О чем заставляет задуматься литература 19 века
Чему нас учит литература XIX века? (ЕГЭ по литературе)
«Литература ничего не дает человеку, так зачем же нам её читать?» — один из частых вопросов, который задают молодые школьники на уроках по этому предмету. Но я так не считаю.
Читая произведения русской литературы XIX века, словно погружаешься в другой мир, который наполнен переживаниями и размышлениями о жизни и истории нашей страны. Литература это опыт, который просто необходим юному читателю, ведь на нем можно учиться создавать в себе человека, настоящую личность. Книги дают нам ответы на многие вопросы: что такое добро и зло, героизм, мудрость, любовь, честь, достоинство, порочность… Также они способны вызывать у читателя такие чувства как сострадание, сопереживание, гордость.
Особенно мне бы хотелось обратить внимание на произведение А. С. Пушкина «Дубровский».
В ней великий русский писатель заставляет читателя поразмышлять о том, что такое настоящее человеческое достоинство. Все персонажи «Дубровского» сталкиваются с вопросом защиты чести. Конечно же, это касается семьи Дубровских, которую Троекуров лишил своего дома, одновременно оклеветав своего друга в обществе. Андрей Дубровский не выдерживает такого унижения и умирает. Чтобы отстоять свою фамилию младший Дубровский встает на путь разбойника, чтобы отомстить за своего отца. Но чувства, овладевшие душой героя, так и не смогли сделать из него настоящего преступника. Любовь к дочери Троекурова помогла простить Дубровскому своего кровного врага. Этим произведение Пушкин показывает, что в любой ситуации, нужно помнить о своей чести, морали, которые превыше всего. Только следуя им, можно выйти победителем из самого страшного испытания.
Ещё один писатель XIX века М. Е. Салтыков-Щедрин своей повестью «О том, как один мужик двух генералов прокормил» показывает, что не далеко все в этой жизни решают деньги и власть. Стоило двум генералам потерять своих мужиков, как они становятся абсолютно беспомощными. А всё дело в том, что «Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали», поэтому ничего о жизни и не знали. Салтыков показывает читателю беспомощность таких людей и смыслом этой сказки доносит до него значение труда в жизни. Ведь если взрослый человек не сможет сделать ничего своими руками, то жить ему будет очень непросто.
Ещё одним поучительным произведением является повесть Н. С. Лескова «Левша», которое учит нас одному из самых главных человеческих качеств — доброте к ближнему. Человек по прозвищу левша был очень беден. Общество его презирало, относилось хуже, чем к собаке. Его избили, не обнаружив улучшения какой-то механической блохе. Левша заболевает, а ему даже не выделяют денег на лечение. Главная мысль повести проста: «У него шуба овечкина, а душа человечкина». Это произведение учит нас помогать другим людям и относится к ним, не смотря на их внешность по-хорошему.
Ещё множество примеров можно привести, отвечая на вопрос, поставленный в сочинении, но ясно одно: литература учит не только строить мысли, запоминать слова, но и учит жизни, которую благодаря произведениям золотого века чувствуешь сполна.
Размышления о литературе 19 века
Размышления о литературе 19 века
19 век – время, когда литература достигает особого расцвета и заслуженно получает название «золотой век». В самом начале золотого века искусство начало резко меняться, отделяясь от серых масс, поэзия стала расцветать. В дальнейшем литература сделала огромный шаг вперед. Наши классики стали создавать, действительно, ценные художественные образы.
Русская литература – это литература глубокого психологического анализа человека. Одним из поэтов, в чьих произведениях присутствует подобный признак, является М. Ю. Лермонтов. Его известная поэма «Мцыри» олицетворяет глубокий душевный кризис и стремление к свободе. Мцыри тонко понимает и чувствует окружающую среду. Там он отдыхает после монастыря и наслаждается природой. В этом произведении меня восхищает героический характер Мцыри. Он стремится познать мир, хочет слиться с природой и стать свободным человеком, как вольный народ.
Тема любви волновала всех писателей во все времена. Ведь любовь – это одно из самых прекрасных чувств и самых значимых во всем мире. Особое восхищение у меня вызывает повесть Александра Ивановича Куприна. Большинство из его произведений пронизаны темой любви, «Гранатовый браслет» не исключение.
В русской литературе печальных историй из-за неразделенной любви немало. Самым ярким примером можно назвать прекрасную повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». В этой повести речь идет о молодом дворянине по имени Эраст и молодой девушке Лизе. Эраст казался ей очень добрым и умным, но в то же время, по словам автора, «ветреным и слабым». Между молодыми вспыхивает пламя любви. Лиза безнадежно влюбляется в Эраста, но он принимает решение расстаться с ней и жениться на богатой вдове, чтобы погасить свой долг. Главная героиня, разбитая и несчастная, прыгает в пруд.
Во время чтения повести невозможно не встать на сторону Лизы, не прочувствовать всю ее любовь, жгучую горечь разочарования и обиды, но, кажется, что Лиза не любила Эраста, а была влюблена, что свойственно девушкам, как она.
После прочтения я сделала для себя некий вывод, что «любовь» и «влюбленность» абсолютно разные чувства. Любить – это значит понимать, находить в недостатках плюсы, не общаться с возлюбленным в свободное время, а находить время для общения с ним, любить, не смотря ни на что и навсегда, а влюбленность – это чувство, которое резко вспыхивает и внезапно угасает и, если их перепутать, то последствия могут быть необратимыми.
Конечно, тема любви свойственна многим поэтам. Например, великий писатель А. С. Пушкин. Без этого прекрасного чувства не родились бы эти волшебные строки:
«Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье
Как гений чистой красоты…».
На мой взгляд, произведения А. С. Пушкина отличаются, в своих стихах он затрагивает чувство прекрасного в каждом человеке, его лирика полна любовных переживаний.
Вернемся к повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Александр Иванович всегда и всюду благословлял любовь. Он говорил: «Я ничего более целомудренного еще не писал…». Действительно, сквозь его творчество проходит самоотверженная любовь, все его персонажи настолько живо изображены, что заставляют переживать вместе с ними каждое событие. Я считаю, что «Гранатовый браслет» может служить эталоном настоящего гуманизма и величия человеческой души. Наверное, каждый человек, прочитавший это произведение становится чуточку лучше и понимает то, насколько трагична бывает любовь, которая кажется чем-то, что за пределами сознания, разума, расчета.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что 19 век – это эпоха романтизма, все герои обладают ярко проявленными характерами, нередко бывают наделены бунтарским духом. Также, поэзию этого века можно назвать эпохой расцвета духовных сил и временем горячих стремлений к свету. Именно в 19 веке литература приобретает всемирно-историческое значение.
Проблематика русской литературы 19 века.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Проблематика русской литературы ХIX века
Разнообразна проблематика литературы этого периода, тем и ценна. Иди в огонь за честь Отчизны, За убежденье, за любовь… Иди и гибни безупречно, Умрешь недаром: дело прочно, Когда под ним струится кровь. (Н.Некрасов о социальной значимости русской литературы)
Вступление. Проанализировав лучшие произведения русской литературы ХIX века, я пришла к выводу, что основными проблемами, поднимаемыми в них, являются такие:
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Проблема долга и чести. Гринев следует заповеди отца: «Береги честь смолоду». Нравственный человек всегда имеет право выбора. Только совесть поможет сделать правильный выбор.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Проблема «лишнего человека». Молодые люди России, обладающие недюжинными способностями, не могут найти свое место в обществе и «гибнут без борьбы в самом расцвете лет».
И.С. Тургенев «Отцы и дети» Проблема любви. «Нигилист» Базаров не выдерживает испытание любовью, так как чувствами управлять невозможно.
Н.С. Лесков «Тупейный художник» Проблема бесправного положения крепостных на Руси. Крепостные бесправны, их считают неполноценными, поэтому могут продать, купить, подарить… О счастье Аркадию и Любови приходится только мечтать.
Н.В. Гоголь «Шинель» Проблема «маленького человека». Много ли нужно бедному человеку, задавленному нуждой? Новая шинель, купленная благодаря строжайшей экономии на протяжении многих лет? –И этой радости лишили. Зачем жить?
И.А. Гончаров «Обломов» Проблема бездеятельности дворянства. В жизни деловых людей Обломов не видит поприща, отвечающего высшему назначению человека. Так не лучше ли оставаться «обломовцем», но сохранить в себе человечность и доброту сердца?
А.Н. Островский «Гроза» Проблема тяжелого положения женщины на Руси. Выйдя замуж, Катерина попадает в «темное царство» духовной несвободы. В доме Кабановых «ей почти нечем дышать» Героине становится тяжело, так как она жаждет «вселенской правды и на меньшее она не согласна».
Чему учит русская литература XIX века: Береги платье снову, а честь смолоду. Борись за то, чтобы быть полезным обществу. Дорожи способностью любить. Мы свободны, поэтому должны быть счастливы. Родину нужно любить.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-087022
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного
Время чтения: 2 минуты
Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Сочинение на тему»Духовно-нравственные проблемы в произведениях русской литературы XIX века»
19 столетие принято называть “золотым веком” русской литературы. Произведения, которые заслуженно считаются классикой, остаются актуальными по сей день. Девятнадцатый век – это пора А. Пушкина, А. Грибоедова, В. Жуковского, М. Лермонтова, Н. Гоголя и других талантливых, вернее, одаренных мастеров слова.
Литературное произведение не ставило себе задачу развлечь читателя. Главным было то, чтобы литературная работа заставила задуматься, переосмыслить себя и посмотреть на жизнь вокруг под другим углом.
“Горе от ума” – нестареющее произведение Александра Грибоедова. В нем противопоставляется век нынешний, прогрессивный, с веком минувшим, отсталым и заскорузлым. В комедии лоб в лоб сталкиваются нравы светского московского общества и “сумасшедшего” Чацкого. Праздность, невежество и чинопочитание – вот что высмеивает Грибоедов в своем произведении.
Однако не всем дано быть людьми великими, которые не боятся выступить против всей московской элиты. Есть и люди маленькие. Наподобие Акакия Акакиевича Башмачкина из гоголевской “Шинели”. Проблема маленького человека и его становления в обществе остро стояла в русской литературе 19 века.
Литература стала зеркалом общества. С ее помощью люди могли рассмотреть себя же без лишних прикрас и обратить внимание на те проблемы, которые красной нитью проходили сквозь все общество. Литература была призвана излечить социум от тех проблем, которые казались незаметными.
О возможности приобретения и укрепления веры, об обращении человека и приближении его к Богу мучительно раздумывал великий мыслитель XIX века – Фёдор Михайлович Достоевский. “Сияющая личность” Христа вошла в его жизнь навсегда. Самопознание, самоанализ и совершенствование есть принятие вечной борьбы, выживания добра в хаосе зла, любви среди всеобщей ненависти и жестокости. С христианской точки зрения, у человека один главный и страшный грех – гордыня, следствием которой является богоотступничество. Именно отсюда ненависть к людям, презрение, чувство разъединённости с человечеством, преступление и непокорность Родиона Раскольникова, главного героя романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.
А. С. Пушкин определил сквозную идею своего творчества следующим образом: «…чувства добрые я лирой пробуждал…».
Поэтому на его произведениях современные люди учатся постигать любовь, дружбу, свободу и сострадание. Одно из самых насыщенных нравственными проблемами произведений – повесть «Капитанская дочка». Ее герои проходят трудный путь, в ходе которого и формируются их представления о чести и долге.
Самый первый урок нравственности заключен уже в эпиграфе к произведению: «Береги честь смолоду». Герой повести – Петр Гринев – во всех ситуациях поступает как человек чести. То есть, совершая свой выбор, он беспокоится о том, чтобы поддержать кодекс дворянской чести, унаследованный от отца.
Нравственные законы, по которым живут герои повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», не приобретены ими в течение жизни. Они являются органичным, естественным свойством натуры рассматриваемых персонажей. Эти же нравственные категории являются частью народного сознания, которое ярче всего воплотилось в произведениях устного народного творчества. Как раз в сказках, песнях, пословицах и поговорках проявились мудрость народа, их представление о добре и зле, мечты о счастье.
Русская литература всегда отличалась своим учительным характером, и повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» – яркое подтверждение тому.
Русские поэты и писатели ведут постоянный поиск нравственной основы бытия, размышляют о предназначении художника, о проблемах совершенствования личности, фатализма и личной ответственности каждого за свои поступки.
Русская литература всегда была тесно связана с нравственными исканиями человека. Преодолевая себя, герой делает нравственный выбор.
О чем заставляет задуматься литература 19 века. Классическая литература (русская)
русской литературы
Существует общепринятая периодизация становления и развития отечественной литературы. Ее история делится на следующие временные отрезки:
Какие произведения называют классическими?
Истоки русской классической литературы
В конце XVIII века только сложившееся дворянство России раскололась на два противоборствующих лагеря: консерваторов и реформаторов. Такой раскол был обусловлен разным отношением к тем переменам, которые происходили в жизни: Петровские реформы, понимание задач Просвещения, наболевший крестьянский вопрос, отношение к власти. Эта борьба крайностей привела к тому взлету духовности, самосознания, которые и породили русскую классику. Можно сказать, что она была выкована в ходе драматических процессов в стране.
Классическая литература (русская), родившись в сложном и противоречивом XVIII веке, окончательно сформировалась в XIX столетии. Ее основные черты: национальная самобытность, зрелость, самосознание.
Русская классическая литература 19 века
Большую роль в развитии культуры того времени сыграл рост национального сознания. Открывается все больше учебных заведений, усиливается общественное значение литературы, писатели много внимания начинают уделять родному языку. еще больше заставило задуматься о происходящем в стране.
Влияние Карамзина на развитие литературы 19-го века
Русская классическая литература: список лучших произведений
Список лучших творений русской классики, согласно версиям литературных журналов и интернет-порталов, выглядит так:
Значение русской классической литературы
Творцы русской классики всегда обладали большой общественной ответственностью. Они никогда не выступали морализаторами, не давали готовых ответов в своих произведениях. Писатели ставили перед читателем сложную задачу и заставляли его задуматься над ее решением. Они поднимали в своих произведениях серьезные социальные и общественные проблемы, которые и сейчас имеют для нас большое значение. Поэтому русская классика и сегодня остается такой же актуальной.
Размышления о литературе 19 века
19 век – время, когда литература достигает особого расцвета и заслуженно получает название «золотой век». В самом начале золотого века искусство начало резко меняться, отделяясь от серых масс, поэзия стала расцветать. В дальнейшем литература сделала огромный шаг вперед. Наши классики стали создавать, действительно, ценные художественные образы.
Русская литература – это литература глубокого психологического анализа человека. Одним из поэтов, в чьих произведениях присутствует подобный признак, является М. Ю. Лермонтов. Его известная поэма «Мцыри» олицетворяет глубокий душевный кризис и стремление к свободе. Мцыри тонко понимает и чувствует окружающую среду. Там он отдыхает после монастыря и наслаждается природой. В этом произведении меня восхищает героический характер Мцыри. Он стремится познать мир, хочет слиться с природой и стать свободным человеком, как вольный народ.
Тема любви волновала всех писателей во все времена. Ведь любовь – это одно из самых прекрасных чувств и самых значимых во всем мире. Особое восхищение у меня вызывает повесть Александра Ивановича Куприна. Большинство из его произведений пронизаны темой любви, «Гранатовый браслет» не исключение.
В русской литературе печальных историй из-за неразделенной любви немало. Самым ярким примером можно назвать прекрасную повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». В этой повести речь идет о молодом дворянине по имени Эраст и молодой девушке Лизе. Эраст казался ей очень добрым и умным, но в то же время, по словам автора, «ветреным и слабым». Между молодыми вспыхивает пламя любви. Лиза безнадежно влюбляется в Эраста, но он принимает решение расстаться с ней и жениться на богатой вдове, чтобы погасить свой долг. Главная героиня, разбитая и несчастная, прыгает в пруд.
Во время чтения повести невозможно не встать на сторону Лизы, не прочувствовать всю ее любовь, жгучую горечь разочарования и обиды, но, кажется, что Лиза не любила Эраста, а была влюблена, что свойственно девушкам, как она.
После прочтения я сделала для себя некий вывод, что «любовь» и «влюбленность» абсолютно разные чувства. Любить – это значит понимать, находить в недостатках плюсы, не общаться с возлюбленным в свободное время, а находить время для общения с ним, любить, не смотря ни на что и навсегда, а влюбленность – это чувство, которое резко вспыхивает и внезапно угасает и, если их перепутать, то последствия могут быть необратимыми.
Конечно, тема любви свойственна многим поэтам. Например, великий писатель А. С. Пушкин. Без этого прекрасного чувства не родились бы эти волшебные строки:
«Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье
Как гений чистой красоты…».
На мой взгляд, произведения А. С. Пушкина отличаются, в своих стихах он затрагивает чувство прекрасного в каждом человеке, его лирика полна любовных переживаний.
Вернемся к повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Александр Иванович всегда и всюду благословлял любовь. Он говорил: «Я ничего более целомудренного еще не писал…». Действительно, сквозь его творчество проходит самоотверженная любовь, все его персонажи настолько живо изображены, что заставляют переживать вместе с ними каждое событие. Я считаю, что «Гранатовый браслет» может служить эталоном настоящего гуманизма и величия человеческой души. Наверное, каждый человек, прочитавший это произведение становится чуточку лучше и понимает то, насколько трагична бывает любовь, которая кажется чем-то, что за пределами сознания, разума, расчета.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что 19 век – это эпоха романтизма, все герои обладают ярко проявленными характерами, нередко бывают наделены бунтарским духом. Также, поэзию этого века можно назвать эпохой расцвета духовных сил и временем горячих стремлений к свету. Именно в 19 веке литература приобретает всемирно-историческое значение.
Ворчество А. С. Пушкина является достоянием всего человечества. Читая его произведения, люди погружаются в «мир Пушкина», с его неповторимым, ярким языком, вечно современными образами и проблемами. В детстве мы зачитываемся сказками, взрослея, открываем для себя романтические поэмы и «Повести Белкина». Венцом творчества Александра Сергеевича, на мой взгляд, является, роман в стихах «Евгений Онегин». Его я прочел совсем недавно, после того как родители подарили мне двухтомник произведений А. С. Пушкина, подготовленный и изданный в нашем городе к юбилею писателя. Многое поражает в романе: и широта изображения действительности 19 века, и великолепные картины природы, и взаимоотношения между героями романа.
Самое сильное впечатление произвело на меня изображение поэтом главного героя – Евгения Онегина, человека со сложным противоречивым характером. Автор изображает своего героя, как обыкновенного человека с его достоинствами и недостатками. Являясь центральным героем произведения, Онегин концентрирует вокруг себя основные проблемы романа, заставляет читателя задуматься, положительный ли это герой, лишний ли он человек своего времени.
Раздумья автора и читателя можно выразить вопросом Татьяны: «Кто ты, мой ангел ли хранитель, или коварный искуситель: мои сомненья разреши». В начале романа Онегин предстает как человек, типичный для светской петербургской молодежи. В его облике раскрываются характерные черты столичной дворянской среды.
Это – «молодой повеса», франт, «как денди лондонский одет», жизнь которого проходит лишь в светских развлечениях и лишена глубокого человеческого содержания. Отчасти это объяснялось воспитанием, оторванным от народной почвы, его окружали иностранные гувернеры и гувернантки, научившие в совершенстве владеть французским, танцевать, непринужденно держаться в обществе.
Для света этого было достаточно: «Свет решил, что он умен и очень мил». Автор подчеркивает в Онегине его «резкий, охлажденный ум», показывая скептика, «философа в осьмнадцать лет»: он увлекается экономическими учениями, в спорах он ироничен, язвителен. Это делает похожим его на Чацкого. С самого начала характеристики Онегина намечается возможность духовной эволюции. Тот образ жизни, который он ведет, несмотря на внешнюю наполненность (бесконечные посещения театров, балов, пирушек), не приносит Онегину удовлетворения, герой не видит цели и смысла жизни. Им владеет «русская хандра»: он разочарован в действительности и, «несмотря на молодость», пресыщен чувствами.
И все-таки в Онегине, «герое своего времени», много пушкинского, автобиографического. В самом характере Онегина, в его «хандре» было много такого, что пережил и сам Пушкин. Автор пишет о своем герое и о себе: Условий света свергнув бремя, Как он, отстав от суеты, С ним подружился я в то время.
Русская литература XIX века
К началу XIX столетия русская литература, испытав благотворное воздействие классицизма и сентиментализма, обогатилась новыми темами, жанрами, художественными образами и творческими приемами. В свой новый век она вступала на волне предромантического движения, направленного на создание национальной, самобытной по своим формам и содержанию литературы и отвечавшего потребностям художественного развития нашего народа и общества. Это было время, когда наряду с литературными идеями началось широкое проникновение в Россию всевозможных философских, политических, исторических концепций, сформировавшихся в Европе на рубеже 19 века.
В Россииромантизм как идейно-художественное направление в литературе начала 19 века был порожден глубокой неудовлетворённостью передовой части россиян российской действительностью. Становление романтизма
Связано с поэзией В.А.Жуковского. Его баллады проникнуты идеями дружбы, любовью к Отечеству.
Реализм утверждается в 30-40-е года наряду с романтизмом, но к середине 19 века он становится господствующим направлением в культуре. По своей идейной направленности он становится критическим реализмом. Вместе с тем творчество великих реалистов пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости.
Литература живая должна быть плодом народности, питаемой, но не подавляемой общительностью. Литература есть и есть литературная жизнь, но её развитие стесняется односторонностью подражательного направления, убивающего народность, без которой не может быть полной литературной жизни.
В середине 30-х годов в русской классической литературе утвердился критический реализм, открывший писателям огромные возможности для выражения русской жизни и русского национального характера.
Особая действенная сила русского критического реализма заключается в том, что, оттесняя прогрессивный романтизм в качестве преобладающего направления, он освоил, сохранил и продолжил его лучшие традиции:
Неудовлетворённость настоящим, мечты о будущем. Русский критический реализм отличается яркой национальной самобытностью и по форме своего выражения. Жизненная правда, положенная в основу произведений русских прогрессивных писателей, нередко не умещалась в традиционные жанро-видовые формы. Поэтому русская литература характеризуется частыми нарушениями жанрово-видовых форм.
Наиболее решительно осудил заблуждения консервативной и реакционной критики В.Г.Белинский, увидевший в поэзии Пушкина переход к реализму, считающий вершинами “Бориса Годунова» и “Евгения Онегина”, отказавшийся от примитивного отождествления народности с простонародностью. Белинский недооценил прозу Пушкина, его сказки, он в целом, верно, очертил масштаб творчества писателя как средоточия литературных достижений и новаторских начинаний, определяющих дальнейшие пути развития русской литературы в XIX веке.
В поэме Пушкина “Руслан и Людмила” ощутимо стремление к народности, которое рано проявляется в поэзии Пушкина, а в поэмах “Бахчисарайский фонтан”, «Кавказский пленник” Пушкин переходит на позиции романтизма.
Гениальное творчество Толстого оказало огромное влияние на мировую литературу.
В романах “Преступление и наказание”, “Идиот” Достоевский реалистически изобразил столкновение ярких, самобытных русских характеров.
Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина направлено против самодержавно-крепостнического строя.
Одним из писателей 30-х годов является Н.В.Гоголь. В произведение “Вечера на хуторе близ Диканьки” ему отвратителен чиновничий мир и он, так же как и А.С.Пушкин погрузился в сказочный мир романтики. Созревая, как художник, Гоголь отказался от романтического жанра и переходит к реализму.
Также к этому времени относится деятельность М.Ю.Лермонтова. Пафос его поэзии заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности. Истоки творчества Лермонтова связаны с культурой европейского и русского романтизма. В ранние годы он написал три драмы, отмеченные печатью романтизма.
Роман “Герои нашего времени”- одно из основных произведений литературы психологического реализма XIX века.
К этому же времени относится 1 этап критической деятельности В.Г.Белинского. Он оказал огромное влияние на развитие литературы, общественной мысли, читательских вкусов в России. Он был борцом за реализм, требовал от литературы простоты и правды. Наивысшими авторитетами для него были Пушкин и Гоголь, творчеству которых он посвятил ряд статей.
Изучив письмо В.Г.Белинского к Н.В.Гоголю мы видим, что оно направлено не только противообщественно-политических и нравственных проповедей Гоголя, но во многом и против его литературных суждений и оценок.
В условиях пореформенной жизни общественная мысль России, находившая преимущественное выражение в литературе и критике, все настойчивее обращалась от настоящего к прошедшему и будущему, чтобы выявить законы и тенденции исторического развития.
Русский реализм 1860-1870х годов, приобрёл заметные отличия от западноевропейского. В произведениях многих писателей-реалистов той поры появляются мотивы, предвещавшие и подготовившие тот сдвиг к революционной романтике и социалистическому реализму, который произойдет в начале XX века. С наибольшей яркостью и размахом расцвет русского реализма проявился в романе и повести второй половине XIX века. Именно романы и повести крупнейших русских художников той поры приобрели наибольший общественный резонанс в России и за рубежом. Романы и многие повести Тургенева, Л.Н.Толстого, Достоевского почти немедленно после своего выхода в свет получали отклик в Германии, Франции, США. Зарубежные писатели и критики ощущали в русском романе тех лет связь конкретных явлений российской действительности с процессами развития всего человечества.
Расцвет русского романа, стремление проникнуть в глубины человеческой души и одновременно постичь социальную природу общества и тех законов в соответствии, с которыми происходит его развитие, стало основным отличительным качеством русского реализма 1860-1870х годов.
О смысле жизни, о совести, о справедливости размышляли герои Достоевского, Л.Толстого, Салтыкова-Щедрина, Чехова, Некрасова. В структуре нового реалистического романа и повести их гипотезы подтверждались или отвергались, их понятия, и представления о мире при столкновение с действительностью слишком часто развеивались как дым. Их романы должны расцениваться как настоящий подвиг художника. Для развития русского реализма много сделал своими романами И.С.Тургенев. Наибольшую известность приобрёл роман “Отцы и дети”. В нём изображена картина русской жизни на новом этапе освободительного движения. Последний роман Тургенева “Новь” был воспринят русской критикой. В те годы народничество являлось наиболее значительным явлением общественной жизни.
Расцвет критического реализма проявился и в русской поэзии 1860-1870х годов. Одной из вершин русского критического реализма 60-80х годов становится творчество Салтыкова-Щедрина. Гениальный сатирик, пользуясь иносказаниями, олицетворениями умело ставил и проводил острейшие вопросы современной жизни. Обличительный пафос присущ в творчестве этого писателя. Душители демократии имели в его лице заклятого врага.
Заметную роль в литературе 80-х годов сыграли такие произведения, как “Мелочи жизни”, ”Пошехонская сатира”. С большим мастерством он воспроизвёл в них ужасные последствия крепостного быта и не менее ужасные картины нравственного падения пореформенной России. “Повесть о том, как мужик 2-х генералов прокормил» или “Дикий помещик”, посвящены важнейшим проблемам русской жизни, они проходили в печать с большими цензурными затруднениями.
Величайшие писатели-реалисты не только отражали жизнь в своих произведениях, но и искали пути её преображения.
Литература пореформенной России, достойно продолжавшая традиции критического реализма, была самой философской и социальной в Европе.