О чем захотите можно о музыке и о ближайших концертах
Как походы на концерты и фестивали влияют на нас с точки зрения науки
Пропустите йогу ради концерта, только беруши не забудьте
Лето — сезон музыкальных фестивалей. Например, в эти выходные в Коломенском пройдет самый популярный российский фестиваль «Пикник „Афиши“», а с 29 августа по 2 сентября в Москве можно будет сходить на Synthposium. Тысячи людей ждут этих событий, чтобы послушать вживую своих любимчиков и, если повезет, найти новых фаворитов для плейлиста. Понятно, что послушать музыку на концерте или фестивале — это круто и приносит массу удовольствия, но все же Buro 24/7 интересно, что обо всем этом думает наука.
Повышение удовлетворенности жизнью
Один из крупнейших австралийских вузов, Университет Дикина, опросил тысячу человек и на основе собранных данных весной 2017 года опубликовал исследование, согласно результатам которого любые походы на общественные события, связанные с прослушиванием музыки, повышают уровень удовлетворенности жизнью. То есть, если вы регулярно ходите на концерты, фестивали, квартирники, вечеринки с диджеями и другие подобные события, вы чувствуете себя более довольным своей жизнью, чем те, кто по какой-то причине лишает себя такого опыта. Наличие других людей во время прослушивания музыки — обязательное условие, поэтому концерты и фестивали не заменить соло-прослушиванием через наушники.
Фотографирование на смартфон усиливает впечатление от концерта
Увы и ах, если вас тоже раздражают люди, которые все время загораживают вид на сцену, снимая артистов на смартфон, ученые дают им индульгенцию. Ученые из Йельcкого университета, Университета Южной Калифорнии и Пенсильванского университета в 2016 году опубликовали исследование, согласно которому съемка событий вроде концертов усиливает впечатление от мероприятия. Также соболезнуем артистам, которые не любят, когда зрители в зале пользуются смартфонами.
Снижение уровня гормона стресса
Вообще влияние музыки на человека изучают уже давно, но долгие годы в исследованиях преобладали именно психологические аспекты, а не физиологические. В последнее время, благодаря развитию науки, стало попадаться все больше исследований, показывающих, как музыка может влиять на биохимию человеческого организма. Исследователи из Имперского колледжа Лондона совместно с Королевским колледжем музыки отправили 117 добровольцев на два концерта композитора и дирижера Эрика Уайтакра, измерив у них уровень гормона стресса до и после представления.
В результате оказалось, что поход на концерт снизил у подопытных уровень гормона стресса кортизола. «Это первое предварительное доказательство того, что поход на культурное событие может влиять на эндокринную систему», — прокомментировала результат лидер исследовательской группы Дэйзи Фанкорт. Конечно, в малых дозах кортизол полезен — он делает нас более внимательными и продуктивными, но если он вырабатывается в больших количествах слишком долго, то это может привести к проблемам с сердцем, импотенции и диабету.
Продление жизни
После прочтения предыдущих пунктов легко поверить, что поход на концерты увеличивает продолжительность жизни — это кажется естественным следствием снижения уровня гормонов стресса и роста удовлетворенностью своей жизнью. Тем не менее команда стадиона и концертной площадки «Арена O2» в Лондоне решила объединить усилия с экспертом в бихевиористике Патриком Фэганом из престижного Университета Голдсмитс и провела соответствующее исследование. В результате они пришли к выводу, что посещение музыкальных концертов раз в две недели может продлить человеку жизнь на срок до девяти лет.
Исследование проводили с помощью психометрических тестов и измерения пульса не только до и после похода на концерт, но до и после занятия йогой и до и после прогулки с собакой. В результате оказалось, что за 20 минут концерта ощущение удовлетворенностью жизнью растет на 21%, после йоги — на 10% и после прогулки с собакой — на 7%. Важно, что для наилучшего результата нужно регулярно ходить на концерты. Как и исследователи из Университета Дикина, Патрик Фэган отметил, что для достижения эффекта музыку надо слушать именно на концерте, а не в наушниках, и что моментального результата ждать не стоит.
Возможная потеря слуха
Уилко Гролман из Учебной больницы Медицинского университета в Утрехте, Нидерланды, и Всемирная организация здравоохранения советуют брать с собой на музыкальные фестивали и концерты ушные затычки, чтобы не стать жертвой временной или длительной потери слуха. Это утверждение было подтверждено исследованием, проведенным на добровольцах на фестивале в Амстердаме. Половина из них провела 4,5 часа за прослушиванием живой музыки с берушами, а половина — без. После этого у добровольцев вновь проверили слух, и оказалось, что у тех, чьи барабанные перепонки не были защищены, был более высокий уровень «звона» в ушах и в пять раз более высокая вероятность временной потери слуха, чем у тех, кто провел это время в берушах. Получается, что если вам дорог ваш слух, но все-таки хочется стоять поближе к усилителям, вам стоит запастись берушами.
Синхронизация мозговых волн
Ученые Университета Западного Онтарио установили, что мозговые волны людей синхронизируются лучше, если они находятся вместе на концерте живой музыки. Благодаря этому каждый в этой группе людей чувствует себя более счастливым от нахождения с другими и от концерта. Исследователи сначала попросили 24 подопытных послушать живой концерт музыкального коллектива, а позже тех же участников разбили на группы по три-четыре человека и включили им запись концерта. Так удалось выяснить, что мозговые волны у людей гораздо сильнее синхронизируются, когда они слушают живой концерт большой толпой, а не в записи и почти поодиночке. Кроме того, синхронизация не будет такой высокой, если слушать и смотреть видеозапись выступления.
Таким образом, исследователи сделали вывод, что мы получаем гораздо больше удовольствия от походов на живые концерты в присутствии большого количества людей. При этом ученые уточняют, что на концерте могут быть люди, чьи мозговые волны не будут ни с кем синхронизироваться, или могут быть те, чьи волны лучше синхронизируются с небольшим количеством людей.
Присоединяйся офлайн к аудиовизуальной инсталляции «Портрет поколения» по случаю 10-летия BURO. — получи иммерсивный опыт.
10 полезных советов при посещении концертов. Записки организатора концертов (часть 8)
Надеюсь, будет интересно не только моим 725 подписчикам )
Где самое хорошее место на концерте
В идеальных условиях (сверхпрофессиональный звукорежиссер + зал, спроектированный именно для концертов) в любой точке площадки вы будете прекрасно слышать звук живого концерта, причем везде звук будет одинаковый и такой, каким его задумали музыканты. Однако, идеальные условия в наших широтах не такие частые, как хотелось бы. Поэтому покупая билет на концерт (для сидячих залов) или придя на площадку (стоячие залы), лучше всегда выбирать место рядом со звуковым пультом и звукорежиссером. Как правило, они находятся по центру зала. Конечно, звукорежиссер будет стараться вызвучить весь зал, периодически уходя в его различные точки, но самый лучший звук будет как раз там, где он постоянно его мониторит и корректирует в режиме реального времени.
Как немного сэкономить на покупке билетов
Разумеется, цена билетов везде одинакова, но билетные операторы (несмотря на то, что берут с организатора комиссию за продажу билетов) любят перекладывать некоторые свои расходы на покупателей, вводя так называемый сервисный сбор.
На каких-то сайтах он может быть больше, на каких-то меньше, а на каких-то, вообще отсутствовать. Поэтому, перед тем как покупать билеты, проверьте их на всех крупных сайтах (сервисный сбор возникает в конце оформления, непосредственно перед оплатой)
для Украины имеет смысл проверить билеты на parter.ua, karabas.ua, internet-bilet.ua, concert.ua. Для России на kassir.ru, ticketland.ru, concert.ru, ponominalu.ru, radario.ru, bileter.ru, kassy.ru, parter.ru, redkassa.ru
Я пришел в кассу и мне сказали что дешевых/хороших билетов нет, что делать?
Организатор может отдавать всю квоту (доступные для покупки билеты) одному билетному оператору, а может дробить ее между несколькими. В этом случае лучшие билеты (все категории, в том числе самые удобные или самые дешевые) получают те кассы, которые либо больше всего продают, либо работают с организатором с меньшей комиссией, чем остальные. Поэтому если вы увидели, что нужные вам билеты закончились, не спешите отчаиваться и просто посмотрите в других кассах.
В первую очередь стоит обращать внимание на кассу непосредственно на площадке и на крупные известные сетевые кассы (в рамках одной сети квота общая, поэтому если были в кассе этой сети, идти в другую их кассу смысла нет).
Когда лучше всего покупать билеты
Не всегда у организатора есть достаточное количество оборотных средств для запуска концерта (реклама, аренда, предоплаты, авиа и жд билеты ля группы), поэтому часто организатор берет деньги «из кассы», т.е. из проданных на данный момент билетов.
Поэтому как и в поездах, чем раньше купили билет, тем дешевле он вам обошелся. В сидячих залах при этом еще и хорошие места разбирают в самом начале.
Если проект популярный, цены со временем выросли, а пойти у вас не получается, скорее всего вы сможете его продать другим людям.
Что делать, если билет куплен, а концерт не состоялся
Если концерт отменен или перенесен, билеты надо сдавать именно в той кассе, в которой вы их приобретали (если нет другой информации). Если вам отказываются возвращать деньги, настоятельно рекомендую писать заявление в полицию по факту мошенничества. 2-3 заявления и у нерадивого организатора очень быстро находятся деньги для возврата. Обычно действует «эффект большого количества соседей». Каждый думает «кинули 500 человек, кто-то уже написал заявление» и нерадивый организатор уходит от ответственности.
Стоит ли публиковать билет в Интернете?
Ответ очевиден, но тем не менее в каждой встрече в соц. сетях появляются фото билетов, счастливых пакетов с пакетами обладателей билетов с билетами и т.п.
Если вам очень хочется сообщить всем в инстаграме о том, что вы идете на концерт и уже купили билеты, не забудьте замазать все штрих-коды на билете перед этим. В противном случае вас может ожидать неприятный сюрприз, когда придя на концерт, вы обнаружите, что по вашему билету уже кто-то прошел.
Покупать ли билеты с рук
Как ходить на концерты бесплатно
Нет денег, но очень хочется? В этом случае есть несколько вариантов:
► Вы работает в СМИ, но ваше издание называется «Вестник Зажопинского района» и организатор отказывает в аккредитации. В этом случае, можно написать менеджменту группы. Для них ваша аккредитация не стоит ничего ( в отличии от организатора и недополученного билета), но от пост-фактум публикации (даже такой) группа хотя бы может получить какую-то теоретическую пользу (опять таки в отличии от организатора). Как минимум, получив интересный отчет о концерте, который можно опубликовать в своих соц. сетях. Поэтому вам могут помочь.
► У вас есть профессиональный фотоаппарат. Если есть какие-то репортажи с других концертов и они хорошего качества, тогда и организатора, и группу может заинтересовать фото-отчет. Правда в процессе работы концертом особо насладиться не будет времени.
► Нет СМИ и фотоаппарата, но есть несколько тысяч подписчиков в Insta, FB, ВК или Youtube? Если красиво подать, рассказывая, как выиграют организатор/менеджмент, вас могут аккредитовать. Последнее время «лидеры мнений» молодой аудитории бывают порой интереснее, чем регулярные СМИ.
► Даже если ничего из списка выше не подошло, организатору может понадобиться малоквалифицированная помощь, например раздать флаера, что-то перенести/разгрузить, кого-то встретить. Не бойтесь написать организатору, рассказав о своем желании и спросив о том, нужна ли какая-то помощь.
Когда приезжать на концерт, чтобы не опоздать, но и не ждать несколько часов
Но здесь надо быть осторожным, поскольку концерт все же может начаться вовремя (артисту надо уезжать из города сразу после концерта / организатор видит, что основная масса уже зашла и ждать больше нечего и т.п.).
Последнее время, как правило, во встречах в день концерта выкладывают график (когда открываются двери, когда начнется концерт) или вы можете задать вопрос представителю организаторов, найдя их контакт в той же встрече.
Очень хочу сфотографироваться с артистом, как это сделать?
Прежде, чем начнете читать, помните, что артисты тоже люди и нестоит быть совсем назойливыми.
Идеальное время поймать группу на саунд-чеке (остройке звука). Как правило он начинается за 2-3 часа на средних концертах (когда группа приезжает сама). Если группа топ-уровня, чек может начаться без вокалиста, а он подъедет на последние полчаса-час. Ждать у служебного входа.
Плюсы такого подхода: вы будете одни, и с вами охотнее согласятся сфотографироваться.
Минусы: нет точного времени, можно или очень долго ждать (приехав совсем заранее), или не попасть на чек (если по каким-то причинам его сделали утром) или приехать, но пропустить момент приезда группы.
Стандартный вариант: подождать выхода группы после концерта на служебном входе. Но если желайющих очень много, артист может отказаться фотографироваться со всеми.
20 сложных вопросов «Что? Где? Когда?» о музыке
1. Однажды Моцарт подбрасывал двух своих соавторов, когда сочинял вальс. Назовите этих «соавторов».
2. Одно направление хаус-музыки получило название от предмета, который некоторые посетители дискотек во время танца ставили на танцпол. Как называется это музыкальное направление и что это за предмет?
3. Натуралист Джеральд Даррелл во время путешествия по Новой Зеландии очаровался восхитительной мелодией: «Глоб… плип… глук… плип… сплок… плишь…». Упоительная музыка! «Я уже прикидывал, как бы заключить с ними контракт выступления в Лондонском концертном зале», – говорил Даррел. Что он услышал?
4. Седьмого мая 1945 года в штаб Первого Белорусского фронта был доставлен пакет. Внутри были ноты трех музыкальных произведений, которые музыкантам военного оркестра пришлось разучить за сутки. Назовите эти произведения.
5. Антон Чехов устраивал музыкальные вечера, во время которых пианистка Елизавета Ефремова исполняла произведения Чайковского, Листа, Шопена и других композиторов. В конце каждого вечера в зале гасили лампы. Чем же заканчивались эти музыкальные вечера?
6. Этот человек дружил с композитором Антонио Сальери. Еще он обосновал Французский банк. Потом поставил первый во Франции водопровод. В другой день создал проект Панамского и Суэцкого каналов. Затем изобрел метод превращения торфа в каменный уголь. И еще окончил вместе с братьями Монгольфье первые летательные аппараты. Кто этот человек?
7. Леонид Утесов вспоминал, что до войны в любом зале все пели без микрофона. А потом даже в небольшом помещении люди просили: «Громче. В микрофон давай!» Что было причиной этого явления, по мнению Утесова?
8. «Каждое утро без предупреждения / Я беру свою шляпу и иду к своей любимой / У меня от нее кружится голова, ее зовут Лизи / И сердце мое в смятении. Я думаю, что понедельник – это не воскресенье / Но без понедельника неделя бы не началась / Так что, давай встретимся, не смотри на погоду / И споем эту песенку». Где звучит мелодия этой песни?
9. По мнению американского композитора Скотта Джоплина, это явление появилось из-за проблемы, которая часто возникала в различных клубах в начале XX века. Что это за проблема?
10. «Вот вы сочинили новую песню. Как вы решаете, кому ее петь?», – спросили однажды Джона Леннона. Что он ответил?
11. Почему в начале ХХ века иностранные музыкальные фирмы покупали рыбу из Сибири?
12. Пианист Артур Шнабель говорил: «Ноты, которые я беру, не лучше чем у многих других пианистов». А где, по словам пианиста, таится его искусство?
13. Что вдохновило Василия Кандинского на создание этого рисунка?
14. Однажды музыкант Джордж Харрисон вернулся домой после выступления, где ему пришлось несколько раз подряд исполнить одну из самых известных его песен. После этого он принял решение не включать дома радио. Перед какой аудиторией Харрисон выступал в тот день и почему отказался от радио?
15. На мотив какой песни Владимир Маяковский читал эти строчки?
Закройте, время, вашу пасть!
и мы уже за вашу власть».
16. В 1970 году королевский монетный двор Великобритании прекратил выпуск таких шестипенсовых монет. Но в 1993 году один англичанин попросил выпустить еще одну партию таких монет, но напечатать вместо Елизаветы II свое собственное изображение. Просьбу монетный двор исполнил. Какое отношение к королеве имел этот человек, и для чего он попросил новую партию монет?
17. К композитору Джоаккино Россини однажды обратился молодой композитор с просьбой оценить произведение. Просматривая ноты оперы, Россини поинтересовался, что ждет героя в конце. Узнав, что главный герой будет отравлен, Россини предложил изменить концовку. На какую?
18. В 60-х годах XX века американский фотограф Инге Морат посетила Советский Союз и написала книгу. Почему, как вспоминала Инге, в гостях у русских друзей ей часто приходилось слушать классическую музыку?
19. Герой романа Юрия Олеши, прогуливаясь по парку, увидел «слоновые уши». А чьи щеки помогали этим «ушам»? Что увидел герой?
20. Русский живописец Василий Кандинский утверждал, что каждый цвет соответствует какому-нибудь звуку.
Желтый – цвет трубы. Зеленый – скрипка. Синий – виолончель. А чему, по мнению Кандинского, соответствует черный цвет?
Ты должен об этом узнать прежде, чем идти на рок-концерт
Слушай, тут такое дело: мы редакцией собираемся пойти на очередной концерт, наверняка ты тоже частенько их посещаешь. И надеемся, что это не выступления Бибера или другого Джастина. Ты суровый чувак, и тебя не должна пугать тяжелая музыка. Кстати, да, идем на рок-концерт.
Для чего мы, собственно, решили написать эту статью? Когда в прошлый раз мы были на концерте всем известной и не такой тяжелой группы TDG, нам не давало покоя авторское нутро. Когда пишешь тексты (статьи в данном случае), ты каждую свою эмоцию обдумываешь и пытаешься проанализировать.
«Хм… Нужно запомнить вот этот момент/чувство/ситуацию, вдруг нашим чувакам будет интересно об этом почитать,» – такие мысли были у нас и во время прошлого рок-концерта. Не первого, конечно же. Давно назревала мысль написать подобную статью. Между тем, на нашем сайте уже есть статья о том, как не опозориться на рок-концерте, но в этот раз мы бы хотели рассмотреть эту тему более детально. Уверены, что ты не против.
Скорее всего, эта статья не будет состоять из строгих, не связанных между собой пунктов. Хотелось бы сделать все более хронологичным. Не будем начинать с покупки билета и томительного ожидания приезда одной из любимых групп. Наверное, мы сразу перенесемся к месту, где уже собралась довольно внушительная очередь – толпа людей, жаждущих увидеть своих кумиров.
Во-первых, возможно, ты немного удивишься собранной публике возле площадки, где будет проводиться концерт. Мы были уже не на одном концерте с представителями тяжелой музыки. И почему-то большинство людей, приходивших на них, еще не достигли совершеннолетия.
Конечно, музыку могут слушать все и каждый. Просто это немного грустно, что ли. Ты ждешь этого момента, чтоб наконец увидеть легендарных творцов, а в итоге оказываешься в одной толпе с пятнадцатилетними. Сразу чувствуешь себя неловко.
Есть определенные возрастные ограничения, которые устанавливают организаторы концерта. Если, к примеру, тебе нет 16, то можешь прийти вместе со своим опекуном или просто родителем. Но это все равно не избавит ценителей от визгов незрелых слушателей.
Пока стоишь в недоумении и осматриваешь собравшихся зрителей, начинают впускать в зал. Теперь нужно определиться с зоной. Ты должен выбрать место, где, скорее всего, проведешь большую часть концерта. Ближайший час будешь только и ждать конца вяленького разогрева (а может, и вполне достойного, что случается довольно редко).
Конечно, когда ты брал билет, то осознанно выбирал главный сектор. Если ты не прочь провести этот вечер, сидя за столиком и попивая пиво, то бери вип-места. Только это не концерт заурядных отечественных исполнителей. Зачем платить в три раза больше? Для того, чтобы тупо сидеть?
Другое дело, если взял вип, чтоб закинуть на стулья шмотки и рюкзаки друзей (в гардеробе сумку у тебя, конечно же, не примут). Ты оставишь вещи, а сам вместе с толпой отправишься в мош в надежде, что твои вещи хорошенько не обшарят люди, сидящие за соседним столиком.
Итак. Определяйся с местом. Если ты не первый раз на этой площадке, то должен знать, где здесь собираются спокойные слушатели, а где – агрессивные фанаты. Как правило, самое мясо творится в центе. Поэтому, если хочешь просто насладиться выступлением и остаться целым и невредимым, пристройся где-нибудь за барной стойкой и спокойно наблюдай.
Не факт, конечно, что продержишься в таком положении на протяжении всего концерта. Если ты по натуре спокойный человек, но при этом очень любишь музыку приехавшего исполнителя, то наверняка первые несколько песен будешь пританцовывать и бросать козу со стаканом пива, а потом уйдешь в отрыв.
Каким бы фанатом ты ни был, спокойным или агрессивным, уважай свободу поклонников из противоположного лагеря. Каждый имеет право на мош и на спокойное времяпрепровождение. Все зависит от темперамента.
Есть такие люди, которые даже во время концерта ворчат о том, что здесь собрались те, кто знает только парочку самых популярных хитов. Мы никогда не были одними из ненавистников подобных любителей. Они заплатили те же деньги, которые отвалил и ты. Какая разница, сколько песен из последнего альбома они заучили наизусть?
Сейчас очень тяжело по-настоящему любить определенную группу и ее композиции, потому что псевдозадроты, а не ценители считают нужным заучить имена детей и сестер всех исполнителей, и они почему-то думают, что подобное должен делать каждый.
Мы считаем, что, напротив, нужно просто любить творчество этих людей. И плевать на то, что они наркоманы, на то, сколько у них было жен и сколько сантиметром член. Какое это имеет значение?
Если тебя, как и нас, бесит подобная мода, то можешь смело разбивать стакан пива об голову этого всезнающего мудака. И плевать, что стаканы пластиковые, – ты должен приложить максимум усилий.
Знаешь все песни этой группы так же, как и мы? Отлично! Только ты не обязан любить все их композиции. Это вполне нормально. Редко у каких групп все составляющие альбома удачные.
Самое главное, что мы можем тебе пожелать, – это оторваться по полной! Забудь на эти несколько часов обо всем. Это время принадлежит тебе, ты должен взять от этого вечера все. К счастью, в последнее время к нам приезжает довольно много исполнителей качественной музыки. Надеемся, что ты этому рад не меньше нашего.
Пока не опустился железный занавес, отрывайся по полной. Возможно, ты мечтал об этом всю жизнь и никогда не верил в то, что твоя любимая группа может приехать в Россию. Если у тебя, конечно же, есть горячо любимая группа. Если эти ребята приедут, то мчись за ними, в какой бы город их не отправили организаторы. Это же твоя мечта! Поверь, ты точно не пожалеешь о своих впечатлениях, быстро забудешь о собравшейся публике и полностью отдашься концерту, как это вскоре сделаем и мы.
Музыкальная индустрия после пандемии: потери, гонорары и новые форматы
В апреле генеральный директор Большого театра Владимир Урин отметил, что день простоя стоит театру около 9 млн руб. «И это только одна площадка, пусть и очень крупная», — вздыхает арт-менеджер. В России решение о старте полноценной концертной деятельности пока не принято, поэтому организаторы не понимают, что делать с осенними мероприятиями. Кроме того, нет никакой гарантии, что состоятся и весенние концерты 2021 года. В подвешенном состоянии до сих пор находятся все участники процесса — от независимых промоутеров, которым концертные площадки так и не снизили арендную плату, до мировых звезд, чьи туры остаются под вопросом.
«Сложно говорить о серьезном коммерческом начале, когда между слушателем и исполнителем возникают дополнительные препятствия — например, интернет, часто несущий с собой задержку звука, — рассуждает Риад. — Леди Гага записала домашний концерт в поддержку врачей, которые борются с COVID-19. Замечательная идея, чтобы поддержать людей и дать им почувствовать себя в единении с миром тогда, когда всем нам страшно, когда мы не понимаем, что будет дальше. И я не рассматриваю это выступление как концерт, а смотрю на него с точки зрения человека, который ищет поддержку и благодаря этому понимает, что все мы — люди».
Живые выступление в приоритете не только у самих музыкантов. «Для части публики это выход в свет со всеми соответствующими атрибутами, от подготовки наряда до дежурного бокала шампанского в буфете. Концертный зал давно стал «третьим местом» — городским пространством, объединяющим людей. Зрители приходят за эмоциями и сполна их получают», — утверждает Бухмак.
Но перейдем от эмоциональной составляющей к материальной: в марте цифровые продажи альбомов упали на 12,4%, снизился спрос и на новую музыку. Некоторые музыканты переносили релизы, что несколько странно: если выпустить много нового материала, когда страсти улягутся, у слушателей попросту не будет времени его оценить. Впрочем, многие артисты не сбавили оборотов. Так, Warner Music Russia выпустили вирусные треки: «UNO» группы Little Big, «Плачу на техно» группы Cream Soda, взорвавшие чарты альбомы Егора Крида «58» и Boulevard Depo «Old Blood».
«В период пандемии нам никто не помешал сделать песню «Август» минской группы Intelligency одним из самых главных хитов этой весны, причем не только в России, но и во Франции, Германии, Польше, Бельгии и других странах. Более того, мы продолжали производить контент и реализовывать масштабные маркетинговые кампании. Запущенный нами балконный челлендж #плачунатехно получил широчайший отклик в сети, а #UnoVisionChallenge стал, возможно, самым масштабным челленджем в мире. Мы это видим по десяткам миллионам видео от пользователей в поддержку данных трендов», — не скрывает радости заместитель генерального директора по вопросам бизнеса и внешним связям Warner Music Russia Ольга Ким.
Фестивальные же организаторы как ни старались, не могли похвастать полноценной работой. «На момент запрета на мероприятия у нас уже были забукированы иностранные артисты и отправлены предоплаты. Обычно, если ты ударил с менеджментом артиста по рукам, предоплата является невозвратной», — объясняет Ник Бабин.
К счастью, коллеги объединились перед напастью и, хоть в контракте и не упоминалась «пандемия» как форс-мажор, перенесли всех утвержденных артистов. 11 и 12 сентября в сад «Эрмитаж» прибудут Леонид Агутин, Lianne La Havas, Jordan Rakei и Portico Quartet. Если же в сентябре хлынет вторая волна коронавируса, организаторы Chess&Jazz смогут вернуть депозиты. Сложнее было договориться со спонсорами, без вложений и партнерских интеграций которых любой музыкальный фестиваль едва ли возможен. Многие бренды под шумок перенаправили бюджеты в диджитал-проекты, но, по словам Ника, вернуться в офлайн им придется: «Я уверен, что онлайн-концерты — не формат будущего. Согласитесь, Zoom-вечеринки и онлайн-выступления довольно быстро надоели. Пусть некоторые и хвастали высоким KPI, онлайн никогда не сможет создать такую же сильную эмоциональную связь между брендом и человеком, как живое выступление. При этом нельзя не отдать онлайн-инициативам должное: они действительно помогли артистам и их большим командам пережить тяжелые времена».
Основательницы Doing Great Agency и платформы Stay, первой объединившей музыкантов в онлайне и предоставившей им возможность давать полноценные концерты по билетам, Катя Штарева и Таня Пантелеева говорят, что полного объема рынка не знают и не могут утверждать, что внесли ощутимый вклад в поддержку индустрии, но наверняка помогли адресно. «Самый большой гонорар по процентной системе составил около 250 тыс. руб. Для артиста, чье имя мы, конечно, не раскроем, — это примерно два-три офлайн-выступления», — делится Катя. Когда онлайн-концерты проходили чуть ли не каждый день, инсайдеры говорили, что артисты запрашивают практически «корпоративные» гонорары: 5 млн руб. у «Би-2» и по 3 млн руб. у «Сплин» и Zivert. Stay же работает исключительно по процентной системе: выручка от продажи билетов делится 80/20 или 70/30 в пользу артиста.
«Конечно, были те, кто запрашивал гонорары, в основном это были музыканты так называемого A-листа, — подтверждают девушки. — Пока что мы не можем себе этого позволить, за нами не стоят инвесторы или крупные бренды. Что касается увеличения гонораров за онлайн-выступления в индустрии в целом, то это так, но опять же потому, что такие выступления идут под спонсорской эгидой, это всегда стоит дороже, да и аудитории при таком раскладе даже больше, чем просто в офлайне».
Stay запомнилась как платформа экспериментов: например, на ней прошел караоке-концерт Татьяны Булановой, и первой в России она собрала толпу зрителей — правда, в автомобилях — на drive-in-концерте хип-хоп артиста Thomas Mraz. Не говоря уже о в целом плотно утрамбованной и разномастной афише, в которой поп-музыка соседствовала с екатеринбургскими рокерами и спектаклем «Мастер и Маргарита». После возобновления нормальной культурной и концертной жизни платформу сворачивать не планируют: вполне возможно, Stay будет транслировать офлайн-концерты и фестивали для тех, кто не может на них попасть. Кроме того, создательницы размышляют над разработкой полноценной стриминговой платформы. О том, кто кого — онлайн или офлайн, — спорить они не берутся: «Нельзя сравнивать офлайн- и онлайн-концерты, это совершенно разные жанры, у каждого есть и свои плюсы, фишки, и свои минусы».
Несмотря на то что ближайшее будущее офлайн-фестивалей остается туманным, организатор Chess&Jazz Ник Бабин не намерен сдаваться. «Я живу этим событием и сразу решил: если будет хоть один шанс провести фестиваль этой осенью, буду за него бороться. Рискованное ли это дело? Чертовски рискованное, как и весь музыкальный бизнес. Но мы в полной мере осознаем социальную ответственность, и если это будет опасно для наших гостей и рекомендации госорганов будут не совпадать с нашими желаниями, мы фестиваль проводить не будем. Если же все случится, мы по крайней мере попадем в историю и шорт-лист фестивалей, вопреки всему состоявшихся в 2020 году, вместе с книжным фестивалем на Красной площади», — смеясь заключает он.
А вот академической музыке не придется ждать осени: с 1 августа открываются театры и концертные залы вместимостью до 3 тыс. человек с условием заполнения не более чем на 50%. Московская филармония уже объявила о проведении нескольких концертов в августе. «Независимым промоутерам сложнее: в случае подтверждения концерта им нужно будет как минимум оплачивать аренду зала, гарантий же нет никаких, — объясняет Елена Бухмак. — Многое зависит от того, какая посадка будет разрешена, так как это напрямую влияет на экономику концерта. Обычно промоутер выходит в ноль при заполняемости зала на 65–75%, поэтому шахматная рассадка, предполагающая 50% зала максимум, по умолчанию означает финансовые потери. В любом случае концерты с участием иностранных музыкантов активно переносят на 2021 год».