О чем второй сезон большая маленькая ложь
Борьба с внутренним адом: второй сезон «Большой маленькой лжи» как зеркало, в которое стоит заглянуть
Пять героинь живут каждая в своем аду, и эти «ады» выглядят совершенно по-разному, как и сами их обитательницы. И со зрителем происходит именно то, ради чего — в том числе — мы и смотрим сериалы. Ты не можешь оторваться не только и не столько потому, что ищешь ответа на вопрос: «Кто здесь убийца?», сколько потому, что хочешь получить ответ на вопрос: «Кто здесь я?». В самом буквальном смысле. Я, например, однозначно Мадлен, героиня Риз Уизерспун. А моя ближайшая подруга — точно Джейн, у нее даже внебрачный ребенок есть, зачатый при похожих обстоятельствах (увы). Одну Селесту я знаю и очень люблю, а вот Ренат у меня в окружении, слава богу, кажется, нет.
«Это мир Раскольникова без Порфирия Петровича, никто никого не ловит и не прижимает к стене, даже толком не допрашивает. Это не ад, это чистилище»
Во втором сезоне, кажется, не происходит вообще ничего. Все уже случилось, и теперь героини страдают и рефлексируют. Рефлексируют и страдают. Причем страдают они примерно одинаково: смотрят на море, не занимаются сексом (ну или делают это так, что в суде под присягой потом не могут вспомнить подробностей), ловят флешбеки и плохо спят.
Кажется, все так и есть. Но нет, это не так. Потому что главное, главнее может быть всех внешних событий первого сезона, что здесь случается, — это Мэри-Луиз. С ними со всеми случается Мэри-Луиз. И с нами со всеми случается Мэри-Луиз.
Мать убитого, бывшая свекровь Селесты, героини Николь Кидман, приезжает в город, чтоб разобраться в настоящих причинах гибели сына. Она не верит никому и ничему, и это ее неверие и есть то, ради чего стоит (непременно стоит) смотреть второй сезон. И дело не в том, что эту роль отдали великой Мерил Стрип и потому она стала важнейшим, что есть во всех семи сериях второго сезона. Наоборот, здесь поставлена настолько сложная и важная задача, что актриса помельче, даже очень хорошая (а в сериале плохих нет), с ней бы просто не справилась.
Это Мэри-Луиз заставляет забывать плохое и бесконечно возвращаться к хорошему, пересматривать трогательные видео в планшете, где нет боли, а есть только любовь. Это Мэри-Луиз снова и снова спрашивает жертву изнасилования: а может, это все-таки была провокация? А может, ты что-то не так сделала? А может, ты что-то не так поняла? А может, ты вообще этого хотела? Ведь вот же такой хороший Зигги, такой славный мальчик, не мог такой чудесный парень получиться в результате чистого акта зла? Она и есть то чистилище, в котором изо дня в день живут героини второго сезона. Она и внутри них, и снаружи, потому что она не карающий огненный меч божий, не Шерлок Холмс, а такой же Раскольников с таким же адом внутри.
Она сама жертва. Она сама агрессор. Ее попытка отнять у матери детей — это не месть, не садизм, а отчаянная попытка удержать и скрепить то, что рассыпается на глазах.
«Первый сезон был борьбой человека с внешним адом. Второй — с внутренним»
Мне кажется абсолютно неважным то, что здесь никого не ловят детективы, ничего, в общем, не решает судья, никто не пытается по-настоящему вырулить из обрушившегося банкротства, начать серьезные отношения после единственного в жизни сексуального опыта (чудовищного), простить измену. Точнее, это как раз и важно. Важно семь серий смотреть на то, как не совершаются поступки, не развиваются характеры, не принимаются решения. Важно просто молча находиться рядом — по другую сторону экрана, но рядом — с тем, внутри кого идет эта жуткая, молчаливая, мутная, тягостная, разъедающая до костей борьба. Первый сезон был борьбой человека с внешним адом. Второй — с внутренним.
