О каком человеке можно сказать что он личность
О каком человеке можно сказать, что он личность? (Школьные сочинения)
Только от самого человека зависит, сможет ли он стать личностью. Обычно такие люди — личности — обладают сильной волей, ни от кого не зависят, умеют отстаивать свои взгляды, ставят в приоритет не слово, а дело.
В произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка» главный герой Петр Гринёв как раз пример именно такого человека. Пётр появился на свет в семье отставного премьер-майора Андрея Петровича, человека строгого, с самого начала пристально следящего за воспитанием сына. Еще до своего рождения мальчик был записан в Семеновский полк, а в 16 лет отправлен на службу в Белогорскую крепость.
Наказ Гринёва-старшего сыну о том, что нужно беречь честь смолоду очень повлиял на молодого человека. За время службы в крепости из неопытного юноши он превратился в настоящего мужчину, в человека, который способен нести ответственность за свои поступки: Пётр защитил Машу Миронову, свою будущую жену, от нападок и лжи труса и лицемера Швабрина; не стал присягать бунтовщику Пугачеву и предавать Родину.
По этим событиям, а также детству и отрочеству героя мы можем проследить становление личности Петра.
Ещё один пример из литературы — это рассказ «Чудесный доктор» А. И. Куприна. Емельян Мерцалов совершенно не знал, что предпринять в сложившейся ситуации, беды сыпались на голову одна за другой. Сам он только что остался без работы, детям было нечего есть и вдобавок ко всему серьёзно заболела маленькая дочь. В отчаянии мужчина хотел уже покончить с собой, но случилось чудо. Встреча им в парке доброго незнакомца вмиг изменила жизнь семьи. Этим человеком оказался доктор Пирогов, он бесплатно помог семье и кроме этого дал семье денег.
Спустя годы один из сыновей Мерцалова — Григорий, который «занимает… ответственный пост в одном из банков, слывя образцом честности и отзывчивости на нужды бедности», отзывался о докторе как о невероятно участливом и милосердном человеке, в немалой степени оказавшим влияние на формирование его как личности.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Что такое личность — какими качествами она характеризуется, примеры исторических и современных сильных личностей
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Термин «личность» используется в разных научных парадигмах (что это?): философии, социологии, лингвистике, психологии. Это понятие существует даже в религии и политике.
В обиходе мы также часто его используем, например, говоря про кого-то «интересная или известная личность» и тому подобное. Что представляет собой данное понятие? Кого можно так назвать, а кого нельзя? Какие качества нужны для этого?
Определение личности — что это такое
Данный термин имеет множество определений. Если их объединить, то на выходе получим следующее:
Личность – это человек, участвующий в социально-культурной жизни и деятельности общества, раскрывающий свои индивидуальные характеристики в процессе взаимодействия с другими людьми.
Личность может существовать в двух ипостасях:
Отсюда видно, что личностью не рождаются – ею становятся в процессе социализации (что это?), познания окружающего мира. Человек приобретает свой индивидуальный набор морально-нравственных качеств, которым отличается от других.
В дальнейшем люди сплачиваются в общности, объединяются в группы, ведомые схожими интересами.
Различные подходы
Как было отмечено выше, данное понятие используется в разных общественных аспектах, и все они по-своему отвечают на вопрос что такое личность. Коротко о некоторых из них:
Личность в психологии
Психологический взгляд на данное понятие – это тоже научный подход. На мой взгляд, он самый интересный, поэтому я выделяю для него отдельную главу. В психологии самое часто встречающееся определение гласит:
Личность – это человек, имеющий определенный набор психологических качеств, которые определяют его жизнедеятельность в обществе: поведение, поступки, отношения с людьми, деятельности и т.д.
Что такое сильная личность
Какими качествами должен обладать человек, чтобы его так назвали? Опираясь на описанную ниже личностную структуру (обязательно с ней ознакомьтесь — очень полезно), можно сказать, что сильная личность – это:
Этот список качеств можно продолжать бесконечно.
Описанный выше человек – это скорее собирательный образ, так как для каждого индивида существует свой портрет сильной личности. Вы можете составить его самостоятельно и развивать необходимые характеристики для того, чтобы стать сильным.
Например, в этом видео нам предлагают обратить внимание аж на признаки сильного духом человек:
Вы относите себя к таковым? Ну, и ладно. Быть сильным — это не синоним «быть счастливым». В большинстве своем, такие люди просто не могут поступать по-другому — они такие. Хотели они этого? Надо у них спросить.
Лично я не хочу быть таким, ибо в силу описанных ниже особенностей (темперамента, способностей, волевых качеств) это не мой путь. А идти чужим путем — худшее, что может случиться с человеком.
Не ведитесь на призывы «горе учителей» личностного роста — они вам не помогут. Все решает генетика и ваше собственное желание. Ломать заложенную природой программу поведения не стоит, ибо это противоестественно.
Примеры сильных, выдающихся и исторических личностей
На самом деле, таких людей очень много. Просто не всем посчастливилось войти в историю. Это происходит только, если сильная личность проявляется себя на очень высоком уровне (государственном, мировом) или если в силу каких-то обстоятельств становится о них известно широкому кругу людей.
Есть люди, которых считают сильными не за то, чего они достигли в жизни, а за то, что они смогли остаться верными себе на пороге смерти:
Что влияет на формирование личности
Структурой личности называют наличие определенных черт и взаимодействие между ними.
У отдельного индивида эти черты проявляются в разной степени и интенсивности, именно поэтому все люди отличаются друг от друга. Представьте, что внутри каждого из нас есть своя персональная мозаика: она есть у всех, но такой как у вас нет ни у кого.
Вы не найдете на планете двух совершенно одинаковых людей: каждый обладает своей некоторой особенностью, индивидуальностью. Это объясняет конфликты, противоречия и недопонимания между отдельными людьми.
Чтобы лучше понять, какие качества характеризуют личность, рассмотрим ее составляющие.
Способности
Способности делятся на врожденные и приобретенные, имеют целую классификацию:
Все способности взаимосвязаны и влияют друг на друга, а также на успешность и эффективность индивида в обществе.
Темперамент
Темперамент объясняет то, как человек проживает различные психические состояния в связи с разными жизненными обстоятельствами. Два человека с разными темпераментами, столкнувшись с одной и той же ситуацией, скорее всего, среагируют по-разному.
Например, они оба потеряют ценную вещь. Один расстроится, немного попереживает, а на следующий день будет улыбаться как ни в чем не бывало. Второй расстроится так сильно, что впадет в депрессивное состояние, из которого его потом будут вытаскивать лучшие психологи города. Пример утрирован для более ясного понимания, что такое темперамент.
В психологии существует всего 4 типа темперамента, предложенных всеми известной исторической личностью – Гиппократом:
Какие качества характеризуют личность
Характер
Характером называется приобретенный человеком в процессе социализации способ взаимодействия с окружающим миром.
Это особенности жизнедеятельности человека, включающие в себя реакции, манеры, поступки и поведение в обществе.
Сильная личность – это человек, обладающий сильным характером.
Он выделяется на фоне остальных, отличается волей, целеустремленностью, упорством. Такой человек всегда добивается более высоких результатов в различных сферах жизни, нежели тот, кто плывет по течению.
Волей называют способность человека управлять своими действиями.
Волевой человек каждый день встает в 5 утра, чтобы сделать зарядку, работает на трех работах, чтобы купить машину своей мечты, не ест после 6 вечера, если ему нужно похудеть, всегда держит данное обещание. Он делает то, что не всегда хочется, но по каким-то причинам ему необходимо.
Воля всегда предполагает некие самоограничения, дисциплину (что это?) и план действий. Она помогает человеку справляться с жизненными трудностями и неудачами, вставать после поражения.
Очень тонко на этот счет высказался Карлос Кастаньеда: «Воля – это то, что заставляет тебя побеждать, даже когда разум говорит тебе, что ты повержен». Сильная личность определенно имеет развитые волевые качества.
Эмоции
Эмоции – это субъективные переживания, имеющие положительную либо негативную окраску.
Основными эмоциями считаются:
Эмоции присутствуют у всех людей, но отличаются своими проявлениями. Кто-то реагирует бурно и держит реакцию долго, другие эмоционируют «тихо» и быстро успокаиваются. В любом случае эмоциями нужно управлять, иначе сгоряча можно наломать дров, о чем позднее можно горько пожелать.
Мотивация
Мотивация имеет две составляющие: побудительную (побуждает человека на конкретное поведение) и регуляционную (регулирует поведение).
Если сказать проще, мотивация – это совокупность причин, которые объясняют то или иное поведение человека.
Причина в данном случае – это мотив, который может быть осознанным и неосознанным (что такое сознание).
Мотивация состоит из 3 элементов:
Мотивация является важной частью успешной деятельности, ведь если у человека нет никаких целей, то вряд ли он добьется высоких достижений, сидя на диване.
Также знания о мотивации помогут вам лучше взаимодействовать с другими: поняв, какую потребность хотел удовлетворить человек, его поведение становится объяснимым и предсказуемым наперед.
Например, тот, кто своровал деньги – необязательно плохой человек. Возможно, он просто хотел есть.
Сильные личности, добившиеся много в жизни, имели очень сильную мотивацию, двигающую их вперед и заставляющую не замечать препятствий.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (10)
Личности не существует. Личность — это лишь наша история о самих себе, которую мы рассказываем, оперируя соответствующим культурно-историческим контекстом.
Спасибо, за столь важную информацию. Всегда читаю ваши статьи)
Соглашусь с теорией индуизма. Животные такие же личности, как и люди. Хорошо, что хоть в нескольких развитых странах питомцы наделены правами и их сурово защищает закон.
Да сильных личностей полно, такую характеристику можно дать любому человеку, кто своим трудом и терпением достиг высоких целей, сделал себя сам.
В политике же сила личности руководителя становится заметной прямо пропорционально возможностям страны, которую этот руководитель представляет. Нельзя, будучи президентом Эфиопии, существенно влиять на мировую политику, даже если ты сто раз гений.
Оценку личности дают окружающие. Вот если взять Горбачёва, является ли он сильной личностью? Многие скажут — нет, не смог страну уберечь от распада. Но с другой стороны, разве смогла бы слабая личность стать первым лицом государства?
Личностью стать несложно, любой человек — это личность, просто бывают ничтожные личности, но и они всё равно личности.
А почему Сталина нет в списке сильных личностей? Уж на его время правления какая война пришлась! Смог бы сегодняшний президент отстоять страну, если бы правил в тот период — это вопрос!
Какой-то странный стереотип, если сильная личность, так либо глава государства, либо тот, кто лег на амбразуру. Где примеры великих учёных, музыкантов, людей, которые создали мир таким, каким мы его видим? Ломоносов Михаил Васильевич не достоин быть упомянутым?
Сильная личность — это далёкая от науки характеристика, в науке же личности можно классифицировать по типам, например, шизоидный, истероидный.
Обществознание
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Что такое личность
Понятие личность характеризует человека как существо наделенное сознанием, использующим его в процессе общения, интеллектуальной деятельности, труда, взаимодействия в обществе. Личность обладает неповторимым характером, проявляет активную жизненную позицию, осознает свои поступки и принимает за них ответственность.
Многие задаются вопросом, в каком возрасте человек становится личностью? Но точного ответа нет, у каждого этот процесс проходит индивидуально, в свое время. О начале становления личности можно говорить, если ребенок отделяет себя от окружающих людей, понимает, какое место занимает среди членов семьи, родственников. Затем он начинает сравнивать себя со сверстниками, другими детьми. Так, постепенно личность развивается с самого детства.
Это интересно! Дети, возрастом до 1 года не способны различать себя в зеркале. Они с интересом наблюдают за появившимся отражением, но еще не могут понять, что это они сами. Часто малыш пытается заглянуть за обратную сторону зеркала, в желании найти там другого ребенка. Но с 12-16 месяцев дети уже устанавливают связь между собой и возникающим отражением. Это один из их первых «шагов» к самопознанию, развитию себя как личности.
Личности бывают очень разные: положительные и отрицательные, развитые и отсталые, искренние, подлые, доброжелательные и прочие. Все зависит от набора индивидуальных качеств, которые формируются с самого раннего детства.
Качества присущие личности
Личность – это совокупность качеств человека. У каждой личности свой неповторимый набор качеств, их очень много, иногда одно противоречит другому. Так, у добродушного человека в характере может присутствовать жадность. Он хорошо относится к окружающим людям, но никогда не дает в долг, не дарит дорогих подарков.
Отличительными признаками личности являются:
Например, семилетний мальчик Вася считает, что все врачи жестокие и злые. Такое мнение у него сложилось после того как Вася переболел гнойной ангиной. Ему целую неделю доктор делал уколы, сильная болезненная реакция надолго отложилась в памяти мальчика.
Но мировоззрение может меняться со временем, так, повзрослев, Вася поймет, что он ошибался на счет врачей в детском возрасте.
От самооценки во многом зависит как общество примет человека, полюбят ли его окружающие. Можно заметить, как в школьном классе дразнят самовлюбленных детей, которые не уважают учителей и сверстников, считая себя выше и намного лучше других. Но ребят с заниженной самооценкой тоже сторонятся, часто у них мало друзей из-за стеснительности, нерешительности.
Пример. Петя Иванов обладает врожденными математическими способностями. Но он получает 4-ки и 3-ки, из-за лени, нежелания выполнять домашние задания. Саша Сидорову плохо дается математика, но он много времени посвящает дополнительным занятиям, и уже начал зарабатывать первые 5-ки.
При желании, личность может развивать свою память, логическое мышление, силу воли и даже физические данные.
Качества личности человекапроявляются и вырабатываются в процессе общения, взаимодействия и трудовой деятельности.
Индивид и индивидуальность
Индивид – отдельный представитель человеческого рода по факту своего рождения. Качества индивида проявляются в его внешнем облике: разрезе глаз, размере ноги, цвете волос и прочим. Индивид обладает врожденными наклонностями и способностями, но станет личностью только в процессе общественного развития.
Понятие индивидуальность отличается от понятия индивид. Индивидуальность – это особенности отдельной личности, ее уникальность, неповторимость. Она включает в себя интеллектуальные, духовные качества и физические данные. Индивидуальность проявляется во время совершения человеком выбора, принятия самостоятельных решений, занятия какой-либо деятельностью.
Понятие индивидуальность неразрывно связано с личностью. Соотношение понятий индивидуальность и личность проявляется в том, что человек являющийся личностью обязательно проявит свою индивидуальность во взаимодействии с обществом.
Как и в какой среде формируется личность
Личность формируется в процессе взаимодействия с другими людьми: родителями, семьей, друзьями, учителями, коллегами по работе и прочими. Процесс формирования личности долгий и сложный, невозможен без социализации. Социализация – это освоение индивидом ценностей, правил поведения и норм, принятых обществом.
Социализация начинается с раннего детства, когда родители учат детей на своем примере, воспитывают их. Читая сказку, мама объясняет малышу какие герои плохие, что такое добро и зло, как нужно поступать хорошему человеку. Постепенно, у ребенка складываются основные нормы нравственности, морали, понятие, что такое хорошо и что такое плохо.
Социализация продолжается с поступлением в школу. Там, на ребенка оказывают влияние учителя, одноклассники, школьная администрация. Постепенно, круг общения у человека расширяется, он налаживает контакт с большим количеством людей. Социализация продолжается в течение всей жизни, то есть, формирование личности процесс непрерывный.
Это означает, что личность меняется с течением времени, изменяется характер или отдельные качества, появляются новые физические и интеллектуальные особенности. Благодаря знаниям характеристик личности в каждом возрасте, была создана целая наука – Возрастная психология. Это не значит, что в определенном возрасте люди становятся одинаковыми, но у них проявляются общие черты, качества, характерные для данного возраста.
Пример. Можно заметить, что у подростков в переходном возрасте проявляются общие черты характера: вспыльчивость, упрямость, подверженность влиянию сверстников. У стариков проявляются другие особенности: медлительность, постоянное беспокойство за свое самочувствие.
Влияние социума на личность
Личность и социальная среда неразрывно связаны меду собой. От того в какой среде формируется личность, зависит ее будущее. Видя перед собой плохие примеры, безответственное поведение, ребенок воспринимает это как образец. Через некоторое время он может начать вести себя так же, как его друзья, близкие ему люди. Он может начать пить, курить, воровать, сам не зная, что такое поведение результат сформировавшихся взглядов на мир, плохого влияния ближнего окружения.
Иногда личность может попасть под дурное влияние социальной среды помимо своего желания. Школьник начинает курить, боясь насмешек его одноклассников, которые уже давно пристрастились к сигаретам. Подросток решается на воровство, из-за навязчивых уговоров друзей раздобыть легкие деньги. Работник обманывает начальство, после долгих уговоров своего коллеги.
Так же проявляется положительное влияние среды на развитие личности. Видя перед собой примеры успешных, счастливых и уважаемых людей ребенок стремится им подражать, копировать их поведение. Поэтому, в школе большое время отводиться изучению биографий народных героев, патриотов, выдающихся личностей. Хороший пример становится вдохновением к труду, творческой деятельности, проявлению активности в обществе.
Разные структуры общества обладают различной степенью влияния на личность.
Воздействие личности на общества
Роль личности в развитии общества тоже высока. Рассмотрим на пример, как личность влияет на общество:
Таким образом, влияние личности на общество и общества на личность взаимосвязаны.
О каком человеке можно сказать что он личность
О каждом человеке можно сказать, что он личность, только иной раз ее развитие не совпадает с требованиями, которые предъявляется конкретному человеку.
1. Как вы думаете, как определить заслуживает ли определенная личность уважения?
2. Составьте рассказ о личности, используя план.
— Какие качества личности особо привлекательны для вас? Почему?
— Как ты считаешь, какие качества, необходимые для успешной деятельности, развиты у вас и над какими следовало бы поработать?
1. ответ на первый вопрос, например:
Чтобы это определить, необходимо понять: как конкретный человек относится к труду, например, к работе, учебе; что его интересует, чем он занят в свободное время; его мировосприятие, то есть отношение к окружающей среде, как к природе, друзьям, семье, так и к обществу в целом; что ценит человек в людях, стремится ли к саморазвитию, какие качества ему импонируют в себе, а какие он считает отрицательными.
2. Рассказ о личности должен включать:
— указание одного или нескольких качеств личности, которые нравятся обучающемуся;
— объяснение того, чем привлекательны, интересны для обучающегося указанные им качества личности (или одно качества личности);
— указание одного или нескольких качества, необходимых для успешной деятельности, развитых у обучающегося;
— объяснение, над какими следовало бы поработать для успешной деятельности;
Что такое личность человека и каждый ли ею становится
Приветствую вас, уважаемые читатели!
Очень часто нам приходится сталкиваться с таким понятием, как личность. Однако далеко не все знают, какое значение оно в себе заключает. Ситуация осложняется тем, что общепринятый обиходный смысл сильно отличается от научного определения. Постараюсь простыми словами объяснить, что такое личность, каковы ее характеристики и основные подходы к изучению.
Определение личности в психологии
Личность в психологии – совокупность характеристик человека, определяющих его поведение и место в обществе. Общество состоит из множества личностей, каждая из которых индивидуальна и уникальна.
Личность формируется годами из привычек и предпочтений человека, его эмоциональных реакций, социокультурного опыта и накопленных знаний. Базисом для формирования личности служат индивидуальные психофизиологические особенности: строение нервной системы, тип темперамента, наследственные черты. Это то, что дается человеку от рождения и что мы изменить никак не можем.
На этом фундаменте и строится личность под воздействием социального окружения. Социокультурный опыт преломляется через призму индивидуальных особенностей, формируя устойчивую психоэмоциональную систему.
Определение личности в обиходе
Вы, наверное, заметили, что общеупотребимое понятие личности расходится с научным. Что значит быть личностью в общепринятом ненаучном смысле слова?
Называя человека этим словом, люди акцентируют внимание на его выдающихся характеристиках. “Он личность”, – говорят о людях сильных, успешных, с богатым опытом, многого добившихся, внесших существенный вклад в социальную жизнь.
Индивид, индивидуальность, личность
С понятием “личность” тесно связаны другие два термина: индивид и индивидуальность. Несмотря на схожесть, у них есть ключевые различия.
Индивид – отдельный представитель рода Homo Sapiens. Это “человек вообще”, без акцента на каких-то его индивидуальных особенностях.
Индивидуальность – система уникальных черт, присущих какому-то конкретному человеку.
Каждый человек рождается индивидом, затем происходит формирование его индивидуальности, которая кристаллизуется в личность через взаимодействие с социальной средой.
Каждый ли человек становится личностью
Исходя из определения, на первый взгляд может показаться, что каждый. У всех людей есть свои индивидуальные особенности, которые влияют на его поведение.
Однако дело обстоит сложнее. Личность – продукт социализации индивида. Она формируется только под влиянием общества. Если человек вовремя не интегрируется в социум, не пройдет поэтапно все стадии социализации, то и личностью он, к сожалению, не станет.
Феномен человека без личности можно наблюдать на так называемых людях-маугли. Это индивиды, которые в детском возрасте были вырваны из человеческой среды и воспитывались животными. Даже если их возвращают обратно в общество, полноценными его членами они никогда не станут. У них попросту не сформированы и не развиты функции мозга, отвечающие за социальное взаимодействие, а сензитивные (наиболее благоприятные) периоды для их развития уже прошли. Поэтому личности у таких людей нет.
Компоненты личности
Из чего же состоит личность? Это многокомпонентная сложная структура. Ее компоненты – устойчивые психические явления, которые проявляются в процессе деятельности и взаимодействия с другими людьми. К ним относятся способности, темперамент, характер, воля, эмоции, мотивация. Давайте рассмотрим их все подробно.
Способности
Способности – это то, что определяет успешность индивида в разных видах деятельности.
Это понятие можно истолковать по-разному. С одной стороны, под способностями подразумевают особенности протекания психических процессов, положительно влияющих на качество деятельности. С другой – это высокий уровень развития умений, навыков и знаний.
Существует несколько классификаций способностей.
По структуре способности подразделяются на:
По характеру деятельности бывают:
Все способности дополняют друг друга и позволяют человеку гармонично развиваться. От их реализации во многом зависит жизненный успех.
Темперамент
Темперамент – совокупность свойств нервной системы и особенностей протекания психических процессов, определяющих поведение и реакции человека. Темперамент – врожденная характеристика, которая не меняется в течение жизни.
Классификацию темпераментов предложил еще Гиппократ в V веке до н. э. Он разделил людей на сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов. Люди пользуются этой классификацией и по сей день. В чем проявляется каждый тип темперамента?
Основные характеристики сангвинического темперамента – устойчивость нервной системы и экстравертированность. Сангвиники – активные, энергичные весельчаки. Они легко сходятся с людьми, оптимистичны и деятельны. Их отличает умение быстро приспосабливаться к меняющимся условиям и высокий уровень саморегуляции.
Флегматики – интроверты со стабильной нервной системой. Они хладнокровны, слабо эмоциональны, медленно возбудимы. Однако, когда им удается включиться в деятельность, они проявляют высокий уровень работоспособности. Трудно приспосабливаются к новым условиям и тяжело отказываются от старых привычек.
Холерический темперамент характеризуется нестабильностью нервной системы и экстравертированностью. Холерики вспыльчивы, эмоциональны, импульсивны. Но довольно быстро остывают, если им идут навстречу.
Меланхолики – интроверты с нестабильной нервной системой. Это тревожные, пессимистичные, ранимые люди. Они склонны к постоянному самокопанию и чрезмерной озабоченности своей внутренней жизнью.
Знание темперамента открывает человеку широкие возможности. На их основе можно гораздо эффективнее планировать деятельность. Вы будете знать свои особенности, стараться избегать потенциально уязвимых ситуаций, эффективно взаимодействовать с людьми.
Характер
Характер – это устойчиво сложившаяся система способов взаимодействия человека с миром.
В отличие от темперамента характер не является врожденной характеристикой. Он более гибок и подвержен всевозможным влияниям. Однако в его основе все равно лежат врожденные особенности, на которые впоследствии накладываются факторы среды.
Отдельные устойчивые паттерны поведения человека в различных ситуациях называют чертами характера. Выделяют три группы таких черт:
Воля – один из важнейших компонентов личности, ее стержень. Именно сила воли определяет силу личности. Под волей подразумевается способность управлять своим поведением, контролировать психические состояния и процессы.
В человеке постоянно борются разные мотивы, желания, направленности. Воля помогает нам следовать тем из них, которые в конкретный момент времени являются наиболее полезными и приближают к достижению цели. Поэтому воля всегда сопряжена с самоограничением.
Воля – величина не статичная. Она поддается тренировке, словно мышца. Подробно о самодисциплине мы писали в статье о том, как развить силу воли.
Эмоции
Эмоции – индивидуальные переживания, которые возникают в ответ на внешние или внутренние стимулы.
Эмоции нужны человеку для более эффективного приспособления к окружающей среде. Они играют важную роль в процессе взаимодействия людей друг с другом.
В психологии принято классифицировать эмоции следующим образом:
Эмоции оказывают сильное влияние на восприятие человеком собственной жизни и на восприятие его самого другими людьми. У всех людей эмоции протекают по-разному.
Мотивация
Мотивация – психический компонент, который отвечает за побуждение человека к деятельности. Это совокупность причин, обусловливающих поведение человека.
Мотивация тесно связана с потребностями человека. Можно сказать, что она является своего рода инструментом удовлетворения потребностей. Чем сильнее выражена конкретная потребность, тем выше мотивация к ее реализации.
Действующей единицей мотивации является мотив. Это внутренний позыв, который возникает в ответ на потребность и заставляет человека совершать определенные действия.
Мотивация является главной движущей силой нашего развития. Без нее человек не сможет достичь в жизни успеха и реализовать свой потенциал. Поэтому нужно относиться к ней бережно и внимательно.
Концепции и теории развития личности
Тема личности бередила умы психологов и философов всегда. Так как понятие это сложное и многогранное, существует несколько научных доктрин, объясняющих, как формируется личность. Давайте кратко рассмотрим основные из них.
Теория Зигмунда Фрейда
Основоположник психоанализа рассматривал личность как трехкомпонентную структуру, состоящую из:
Теория Зигмунда Фрейда снискала небывалую популярность как в научных, так и в обывательских кругах. Она раскрывает глубинные процессы, лежащие в основе человеческого поведения. Основная мысль концепции в том, что наше поведение во многом определяется иррациональными бессознательными влечениями, в частности сексуальным влечением.
Теория Карла Густава Юнга
В основе формирования личности по Юнгу лежат врожденные принципы, которые передаются из поколения в поколение. Их называют архетипами. В течение жизни эти архетипы обрастают индивидуальными особенностями и формируют личность.
Согласно концепции Юнга, “Я” человека все время стремится к единству и целостности. Достигается это единство путем уравновешивания различных элементов в процессе самореализации индивида.
Юнг выделял несколько основных сфер личности:
Гуманистическая теория личности
В основе данной теории лежит представление о человеке как о субъекте, который стремится реализовать свой потенциал. Созидательное начало и целенаправленная деятельность являются главной движущей силой развития личности.
Самыми яркими представителями гуманистической школы считаются Абрахам Маслоу и Карл Роджерс.
Маслоу создал знаменитую пирамиду потребностей. По его теории потребности делятся на низшие и высшие. Первые прекращают свое действие после их удовлетворения, а вторые усиливают свое действие.
Роджерс считал, что формирование личности – результат активного самопознания. Человек открывает свой врожденный потенциал и старается реализовать его.
Поведенческая (бихевиористская) теория личности
Согласно данной теории, основной движущей силой развития личности является среда, в которой находится человек. Личность является промежуточным звеном между стимулом и реакцией. Становление личности происходит в процессе научения.
Бихевиористы считали, что человек практически полностью лишен свободы воли. Все его действия и поступки определены внешними обстоятельствами, на которые он реагирует практически рефлекторно.
Заключение
Давайте подведем итоги и выделим суть. Личность – это продукт социализации индивида и в то же время главный инструмент взаимодействия его с обществом.
Личность формируется под воздействием врожденных особенностей и окружающей среды. Основными ее компонентами являются способности, темперамент, характер, воля, эмоции и мотивация. Часть из них статичны и неизменны, другие же способны меняться в течение жизни.
Если хотите иметь сильную личность, нужно принять свои неизменные особенности, хорошенько изучить их и всегда учитывать. А все силы направить на прокачку тех качеств, которые поддаются развитию. Особенно это касается воли и мотивации.
А вы способны спокойно принимать свои врожденные особенности? Или до сих пор пытаетесь их переделать? Мне понадобилось много времени, чтобы принять свой меланхолический темперамент. Зато это дало мощнейший толчок в развитии и становлении личности.