О чем заставляет задуматься рассказ однодум

Краткое содержание Однодум Лесков

В городе Солигалич в семье Рыжовых родился сын Александр. После его рождения скоропостижно скончался его отец, канцелярский служащий Рыжов. Мать Алексашку воспитывала одна. Жили они на деньги от проданных на рынке пирогов, которые она пекла сама. Дьякон научил мальчика читать и писать. И Алексашка зарабатывал небольшие деньги написанием воспоминаний для старых женщин.

С шестнадцати лет юноша стал работать в пешей почтовой службе. Раз в семь дней он ходил из Солигалича в Чухлому и назад. Александр записывал все, что узнавал, а потом излагал свое мнение о ситуациях. С собой он брал Библию, из нее Рыжов выучил писания пророков. Под влиянием этой книги юноша решил прожить жизнь честно и в согласии со своей совестью.

Через двенадцать лет Александр Рыжов был назначен на должность квартального. С самого начала, он стал работать быстро и «исправно». Рыжов сразу навел порядок на рынке и в Солигаличе. Нищих устраивал на работу, слабых защищал, а наглых наказывал и взяток не брал. Городничий написал на него жалобу протопопу потому, что не получал подношений.

Александр Афанасьевич честно служил, никому не угождал и не думал, что о нем говорят люди. Мысленно давал отчет Богу. Жители города за это его уважали. Прошло тридцать лет и Рыжова назначили на пост городничего.

Однажды с проверкой, город посетил недавно назначенный губернатор Ланской. Он был сильно удивлен тем, что на высоком посту работает такой бескорыстный и честный человек. Губернатору донесли о таинственной книге под названием «Однодум». В этой книги Рыжов записывал цитаты из библии, свои мысли о жизни, заносил произошедшие в городе события и комментировал их. Никто не читал и не видел, что в этой книге. Она казалась людям таинственной и непонятной. В честь книги Александру дали прозвище Однодум.

Просмотрев книгу Ланской понял, что пророчества, изложенные в ней, исполняются.

Через несколько лет Рыжову был присвоен Владимирский крест, который давал право на дворянство. Александр Афанасьевич лишь произнес: «Чудак!»

Прожил Александр Рыжов до девяноста лет. До самого последнего дня записывал события в книге «Однодум». Еще долго вспоминал народ этого непонятного и справедливого философа.

Рассказ учит быть честным перед людьми, Богом и самим собой и нести в мир только добро и справедливость.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Лесков. Все произведения

Однодум. Картинка к рассказу

Сейчас читают

В давние времена жил в Германии барон. Он был потомком великих Каценеленбогенов. Весь его род был очень воинственным. Сам барон также был тщеславным человеком.

В роскошное поместье приезжают новоиспечённые хозяева. Ольга Петровна Елецкая, до замужества Корина, спокойная и добродушная девушка и супруг Павел Николаевич Елецкий, достаточно твёрдая и жёсткая личность

В подвале дома одного купца жили муж и жена. Их фамилия была Орловы. Муж Григорий работал сапожником. Специалистом он был хорошим и заказы у него всегда были. Жена Матрёна помогала ему чинить обувь

С некоторых пор в Денискином доме стала часто появляться Марья Петровна. Она заходила поболтать с родителями и выпить чаю. Денису не нравился приторный аромат ее духов и однообразные вопросы. Как-то Марья Петровна

Источник

Однодум рассказ (Лесков Н С)

Это первое произведение цикла под общим названием «Праведники». Написано в 1879 году и тогда же впервые опубликовано в сентябрьских номерах «Еженедельного нового времени».

Цикл как бы являлся лесковским решением проблемы положительного героя. Писатель буквально тосковал по идеалу начиная с первых шагов своей литературной деятельности. В предисловии к рассказам о «праведниках» Лесков писал:

«. Неужто в самом деле ни в моей. и ни в чьей иной русской душе не видать ничего, кроме дряни? Неужто все доброе и хорошее, что когда-либо заметил художественный глаз других писателей, — одна выдумка и вздор? Это не только грустно, это страшно. Если без трех праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живет в моей и твоей душе, мой читатель?

Мне это было ужасно и несносно, и пошел я искать праведных, пошел с обетом не успокоиться, доколе не найду хотя небольшое число трех праведных, без которых „несть граду стояния»».

Как видно, термин «праведники» был в значительной степени условным и выражал общую направленность поисков Лескова, по меткому замечанию М.

Горького, «всю жизнь потратившего на то, чтобы создать «положительный тип» русского человека».

Лесков искал и изображал людей редких, возвышающихся «над чертою простой нравственности». Его «праведники», резко контрастируя с окружающей средой, сохраняли жизненность, были верны своей натуре.

В одном из писем к Суворину, в первой половине 1879 года, писатель так говорит об избранной им манере художественного изображения, имея в виду рассказ «Однодум»: «. Прилагаю программу, что можно составить и что будет от начала до конца живо, интересно, весело и часто смешно, а в то же время нетенденциозно, но язвительнее самой злой брани».

Лесков в рассказах о «праведниках» выходил за рамки морально-этической проблематики, затрагивая острые социальные вопросы.

Писатель в самом начале рассказа «Однодум» обращает внимание читателя на незнатность Рыжова, называя его «мелкотравчатым». Он близок к простым людям: «от мира не прочь и на мир не челобитчик».

В своих взглядах Рыжов опирался на библию, но толковал ее настолько оригинально, что считался неким «библейским социалистом». Писатель говорит о том, что ввиду некоторых особенностей «загадочного политического образа мыслей» солигаличского квартального он вполне мог быть сослан «молиться в Соловецкий монастырь». Библия для квартального — только повод для размышлений об окружающей действительности, которую он хотел серьезно усовершенствовать как в моральном, так и в социальном отношении.

Уважая законы и строго выполняя свой служебный и гражданский долг, Рыжов требовал того же от других. Он полагал, что богатые должны помогать бедным, а власть — стоять на страже их интересов.

При таких взглядах «православие его», по словам писателя, было «сомнительно».

В характере Рыжова подчеркиваются не слепая вера, а гуманизм и стихийный демократизм, вырастающие до своеобразных форм протеста.

В рассказе можно обнаружить много сатирических деталей, изображенных с щедринской остротой и афористичностью. Таково внушение городничего, который предупреждает квартального: «Бей без повреждения и по касающему моего не захватывай».

Таков протопоп, составляющий «план, как обнажить совесть Рыжова до разделения души с телом»; таковы «надменные фигуры» губернаторов, которые «ездили «страшно», а встречали их «притре-петно». Таково замечание о «сельских людях, крестьянах, «которые тогда еще не имели самостоятельного понятия об иерархии и, кто их ни сек, — одинаково ногами перебирали».

В рассказе дается определенный исторический фон: действие относится ко времени царствования Екатерины II и Александра I. Губернатор С. С. Ланской является лицом исторически достоверным. В «Однодуме» Ланской несколько идеализируется: он безропотно переносит «чудачества» Рыжова и даже награждает его Владимирским крестом, «дарующим дворянство». Правда, писатель тут же замечает, что носить крест Рыжову «было не на чем».

В цитированном выше письме к Суворину Лесков пишет, что в «Однодуме» им использован «материал из редкостного антика». В первом издании цикл рассказов о «праведниках» так и назывался: «Русские антики (Из рассказов о трех праведниках)». В главе двенадцатой Лесков называет своего героя «солигаличским антиком».

Впоследствии термин «антики» из заголовка писатель устранил и, таким образом, придал своим «праведникам» более широкий, обобщающий смысл.

. «в беде не сробеет, спасет; коня на скаку остановит, в горящую избу взойдет». — кз поэмы Н. А. Некрасова «Мороз. Красный нос». У Некрасова: «в горящую избу войдет».

С. 266. Ночва — лоток.

С. 268. Пророк Исайя — библейский пророк, выступавший с критикой богачей и правителей.

Катехизис (греч.) (наставление) — изложение христианского вероучения в вопросах и ответах.

«Позна вол стяжавшего. » — не совсем точная цитата из Книги пророка Исайи.

С. 269. Иезекиилъ — библейский пророк, который якобы видел ожившие по воле бога «сухие кости».

С. 270. Теократическая полноправность.— Теократия (греч.) — форма правления, при которой духовенству принадлежит политическая власть.

«Сретали» (старославянск.) — встречали. Подрукавная знать — незнатные дворяне.

С. 271. Квартальный — полицейский чиновник, старший над кварталом.

. и даже сами волътерианцы против этого не восставали. — неточно приведенные слова городничего из «Ревизора» Н. В. Гоголя. У Гоголя: «. и вольтерианцы напрасно против этого говорят». Волъ-терианцы — последователи французского философа-просветителя Мари Франсуа Вольтера (1694—1778); здесь: свободомыслящие.

С. 274. Нанковый — от слова «нанка»: сорт грубой хлопчатобумажной ткани.

Причт (клир) — здесь: священнослужитель прихода.

Сорокоуст — сорокадневная молитва в церкви по усопшему.

Будари — будочники (сторожа).

С. 275. Масонский — принадлежащий к религиозно-философскому обществу масонов, возникшему в XVIII веке в виде тайной международной организации с мистическими обрядами, ставившей себе целью «нравственное совершенствование».

Слова Павла — то есть апостола Павла (библ.).

С. 277. Бибелъ — библия.

С. С. Ланской — костромской губернатор в первой половине 30-х годов, с 1855 по 1861 год — министр внутренних дел России.

С. 281. Зерцало — трехгранная призма с тремя указами Петра I, стоявшая на столе во всех учреждениях. Сверху зерцало было украшено двуглавым орлом.

С. 283 Искреннему своему — то есть ближнему своему. Отметка регистров — то есть степени высоты и силы голоса. Маншкурт — короткие рукава.

С. 284. Оффенбаховское настроение — по имени французского композитора Оффенбаха Жака (1819—1880), автора многочисленных оперетт.

С. 285. «Играть на понижение» — способствовать снижению стоимости акций на бирже.

С. 286. Кошлатая — мохнатая.

С. 287. Откупщик — лицо, получившее право сбора налогов. Сверх ординарии (от слова «ординарный» — обыкновенный) — то есть дополнительно к обычной порции. С. 288. Канифас — льняная ткань.

Столпник — религиозный фанатик-отшельник, молившийся, стоя на небольшом столпе (столбе).

С. 289. «Апликовая» чаша — чаша с накладным серебром.

С. 294. «Исполнилось при огорчительном сватовстве Павла Петровича».— Имеется в виду брак Павла I с принцессой Вильгельминой, вскоре умершей.

Попенный сбор — налог за срубленные деревья (с пня).

Аннотация:В книгу вошли: «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник», «Левша», «Тупейный художник» и другие произведения Н. С. Лескова.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

«Однодум», анализ рассказа Лескова

История создания

Рассказ «Однодум» был написан Лесковым в Дубельне летом 1879 г. Он был напечатан в журнале «Еженедельное новое время» в № 37-38 и 39 за 1879 г.

Рассказ входил в цикл о русских праведниках. Этому циклу предшествовало заглавие «Русские антики». В предисловии к циклу Лесков рассказывает о беседе с умирающим писателем (подразумевается Писарев), который вдохновил Лескова описать хороших людей, по выражению Лескова, «праведников». Писатель этот якобы обвинил весь народ в том, что нет в нём ничего, «кроме дряни».

Прототипом Рыжова стал солигаличский квартальный с такой же фамилией, отличавшийся честностью и бескорыстием.

Литературное направление и жанр

Лесков – писатель реалистического направления. В соответствии со своим замыслом описать таких праведников, ради которых Бог сохранит страну (как ради трёх праведников по просьбе Лота Бог был готов сохранить город), Лесков создал произведение, очень похожее по жанру на житие христианских святых.

В пользу повести говорит тот факт, что древнерусские жития назывались повестью, а также простая линейная композиция, развитие характера героя в произведении, неторопливость повествования.

Тема и проблематика

Одна из важнейших проблем повести – лицемерие православных, начиная от простых людей, жителей провинциального Солигалича, и заканчивая протопопом. Все они считают православие Рыжова «сомнительным» на том лишь основании, что «кто Библию прочитал и «до Христа дочитался». этакие люди что юродивые».

Жители Солигалича, например, боятся служить в пешей почте, подозревая в такой службе что-нибудь еретическое.

Социальные проблемы повести Лесков осмысливает сатирически. Смелое заявление о том, что тот, кто читает Библию и живёт по заповедям, не беря мзды – отступник от веры, контрастирует с иным образом жизни всех российских правителей от мала до велика.

Губернатор Ланской просто не верит, что городничий может жить на жалование 10 рублей, утверждая, что «такого человека во всей России нет». Получается, что честно служить в России невозможно, именно умеренное мздоимство – основа государственных устоев.

Сюжет и композиция

Действие рассказа происходят во второй половине 18 в., во времена Екатерины ІІ.

Композиция произведения «Однодум» линейная, что характерно для повести и жития. Название – это прозвище главного героя Рыжова, так же называющего синие тетради, в которых он записывает свои рассуждения и пророчества, выведенные из Библии. Название объясняет жизненную позицию героя, однажды в юности решившего следовать праведной жизни, основой которой стали библейские заповеди, и не свернувшего с этого пути.

Вера Рыжова в правильность выбранного пути многократно подвергалась испытаниям в соответствии с канонами жития. Одно из них – испытание бедностью. Рыжов отказывается приобретать обмундирование, «одевается в простоте», очень скромно хоронит мать и по-спартански живет с женой.

испытанию подвергается вера Рыжова. Протопоп стал искать доказательства безбожия Рыжова, уклонения его от православия, но не нашёл их.

Рыжова призывают жениться, но и это требование он принимает с христианской покорностью: «И женитьба вещь добрая». Женитьба никак не влияет на его мировоззрение, он не становится «к дарам приимчив и начальству предан», потому что с женой, досужей крестьянской женщиной, жил по-библейски, в «самой строжайшей умеренности».

Главным испытанием для Рыжова становится приезд губернатора Костромы Ланского. Рыжов, исполняющий должность умершего городничего, не имел форменной одежды, потому что ему не за что было её приобрести, но не смущался этим.

Кроме того, Рыжов в ожидании губернатора испачкал белые «ретузы» в национальные цвета, посидев на свежевыкрашенном шлагбауме. Кульминацией повести становится анекдотическая ситуация, когда Рыжов буквально нагибает губернатора, надменно вошедшего в церковь, в полный поклон.

Конец жизни героя, в соответствии с жанром, спокойный и благословенный. Легко прошедший испытание властью, Рыжов выдержал и последнее, не загордившись от полученной награды – владимирского креста, дарующего квартальному дворянство.

Герои и образы

Главный герой рассказа – сын приказного (мелкого чиновника) Александр Афанасьевич Рыжов, которого Лесков при знакомстве с читателем называет мелкотравчатым, подчёркивая его социальную незначительность, а потом загадочным чудаком. Простые люди называли его «такой-некий-этакой», а начальство считало «повреждённым от Библии».

Отец Рыжова умер, когда сын его был ещё младенцем. Мать всю жизнь посвятила сыну, зарабатывая печеньем пирогов. Её Лесков характеризует как простую, здравую, трезвомысленную русскую женщину, сильную, отважную, способную «любить горячо и верно».