Важно не только сказать себе: о, я похожа на Селесту, потому что не могу уйти из насильственных отношений, или я похожа на Мадлен, потому что ору и скандалю от страха и неуверенности в себе, или я похожа на Джейн, потому что мне трудно подпустить к себе и поверить новому человеку. Важно сказать: я Мэри-Луиз. Во мне тоже есть этот животный страх, заставляющий меня, когда становится совсем невыносимо, обвинять жертву. Я также могу однажды оказаться тем, кто кричит про короткую юбку и требует защитить детей от сумасшедшей матери. Потому что мне будет больно, мне будет страшно, мне будет невыносимо.
Вот с ней — с собой — и придется договариваться. Ей — себе — и придется смотреть в глаза.
О чем второй сезон большая маленькая ложь
Николь Кидман, Риз Уизерспун, Лора Дерн, Шейлин Вудли, Зои Кравиц — пять передовых звезд Голливуда на одном экране и уже пять весомых причин взять сериал на заметку. «Большая маленькая ложь» не абстрагирует актрис друг от друга, не оставляет кого-то за кадром и не выводит одну-двух на передний план — шоу делает ставку непосредственно на синергию между всеми героинями.
Селеста (Кидман) воспитывает близнецов, живет с идеальным, на первый взгляд, мужем (Александр Скарсгард) и ежедневно прячет синяки за длинными кофтами. Мадлен (Уизерспун) движет мания создать что-то социально значимое и важное, в то время как мысли о бывшем муже не дают сконцентрироваться хотя бы на своей новой семье. Рената (Дерн) — пробивная бизнесвумен, чей ребенок периодически подвергается буллингу, который мать никак не в силах пресечь. Джейн (Вудли) в одиночку воспитывает сына, а в свободное время выпускает по несколько обойм на стрельбище. Бонни (Кравиц) — единственная, кто хоть как-то пытается держаться нейтралитета в токсичном обществе мамаш, чем, собственно, только выводит всех из себя.
Вместе — пожалуй, самый эпичный женский состав на современном (да и не только) телевидении. С точки зрения как образов, так и воплощающих их актрис.
2. Семейная драма, переходящая в триллер
Свет полицейских мигалок, испуганные взгляды, разговоры об ужасающем преступлении — о том, что семейной идиллии ожидать не стоит, «Большая маленькая ложь» заявляет с первых же минут. Милые сцены проводов детей в школу пресекаются полными насилия флэшбэками, когда сам сериал с каждым эпизодом все больше клонит в триллер с замахом на детектив.
Расследование непонятного убийства остается за кадром, но оно постоянно витает в воздухе: пока кто-то на заднем плане следит за героинями, назойливые учителя и родители других детей бросаются грязными фактами на допросе. А сериал в очередной раз намекает, что не стоит верить радужной обложке: ведь благопристойные соседи в любой момент могут стать главными разносчиками сплетен, а драма о матерях и детях оказаться историей о жестоком убийстве и психологических травмах.
3. Психологизм, который пугает
Противоречивый формат шоу перекликается с его же ключевой идеей: «Большая маленькая ложь» показывает обратную сторону идеализированных браков. Конфликты бывают не только в неблагополучных семьях: в доме с двумя блондинистыми близнецами и видом на море муж может до полусмерти избивать жену, а мать-одиночка с не менее милым и воспитанным сыном испытывать ПТСР и прокручивать в голове мысли о самоубийстве.
«Большая маленькая ложь» плюет на стереотипы, препарируя персонажей, у которых, казалось бы, никогда не было и не может быть проблем — они живут в достатке, занимают солидное положение в обществе и воспитывают милейших детей. И, вместе с тем, также подвергаются психологическому и физическому абьюзу — несмотря на деньги, власть и статус. А сериал в очередной раз намекает, что проблема существует и способна задеть каждую женщину — вне зависимости от ее положения.
4. Один из главных сериалов эпохи MeToo и Timeʼs Up
«Большую маленькую ложь» можно причислить к главным сериалам новой волны феминизма — шоу вышло прямо в разгар движения против харассмента. И попало в самую его сердцевину: с открытыми разговорами о домашнем насилии, статусе женщины в современном обществе и важности сплочения.
