О если б знал что так бывает

О, знал бы я, что так бывает…

О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью — убивают,
Нахлынут горлом и убьют!

От шуток с этой подоплекой
Я б отказался наотрез.
Начало было так далеко,
Так робок первый интерес.

Но старость — это Рим, который
Взамен турусов и колес
Не читки требует с актера,
А полной гибели всерьез.

Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.

О если б знал что так бывает. Смотреть фото О если б знал что так бывает. Смотреть картинку О если б знал что так бывает. Картинка про О если б знал что так бывает. Фото О если б знал что так бывает

Статьи раздела литература

О если б знал что так бывает. Смотреть фото О если б знал что так бывает. Смотреть картинку О если б знал что так бывает. Картинка про О если б знал что так бывает. Фото О если б знал что так бывает

О если б знал что так бывает. Смотреть фото О если б знал что так бывает. Смотреть картинку О если б знал что так бывает. Картинка про О если б знал что так бывает. Фото О если б знал что так бывает

О если б знал что так бывает. Смотреть фото О если б знал что так бывает. Смотреть картинку О если б знал что так бывает. Картинка про О если б знал что так бывает. Фото О если б знал что так бывает

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

О если б знал что так бывает. Смотреть фото О если б знал что так бывает. Смотреть картинку О если б знал что так бывает. Картинка про О если б знал что так бывает. Фото О если б знал что так бывает

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Источник

А. Якобсон. О стихе Рослый стрелок, осторожный

О СТИХОТВОРЕНИИ БОРИСА ПАСТЕРНАКА
«РОСЛЫЙ СТРЕЛОК, ОСТОРОЖНЫЙ ОХОТНИК»1)

Стихотворение «Рослый стрелок, осторожный охотник» (1928 г.) загадочно, тема его не очевидна. Попробуем вначале подойти к этой теме извне. «О, знал бы я, что так бывает» (1931 г.) — стихотворение открыто-смысловое, даже декларативное для Пастернака того периода.

О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью — убивают,
Нахлынут горлом и убьют!

От шуток с этой подоплёкой
Я б отказался наотрез.
Начало было так далёко,
Так робок первый интерес.

Но старость — это Рим, который
Взамен турусов и колес
Не читки требует с актёра,
А полной гибели всерьёз.

Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.

При всей ясности этого стихотворения уточним значение слова чувство. Старость художника, как полнота зрелости, противополагается молодости, дебюту. О каком именно чувстве — достоянии зрелости («старости») идет речь?

Есть у Пастернака тема чувства-одушевления, чувства-темперамента, оно же — чувство-чутьё, чувство-зоркость, например:

Как я присматривался к матерьялам!
Валились зимы кучей, шли дожди,
Запахивались вьюги одеялом
С грудными городами на груди.

В «О, знал бы я, что так бывает» говорится о чувстве другого рода. Поздний Пастернак в стихотворении «Земля» называет это чувство по имени: страданье.

Зачем же плачет даль в тумане
И горько пахнет перегной?
На то ведь и моё призванье,
Чтоб не скучали расстоянья,
Чтобы за городскою гранью
Земле не тосковать одной.

Для этого весною ранней
Со мною сходятся друзья,
И наши вечера — прощанья,
Пирушки наши — завещанья,
Чтоб тайная струя страданья
Согрела холод бытия.

«О, знал бы я» и «Земля» — вещи глубоко различные по тональности, по настроению. В «Земле» мягко звучит:

Тайная струя страданья.

В «О, знал бы я» — образ обнаженной боли:

. строчки с кровью — убивают,
Нахлынут горлом и убьют!

Но в обоих случаях — боль; и боль, которая — в природе художника, в природе искусства:

На то ведь и моё призванье.

В «Земле» плачущая даль, скучающие расстоянья, сходящиеся на прощанья друзья — естественный единый ряд. Все людское у Пастернака всегда распространяется на природу. Но у раннего Пастернака главным образом на неё одну и распространяется: человеческое, как правило, обходится без людей. В «Земле» человеческий мотив частью выделен из природы (друзья — и далее), частью живет в ней:

. в случайном разговоре
С капелью говорит апрель.
Он знает тысячи историй
Про человеческое горе.

Боль — за людское, за человеческое. Чувство — сочувствие, страдание — сострадание. Так в «Земле». Так и в «О, знал бы я». Как будто художник наедине со свой судьбой, с грозной старостью. Но актер, гибнущий на сцене, гибнет во имя зрителя и никак иначе. Рим, раб, гибель — все это превращает сцену в арену самозакланья. Пафос стихотворения — пафос жертвенности, чувство тут — нравственное чувство. Для позднего Пастернака, начиная с 40-х гг., заявлять свое нравственное кредо — обычное дело. В стихотворении «О, знал бы я, что так бывает», в начале 30-х гг., поэт предвосхищает свое будущее. В книге «На ранних поездах» переломной для Пастернака поры (1936-1944 гг.) цикл «Художник» открывается стихотворением, которое темой своей явно перекликается с «О, знал бы я».

«Поздний опыт» — та же «старость», «арена» — та же «сцена», «боренья с самим собой» — то же «чувство», нравственное начало.

У Пастернака 10-x-20-x гг. есть мотивы, составляющие некий контраст теме «О, знал бы я».

У старших на это свои есть резоны.
Бесспорно, бесспорно смешон твой резон,
Что в грозу лиловы глаза и газоны
И пахнет седой резедой горизонт.

(«Сестра моя — жизнь и сегодня в разливе»)

Старшие — те, кто глухи к резонам поэзии, кому не дано созерцать и постигать мир. Высшее знанье, последняя мудрость:

. скрытый ото всех
Нескромных — самый странный, самый тихий,
Играющий с эпохи Псамметиха
Углами скул пустыни детский смех.

Детский смех мира и детский смех поэта — неразделимы. В молодости художника — вечная молодость мира. Старость — оскудение жизни, конец поэзии:

Я слыхал про старость. Страшны прорицанья!
Рук к звездам не вскинет ни один бурун.
Говорят — не веришь. На лугах лица нет,
У прудов нет сердца, бога нет в бору.

(«Воробьевы горы»).
Тот,

Кому ничто не мелко,
Кто погружен в отделку

Кленового листа
И с дней Экклезиаста
Не покидал поста
За теской алебастра, —

несомненно бог молодости:

Всесильный бог деталей,
Всесильный бог любви,
Ягайлов и Ядвиг.2)

(«Давай ронять слова»)

«С эпохи Псамметиха», «с дней Экклезиаста» творец, украшая, новородит, омолаживает природу. Бог — художник. И художник — бог:

Любимая — жуть! Когда любит поэт,
Влюбляется бог неприкаянный.

Он вашу сестру, как вакханку с амфор,
Подымет с земли и использует.

Дыша внушеньем диких орхидей,
Кто пряностью не поперхнется? Разве
Один поэт, ловя в их духоте
Неведенье о чистоте и грязи.

(«Любка». Ранняя редакция)

Разумеется, чтобы толковать о поэзии Пастернака — раннего или позднего — с точки зрения добра и зла, надо рассматривать самую субстанцию этой поэзии, а не тему «Пастернак о поэте» или «автор о себе». М.Цветаева справедливо подвела итог своему разговору («Световой ливень») о «Сестре моей — жизни»: «И никто не захочет стреляться, и никто не захочет расстреливать.

И вдруг пахнуло выпиской
Из тысячи больниц».

Мы же заметим только, что тема художника у раннего Пастернака — это обычно тема исключительности художника, его мира, его религии:

И, как в неслыханную веру,
Я в эту ночь перехожу.

(«Как бронзовой золой жаровень»)

Религия — жизнь, мыслимая как искусство и ощущаемая как молодость:

Это полдень мира. Где глаза твои?

Исключительность художника — в его особой близости к жизни, т.е. собственно в художестве — в нем и живет чувство, в нем и бьется душа.

О, в камне стиха, даже если ты канула,
Утопленница, даже если — в пыли,
Ты бьёшься, как билась княжна Тараканова,
Когда февралем залило равелин.

О, вольноотпущенница, если вспомнится,
О, если забудется, пленница лет.
По мнению многих, душа и паломница,
По-моему — тень без особых примет.

