устанавливается факт его уведомления о планируемых проверочных мероприятиях. При этом для целей исполнения контролирующим органом обязанности по соблюдению гарантий субъекта в этой части законодатель предусмотрел возможность извещения его не только заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, а также иным доступным способом.

Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи). Правовое значение в этом случае имеет факт получения проверяемым лицом достоверных и достаточных сведений о планируемой в отношении его проверки, а не способ передачи такой информации.

Суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что в данном случае выдача Обществом именно 18.04.2012 специальной доверенности на получение распоряжения Инспекции с указанием конкретного предмета проверки, а также наделение физического лица правом давать от имени Общества соответствующие объяснения, подтверждает получение самим Обществом сведений о проведении проверки, переданных Инспекцией 11.04.2012 посредством телефонограммы.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что данный факт свидетельствует об осведомленности Общества с 11.04.2012 о планируемой Инспекцией проверке, о ее целях и сроках проведения, в связи с чем суд обоснованно указал, что права и законные интересы Общества не были нарушены ввиду его ненадлежащего информирования контролирующим органом.

7. Лицо, в отношении которого осуществляются контрольные мероприятия, должно быть уведомлено о предстоящей проверке «в течение трех рабочих дней», а не «за три рабочих дня»

Поскольку законодатель употребляет в указанной норме формулировку «в течение трех рабочих дней», а не «за три рабочих дня», днем уведомления следует считать любой из дней, входящих в срок, установленный пунктом 12 статьи 9 Закона о защите прав юридических лиц.

В соответствии с частью 12 статьи 9 Закона N 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Поскольку законодатель употребляет в указанной норме формулировку «в течение трех рабочих дней», а не «за три рабочих дня», днем уведомления следует считать любой из дней, входящих в срок, установленный вышеприведенной нормой.

Поскольку законодатель употребляет в указанной норме [в части 12 статьи 9 ФЗ N 294-ФЗ] формулировку «в течение трех рабочих дней», а не «за три рабочих дня», днем уведомления следует считать любой из дней, входящих в срок, установленный пунктом 12 статьи 9 Закона о защите прав юридических лиц.

Ссылки в жалобе на грубое нарушение процедуры проверки, что, по мнению привлекаемого к ответственности лица, должно повлечь безусловную отмену вынесенного постановления, являлись предметом тщательной проверки судом первой инстанции, обоснованными не признаны, поскольку АО действительно получило копию распоряжения о проведении проверки за 1 рабочий день до ее начала, однако законодатель употребляет в соответствующей норме формулировку «в течение трех рабочих дней», а не «за три рабочих дня», т.е., днем уведомления следует считать любой из дней, входящих в срок, установленный п. 12 ст. 9 Закона о защите прав юридических лиц.

Согласно части 12 статьи 9 Закона о защите прав юридических лиц о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Поскольку законодатель употребляет в указанной норме формулировку «в течение трех рабочих дней», а не «за три рабочих дня», днем уведомления следует считать любой из дней, входящих в срок, установленный пунктом 12 статьи 9 Закона о защите прав юридических лиц.

Принимая решение, судья указал, что, поскольку законодатель употребляет в указанной норме [в части 12 статьи 9 ФЗ N 294-ФЗ] формулировку «в течение трех рабочих дней», а не «за три рабочих дня», днем уведомления следует считать любой из дней, входящих в срок, установленный п. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ.

Согласно части 12 статьи 9 Закона о защите прав юридических лиц о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Поскольку законодатель употребляет в указанной норме формулировку «в течение трех рабочих дней», а не «за три рабочих дня», днем уведомления следует считать любой из дней, входящих в срок, установленный пунктом 12 статьи 9 Закона о защите прав юридических лиц.

Суд первой инстанции, принимая решение, верно исходил из правовой позиции ВС РФ, определив, что, поскольку законодатель употребляет в указанной норме формулировку «в течение трех рабочих дней», а не «за три рабочих дня», днем уведомления следует считать любой из дней, входящих в срок, установленный п. 12 ст. 9 Закона о защите прав юридических лиц.

В соответствии с п. 12 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения.

Общеизвестно, что в русском языке выражение «не позднее» какого-либо дня означает «в этот день или ранее». Трудовым законодательством в РФ установлена пяти- и шестидневная неделя. Представляется очевидным, что, получив уведомление за две недели до начала проведения проверки, Общество было извещено о ней «не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения».

Данный вывод не противоречит позиции Верховного Суда РФ, указавшего, что, поскольку законодатель употребляет в приведенной выше норме закона формулировку «в течение трех рабочих дней», а не «за три рабочих дня», днем уведомления следует считать любой из дней, входящих в срок, установленный пунктом 12 статьи 9 Закона о защите прав юридических лиц. Соответственно направление уведомления о проверке в один из трех рабочих дней до ее начала, также будет свидетельствовать о своевременности такого уведомления (постановление ВС РФ от 02.07.2015 N 5-АД15-15).

Поскольку законодатель употребляет в указанной норме [в части 12 статьи 9 ФЗ N 294-ФЗ] формулировку «в течение трех рабочих дней», а не «за три рабочих дня», днем уведомления следует считать любой из дней, входящих в срок, установленный пунктом 12 статьи 9 Закона о защите прав юридических лиц.

8. Для оценки действий органа по контролю (надзору) на предмет заблаговременного уведомления проверяемого лица о проверке важна фактическая дата начала ее осуществления

Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии со стороны инспекции существенных нарушений требований Закона N 294-ФЗ, влекущих признание результатов проверки недействительными.

Судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждено, что плановая выездная проверка в отношении общества проведена инспекцией на основании распоряжения от 28.06.2013, которое вручено обществу 28.06.2013.

Разрешая спор, суды также установили, что фактически проверка была проведена в период с 03.07.2013 по 09.07.2013, т.е. в пределах установленного в распоряжении срока (с 01.07.2013 по 26.07.2013).

С учетом установленной даты начала проверки 03.07.2013 и вручения обществу соответствующего распоряжения 28.06.2013 суды пришли к правильному выводу о том, что о проведении плановой проверки общество было уведомлено не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения, вследствие чего положения ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ инспекцией не нарушены.

На основании Положения о территориальном отделе агентства лесного хозяйства названный территориальный отдел имеет право осуществлять контроль за выполнением лицами, использующими леса, условий соответствующих договоров.

Подпунктом «г» пункта 8 спорного договора предусмотрено право арендодателя проводить проверки соблюдения арендатором своих обязательств по договору не реже одного раза в квартал.

Право осуществлять проверку соблюдения арендатором условий договора установлено за ответчиком как арендодателем и не ставится в зависимость от выполнения агентством публично-правовой обязанности по проведению плановых и внеплановых проверок по использованию арендатором лесного участка в соответствии с лесным законодательством, особенности организации и проведения которых в части, касающейся сроков и периодичности их проведения, установлены Федеральным законом N 294-ФЗ.

Суды пришли к правомерному выводу о том, что отсутствие в подпункте «г» пункта 8 договора аренды лесного участка ссылки на установленный статьями 9 и 10 Федерального закона N 294-ФЗ порядок проведения проверок не свидетельствует о противоречии оспариваемого подпункта названному Закону.

Оспариваемое положение договора аренды лесного участка не нарушает права и законные интересы ОАО в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и основания для признания его незаконным отсутствуют.

10. Примерная форма договора, дающая уполномоченному органу право по мере необходимости проверять выполнение пользователем животным миром принятых на себя по договору обязательств, противоречит ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ

Заявителем оспариваются отдельные положения договора, касающиеся прав и обязанностей уполномоченного органа и пользователя, в частности п. 2.1 договора.

Пунктом 2.1 договора предусмотрено, что уполномоченный орган имеет право по мере необходимости проверять деятельность пользователя и выполнение им принятых на себя по договору обязательств.

В соответствии со ст. 427 ГК РФ примерные условия договора разрабатываются для договоров соответствующего вида и публикуются в печати.

В данном случае примерная форма договора на предоставление в пользование территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром, утверждена постановлением правительства области, в связи с чем носит обязательный характер.

Пункт 2.1 примерной формы договора противоречит федеральному законодательству, в частности ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ, предусматривающей проведение плановых проверок не чаще чем один раз в три года.

Позицию суда о том, что в п. 2.1 примерной формы договора речь идет о праве стороны по договору, а стороны свободны в определении условий договора, нельзя признать правильной. Уже отмечалось, что примерные условия договора разрабатываются для договоров определенного вида, в данном случае они разработаны для договоров на предоставление в пользование территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром, и являются обязательными для договоров этого вида.

11. Проверка должна быть проведена в отношении лица, непосредственно осуществляющего предпринимательскую деятельность в помещении и ответственного за соблюдение обязательных требований

Государственным инспектором отдела ГПН проведена плановая проверка соблюдения ИП требований пожарной безопасности, по результатам которой составлен акт и вынесено предписание по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности. Кроме того, в отношении предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении.

Постановлением суда ИП признан виновным в совершении административного правонарушения и подвергнут административному наказанию в виде приостановления деятельности на срок тридцать суток. В целях обеспечения исполнения данного административного наказания запрещена деятельность кафе.

Решением областного суда постановление судьи городского суда отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении ИП прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. При этом суд констатировал, что по условиям договора субаренды на ИП не возложена обязанность по обеспечению правил пожарной безопасности. Такая обязанность по вышеназванному договору, заключенному в установленном порядке, вменена субарендатору ООО.

Не согласившись с проведенной проверкой в отношении кафе, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Довод о том, что проверке подвергнута деятельность ИП по сдаче имущества в аренду, который всегда несет ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности, так как является основным арендатором и данная обязанность предусмотрена договором аренды с собственником, не соответствует нормам действующего законодательства и опровергается материалами дела.

При заключении договора субаренды в пункте 2.2.2 ИП и ООО с согласия собственника предусмотрели обязанность по обеспечению правил пожарной безопасности общества, что согласуется с требованиями Федерального закона «О пожарной безопасности».

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции ошибочно признал правомерность действий государственного инспектора в части проведения проверки соблюдения требований пожарной безопасности при осуществлении деятельности кафе, поскольку предметом проверки в соответствии с положениями ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ является осуществляемая деятельность. Деятельность по организации работы кафе, осуществляемая именно обществом, а не ИП, подтверждена материалами дела и не оспаривается участвующими в деле лицами.

12. Требование прокурора к ЮЛ, ИП о предоставлении информации, необходимой в рамках реализации функций прокуратуры по планированию проверок, законно

Факт совершения ООО административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении; требованием прокурора; ответом ООО.

Противоречий представленные в материалах дела документы не имеют, соответствуют требованиям, предъявляемым к форме этих документов, составлены уполномоченными должностными лицами.

При этом несостоятельными являются доводы жалобы о том, что ООО не являлось объектом проводимой транспортной прокуратурой проверки, в связи с чем у прокурора отсутствовали законные основания для направления требования о предоставлении информации в адрес общества.

Нормами законодательства установлено, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать, в том числе от руководителей коммерческих организаций, предоставления необходимых документов, материалов и сведений.

Законодателем в приведенных нормах вопреки доводам поданного заявления не установлено правило, согласно которому подобное требование прокурора может быть направлено исключительно лицу, в отношении которого прокурором проводятся надзорные мероприятия, а закреплено право прокурора требовать предоставления необходимых для осуществления возложенных на него функций документов и материалов. Круг лиц, в адрес которых направляются соответствующие требования, определяется прокурором самостоятельно исходя из предмета проводимой проверки.

13. Указание в плане проверок не в полном объеме сведений, предусмотренных ч. 4 ст. 9 ФЗ N 294-ФЗ, не может расцениваться как проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения проверок

Довод жалобы о том, что данное нарушение относится к грубым нарушениям, предусмотренным п. 7 ч. 2 ст. 20 Федерального закона N 294-ФЗ, основан на неверной оценке обстоятельств дела, поскольку проведенная в отношении [проверяемого лица] проверка включена в ежегодный план проведения плановых проверок, что соответствует ч. 3 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ. Указание в плане сведений, предусмотренных ч. 4 ст. 9 данного нормативного акта, не в полном объеме не может быть расценено как проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.

14. Ошибочное указание в плане проверок организационно-правовой формы проверяемого лица при отсутствии иных нарушений не может рассматриваться как грубое нарушение требований к организации и проведению проверок

Принимая во внимание, что сведения о юридическом лице (ОГРН, ИНН, место осуществления деятельности) полностью соответствуют сведениям о ЗАО и его структурном подразделении, суды двух инстанций пришли к обоснованному и мотивированному выводу о том, что ошибочное указание в размещенном на официальном сайте Управления плане проверки организационно-правовой формы банка при отсутствии иных нарушений и правильном указании всех иных сведений о данном юридическом лице, не может рассматриваться как грубое нарушение требований к организации и проведению проверок, влекущих отмену оспариваемого предписания.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В «Энциклопедии судебной практики. О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного и муниципального контроля» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на март 2021 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

При подготовке «Энциклопедии судебной практики. О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного и муниципального контроля» использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук, государственным советником юстиции РФ 3 класса Д. И. Тисленко, М. Михайлевской, М.Р. Азымовой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *