О чем ты говоришь удивленно спросил отец с удивлением
Найдите в тексте лексические ошибки и объясните, чем они вызваны. Перепишите пред??ожения, исправляя ошибки. 1)О чем ты говоришь? – удивленно спросил отец, с удивлением посмотрев на дочь. 2)Бобёр – животное из отряда грызунов. 3)Карл Брюллов рисовал картину А.С. Пушкина. 4)В дороге машина заглохла, и мы оказались в просторном поле, среди сильных сугробов. 5)После прочтения статьи непринужденно начинаешь задумываться над вопросами нравственности. 6)Ведь взгляд на что-тодетскими, ничего не знающими еще в этом мире глазами может стать поводом для серьезных размышлений. 7)Многие люди сегодня помогают нуждающимся, занимаются благотворительностью безвозмездно. 8)В новом магазине проводилась дегустация игривого вина. 9)Благодаря засухе урожай оказался низким. 10)Все отмечают благоустроенность жителей заново отстроенного посёлка. 11)Юношу не устраивала будняя жизнь. 12)Перед выпускниками нашего факультета не стоят дилеммы устройства на работу. 13)Если тебе срочно нужны деньги, то я тебе займу. 14)Он все делает инкогнито, ни с кем не советуется. 15)Для всех очевидна внутренняя подоплёка этих заявлений. 16)В наше время многие молодые люди настолько увлекаются своим хобби, что политика их совершенно не интересует. 17)Уважаемые учителя, примите наши поздравления с вашим нелёгким, но нетрудным праздником. 18)Когда Екатерина Воронцова вышла замуж за Дашкова, в старинную московскую патриаршую семью, ей пришлось учиться говорить на родном языке, так как русского она не знала. 19)Глядя в зерцало, жених подкручивает усы.
?ожения, исправляя ошибки. 1)О чем ты говоришь? – удивленно спросил отец, с удивлением посмотрев на дочь. 2)Бобёр – животное из отряда грызунов. 3)Карл Брюллов рисовал картину А.С. Пушкина. 4)В дороге машина заглохла, и мы оказались в просторном поле, среди сильных сугробов. 5)После прочтения статьи непринужденно начинаешь задумываться над вопросами нравственности. 6)Ведь взгляд на что-тодетскими, ничего не знающими еще в этом мире глазами может стать поводом для серьезных размышлений. 7)Многие люди сегодня помогают нуждающимся, занимаются благотворительностью безвозмездно. 8)В новом магазине проводилась дегустация игривого вина. 9)Благодаря засухе урожай оказался низким. 10)Все отмечают благоустроенность жителей заново отстроенного посёлка. 11)Юношу не устраивала будняя жизнь. 12)Перед выпускниками нашего факультета не стоят дилеммы устройства на работу. 13)Если тебе срочно нужны деньги, то я тебе займу. 14)Он все делает инкогнито, ни с кем не советуется. 15)Для всех очевидна внутренняя подоплёка этих заявлений. 16)В наше время многие молодые люди настолько увлекаются своим хобби, что политика их совершенно не интересует. 17)Уважаемые учителя, примите наши поздравления с вашим нелёгким, но нетрудным праздником. 18)Когда Екатерина Воронцова вышла замуж за Дашкова, в старинную московскую патриаршую семью, ей пришлось учиться говорить на родном языке, так как русского она не знала. 19)Глядя в зерцало, жених подкручивает усы.
Также наши пользователи интересуются:
⭐⭐⭐⭐⭐ Лучший ответ на вопрос «Найдите в тексте лексические ошибки и объясните, чем они вызваны. Перепишите пред?» от пользователя Лина Евсеенко в разделе Русский язык. Задавайте вопросы и делитесь своими знаниями.
Найдите в тексте лексические ошибки и объясните, чем они вызваны?
Найдите в тексте лексические ошибки и объясните, чем они вызваны.
Перепишите предложения, исправляя ошибки.
1)О чем ты говоришь?
– удивленно спросил отец, с удивлением посмотрев на дочь.
2)Бобёр – животное из отряда грызунов.
3)Карл Брюллов рисовал картину А.
4)В дороге машина заглохла, и мы оказались в просторном поле, среди сильных сугробов.
5)После прочтения статьи непринужденно начинаешь задумываться над вопросами нравственности.
7)Многие люди сегодня помогают нуждающимся, занимаются благотворительностью безвозмездно.
8)В новом магазине проводилась дегустация игривого вина.
9)Благодаря засухе урожай оказался низким.
10)Все отмечают благоустроенность жителей заново отстроенного посёлка.
11)Юношу не устраивала будняя жизнь.
12)Перед выпускниками нашего факультета не стоят дилеммы устройства на работу.
13)Если тебе срочно нужны деньги, то я тебе займу.
14)Он все делает инкогнито, ни с кем не советуется.
15)Для всех очевидна внутренняя подоплёка этих заявлений.
16)В наше время многие молодые люди настолько увлекаются своим хобби, что политика их совершенно не интересует.
17)Уважаемые учителя, примите наши поздравления с вашим нелёгким, но нетрудным праздником.
18)Когда Екатерина Воронцова вышла замуж за Дашкова, в старинную московскую патриаршую семью, ей пришлось учиться говорить на родном языке, так как русского она не знала.
19)Глядя в зерцало, жених подкручивает усы.
1)О чем ты говоришь?
– удивленно спросил отец, ВНИМАТЕЛЬНОпосмотрев на дочь.
2)БОБР – животное из отряда грызунов.
3)Карл Брюллов рисовал ПОРТРЕТ А.
4)В дороге машина заглохла, и мы оказались в ОТКРЫТОМ поле, средиГЛУБОКИХ сугробов.
5)После прочтения статьи невольно начинаешь задумываться Онравственности.
8)В новом магазине проводилась дегустация ИГРИСТОГО вина.
10)Все отмечают благоустроенность жиЛЬЯ заново отстроенного посёлка.
11)Юношу не устраивала БУДНИЧНАЯ жизнь.
12)Перед выпускниками нашего факультета не стоят ПРОБЛЕМЫ устройства на работу.
13)Если тебе срочно нужны деньги, то я тебе ОДОЛЖУ.
14)Он все делает В ОДИНОЧКУ, ни с кем не советуется.
15)Для всех очевидна подоплёка этих заявлений.
16)В наше время многие молодые люди настолько ЗАНЯТЫсвоим хобби, что политика их совершенно не интересует.
17)Уважаемые учителя, примите наши поздравления с вашим нелёгким, но ВАЖНЫМ праздником.
18)Когда Екатерина Воронцова вышла замуж за Дашкова, в старинную московскую ПАТРИАРХАЛЬНУЮсемью, ей пришлось учиться говорить на родном языке, так как русского она не знала.
19)Глядя в зерКАЛО, жених подкручивает усы.
Помогите пожалуйста, совсем не помню школьную программу, а очень срочно надо?
Помогите пожалуйста, совсем не помню школьную программу, а очень срочно надо.
Отредактируйте их : 1.
Онегину пришлось смириться с тем, что Татьяна никогда не станет его женой и жить с душевной раной в сердце.
2. Многие молодые люди в наше время настолько увлекаются своим хобби, что политика их совершенно не интересует.
Блока все двенадцать унаследовали в себе остатки «старого мира», поэт в своей поэме этот старый мир изображает в образе паршивого пса.
Пушкина читаем : автомедонты наши бойки, неутомимы наши тройки.
Автор говорит здесь о русских ящиках.
Что в этом отрывке намекает на то, что Пушкин хорошо знал текст «Иллиады» Гомера.
Наш сосед был очень тихим и спокойным человеком?
Наш сосед был очень тихим и спокойным человеком.
. закончите предложения и запишите их.
Объясните значения фразеологизмов.
Москва, России дочь любима, где равную тебе сыскать?
Вот молодой юноша учитесь у старших.
3) Москва, России дочь любима, где равную тебе сыскать?
4) Вот молодой юноша учитесь у старших.
Перепишите предложение, выделяя лексические ошибки и укажите её тип?
Перепишите предложение, выделяя лексические ошибки и укажите её тип.
Напишите свой вариант исправления : Нашим специалистам предстоит решить не одну дилемму.
Синтаксический разбор предложения : Новый язык надо учить потому, что он проложит в тебе дорогу к другим людям?
Синтаксический разбор предложения : Новый язык надо учить потому, что он проложит в тебе дорогу к другим людям.
В каком предложении есть грамматические ошибки на управление?
В каком предложении есть грамматические ошибки на управление?
1 Преподаватель указал о том, что в работе имеется ряд ошибок 2 Все это говорило о том, что, несмотря на сильный состав зарубежных участников турнира, наши мастера могут с честью бороться с ними 3 Ответ по заявлению был получен немедленно 4 Многие молодые режиссеры добились больших успехов в создании интересных кинофильмов.
Какая лексическая ошибка в предложении, и объяснить почему?
Какая лексическая ошибка в предложении, и объяснить почему.
Необходимо под нашей эгидой, или по русски говоря, под нашей крышей вести научные исследования.
Основная Мысль Данного Текста?
Основная Мысль Данного Текста.
На территории нашей огромной страны живет множество разных народов.
У каждого народа есть свой родной язык который передается из поколения в поколения.
Благодаря родному языку люди не только общаются друг с другом, но и хранят историю, культуру, традиции своего народа, ощущают себя его частью.
Родным называют язык, на котором мы начинаем говорить и думать с раннего детства, перенимая его от окружающих нас взрослых людей, от своих родных.
В течение всей жизни мы учимся пользоваться своим языком для общения с другими людьми.
Знание языка необходимо нам для учебы и работы.
Язык помогает людям договариваться о том, как нужно вести себя в обществе.
В нашей многонациональной стране русский является государственным языком.
Это общий язык для людей разный национальностей России.
Многие из этих людей с детства могут говорить на двух языках : на своем родном и на русском.
Слепой музыкант (Короленко В. Г., 1886)
В дальнем конце сада стояла старая заброшенная мельница. Колеса давно уже не вертелись, валы обросли мхом, и сквозь старые шлюзы просачивалась вода несколькими тонкими, неумолчно звеневшими струйками. Это было любимое место слепого. Здесь он просиживал целые часы на парапете плотины, прислушиваясь к говору сочившейся воды, и умел прекрасно передавать на фортепиано этот говор. Но теперь ему было не до того… Теперь он быстро ходил по дорожке с переполненным горечью сердцем, с искаженным от внутренней боли лицом.
Заслышав легкие шаги девушки, он остановился; Эвелина положила ему на плечо руку и спросила серьезно:
— Скажи мне, Петр, что это с тобой? Отчего ты такой грустный?
Быстро повернувшись, он опять зашагал по дорожке. Девушка пошла с ним рядом.
Она поняла его резкое движение и его молчание и на минуту опустила голову. От усадьбы слышалась песня:
Смягченный расстоянием, молодой, сильный голос пел о любви, о счастье, о просторе, и эти звуки неслись в тишине ночи, покрывая ленивый шепот сада…
Там были счастливые люди, которые говорили об яркой и полной жизни; она еще несколько минут назад была с ними, опьяненная мечтами об этой жизни, в которой е м у не было места. Она даже не заметила его ухода, а кто знает, какими долгими показались ему эти минуты одинокого горя…
Эти мысли прошли в голове молодой девушки, пока она ходила рядом с Петром по аллее. Никогда еще не было так трудно заговорить с ним, овладеть его настроением. Однако она чувствовала, что ее присутствие понемногу смягчает его мрачное раздумье.
Действительно, его походка стала тише, лицо спокойнее. Он слышал рядом ее шаги, и понемногу острая душевная боль стихала, уступая место другому чувству. Он не отдавал себе отчета в этом чувстве, но оно было ему знакомо, и он легко подчинялся его благотворному влиянию.
— Что с тобой? — повторила она свой вопрос.
— Ничего особенного, — ответил он с горечью. — Мне только кажется, что я совсем лишний на свете.
Песня около дома на время смолкла, и через минуту послышалась другая. Она доносилась чуть слышно; теперь студент пел старую «думу», подражая тихому напеву бандуристов. Иногда голос, казалось, совсем смолкал, воображением овладевала смутная мечта, и затем тихая мелодия опять пробивалась сквозь шорох листьев…
Петр невольно остановился, прислушиваясь.
— Знаешь, — заговорил он грустно, — мне кажется иногда, что старики правы, когда говорят, что на свете становится с годами все хуже. В старые годы было лучше даже слепым. Вместо фортепиано тогда бы я выучился играть на бандуре и ходил бы по городам и селам… Ко мне собирались бы толпы людей, и я пел бы им о делах их отцов, о подвигах и славе. Тогда и я был бы чем-нибудь в жизни. А теперь? Даже этот кадетик с таким резким голосом, и тот, — ты слышала? — говорит: жениться и командовать частью. Над ним смеялись, а я… а мне даже и это недоступно.
Голубые глаза девушки широко открылись от испуга, и в них сверкнула слеза.
— Это ты наслушался речей молодого Ставрученка, — сказала она в смущении, стараясь придать голосу тон беззаботной шутки.
— Да, — задумчиво ответил Петр и прибавил: — У него очень приятный голос. Красив он?
— Да, он хороший, — задумчиво подтвердила Эвелина, но вдруг, как-то гневно спохватившись, прибавила резко: — Нет, он мне вовсе не нравится! Он слишком самоуверен, и голос у него неприятный и резкий.
Петр выслушал с удивлением эту гневную вспышку. Девушка топнула ногой и продолжала:
— И все это глупости! Это все, я знаю, подстраивает Максим. О, как я ненавижу теперь этого Максима.
— Что ты это, Веля? — спросил удивленно слепой. — Что подстраивает?
— Ненавижу, ненавижу Максима! — упрямо повторяла девушка. — Он со своими расчетами истребил в себе всякие признаки сердца… Не говори, не говори мне о них… И откуда они присвоили себе право распоряжаться чужою судьбой?
Она вдруг порывисто остановилась, сжала свои тонкие руки, так что на них хрустнули пальцы, и как-то по-детски заплакала.
Слепой взял ее за руки с удивлением и участием. Эта вспышка со стороны его спокойной и всегда выдержанной подруги была так неожиданна и необъяснима! Он прислушивался одновременно к ее плачу и к тому странному отголоску, каким отзывался этот плач в его собственном сердце. Ему вспомнились давние годы. Он сидел на холме с такою же грустью, а она плакала над ним так же, как и теперь…
Но вдруг она высвободила руку, и слепой опять удивился: девушка смеялась.
— Какая я, однако, глупая! И о чем это я плачу?
Она вытерла глаза и потом заговорила растроганным и добрым голосом:
— Нет, будем справедливы: оба они хорошие. И то, что он говорил сейчас, — хорошо. Но ведь это же не для всех.
— Для всех, кто может, — сказал слепой.
— Какие пустяки! — ответила она ясно, хотя в ее голосе вместе с улыбкой слышались еще недавние слезы. — Ведь вот и Максим воевал, пока мог, а теперь живет, как может. Ну и мы…
— Не говори: мы! Ты — совсем другое дело…
— Потому что… Ну да потому, что ведь ты на мне женишься, и, значит, наша жизнь будет одинакова.
Петр остановился в изумлении.
— Я. На тебе. Значит, ты за меня… замуж?
— Ну да, ну да, конечно! — ответила она с торопливым волнением. — Какой ты глупый! Неужели тебе никогда не приходило это в голову? Ведь это же так просто! На ком же тебе и жениться, как не на мне?
— Конечно, — согласился он с каким-то странным эгоизмом, но тотчас спохватился.
— Послушай, Веля, — заговорил он, взяв ее за руку. — Там сейчас говорили: в больших городах девушки учатся всему, перед тобой тоже могла бы открыться широкая дорога… А я…
— А я… слепой! — закончил он совершенно нелогично.
И опять ему вспомнилось детство, тихий плеск реки, первое знакомство с Эвелиной и ее горькие слезы при слове «слепой»… Инстинктивно почувствовал он, что теперь опять причиняет ей такую же рану, и остановился. Несколько секунд стояла тишина, только вода тихо и ласково звенела в шлюзах. Эвелины совсем не было слышно, как будто она исчезла. По ее лицу действительно пробежала судорога, но девушка овладела собой, и, когда она заговорила, голос ее звучал беспечно и шутливо.
— Так что же, что слепой? — сказала она, — но ведь если девушка полюбит слепого, так и выходить надо за слепого… Это уж всегда так бывает, что же нам делать?
— Полюбит… — сосредоточенно повторил он, и брови его сдвинулись, — он вслушивался в новые для него звуки знакомого слова… — Полюбит? — переспросил он с возрастающим волнением.
— Ну да! Ты и я, мы оба любим друг друга… Какой ты глупый! Ну, подумай сам: мог ли бы ты остаться здесь один, без меня.
Лицо его сразу побледнело, и незрячие глаза остановились, большие и неподвижные.
Было тихо; только вода все говорила о чем-то журча и звеня. Временами казалось, что этот говор ослабевает и вот-вот стихнет; но тотчас же он опять повышался и опять звенел без конца и перерыва. Густая черемуха шептала темною листвой; песня около дома смолкла, но зато над прудом соловей заводил свою…
— Я бы умер, — сказал он глухо.
Ее губы задрожали, как в тот день их первого знакомства, и она сказала с трудом слабым, детским голосом:
— И я тоже… Без тебя, одна… в далеком свете…
Он сжал ее маленькую руку в своей. Ему казалось странным, что ее тихое ответное пожатие так непохоже на прежние: слабое движение ее маленьких пальцев отражалось теперь в глубине его сердца. Вообще, кроме прежней Эвелины, друга его детства, теперь он чувствовал в ней еще какую-то другую, новую девушку. Сам он показался себе могучим и сильным, а она представилась плачущей и слабой. Тогда, под влиянием глубокой нежности, он привлек ее одною рукой, а другою стал гладить ее шелковистые волосы.
И ему казалось, что все горе смолкло в глубине сердца и что у него нет никаких порывов и желаний, а есть только настоящая минута.
Соловей, некоторое время пробовавший свой голос, защелкал и рассыпался по молчаливому саду неистовою трелью. Девушка встрепенулась и застенчиво отвела руку Петра.
Он не противился и, отпустив ее, вздохнул полною грудью. Он слышал, как она оправляет свои волосы. Его сердце билось сильно, но ровно и приятно; он чувствовал, как горячая кровь разносит по всем телу какую-то новую сосредоточенную силу. Когда через минуту она сказала ему обычным тоном: «Ну, теперь вернемся к гостям», он с удивлением вслушивался в этот милый голос, в котором звучали совершенно новые ноты.
О чем ты говоришь удивленно спросил отец с удивлением
А ВТОРЕФЕРАТЫ КАНДИДАТСКИХ, ДОКТОРСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Учебно-методическое пособие адресовано студентам-нефилологам,
изучающим дисциплину «Русский язык и культура речи», и представляет собой сборник упражнений.
Учебно-методическое пособие рассмотрено на заседании кафедры русского языка 18.11.2013 года, протокол № Рецензент – старший преподаватель Девятова И.И.
Раздел 1. Ортология Ортология – наука о правильности речи. Правильность речи является фундаментом языковой культуры, без нее не может развиваться ни искусство устной и письменной речи, ни литературное художественное мастерство, ни обыденное общение.
1.1 Лексические нормы Упражнение 1. Знаете ли вы термины родства? Пользуясь толковым словарем, объясните значение слов.
Невеста, невестка, жених, сватья, сват, зять, золовка, шурин, тётя, дядя, свекровь, свояченица, тесть, тёща, кум, кума, внук, внучка, Упражнение 2. Составьте максимум возможных словосочетаний (глагол + существительное, существительное + прилагательное) со словами:
Внимание, власть, выборы, дискуссия, значение, интерес, оппозиция, пари, тема, приговор, победа, решение, ущерб.
Уместно ли использованы иноязычные слова в данных предложениях?
Проверьте их значения по «Словарю иностранных слов».
1. За инфернальные выражения футболист был оштрафован.
2. Эти замечательные люди видят во всех презумпцию добра, авансируют доверие и положительное отношение.
3. Первой леди кондитерской фабрики стала молодой технолог Надежда Сыромятникова.
4. В этот день мы смогли посмотреть и дефиле свадебных нарядов.
5. Давно зная Игоря, я с уверенностью могу сказать, что он живёт на максимуме человеческих возможностей.
6. Тридцать лет своей биографии она посвятила науке.
7. И с каждым днём всё сильнее ностальгия по прекрасному.
8. Магазины спорттоваров предлагают в большом ассортименте сувениры Олимпиады.
Упражнение 4. Найдите в предложениях ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Предложите варианты исправления.
1. В этом разговоре он допустил сильную ошибку.
2. Уставший и замёрзший Володя стал искать дорогу домой, но ещё долго гулял по незнакомому лесу.
3. В отчёте приводятся статистические данные, свидетельствующие о падении количества нераскрытых преступлений.
4. В Калининграде отмечено подорожание цен на молочные продукты.
5. Зал Филармонии едва смог вместить необъятное количество гостей.
6. По сообщениям полиции, грабитель ворвался в магазин с ножом наперевес.
7. Вопрос пойдет о том, как увеличить количество мест в детских садах.
8. Сеть салонов красоты «Семь звёзд» дружит с препаратами немецкой фирмы «Шварцкопф».
Упражнение 5.Составьте словосочетания, выбирая слова из первой и второй группы с учетом их лексической сочетаемости.
а) Караван, отара, табун, косяк, рой, группа, толпа, стая, клин, стадо.
б) Демонстрантов, коров, рыбы, журавлей, овец, пчёл, верблюдов, лошадей, экскурсантов, волков.
Упражнение 6. Используя словарные материалы, определите значение слова «низкий», «короткий» в следующих словосочетаниях.
Низкий поклон, низкий стол, низкий слог, низкая температура, низкий лоб, низкий человек, низкие удары колокола, низкие цены, шёлк низкого качества, низкая клевета, низкое происхождение, низкая нота.
Коротким ударом сбить с ног, бег на короткие дистанции, короткое вступительное слово, коротко знаком со многими известными людьми, короткий обморок, короткий рассказ, короткая стрижка, жизнь коротка, короткие каникулы.
небольшого размера от низа до верха;
2) расположенный или происходящий на небольшой высоте от земли, от поверхности чего-либо;
3) не достигающий нормы, среднего или обычного уровня;
небольшой, незначительный (по количеству, силе, степени и т.п.);
4) неудовлетворительный по качеству;
5) бесчестный, подлый;
6) (обычно с сущ. мн.) лишённый духовности, возвышенного содержания;
7) (устар.) не принадлежащий к привилегированному слою населения, неродовитый. 8) (устар.) не возвышенный;
простонародный (о языке, стиле и т.п.);
9) характеризующийся небольшим числом колебаний;
густой (о звуке, голосе).
Короткий – 1) небольшой, малый по длине;
2) непродолжительный, малый по времени;
3) (разг.) Низкий, невысокий, небольшого роста;
4) краткий, немногословный;
5) быстрый, решительный;
6) близкий, дружественный, приятельский.
Упражнение 7. Объясните значение омонимов, употребив слова в минимальном контексте (составьте с ними словосочетания или предложения).
Образец: Колоть противника копьём. Колоть дрова.
Брак, хром, кулак, мина, заставить, три, слог, пост, мол, шашка, печь, подножка, разряд, такт.
Упражнение 8. Объясните разницу в значении синонимов.
6) вакантный – незамещенный – незанятый – свободный;
безграничный – безмерный – необъятный – безбрежный –всеобъемлющий;
9) мечта – греза – видение – иллюзия – бредни – утопия – фантазия ум – разум – рассудок – смысл – догадливость – догадка – 10) сметка.
Упражнение 9. Объясните значения книжных слов путем подбора синонимов или по толковому словарю. С выделенными словами составьте предложения.
а) Анахронизм, аксессуар, альтернатива, альтруизм, атрибут, вето, волюнтаризм, демагогия, директива, депрессия, инкогнито, контекст, нюанс, компетенция, лейтмотив, олигарх, горнило, тенденция, меценат, курьез, сонм, реванш, эклектика, статус-кво, филофонист;
б) аналогичный, адекватный, оптимальный, нерациональный, тривиальный, электоральный, уникальный, тоталитарный, реформаторский, мотивированный, неординарный, потенциальный, тщетный, доминантный, стратегический;
в) изречь, ваять, имитировать, интерпретировать, персонифицировать, проецировать, постулировать, радеть, скандировать, фискалить, шифровать.
Упражнение 10. Подберите русские синонимы к иностранным словам, Объясните, в каких случаях целесообразнее использовать иностранные слова и в каких – их русские синонимы.
Амбиция, брутальный, буктрейлер, вердикт, гламур, лексикон, мемуары, обструкция, стартап, фауна, флора, фойе, харизма.
Упражнение 11. В следующих примерах все прилагательные должны обозначать высшую степень проявления того, что названо существительным.
Перепишите, составляя правильные словосочетания.
Яростная болезнь, суровое изменение, глубокое сопротивление, богатое наказание, упорный опыт, тяжёлый улов.
Упражнение 12. Объясните значения паронимов путем подбора синонимов. При затруднении обратитесь к толковому словарю.
б) двойной – двойственный, болотный – болотистый, коллективистский – коллективный, разный – различный, стеклянный – стекольный;
в) встать – стать, надеть – одеть, руководить – руководствоваться.
Упражнение 13. Найдите нарушения лексической нормы. Объясните, с чем они связаны. Исправьте предложения.
В СМИ подробно освещалось возвращение мальчика.
1) Речь идёт о полном излечении алкоголиков и других заболеваний.
2) 30 лет своей биографии она посвятила любимому театру.
3) В очередной раз открывая «Балтийские сезоны», мы можем с 4) уверенностью утверждать, что Калининграду свойственна театральная экспансия.
5) Скоропостижный отъезд генерального директора взволновал всех.
6) Футболисты нашего клуба, хотя и ушли с поля без голов, показали отличную игру.
7) Несмотря на настроение, я был весёлым.
8) Многие товары, производимые в нашей области, идут на импорт.
9) Юная актриса чудовищно красива!
10) Приветствуя победителя конкурса «Студенческая весна», публика сканировала: «Браво, Роман!»
11) Это и повлекло к созданию заповедников.
Упражнение 14. Укажите слова, употребленные ошибочно в результате смешения паронимов. Исправьте предложения.
Сегодня ребята впервые преступили школьный порог.
1) В пылу ссоры они наговорили друг другу много обидчивых слов.
2) На первой учебно-производственной практике студенты усвоили 3) профессию токаря.
Только сегодня девушка одела новые туфли и через полчаса 4) сломала каблук.
Масленые краски мы купили в новом магазине, недавно 5) открывшемся рядом с университетом.
Какой сытый суп сварила мама!
6) Упражнение 15. Найдите плеонастические словосочетания и исправьте их, где это необходимо.
Мне неприятен напыщенный пафос речей этого политика.
1) В «Донских рассказах» писатель широко употребляет диалектные 2) и областные слова.
3) Каждый герой романа М. Шолохова имеет свои индивидуальные черты.
4) Обстоятельства, выраженные одиночным деепричастием или деепричастным оборотом, на письме обособляются запятыми.
5) В правилах указаны габаритные размеры багажа, разрешённого к бесплатному провозу.
6) Экспонатами выставки стали поделки школьников.
7) Выпускники подарили школе библиотеку книг.
8) Юная актриса впервые дебютировала в художественном фильме ещё младенцем.
9) На выставке в Художественной галерее мы долго любовались очень замечательной картиной.
10) Разведчик мысленно подумал, что это провал.
11) Женщина, воспитавшая десять и более человек детей, награждается орденом.
12) Студенту наконец-то надоело слоняться без дела.
Найдите в предложениях ошибки, связанные с речевой недостаточностью (лаконизмом). Перепишите, восполняя недостающий компонент высказывания.
1) Наша строительная компания намерена идти навстречу и развивать сотрудничество.
2) Друзья часто, не сговариваясь, начинали одну и ту же мысль.
3) В полиции сразу решили, что палец оставил именно убийца.
4) Вопросы экономического сотрудничества были в центре внимания встречи в Риге.
5) Для закупок современного русского искусства музею недостает средств.
6) По костюмам телеведущих нередко можно догадаться и о самой передаче.
Найдите в тексте лексические ошибки и объясните, чем они вызваны.
Перепишите предложения, исправляя ошибки.
О чем ты говоришь? – удивленно спросил отец, с удивлением 1) посмотрев на дочь.
Бобёр – животное из отряда грызунов.
2) Карл Брюллов рисовал картину А.С. Пушкина.
3) В дороге машина заглохла, и мы оказались в просторном поле, 4) среди сильных сугробов.
После прочтения статьи непринужденно начинаешь 5) задумываться над вопросами нравственности.
Ведь взгляд на что-то детскими, ничего не знающими еще в этом 6) мире глазами может стать поводом для серьезных размышлений.
Многие люди сегодня помогают нуждающимся, занимаются 7) благотворительностью безвозмездно.
В новом магазине проводилась дегустация игривого вина.
8) Благодаря засухе урожай оказался низким.
9) Все отмечают благоустроенность жителей заново отстроенного 10) посёлка.
Юношу не устраивала будняя жизнь.
11) Перед выпускниками нашего факультета не стоят дилеммы 12) устройства на работу.
Если тебе срочно нужны деньги, то я тебе займу.
13) Он все делает инкогнито, ни с кем не советуется.
14) Для всех очевидна внутренняя подоплёка этих заявлений.
15) В наше время многие молодые люди настолько увлекаются своим 16) хобби, что политика их совершенно не интересует.
Уважаемые учителя, примите наши поздравления с вашим 17) нелёгким, но нетрудным праздником.
Когда Екатерина Воронцова вышла замуж за Дашкова, в 18) старинную московскую патриаршую семью, ей пришлось учиться говорить на родном языке, так как русского она не знала.
Глядя в зерцало, жених подкручивает усы.
19) Упражнение 18. Объясните, на чём основана языковая игра в каждом из предложений.
1) Пожарный всегда работает в огоньком. (Э.Кроткий) 2) Храните деньги в банке. Не в стеклянной.
3) Мне, как и Чацкому, не везёт ни в любви, ни в обществе.
4) Куплю трёхкомнатную квартиру от ДКМ до улицы Багратиона.
(Объявление) 5) Молодой человек стремиться войти в историю. Но известно, что в неё можно и влипнуть.
6) Мэр живо интересовался проблемами дворов и старушек.
7) Заместитель министра встретил нас вместе с креслами, кабинетами и делами.
1.2 Фразеологические нормы Упражнение 19. Используя справочные материалы, объясните значения фразеологизмов.
Кануть в Лету, сизифов труд, прокрустово ложе, китайские церемонии, яблоко раздора, геростратова слава, колосс на глиняных ногах, манна небесная, Справочные материалы: повод, причина ссоры;
желанное, крайне необходимое;
бесследно исчезнуть из памяти людей;
мерка, под которую насильственно подгоняют;
тяжелая, бесплодная работа;
излишние условности в отношениях;
нечто с виду величественное, но по существу слабое, легко разрушающееся.
Упражнение 20. Найдите в предложениях ошибки, связанные с употреблением устойчивых словосочетаний в речи.
1. А кому хочется набивать шишки на ровном месте?!
2. Каждая неудача приводила к тому, что руки у него опускались все ниже и ниже.
3. Героиня повести живет на черте бедности.
4. У него по душе кошка пробежала.
5. Юноша работает за честь и совесть.
6. На всякий экстренный случай девушка взяла с собой плащ.
7. В конце романа главный герой погибает, одержав поражение.
8. Это событие уже давно кануло в историю.
9. И в жизни певицы всё становится на круги своя.
10.Сейчас эта история уже давно канула в лепту.
Упражнение 20. Вспомните и запишите пословицы, в которых встречаются антонимы. Придумайте ситуации, в которых можно употребить эти пословицы.
Знаете ли вы русские пословицы? Проверьте свои знания, ответив на вопросы шуточного теста, составленного студентами первого курса.
1. Какая пословица утверждает, что испытать неземное наслаждение с предметом обожания можно даже в примитивном сооружении из растительных материалов?
2. Какая пословица гласит, что боязнь обладает огромными зеркалами души?
3. В какой пословице утверждается, что удаче не нужен здравый смысл?
4. Какой пословице говориться о привлекательности одного из предметов столового обихода во время дневной трапезы?
5. В какой пословице утверждается, что развитие монокулярного зрения у человеческого существа, не достигшего зрелости, связано с количеством заместителей его матери?
6. В какой пословице утверждается, что большое количество научных и ненаучных сведений укорачивает молодость их обладателя?
7. Какая пословица определяет IQ (коэффициент интеллекта) первой половины дня?
8. В какой пословице утверждается, что два пернатых представителя одного вида ни при каких обстоятельствах не нанесут друг другу физических увечий?
9. Какая пословица не рекомендует угощать знакомых собственноручно приготовленной едой?
10. Какая пословица предостерегает от биологического загрязнения грунтовых вод?
11. Какая пословица утверждает, что каждая ячейка общества обязательно хранит в определенном предмете мебели полный набор элементов опорно-двигательного аппарата?
12. Какая пословица ограничивает свободу насекомого?
13. В какой пословице говорится о том, что субстанция, получаемая при выпаривании, не может нанести вреда скелету?
14. Какая пословица устанавливает родственные связи между систематическим возвращением к уже изученному и процессом просвещения?
15. В какой пословице сравниваются внешний вид студента судостроительного факультета и плода его деятельности?
16. Какая пословица предлагает нетрадиционные методы лечения сколиоза при помощи ритуальных услуг?
Ключи к упражнению 21.
12. Всякий сверчок знай свой шесток. 13. Пар костей не ломит. 14. Повторенье – мать ученья. 15. Каков строитель, такова и обитель. 16. Горбатого могила исправит.
1.3 Морфологические нормы Упражнение 22.
Образуйте названия жителей городов и местностей. В случае затруднения используйте справочник Л.К. Граудиной, В.А. Ицкович, Л.П.
Катлинской «Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов» (М., 2004);
«Словарь названий жителей РСФСР», порталы www.gramota.ru;
Образец: Москва – москвич, москвичи.
Астрахань, Архангельск, Братск, Вена, Венеция, Варшава, Вологда, Выборг, Вятка, Гусь-Хрустальный, Казань, Курск, Омск, Пермь, Рига, Санкт Петербург, Сергиев Посад, Смоленск, Тверь, Череповец, Элиста.
Продолжите список, образуя названия жителей городов и поселков Калининградской области. В случае затруднения используйте справочник Л.К.
Граудиной, В.А. Ицкович, Л.П. Катлинской «Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов» (М., 2004) или «Словарь названий жителей РСФСР», порталы www.gramota.ru;
Советск, Зеленоградск, Светлогорск, Черняховск, Славск, Светлый, Пионерский, Нестеров, Мамоново, Балтийск, Гвардейск, Гурьевск, Гусев, Краснознаменск, Ладушкин, Правдинск.
От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа.
От предложенных существительных мужского рода образуйте парные женского рода.
Араб, англичанин, баск, болгарин, грек, испанец, индиец, индеец, карел, китаец, кореец, мордвин, перс, поляк, финн.
От данных существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа.
Образец: бедуины – бедуинов.
Вандалы, габариты, рельсы, кабели, нервы, стёкла, места, амперы, рентгены, ярды, километры, мандарины, абрикосы, гольфы, армии, раздумья, чулки, носки, таджики, волонтёры, болгары, брелоки, госпитали, хлопья.
Определите, в каких словосочетаниях имена существительные употреблены в соответствии с современными языковыми нормами.
Фальшивый банкнот – фальшивая банкнота, кожаный ботфорт – кожаная ботфорта, спортивный ласт – спортивная ласта, медный канделябр – медная канделябра, чёрный вуаль – чёрная вуаль, рыжий бакенбард – рыжая бакенбарда, бальный зал – бальная зала, ароматный тальк – ароматная талька, белый клавиш – белая клавиша, больной мозоль – больная мозоль, современный метод – современная метода, вышитый тюль – вышитая тюль.
Подберите к существительным мужского рода парные существительные женского рода. Определите, существуют ли семантические или стилистические различия между ними. Отметьте случаи отсутствия парного существительного.
Хоккеист, солист, ученик, бакалавр, доктор, бригадир, профессор, летчик, космонавт, педагог, кондуктор, садовник, генерал, фрезеровщик, водитель, губернатор, инженер, лаборант, машинист.
Подберите к существительным женского рода парные существительные мужского рода. Определите, существуют ли семантические или стилистические различия между ними. Отметьте случаи отсутствия парного существительного.
Санитарка, медицинская сестра, маникюрша, сиделка, балерина, чемпионка, ткачиха, повариха, клоунесса, стюардесса, портниха, студентка, читательница, доярка.
Упражнение Перепишите, раскрывая скобки, выбирая правильный вариант причастия. Объясните свой выбор.
1) Я поцеловал (пахшую – пахнувшую) хлебом руку.
3) Общество, (погрязшее – погрязнувшее) в маленьких личных и групповых заботах.
4) (Возникшее – возникнувшее) в конце двадцатого века явление.
5) Юноша, (достигший – достигнувший) восемнадцать лет.
6) Обида и непонимание, (вторгшиеся – вторгнувшиеся) в нашу жизнь.
Выберите нужную форму, аргументируйте свой выбор.
1. Профессор (известный, известен) своими открытыми лекциями.
2. Момент вручения награды был (торжествен, торжественен).
3. Заведующий кафедрой (ответственен, ответствен) за каждого выпускника.
4. Изменения уровня подготовки (очевидны, очевидные) для всех.
5. Этот участок морского берега (крут, крутой) для спуска.
6. В Варшаве (открылось, открылся) (новый, новое) кафе-шоп.
7. (Одно, один, одна) евро изначально (стоило, стоил, стоила) дороже доллара.
8. Наследство было поделено между сыновьями на три (неравные неравных) части.
Перепишите, раскрывая скобки и выбирая нужное числительное.
Укажите возможные варианты.
(Две, обе) студентки, (четыре, четверо) ножниц, (три, трое) мальчиков, (семь, семеро) суток, (шесть, шестеро) носков, (оба, два) берега, обратился к (сто сорока пяти – ста сорока пяти) депутатам, с (тысячей – тысячью) рублей в кармане, понимать (с полуслова – с полслова), противостоять (полутораста – полуторастам) противникам.
Просклоняйте данные количественные числительные.
1,5 (полтора), 100, 350, 4769, 385.
Образуйте простые и сложные формы степеней сравнения. С выделенными прилагательными составьте словосочетания.
Образец: высокий – выше, более высокий, высочайший, самый высокий.
Ловкий, тонкий, деловитый, командирский, горький, широкий, сухой, мелкий, плохой, дорогой, актуальный, крупный, злостный, бойкий, библиотечный.
Образуйте формы 1 лица единственного числа настоящего времени.
Объясните, с чем связаны трудности при выполнении задания. С выделенными словами составьте предложения.
Твердить, будить, дерзить, чудить, побудить, лазить, ощутить, шелестеть, пылесосить, колесить, грезить, цедить, знобить, светать, роптать, выздороветь.
Составьте сочетания или предложения с данными глаголами.
Объясните смысловые и грамматические различия.
Упражнение 38. Перепишите, исправляя морфологические ошибки.
1) Детские спортивные лагери расположены в Светлогорске и Зеленоградске.
3) Необходимо удалить все тормоза, мешающие нашему движению вперед.
4) Война всегда приносит разрухи, насилия.
5) Надо сказать, что Всеволод всегда испытывал предубеждение перед женщинами.
6) Мы встретились в Останкино.
7) Мама с Надей рассматривает новые фотографии.
8) Студент попросил друга прочесть его стихотворения.
9) Из девятьсот восемьдесят двух участников соревнований иногородних всего триста сорок четыре человека.
1.4 Синтаксические нормы Упражнение 39.
Найдите среди приведенных ниже словосочетаний ошибочные, исправьте их.
Оплатить за проезд, вопреки указанию, письмо для Любви Петровны, отличать друзей от врагов, рассердиться неудачей, согласно приказа, заслуживать одобрение, ждать встречу, просить слово.
Упражнение 40. Перепишите, раскрывая скобки.
Уделять внимание (дети), новый заведующий (кафедра), подготовка и руководство (магистры), надеяться и верить (наши выпускники), вера (успех), опираться (факты), рецензия (статья), обидеться (бестактность), участие (выборы), курировать (выпускник), заслуживает (одобрение), на благо (дети).
Упражнение 41. Перепишите предложения, заменяя цифры словами.
Общая длина кремлёвских стен с башнями равна 2235 метрам.
Кремль занимает площадь около 28 гектаров.
Земля имеет возраст от 4500000000 до 5000000000 лет.
За одну минуту в России добывается более 265 тонн нефти.
Труппа театра состоит из 250 артистов балета и 100 солистов 5.
оперы, 250 артистов оркестра и прославленного хора в человек.
6. Я поступила в школу в 2004 году.
Упражнение 42. Перепишите, выбирая нормативный вариант из приведенных в скобках пар слов или словосочетаний.
1. В ремонт надо сдать (двое, пару) часов.
2. В обсуждении проекта закона приняло участие (шесть, шестеро) академиков.
3. За утро я успел поговорить с полутора (десятком, десятками) человек.
4. Лес находится в (полутора, полтора) километрах от дороги.
5. Ураган бушевал в течение (трёх, три) суток.
Просклоняйте сочетания «причастие+существительное», отчетливо выговаривая слова.
Бушующее море, осипший студент, неприемлемое поведение, потухший взгляд, разволновавшиеся родители.
Упражнение 44. Исправьте ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов.
Глядя на первоклассников, у нас возникают воспоминания о тех 1) днях, когда мы впервые переступили порог школы.
Не доезжая до берега, лёд провалился.
2) Переползая ночью ничейную полосу, шальная пуля угодила ему в 3) голову.
Читая пьесу «Вишнёвый сад», особое впечатление на меня 4) произвёл Петя Трофимов.
Проснувшись утром, ей захотелось искупаться в море.
5) Регулярно занимаясь спортом, наше здоровье укрепляется.
6) Выйдя на набережную, на ней не было ни души.
7) Увидев подругу после долгой разлуки, у меня навернулись слёзы 8) на глаза.
Закончив длительные гастроли, возвращение труппы домой было 9) радостным.
Объясните выбор предлога в словосочетаниях. Зависит ли смысл текста от выбора предлога.
Упражнение 46. Закончите предложения.
Помолчав ещё немного и не отрывая глаз от юноши… 1.
Глядя в упор на врага… 2.
Стараясь уловить хоть тень беспокойства… 3.
Купив в магазине продукты… 4.
Вспомнив человека… 6.
Расставив мебель иначе… 7.
Поступив в университет… 8.
Упражнение 47. Исправьте ошибки, связанные с нарушением норм управления.
Мы любим и заботимся о вас.
Москва – это город, который был и есть центром России.
Они встретились по прошествии одного или двух лет.
Ребята увлеченно читали и рассматривали анонс о гастролях 4.
5. Нина, талантливая пианистка, наперекор судьбы стала инженером.
6. Родители должны научить ребёнка различать хорошее от плохого.
Упражнение 48. Перепишите, исправляя ошибки. Объясните, с чем они связаны.
Пройдя пять поворотов, показалась пивоварня.
1) Нашему обществу нужно больше по-настоящему авторитетных 2) личностей, на которых можно равняться и брать пример.
Герой романа использовался своим авторитетом для 3) уничтожения ни в чем не повинных людей.
Как известно, самолечение принесло вред для его здоровья.
4) Кандидат в депутаты декларировал о своих доходах.
6) Люди способны наиболее остро чувствовать, чем другие 7) существа.
Народ, ущемлённый правами, живёт сейчас очень бедно.
8) В книге описывается о приключениях двух друзей.
9) Ради своей цели человек иногда делает много ошибок и жертв.
10) Кавалер поднял платок и поднёс его с носу, по бокам которого 11) шли кружева, а в середине стояла метка.
Мальчик потёр карандашом лоб и постучал им по столу.
12) Те, кто встали на путь зла, обречены на поражение.
13) Поколение наших отцов и дедов с недоверием воспринимают 14) реформы.
Но сколько нечестных людей работают в органах власти, 15) получивших прекрасное образование!
Всё это и повлекло к созданию заповедников.
16) Она любит фотографироваться как в анфас, так и в профиль.
17) А сейчас следующим номером вас поздравит 1 курс, который 18) называется «Капустник».
Все, кто были на представлении в цирке, остались довольными.
19) Автор любуется и одухотворяет природу.
20) Мимика и жесты помогают и выражают чувства людей.
21) 22) Волейбольный клуб «Белогорье» стало восьмикратным чемпионом России.
23) Воспоминания современников знакомят и дают полное представление о том или ином писателе.
24) Детский туризм предоставляет уникальную возможность глубже узнать и наглядно ознакомиться с историческим и культурным наследием своей страны и других государств, 25) Большое значение отводится корпоративным праздникам (день рождения фирмы, государственные праздники), а также отдельным личным торжествам (дни рождения сотрудников), которые всегда отмечаются совместно и с подарками.
Раздел II. Стилистика современного русского литературного языка Стилистика – лингвистическая дисциплина, изучающая отбор языковых средств в зависимости от задачи коммуникации, а также закономерности языковой организации и экспрессивные возможности речевых произведений различных жанров.
2.1 Научный стиль Упражнение 1. Объясните значение каждого интернационального словообразовательного элемента. Подберите 5-10 терминов, в состав которых входят данные словообразовательные морфемы:
а- анти био- лингва мета- мульти пост- прото суб- супер Упражнение 2.Замените глаголы соответствующими им глагольно именными сочетаниями.
Оценить – дать оценку Соприкоснуться, корректировать, отличаться, воздействовать, сломаться (о приборе), распадаться, осаждаться (о соли), подтверждать, колебаться (о маятнике), Упражнение 3.
Прочтите текст, выпишите термины и составьте их дефиниции.
Сделайте выводы из текста и запишите их.
МЕРЫ СЫПУЧИХ ТЕЛ Древнейшей мерой сыпучих тел, употреблявшейся в Киеве и других городах древнерусского государства, была кадь. Кадь делилась, по системе двух, на два половника, на четыре четверти, на восемь осьмин. Упоминаний о более мелких делениях кади в источниках не встречается.
Что кадь употребляется как мера сыпучих тел, видно из ст. 58 «Русской правды» по Карамзинскому списку, где речь идет о посеве 16 ростовских кадей ржи1. В том же смысле упоминает о кади и игумен Даниил. Описывая плодородие палестинской почвы, он говорит: «Родится пшеница и ячмень изрядно — одну кадь сеявши, паки вземлют 130 и 50 кадей» 2. Кадь здесь названа в качестве меры сыпучих тел.
«Русская правда», кроме кади, упоминает и половник как меру сыпучих тел. Например, в ст. 61— 62 Карамзинского списка урожай овса и ячменя измеряется половниками3. Половник равен 2 четвертям или 4 осьминам.
Весьма ценным исследованием по истории мер, главным образом мер сыпучих тел, является большая статья А. И. Никитского «К вопросу о мерах в Древней Руси»4, хотя советские исследователи внесли немало поправок в выводы автора.
В «Русской правде» упоминаются и такие меры сыпучих тел, как уборок и лукно. Точный объем уборка не известен. Очевидно, уборок был мерой небольшой. Такое заключение позволяет сделать ст. 7 «Русской правды» по Троицкому списку, указывающая размер содержания вирнику, т. е. лицу, взимавшему судебные штрафы: ему полагалось пшена и гороху по 7 уборков на неделю5.
Что касается лукна, то Д. И. Прозоровский попытался на основании сопоставления отдельных статей «Русской правды» определить его вместимость в статье о мерах жидкостей. Нет надобности подробно останавливаться на рассуждениях Д. И. Прозоровского, но едва ли они могут быть доказаны с математической точностью. В результате своего исследования Д. И. Прозоровский пришел к выводу, что лукно вмещало в себя 60 фунтов овса, т. е. около 24—25 кг 6. Это определение вместимости лукна можно принять лишь как приблизительное. Для более точного определения нет достаточных оснований в источниках.
Каменцева Е., Устюгов Н. Русская метрология Список использованных источников Русская правда, т. 1. М.—Л., 1940, с. 353.
Сахаров И.П. Сказания русского народа, с. 18.
Русская правда, т. 1. М.—Л., 1940, с. 354.
Никитский А.И. К вопросу о мерах в Древней Руси.// «Журнал Министерства народного просвещения», 1894, № 4, с. 373—420.
«Русская правда», т. 1, стр. 105.
Прозоровский Д.И. Древнерусские меры жидкостей.// «Журнал Министерства народного просвещения», 1854, № 3, с. 233- 234.
Сравните выводы, которые вы сделали из текста «Меры сыпучих тел» с выводами, сделанными авторами первоисточника. В чем заключаются отличия?
Для периода древнерусского государства можно указать следующие меры сыпучих тел:
Кадь = 2 половникам = 4 четвертям = 8 осьминам.
Половник = 2 четвертям = 4 осьминам.
Четверть = 2 осьминам.
Особо от кади и ее делений стоят уборок и лукно. Кадь и части ее употребляются и в период феодальной раздробленности. Уборок и лукно как меры в более позднее время не встречаются. Но слово «лукошко», несомненно, происходит от древнего лукна. Лукошко — круглая мера, вмещающая до 16 кг ржи».
Упражнение 5. Охарактеризуйте выделенные в тексте слова с точки зрения их принадлежности к следующим группам лексики:
3. Нейтральная лексика.
5. Абстрактная лексика.
Укажите, какие средства связности текста (предлоги, союзы, частицы, вводные конструкции) использует его автор.
Искусство ведения спора приобретает для каждого из нас все более важное значение, поэтому целесообразно сравнить его с такими близкими понятиями, как «диспут», «дискуссия», «полемика».
По Т. Л. Козловской Упражнение 6. Составьте назывной план текста «Спор: понятие и определение». Для этого разделите текст на смысловые части и сформулируйте тему каждой из них.
Составьте тезисный план текста.
Какие функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение) можно выделить в текстах «Меры сыпучих тел», «Спор: понятие и определение».
Задание 8. Прочитайте текст. Определите, какие особенности строения текста указывают на его принадлежность к научному стилю. Какому из подстилей (академическому, учебно-научному, научно-популярному, научно справочному) принадлежит данный текст? Аргументируйте свой ответ.
Выпишите ключевые слова.
Составьте тезисы текста.
Все остальные науки, не сконцентрированные непосредственно на человеке, имеют в качестве предмета изучения мир, природу, объективную внечеловеческую реальность, но это мир, окружающий человека, и изучается он человеком, для человека, с точки зрения человека. Иными словами, человеческий фактор присутствует даже в самой негуманитарной науке.
Чем же занимается антропология, что выбрала себе эта наука, разорвав, как и все остальные, неразрывное целое?
Антропология отличается от всех других наук о человеке как раз тем, что она пытается собрать воедино все остальные аспекты и изучить глобально и всесторонне общий процесс физического и культурного развития человека.
Соответственно, антропология подразделяется на:
1) физическую антропологию, изучающую биологическое происхождение и эволюцию физической организации человека, представленного различными расами;
2) культурную антропологию, изучающую формирование и развитие человеческой культуры.
Основные задачи курса культурной антропологии:
1) разъяснить ту огромную роль, которую культура играет в жизни человека, в его поведении и общении с другими людьми и с другими культурами;
2) ознакомить с идеями и методами этой науки;
3) определить пути, по которым идет развитие культур, их изменение, столкновение и взаимодействие;
4) раскрыть взаимосвязь, взаимовлияние и взаимодействие языка и культуры;
5) показать, как культура воздействует на поведение человека, его мировосприятие, мировую систему, личную жизнь, формирование личности и т. п.
Развитие культурной антропологии имеет исключительное значение для современной России, ведь наша страна была отрезана от мира, от других культур в течение нескольких десятилетий. Мы либо вообще не знали о некоторых культурах, либо имели о них искаженное представление. В настоящее время совпали необходимость и возможность изучения других культур. Необходимость эта обусловлена новыми для жителей России возможностями международного и межкультурного общения».
С. Г. Тер-Минасова Упражнение 9. Прочитайте текст из сборника переводов «Физики продолжают шутить», опубликованного в 1968 году. Какие языковые средства, формирующие научный стиль речи, являются предметом статьи?
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЯ НАУЧНЫХ СТАТЕЙ Во всех основных разделах современной научной работы — во введении, изложении экспериментальных результатов и т. д. — встречаются традиционные, общеупотребительные выражения. Ниже мы раскрываем их тайный смысл (в скобках).
Введение «Хорошо известно, что…» (Я не удосужился найти ссылку на работу, в которой об этом было сказано первый раз.) «Имеет огромное теоретическое и практическое значение». (Мне лично это кажется интересным.) «Поскольку не удалось ответить сразу на все эти вопросы…» (Эксперимент провалился, но печатную работу я всё же сделаю.) «Был развит новый подход…» (Бенджамен Ф. Мейсснер использовал этот подход по меньшей мере 30 лет тому назад.) «Сначала изложим теорию…» (Все выкладки, которые я успел сделать вчера вечером).
«Очевидно…» (Я этого не проверял, но…) «Эта работа была выполнена четыре года тому назад…» (Нового материала для доклада у меня не было, а поехать на конференцию очень хотелось.) Описание экспериментальной методики «При создании этой установки мы рассчитывали получить следующие характеристики…»
(Такие характеристики получились случайно, когда нам удалось, наконец, заставить установку начать работать. ) «Поставленной цели мы добились…» (С серийными образцами вышли кое-какие неприятности, но экспериментальный прототип работает прекрасно. ) «Был выбран сплав висмута со свинцом, поскольку именно для него ожидаемый эффект должен был проявиться наиболее отчётливо». (Другого сплава у нас вообще не было. ) «…прямым методом…» (С помощью грубой силы. ) «Для детального исследования мы выбрали три образца». (Результаты, полученные на остальных двадцати образцах, не лезли ни в какие ворота. ) «…был случайно слегка повреждён во время работы…» (Уронили на пол.) «…обращались с исключительной осторожностью…» (Не уронили на пол.) «Автоматическое устройство…» (Имеет выключатель.) «…схема на транзисторах…» (Есть полупроводниковый диод.) «…полупортативный…» (Снабжён ручкой.) «…портативный…» (Снабжён двумя ручками.) Изложение результатов «Типичные результаты приведены на…» (Приведены лучшие результаты.) «Хотя при репродуцировании детали были искажены, на исходной микрофотографии ясно видно…» (На исходной микрофотографии видно то же самое.) «Параметры установки были существенно улучшены…» (По сравнению с паршивой прошлогодней моделью.) «Ясно, что потребуется большая дополнительная работа, прежде чем мы поймём…» (Я этого не понимаю.) «Согласие теоретической кривой с экспериментом:
Блестящее… (Разумное…) Хорошее… (Плохое…) Удовлетворительное… (Сомнительное…) Разумное… (Вымышленное…) Удовлетворительное, если принять во внимание приближения, сделанные при анализе…»
(Согласие вообще отсутствует.) «Эти результаты будут опубликованы позднее…» (Либо будут, либо нет.) «Наиболее надёжные результаты были получены Джонсом…» (Это мой дипломник.) Обсуждение результатов «На этот счёт существует единодушное мнение…» (Я знаю ещё двух ребят, которые придерживаются того же мнения.) «Можно поспорить с тем, что…» (Я сам придумал это возражение, потому что на него у меня есть хороший ответ.) «Справедливо по порядку величины…» (Несправедливо… ) «Можно надеяться, что эта работа стимулирует дальнейший прогресс в рассматриваемой области…» (Эта работа ничего особенного собой не представляет, но то же самое можно сказать и обо всех остальных работах, написанных на эту жалкую тему.) «Наше исследование показало перспективность этого подхода…» (Ничего пока не получилось, но мы хотим, чтобы правительство отпустило нужные средства.) Благодарности «Я благодарен Джону Смиту за помощь в экспериментах и Джону Брауну за ценное обсуждение». (Смит получил все результаты, а Браун объяснил, что они значат.) (Физики продолжают шутить /Сборник переводов. М., 1968) Упражнение 10.
Аннотация представляет собой краткую сжатую характеристику книги (статьи, сборника). Заполните таблицу, указывая языковые стереотипы (клише) с помощью которых оформляется каждая смысловая часть аннотации.
Смысловая часть Языковые стереотипы (клише) Характеристика содержания текста (тема, проблематика, цель) Композиция (структура) первоисточника Назначение текста, адресат Упражнение 11. Составьте аннотацию к тексту «Меры сыпучих тел» (из упражнения 3).
2.2 Официально-деловой стиль Упражнение 12. Ответьте на вопросы так, чтобы ваш ответ являлся фрагментом из какого-либо официального документа: объявления, инструкции, справки.
1. Можно ли перевозить в пассажирском автобусе козу?
2. Могу ли я сдать лекарство в аптеку, так врач отменил назначение препарата?
3. Я не являюсь клиентом вашего банка. Могу ли я через ваш банк отправить денежный перевод в Ближнее зарубежье?
4. Наш преподаватель требует, чтобы студенты не ходили на его занятия в спортивных костюмах. Может ли он по этой причине не пускать студентов на занятие по «Информатике»?
Упражнение 13. Прочитайте предложения, взятые из различных документов. Найдите ошибки, связанные с нарушением лексических норм, и исправьте их.
1.Причиной пожара послужило неосторожное обращение с огнём при курении в состоянии алкогольного опьянения погибших.
2. Основные силы предприятия направлены на удешевление себестоимости ряда товаров.
3. С виновного взыскали материальный ущерб.
4. Он пытался провозгласить на практике свои идеи.
5. В понедельник губернатор будет заниматься незаконной вырубкой городских зелёных насаждений.
6. Важной составляющей экономического роста на авиатранспорте является улучшение пассажирооборота.
7.В ответ на Ваш запрос сообщаем: командировочный прибыл в указанное время.
8. С согласия обеих сторон срок исполнения задания может быть пролонгирован.
9. Для решения проблем развития активного туризма в Калининградской области необходимо сократить производственные барьеры.
Упражнение 14. Перепишите, исправляя ошибки, связанные с нарушением грамматических норм.
Студенты первого курса, не сдавших экзамен, были 1.
предупреждены о возможном отчислении.
Проявленная инициатива студентами была принята во внимание 2.
Записываясь на прием в городскую администрацию, гражданам 3.
Не зная обстоятельств дела, ими были сделаны поспешные 4.
Применяя ту или иную форму организации труда, в каждом 5.
конкретном случае учитываются местные особенности.
Следует особо указать, что меры к благоустройству жилья 6.
длительное время не применяются.
Упражнение 15. Прочитайте служебные документы. Во всем ли они соответствуют требованиям официально-делового стиля? Какие реквизиты соответствуют заявлению как служебному документу? Оцените использование языковых средств.
Уважаемому декану судостроительного факультета Студента группы 12-ПГС- Кирсанова П.П.
Заявление Прошу Вас продлить летнюю экзаменационную сессию, во избежание моего отчисления. Мои задолженности вызваны ленью. Я излечился от этого недуга и прошу Вас дать мне шанс. Я не подведу!
PS. Заранее спасибо!
Декану ФПР Макарову Г.Д.
от студента группы 11-ПР- Рощина А.А.
Я, Рощин Александр Александрович, 1993 года рождения, прошу разрешить досрочную сдачу зимней экзаменационной сессии, так как мне это просто необходимо.
30.11.2012 г. Подпись /Рощин А.А.
Я, Анатолий Петровых, доверяю своей соседке Валентине Петровне взять с моего вклада в банке 3 000 рублей, потому что мне срочно нужны деньги, а сам я лежу в больнице.
Петровых 04 июня 2010 г.
Упражнение 16. Проанализируйте следующие предложения. Какие требования к языку и стилю официально-деловых документов в них нарушены?
Демьянова А.Л. работает лаборанткой на кафедре биофизических наук с 1.
15. 09. 2008 г. по настоящее время.
Обработав эти данные, выяснилась полная картина состояния дел.
Прошу прописать меня без права жилья. Обещаю не жить.
Я, директор ООО «Гефест», приказываю предоставить дополнительный 4.
отпуск сотрудникам отдела продаж с 2.10.2012 г. по 12.10.2012 г.
Управляющей компании «Элитдом» срочно требуются слесаря.
Проработав всего два месяца, у него возникли осложнения с начальником 6.
Директор завода отметил о важности поставленной проблемы.
Упражнение 17. Восстановите стандартные языковые формулы (клише) официально-делового стиля, подобрав к приведенным существительным: а) глаголы;
б) согласованные и несогласованные определения. С несколькими из полученных словосочетаний составьте предложения.
Образец выполнения задания а) приказ – издать приказ;
претензия – предъявить претензию.
Заказчик вправе предъявить претензии фирме-производителю.
б) доводы – веские доводы;
действия – несанкционированные действия, действия руководства.
Несанкционированные действия исполнителей привели к срыву поставок товара.
А) Акт, благодарность, виза, выговор, договор, договоренность, документ.
Б) Действия, документация, лицо, меры, необходимость, удостоверение.
Упражнение 18. Используя справочные данные, напишите резюме для поступления на работу.
Текст резюме составляется в произвольной форме, однако содержательная часть должна отражать следующие основные сведения:
1. Фамилия, имя и отчество автора резюме (в именительном падеже).
3. Контактная информация: номер телефона и/или другая информация, с помощью которой можно оперативно связаться с автором, например, номер факса, E-mail, ICQ и др.
4. Дата и место рождения.
6. Семейное положение, наличие детей, их возраст.
7. Цель. В данном пункте указываются конкретная цель, которую преследует автор, подавая резюме.
8. Образование. Сведения о полученном образовании излагаются в обратном хронологическом порядке. В этом пункте указывается не только основное образование, полученное в среднем или высшем учебном заведении, и специальность, которой автор овладел по окончании учебного заведения, но и дополнительное образование, полученное на специальных курсах.
9. Опыт работы. Сведения о трудовой деятельности (место работы и занимаемая должность) излагаются также в обратном хронологическом порядке.
10.Дополнительные сведения. В этой графе может быть указана любая информация, характеризующая автора резюме.
Упражнение 19. От лица героя известной произведения (детской сказки:
Вини-Пух, кот Матроскин, Красная Шапочка, Золушка и т.д.;
классического произведения художественной литературы: Онегин, Хлестаков, Чичиков, Татьяна Ларина и т.д.) составьте резюме для поступления на работу.
Упражнение 20. Составьте автобиографию от лица героя известной произведения (детской сказки: Колобок, Буратино, Золушка и т.д.;
классического произведения художественной литературы: Печорин, Берлиоз, Мцыри и т.д.).
Раздел III. Основы риторики Упражнение 1. Прочитайте текст. Определите, как языковые средства выразительности помогают автору сделать свою мысль более точной, понятной.
Выпишите из текста стилистические фигуры.
О ЖАДНОСТИ Меня не удовлетворяют словарные определения слова «жадность».
«Стремление удовлетворить чрезмерное, ненасытное желание чего-либо» или «скупость, корыстолюбие» (это из одного из лучших словарей русского языка – четырехтомного, первый том его вышел в 1957 году). В принципе это определение четырехтомного «Словаря» верно, но оно не передает того чувства отвращения, которое меня охватывает, когда я наблюдаю проявления жадности в человеке. Жадность – это забвение собственного достоинства, это попытка поставить свои материальные интересы выше себя, это душевная кособокость, жуткая направленность ума, крайне его ограничивающая, жухлость умственная, жалкость, желтушный взгляд на мир, желчность к себе и другим, забвение товарищества. Жадность в человеке даже не смешна, она унизительна. Она враждебна себе и окружающим. Иное дело – разумная бережливость;
жадность – ее искажение, ее болезнь. Бережливостью владеет ум, жадность овладевает умом.
Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном Упражнение 2. Прочитайте текст. Определите функционально смысловой тип речи (описание, повествование, рассуждение). Аргументируйте свой ответ.
Использование каких языковых средств усиливает эмоциональность и экспрессивность речи?
Охарактеризуйте выделенный отрывок из текста с точки зрения использования выразительных средств языка.
Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства. А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?
Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.
Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго – да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку.
Но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом, почему она связана с заповедью долголетия.
Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.
А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.
Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью.
Образованность живет старым содержанием, интеллигентность – созданием нового и осознанием старого как нового.
Больше того… Лишите подлинно интеллигентного человека всех его знаний, образованности, лишите его самой памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при всем этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной, только чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, если он проявит уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего языка – разговорного и письменного, – вот это и будет интеллигентный человек.
Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).… Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.
Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях.
Что тренировка физических сил способствует долголетию – это понятно.
Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил. … Социальный долг человека – быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности»
вокруг него и к нему (то есть обращенной к нему).
Все, о чем я разговариваю с молодыми читателями в этой книге, – призыв к интеллигентности, к физическому и нравственному здоровью, к красоте здоровья. Будем долголетни, как люди и как народ! … Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном Упражнение 3. Прочтите речь и проведите её логико-композиционный анализ:
определите основную тему речи и её подтемы;
выделите смысловые (композиционные) части речи;
определите тип речи;
укажите используемые автором приемы привлечения внимания;
найдите в тексте элементы описания, повествования, рассуждения;
выделите языковые средства связи между частями текста;
определите вид и особенности заключения, содержится ли в заключении побуждение к действию.
Не знаю, что ещё наши корейские друзья могли бы сделать для того, чтобы растопить сердце русского человека.
Сегодня Президент Кореи говорила о том, что её мечтой является создание общей инфраструктуры на всей огромной территории Азии.
Гуманитарная инфраструктура, если будет позволено так сказать, является базой для сотрудничества по всем направлениям.
Сегодня мы, по сути, договорились о безвизовом режиме общения наших граждан в краткосрочном режиме. И в этой связи, конечно, такие события, знаковые события, как открытие памятника гениальному русскому поэту Пушкину, являются очень хорошим знаком, знаком начала нового качества наших отношений.
Хочу поблагодарить наших друзей из Пушкинского Дома Южной Кореи за их инициативу открыть памятник Пушкину, это именно они обратились в писательскую организацию России [Союз писателей России] с этой идеей, с этим предложением.
Официальный источник: www.kremlin.ru Благодарю мэрию города и руководство страны за поддержку этой инициативы. И хочу всех нас поздравить с этим, безусловно, необычным событием в нашей культурной жизни, выразить надежду на то, что впереди у нас много ярких событий, связанных с развитием нашего культурного взаимодействия, гуманитарного взаимодействия.
Большое вам спасибо.
(упражнение 1) и «Речи на церемонии открытия памятника А.С. Пушкину в г.
Сеуле» (упражнение 3). Сделайте выводы об экстралингвистических факторах, определяющих выбор языковых средств.
Упражнение 5. Используя риторические фигуры, на основе которых строятся афоризмы, закончите высказывания.
Студент – это не … Разумный пессимизм ….
Юность совершает ошибки… Жизнь как лук… Мир без информации… Упражнение 6. Подготовьте монолог о себе и выступите перед однокурсниками.
Справка Монолог о себе – один из самых распространенных видов публичной речи;
это сообщение информационного характера, содержащее автобиографические данные и направленное на формирование благоприятного впечатления у собеседников (слушателей). Речь должна быть краткой 1- минуты. Длительность выступления может увеличиваться, если человек рассказывает о себе во время собеседования при конкурсном приёме на работу, вступлении в общественное объединение.
Примерный план монолога о себе Обращение к аудитории (приветствие) 1.
Сведения о месте жительства и учебы 3.
Сведения о месте рождения 4.
Сильные стороны характера 8.
Хобби (любимое занятие) 10.
Планы на будущее 11.
Обратите внимание, что необходимо рассказать о своих положительных качествах, но нельзя хвастаться.
Нельзя говорить о себе уничижительно.
О себе лучше говорить с юмором и доброжелательно.
Упражнение 7. Изучив особенности подготовки публичного выступления, напишите речь (информационную или убеждающую) и выступите с ней перед аудиторией.
Примерная тематика речей Замечательная книга Великолепный фильм Спектакль, который нужно посмотреть Благотворительность необходима Язык современной молодёжи Нужно ли изучать культуру речи?
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Граудина Л.К. Грамматическая правильность русской речи.
Стилистический словарь вариантов / Л.К. Граудина, В.А. Ицкович, Л.П.
Катлинская. – М.: Изд-во Астрель: Изд-во АСТ, 2004.
Культура русской речи / С.И. Виноградов, Л.К.Граудина, В.П. Даниленко 3.
Под ред. Граудиной Л.К. и Ширяева Е.Н. – М.: Норма, 2000.
Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник.
Практикум/ Н.С. Водина, А.Ю. Иванова, В.С. Клюев и др.;
Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. – М.: Детская литература, 5.
Русский язык и культура речи: Практикум по риторике. Часть 6.
/В.В.Кудряшова, Н.А.Егоренкова и др. – СПб.: СПбГПУ, 2006.
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.