Главным вдохновением для написания оригинального романа «Большая маленькая ложь» Лианы Мориарти стало интервью девушки о токсичных отношениях родителей, которую авторша услышала по радио. И это история породила своеобразный художественный гид по видам семейного насилия и способам ему противостоять. Разбавленный, разве что, побочной криминальной аркой — для пущего эффекта на читателя/зрителя.
5. Авторский сериал с уникальным стилем
Используя рваные немые кадры и символизм под броский саундтрек, режиссер Жан-Марк Валле («Острые предметы») придал «Большой маленькой лжи» именно тот темп и стиль, в которых сериал нуждался. Игра в догонялки с детьми и мужем — эпилептическое слайд-шоу с избиением — дети весело бегут встречать маму после школы. Поцелуй ребенка перед сном — немые флэшбэки с изнасилованием — крик посреди ночи.
Даже визуально «Большая маленькая ложь» соответствует заложенному посылу: проблемы замалчивают, а жертвам приходится жить с постоянными мимолетными страхами и воспоминаниями. Которые Валле передал, наверное, в лучшей из возможных форм.
6. Второй сезон не уступает первому
По крайней мере — пока. События нового сезона развиваются спустя несколько месяцев после финала предыдущего: начался новый учебный год, родители (почти) оправились от произошедшего, а к звездному стаку прибавилась Мэрил Стрип в роли матери мужа Селесты, Мэри Луиз.
Первый эпизод разгружает развязку прошлого сезона, параллельно намекая на больший упор на детектив и жизнь с эмоциональным абьюзером. За второе отвечает героиня Стрип; уже за одну серию персонаж заставляет себя ненавидеть и одновременно жалеть, хотя последнее дается труднее — безобидная внешность старушки, ее пассивно-агрессивное поведение и неловкие вопросы создают, мягко говоря, противоречивый образ, уже за 50 минут производящий внушительное впечатление.
Помимо Стрип к сериалу присоединилась Андреа Арнольд — режиссер сменила Жан-Марка Валле, однако сильно на визуальной части шоу перемена не сказалась. В чем-то стиль Арнольд перекликается с приемами Валле: у неоднократной лауреатки Каннского кинофестиваля на счету «Американская милашка» с не менее характерной подачей.
Большая маленькая ложь — 2 сезон 7 серия: содержание, обсуждение и объяснение концовки
После всей лжи и обмана 2-й сезон сериала «Большая маленькая ложь» завершился, предоставив нам несколько неожиданных развязок.
Финал 2-го сезона начинается с воспоминаний Селесты о Перри. Она смотрит старое видео с ней и Перри на своем iPad, улыбаясь счастливым воспоминаниям.
Но вдруг она обнаруживает видео, снятое одним из ее сыновей. Мы не видим того, что видит она. Затем Эд вымещает свои разочарования на боксерской груше, а Зигги предлагает Джейн дать Кори еще один шанс.
Рената ругает бедного бармена в Starbucks, когда наталкивается на Мэри Луизу и высказывает ей претензии за то, что она заставила Селесту пройти через ужасный допрос адвоката. Мэри Луиза говорит, что Селесте, возможно, понадобится некоторая помощь, и она выводит Ренату из себя, когда говорит, что иногда няни приносят «больше проблем, чем они стоят».
Она попадает в больное место, и Рената взрывается и предлагает Мэри Луизе решать свои проблемы и не лезть в чужие дела. Тем временем адвокаты Селесты и Мэри Луизы готовят своих клиенток к тому, что наверняка будет спорным перекрестным допросом, и мы видим флэшбэки в детские годы Перри. Мы видим, как мать кричит на Перри, а его лицо в крови.
На суде Селеста спрашивает Мэри Луизу, считает ли она, что Селеста плохая мать. Мэри Луиза говорит, что Селеста «предана детям», но затем перечисляет все свои жестокие обвинения в адрес Селесты. Мэри Луиза думает, что, оставаясь с матерью, мальчики находятся в «серьезной опасности».
Кстати, пока не забыли. В Сети сейчас не так много ресурсов, которые ведут толковую аналитику по фильмам и сериалам. В их числе — телеграм-канал @SciFiNews, авторы которого пишут годнейшие аналитические материалы — разборы и теории фанатов, толкования послетитровых сцен, а также секреты бомбических франшиз, вроде фильмов MARVEL и «Игры Престолов». Подписывайтесь, чтобы потом не искать — @SciFiNews. Однако вернемся к нашей теме…
Но Селеста заставляет Мэри Луизу признать, что она только однажды вышла из себя и ударила сына. Затем Селеста спрашивает: «Вы когда-нибудь выходили из себя?» Она вспоминает эпизод, когда Мэри Луиза вела машину и, выйдя из себя, спровоцировала аварию, в которой погиб ее сын Рэймонд. Мэри Луиза страдает от этих вопросов. Мы узнаем, что в то время Перри было пять лет, и Селеста многозначительно спрашивает: «Вы когда-нибудь обвиняли его в том, что он стал причиной аварии?».
Перри много раз признавался Селесте, что его мать всегда упрекала его в том, что он отвлек ее и стал причиной смерти Рэймонда. Мы узнаем, что Селеста считает Мэри Луизу виновной в том, что Перри стал таким жестоким. Мэри Луиза яростно называет ее «обманщицей» и пытается дать отпор, сказав, что Перри никогда не был жестоким, и что Джейн «тоже ошибается», когда обвиняет Перри в изнасиловании.
Она со слезами добавляет: «Он здесь жертва. Не ты». В ответ Селеста демонстрирует видео с iPad, на котором Перри жестоко избивает Селесту. После этого Мадлен поздравляет Селесту, которая еще не совсем уверена, что получит полную опеку, потому что допустила, чтобы мальчики были свидетелями жестокости Перри. Она говорит: «Может быть, я плохая мать». Но Мадлен уверяет ее в обратном и советует не сдаваться.
В аквариуме Джейн приносит извинения Кори за то, что не встречается с ним. Она хочет, чтобы он пошел гулять и повеселился. Но ему хочется больше времени проводить с ней. Плюс, Селеста празднует свою удачу в суде, но раздражается, когда мальчики спрашивают ее, как она расправилась с Мэри Луизой в суде.
Мэри Луиза приходит к ним в дом и обвиняет Селесту в том, что Селеста обманула суд насчет ее третирования Пэрри в детстве. Селеста закрыла дверь перед Мэри Луизой, но та продолжала кричать: «Это нечестно! Это нечестно!».
Бонни снова сидит у постели своей мамы и на этот раз говорит ей, как сильно она ее любит: «Мне потребовалась вся моя жизнь, чтобы сказать это». Затем она берет подушку, но когда входит ее отец, мы видим, что она не душит свою маму — она просто лежит рядом и обнимает ее. И что-то должно было произойти, потому что на следующее утро мама Бонни просыпается и просит завтрак. Надеемся, она не помнит, что сказала ей Бонни, хотя…
Мадлен переживает, что убедила всех лгать по поводу смерти Пэрри: «Это разрушает наши дружеские отношения». Но Селеста отмечает, что некоторые из них не были в восторге от этой идеи с самого начала: настоящая ложь, по ее словам, «и есть наша дружба».
Мадлен думает, что ее брак тоже скоро распадется, но Эд… удивляет ее, говоря: «Нам нужно обновить наши клятвы». Он хочет начать с начала, и она тоже. Мадлен уже готова устроить вечеринку по этому поводу, но Эд хочет отметить это событие в кругу семьи. И она соглашается!
Посмотрев это видео, она говорит, что «понятия не имела» о поведении сына и приносит свои извинения, но утверждает, что просто хочет лучшего для мальчиков. Она говорит, что Селеста была «соучастницей» в этом насилии, и подкалывает ее, когда напоминает о ее «любовных отношениях» с другими мужчинами. «Я… это делаю только ради мальчиков!». Селеста в свою очередь, обвиняет Мэри Луизу в превращении Перри в жестокого абьюзера. Ее мальчики «будут хорошими людьми», заявляет она. Затем судья оглашает свое решение. Она отклоняет ходатайство Мэри Луизы и присуждает Селесте полную опеку.
Однако мальчики по просьбе Селесты обнимают Мэри Луизу, а Бонни, ее отец и дочь смотрят на умирающую мать. Она скончалась, и Натан высказывает Бонни свои соболезнования. Затем Бонни наносит ему удар: «Я не люблю тебя… И никогда не любила». Рената возвращается домой и обнаруживает, что Гордон все еще играет со своими игрушками.
Какой-то богатый коллекционер купил его коллекцию игрушек и каким-то образом позволяет ему оставить их у себя. Рената в ярости: все ее вещи пропали, а Гордон играет со своими игрушечными поездами. (Боже, Лора Дерн потрясающая в этом сезоне, да?). Она мстит, хватает бейсбольную биту(!) и разбивает его драгоценные поезда, а затем достается и самому Гордону.
Мы видим, как Мадлен и Эд с дочерьми отмечают примирение на приморской скале. Мадлен в очаровательном венке из цветов. Мы видим, как Джейн и Кори танцуют и придвигаются ближе к друг другу. Рената уверяет Амабеллу, что все будет хорошо. Селеста целует старый iPad-видеоролик с Перри.
А несчастная Бонни уходит одна в ночь. К ней присоединяется остальная часть Монтерейской Пятерки. Все вместе они входят в полицейский участок. Похоже, самая большая маленькая ложь из всех, наконец-то, раскроется.
«Большая маленькая ложь 2»: О чем не говорят женщины
Обзор сериалов
«Большая маленькая ложь 2»: О чем не говорят женщины
Второй сезон успешного сериала о болоте семейного насилия
Пять подруг из калифорнийского города Монтерей газеты прозвали «Монтерейской пятёркой» — недавно они стали свидетелями смерти мужа одной из них, Селесты (Николь Кидман). Следствие, хоть и подозревало неладное, согласилось, что Перри (Александр Скарсгард) неудачно упал с лестницы, оступившись. Кроме подруг никто не знал, что Перри был насильником, регулярно избивавшим жену — и отцом ребёнка Джейн (Шейлин Вудли), родившимся в результате изнасилования. Внешне благополучные и любящие, Селеста и Перри ничем не выдавали зловещую тайну своего брака, но агрессия стала проявляться через детей — близнецы Джош и Макс выбрали себе жертву прямо в первом классе. Теперь их отец мёртв, мать горюет и пьёт таблетки, и для помощи Селесте (или поисках правды о смерти сына) в город приезжает их бабушка Мэри-Луиза (Мерил Стрип).
Второй сезон «Большой маленькой лжи» стал неизбежным продолжением успешного сериала, снятого по одноимённому роману Лианы Мориарти. Хотя литературной основы для сценария второй части не существовало, он был написан с нуля при поддержке самой писательницы. Узнать, как могла развиваться история дальше, действительно интересно — злодей погиб, но исчезло ли зло? Если да, то почему для этого нужно лгать, если нет, то где и в чём оно содержится, где его корни? Можно ли спокойно продолжать жить, убив человека? Можно ли перестать быть жертвой, не став при этом насильником? Продолжение могло коснуться этих и других, не менее важных тем, а блестящий актёрский ансамбль — вернуться к своим героям. Режиссёр первого сезона Жан-Марк Валле был уже занят на съёмках сериала «Острые предметы», и полный карт-бланш на постановку второй части был дан независимому режиссёру, британке Андреа Арнольд («Грозовой перевал», «Американская милашка»), которая привела на проект своего постоянного оператора Джима Фрону.
Безусловной звездой фильма стала Мерил Стрип, пожалуй, затмившая всех своих талантливых партнёрш. Её героиня, мать погибшего Перри — многоликая женщина-загадка, и, хотя сюжет толкают Селеста, сменившая одну зависимость на другую, и Бонни (Зои Кравец), погружающаяся в пучину раскаяния, главная интрига связана с Мэри-Луизой и её противостоянии с невесткой в борьбе за право воспитывать детей. Истории остальных женщин служат здесь аккомпанементом, но в каждой из них резонирует чувство правды, настоящего, искреннего. Их мужчины по-прежнему играют, скорее, роль терпеливых статистов или фона, развитие получает лишь герой Адама Скотта, Эд. После смерти агрессора-Перри власть, казалось бы, полностью в женских руках, но воспользоваться ею без поддержки мужчин оказывается невозможно.
Одним из основных героев предыдущего сезона также был океан — он присутствовал в картинке, начиная с титров. Мощный образ стихии, колыбели жизни, которая может быть спокойной и мягкой, а может и безжалостной — совсем, как мать. Во второй части он вторгается в ткань фильма сперва незаметными, потом очевидными монтажными вклейками, видениями Бонни, тонущей в своих переживаниях, погружающейся к центру детской травмы — она тоже была жертвой домашнего насилия, и обижала её та, что должна была бы любить и защищать. Линия Бонни не уступает линии Селесты в драматизме, однако в общей стилистике фильма они словно сливаются, растворяясь и не приводя к яркой кульминации. Образ злой матери выглядывает из флэшбеков лишь на мгновение и снова прячется под сочувствием и всепрощением, надев маски слабости, старости и болезни. Яростные волны океана, бушевавшие в первом сезоне, ушли вглубь — теперь по его поверхности легко скользят Джейн с сыном, берущие уроки серфинга у её бойфренда.
«Большая маленькая ложь» доступна для просмотра на сервисе Амедиатека.
Рецензия на второй сезон сериала «Большая маленькая ложь» (Big Little Lies) 2019
У сериала сменился режиссёр и это драматически сказалось на общем видении. Оно попросту расфокусировалось. В первом сезоне это была драма с детективной интригой, которая держалась до последнего. Теперь же все карты лежат на столе, а брать их никто не хочет. Вместо Жан-Марка Валле в режиссёрском кресле восседает Андреа Арнольд, которая попыталась скопировать визуальную составляющую первого сезона, но совсем забыла о качественном наполнении. Сериал всё ещё радует эстетически приятными кадрами залитого солнцем побережья под расслабляющую музыку, но этого недостаточно.
Риз Уизерспун в роли Мадлен Маккензи получила более-менее любопытную сюжетную арку, знаменуемую попыткой восстановить хрупкий баланс в собственной семье. Интересна именно концепция зализать рану, вместо того, чтобы всё бросить и начать всё сначала. Адам Скотт, сыгравший её мужа Эда Маккензи, получил гораздо больше экранного времени и более чем убедительную позицию для манёвра. Удивительно, но именно за этой парочкой наблюдать интереснее всего.
Николь Кидман в образе Селесты Райт вызывает смешанные чувства. С одной стороны она отлично отыгрывает роль запутавшегося в себе человека, которому сложно принять новую реальность, но в тоже время авторы намеренно смещают с неё фокус, чтобы в последней серии выдать несколько неожиданных сюрпризов.
Её свекровь Мэри Луиз Райт, которую сыграла Мерил Стрип, стала любопытным дополнением хорошему актёрскому составу. Сияющая доброта и показушная понятливость делает из неё спящего дракона, который успешно ставит палки в колёса главных героинь, периодически перетягивая покрывало повествования на себя.
Лора Дерн в роли Ренаты Клайн так и вовсе ходячая пародия на саму себя из первого сезона. Кроме того авторы прошлись по ней по касательной, совершенно не вдаваясь в эмоциональную подоплёку её состояния, из-за чего её персонаж стал абсолютно карикатурным и плоским.
Второй сезон «Большой маленькой лжи» откровенно разочаровывает. Весь сюжет ограничивается фразой «им бы всем к психологу», а топтания на ровном месте раздражают, вместо того, чтобы завораживать расширением характеров. Тем не менее, хорошая актёрская игра и красивый визуальный ряд всё же оставляют приятное послевкусие.
Спасибо, что подписываетесь и добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.