О чем я больше всего хочу рассказать выбор темы проекта
Как выбрать тему школьного проекта? Примеры тем.
Можно выделить несколько общих советов, которые помогут выбрать интересную тему для проекта:
1. Выбирайте и предлагайте сами тему, которая будет вам интересна. Она может быть связана с вашими мечтами и спорами, различными случаями из жизни, хобби, потребностями людей и т. д. Цель вашего проекта — помочь другим людям. Поэтому тему нужно выбирать актуальную для них.
2. При наличии трудностей с выбором темы проекта можно обратиться за помощью к другим людям.
3. Если тяжело выбрать одну тему, необходимо составить перечень из 5-10 самых интересных тем, оценить каждую из них с точки зрения актуальности, интереса и сложности разработки. Такой анализ поможет выбрать единственную нужную тему.
4. Попросите помочь учителя подготовить перечень тем, если у вас нет личного интереса.
5. Подготовьте правильную и увлекательную формулировку темы проекта.
6. Воспользуйтесь проектной деятельностью для выполнения задания.
7. Вы должны испытывать увлечение к теме проекта.
Для реализации выбранного проекта нужно учитывать собственные возможности, использовать необходимые инструменты.
Сначала нужно определиться с видом проекта согласно классификации:
— В зависимости от продолжительности работы проект бывает кратко-, средне- и долгосрочный.
— В зависимости от количества участников проект бывает индивидуальный, групповой.
— В зависимости от характера контактов проект бывает внутриклассный, внутришкольный, межшкольный, региональный и международный.
— В зависимости от области содержания проект бывает моно- и надпредметный.
— В зависимости от направленности проект бывает научный, социальный, образовательный.
Следующий шаг — выбрать один из следующих типов проекта:
1. Практико-ориентированный. Его цель — решение задач практического характера.
2. Исследовательский. Данный проект направлен на подтверждение или опровержение определенной гипотезы.
3. Информационный. Его цель — поиск и подготовка сведений, их анализ, представление информации аудитории.
4. Творческий. Данный проект направлен на привлечение внимания людей к выбранной проблеме.
5. Игровой. Его цель — передача опыта в решении проблемы.
Для проектной деятельности можно использовать следующие продукты:
— электронные (например, интернет-сайты, дискуссии в режиме онлайн);
— печатные (например, статьи и публикации);
— творческие (например, видеофильмы, различные мероприятия);
— аналитические (например, доклады, модели, бизнес-планы);
— результаты систематизации (например, справочники, инструкции).
Таким образом, проектная деятельность — личная или совместная деятельность, у которой есть цели, задачи, методы. Она направлена на получение определенного результата, запланированного заранее, представляющего собой конечный продукт данной деятельности.
Прикрепляем примеры тем для начальной школы общей тематики:
А прочно ли куриное яйцо?
Влияет ли зубная паста на прочность зубов?
Детские фантазии
Загадка клавиатуры
Искусство создания книги
Компьютерные игры – хорошо это или плохо?
Краски в нашей жизни
Маленькая история о моей большой семье
Математика на кухне
Метеоцентр «Народные приметы» сообщает…
Мультфильмы: что это?
Мир ребёнка: взгляд сквозь время
Молодежный жаргон в речи современных школьников
Образ дракона в детской литературе
О некоторых способах выжить в природе
О чем рассказывают следы на снегу
Оригами и математика
Откуда в хлебе столько дырочек
Откуда хлеб на стол пришёл?
Польза бумаги
Почему вода в небольших водоемах зеленая?
Почему высохла лужа
Почему корабли не тонут
Почему море солёное
Почему мы плачем? Откуда берутся слезы?
Почему подушка мягкая, а пол твёрдый?
Почему скисает молоко?
Почему стреляет попкорн?
Почему сугроб полосатый?
Почему хлеб бывает чёрный и белый?
Почему чай заваривают в горячей воде?
Путешествие водяной капельки
Речевая агрессия младших школьников или некоторые тайны слов
Русский богатырь: воплощение моей мечты
Сказка – ложь, да в ней намёк…
Спать или не спать? Вот в чем вопрос!
Хлеб всему голова!
Цвет и дети
Что такое микроскоп?
Что такое эксперимент?
Что у нас в солонке и в сахарнице?
Чудесные превращения, или Что такое сыр?
Примеры тем для 10-11 классов:
О чём я больше всего хочу рассказать_ Выбор темы проекта
«О чём я больше всего хочу рассказать_ Выбор темы проекта» – презентация для занятия, на котором школьники знакомятся с понятием «проект».
Определим свое настроение. Выберите картину, соответствующую вашему настроению.
Придумайте 2 хобби девочек и 2 хобби мальчиков.
Как вы думаете, чтение книг – это хобби девочек или мальчиков?
О чём вы хотели рассказать одноклассникам или друзьям? Выберите:
Краткое содержание вашего сообщения – это и есть тема проекта.
Давайте познакомимся с Мудрым Дельфином, который будет давать нам советы и откроет неизвестные нам тайны в мире проектов.
Угадайте темы проектов.
ПРОЕКТ – это то, что получится после работы над темой, то есть это идеи, мысли и замыслы. Для проектов можно придумать разнообразные темы.
Если вы считаете, что вам всё понятно, и вы хорошо потрудились, то покажите солнышко.
А если, можно было поработать лучше, то покажите тучку.
Презентация «Учусь создавать проект»
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Учусь создавать проект» Учитель нач. школы № 76 Г. Ярославля Халтурина С. В.
Проект- это то, что получится у тебя после того, как ты серьёзно поработаешь над своей темой, то есть это твои идеи, мысли и замыслы.
Структура проекта Тема проекта Проблема Гипотеза Цель Задачи Вывод
ПРОЕКТЫ ПО ТЕМЕ «РАСТЕНИЯ» «Что мы сажаем, сажая леса…» «Комнатные растения» «Лекарственные растения» «Искусство составления букетов» «Охрана растений» «Растения в жизни животных»
1. Тема: «Комнатные растения» 2. Проблема: я не знаю названия комнатных растений и как они размножаются. 3. Гипотеза: допустим растения после цветения дают семена и так размножаются. 4. Цель: узнать названия комнатных растений и как они размножаются.
1. Тема: «Искусство составления букетов» 2. Проблема: я не знаю из каких цветов, как и по каким правилам составляют букеты. 3. Гипотеза: допустим одни букеты составляют из живых, а другие из неживых цветов. А как? 4. Цель: узнать из каких цветов, как и по каким правилам составляют букеты.
1. Тема: «Охрана растений» 2. Проблема: я не знаю какие растения Ярославской области охраняются, а значит занесены в «Красную книгу». 3. Гипотеза: допустим растения, которые редко встречаются занесены в Красную книгу. Например: Ландыш. А какие ещё? 4. Цель: узнать растения Ярославской области занесённые в «Красную книгу».
1. Тема: «Лекарственные растения» 2. Проблема: я не знаю какие есть лекарственные растения в Ярославской области. 3. Гипотеза: допустим растение «Подорожник» может вылечить ранку, а ещё что лечить и чем не знаю. 4. Цель: узнать какие есть лекарственные растения в Ярославской области.
1. Тема: «Комнатные растения» 2. Проблема: я не знаю названия комнатных растений и как они размножаются. 3. Гипотеза: допустим растения после цветения дают семена и так размножаются. 4. Цель: узнать названия комнатных растений и как они размножаются. 1. Тема: «Искусство составления букетов» 2. Проблема: я не знаю из каких цветов, как и по каким правилам составляют букеты. 3. Гипотеза: допустим одни букеты составляют из живых, а другие из неживых цветов. А как? 4. Цель: узнать из каких цветов, как и по каким правилам составляют букеты. 1. Тема: «Лекарственные растения» 2. Проблема: я не знаю какие есть лекарственные растения в Ярославской области. 3. Гипотеза: допустим растение «Подорожник» может вылечить ранку, а ещё что лечить и чем не знаю. 4. Цель: узнать какие есть лекарственные растения в Ярославской области. 1. Тема: «Охрана растений» 2. Проблема: я не знаю какие растения Ярославской области охраняются, а значит занесены в «Красную книгу». 3. Гипотеза: допустим растения, которые редко встречаются занесены в Красную книгу. Например: Ландыш. А какие ещё? 4. Цель: узнать растения Ярославской области занесённые в «Красную книгу».
Необходимость постановки задач в проекте. Задачи нужны для того, чтобы справиться с поставленной в проекте проблемой и ответить на вопрос, как достичь цели. Как я это сделаю? Как? Ставя перед собой задачи мы составляем план проекта.
Упражнение. Тема: Любимые мультфильмы детей. Цель проекта: Кто мой настоящий друг? Помоги определить задачу к проекту. Про какого героя нельзя сказать: «Он-настоящий друг? Почему? По каким признакам можно объединить остальных? Задачи проекта: 1. Выяснить, какие черты характера нужны для крепкой дружбы. 2. Выбрать нужных героев мультфильмов.
Выбор нужной информации ЗАПОМНИТЕ, надо искать и находить только ту информацию, которая нужна для вашего проекта, выделять в ней самое главное, а потом усваивать её. Информация – это сведения об окружающем мире и о состоянии чего-нибудь.
Работа с текстом в поисках информации. Основная мысль – самое главное, что понадобится для твоего проекта. Подчеркни цветным карандашом предложение, где содержится основная мысль. Используй для поиска информацию из книг, журналов, энциклопедий. Обратись за информацией к помощнику.
Упражнение: Найди информацию для составления проекта «Изучение обитателей соседнего озера». Я встал очень рано. Позавтракал, умылся и вышел из дома. Погода в это утро была чудесная. Возле озера я встретил знакомую собачку Тяпку. В камышах кто-то зашуршал. Мы с Тяпкой подошли поближе и увидели выводок утят с мамой уткой. Я сосчитал утят и сделал первую запись в тетради для проекта.
Проверка упражнения. Я встал очень рано. Позавтракал, умылся и вышел из дома. Погода в это утро была чудесная. Возле озера я встретил знакомую собачку Тяпку. В камышах кто-то зашуршал. Мы с Тяпкой подошли поближе и увидели выводок утят с мамой уткой. Я сосчитал утят и сделал первую запись в тетради для проекта.
Задачи к проекту «Растения» Узнать разновидности … Комнатных растений Лекарственных растений Растений Ярославской области занесённых в Красную книгу Найти подробную информацию о некоторых растениях (3-4). 3. 1)*Рассказать о размножении растений. *Привести в пример опыты и наблюдения. 2) Привести в пример личные опыты и наблюдения с лекарственными растениями. 3) * «Красная книга» – что это такое? * Почему надо охранять растения? *Предложения и советы по охране растений.
Задачи по теме: «Искусство составления букетов» 1 Где возникло «Искусство составления букетов» 2 Из каких цветов составляют букеты. 3 Как и по каким правилам составляют букеты 4 Где это можно применить, для чего? (Советы для ребят)
Макет – маленькая модель (поделка) вашего проекта.
По авторской программе «Учусь создавать проект» Авторы: Р.Н.Сизова,Р.Ф. Селимова
Занятия помогут научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.
Содержание курса 1 класс Тренинг
Выбор темы проекта
О чём я хочу больше всего рассказать своим друзьям?
Краткое содержание моего сообщения- это и есть
тема моего будущего проекта!
Угадай тему проекта моей подруги.
Вы выбрали тему своего проекта?
Вы сделали выбор. Это ваш первый этап над проектом.
У меня проблема! Сломалась машинка
Подумайте, как головастик превращается в лягушку?
Гипотеза –это предположение для объяснения каких-нибудь явлений.
Делая предположения, используй слова:
Какую проблему должна решить Варя?
Какая проблема у чижа?
Цель – твоё стремление, то, что надо, желательно осуществить, решить
Что такое «задачи проекта?»
Исследовательская практика Визитка (визитная карточка)- карточка с фамилией и сведениями о её владельце
* фамилии, имена авторов
* название книг, которые помогли в работе
Как выбрать актуальную интересную тему проекта
Как выбрать актуальную интересную тему проекта.
Работа над исследовательским проектом начинается с выбора темы, хотя ее формулировка рождается не сразу. Вспомним этапы проекта.
1 слайд Этапы проекта
1 этап, этап проблематизации, когда необходимо выбрать тему проекта, является самым трудным для многих учащихся. Трудность взаимодействия учителя и ученика на данном этапе обусловлена прежде всего тем, что в этот момент ребенок практически не мотивирован к работе. Самый неэффективный способ – прямое принуждение, оно может перечеркнуть всю предстоящую деятельность.
Началом работы над проектом, побудительным стимулом к деятельности является наличие проблемы. Из проблемы проекта следует его тема, которая часто является краткой формулировкой исходной проблемы. (например проблема –плохой сон, тема: «Как бороться с бессоницей»). Причем не всякая проблема заставляет человека действовать. Процесс пойдет, когда исходная проблема проекта приобретет личностную окраску. На этом этапе учителю предстоит кропотливая индивидуальная работа с учеником. Лучше, если учитель не будет предлагать готовые темы, а постарается выяснить интересы и проблемы самого учащегося, которые он мог бы самостоятельно решить в ходе работы над проектом. Материалом для обсуждения может стать житейский случай, взаимоотношения, учебные интересы, хобби, личные проблемы и т. п. Из такой беседы должны появиться первые очертания будущей работы, ее неявно сформулированная цель.
Если дети не могут сразу определить тему, можно задать им следующие вопросы:
2 слайд вопросы-помощники
Что мне интересно больше всего?
Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией или историей, спортом, искусством, музыкой и т. д.)
Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки?
Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
Если эти вопросы не помогли, можно предложить учащимся каталог тем исследовательских работ. На данном этапе учитель также может косвенно подсказать тему будущего исследования.
— Мне кажется, было бы неплохо написать работу о проблемах бережного отношения к лесу. Кто возьмется?
— Нет ли желающих написать небольшое исследование по истории нашей школы? Основным источником может стать школьная хроника.
3 слайд Все темы для исследовательской работы детей можно условно объединить в три основные группы:
• фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;
• эмпирические (экспериментальные) – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
• теоретические – эта группа тем ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах, и др.
При выборе темы исследования нужно придерживаться следующих правил:
1. Тема должна быть интересна настолько, чтобы возникло желание заниматься ею длительное время. Исследовательская деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Тема, «навязанная» ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, должного эффекта не даст. Естественно, для того чтобы выбрать тему, интересующую ребенка, нужно знать его склонности.
2. Выбирать тему исследования следует с учетом имеющихся у ребенка знаний, опыта и интереса. Тема исследования должна способствовать максимальному раскрытию именно его способностей, знаний, интересов.
3. Тема исследования должна быть конкретной, а решаемая задача – актуальной.
4. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Познание начинается с удивления, а удивляются люди чему-то неожиданному. Оригинальность в данном случае следует понимать, не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления. При этом тему исследования нужно сформулировать так, чтобы не возникли проблемы с поиском материала, с его осмыслением.
6. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, то есть долговременно, целенаправленно работать в одном направлении ограничена у младшего школьника. Учитывая эту особенность детской природы, следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.
7. Должно быть достаточное количество материала для всех работающих над темой, но его избыток не должен повергать детей в ужас.
8. Выбирая тему, надо учитывать возможный уровень решения. Проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Эта позиция касается обычно не столько выбора проблемы, сколько уровня ее подачи, имеется в виду ее формулировка и отбор материала для решения. Одна и та же проблема может решаться детьми разного возраста на разных этапах обучения по-разному, с различной степенью глубины.
Несколько слов о названиях проектов. Формулировка темы проекта должна заключать в себе определенную интригу, как бы приглашать будущих слушателей или читателей принять участие в решении проблемы.
Этим отличаются названия проектов от названий школьных сочинений.
Например. «Алхимики – колдуны или ученые?» (химия), «Все знают, что
курить вредно, почему же люди курят?» (биология), «Климат будущего.
Москва под водой?» (география), «Граффити: за и против» (иностранный
язык), «Деньги правят миром?» (экономика); «Большой адронный коллайдер – конец или начало?» (физика)
Чипсы: польза или вред?» (9 кл.), «Реклама глазами химика» (10 кл.). А учитель биологии может вести такие проекты: «Есть ли чувства у растений?» (6 кл.), «Лечат ли растения?» (6 кл.), «Почему люди не любят червей?» (7 кл.), «Охота на хищников – это хорошо или плохо?» (8 кл.), «Заповедные территории, зачем они нужны?» (8 кл.). Учитель математики может работать с несколькими учениками по таким темам: «Пропорции вокруг нас» (6 кл.), «Проценты в жизни моей семьи» (6 кл.), «Законы симметрии в искусстве» (7 кл.), «Какая геометрия нужна кассирам в метро?» (7 кл.), «Почему теорему Пифагора доказывают уже 25 веков?» (8 кл.), «Математические системы в окружающем нас мире» (8 кл.), «Правдолюбцы и лжецы: математическая логика» (9кл.), «Математика в казино» (10 кл.).
ПРОБЛЕМА исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.
ТЕМА отражает характерные черты проблемы.
ОБЪЕКТ – это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.
ПРЕДМЕТ же исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.
Предмет исследования определяет ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ самого исследования.
ЦЕЛЬ формулируется кратко и определённо точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Она конкретизируется и развивается вЗАДАЧАХ исследования.
Цель должна вытекать из названия работы, задачи из цели, т. е. ее конкретизировать, выводы в конце работы соответствовать поставленным задачам.
Используемые источники информации:
1. Основы методологии науки.
2. Детские исследования в домашних исследованиях.
3. Сюзанна Кутц. Ученические исследования: определение темы и планирование работы.