О чем ты воешь ветр ночной тютчев средства выразительности
Стихотворение «О чем ты воешь, ветр ночной. »
Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «О чем ты воешь, ветр ночной. » было написано Ф.И. Тютчевым в 30‑е годы. В мае 1836 года поэт послал его И.С. Гагарину. Впервые было напечатано в журнале «Современник» в 1836 году. Затем публиковалось в «Современнике» в 1854 и в 1868 году. Известно, что это произведение Л. Н. Толстой отметил буквами «Т. Г. К!» (Тютчев. Глубина. Красота).
Стихотворение относится к философской и пейзажной лирике. Жанр его – лирический фрагмент. Основная тема – непостижимый для человеческого разума мир природы.
Первая строфа содержит риторический вопрос, обращение лирического героя к ночному ветру:
О чем ты воешь, ветр ночной?
О чем так сетуешь безумно.
Что значит странный голос твой,
То глухо жалобный, то шумно?
Голос ночного ветра «странный», в нем слышится глухая жалоба, сетования на судьбу. Лирический герой восприимчив к этим звукам, язык их понятен его сердцу, но не разуму:
Понятным сердцу языком
Твердишь о непонятной муке –
То роешь и взрываешь в нем
Порой неистовые звуки!
Вторая строфа начинается обращением к ветру. Чувства героя при этом противоречивы. Ночные песни ветровые страшны ему, так как разум его не в силах постичь их истинного смысла, но вместе с тем «ночная душа» его жадно «Внимает повести любимой!». Сознание его боится пробуждения «заснувших бурь», за которыми стоит мир Хаоса, но сердце – «с беспредельным жаждет слиться». Заканчивается стихотворение вновь обращением к ветру:
О, бурь заснувших не буди –
Под ними хаос шевелится.
Как замечает Т.П. Буслакова, «в данном философском фрагменте особенно заметна такая черта художественного приема развертывания, как нарастание внутренней напряженности… Центральный образ ветра на протяжении стихотворения меняет характеристики: в нем происходит движение от изображения природного явления к передаче того таинственного толчка, который вызывает бурю в «смертной… груди»»[95].
Композиционно произведение делится на две части (построфно). Первая часть – это вопросы и первые, робкие, не до конца осознанные впечатления лирического героя. Вторая часть – это обращение к ветру и более отчетливый анализ собственных чувств, своего мироощущения.
Стихотворение написано восьмистишиями, размер его – четырехстопный ямб, перебиваемый пиррихием, рифмовка – перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («неистовые звуки», «страшных песен»), метафору и олицетворение («Как жадно мир души ночной Внимает повести любимой!», «Понятным сердцу языком Твердишь о непонятной муке»), риторический вопрос, в котором присутствует аллитерация и ассонанс («О чем ты воешь, ветр ночной. ), анафору («О чем ты воешь, ветр ночной? О чем так сетуешь безумно?…»), инверсию («Из смертной рвется он груди»).
Таким образом, душа лирического героя стихотворения обнажается через восприятие им природы. И в этом Тютчев близок М. Ю. Лермонтову.
Стихотворение «О вещая душа моя…» Ф.И. Тютчева
Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «О вещая душа моя…» было написано Ф.И. Тютчевым в 1855 году. Впервые было опубликовано в журнале «Русская беседа» в 1857 году. Произведение относится к философской лирике, жанр его – лирический фрагмент, стиль – романтический.
Как отмечают исследователи, это стихотворение ярко отражает полярность, двойственность мироощущения Тютчева. Поэт утверждает здесь двойственную природу человеческого существования – земную и небесную. Душа – это божественное начало в человеке. Сердце же – это его земная, материальная природа. В первой строфе поэт будто объединяет эти два начала, используя местоимение «ты»:
О, сердце полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия.
Как точно замечает Я.О. Зунделович, «первая строфа звучит как страстно‑напряженное признание поэтом тревожности его двойного бытия, преодолеть, избыть которое ему не дано. В троекратное восклицательное «О» вложил Тютчев нарастающее чувство своей тревоги, прибой которой особенно усиливается к концу строфы»[96]. Нарастание этой тревоги передается и глаголом «бьешься», и выражением «как бы», и восклицательной интонацией в последней строчке. Многоточие в финале строфы оставляет нам простор для размышлений. За порогом земной жизни у Тютчева – иной порог, и вот его‑то поэту перейти невозможно.
Вторая строфа построена по принципу антитезы. Здесь возникает мотив двоемирия. День, «болезненный и страстный», то есть жизнь земную, реальную, поэт противопоставляет ночи, сну «пророчески‑неясному», то есть жизни души. Человек у поэта живет в обеих этих сферах. И если в первой строфе это предположение было условным (это подчеркнуто выражением «как бы»), то во второй строфе мы видим безоговорочное утверждение причастности бытия двум мирам:
Так, ты – жилица двух миров,
Твой день – болезненный и страстный,
Твой сон – пророчески‑неясный,
Как откровение духов…
Исследователи также отмечают своеобразие в характеристике дня и ночи в данном произведении. «Здесь день не просто «земнородных оживленье», он исполнен тут болезненности и страстности; с другой стороны, ночь (сон) здесь не «обнажение» бездны, а момент каких‑то пророческих предощущений. Тютчев противопоставляет здесь день и ночь по степени их эмоциональной насыщенности, по определительности тех переживаний…, которые они несут душе‑сердцу поэта: блистательный день влечет к болезненному и страстному изживанию жизни, а ночь‑сон приоткрывает перед ним какие‑то пророческие откровения. Ночь открывает здесь перед поэтом не пугающую бездну, а… дает ему исход из мира ослепительных страстей в успокоительный полумрак»[97].
В третьей строфе поэт, казалось бы, пытается объединить два начала человеческой природе – земное и божественное, слить их воедино:
Пускай страдальческую грудь
Волнуют страсти роковые –
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.
Однако действительно ли эти отношения земного и небесного у Тютчева столь гармоничны? Скорее нет, чем да. Порывы душевные и земные у поэта разнонаправленны: «страдальческую грудь волнуют страсти роковые», душа же готова отрешиться от этих страстей, устремившись к небесному идеалу, к бесстрастию. Эта разновекторность человеческого бытия подчеркнута у поэта придаточным уступительным («Пускай страдальческую грудь Волнуют страсти роковые…»).
Композиционно произведение делится на три части (построфно). В первой строфе два начала человеческой природы объединены. Во второй и третьей строфах – они противопоставлены. Начинается и заканчивается стихотворение темой души, ее божественная природа подчеркнута в начале стихотворения словом «вещая», в финале – готовностью «К ногам Христа навек прильнуть». В этом плане мы можем говорить о кольцевой композиции.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катренами, рифмовка – кольцевая.
Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («вещая душа», твой сон – пророчески‑неясный»), сравнения («Душа готова, как Мария, К ногам Христа навек прильнуть»), метафору («О, вещая душа моя! О, сердце, полное тревоги, О, как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия»), анафору и синтаксический параллелизм («Твой день – болезненный и страстный, Твой сон – пророчески‑неясный»), риторическое восклицание («О, как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия!…»).
Стихотворение «О, вещая душа моя…» является программным в творчестве Тютчева. «Не природа, не стихия, не хаос, не ветер, не день, не свет, не тьма, не сон, не ночь… – «душа», вот слово, пронизывающее всю поэзию Тютчева, главное его слово. Нет другого поэта, который был бы загипнотизирован ею с такой страстью, так сосредоточен на ней. Это главный интерес, главная привязанность Тютчева. Не это ли, чуть ли не вопреки его воле, сделало поэзию Тютчева бессмертной?»[98].
Стихотворение «К.Б.» («Я встретил вас – и все былое…») Ф.И. Тютчева
Дата добавления: 2019-02-12 ; просмотров: 3932 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Анализ стихотворения «О чем ты воешь, ветер ночной. » Тютчева.
«О чем ты воешь, ветер ночной?» – стихотворение 30-х 19 столетия. Написал его Тютчев Фёдор Иванович.
История создания
Поэт уже с юности размышлял над человеческим бытием, а в зрелом возрасте стал думать о том, в чём смысл бытия и любви. При этом Фёдор Иванович был склонен к тому, чтобы смешивать философские мотивы с лирикой пейзажной, о чём стоит помнить, проводя анализ его стихотворного творчества.
Читайте по теме:
Поэт использует тему буйства природы. На самом деле она сравнивается с чувствами человека. Это характерно для творчества Тютчева Фёдора Ивановича.
Композиция
Можно условно разделить на 2 части. В первой из них показана мрачная обстановка природы, а второй – поэт говорит про любимую, образ которой вселяет слабую надежду на то, что будет лучше, чем было.
Стихотворение является эталоном философской лирики Тютчева. Много мыслей и размышлений изложены интересно.
Средства выразительности
Уже в первой строке поэт обращается к ветру. Можно отождествить поэта и лирического героя.
Читайте по теме:
Эпитеты
Страшных песен, непонятной муке – эпитеты, которые использует поэт. Он старался брать простые эпитеты, чтобы они создавали предельно простую, но мрачную атмосферу стихотворного полотна.
Олицетворения
«О чём ты воешь» – олицетворение. Данный троп является излюбленным, ведь Фёдор Иванович часто совмещает олицетворение и обращение. И этот момент нравится людям.
Метафоры
«Из смертной рвется он груди» – метафора. Тропы позволяют людям ориентироваться на то, чтобы читать красивые образы, которые просто облагораживают души читателей.
Языковые средства выразительности. Задание 26
Конспект для работы с заданием 26 ЕГЭ по русскому языку с примерами.
Тропы (эпитет, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, ирония, аллегория, символ).
ЛИТОТА – преуменьшение размеров или свойств предмета, человека, явления.
Жизнь человека – один миг.
Небо с овчинку.
Мальчик с пальчик.
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка…
Таракан, таракан, таракашечка, / Жидконогая козявочка-букашечка.
Синтаксические средства (вводные слова и словосочетания, восклицательные и вопросительные предложения, неполные предложения, обращения, сравнительные обороты, ряды однородных членов предложения, риторические вопросы, риторические обращения, односоставные предложения)
ВВОДНЫЕ СЛОВА/СЛОВОСОЧЕТАНИЯ — слова, словосочетания, не входящие в структуру предложения (к ним нельзя задать вопрос), выражающие отношение говорящего к высказыванию. В предложении выделяются запятыми.
К сожалению, все оказалось ложью.
По-моему, ты не понимаешь меня.
Он, видимо, думает об экзамене.
Приёмы (анафора, эпифора, антитеза, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, цитирование, диалог, парцелляция, синтаксический параллелизм, оксюморон)
НЕОЛОГИЗМ — новое, не так давно вошедшее в язык слово или словосочетание. Неологизмы появляются в языке в двух случаях: 1) возникают для обозначения новых, ранее не существовавших предметов, явлений, понятий; 2) вводятся писателями.
Наибольшее количество неологизмов, укоренившихся в русском литературном языке, ввел Николай Михайлович Карамзин, стоявший у истоков его формирования («благотворительность», «будущность», «влияние», «влюблённость», «вольнодумство», «гармония», «достопримечательность», «занимательный», «катастрофа», «моральный», «ответственность», «первоклассный», «подозрительность», «промышленность», «сосредоточить», «сцена», «трогательный», «утончённость», «человечный», «эстетический», «эпоха»
Лексические средства выразительности (синонимы, антонимы, фразеологизмы, разговорная и просторечная лексика, книжная лексика, оценочная лексика, диалектизмы, устаревшая лексика, неологизмы, термины)
Фонетические средства (ассонанс, аллитерация, звукоподражание)
Определите, какие средства языковой выразительности употреблены в следующих предложениях:
1. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.
2. И звезда с звездою говорит.
3. Глухие тайны мне поручены…
4. Ниже тоненькой былиночки / Надо голову клонить…
5. Мы читали Пушкина.
6. В крови горит огонь желаний.
7. Люди в белых халатах помогли ему.
8. Он мой заклятый друг.
9. Белые воротнички – основные посетители этого кафе.
10. И стройных жниц короткие подолы, / Как флаги в праздник, по ветру летят.
11. Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая…
12. Твой ум глубок, что море. / Твой дух высок, что горы.
13. Блажен, кто смолоду был молод, / Блажен, кто вовремя созрел…
14. И волны теснятся, и мчатся назад, / И снова приходят и о берег бьют…
15. Ночь, улица, фонарь, аптека, / Бессмысленный и тусклый свет.
16. Деточка, все мы немножко лошади, /Каждый из нас по-своему лошадь…
17. Все грани чувств, все грани правды стерты / В мирах, в годах, в часах.
18. Послушай… Далеко, на озере Чад, / Изысканный бродит жираф.
19. Во всем мне хочется дойти до самой сути. / В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.
20. А вы, надменные потомки / Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки / Игрою счастия обиженных родов!
21. И какой же русский не любит быстрой езды?
Анализ стихотворения «О чём ты воешь, ветр ночной?» (Тютчев Ф. И.)
В 1836 году Ф. И. Тютчев написал стихотворение «О чём ты воешь, ветр ночной?», которое относится к философской лирике. В нём автор рассуждает о любви и страданиях человека, которые встречаются на протяжении всей его жизни. Лирический герой страдает и мучается из-за чувств, которые испытывает своей душой и сердцем.
Он вспоминает о боли, которая осталась в прошлом, о любви, которая также ушла и теперь существует лишь в его памяти. Всё это приходит к лирическому герою вместе с образом ветра, который вездесущ, ему подвластно время. Он может пролететь любое расстояние, принося с собой плохое и хорошее, доброе и злое.
В стихотворении автор пишет о любви. О той любви, которую лирический герой не хочет трогать и шевелить в себе. Он боится, как бы она снова не проснулась и не расцвела в нём, предпочитая оставлять её лишь воспоминанием.
Для наиболее полного раскрытия авторского замысла Ф. И. Тютчев использует эпитеты. Например, «неистовые звуки» или «из смертной груди», что дополняет чувства лирического героя и позволяет понять его проблему, а также глубину боли и страданий, пережить их вместе с ним. Глаголы, используемые автором, например, «твердишь», отмечают, что всё происходящее повторялось уже ни один раз. «Рвётся» говорит о недосказанности чувств лирического героя, которые пытаются вырваться наружу всё это время, но не могут, их очень крепко держат внутри себя, не выпуская в люди.
Ф. И. Тютчев в своём стихотворении «О чём ты воешь, ветр ночной?» использует высокую лексику, прибегая к перекрёстной рифме. Размером данного произведения является хорей.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Краткий анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Вечер»
1. История создания
Точная дата создания стихотворения неизвестна. Приблизительно оно было создано поэтом с 1925 по 1929 год.
Поводом послужила тоска по Родине, которую испытывал молодой Ф. И. Тютчев вдалеке от родного дома. Он, служивший в Коллегии иностранных дел, был отправлен послом в далекий Мюнхен.
2. Литературное направление
Ф. И. Тютчев создает стихотворение под влиянием реалистического литературного направления. Его пейзажная лирика получила особое название: натурфилософская поэзия.
3. Род
Произведение относится к роду лирики.
4. Жанр
Жанр стихотворения «Вечер» — пейзажная лирика с элементами торжественной оды. Его содержание — описание родной природы.
5. Проблематика
Главная проблема произведения — взаимосвязь и взаимопроникновение природных явлений, составляющих единое целое в окружающем мире.
6. Тематика
Тема стихотворения — описание спокойной засыпающей природы, момента, когда вечер идет на смену дню.
7. Идея
Главная мысль не звучит в стихотворении открыто. Своими незабываемыми строками Тютчев пытался рассказать о влиянии природы на душевное состояние человека. Засыпающая природа оказывает умиротворяющее воздействие на человека.
8. Пафос
Строки стихотворения «Вечер» звучат торжественно и плавно, как некое неразгаданное великое таинство мира природы.
9. Система образов
В стихотворении отсутствуют обычные герои. Образы символичны и размыты.
Главным персонажем произведения можно считать наступающий вечер. Его образ складывается из маленьких деталей, эпизодических героев пейзажной зарисовки: «далекий колокольный звон», «журавлиная стая», «звучные листья», «вешнее море», долина, тень.
Соединяясь вместе, они создают единое целое — постепенное угасание дня.
10. Центральные персонажи
Центральный герой — вечер, который постепенно овладевает миром. Читателя окружают затихающий колокольный звон, незаметно ложащаяся по долине тень. Из незначительных эпизодов складывается образ главного действующего лица стихотворения: осеннего вечера.
11. Лирический герой
Мысли и чувства лирического героя созвучны ощущениям автора произведения. Тютчев устами лирического героя рассказывает об одном из таинств природы: сумерках, плавно переходящих в вечер.
Лирический герой и великий лирик в стихотворении «Вечер» сливаются в единое целое.
12. Сюжет
На первый взгляд стихотворение бессюжетно, но если вчитаться внимательнее, можно заметить едва уловимые изменения.
Вначале произведения мы видим предвестники наступающего вечера: звуки становятся тише, «колокольный звон» замирает «в звучных листьях», движении останавливаются, «как море не колыхнет день».
А затем внезапно вечер вступает в свои права: « и торопливей, молчаливей ложится по долине тень».
13. Композиция
В основе композиции небольшого произведения лежит анафора. В двух катренах, включающих в себя два предложения, трижды используется одинаковое начало: «Как…».
Обе строфы произведения, неразрывно связанные друг с другом, рисуют незабываемую картину тихого вечера. Пейзажная зарисовка статична и одновременно наполнена чуть уловимым движением.
14. Художественное своеобразие
Ф. И. Тютчеву удалось передать словами зыбкое состояние угасания дня, сумерек.
Мы не замечаем момента его начала, не улавливаем последнего аккорда. Точно так же стихотворение не имеет начала, первая строка, будто продолжение какой-то фразы, начинается с союза «как». Следующие строчки нанизывают сравнения одно на другое, доводят читателя до финала. И неожиданно сразу «торопливо» «молчаливо» обрушивается вечер.
15. Размер, рифма, строфика
Чудное произведение стоит всего из двух четверостиший, написанных четырехстопным ямбом.
Автор использует перекрестную рифмовку (АБАБ), в которой чередуются мужская и женская рифмы.
16. Средства художественной выразительности
В маленьком по размеру стихотворении поэт использует своеобразный синтез средств художественной выразительности. По воле автора один троп становится частью другого, создавая гармоничную картину происходящего.
Поэт олицетворяет явления природы с помощью метафоры: «море не колыхнет день» и эпитетов: «торопливо, молчаливо ложится тень».
В каждой строфе использует необычные сравнения: «колокольный звон, как шум от стаи журавлиной», вечер «как море вешнее в разливе».
Объединяясь вместе, средства художественной выразительности помогают понять читателю взаимосвязь явлений природы.
17. Значение произведения
Значение стихотворения «Вечер» заключается в том эстетическом удовольствии, которое получает читатель. Наблюдая волшебное перевоплощение природы, человек забывает о проблемах, успокаивается, и верит, что ночь обязательно сменит утро.
18. Актуальность
Взаимосвязь человека с миром природы — это тема, которая никогда не потеряет своей актуальности.
Стихотворение Тютчева — гимн гармоничному устройству природы. И пока человек ощущает себя частью окружающего мира, в его жизни будет порядок, красота и гармония.
19. Мое отношение
Строки стихотворения Ф. И. Тютчева «Вечер» завораживают с первого прочтения. Еще не понимая глубины содержания, я была покорена красотой звучания строк, мелодичностью и спокойствием.
Перечитав стихотворение, я поняла, что речь идет об обычном наступлении вечера. Оказывается, любое явление природы может быть поэтичным и необыкновенным.
20. Чему учит
Стихотворение великого поэта учит нас быть внимательнее к миру природы. «Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться…», и тогда поймешь, что привычное и обычное может раскрыться с другой стороны и быть поэтичным и прекрасным.