Мать Рыжова умерла от того, что не смогла больше трудиться – продавать пироги. Рыжов очень любил мать, даже не захотел уезжать из города. Но он жертвует жизнью матери во имя справедливости, подчинившись приказу городничего убрать мать с базара.

Юный Рыжов (Алексашка) учился у мастерицы и у дьяка, а с 14 лет нанялся носить почту между ближайшими городами.Рыжов был плечистый и рослый, «необъятной силы и несокрушимого здоровья». С детства он имел определённые принципы: не хотел даром есть хлеб, уезжать из родного города, чтобы не разлучаться с матерь

ю, питал отвращение к торговле и был склонен к философии. Но самой странной чертой Рыжова было то, что он постоянно читал одну книгу – Библию, знал её наизусть, причём воспринимал её как руководство действию. «Правила, созданные им на библейском грунте», он применял на новой должности квартального, которую получил в возрасте 26 лет.Их всех книг Библии наиболее близок Рыжову был пророк Исайя. Библией Рыжов руководствуется, когда меняет устоявшиеся традиции: днём и ночью следит за порядком, отправляет праздных сторожей работать в огороде городничего, патриархально бьёт свою жену, принявшую от откупщика мешочек соли и насолившую груздей.

Единственным недостатком квартального Рыжова становится неприятие взяток: «Даров не приемлю». Он так объясняет Ланскому свою жизнь на малый доход: «Если иметь великое обуздание, то и с малыми средствами прожить можно».

Рыжов до конца жизни последователен в своих убеждениях. Он служит и квартальным, и городничим в одном и том же уборе, «полосатом тиковом бешмете и кошлатой мужицкой шапке». Перед приездом губернатора он отказывается украшать город, как это было принято.

Рыжов не имеет никакой чиновничьей робости, прямо говорит Ланскому, что не уважает власти, потому что они «ленивы, алчны и пред престолом криводушны». Примечательно, что Рыжов не боится никакого наказания, потому что Бог с ним, а боится Рыжов только Бога.

Лесков считал, что сила его таланта в положительных типах русских людей, которые он дал читателю. Некоторые критики находили Рыжова бессердечным, заботящимся только о себе и не замечающим окружающих.

Сергей Степанович Ланской – на момент происходящих событий губернатор Костромы, человек «сильного ума», который проявился в том, что губернатор не сразу назначал на места изгнанных со службы негодных лиц новых. Вдобавок к «надменной фигуре» Ланской имеет доброе сердце, которое позволяет ему сразу же простить дерзкий поступок Рыжова, который «заинтересовал его не чуждую теплоты душу».

После того как Ланской прислал Рыжову владимирский крест, дарующий дворянство, он, в свою очередь, был назван Рыжовым чудаком.

Художественное своеобразие

Библейские образы помогают понять не только мировоззрение героя, но и авторский замысел. Книга пророка Исайи была катехизисом и богословием Рыжова. Образ сухих костей, которые видит пророк Иезекииль – символ состояния жителей Солигалича, которые, в свою очередь, представляют собой всю Россию. Таким образом, Рыжов, как умеет, пытается облечь сухие кости плотью, заботясь о нравственном облике соотечественников.

Лесков использует библейские выражения, применяя их к современным ситуациям. Например, о Рыжове сказано как о каком-то библейском царе: дело его «было приятно в очах правителя и народа». Библейские фразы Лесков охотно использует в ироническом значении, например, при описании встречи губернатора, которого городничий должен был выпускать «на родную землю из путешественного ковчега».

Язык Лескова богат пословицами и поговорками: «От мира не прочь и на мир не челобитчик», «Закон – что конь: куда надо, туда и вороти его».

Источник

Однодум рассказ (Лесков Н С)

Это первое произведение цикла под общим названием “Праведники”. Написано в 1879 году и тогда же впервые опубликовано в сентябрьских номерах “Еженедельного нового времени”.

Цикл как бы являлся лесковским решением проблемы положительного героя. Писатель буквально тосковал по идеалу начиная с первых шагов своей литературной деятельности. В предисловии к рассказам о “праведниках” Лесков писал:

“…Неужто в самом деле ни в моей…

И ни в чьей иной русской душе не видать ничего, кроме дряни? Неужто все доброе и хорошее,

Это не только грустно, это страшно. Если без трех праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живет в моей и твоей душе, мой читатель?

Мне это было ужасно и несносно, и пошел я искать праведных, пошел с обетом не успокоиться, доколе не найду хотя небольшое число трех праведных, без которых “несть граду стояния””.

Как видно, термин “праведники” был в значительной степени условным и выражал общую направленность поисков Лескова, по меткому

Лесков искал и изображал людей редких, возвышающихся “над чертою простой нравственности”. Его “праведники”, резко контрастируя с окружающей средой, сохраняли жизненность, были верны своей натуре.

В одном из писем к Суворину, в первой половине 1879 года, писатель так говорит об избранной им манере художественного изображения, имея в виду рассказ “Однодум”: “…Прилагаю программу, что можно составить и что будет от начала до конца живо, интересно, весело и часто смешно, а в то же время нетенденциозно, но язвительнее самой злой брани”.

Лесков в рассказах о “праведниках” выходил за рамки морально-этической проблематики, затрагивая острые социальные вопросы.

Писатель в самом начале рассказа “Однодум” обращает внимание читателя на незнатность Рыжова, называя его “мелкотравчатым”. Он близок к простым людям: “от мира не прочь и на мир не челобитчик”.

В своих взглядах Рыжов опирался на библию, но толковал ее настолько оригинально, что считался неким “библейским социалистом”. Писатель говорит о том, что ввиду некоторых особенностей “загадочного политического образа мыслей” солигаличского квартального он вполне мог быть сослан “молиться в Соловецкий монастырь”. Библия для квартального – только повод для размышлений об окружающей действительности, которую он хотел серьезно усовершенствовать как в моральном, так и в социальном отношении.

Уважая законы и строго выполняя свой служебный и гражданский долг, Рыжов требовал того же от других. Он полагал, что богатые должны помогать бедным, а власть – стоять на страже их интересов.

При таких взглядах “православие его”, по словам писателя, было “сомнительно”.

В характере Рыжова подчеркиваются не слепая вера, а гуманизм и стихийный демократизм, вырастающие до своеобразных форм протеста.

В рассказе можно обнаружить много сатирических деталей, изображенных с щедринской остротой и афористичностью. Таково внушение городничего, который предупреждает квартального: “Бей без повреждения и по касающему моего не захватывай”.

Таков протопоп, составляющий “план, как обнажить совесть Рыжова до разделения души с телом”; таковы “надменные фигуры” губернаторов, которые “ездили “страшно”, а встречали их “притре-петно”. Таково замечание о “сельских людях, крестьянах, “которые тогда еще не имели самостоятельного понятия об иерархии и, кто их ни сек,- одинаково ногами перебирали”.

В рассказе дается определенный исторический фон: действие относится ко времени царствования Екатерины II и Александра I. Губернатор С. С. Ланской является лицом исторически достоверным. В “Однодуме” Ланской несколько идеализируется: он безропотно переносит “чудачества” Рыжова и даже награждает его Владимирским крестом, “дарующим дворянство”. Правда, писатель тут же замечает, что носить крест Рыжову “было не на чем”.

В цитированном выше письме к Суворину Лесков пишет, что в “Однодуме” им использован “материал из редкостного антика”. В первом издании цикл рассказов о “праведниках” так и назывался: “Русские антики (Из рассказов о трех праведниках)”. В главе двенадцатой Лесков называет своего героя “солигаличским антиком”.

Впоследствии термин “антики” из заголовка писатель устранил и, таким образом, придал своим “праведникам” более широкий, обобщающий смысл.

…по словарю кн. Гагарина…- имеется в виду “Всеобщий географический и статистический словарь кн. С. П. Гагарина”. (М., 1843).

…”в беде не сробеет, спасет; коня на скаку остановит, в горящую избу взойдет”…- кз поэмы Н. А. Некрасова “Мороз. Красный нос”. У Некрасова: “в горящую избу войдет”.

…поэт вроде Бориса…- Роберт Берне (1759-1796), великий шотландский поэт.

Пророк Исайя – библейский пророк, выступавший с критикой богачей и правителей.

Катехизис (греч.) (наставление) – изложение христианского вероучения в вопросах и ответах.

“Позна вол стяжавшего…” – не совсем точная цитата из Книги пророка Исайи.

Иезекиилъ – библейский пророк, который якобы видел ожившие по воле бога “сухие кости”.

Теократическая полноправность.- Теократия (греч.) – форма правления, при которой духовенству принадлежит политическая власть.

“Сретали” (старославянск.) – встречали. Подрукавная знать – незнатные дворяне.

Квартальный – полицейский чиновник, старший над кварталом.

…и даже сами волътерианцы против этого не восставали…- неточно приведенные слова городничего из “Ревизора” Н. В. Гоголя. У Гоголя: “…и вольтерианцы напрасно против этого говорят”. Волъ-терианцы – последователи французского философа-просветителя Мари Франсуа Вольтера (1694-1778); здесь: свободомыслящие.

Нанковый – от слова “нанка”: сорт грубой хлопчатобумажной ткани.

Причт (клир) – здесь: священнослужитель прихода.

Сорокоуст – сорокадневная молитва в церкви по усопшему.

Будари – будочники (сторожа).

Масонский – принадлежащий к религиозно-философскому обществу масонов, возникшему в XVIII веке в виде тайной международной организации с мистическими обрядами, ставившей себе целью “нравственное совершенствование”.

Слова Павла – то есть апостола Павла (библ.).

…посылали молиться в Соловецкий монастырь…- то есть ссылали.

С. С. Ланской – костромской губернатор в первой половине 30-х годов, с 1855 по 1861 год – министр внутренних дел России.

Зерцало – трехгранная призма с тремя указами Петра I, стоявшая на столе во всех учреждениях. Сверху зерцало было украшено двуглавым орлом.

…хитон обличает мя, яко несть брачен (древнеславянск.) – …моя одежда показывает, что я не могу присутствовать на брачном пиру.

С. 283 Искреннему своему – то есть ближнему своему. Отметка регистров – то есть степени высоты и силы голоса. Маншкурт – короткие рукава.

Оффенбаховское настроение – по имени французского композитора Оффенбаха Жака (1819-1880), автора многочисленных оперетт.

“Играть на понижение” – способствовать снижению стоимости акций на бирже.

Откупщик – лицо, получившее право сбора налогов. Сверх ординарии (от слова “ординарный” – обыкновенный) – то есть дополнительно к обычной порции. Канифас – льняная ткань.

Столпник – религиозный фанатик-отшельник, молившийся, стоя на небольшом столпе (столбе).

“Апликовая” чаша – чаша с накладным серебром.

“Исполнилось при огорчительном сватовстве Павла Петровича”.- Имеется в виду брак Павла I с принцессой Вильгельминой, вскоре умершей.

Попенный сбор – налог за срубленные деревья (с пня).

    Лесков Н. С. Повести и рассказы / Сост. и примеч. Л. М. Крупчанова.- М.: Моск. рабочий, 1981.- 463 с.

Аннотация:В книгу вошли: “Леди Макбет Мценского уезда”, “Очарованный странник”, “Левша”, “Тупейный художник” и другие произведения Н. С. Лескова.

Related posts:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *