О покорении сибири ермаком уверены ли рассказчики что говорят правду
Образовательный сайт
Народные предания рассказывают нам о событиях давно минувших лет. Однако живы их герои в сердцах и умах народа.
О чем рассказывают предания.
1. Какой из текстов преданий вам понравился? Какими народ представляет себе Пугачева и Ермака?
Предание о Пугачеве хоть и небольшое, но вмещает в себя целуя историю, полную интриг и памятных событий (как Пугачев женился, как был свержен с престола, как обращались с ним казаки).
Однако мне больше нравится предание о Ермаке. Оно подробно рассказывает о том, как искали лихого атамана, как он войско собирал и как была завоевана богатая земля Сибирь. Язык предания намного богаче, чем тот, что был использован при создании предания о Пугачеве.
Пугачева народ представляет настоящим царем, предводителем, заступником. Ермак предстает перед людьми как истинно русский человек, бесстрашный, находчивый, свободный, наглый и своенравный.
Народные предания отличаются не только эмоциональностью и широтой мысли, но также иллюстрируют отношение людей к историческим героям.
2. Уверены ли рассказчики, что говорят правду? Подтвердите примерами.
Рассказчики, писавшие народные предания о Пугачеве и Ермаке, в обоих случаях точно знают, что пишут правду. В предании о Пугачеве отражено в следующих словах: «Это все точно было». Предание о Ермаке завершается не менее уверенными словами: «Потому мы и про Ермака Т имофеевича помним, и про его удалых казаков».
3. Так ли вы представляли себе эпизод покорения Сибири, как его изобразил художник В. Суриков в картине «Покорение Сибири Ермаком»?
Именно так рисует воображение картину покорения Сибири донскими казаками. Их отвага и смелость мастерски изображены Суриковым. В картине чувствуется напряжение, непосредственно в центре все заволокло пороховым дымом, каждый воин бьется не на жизнь, а насмерть.
Народные предания иллустрировать достаточно сложно. Нужно проникнуться духом эпохи, «прожить» изобрааемые события.
Развивайте дар слова.
Пересказ предания «О покорении Сибири Ермаком»
Прознал Царь Иван, что Уральскими горами лежит богатая земля, полная добра и неподвластная его руке. Вот только покорить ее непросто — там Кучумово царство лежит. Опечалился Иван и занемог. Бояре не смогли помочь ему в думах, как ни старались. Тогда один из слуг преданных спросил, о чем печалится сердце царя. Иван не ответил, но спросил слугу — есть в его цар ст ве человек, которому храбрости да удалости не занимать, и чтоб смерти не боялся.
Как узнал атаман, что ему предстоит Сибирь покорить, не стал перечить царю, собрал войско казаков и отправился до Тобола, а оттуда на лодках до Иртыша доплыл. Долго бились казаки с воинами Кучумого царства. Много полегло людей с обоих сторон. Однако свергли казаки хана и стала Сибирь землей русской.
Народные предания стали настолько же содержательны, насколько и увлекательны для читателей.
2. В чем сходство и различие преданий и народных сказок? Покажите это на примерах в процессе пересказа фрагментов.
Сходство народных сказок и преданий заключается в отношении народа к тому или иному герою, событию:
«Нет больше народного заступника, Емельян ты наш родный батюшка» и «А сам (Пугачев) на престоле остался».
Уверены ли рассказчики, что говорят правду?
Уверены ли рассказчики, что говорят правду?
Предания «О Пугачёве» и «О покорении Сибири Ермаком».
Авторы преданий очень уверенно передают события, как будто сами были очевидцами событий.
Достоверность их слов не вызывает сомнений, иначе они не дошли бы до наших времён.
Нужен план предания о покорении Сибири Ермаком СРОООЧНО?
Нужен план предания о покорении Сибири Ермаком СРОООЧНО.
Какое из произведений является фольклорным?
Какое из произведений является фольклорным?
1 «О покорении Сибири Ермаком» 2 «Смерть Ермака» 3 «История Пугачёва».
ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ?
«Покорение Сибири Ермаком» Какое настоящее имя Ермака?
«Покорение Сибири Ермаком» Какое настоящее имя Ермака?
Как доказать что «покорение сибири Ермаком» это предание?
Как доказать что «покорение сибири Ермаком» это предание?
Кросворд легенда о покорении сибири ермаком?
Кросворд легенда о покорении сибири ермаком.
Какие слова и выражения из предания «о покорении Сибири Ермаком» можно использовать в нашей речи и сегодня?
Какие слова и выражения из предания «о покорении Сибири Ермаком» можно использовать в нашей речи и сегодня?
! СРОЧНО?
Помогите составить план предания «О покорении Сибири Ермаком» Заранее спасибо!
Кроссворд Легенда о покорении Сибири Ермаком?
Кроссворд Легенда о покорении Сибири Ермаком.
Краткий пересказ предания «О Покорении Сибири Ермаком»?
Краткий пересказ предания «О Покорении Сибири Ермаком».
Нашу речь нужно беречь. Речь бывает : словесная, слуховая, письменная и тд. Что смогла то сделала (ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ! Это может быть не правельно лучше проверь это гденибудь).
Данный рассказ, заставит читателя серьезно задуматься о всех трудностях чел. Жизни и что необходимо их преодолевать, чего бы это не стоило. Цветок тут играет хоть и главную роль, но несет фигуральный смысл (второстепенный). Это совсем не рассказ п..
Лилипут что означает карлик или человек низкого роста.
Она наивная, значит доверчивая, глупая. По моему мнению она отрицательный персонаж.
Да согласен потомучто каждый должен к чему то стремится.
Красавчик писал годные произведения.
Девушка верна своему жениху Милону и не поддается на уговоры Скотининых, хотя и не высказывает открытого протеста. Она считает, что сердце довольно только тогда, когда спокойна совесть, четко соблюдая правила добродетели, человек может достичь счаст..
Уверены ли рассказчики, что говорят правду? потвердите примерами. предания «о пугачёве» и «о покорении сибири ермаком».
Ответы 10
Авторы преданий очень уверенно передают события,как будто сами были очевидцами событий.Достоверность их слов не вызывает сомнений,иначе они не дошли бы до наших времён.Предание о Пугачёве автор заканчивает словами,подтверждающими,что это не вымысел-«Всё это точно было!»Предание о Ермаке содержит ссылку на рассказы очевидцев,покорителей Сибири-«Вот и появились русские на сибирской земле и посейчас живут, а добра в ней всем хватит.»Автор увековечивает память Ермака,что является правдой-«Потому мы и про Ермака помним, и про его удалых казаков.»
ещё сочинения на © сочиняшка.ru
Пугачев, как бездомный скиталец, шатался по казачьим селениям из дома в дом и изучал характер и образ мыслей казаков. Остановился, наконец, в доме Данилы Шелудякова, показавшемся ему, вероятно, энергичнее других. Дни Пугачев проводил в простой работе, какую назначал ему хозяин, а на ночь уходил в отведенный ему для жилья амбар и там запирался. По полуночам он зажигал огонь и молился Богу, или только притворялся, что молится – все равно. Дело в том, что каждую ночь в амбаре его светился огонь.
Однажды Шелудяков, выйдя из избы на двор, заметил это и возымел подозрение: – Уж не ворожец ли, иль не шпион ли какой этот работник? – подумал казак и стал после того наблюдать за поступками Пугачева, чего, конечно, тот и добивался.
Убедившись, что Шелудяков подслушивает за стеной амбара, хитрый беглец дал волю своему изобретательному и пронырливому уму. Стоя перед иконой и отвешивая частые земные поклоны, он читал молитвы, но нарочно возвышал голос, чтобы быть слышиму. Молясь, Пугачев часто упоминал слова: «Император», «наследник», «престол», «враги» и т.п., словом, высказывал целые фразы, которые острее ножа впивались в сердце Шелудякова, мутили и будоражили ум его.
Некоторое время Шелудяков молчал, наконец, не вытерпел, затронутое любопытство взяло верх над страхом. Раз, когда Пугачев упражнялся в хитрой комедии, Шелудяков внезапно постучал к нему в дверь. Пугачев, загасив теплившуюся перед иконой свечу, впустил его, притворяясь при том оторопелым и испугавшимся.
– Что ты тут делаешь? – спросил Шелудяков Пугачева.
– Ничего, сплю, кормилец, – ответил Пугачев.
– Как спишь? Да у тебя сейчас, я видел, огонь светился!
– Ах, батюшка, виноват! Я не хотел говорить тебе, грешный человек! Я Богу молился! – проговорил, запинаясь, Пугачев.
– Знаю, знаю! – возразил Шелудяков. – А растолкуй-ка мне, что значит вот это. – Тут Шелудяков пересказал Пугачеву все то, что слышал, стоя за стеной амбара. Пугачев молчал, переминался. Шелудяков настаивали еще больше приставал к нему. Наконец, Пугачев зарыдал, без сомнения, притворно, повалился в ноги казаку и дрожащим голосом произнес:
– Отец родной, кормилец ты мой голубчик, не говори никому, если уж ты слышал … не выдавай меня. Я уйду от тебя и скроюсь, где-нибудь… я несчастный, я гоним судьбой. – Разумеется, этого было довольно для того, чтобы задеть и подстрекнуть любопытство необразованного казака, отуманить в нем рассудок и расшевелить чувства преданности к мнимому изгнаннику.
Когда разнеслась молва, что в доме Шелудякова оказалась такая высокая особа, явился в хутор, Бог знает откуда, неведомый человек, назвавшийся отставным солдатом. Услыхав от казаков об этом чуде, солдат сказал:
– Что за диво такое? Покажите-ка мне его… я, быть может, узнаю, что это за птица такая. Я служил в гвардии, видел Царя.
Казакам показалось это находкой. Они тотчас же привели солдата в дом, где находился Пугачев, чтобы узнать истину. Гордо, дерзко, с шумом и бранью солдат переступил порог дома, в намерении, казалось, обличить самозванца во лжи, но, взглянув на Пугачева, сидевшего за столом, солдат повалился на пол и с подобострастием произнес:
– Прости меня, батюшка Царь! Я давеча в тебе усомнился и теперь винюсь и каюсь в грехе своем!
Далее во главе Пугачев на Яике говорится о том, как царица села на трон с любовником, а императора не признала. Вот тут пошел Пугачев в село к казакам, которых он знал, они его признали. Собрал он войско и пошел войной на императрицу. Еще одна глава Петр третий рассказывает о том, что Пугачева в народе именовали Петром Третьим и о том, как он женился на княгине, а может и не на княгине, но суть в том, что скинула она его с престола. Пугачева же приказала поймать. Долго за ним гонялись и казаки-оборотни, и солдаты, а когда поймали, привели к Екатерине, которая и уступила ему трон, спросив: Набегался ли он.
Предания о Пугачеве — это очень короткие рассказы о Емельяне и его жизни. Состоят предания из четырех коротких рассказов, которые и знакомят нас с героем Пугачевым и его характеристиками. В преданиях фигурируют не только люди, но и оборотни, что делает сюжет, похожий на сказку, но старожилы утверждают, в конце повествования отдельной части исторических преданий о Пугачеве, что такое точно было, и как тут не поверишь.
Там главный герой был сам Пугачев
Выбери самое главное)
Поэма «Пугачёв» состоит из восьми частей. В них последовательно разворачивается картина крестьянского восстания. Сначала Пугачёв появляется в Яицком городке. Там он разговаривает со сторожем и понимает, что именно он должен быть тем самым человеком, который «первым бросит камень». Далее описано бегство калмыков. Затем осенней ночью Пугачёв обсуждает восстание с Караваевым. В следующей части читатели уже узнают о намерении Пугачёва назвать себя Петром. Он хочет объединить в восстании разные народы и надеется добиться успеха.
Хлопуша появляется перед читателями в главе «Уральский каторжник». Герой отмечает, что Пугачёва любят за удаль и буйство, для него не имеет большого значения, является ли бунтовщик Петром на самом деле. Восставшие движутся к городам, но бунт подавлен. Пугачёв окружён казаками. Он не сумел удержать власть в своих руках, не смог изменить предначертанный ход истории. Он снова один, без соратников, как и в самом начале поэмы, что создаёт своеобразную кольцевую композицию.
Написана поэма в традициях оригинального литературного направления. Здесь читатели сразу видят, что Есенин – представитель имажинизма. Это заметно с первых строк: «Ржёт дорога в жуткое пространство», «Луна, как жёлтый медведь, в мокрой траве ворочается». Рифма и ритм, размер здесь постоянно меняются, поэтому сложно обозначить всё едиными наименованиями. При этом общая ритмичность хорошо просматривается, слог Есенина очень лёгкий.
В поэме «Пугачёв» бунтовщики предстают как смелые, отважные люди. Они уверены в своей правоте, готовы погибнуть, чтобы достичь цели. Сподвижники Пугачёва убеждены: нужно менять существующий порядок. Они использовать разные методы и средства, не боятся боя. Разумеется, основной темой произведения стало крестьянское восстание. В нём проявилась в полной мере удаль, бесстрашие народа.
Можно отметить, что с самого начала легко предугадать, что восстание обречено. Есенин хорошо передаёт общую атмосферу, в которой практически невозможно представить себе счастливый исход бунта.
В поэме «Пугачёв» Сергей Есенин широко использует символы и аллегории, сравнения, причудливые образы, характерные для имажинизма. Приведём несколько примеров: «жабьи глаза деревни», головы «прыгают с плеч жёлтыми кошками», «в груди, как в берлоге, ворочается зверёнышем тёплая душа», «глаза, как два цепных кобеля, ворочаются в солёной влаге». Нередко применяет Есенин и троекратный повтор, который особенно остро звучит в конце поэмы. В начале части «Конец Пугачёва» герой во Вы с ума сошли! Вы с ума сошли! Вы с ума сошли!» Ближе к самому концу он говорит: «Что случилось? Что случилось? Что случилось?» Замкнутость сюжета, неизбежность краха восстания ярко проявляются в этих рефренах.
В своей знаменитой поэме «Пугачёв» Сергей Есенин с уважением, симпатией и сочувствием изображает крестьянское восстание, рисует образ исторической фигуры – Емельяна Пугачёва. Сейчас мы можем иначе взглянуть на тот кровопролитный бунт, однако в произведении поэта перед читателями ярко встаёт именно своеобразие характеров, сила духа и удаль людей. Даже с такими неординарными образами, средствами изобразительности поэма читается легко, что обеспечивает воздушный слог Сергея Есенина.
TESTSOCH.RU
Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):
Устное народное творчество (8 класс. Коровина, 1 часть, стр. 11, 13-15, 19-20)
Хороводные и лирические песни (Стр. 11)
1. Подумайте, к каким видам (обрядовые, хороводные, лирические, исторические) относится каждая из этих песен.
2. Как вы думаете, почему в хороводной песне «И туда – гора, и сюда – гора» звучит сочетание сольного пения с хоровым многоголосием?
Солист как бы начинает повествование песни, а хор поддерживает рассказ. При сольном исполнении слышно и понятно каждое слово, а когда вступает многоголосый хор, то становится важным не содержание, а настроение. И, конечно, хор – это объединение людей, которое состоит из личностей (солистов).
3. Песня «И туда – гора, и сюда – гора» записана фольклористами в Белгородской области. Какие особенности южнорусского говора (прежде всего в лексике) вы услышали в этой песне?
Мы услышали, что привычное нам народное слово «дЕвица» здесь заменено словом «дивчина», вместо слова «встретила» употреблено «встрела», также в этой песне мы видим диалектное слово «крыница»(криница), что в данном случае означает «колодец».
4. Как вы считаете, в каких песнях, хороводных или исторических, более чётко доносится до слушателя текст, слова песни? Почему?
Я думаю, что текст четко донести до слушателя важно в исторической песне, потому что для исторического произведения важны события и необходимо, чтобы слушатель понял их. А в хороводных песнях важно настроение, действия и интонации.
Исторические песни Фонохрестоматия(Стр. 13-15)
1. «Там татары шли» – одна из нескольких песен, передающих фольклорный сюжет «тёща в полоне (плену) у зятя». Как вы думаете, почему этот драматический сюжет сохранила народная память?
