О чем заставляет задуматься рассказ волки
«Волки!», анализ рассказа Шукшина
Жанровые особенности
Проблематика
Герои рассказа
Наум радуется тому, что Иван живой, но боится, что Иван будет его бить, поэтому снова стегает лошадь, а Иван пешком не может его догнать. Хитрый Наум придумывает, как не быть битым. Пока Иван добирается до дома тестя, тот зовёт дочь и милиционера.
Иван недаром считает тестя бесчеловечным. Поняв, что его поступок низкий, Наум вместо оправдания начинает обвинять Ивана во всех грехах. И в том, что Иван пришёл в дом на всё готовенькое, и в том, что хотел бы жить в городе, и даже в том, что Иван приехал в деревню возбуждать народ против Советской власти. Это было серьёзное обвинение, которое, скажи его Наум при Сталине, могло бы привести к аресту. Но рассказ написан в 1967 году, так что милиционер, приняв сторону Ивана и жалея его, быстро уводит из избы, утешает, обещает сыграть с ним в отделении в шахматы.
Это типичный шукшинский герой, руководствующийся не здравым смыслом, а сердечными побуждениями. Иван ленивый, любит выпить. Он мечтает о лёгкой жизни в городе, где можно поработать, а потом отдыхать.
В момент нападения волков Иван видит ситуацию как бы со стороны, страх у него смешивается со жгучим любопытством. Какое-то время Иван насмехается над тестем, который ведёт себя, как сумасшедший, заполошно крича «грабют». Почувствовав страх за свою жизнь, Иван просит Наума бросить ему топор. Он обращается к Науму всё более эмоционально по мере приближения волков: отец – гад такой – отец, сука.
Иван не склонен уступать волкам. Он сначала идёт на вожака с топором, а потом отступается от убитого коня, сказав: «Ваша взяла. Жрите, сволочи». Ивану жаль коня, он обвиняет тестя в случившемся, называет его гадом ползучим и шкурой, паразитом. Иван жаждет мести, не желая понять, что ситуацию нельзя повернуть вспять. Милиционер вместе с Иваном сожалеет, что тот не догнал тестя в лесу и не побил его наедине, но «теперь нельзя».
Человек и волк в рассказе стремятся победить, чтобы выжить. В отличие от людей, у волков строгая иерархия. Вожак выравнивает строй, пуская в ход клыки. Каждый из волков знает, какова его роль в охоте. Не так у людей. Тесть с зятем всё время оскорбляют и обижают друг друга, как будто выясняя, кто из них главнее. Наум спасает свою жизнь и не собирается действовать в интересах другого.
Иван занимает место того самого волка, от которого убегал раньше: «Началась другая гонка: человек догонял человека». Но и Наум ведёт себя, как охотник, устраивающий на волка засаду. Шукшин сопоставляет поведение волков, которые убивают, чтобы есть и выживать, и людей, которые уничтожают друг друга для самоутверждения.
Сюжет и композиция
В основе рассказа лежит приключение, связанное с погоней. Сначала волки гонятся за людьми, затем Иван гонится за Наумом, а в конце оказывается пойманным Иван. Через погоню Шукшин отстаивает свою идею: человек не лучше волка, если он безнравственен.
Стилистические особенности
В рассказе важны внесюжетные элементы. Шукшин не даёт портрет героев-людей, но зато подробно описывает внешность волка: крупный, грудастый, с палёной мордой, с круглыми жёлтыми глазами, взгляд которых прям и прост.
В трёх коротких предложениях изображён пейзаж.
Покой и дрёма поездки в санях по тихому зимнему лесу прерываются появлением волков. Шукшин пользуется короткими неполными предложениями без подлежащих. Только в последнем неполном предложении появляются нарушители покоя: «Вышли из леса, стоят, ждут. Волки».
Речь героев – основная их характеристика. Через крик Наума «грабют» передаётся его животный страх, грубые слова мужиков – проявление их эмоций. Житейская мудрость Наума подкрепляется пословицами.
Анализ произведения Волки! Шукшина
Рассказ «Волки» относится к ранним произведениям Шукшина, ибо он написал его в 1966 году. Рассказ был мало замечен критиками и мало напечатан, но интерес читателей к нему не пропадает и поныне.
Жанровые особенности произведения состоят в раскрытии характеров тестя и зятя не только в общении между собой, но и в ситуации столкновения с волками.
В рассказе проблема нравственности занимает центральное место. Каким должен быть человек, сталкиваясь с непредвиденными трудностями. Как остаться человеком в постигшей его беде и помочь другим? Эту проверку на человечность в рассказе не проходят оба его героя. Их характеры здесь проявляются по-разному: чтобы выжить, Наум идет на подлость, а Иван на применение грубой силы в отношении своего врага, которым стал Наум.
Рассказ написан живой разговорной речью. Сюжет и композицию можно заключить в одно слово – «погоня». Волки гонятся за Наумом и Иваном, потом Иван гонится за тестем и сам оказывается пойман.
Идея произведения заключается как в самом сюжете, так и в названии: если человек безнравственен, то он ничем не отличается от волка.
В рассказе героями являются не только Наум Кречетов и его зять Иван Дегтярев, а также и волки.
Наум Кречетов по натуре хитрый человек. Ему совершенно не нравится зять, но он его терпит ради дочери. Его зять Иван очень ленив, любит выпить и все норовит отправиться жить в город, ибо там легче жизнь.
По-настоящему характеры героев раскрываются при неожиданной встрече с волками. Из этой непростой ситуации ни зять, ни тесть не вышли по-человечески. Наум при этом струсил и просто сбежал, оставив зятя наедине с хищниками, заботясь только о своей жизни. Иван же вступает в борьбу с волками. Ему жалко утраченного коня и в случившемся он обвиняет тестя. Если бы тот не сбежал, они победили бы волков и конь остался жив. Иван решает проучить тестя, ожидавшего его за поворотом. В этой своей злобной решительной погони за предателем, Иван напоминает волка, что гонится за человеком. Но Наум, боясь, что будет побит, снова сбегает. Пеший Иван не может догнать конного тестя. А тот, приехав домой, созвал в свою защиту от зятя дочь и милиционера. Наум, не раскаялся, что поступил плохо, обвинил зятя во всех грехах, и милиционер забирает Ивана, чтобы тот не побил тестя.
Волки в рассказе также являются полноценными героями. Они действуют слаженно и в отличие от людей знают, как кому поступить. Они, как и люди борются за выживание, но в своей борьбе они едины. Автор противопоставляет волков людям. Волки убивают за то, чтобы прокормится и выжить, а люди уничтожают других, чтобы самоутвердиться.
Вариант 2
Рассказ Шукшина волки предлагает читателю рассмотреть людей в тяжелых жизненных обстоятельствах, именно в такой ситуации, когда проявляются качества человека наиболее ярко и наиболее характерно. Тем не менее, рассказ следует рассмотреть последовательно, для того чтобы понять как композиция предлагает увидеть героев как бы в разных ипостасях.
Шукшин делит рассказ на условные три части: сборы, встреча с волками, приход домой.
Начинается история с того как просыпается с похмелья Иван, к которому приходит тесть Наум и зовет ехать за дровами. В образе Ивана явно прослеживаются коннотации сказочного Иванушки, который лежит на печке и ничего не хочет. Иван также хочет быть в городе, где нужно поменьше работать, да и дрова, например, колоть не нужно.
Наум в свою очередь представляет весьма положительного персонажа, но он пренебрежительно отзывается об Иване и является в числе всего остального хитрым. Деталь довольно существенная, которая проявляется во второй части.
Мужчины едут в санях, которые настигают волки, Науму удается уйти вперед, Иван берет в руки топор, собирается отбиться, но в итоге волки забирают коня и вожак волков охраняет собственную стаю, он готовится к натиску Ивана и может броситься, но Иван решает оставить волков в покое и идет домой.
Третья часть условно начинается с диалога между двумя мужчинами в поле. Иван негодует на Наума, он даже хочет его побить, так как, по сути, тот бросил его.
Далее ситуация продолжается в доме, в деревне, куда приходит Иван и видит остальную семью. Они собрались и позвали милиционера, который собирается забрать молодого человека, для того чтобы тот не натворил ничего. При этом семья всячески бранит Ивана по разным поводам, которые, вероятно, являются частыми упреками, когда возникают разногласия.
Иван де пришел на готовое, он не склонен к активному труду и подобное. Мы видим некие эталоны человеческого общества, которые являются аргументами для упреков, тем не менее, когда эти носители как бы человеческих идеалов оказываются в трудных условиях, они ведут себя хуже волков. Вожак стаи волков был готов защищать стаю, Наум, который формально является вожаком своей стаи, старшим в семье, не собирается защищать собственную стаю, проявляет малодушие.
Таким образом Шукшин предлагает посмотреть как обстоятельства меняют людей. Они всегда разные и многое становится понятным только при смене ситуаций. Если Наум упрекает Ивана по самым разным поводам, то в действительно трудной ситуации он становится сам достойным всяческих упреков, а Иван наоборот действует наиболее достойным образом.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ рассказа Волки!
Популярные сегодня темы
Во времена Александра Сергеевича Пушкина, то есть в 19 веке, было принято проводить дуэли. Они могли быть разные, либо до первой крови, то есть лёгкого ранения, либо со смертельным исходом.
Роман «Преступление и Наказание» бесспорно считается лучшим и самым популярным произведением Федора Михайловича Достоевского. Этот роман в полной мере раскрывает основные философские идеи и литературные темы писателя.
Землянику Артёма Филипповича с уверенностью можно назвать отрицательным персонажем произведения Гоголя « Ревизор». Он, конечно, не главный, а второстепенный герой, но его мерзость просачивается в детали комедии.
Дворяне жили и в деревне, и в Москве и Санкт-Петербурге. Деревенское дворянство Пушкин знал не понаслышке. Ему приходилось общаться с его представителями, когда он был в ссылке в своём родовом имении Михайловское и в Болдино.
Краткое содержание рассказа «Волки» и отзыв для читательского дневника (В.М. Шукшин)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 25.05.2020 · Обновлено 25.05.2020
Многомудрый Литрекон представляет Вашему вниманию сюжет рассказа В.М. Шукшина «Волки» в сокращении. Здесь Вы ознакомитесь с основными событиями в кратком пересказе, а также можете прочитать отзыв для читательского дневника.
Краткий пересказ
(253 слова) Рано утром в дом к Ивану Дягтярёву пришел тесть Наум и забрал с собой за дровами. Иван нехотя стал собираться. У них были нездоровые отношения: Наум терпел Ивана, а Иван не любил отца своей жены.
Наум раздобыл две повозки с лошадьми, и они поехали далеко в лес. Когда они поднимались в гору, то увидели стаю из пяти волков. Пока Иван пытался помочь коню переступить оглобину, тесть резво повернул своего коня и нахлестывая его стал кричать «Грабюут!». Когда сани тестя были уже далеко, Дягтерёв, наконец, справился с лошадью, волки были всё ближе. Иван не на шутку перепугался и уже почти попрощался с жизнью.
Гоня свою лошадь, Дягтерёв кричал Науму, чтобы тот остановился и подал топор, вместе бы отбились. Тесть всё же кинул топор на дорогу, но останавливаться не стал. После попыток отбиться от голодных волков, Иван всё же потерял свою лошадь и оставил на съедение волкам. Волки не обратили внимания на Ивана, и он смог уйти.
Наум ждал Ивана за поворотом и вздохнул с облегчением, когда увидел невредимого зятя. Тот был вне себя от злости. Он хотел отлупить Наума за такой низкий поступок, чтобы сейчас выпустить пар и никому не рассказывать о случившемся, но тесть в страхе уже едет в сторону деревни. Иван идет пешком. Дома Дягтерёв выпивает стакан водки и идёт в дом к Науму. Там, помимо тестя, тещи и жены, его уже ждёт милиционер, чтобы предотвратить страшные последствия. Милиционер уводит разъяренного Ивана из дома, говоря, что это для его же блага, и предлагает переночевать в сельской кутузке, чтобы он за ночь успокоился.
Отзыв
(348 слов) Рассказ «Волки» был написан Шукшиным в 1966 году. В произведении противопоставлены два разных по характеру персонажа. Иван — немного ленивый пьяница и Наум — его тесть, хитрый и расторопный старик. Тесть упрекает Ивана за его недостатки, но он не замечает свои. Упоминается, что Наум терпит Ивана только из-за дочери. Мы видим столкновение двух разных характеров. И как эти характеры будут справляться с неожиданными опасностями.
Главная мысль произведения «Волки» — не бросать других в беде и самим не быть зверями по отношению друг к другу. Когда волки нападают на сани, то Наум и Иван ведут себя совершенно по-разному. Первым в испуге и панике сбегает Наум, совершенно не волнуясь за зятя и, потеряв самообладание, даже кричит «Грабуют!». В этой ситуации тесть показал себя как трус, который не может справиться с эмоциями. Иван же проявил храбрость и даже пытался отбиться от волков. В этой ситуации проявили себя предатель и трус Наум и смелый и хладнокровный Иван. Но вот другая ситуация: после предательства Иван теряет свое самообладание, и уже он жаждет отомстить Науму. Теперь человек гонится за человеком, как это было с волками. Иван до последнего думал лишь о мести тестю, и если бы не милицейский, то всё могло закончиться плачевно. Мораль рассказа «Волки» очевидна: мы не должны уподобляться животным и жить одними инстинктами. Разум и воля должны быть сильнее чувств. Мое отношение к героям определяет название книги: они живут в состоянии вечной вражды и агрессии, поэтому постепенно теряют моральный человеческий облик.
Чему учит автор? Он говорит о том, что надо уметь не поддаваться эмоциям, быть смелым во всех ситуациях и оставаться таким до конца. Шукшин заставляет задуматься: как бы я поступил на месте Ивана или Наума, мог ли быть другой сюжет у этого рассказа? Что было, если бы тесть все-таки помог Ивану отбиваться от волков? Быть может, давнишняя распря закончилась бы миром в семье… Таково мое впечатление от рассказа «Волки» и его героях.
Мне понравился рассказ «Волки», он помог поразмышлять над важными вопросами и прийти к выводам, которые помогут мне и другим читателям правильно организовать свою семейную жизнь.
Анализ рассказа «Волки».
Волки
Там рощи шумны, фиалки сини.
Гейне
Было тяжело и скучно на полях.
И волки останавливались, сбивались в кучу и принимались выть; этот их вой, усталый и болезненный, ползал над полями, слабо замирал за версту или за полторы и не имел достаточно силы, чтобы взлететь высоко к небу и крикнуть оттуда про холод, раны и голод.
Белый снег на полях слушал тихо и равнодушно; иногда от их песни вздрагивали и храпели мужицкие лошаденки в обозе, а мужики ругались и подхлестывали.
На полустанке у угольных копей иной раз слышала их молодая барыня-инженерша, прогуливаясь от дому до трактира на повороте, и ей казалось, что поют ей отходную; тогда она закусывала губу, быстро возвращалась домой, ложилась в постель, засовывала голову между подушек и, скрипя зубами, твердила: «Проклятые, проклятые».
Был вечер. Задувал неприятный ветер, и было холодно. Снег был одет в жесткую сухую пленочку, чуть-чуть хряскавшую всякий раз, как на нее наступала волчья лапа, и легкий холодный снежок змейками курился по этому насту и насмешливо сыпал в морды и лопатки волкам. Но сверху снега не шло, и было не очень темно: за облаками вставала луна.
И когда в одном месте, пробиваясь по каким-то дальним огородам, они вдруг наткнулись на торчавший из снега шест с отчаянно трепавшейся по ветру обмерзшей тряпкой, все как один кинулись через хромого старика в разные стороны, и только кусочки наста помчались из-под их ног и шурша заскользили по снегу.
Потом, когда собрались, самый высокий и худой, с длинной мордой и перекошенными от ужаса глазами, неловко и странно сел в снег.
И он приник к снегу, как будто слушая.
Более здоровые и сильные, впрочем тоже дрожавшие, презрительно оглядели его и поплелись дальше. А он все сидел на снегу и твердил:
— Целое кругом. белое все кругом.
Когда взобрались на длинный, бесконечный взволок, ветер еще пронзительнее засвистел в ушах: волки поежились и остановились.
За облаками взошла на небо луна, и в одном месте на нем мутнело желтое неживое пятно, ползшее навстречу облакам; отсвет его падал на снега и поля, и что-то призрачное и болезненное было в этом жидком молочном полусвете.
Внизу, под склоном, пятном виднелась деревня; кое-где там блестели огоньки, и волки злобно вдыхали запахи лошадей, свиней, коров. Молодые волновались.
Но хромой старик не позволил.
И они поплелись по бугру в сторону, а потом вкось через ложбину, навстречу ветру.
Два последние долго еще оглядывались на робкие огоньки, деревню и скалили зубы.
Волки шли шагом. Безжизненные снега глядели на них своими бледными глазами, тускло отблескивало что-то сверху, внизу поземка ядовито шипела, струясь зигзагами по насту, и все это имело такой вид, будто тут, в полях, наверно знают, что никому никуда нельзя добежать, что и нельзя бежать, а нужно стоять смирно, мертво и слушать.
И теперь волкам казалось, что отставший товарищ был прав, что белая пустыня действительно ненавидит их; ненавидит за то, что они живы, чего-то бегают, топчутся, мешают спать; они чувствовали, что она погубит их, что она разлеглась, беспредельная, повсюду и зажмет, похоронит их в себе. Их брало отчаяние.
А когда самый молодой и глупый волчишка стал особенно приставать с этим, он обернулся, тускло поглядел на него и вдруг злобно и как-то сосредоточенно куснул вместо ответа за загривок.
Раз последние двое отстали, и им показалось, что лучше всего лечь и сейчас же умереть; они завыли, как им казалось, перед смертью, но когда передние, трусившие теперь вбок, обратились в какую-то едва колеблющуюся черную ниточку, которая по временам тонула в молочном снеге, стало так страшно и ужасно одним под этим небом, начинавшимся в летящем снегу прямо над головой и шедшим всюду, в посвистывавшем ветре, что оба галопом в четверть часа догнали товарищей, хотя товарищи были зубастые, голодные и раздраженные.
До рассвета оставалось часа полтора. Волки стояли кучей вокруг старика. Куда он ни оборачивался, везде видел острые морды, круглые, блестящие глаза и чувствовал, что над ним повисло что-то мрачное, давящее, и если чуть шелохнуться, оно обсыплется и задавит.
— Ну-ка? Когда мы придем куда-нибудь?
И прежде чем старик успел разинуть рот, он почувствовал что-то жгучее и острое пониже горла, мелькнули на вершок от лица чьи-то желтые, невидящие от ярости глаза, и сейчас же он понял, что погиб. Десятки таких же острых и жгучих зубов, как один, впились в него, рвали, выворачивали внутренности и отдирали куски шкуры; все сбились в один катающийся по земле комок, все сдавливали челюсти до того, что трещали зубы. Комок рычал, по временам в нем сверкали глаза, мелькали зубы, окровавленные морды. Злоба и тоска, выползавшая из этих ободранных худых тел, удушливым облаком подымалась над этим местом, и даже ветер не мог разогнать ее. А заметюшка посыпала все мелким снежочком, насмешливо посвистывала, неслась дальше и наметала пухлые сугробы. Было темно.
Через десять минут все кончилось.
На снегу валялись ободранные клочья, пятна крови чуточку дымились, но очень скоро поземка замела все, и из снега торчала только голова с оскаленной мордой и закушенным языком; тусклый тупой глаз замерзал и обращался в ледяшку. Усталые волки расходились в разные стороны; они отходили от этого места, останавливались, оглядывались и тихонько брели дальше; они шли медленно-медленно, и никто из них не знал, куда и зачем идет. Но что-то ужасное, к чему нельзя подойти близко, лежало над огрызками их вожака и безудержно толкало прочь в холодную темноту; темнота же облегала их, и снегом заносило следы.
Два молодых легли в снег шагах в пятидесяти друг от друга и лежали тупо, как поленья; они не обсасывали окровавленных усов, и красные капельки на усах замерзали в жесткие ледяшки, снегом дуло в морду, но они не поворачивались к затишью. Другие тоже позалегли вразброд и лежали. А потом они опять принялись выть, но теперь каждый выл в одиночку, и если кто, бродя, натыкался на товарища, то оба поворачивали в разные стороны.
В разных местах из снега вырывалась их песня, а ветер, разыгравшийся и гнавший теперь вбок целые полосы снега, злобно и насмешливо кромсал ее, рвал и расшвыривал в разные стороны. Ничего не было видно во тьме, и казалось, что стонут сами поля.
Анализ рассказа «Волки».
Антропоморфная «волчья» тема становится главной в рассказе Б.К. Зайцева «Волки».
Образ волка, сохранивший в себе древнейший архетип самости, даёт возможность через сакральную связь с животным обнаружить нечто существенное, скрытое в человеке. В своей первооснове в психологии поведения волков подчёркивается их близость поведению людей. Это достигается писателем через создание «волчьих типов», которые наделяются чертами, соотносимыми с типами людей старый вожак, трус, паникёр.
Внутренняя связь между волками и человеком проявляется через очеловеченную «речь» волков.
Всеохватность причин, которые привели к драматическому финалу, обусловили выбор жанра произведение написано в жанре психологической новеллы.
«Волки» – это рассказ о том, как суровость зимы, холод, голод, боль от порезов об острый снежный наст, терзающие волков, приводят к ожесточённости, потере всех нравственных основ и разрушению иерархических канонов волчьей стаи.
Короткий рассказ имеет линейную композицию, состоящую из четырех небольших главок. Каждая главка − завершённый эпизод, соотносимый с общим замыслом рассказа.
Кульминацией рассказа становится расправа над вожаком. Это произведение об одичании, наступившем из-за внешних причин, переросших их во внутреннюю ожесточённость.
Но вопрос о том, что является первопричиной одичания волчьей стаи, невыносимая суровость лютой зимы или изначальная природная жестокость, скрыто живущая в душах затравленных зверей, остаётся открытым. Поэтому на вопрос о природе зла каждый может дать свой ответ.
В первой главке показано, как мир ощетинился ненавистью к волчьей стае это целая неделя непрерывных мучений, враждебная природа, в которой контрастные краски существуют в каком-то грозном единстве. Концентрация зла внешнего мира усиливается через цветовой контраст «тёмное злое» небо
и белый «равнодушный» снег на полях. Звуки, которые вырываются у волчьей стаи «усталый болезненный вой» − лишь усиливают ужас безнадёжности. Фокус писательского зрения с передачи внешнего мира
перемещается на изображение «портрета» отчаявшихся животных.
Во второй главке внимание автора сфокусировано на жизни голодной стаи и его вожаке, «седом мрачном старике», хромающем от картечины в ноге. Разъедающий страх подтачивает изнутри закон стаи и рождает кошмар, который у каждого зверя облекается в ужас смерти. И тогда белая пустыня становится символом смерти и порождает ужас и отчаяние. Сладко манившие огни деревни, откуда доносились запахи лошадей, свиней, коров, – словом, пища, а значит, тепло и жизнь, – оказываются по-прежнему недоступными.
Вожак уводит стаю подальше от страха перед смертью, но, как выясняется, ведёт их на верную гибель. Драматизм происходящего перерастает в индивидуальный бунт.
В третьей главке автор показывает, как из-за всеобщего неблагополучия (стая, отторгаемая всем миром), происходит локализация зла, которое перерастает в конфликт между стаей и вожаком.
В четвертой главе оппозиция «вожак – стая» достигает кульминации. Стая волков напоминает отчаявшихся людей. Глубокой ночью враждебность мира представляется непреодолимой. В сгустившемся мраке до «рассвета оставалось часа полтора», а внутренняя раздражённость волков достигает высшей степени ожесточённости, которая направляется на вожака. Старый волк и сам не знает путь к спасению. На вопросы «где мы», «когда придём куда-нибудь» Старик не может дать ответа. Но слабость вожака рождает не жалость, а злобу. Ненависть теперь направлена против него, и с первого укуса начинается расправа над старым вожаком.
Кровавая расправа, бессмысленная и жестокая, выписана почти с натуралистическими подробностями. Ужас происходящего запечатлён визуально. После расправы над старым вожаком остаются дымящиеся «пятна крови», «отгрызенная голова с оскаленными мордой».
В сцене растерзания проявилась не только крайняя жестокость волков, но было и разрушено последнее, объединяющее их в целое. Разъединённые совершённым зверством, каждый волк остаётся теперь наедине со злым роком. И вой волков превращается в вой полей. В последней точке повествования стихия суровой природы сливается с потерявшими от злобы и отчаяния надежду на спасение волчьей стаей
Анализ произведения Волки! Шукшина
Рассказ «Волки» относится к ранним произведениям Шукшина, ибо он написал его в 1966 году. Рассказ был мало замечен критиками и мало напечатан, но интерес читателей к нему не пропадает и поныне.
Жанровые особенности произведения состоят в раскрытии характеров тестя и зятя не только в общении между собой, но и в ситуации столкновения с волками.
В рассказе проблема нравственности занимает центральное место. Каким должен быть человек, сталкиваясь с непредвиденными трудностями. Как остаться человеком в постигшей его беде и помочь другим? Эту проверку на человечность в рассказе не проходят оба его героя. Их характеры здесь проявляются по-разному: чтобы выжить, Наум идет на подлость, а Иван на применение грубой силы в отношении своего врага, которым стал Наум.
Рассказ написан живой разговорной речью. Сюжет и композицию можно заключить в одно слово – «погоня». Волки гонятся за Наумом и Иваном, потом Иван гонится за тестем и сам оказывается пойман.
Идея произведения заключается как в самом сюжете, так и в названии: если человек безнравственен, то он ничем не отличается от волка.
В рассказе героями являются не только Наум Кречетов и его зять Иван Дегтярев, а также и волки.
Наум Кречетов по натуре хитрый человек. Ему совершенно не нравится зять, но он его терпит ради дочери. Его зять Иван очень ленив, любит выпить и все норовит отправиться жить в город, ибо там легче жизнь.
По-настоящему характеры героев раскрываются при неожиданной встрече с волками. Из этой непростой ситуации ни зять, ни тесть не вышли по-человечески. Наум при этом струсил и просто сбежал, оставив зятя наедине с хищниками, заботясь только о своей жизни. Иван же вступает в борьбу с волками. Ему жалко утраченного коня и в случившемся он обвиняет тестя. Если бы тот не сбежал, они победили бы волков и конь остался жив. Иван решает проучить тестя, ожидавшего его за поворотом. В этой своей злобной решительной погони за предателем, Иван напоминает волка, что гонится за человеком. Но Наум, боясь, что будет побит, снова сбегает. Пеший Иван не может догнать конного тестя. А тот, приехав домой, созвал в свою защиту от зятя дочь и милиционера. Наум, не раскаялся, что поступил плохо, обвинил зятя во всех грехах, и милиционер забирает Ивана, чтобы тот не побил тестя.
Волки в рассказе также являются полноценными героями. Они действуют слаженно и в отличие от людей знают, как кому поступить. Они, как и люди борются за выживание, но в своей борьбе они едины. Автор противопоставляет волков людям. Волки убивают за то, чтобы прокормится и выжить, а люди уничтожают других, чтобы самоутвердиться.
Вариант 2
Рассказ Шукшина волки предлагает читателю рассмотреть людей в тяжелых жизненных обстоятельствах, именно в такой ситуации, когда проявляются качества человека наиболее ярко и наиболее характерно. Тем не менее, рассказ следует рассмотреть последовательно, для того чтобы понять как композиция предлагает увидеть героев как бы в разных ипостасях.
Шукшин делит рассказ на условные три части: сборы, встреча с волками, приход домой.
Начинается история с того как просыпается с похмелья Иван, к которому приходит тесть Наум и зовет ехать за дровами. В образе Ивана явно прослеживаются коннотации сказочного Иванушки, который лежит на печке и ничего не хочет. Иван также хочет быть в городе, где нужно поменьше работать, да и дрова, например, колоть не нужно.
Наум в свою очередь представляет весьма положительного персонажа, но он пренебрежительно отзывается об Иване и является в числе всего остального хитрым. Деталь довольно существенная, которая проявляется во второй части.
Мужчины едут в санях, которые настигают волки, Науму удается уйти вперед, Иван берет в руки топор, собирается отбиться, но в итоге волки забирают коня и вожак волков охраняет собственную стаю, он готовится к натиску Ивана и может броситься, но Иван решает оставить волков в покое и идет домой.
Третья часть условно начинается с диалога между двумя мужчинами в поле. Иван негодует на Наума, он даже хочет его побить, так как, по сути, тот бросил его.
Далее ситуация продолжается в доме, в деревне, куда приходит Иван и видит остальную семью. Они собрались и позвали милиционера, который собирается забрать молодого человека, для того чтобы тот не натворил ничего. При этом семья всячески бранит Ивана по разным поводам, которые, вероятно, являются частыми упреками, когда возникают разногласия.
Иван де пришел на готовое, он не склонен к активному труду и подобное. Мы видим некие эталоны человеческого общества, которые являются аргументами для упреков, тем не менее, когда эти носители как бы человеческих идеалов оказываются в трудных условиях, они ведут себя хуже волков. Вожак стаи волков был готов защищать стаю, Наум, который формально является вожаком своей стаи, старшим в семье, не собирается защищать собственную стаю, проявляет малодушие.
Таким образом Шукшин предлагает посмотреть как обстоятельства меняют людей. Они всегда разные и многое становится понятным только при смене ситуаций. Если Наум упрекает Ивана по самым разным поводам, то в действительно трудной ситуации он становится сам достойным всяческих упреков, а Иван наоборот действует наиболее достойным образом.