О чем важном хотел сказать автор в каждой части
Сказка о мертвой царевне и семи богатырях стр. 90 — 91
1. Почему история о царевне и семи богатырях названа сказкой?
Потому что в произведении Пушкина присутствуют все признаки сказки:
1) Сказочный, вымышленный мир, не имеющий сходства с реальным миром.
2) Нет границ пространства и времени — тридесятое царство, долго ли коротко и тому подобное.
3) Троекратные повторы
4) Присутствие волшебных предметов — помощников.
2. Кто главные героини пушкинского произведения? Расскажи о них.
Главные герои сказки — это царица — мачеха, царевна, королевич Елисей и семь богатырей.
Царицу мачеху Пушкин описывает как высокую, стройную и красивую женщину.
Только характер у неё не под стать внешности.
Она завистливая, жадная, гордая, жестокая и своенравная женщина.
Она хочет быть первой и ради этого готова уничтожить всё, что ей мешает.
Царевна же наоборот — кроткая, милая, добрая, красивая и заботливая девушка.
Королевич Елисей — это храбрый и мужественных молодой человек, способный на подвиг ради любимой девушки.
То же можно сказать о семи богатырях, которые помогли девушке, попавшей в беду.
3. Обсудите с другом, как автор относится к главным героиням. Почему вы так думаете?
Автор по-разному относится к своим героям.
Он хвалит царицу за ум и красоту, но осуждает за гордость, гневливость и своенравие (см. стр. 71).
При этом Пушкин восхищается душевными качествами и красотой молодой царевны (см. стр. 71, 74,77), хозяйскими навыками девушки (стр. 78), её преданностью своему жениху (стр. 79) и немного грустит, когда молодая красавица засыпает вечным сном (стр. 85).
4. Перечитай строки, в которых Елисей обращается к солнцу, месяцу и ветру.
Обращение Елисея к солнцу, месяцу и ветру можно прочитать на стр. 86 и 87 учебника.
Какие слова помогают представить солнце, месяц и ветер и понять отношение к ним героя? С какой интонацией ты прочитаешь их ответы Елисею? Почему?
Солнце: Свет наш солнышко! Всех нас видишь пред собой!
Месяц: Месяц, месяц, мой дружок!, Позолоченный рожок!
Ветер: Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч!
По обращению королевича Елисея к солнцу, месяцу и ветру, можно сказать, что герой уважает природные стихии, считает их очень могущественными и просит помочь ему.
Ответы солнышка, месяца и ветра можно прочитать с помощью повествовательной интонации, так как они спокойно рассказывают королевичу о том, что видели и знают.
5. Раздели сказку на части, озаглавь их. Устно сделай иллюстрации к каждой части.
6. Подробно перескажи одну из частей сказки. Подумай, какой план ты составишь. Запиши его в «Рабочую тетрадь».
7. Что роднит пушкинскую сказку с народными? Чем они различаются? Обсудите с другом.
У народной и пушкинской сказки много общего — это троекратные повторы, присказка, зачин, сюжет, стиль повествования и народная лексика.
Отличие состоит в стихотворной форме произведений, сложной композиции и поэтических эпитетах, присущих автору.
8. Что хотел сказать поэт читателям, создав сказку о мёртвой царевне и семи богатырях?
Думаю, Пушкин говорит читателям в своей сказке, что добро всегда победит зло, так как оно сильнее.
Ведь доброта, честность, мужество всегда побеждают злобу и коварство. А справедливость рано или поздно обязательно восторжествует!
И также важная мысль поэта состоит в том, что нельзя сдаваться, нужно просить помощи и идти за своей мечтой.
Смысл сказки о мертвой царевне — Пушкина
Все мы знаем и любим сказки Пушкина, это настоящее сокровище русского народа. Его произведения с трудом отличишь от фольклорных, хотя и едва ли отнесешь к детский литературе. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» своим сюжетом очень напоминает западную «Белоснежку и семь гномов», но со своим русским очарованием и символами. Давайте поговорим о том, что Александр Сергеевич хотел сказать своим читателям с помощью этой сказки.
Само название произведения является неслабым спойлером к как минимум двум сюжетным поворотам:
Зачем Пушкин рассказывает нам ключевые моменты сюжета в названии? Разве писатели обычно не стремятся наоборот завлечь и заинтересовать читателя названием книги? Ответ на поверхности. Александр Сергеевич своей манерой повествования пытается подражать русским народным сказкам. А старые сказки, мифы, легенды, сказания и прочее как правило в своем названии содержали краткий пересказ действующих лиц и событий, которые с ними произошли. То же самое мы видим и в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях».
Все начинается с того, что царица рожает царю дочь, а сама умирает. Царь горюет, но вскоре решает жениться второй раз. Новая царица была молодой и красивой, но характер у нее был скверный. Это была жадная, жестокая и эгоистичная женщина с каменным сердцем. И знала она колдовство: у царицы было волшебное зеркало. Каждый день она обязательно навещала зеркало и спрашивала у него, кто самая красивая на всем белом свете. Зеркало неизменно называло имя царицы. Но время шло, царица старела, а царевна наоборот подрастала и хорошела. И вот однажды зеркало заговорило иначе: царица все еще была прекрасна, но не ровня царевне. Черная зависть начала душить злую женщина, она подговорила служанку отвести царевну на прогулку в лес и бросить там на съедение волкам. Царевна обо всем догадалась и попросила служанку сжалиться. Та отпустила девушку, а царице сказала, что царевна мертва. Царевна бросила по лесу, пока не наткнулась на дом. Там жили семь братьев-богатырей, которые приютили несчастную. Она была так хороша, добра и трудолюбива, что братья влюбились в нее и попросили выбрать одного из них в мужья. Но у царевны уже был возлюбленный Елисей.
Пушкин вложил в сказку важный посыл о том, что внешнее и внутреннее не всегда соответствуют друг другу. Прекрасная царица оказалась гнилой изнутри. Ее ненависть погубила ее. Добрые и хорошие люди всегда получают вознаграждение, а злодеи — наказание. В конце это очень хорошо показано. Елисей и царевна столкнулись с множеством трудностей, но в конце поженились и жили счастливо. Черное сердце и жадность царицы свели ее в могилу, ее красота не смогла сделать ее счастливой, потому что была пустой.
Что хотел сказать поэт читателям, создав сказку о мёртвой царевне?
Задание по литературе для 4 класса Что хотел сказать поэт читателям, создав сказку о мёртвой царевне и семи богатырях?
«Сказка о мертвой царевне» Пушкина полна глубокого смысла. В ней автор показывает вечную историю борьбы добра и зла, подчеркивает, что иногда внешняя красота может скрывать за собой черную злобную душонку, что зависть такое нехорошее чувство, которое губит душу того, кто оказался слаб перед ней.
Злая царица-мачеха завидует красивой царевне, она мечтает ее погубить и умирает с тоски, автор предупреждает нас о том, что зло в итоге пожирает само себя, а потому особенно отвратительно.
Александр Сергеевич Пушкин хотел сказать о том, что добро всегда побеждает зло, даже самое коварное. Хотел сказать и о том, что нужно быть стойким, мужественным, надеяться только на себя, как королевич Елисей, быть такими же добрыми, и прекрасными как царевна и тогда восторжествует справедливость.
Так же Пушкин хотел бы нам сказать, что нельзя завидовать, чужой красоте, чужому счастью, чужой жизни. У каждого из нас есть своя жизнь и она по-своему прекрасна. Надо уметь быть счастливым и тогда зависть не тронет наши сердца.
В стихотворении Никитина описывается приход зимы. Автор рад наступающей зиме и радушно приветствует ее, приглашает в гости. Это стихотворение создает веселое и даже игривое настроение. Природа в стихотворении Тютчева напротив унылая, а в стихотворении Фета пробуждается и бодрит.
У Никитина Зима описывается как живое существо, это типичный пример олицетворения. Она называется Гостьей, к ней поэт обращается как обратился бы к человеку: «Гуляй».
Какие ковры предлагает расстилать зиме Иван Никитин?
Почему тяжело автору в стихотворении Фета?
Каких гонцов посылает весна в стихотворении Тютчева?
Благодаря своей фантазии и таланту писатель Владимир Одоевский смог превратить простую музыкальную табакерку, которую мальчик Миша получил в подарок от папы, в сказочный городок, полный странных жителей, каждый из которых выполняют свою часть общей работы.
Писатель хорошо знал как устроена музыкальная табакерка и представлял как она работает, откуда берется музыка. Но поставил перед собой задачу в простой и увлекательной манере рассказать об этом механическом чуде простым мальчикам и девочкам, для чего придумал свою сказочную историю. Он превратил детали механизма в живых обитателей табакерки и с помощью путешествия Миши мы ознакомились с их работой.
Рассказ от лица Миши про Городок в табакерке.
Когда папа подарил мне музыкальную табакерку я очень обрадовался и долго ее слушал и разглядывал.
Вдруг я увидел маленького мальчика-колокольчик а, в стальной юбочке, который поманил меня с собой.
Я боялся, что не пройду в двери, но как только я к ним приближался, они все становились больше и я легко в них проходил. Это меня удивило и обрадовало.
А потом мы вышли в волшебный городок. Там было такое замечательное черепаховое небо и золотое солнышко, а повсюду ходили веселые колокольчики, и большие и маленькие. Оказалось что у них разные голоса.
Я был в восхищении и поделился им с мальчиком-колокольчи ком.
Но тот сказал, что живется им не так весело. все время приходится проводить в городе, да дядьки-молоточки достают. И тут я увидел, что по площади ходят молоточки и бьют колокольчиков.
Я возмутился и спросил, зачем они так поступают. Молоточки послали меня к надзирателю.
Им оказался валик, который цеплял молоточки и те били колокольчиков.
Но и надзиратель сказал, что не он здесь главный и дальше я увидел прекрасный шатер, в котором жила царевна-пружинка. Это она толкала валик, который цеплял молоточки, которые били колокольчиков.
Я возмущенно спросил, зачем она это делает, но пружинка сказала что иначе не получится музыки. Я не поверил и прижал пружинку.
Она вдруг распрямилась, валик закрутился, молоточки стали бить как попало и зазвучала полная дребедень.
О чем важном хотел сказать автор в каждой части
1. Кто главные героини произведения А. С. Пушкина? Расскажи о них. Подумай, можешь ли ты в своём рассказе использовать такие слова: добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая, жадная, равнодушная. Объясни свой выбор. Дополни своими словами.
Царица, царевна.
Царевна добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая, трудолюбивая, наивная.
Царица жадная, равнодушная, злая, завистливая.
2. Прочитай описание внешнего вида и качеств характера героинь сказки.
Героиня Внешний вид Качества характера
Царица Высока, стройна, бела.. И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива
Царевна Белолица, черно-брова…Нраву кроткого такого…
Сравни описание главных героинь сказки: что общего и чем различаются? Можно ли сказать, что характер одной героини противопоставлен характеру другой?
Они обе красивы. Да, характер одной героини противопоставлен характеру другой.
3. Обсудите с другом, как автор относится к главным героиням. Почему вы так думаете?
К царевне автор относится с нежностью:
«И пошел к пустому месту
На прекрасную невесту
Посмотреть еще хоть раз»
Царицу автор не любит:
«Черт ли сладит с бабой гневной?»
4. Перечитай описание светлицы. Составь текст-описание.
«И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
Видит девица, что тут
Люди добрые живут;.
Отвели они девицу
Вверх во светлую светлицу.»
В светлице светло и просторно. Кругом стоят лавки, покрытые ковром. Стоит дубовый стол, печь с лежанкой, украшенная изразцами.
5. Сколько раз царица обращается к зеркальцу? Перечитай эти фрагменты.
6. Найди слова, которые говорят о скромности царевны.
Поэт говорит о царевне как о цветке: «. росла, росла, поднялась — и расцвела», «тихомолком расцветая. », то есть скромно, никому не навязываясь.
7. Перечитай строки, в которых Елисей обращается к солнцу, месяцу и ветру. Какие слова помогают представить солнце, месяц и ветер и понять отношение к ним героя? С какой интонацией ты прочитаешь их ответы Елисею? Почему? Приготовься к выразительному чтению этих строк.
Солнце: «свет наш солнышко», «ходишь круглый год по небу», «всех нас видишь. «
Месяц: «позолоченный рожок», «круглолицый,светлоокий», «ты встаешь во тьме глубокой».
Ветер: «могуч», «гоняешь стаи туч», «веешь на просторе», «не боишься никого».
8. Раздели сказку на части. Озаглавь каждую часть. Ответь на вопросы:
• Какие события происходят?
• Какие действуют герои? Какие слова помогают представить героев?
• О чём важном хотел сказать автор в каждой части?
• Подумай, какие иллюстрации можно было бы сделать к каждой части. Что именно нужно изобразить и почему?
9. Подробно перескажи одну из частей сказки. Подумай, какой план ты составишь. Запиши его в «Рабочую тетрадь». Выдели слова писателя, которые ты используешь в своём пересказе. Не забудь, что произведение А. С. Пушкина стихотворное.
10. Что роднит пушкинскую сказку с народными? Чем они различаются? Обсудите с другом.
Пушкинскую сказку роднит с народными наличие зачина, концовки, стиль повествования, сюжет. Но эта сказка написана в стихотворной форме.
О чем важном хотел сказать автор в каждой части
1. Можно ли по заглавию предположить, о чём сказка Аксакова? Изменится ли смысл произведения, если дать ему другое название: «Алый цветок», «Сёстры», «Подарки», «Чудище-юдище»?
По заглавию «Аленький цветочек» можно предположить, что сказка будет о нежном волшебном цветочке. Название «Алый цветок» звучит зловеще, название «Сестры» не отражает сюжета сказки, названия «Подарки» и «Чудище-юдище» тоже не подходят.
2. Обсудите с другом, чем старшие дочери отличаются от младшей дочери. Как поступки героинь помогают понять их характер?
3. Почему именно младшая дочь смогла помочь принцу-королевичу избавиться от колдовства?
Младшая сестра смогла помочь принцу-королевичу избавиться от колдовства, потому что она была доброй, заботливой и скромной. Она вызвалась спасти от злой участи своего отца, смогла разглядеть в чудище добрую душу.
4. Раздели сказку на части, озаглавь их. Подумай, как расскажет историю об аленьком цветочке младшая дочь.
1. Отъезд отца и просьбы дочерей
2. Поиск подарков
3. Договор с чудищем
4. Возвращение купца домой
5. Младшая дочь в замке у чудища
6. Жизнь чудища
7. Приезд в гости к отцу
8. Коварный замысел сестер
9. Настенька возвращается к чудищу
7. Снятие заклятья
Пересказ от лица младшей дочери:
Когда батюшка снова поехал за товаром, я попросила его привезти мне аленький цветочек, краше которого нет на белом свете. Этот цветочек привиделся мне во сне. Вернулся батюшка в печали. Я стала расспрашивать, что случилось. Ответил батюшка, что должен он вернуться к чудищу, у которого сорвал аленький цветочек. Но по моей вине должен страдать отец, и я отправилась вместо него к чудищу. Чудище встретило меня приветливо. Сначала я боялась его жуткого вида и голоса, но потом поняла, что его не нужно опасаться, стал он мне другом сердечным. Но соскучилась по батюшке, отпросилась повидать его, но велело чудище вернуться к назначенному часу. Дома радуюсь встрече с отцом и сестрами, но что-то не спокойно на сердце. Оказывается, сестры перевели часы, чтобы я опоздала. Не смогло чудище меня дождаться. Но любовь моя разбила проклятье, и превратился друг мой сердечный в прекрасного принца. Стали мы жить долго и счастливо.
5. Можно ли назвать сказку Аксакова волшебной? Почему? Запиши в «Рабочую тетрадь».
Сказку Аксакова можно назвать волшебной, потому что в ней происходит волшебство (превращения, чудесные перемещения с помощью кольца), есть волшебные предметы (зеркальце, колечко, аленький цветочек).
6. Что хотел сказать автор? Обсудите с другом.
7. Составь текст, в котором ты советуешь своему другу прочитать эту сказку. Запиши его в «Рабочую тетрадь».
На днях я прочитал сказку Аксакова «Аленький цветочек». Она произвела на меня огромное впечатление. Девушка не побоялась огромного чудища и своей добротой спасла его от злых чар. Это прекрасная волшебная сказка. Я советую тебе ее прочитать.