Драматический сюжет песни «Там татары шли» связан с татаро-монгольским нашествием на Русь, оно было очень длительным, не одно поколение русских людей сменилось за время этого трагического события. Много городов было разорено, много семей было разъединено и угнано в плен. Именно поэтому народная память сохранила эту песню. И мне кажется, что большое значение здесь имеет и сюжет повествования о материнской и дочерней любви, о нерушимых родственных связях: бабушка любит внука, хоть на половину тот и татарин.
Один из вариантов этой песни является колыбельной, это тоже является причиной сохранения ее в народной памяти.
2. Как художественные средства песни (и словесные, и музыкальные) передают драматизм отношений двух народов, их кровную историческую связь?
Драматизм песни передается повтором «они ковылу жгли», далее «семейку делили» (то, что поделить, казалось бы, нельзя). Результат дележа противопоставляется: брат сестру отпустил, а вот зять тещу в плен взял. И он ее не повез, а погнал, босую, голую по пожарищу. Мы видим совсем не родственные отношения, тем более потом зять не просит, а приказывает теще сразу три дела делать.
Музыкальные средства, передающие драматизм песни, заключаются в повторах первых слов строк, сменяющих друг друга сольном и хоровом пении, особые распевки окончаний слов.
3. Какие особенности жанра баллады вы можете отметить в песне «Там татары шли»?
Баллада – это лиро-эпическое произведение на историческую, мифологическую или героическую тему. В древности баллады пелись.
Песня «Там татары шли» имеет много общего с балладой. Это, прежде всего, историческая тема (татаро-монгольское нашествие). Текст имеет четкий сюжет и исполняется пением.
4. Сравните исполнение этих песен с исполнением народных песен хором имени Пятницкого. В чём сходство и в чём различие? Как вы думаете, почему фольклорный коллектив исполняет прослушанные вами песни без музыкального сопровождения?
Сходство в исполнении народных песен фольклорным коллективом и хором имени Пятницкого, я думаю, в сохранении традиций: сольное и многоголосое хоровое пение, русские национальные костюмы. Главное различие в исполнении народных песен этими коллективами заключается в том, что у хора песни исполняются в музыкальной аранжировке и в сопровождении оркестра народных инструментов, а фольклорный коллектив стремится к оригинальному (историческому) исполнению песни как в мелодии, так и в сохранении особого произношения слов. Фольклорный коллектив исполняет песню без музыкального сопровождения для сохранения исторической достоверности звучания.
Размышляем о прочитанном
1. Расскажите о народных песнях. Какие существуют группы народных песен? Что вам известно об обрядовом фольклоре? Какие народные песни вы знаете и какие из них вам нравятся?
Народные песни бывают календарными и бытовыми и делятся на три жанра: обрядовые, лирические и исторические
Обрядовые песни имеют тесную связь с обрядами, которые воплощают представления народа о природе и мире. Часто они входят в календарный цикл: колядки, масленичные, веснянки, заклички, летние и осенние обрядовые песни.
Бытовые песни связаны с событиями жизни человека: свадьба, похороны, рекрутский набор.
Обрядовый фольклор в настоящее время имеет эстетическую и историческую ценность. Он всегда был интересен писателям, художникам и композиторам, потому что в народной поэзии заключена душа русского народа, его мудрость и взгляд на исторические события, сильно выражена связь с природой.
Я знаю русскую народную хороводную песню «Во поле береза стояла». А еще с детства слышал о колядках. Обряд колядования в деревнях и малых городах России жив до сих пор. Колядки связаны с Рождеством. Это короткие песенки, которые исполняются ряжеными людьми. Их поют по окном дома или прямо в доме. Хозяева угощают колядующих пряниками, печеньем, конфетами.
2. Каковы особенности лирических, исторических песен? Какие настроения передаёт каждая из них и какие чувства сообщает слушателям?
В лирических песнях отражаются чувства и эмоции простых людей, описывается повседневная жизнь, внутренние переживания. Они могут быть светлыми и радостными, даже игривыми, удалыми, но много среди них печальных и тоскливых.
Темы лирических песен отражают народную жизнь, это и солдатские, рекрутские песни, бурлацкие, ямщицкие, семейные, любовные, шутливые.
В исторических песнях идет рассказ о реальных событиях и исторических лицах, в них отражается отношение народа к происходящему в стране. Как правило, историческая песня посвящена одному какому-то событию и погружает слушателя в мир прошлого. У исторических песен разное настроение, которое зависит от содержания. Если речь идет о славных сражениях и победах, то и песня звучит торжественно, радостно. А если речь идет о трагических моментах истории родной земли, то песня звучит протяжно, грустно, тоскливо.
3. В чём сходство и различие народных исторических песен и былин?
Исторические песни и былины схожи тем, что посвящены определённым событиям, память о которых осталась в народе на века. Но былины, я думаю, намного старше исторических песен, потому что события былин происходили так давно, что они превратились из реальных в сказочные. А исторические песни наполнены точными фактами и деталями. В достоверности содержания и объеме их различие.
К схожести былин и исторических песен можно отнести манеру их исполнения речитативом, а также отсутствие рифмы, наличие повторов и постоянных эпитетов.
4. Расскажите о своеобразии жанра частушек. Как они исполняются? Какие музыкальные инструменты сопровождают народные песни и частушки? Умеете ли вы исполнять частушки? Как в частушках отражается время?
Частушка – это короткая рифмованная песенка юмористического, шутливого или сатирического характера. Появились частушки сравнительно недавно, во второй половине XIX века. Исполнение частушек должно быть ритмично, это делалось обычно в паре (две девушки или парень с девушкой), это своеобразный диалог, а иногда и спор, доходящий до словесного поединка. Частушки использовались в литературных произведениях, например, Маяковским, Горьким, Твардовским.
У частушек, как и других народных песен, могло быть сопровождение игрой русских народных музыкальных инструментов: гармонь, балалайка, трещотки, сопилки.
Как правило, частушки сочинялись на злобу дня, время их создания мы можем понять из употребляемой лексики: название событий, упоминание имен, а также по использованию архаизмов (слов, вышедших из активного употребления) и диалектизмов (слова, присущие определенной местности).
5. Какую роль в народной песне играют повторы отдельных слов и целых строк? Приведите примеры таких повторов.
Повтор слов и целых строк в народной песне придает распевность и выразительность исполнению, делает неспешным действие, как бы по лестнице поднимаясь к кульминации повествования. Например, «Уж ты, ночка, ты, ноченька тёмная, Ты, тёмная ночка, осенняя!», «И сюда – гора, и туда – гора, Между теми горами крутыми Всходила заря. Между теми крутыми горами Всходила заря».
6. Какое отношение народа к Пугачёву передают исторические песни? Чего в них больше – уважения, жалости, сострадания, осуждения? Какие художественные выразительные средства помогают народным певцам сообщить эти чувства слушателям?
Образ Пугачева в народных песнях окутан ореолом безмерного уважения и сострадания, к нему относятся как к заступнику обиженных и справедливому царю. Народ жалеет Пугачева, сочувствует его трагическому концу. Эти чувства выражаются в песне обращениями к герою «Емельян, ты, наш родный батюшка!» или сравнениями «Красное солнышко закатилось. », а народ себя после казни Пугачева считает осиротевшим: «Как остались мы, сироты горемычны».
Обогащаем речь
1. Какие чувства привносят в народные песни слова: зелененьку, конопельку, ноченька, звёздочка, сердечный, родной, миленький?
2. Что подчёркивается в народной исторической песне словами: добрый молодец, походы удалые, житьё свободное, народный заступник, родный батюшка, красно солнышко?
Все эти словосочетания роднят исторические песни с былинами и сказками, доказывают авторство народа этих песен, потому что большинство выражений относятся к постоянным эпитетам.
3. Есть ли какая-то связь слова частушка со словами часто, частить?
Творческое задание
2. Подготовьте собственный текст частушки на школьную тему или исполнение одной из частушек (напевное произнесение).
Петя гуглил Интернет –
На урок искал ответ.
А нашел их сотни три!
Теперь попробуй все прочти!
О покорении Сибири Ермаком (19-20 стр.)
Размышляем о прочитанном
1. Какой из текстов преданий вам показался более интересным? Почему? Какими народ представляет себе Пугачёва и Ермака?
Предание о Пугачеве для меня путаное и непонятное. Из него получается, что царь зачем-то стал Пугачевым, а потом вернулся на престол. А вот предание о Ермаке для меня было очень интересным, в нем много событий.
Пугачев, по представлениям народа, царь-заступник, запросто разговаривающий с народом. А вот Ермак в предании представляется былинным богатырем, который служит Родине, укрепляет ее мощь. Предание о Ермаке выражает патриотические чувства народа.
2. Что в прочитанных преданиях можно считать отголосками реальных исторических событий, а что – народной фантазией?
В предании о Пугачеве нет реальных событий, только отголоски. Народ жалел Пугачева, и, видимо, поэтому создал предание, где он оставался жив, а не был казнен. Никогда Екатерина II не считала Пугачева мужем, он никогда не был царем – все это фантазия народа.
В сказании о Ермаке больше исторических фактов, потому что Ермак Тимофеевич в истории России остался как завоеватель Сибири. Все исторические свидетельства о нем говорили, что это был очень умный, справедливый и смелый человек.
3. Уверены ли рассказчики, что говорят правду? Подтвердите свой ответ цитатами из текста преданий.
Рассказчик предания о Пугачеве уверен в правдивости повествования, поэтому рассказ заканчивается: «Всё это точно было!». Но можно такое утверждение принять и за сказочную концовку, типа, «и я там был, мед-пиво пил…», то есть только ради красного словца это и говорится.
А вот концовка предания о Ермаке объясняет, почему это предание живет, и это звучит убедительно: «Вот и появились русские на сибирской земле и посейчас живут, а добра в ней всем хватит. Потому мы и про Ермака помним, и про его удалых казаков».
Обогащаем речь
1. Подготовьте пересказ предания «О покорении Сибири Ермаком», включив характерную для этого предания лексику, например: много в ней всякого добра таится, занемог, хвороба, доспехи, завёл разговор, богатства несметные, нехоженая землища лежит, одолел сибирского хана и т. д.
Узнал Иван-царь, что за Уралом есть земля под названием Сибирь, и много в ней всякого добра таится. Призадумался царь. Да так призадумался, что одолела его хвороба от мечты несбыточной. Не было рядом с ним человека, который смог бы помочь ему Сибирью завладеть. Слег не на шутку грозный царь.
Отправились верные слуги царя на Дон искать Ермака, но так и вернулись ни с чем. Сказали, что всех птиц на Дону видели, всех баб сосчитали, а Ермака не нашли.
Тогда опять слуга царя на помощь ему пришел, сказал он Ивану-царю, что сам Ермака найдет. Собрал его царь в дорогу, в доспехи одел, лучшего коня дал, а слуга, как вышел за ворота, все оставил и пошел по белу свету пешком. Долго он так ходил, встретил такого же странника, как сам, завел с ним разговор и узнал от него, что Ермак на Урале живет. Пошел слуга на Урал, нашел, где живет семья Ермака, и попросил передать казаку, что ждет его к себе сам Иван-царь.
И вскорости явился Ермак перед царем, шапки не сняв, без поклона, спросив, зачем он понадобился. Царь сказал казаку, что любого другого за такое неуважение уж давно бы без головы оставил, а Ермаку Тимофеевичу предложил за милость царскую отплатить тем, что в Сибирь сходить. Туда, где нехоженая землица лежит, и сделать русскими эти земли с богатствами несметными.
Вернулся Ермак на Урал к друзьям своим, передал им просьбу царя, и отправились они в сибирские земли. Там встретились с людьми из Кучумова царства, сразились с ними и одолели сибирского хана. Кучума в Москву хотели отвезти, но убили его по дороге казаки за поведение предательское.
А царю Ермак велел передать, что теперь могут русские люди в Сибири жить и кучумовым людям от этого хорошо будет, потому что был у них раньше царь очень злой и жадный.
С тех пор и живут русские люди в Сибири, потому и помнят Ермака Тимофеевича. Помнят того, кто сделал эти земли русскими, в которых богатства на всех хватит.
2.В чём сходство и различия преданий и народных сказок? Покажите это на примерах в процессе пересказа преданий. Объясните слова и введите их в свои рассказы о преданиях: в некоем месте, убогий, хомут, начал поносить брата, бить челом, полати, челобитная, посул, истец, мзда.
Предания и сказки имеют сходство:
Предания и сказки различаются:
в некоем месте – в одном месте
убогий – скудный, нищий, бедный
хомут – часть упряжи лошади, которая крепится на шее
начал поносить брата – начал ругать брата
бить челом – просить
полати – деревянные настилы для лежания над русской печью
челобитная – прошение, написанное на бумаге
посул – обещание (в Древней Руси название вознаграждения за услугу, взятка)
истец – тот, кто обращается в суд за справедливым решением (ищет правды)
мзда – плата за труд
Литература и другие виды искусства
1. Так ли вы представляли себе эпизод покорения Сибири, как его изобразил художник В. Суриков на картине «Покорение Сибири Ермаком»?
Да, в предании идет речь о сражениях, и на картине как раз изображен момент битвы.
2. Найдите в альбомах или в ресурсах Интернета цветную репродукцию картины В. И. Сурикова. «Покорение Сибири Ермаком». Подготовьте устное описание изображённого на картине. Расскажите о своём впечатлении от картины, чем оно создаётся? Охарактеризуйте образы Ермака и его сподвижников.
На картине Василия Сурикова изображен решающий бой казаков с войском Кучума. Картина поражает динамикой происходящего и прославляет победу русских воинов. Мы видим переживания людей: казаки – несокрушимы, решительны и отважны, с ними Бог и Ермак, воины Кучума как бы в некоторой растерянности и ошарашены натиском противника.
На переднем плане крупно мы видим казаков с пищалями, Ермака в шлеме, указывающего направление только вперед, на втором плане войско Кучума с луками и копьями.
Преимущество казаков очевидно: они действуют сообща, каждый знает свои обязанности: один управляет лодкой, второй заряжает, третий стреляет. Образы казаков четко прорисованы, их лица полны решимости. Над русским войском подняты хоругви (Спас и Георгий Победоносец) – это говорит не только о том, что Бог с ними, но, наверное, и то, что они принесли с собой православную веру на сибирскую землю.
Слушаем актёрское чтение
Предание «О покорении Сибири Ермаком»
С преданиями вы давно знакомы. В седьмом классе вы слушали предание «Пётр и плотник» в исполнении Анатолия Вологдина. В этом году вы прочитали два предания: «О Пугачёве» и «О покорении Сибири Ермаком».
1. Какие впечатления оставила у вас увертюра Н. А. Римского-Корсакова?
Увертюра – это вступление к музыкальному произведению. Звучание увертюры Н.А. Римского-Корсакова в начале сказания как бы настраивает слушателя на неспешное серьезное слушание о важных для страны событиях.
2. Известно, что предания отражают события давно минувших лет. О каких событиях рассказывается в этом предании? Какие чувства проявились при прослушивании – торжественность, печаль? Что особенно понравилось вам в исполнении Леонида Кулагина?
В предании рассказывается о покорении Сибири Ермаком Тимофеевичем в 1582 году. Это реальные события из истории нашей страны. Основные чувства, которые возникают при прослушивании, это торжественность и гордость за свой народ.
Мне понравилось, как меняются интонации в голосе Леонида Кулагина по ходу повествования: от обыденной до торжественной речи.
3. Какие фрагменты предания вы прочитали бы иначе? Почему?
Вряд ли бы я смог прочитать так, как актер, но и представить лучшее чтение я не могу.
4. Какими представляются вам герои предания?
Главный герой предания Ермак Тимофеевич в моем воображении похож на Илью Муромца, такой же сильный, мужественный защитник родной земли, умеющий объединять людей и вести их за собой. А вот Иван-царь здесь совсем не похож на Ивана Грозного, мне видится он маленьким, стареньким и беспомощным.
В слуге, который пошел искать Ермака, мне кажется, народ воплотил собирательный образ простого сметливого русского мужика, которому не нужны богатства и власть, который готов служить не царю, а Родине.