От начала литературного пути Пастернака до конца тема претерпевает коренное изменение: от «вольноотпущенница. тень без особых примет» («Душа». Поверх барьеров) — до «душа моя, печальница о всех в кругу моем» («Душа». Когда разгуляется).

В «О, знал бы я» — решительный поворот темы. Ее первый поворот — тремя годами раньше в стихотворении «Рослый стрелок, осторожный охотник».

Рослый стрелок, осторожный охотник,
Призрак с ружьём на разливе души!
Не добирай меня сотым до сотни,
Чувству на корм по частям не кроши.

Дай мне подняться над смертью позорной,
С ночи одень меня в тальник и лёд.
Утром спугни с мочажины озерной.
Целься, всё кончено! Бей меня в лёт.

За высоту ж этой звонкой разлуки,
О, пренебрегнутые мои,
Благодарю и целую вас, руки
Родины, робости, дружбы, семьи.

Ключ к теме стихотворения в чувстве. Это нравственное чувство (как и в «О, знал бы я»), но сила, которая в тягость свободному полету поэзии.

Чувству на корм по частям не кроши —

здесь значит: не убивай во мне художника. Вспомним:

Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.

Для автора «О, знал бы я» кончается искусство — в том смысле, что на смену ему приходит искусство высшее, вовсе лишенное искусственности. Стало быть, главный смысл слов «кончается искусство» — фигуральный, даже обратный. А всё-таки проглядывает как бы отсвет прямого смысла этих слов:

Этот вот самый смысл и связывает автор «Рослого стрелка» со словом чувство. Автор «О, знал бы я» в сущности рвется к «старости» («чувству»), где «дышат почва и судьба». (Раскаянье в избранном пути: «О, знал бы я, что так бывает», «от шуток с этой подоплекой я б отказался наотрез» — есть фигура красноречия, литературно-ораторский прием). «Полная гибель всерьёз» оборачивается в «О, знал бы я» апофеозом художника, вершиной искусства. Автор же «Рослого стрелка» смотрит на «старость» («чувство») во многом (как увидим дальше, не во всём) глазами раннего Пастернака, у которого поэт исключителен — исключен из всякого ряда — а поэзия есть молодость.

Допустим, что первые две строки стихотворения:

Рослый стрелок, осторожный охотник,
Призрак с ружьем на разливе души —

Время каждого «добирает» до остальных, всех строит в один ряд — постепенного «крошения».

Не добирай меня сотым до сотни,
Чувству на корм по частям не кроши.

Дай мне подняться над смертью позорной.

Цельность художника есть цельность его восприятия и выражения. Всегдашняя забота, вечная страсть Пастернака — воссоздание мира в цельности — в неповторимости и полноте: «Целый мир уложить на странице, уместиться в границах строфы» («После вьюги»). Но для позднего Пастернака «чувству на корм» — и есть высшая цель, а для раннего — крошение по частям.

Мольба не о пощаде (сразу — неумолимость: рослый стрелок, осторожный охотник), мольба о последнем взлёте.

Образный строй стихотворения таков, что поэзия поднимается ввысь, а пренебрегнутое ею, то, что есть сфера чувства, остаётся внизу. Но как раз оно-то, пренебрегнутое, к разлуке с чем ценою жизни рвётся поэзия, как раз оно, оставленное на земле, и становится предметом высшей поэтизации:

За высоту ж этой звонкой разлуки,
О, пренебрегнутые мои,
Благодарю и целую вас, руки,
Родины, робости, дружбы, семьи.

Призрак с ружьём на разливе души.

1) Опубликовано: журнал «Континент», 1980, №25 (Публикация В.Гершовича)

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Пастернак: «О, знал бы я, что так бывает»

Борис Пастернак: О, знал бы я, что так бывает

О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью — убивают,
Нахлынут горлом и убьют!

От шуток с этой подоплекой
Я б отказался наотрез.
Начало было так далеко,
Так робок первый интерес.

Но старость — это Рим, который
Взамен турусов и колес
Не читки требует с актера,
А полной гибели всерьез.

Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.

Дата создания: 1932 г.

