О чем великая дидактика коменского
Ян Амос Коменский и его основной труд «Великая дидактика»
Я.А. Коменский был первым из педагогов, последовательно обосновавшим принцип природосообразности в воспитании. Он шел от гуманистических традиций предшественников, в первую очередь Ф. Рабле и М. Монтеня. У Коменского человек предстает как «микрокосм». Подобный взгляд вел к признанию особых закономерностей формирования личности, которые тесно связаны с глобальными изменениями в природе. Природное в человеке, считал Коменский, обладает самодеятельной и самодвижущейся силой. Исходя из этого, ученый формулирует как педагогическую необходимость принцип самостоятельности воспитанника в осмыслении и деятельном освоении мира. Эта теория получила наиболее полное воплощение в работе «Выход из школьных лабиринтов». Развернутая аргументация природосообразного воспитания стала громадным шагом вперед в педагогике.
Главным методом воспитания в то время было подчинение (безусловное) воспитанника. Таким образом, решающими в развитии личности оказывались внешние обстоятельства, которые формировали ее по своим законам, независимым от потенциала и активности ребенка. Коменский провозгласил понимание, волю и деятельность воспитанника как основные составляющие педагогического процесса.
Считая, что ребенку присуща склонность к деятельности, чешский педагог видел цель воспитания в поощрении этого влечения с учетом их задатков. Такая задача может быть решена при соблюдении определенной последовательности обучения: вначале посредством развития чувств дети должны ознакомиться с окружающими предметами и явлениями, затем усвоить образы окружающего мира и, наконец, научиться активно действовать с помощью рук и речи, опираясь на приобретенные знания, умения, навыки.
Принцип природосообразности представлен в дидактике Я.А. Коменского прежде всего идеей подражания природе (так называемый естественный метод образования). Это означает приведение в соответствие педагогических законов с законами природы.
Жизнестойкость, современность педагогических идей Я.А. Коменского объясняется прежде всего их высочайшим демократизмом и гуманизмом. Они составили стройную систему, утверждающую великую преобразующую миссию воспитания. В идеях Коменского заложена громадная сила созидания. Его наследие помогает преодолеть косность, догматизм в воспитании, развивать духовных силы ребенка.
Великая дидактика: образовательные принципы Яна Амоса Коменского
В каждой отрасли знания есть люди, чьи имена являются чуть ли не синонимами самой науки. Их идеи переживают государства и эпохи, и в процессе эволюции не исчезают бесследно, а продолжают в том или ином виде функционировать спустя века или становятся фундаментом для дальнейшего развития. Если говорить о педагогике, то в перечне таких людей на первое место можно вполне заслужено поставить Яна Амоса Коменского.
Онлайн-программа «Лучшие техники самообразования» научит применять различные техники и модели самообразования, с помощью которых сможете учиться быстрее, эффективнее и интереснее.
Педагог Ян Амос Коменский
Когда читаешь биографию Яна Коменского (1592-1670) даже в кратком пересказе, возникает чувство, схожее по своей природе с теми, что появляются в процессе знакомства с другими жизнеописаниями великих людей. Бесспорно, оно во многом индивидуально, но невольный вопрос: «Как можно столько всего успеть сделать за жизнь, да ещё и в стольких областях?», – возникает, наверное, у каждого.
А список того, что сделал за свою «учитель народов», поистине велик. Ещё обучаясь в университете, Я. Коменский принялся за написание своеобразной энциклопедии «Театр всех вещей». К этому же времени относится и начало работы над созданием полного словаря – «Сокровищницы чешского языка», которая продолжалась более 40 лет. Этот, а также другие его труды из данной области, сыграли очень важную роль в становлении литературного чешского языка.
После окончания обучения Я. Коменский стал работать в той же латинской школе, с которой началось его собственное образование. Но канонов традиционного воспитания, доставшихся в наследие от средневековой схоластической традиции, он не придерживался. В то время провести урок вне класса и приправить его рассказом не по учебнику, а исходя из опыта реальной жизни, как делал молодой учитель, было верхом новаторства. Кроме того, будущий «отец педагогики» совершенствовал не только практическую сторону процесса обучения, но и теоретическую. Он был убеждённым последователем идеи доступности образования для всех сословий и работал над несколькими трактатами, которые, как покажет история, навсегда изменили подход к образованию.
Над «универсальным искусством обучения всех всему», как называл дидактику сам Я. Коменский, он начал работать в 1627 г. Спустя 5 лет почти в одно время появились два его значимых педагогических труда. Один из них – «Материнская школа», первое в мире руководство по семейному воспитанию. Его основная идея сводилась к убеждению, что образование должно начинаться не со школы, а ещё раньше – в семейном кругу. Второе – «Дидактика», с которой чаще всего и ассоциируется имя Коменского, хотя он и был автором многих других учебников по разным предметам и трактатов, посвящённых отдельным аспектам педагогики (о них мы поговорим в последующих статьях).
Великая дидактика
«Дидактика» 1632 г. была написана на чешском языке. Сразу же после её публикации автор занялся дополнением и переводом труда на латынь (язык науки того времени). 4-томная «Великая дидактика» выходила в период с 1633 по 1638 г. и сегодня считается не только одним из величайших произведений Я. Коменского, но и педагогики в целом. В ней он изложил своё представление о целях образования и представил комплексный взгляд на теорию обучения.
Задачи, стоящие перед собой, автор описал во вступлении: «Мы решаемся обещать Великую Дидактику, т.е. универсальное искусство всех учить всему. И притом учить с верным успехом; так, чтобы неуспеха последовать не могло; учить быстро, чтобы ни у учащих, ни у учащихся не было обременения или скуки, чтобы обучение происходило скорее с величайшим удовольствием для той и другой стороны; учить основательно, не поверхностно и, следовательно, не для формы, но подвигая учащихся к истинной науке, добрым нравам и глубокому благочестию». Согласно Коменскому, это нужно не только для процветания личности, но и для блага государства. Здесь имеется контекст – в результате Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.) Чехия потеряла независимость, и задача сохранения национальной аутентичности в среде интеллигенции воспринималась очень остро. Отсюда и желание поставить на службу этой цели образование.
Ещё одним важным моментом общей характеристики «Великой дидактики» является то, что автор, вопреки средневековой традиции, видит в образовании не сатанинский, а божий замысел. Он считает, что если человек рождается способным к познанию, то это позволяет говорить о его божественности. Для священника, пусть и протестантского, это было очень смелым утверждением.
Образовательные принципы Коменского: история и современность
Наука в целом и педагогика в частности сегодня сделали в сравнении с тем временем большой шаг вперёд, но, несмотря на это, главная награда ЮНЕСКО в области научных исследований и инноваций называется «медалью Коменского». Но ещё более яркой иллюстрацией его вклада является то, что хоть Я. Коменский и жил в XVII веке, основные принципы его «Великой дидактики» легко прослеживаются в современной организации учебного процесса.
Основополагающая идея системы образования Коменского – воспитание детей в духе христианской протестантской церкви. Сегодня она неактуальна, поскольку школа и церковь разделены государством, зато успешно работают другие принципы. Например, классно-урочная система. До этого ученики обучались индивидуально, а чешский педагог предложил организовывать детей в классы, где они совместно бы занимались одним и тем же предметом, на протяжении одного и того же времени. Помимо коллективности и целостности, Я. Коменский говорил и об обоеполости образования – общем образовании для мальчиков и девочек. Также он ввёл понятие школьного года и связанного с ним понятия программы. Учёба делилась на периоды, содержание которых определялось возрастом ученика.
В наше время появляются отдельные материалы и даже экспериментальные школы, критикующие классно-урочную систему как устаревшую. Тем не менее, она во всём мире остаётся доминирующей формой организации учебного процесса (конечно же, не в первозданном виде) и таких же популярных альтернатив не имеет.
Но основные нововведения реформы «старой» школы касались не организации, а самого обучения. Помимо традиционных для школ того времени «свободных искусств», Я. Коменский вводил в гимназиях обучение естествознанию, истории и географии. Всем предметам ученики должны были обучаться постепенно, от общего к частному. Так появились учебники для каждого класса, которые писались с учётом возраста и предшествующей подготовки.
Одним из главных принципов дидактики Коменского было требование наглядности. Любые научные правила и законы должны были подводить черту под доступными и понятными примерами. С высоты сегодняшних дней это может казаться несуразным, но именно «учитель народов» потребовал от педагогов связывать житейскую практику и преподаваемую в школе теорию. И сам написал «Мир чувственных вещей в картинках» – первый учебник, в котором иллюстрации использовались как дидактическое средство. А изречение Я. Коменского: «Без примера ничему не выучишься», – даже стало крылатым.
В целом подача материала должна быть сжатой, но точной, и сопровождаться не просто примерами, а примерами разнообразными, чтобы у детей формировалось максимально широкое представление о событиях и предметах. А то, как ученики усваивают новые знания, предлагалось проверять с помощью упражнений на закрепление.
В «Великой дидактике» говорилось и о требованиях к учителям. Одним из обязательных аспектов работы педагога должно было стать умение не просто давать детям информацию, а и прививать стремление к познанию, мотивировать на обучение. Революционным было и следующее суждение: «Метод обучения должен уменьшать трудности учения, чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало их от дальнейших занятий».
А в завершение – о нелюбимой многими школьниками теме дисциплины, без которой, по мнению автора, школа и образование немыслимы. Для её поддержания среди учащихся сами учителя должны были подавать верный пример. Ну а основой были наставления, увещевания, а иногда и выговоры. К слову, «иногда», как показала дальнейшая практика, трактовалось каждым по-своему – во многих странах мира физические наказания школьников отменили лишь в XX веке. Но в этом вины Я. Коменского нет.
Так выглядят краеугольные идеи системы образования Я. Коменского в сжатом изложении. Познакомиться с полным текстом «Великой Дидактики» можно по ссылке.
В качестве итога отметим, что даже такой краткий пересказ основных образовательных принципов великого чешского педагога помогает оценить, насколько современная система образования построена на идеях, которым уже почти 4 столетия. Конечно, они были усовершенствованы и детализированы в ходе дальнейшего развития научной мысли, и приспособлены к требованиям времени. Благодаря этому, традиционное образование продолжает хорошо выполнять свою прямую функцию. Но тот этап развития технологий, на котором мир находится сегодня, всё больше перекраивает ситуацию. Интерактивность, геймификация, MOOC и дистанционное образование позволяют судить о том, что мы находимся в начале нового пути. И, несмотря на это, очевидно, что даже в случае революционных перемен, полностью от идей Коменского отказаться невозможно.
Отзывы и комментарии
Дополнить или уточнить существующий материал можно посредством комментариев.
Дидактика Я. А. Коменского
Первой фундаментальной работой по теории обучения является «Великая дидактика» педагога и философа-гуманиста Яна Амоса Коменского (1592-1670), написанная им в 1632 г. и опубликованная в 1657 г. Я. А. Коменский под дидактикой понимал искусство не только обучения, но и воспитания. Предлагаем ознакомиться с кратким конспектом.
В настоящее время область воспитания, как и разделы обучения и развития, входят в сферу педагогической науки, хотя определить точные границы, где кончается система обучения и начинается воспитание, пожалуй, невозможно. Например, иногда говорят о воспитывающем обучении.
Я.А. Коменский в своем труде “Великая дидактика Коменского”, кропотливо, с использованием многочисленных разделов и пунктов, рассматривает особенности обучения, формулирует принципы и «основоположения» обучения, опираясь прежде всего на природу вещей. Приведем пример принципа, обозначенного им как «Все из собственных корней». Этот принцип взят автором «из природы», а также «из человеческого ремесла» и выражен соответствующим образом: «Ибо, сколько на дереве ни появляется древесины, коры, листьев, цветов, плодов, – все это рождается только от корня…
От корня у дерева является все, и нет необходимости приносить со стороны и прививать ему листья и ветви. Точно так же оперение птицы не составляется из перьев, которые побросали др. птицы, но происходят из самых внутренних ее частей… Так и предусмотрительный строитель все устраивает таким образом, чтобы здание опиралось исключительно на свой фундамент и поддерживалось своими связями, без подпорок со стороны» (Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джу – ринский. М.: Педагогика, 1989. С. 68).
Написанное Я.А. Коменским более трех веков тому назад актуально и сегодня. Я.А. Коменский критиковал школы своего времени за то, что они учат детей чужим знаниям вместо развития собственного взгляда на мир.
Причиной этого он называл применение ошибочного метода: «Метод преподавания всех предметов показывает, что школы стремятся к тому, чтобы научить смотреть чужими глазами, мыслить чужим умом. Школы учат не тому, чтобы открывать источники и выводить оттуда различные ручейки, но только показывают ручейки, выведенные из авторов, и согласно с ними предлагают идти по ним к источникам назад».
Решение этой проблемы пытаются найти в современных дидактических теориях: определить способы и технологии обучения, позволяющие детям вырастать «из собственных корней», исследуя своим личностным взором источники главных течений окружающего мира. Однако эту задачу пытаются решить не во всех современных дидактических теориях.
«Великая дидактика» Я.А. Коменского – первое научное обоснование педагогической теории»
«Великая дидактика» Я.А. Коменского – первое научное обоснование педагогической теории»
ВВЕДЕНИЕ
Гениальный сын чешского народа, педагог-классик, основоположник педагогической науки, великий мыслитель, патриот, демократ-гуманист Ян Амос Коменский принадлежит к числу тех исторических личностей, которые своими творениями и беззаветным служением народу снискали неувядаемую славу и любовь. В своём реферате я научно обосновала педагогическую теорию крупнейшего педагога, выдающегося общественного деятеля XVII века Яна Амоса Коменского. Ведь многие из них вошли в практику современной школы. Коменского называют отцом педагогики, учителем народов. Он создал педагогические и философские труды, пронизанные духом гуманизма, демократизма, любовью и уважением к людям, уважением к труду. Коменский проповедовал идею ликвидации сословных привилегий и угнетения человека человеком, пламенную любовь к родине оптимистическую веру в будущее, равноправие великих и малых народов и уважение к национальным правам всех народов. Он был борцом за прекращение и уничтожение всех войн и восстановлением всеобщего мира на земле.
Великая заслуга Коменского перед человечеством состоит в том, что он с позиции демократизма и гуманизма смог дать критическую оценку всей отжившей средневековой системе воспитания. Коменский, учитывая все то ценное, что было накоплено его предшественниками в области теории и практики воспитания, создал педагогическое учение, которое и по сей день сохраняет свою современность и необходимость.
1. Биография и философские воззрения Коменского
1.1 Жизнь и деятельность Я.А. Каменского
2.1 Структура и содержание «Великой дидактики»
Современная дидактическая система складывается из элементов традиционной дидактики и включает в себя элементы, представляющие ее развитие. Среди элементов традиционной дидактики мы находим вклад дидактик Коменского, Гербарта, Дьюи, Бруннера и др. Дидактика современного педагога включает элементы систем отечественных педагогов, основателей концепции базового образования.
О педагогическом труде Я.А.Коменского «Великая дидактика»
Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит,
но чтобы они путём правильного воспитания
сделались хорошими – это в нашей власти.
ДЕЙСТВУЮЩЕЕ СЛОВО,
ПОСТРОЕННОЕ НА ЛЮБВИ К ДЕТЯМ
(следует читать к людям)
Ян Амос Коменский (1592-1670) — выдающийся чешский педагог-реформатор, священник, мыслитель.
Самым известным произведением Коменского стала «Великая дидактика» — это четырехтомный научный труд, в который вошли такие темы по педагогике, которые всегда будут волновать сердца думающих людей.
Педагог-реформатор назвал существующие школы лабиринтами, не имеющими правильного выхода, и не только писал теоретические труды по вопросам обучения и воспитания детей, но и сам организовывал школы по всей Европе и преподавал в них.
Фундаментальной идеей педагогики Коменского стала «Пансофия», пронизывающая «Великую дидактику» и остальные его произведения. Выдающийся мыслитель видел корень зла в незнании или искажении знания и мечтал приобщить человечество к Всеобщей Мудрости, подлинному знанию (пансофии).
Я.А. Коменский сравнивает формирование человека с природными растениями. Он говорит, что никто не сажает сорняки и не ухаживает за ними, а культурное растение всегда требует к себе внимания. Так и ребенок, считает педагог, должен воспитываться и обучаться правильно. Коменский несколько глав в своем научном труде посвящает необходимости существования школ, много говорит о преобразовании их к лучшему. Можно сказать, что ключевым словом 1-ой части «Великой дидактики» стало слово «порядок, точный порядок во всем». «Нужно учить и учиться наверняка, чтобы не мог не последовать положительный результат. Обучение должно быть легким и в то же время прочным», — настаивает Коменский.
Педагог предлагает свой «метод наук», «метод подобного обучения в частности». Он считает, что обучение невозможно без воспитания нравственности, и метод воспитания нравов ставит гораздо выше метода обучения. Коменский говорит о четырехступенчатом устройстве школ в соответствии с возрастом и успехами учащихся. И что очень важно отметить, он дает возможность каждому ребенку, каждому темпераменту молодого человека, развиваться индивидуально. И опять приводит в пример природу — созревание плодов на яблонях разных сортов: ранних, средних и поздних.
Педагог домашнее образование называет «материнской школой» и считает, что основные понятия об элементарных вещах ребенок должен получить в семье, а роль школы состоит в том, чтобы развить эти знания.
Особое внимание он уделяет методу обучения языкам. В частности, он говорит к нам из глубины веков, что методика обучения иностранному языку (приводит в пример обучение латинскому языку) так запутанна, как будто это сделано специально. Поэтому простые люди, живущие несколько месяцев в другой стране, быстрее выучивают иностранный разговорный язык, чем школьник, занимающийся этим специально многие годы. В результате он так и выходит из стен школы, не зная иностранного разговорного языка совсем и имея скупые, поверхностные знания о грамматике и письменной речи.
Коменский как бы ищет в педагогике ту точку опоры, к которой можно бы было приставить рычаг и перевернуть направление мыслей и дел всего человечества в сторону правды и справедливости.
IV часть своего научного труда он называет «Пампедией» («Всеобщим советом об исправлении дел человеческих»). Выдающийся педагог отмечает, что воспитание и обучение не заканчиваются в школе. Он говорит, что ребенку необходимо привить не только любовь к добыванию знаний, но и умения (применение знаний в новой ситуации) и навыки (способность применять знания автоматически).
Размышление Коменского об обучении человека всему, что служит совершенствованию человеческой природы: и необходимости этого, и возможности, и поиск легких путей – опять же дается выдающимся педагогом в сравнении с природой. Не может быть человек духовно наполнен без наполнения душевного. Сначала душевное — положить в основу Божественные и человеческие знания, способность общаться, любить Бога, любить людей, уметь высказывать свое мнение людям из разных сословий так, чтобы никого не обидеть и не превозноситься перед ними своими познаниями в какой-либо области, а потом — духовное.
Коменский неоднократно отмечал, что человек, имеющий глубокие знания и хорошо воспитанный человек, обязательно даст собеседнику высказать свое мнение, выслушает его, и только после этого тактично представит ему собственное мнение по поводу спорного вопроса.
Нужно следить за тем, что читают дети, считает Коменский, направлять чтение, читать вместе с ребенком, помогая таким образом формированию его личности. Речь об этом идет и в VI части научного труда, названной «Панбиблией». И здесь Коменский называет книги «инструментом, призванным служить универсальному образованию молодого человека, подготовке его к будущей жизни», потому что воспитание и образование не заканчивается в отрочестве («школа отрочества»), с которой связано изучение «других ученых языков», энциклопедии наук и искусств, нравов и благочестия. Педагог считает, что должна быть «школа зрелости», в которой изучается искусство благой жизни и успешной деятельности или жизненная практика. И — «школа старости» — вершина человеческой мудрости, то есть счастливое достижение предела земной жизни и блаженное вступление в жизнь бессмертную, или, в противном случае, горькое пожинание плодов своей жизни.
Основная часть
Великая «оправдательная надежда» для тех родителей, чьи дети нуждаются в перевоспитании.
Я.А. Коменский в 1-ой части своего научного труда по педагогике пишет, что детский возраст побуждается и направляется к действию больше примерами, чем правилами. Если ты чему-либо хочешь научить ребенка, покажи, как делают это другие, и он будет подражать без всяких приказаний.
Все люди произошли на свет с одной и той же главной целью: быть людьми, то есть разумными существами, владыками тварей (творений), ярким подобием своего Творца. Следовательно, они должны с пользой пройти настоящую жизнь и достойно подготовиться к будущей.
К учителям Коменский предъявляет особые требования: это должны быть люди, во-первых, любящие детей, во-вторых, нравственные и не гневливые, имеющие нрав спокойный, в-третьих, хорошо знающие свой предмет и способные научить другого этому предмету, в-четвертых, желающие учиться всю жизнь.
И если учителя будут способствовать развивать свой ум только некоторым, исключив остальных, то это будет несправедливо не только по отношению к тем, кто обладает той же самой природой, но и по отношению к самому Богу, который хочет, чтобы все, на ком Он начертал Свой образ, Его любили и восхваляли. Это будет происходить тем пламеннее, чем больше будет разгораться свет знания. Мы любим именно настолько, насколько познаем.
Нам неизвестно, для какой цели предназначен в этой жизни каждый из нас, но нам должно знать, что Бог иногда создавал выдающиеся орудия Своей славы из самых бедных, самых отверженных, самых темных людей. Будем же подражать небесному солнцу, которое согревает и ласкает своими лучами всё.
В особенности нужно помогать детям тупым (тупые способности) и глупым от природы. Это обстоятельство еще более требует универсальности умов, потому что кто по природе более медлителен и глуп, тот тем более нуждается в помощи, чтобы по возможности освободиться от бессмысленности и пустоты. Как дырявый сосуд, часто подвергаемый мытью, хоть и не удерживает воды, но все-таки теряет свою грязь, так и тупые и глупые люди, хотя бы и не сделают никаких успехов в образовании, однако смягчаются нравами и научаются повиноваться.
Кроме того, известно из опыта, что некоторые, слишком медлительные от природы, получив образование, намного опережали даже людей одаренных, ибо «неутомимый труд побеждает все». Некоторые с детства обладают прекрасным здоровьем и способностями, а потом вдруг начинают хворать и худеть, а другие, наоборот, — в детстве болезненны, а затем крепнут и хорошо растут. Так бывает и с умственными способностями — одни развиваются быстро, но быстро слабеют и до некоторой степени тупеют, а другие сначала бывают тупыми, а затем быстро и прочно развиваются.
Ведь и в фруктовых садах мы любим иметь деревья, не только приносящие плод рано, но и такие, которые приносят плоды среди лета и позднее, так как всё (как говорит Сирах*) в свое время находит хвалу и доказывает, хоть и с опозданием, что оно существовало не напрасно. Так почему же мы хотим допустить в свой сад знаний только одного рода дарования, отказывая другим? Ибо из каждого человека получается Человек, если его не портить.
«Следует ли лечить застарелые болезни?» — задает риторический вопрос Я. А.Коменский, и сам же отвечает, что лечить их трудно и практически невозможно, однако, если бы нашелся такой человек, кто пообещал бы больному излечить их, неужели страдающий отверг бы это предложение?
Попробуем приступить к исцелению застарелых болезней, то есть к перевоспитанию человека (независимо от того, сколько ему лет). Во-первых, основное требование при таком подходе должно быть следующим — весь процесс обучения и воспитания должен проходить естественно, легко и мягко, как бы сам собою — без побоев и суровости или какого-либо принуждения. Сравнение приводится с организмом молодого человека, который, если разумно его питать (душевно вначале, затем духовно), греть, упражнять физически — сам собой растет и распределяет это «питание» между всеми членами тела.
Юношество должно получать образование не кажущееся, а истинное, основательное. «Что это значит?» — опять же задает вопрос Коменский.
Истинным образованием выдающийся педагог называет такое, при котором человек приучался бы руководствоваться не только чужим умом, а своим собственным, не только научился бы выписывать и заучивать чужое мнение об определенных вещах, но и развивал бы в себе способность проникать в корень изучаемых вещей и вырабатывать истинное их понимание и употребление к жизни. Так, по мнению Коменского, следует читать Священное Писание.
Без воспитания, настоящей нравственности и благочестия (то есть обучения жить не перед людьми, а перед Богом), ни один из методов действовать не будет.
Педагог предупреждает, что не следует перегружать ребенка знаниями, часто совершенно бесполезными, и занятия в школе должны проходить не более 4-х часов.
Аристотель провозгласил, что желание учиться «человеку врожденно», только иногда нежная снисходительность родителей извращает у детей естественное стремление. Иногда их привлекают к пустым занятиям необузданные товарищи и обольщают какими-либо внешними предметами, и у детей происходит «охладевание» к получению знаний, они уже не хотят усваивать неизвестное. Это подобно языку человека, привыкшему к определенному вкусу и нелегко различающему другой. Нужно стараться мягко, легко, без принуждения вернуть ребенка (или вообще человека) к первоначальной природной восприимчивости, и у него восстановится врожденная любовь к приобретению знаний. Конечно же, это все делает та родительская любовь, которая, по словам Священного Писания, первое что делает — «долготерпит».
Коменский опять же приводит в этом месте своего научного труда пример из природы вещей. Он спрашивает, многие ли задумывались (имея в виду и родителей и учителей) над вопросом, как сделать юношество восприимчивым к благочестивому воспитанию, образованию. Вот, например, токарь, прежде чем вытачивать что-либо из дерева, сначала обрубает его топором; кузнец, прежде чем ковать железо, размягчает его; ткач. сапожник.
Но сколь часто учитель или родитель, прежде чем начать образовывать ученика, возбудил бы в нем любовь к знанию, вызвал бы желание добровольно подчиняться своему наставнику? Обычно этот этап в обучении отсутствует, а сразу же начинается, как общепринято считать, основной этап, то есть подача конкретных знаний.
Я. А.Коменский говорит о шести типах врожденных способностей: у одних способности острые, у других — тупые, у одних — гибкие, податливые, у других — твердые и упрямые, одни стремятся к знаниям ради знания, другие — увлекаются технической работой.
К каждому типу способностей требуется свой подход:
Во-первых, есть ученики с острым умом, стремящиеся к знаниям, податливые. Им ничего не нужно, только предлагать «научную пищу». Растут они сами, как благородные растения. Нужно сдерживать их пыл, не позволять торопиться, чтобы раньше времени не истощились, не ослабели.
Во-вторых, есть дети, обладающие острым умом, но медлительные, хотя и послушные. Они нуждаются только в пришпоривании.
В-третьих, есть ученики с острым умом и стремящиеся к знанию, но необузданные и упрямые. Таких в школах ненавидят и считают безнадежными, но именно из них и вырастают выдающиеся люди. Неукротимые «молодые лошади» становятся послушными, если к ним применяется правильное воспитание. Коменский приводит несколько примеров, когда из «отпетых» упрямцев получались великолепные люди. По этому поводу Плутарх говорил, «что много отличных природных дарований гибнет по вине наставников, которые коней обращают в ослов, не умея управлять возвышенными и свободными существами».
В-четвертых, есть ученики послушные и любознательные при обучении, но медлительные и вялые. Такие идут по стопам идущих впереди. Нужно снизойти к их слабости, не переобременять их, не предъявлять к ним слишком строгих требований, помогать, одобрять, поддерживать, чтобы они не пали духом.
В-пятых, есть ученики тупые и вялые, сверх того, равнодушные. Их еще можно исправить, лишь бы они не были упрямыми. Здесь требуется великое благоразумие и терпение.
На последнем месте стоят ученики тупые, с извращенной и злобной натурой. Но и в этом случае есть надежда — известно, что неплодоносящие некогда деревья при правильном уходе начинают плодоносить. Не следует отчаиваться, нужно попробовать опять же с помощью долготерпения и любви устранить у таких людей упрямство. Если это не удается, нужно пробовать еще и еще раз. И только после этого оставить.
Однако среди тысяч едва ли найдется одна столь выродившаяся натура, это-то и служит доказательством Божией благости. Плутарх в свое время говорил: «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими — это в нашей власти».
Материал взят из журнала « Педагогика для родителей » Выпуск № 1 2008 г.