Анализ стиха «О, знал бы я, что так бывает» Пастернака

Стихотворение «О, знал бы я, что так бывает», написанное Пастернаком в начале 1930-х годов, в первую очередь затрагивает тему творчества. Лирический герой предается воспоминаниям о годах, когда ему только предстояло решиться на дебютное выступление. Первые строки рождались легко, практически сами собой, интерес к поэзии был робким.

В то время молодой стихотворец не мог предположить, что занятия искусством способны обернуться трагедией. Пастернак представляет перед читателями яркий образ обнаженной боли, квинтэссенция которого заключена в следующих словах:

…строчки с кровью – убивают,
Нахлынут горлом и убьют!

При написании стихотворения, продиктованного подлинным чувством, поэт будто приносит человечеству в жертву самое дорогое, что у него есть. Так в тексте возникает сравнение литературного мастерства с актерским.

Лирик, как и выходящий на театральные подмостки артист, открыт для всего мира. Люди внимательно слушают его речи, надеясь обрести внутреннюю силу. Главная задача человека творческого – не разочаровать их.

Неслучайно в произведении «О, знал бы я, что так бывает» появляется образ Рима, города, славившегося жестокими гладиаторскими боями. Он требует от актера не читки (так называется начальный период репетиций), а «полной гибели всерьез». Сцена для артиста превращается в арену самозаклания.

Смерть свершается во имя и ради зрителей. Пафос стихотворения «О, знал бы я, что так бывает…» – пафос жертвенности, важнейшее чувство – чувство нравственности. Подобные мотивы и мысли встречаются в другом произведении Пастернака – «Мне по душе строптивый норов…», где в роли старости выступает поздний опыт, в роли сцены – арена, в роли нравственного чувства – «борение с самим собой».

В некоторой степени стихотворение «О, знал бы я…» можно считать провидческим. В 1958 году началась масштабная травля Бориса Леонидовича в родном СССР. Причиной послужило получение Нобелевской премии. Ее вручили за достижения в лирической поэзии и за роман «Доктор Живаго», считавшийся на родине писателя клеветническим и антисоветским.

Против Пастернака выступили крупнейшие литераторы того времени, в том числе Сергей Михалков и Вера Инбер. В народе травля нобелевского лауреата запомнилась под названием «Не читал, но осуждаю». Фактически гонения свели Бориса Леонидовича в могилу – в 1960 году он скончался. Причина смерти – рак легкого.

Читать стих «О, знал бы я, что так бывает» Пастернака.

Источник

О если б знал что так бывает

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

О если б знал что так бывает. Смотреть фото О если б знал что так бывает. Смотреть картинку О если б знал что так бывает. Картинка про О если б знал что так бывает. Фото О если б знал что так бывает

О если б знал что так бывает. Смотреть фото О если б знал что так бывает. Смотреть картинку О если б знал что так бывает. Картинка про О если б знал что так бывает. Фото О если б знал что так бывает
О если б знал что так бывает. Смотреть фото О если б знал что так бывает. Смотреть картинку О если б знал что так бывает. Картинка про О если б знал что так бывает. Фото О если б знал что так бываетО если б знал что так бывает. Смотреть фото О если б знал что так бывает. Смотреть картинку О если б знал что так бывает. Картинка про О если б знал что так бывает. Фото О если б знал что так бываетО если б знал что так бывает. Смотреть фото О если б знал что так бывает. Смотреть картинку О если б знал что так бывает. Картинка про О если б знал что так бывает. Фото О если б знал что так бывает
О если б знал что так бывает. Смотреть фото О если б знал что так бывает. Смотреть картинку О если б знал что так бывает. Картинка про О если б знал что так бывает. Фото О если б знал что так бывает
О если б знал что так бывает. Смотреть фото О если б знал что так бывает. Смотреть картинку О если б знал что так бывает. Картинка про О если б знал что так бывает. Фото О если б знал что так бывает
О если б знал что так бывает. Смотреть фото О если б знал что так бывает. Смотреть картинку О если б знал что так бывает. Картинка про О если б знал что так бывает. Фото О если б знал что так бываетО если б знал что так бывает. Смотреть фото О если б знал что так бывает. Смотреть картинку О если б знал что так бывает. Картинка про О если б знал что так бывает. Фото О если б знал что так бываетО если б знал что так бывает. Смотреть фото О если б знал что так бывает. Смотреть картинку О если б знал что так бывает. Картинка про О если б знал что так бывает. Фото О если б знал что так бываетО если б знал что так бывает. Смотреть фото О если б знал что так бывает. Смотреть картинку О если б знал что так бывает. Картинка про О если б знал что так бывает. Фото О если б знал что так бываетО если б знал что так бывает. Смотреть фото О если б знал что так бывает. Смотреть картинку О если б знал что так бывает. Картинка про О если б знал что так бывает. Фото О если б знал что так бываетО если б знал что так бывает. Смотреть фото О если б знал что так бывает. Смотреть картинку О если б знал что так бывает. Картинка про О если б знал что так бывает. Фото О если б знал что так бывает
О если б знал что так бывает. Смотреть фото О если б знал что так бывает. Смотреть картинку О если б знал что так бывает. Картинка про О если б знал что так бывает. Фото О если б знал что так бываетО если б знал что так бывает. Смотреть фото О если б знал что так бывает. Смотреть картинку О если б знал что так бывает. Картинка про О если б знал что так бывает. Фото О если б знал что так бываетО если б знал что так бывает. Смотреть фото О если б знал что так бывает. Смотреть картинку О если б знал что так бывает. Картинка про О если б знал что так бывает. Фото О если б знал что так бывает
О если б знал что так бывает. Смотреть фото О если б знал что так бывает. Смотреть картинку О если б знал что так бывает. Картинка про О если б знал что так бывает. Фото О если б знал что так бывает
О если б знал что так бывает. Смотреть фото О если б знал что так бывает. Смотреть картинку О если б знал что так бывает. Картинка про О если б знал что так бывает. Фото О если б знал что так бывает

О если б знал что так бывает. Смотреть фото О если б знал что так бывает. Смотреть картинку О если б знал что так бывает. Картинка про О если б знал что так бывает. Фото О если б знал что так бывает

О если б знал что так бывает. Смотреть фото О если б знал что так бывает. Смотреть картинку О если б знал что так бывает. Картинка про О если б знал что так бывает. Фото О если б знал что так бываетО если б знал что так бывает. Смотреть фото О если б знал что так бывает. Смотреть картинку О если б знал что так бывает. Картинка про О если б знал что так бывает. Фото О если б знал что так бываетО если б знал что так бывает. Смотреть фото О если б знал что так бывает. Смотреть картинку О если б знал что так бывает. Картинка про О если б знал что так бывает. Фото О если б знал что так бывает
О если б знал что так бывает. Смотреть фото О если б знал что так бывает. Смотреть картинку О если б знал что так бывает. Картинка про О если б знал что так бывает. Фото О если б знал что так бывает
О если б знал что так бывает. Смотреть фото О если б знал что так бывает. Смотреть картинку О если б знал что так бывает. Картинка про О если б знал что так бывает. Фото О если б знал что так бывает
О если б знал что так бывает. Смотреть фото О если б знал что так бывает. Смотреть картинку О если б знал что так бывает. Картинка про О если б знал что так бывает. Фото О если б знал что так бываетО если б знал что так бывает. Смотреть фото О если б знал что так бывает. Смотреть картинку О если б знал что так бывает. Картинка про О если б знал что так бывает. Фото О если б знал что так бываетО если б знал что так бывает. Смотреть фото О если б знал что так бывает. Смотреть картинку О если б знал что так бывает. Картинка про О если б знал что так бывает. Фото О если б знал что так бываетО если б знал что так бывает. Смотреть фото О если б знал что так бывает. Смотреть картинку О если б знал что так бывает. Картинка про О если б знал что так бывает. Фото О если б знал что так бываетО если б знал что так бывает. Смотреть фото О если б знал что так бывает. Смотреть картинку О если б знал что так бывает. Картинка про О если б знал что так бывает. Фото О если б знал что так бываетО если б знал что так бывает. Смотреть фото О если б знал что так бывает. Смотреть картинку О если б знал что так бывает. Картинка про О если б знал что так бывает. Фото О если б знал что так бывает
О если б знал что так бывает. Смотреть фото О если б знал что так бывает. Смотреть картинку О если б знал что так бывает. Картинка про О если б знал что так бывает. Фото О если б знал что так бывает
О если б знал что так бывает. Смотреть фото О если б знал что так бывает. Смотреть картинку О если б знал что так бывает. Картинка про О если б знал что так бывает. Фото О если б знал что так бывает
О если б знал что так бывает. Смотреть фото О если б знал что так бывает. Смотреть картинку О если б знал что так бывает. Картинка про О если б знал что так бывает. Фото О если б знал что так бывает

О если б знал что так бывает. Смотреть фото О если б знал что так бывает. Смотреть картинку О если б знал что так бывает. Картинка про О если б знал что так бывает. Фото О если б знал что так бывает
О если б знал что так бывает. Смотреть фото О если б знал что так бывает. Смотреть картинку О если б знал что так бывает. Картинка про О если б знал что так бывает. Фото О если б знал что так бывает

О если б знал что так бывает. Смотреть фото О если б знал что так бывает. Смотреть картинку О если б знал что так бывает. Картинка про О если б знал что так бывает. Фото О если б знал что так бываетО если б знал что так бывает. Смотреть фото О если б знал что так бывает. Смотреть картинку О если б знал что так бывает. Картинка про О если б знал что так бывает. Фото О если б знал что так бываетО если б знал что так бывает. Смотреть фото О если б знал что так бывает. Смотреть картинку О если б знал что так бывает. Картинка про О если б знал что так бывает. Фото О если б знал что так бывает
О если б знал что так бывает. Смотреть фото О если б знал что так бывает. Смотреть картинку О если б знал что так бывает. Картинка про О если б знал что так бывает. Фото О если б знал что так бывает

О если б знал что так бывает. Смотреть фото О если б знал что так бывает. Смотреть картинку О если б знал что так бывает. Картинка про О если б знал что так бывает. Фото О если б знал что так бывает

О если б знал что так бывает. Смотреть фото О если б знал что так бывает. Смотреть картинку О если б знал что так бывает. Картинка про О если б знал что так бывает. Фото О если б знал что так бывает
О если б знал что так бывает. Смотреть фото О если б знал что так бывает. Смотреть картинку О если б знал что так бывает. Картинка про О если б знал что так бывает. Фото О если б знал что так бывает

В блоге Ольги Бакушинской я прочел заметку о стихотворении Бориса Пастернака, о творчестве, вообще. (http://bakushinskaya.livejournal.com/945712.html) Поскольку Бакушинская не разрешает оставлять комментарии тем, кто не числится в ее друзьях, а высказаться мне захотелось, то я написал небольшое эссе о стихотворении и как бы ответ на одну фразу в заметке Бакушинской. Эту фразу я поместил в эпиграф.

Орфография и пунктуация автора заметки сохранены.
ОЛЬГА БАКУШИНСКАЯ

Размышление о природе творчества

О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью – убивают,
Нахлынут горлом и убьют!

От шуток с этой подоплекой
Я б отказался наотрез.
Начало было так далеко,
Так робок первый интерес.

Но старость – это Рим, который
Взамен турусов и колес
Не читки требует с актера,
А полной гибели всерьез.

Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.

ЭССЕ КОНЧЕЕВА А.С. ОБ ОДНОМ СТИХОТВОРЕНИИ БОРИСА ПАСТЕРНАКА

«В этом небольшом стихотворении Бориса Пастернака заложено столько глубокого смысла, что даже несколько не по себе». Ольга Бакушинская

Я несчетное число раз слышал эти стихи. Один мой приятель всегда их читал, слегка подвыпивши, и не уставал ими восхищаться. Я же чувствовал, что слова могучие, но смысл их казался мне даже нелепым, что ли?

Вообще-то, это, возможно, происходило оттого, что я больше слушал слова, ритм, отдельные пассажи, не пытаясь, собственно, проанализировать текст. Стихотворение, повторюсь, мне нравилось, но и раздражало ужасно. Я думал. Пастернак, поэт, обласканный властью, но под конец жизни ею же и предельно униженный. Жил на шикарной даче, не бедствовал, пользовался славой и народной любовью. На войну не попал, хотя вроде бы и порывался. Какие еще кровавые строчки у него горлом нахлынули?

Вчера я (или кто-то) почему-то произнес в своем (моем) уме фразу: «От шуток с этой подоплекой я б отказался наотрез…» Я не мог вспомнить, кому она принадлежит. Может, Высоцкому? Интонация в его духе. Наконец, Яндекс дал мне ответ. Заодно он и привел меня сюда. (раздел ЖЖ Ольги Бакушинской http://bakushinskaya.livejournal.com/945712.html )
Я решил внимательно прочесть стихотворение.
Ну, разумеется, обычная для Пастернака невнятица, предельно эффектно произнесенная. Но, действительно, гений.

О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью – убивают,
Нахлынут горлом и убьют!

Ну, а сейчас откуда это известно? Судя по всему, поэт давно не в дебюте, но все еще жив. Как это они горлом нахлынут? Ну, положим, могут строчки нахлынуть и даже горлом, но с какой радости они должны убивать? Ну, и знал бы, так что, не стал бы поэтом? Ясное дело, что стал. Так о чем эта фраза? Я решил посмотреть шире, философски. Может, имеется в виду не поэтический дебют, а жизненный (дожизненный)? Мистическая такая подоплека? А строки вовсе и не строки, а все то, что выпадает в жизни. Можно так подумать, но как-то видится такая трактовка надуманной. Нет. Хорошо сказано, но смысла нет.

От шуток с этой подоплекой
Я б отказался наотрез.
Начало было так далеко,
Так робок первый интерес.

Может, это я такой отморозок, но эти строки мне не нравятся вообще. Ерничающий тон не вяжется с мрачным и тяжелым настроением стиха в целом. Но, с другой стороны, можно увидеть подтверждение мистической версии трактовки этого стихотворения. Ведь, если речь идет о поэтическом творчестве, то какой смысл в «отказе наотрез»? Что за интерес? Почему робкий? Пиши себе стихи и пиши. Ну, понятно, служение музе и т.п. Надумано это все. А, вот, «начало было так далеко» в мистическую версию отлично укладывается.

Но старость – это Рим, который
Взамен турусов и колес
Не читки требует с актера,
А полной гибели всерьез.

Ну, тут уж все сказано прямым текстом. Старость. Да, старость. Это, действительно, суровый Рим. Тут уж не будешь болтать чепуху, разводить турусы на колесах. Пастернак не зря и поговорку переиначил, чтобы передать то, насколько сурова в его глазах старость. И, уж, тут точно читка никакая неуместна (1), нет репетиций, исправлений, игры. Пришло время ― погибай. Родился? ― Умри. Ну, не зря же в Марбурге философия изучалась. Судя по всему, Пастернак был хорошим философом, раз его так высоко смогли оценить в Марбургском университете.

Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.

Эх, хитрец! Ну, при чем тут строка? Это слово всегда и вводило меня в заблуждение. Строка ― это слово из литературы. Строка стихотворения. Строка любовного письма. По смыслу бы «когда меня диктует чувство». И, вот, раб на сцене. Играй, но по-настоящему, не в строчки, а в жизнь.
Не люблю слово «почва» в таком контексте. Но это меня наше время испортило. Но в любом случае «почва» это снижение, это неточно. Куда могуче слово ― «судьба». Да, кончается искусство, дышит судьба, ну, заодно и почва. Но звучит (Как не признать?) красиво.

Я думаю, что Пастернак написал стихотворение, в сущности, о судьбе человека на земле (почве), который обречен рождаться, жить и умирать, но исполнил его так, чтобы можно было подумать, что речь идет о поэтическом творчестве, но почему-то, ну, очень близко принятом к сердцу.

Собственно, ничего особо глубокого я в этой тривиальной мысли не вижу. Ну, да. Так и есть. Кто про это не говорил?
Но написано здорово. Потрясающе.

Примечание: (1) Вуди Алену принадлежит фраза: «Никто не умирает, насвистывая».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *