О чем то скрипит половица и спице опять не спится
Урок литературного чтения во 2-м классе по теме: «С.Козлов. «В сладком морковном лесу» (по системе Л.В. Занкова)
Задачи:
Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями, палитра настроений, фигурки сказочных героев, кассеты с песнями: “Улыбка”, “Песня о дружбе”, учебник “Литературное чтение” Свиридовой В. Ю. 2 кл.
1. Организационный момент.
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться,
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.
У: Сегодня на уроке мы продолжим учиться открывать авторские тайны.
2. Речевая разминка.
А) Игровое упражнение “Путаница”.
(На доске написано: сильно головой этого Курица из – за тоже сильно очень головой червячок замотала и заболтал.)
У: Я приготовила для вашего чтения предложение из сказки “Все непонятливые”, но все слова у меня перепутались. Откройте ваши учебники на с. 95 – 98, пробегите глазками текст и найдите нужное предложение.
Д: Курица сильно замотала головой, и червячок из-за этого тоже очень сильно заболтал головой.
Б) Игровое упражнение “Запретная буква”.
У: Продолжите читать следующий абзац (самостоятельно в парах) – запретная буква “е”.
3. Проверка домашнего задания.
У: Теперь я думаю, вы готовы к выразительному чтению наиболее понравившегося отрывка из этой сказки. А те, кто освободится, смогут поработать с карточками(№1 или №2), им нужно будет ответить на “хитрые” вопросы. Приложение 1.
Б) Пересказ понравившегося отрывка сказки с интонацией курицы, червячка, грузовика, врача, автора.
Итог: (проверка детей, работавших по карточкам № 1, № 2)
4. Изучение нового материала.
1) Подготовка к восприятию.
У: Вы уже догадались, что речь на уроке пойдет о …
У: Да, на этом уроке мы вновь встретимся со сказкой, поучимся передавать настроение её персонажей при чтении.
У: А что вы уже знаете о сказках?
У: На какие группы делятся сказки по авторской принадлежности?
У: Мы будем работать со сказкой С. Козлова, а название ее вы определите сами, разгадав мою шифровку на карточке № 3.
19 13 1 5 12 16 14
14 16 18 12 16 3 15 16 14
(Ключ: каждая буква алфавита имеет свою порядковую цифру)
(В сладком морковном лесу)
(У ребят 3 группы карточка-помощница с ключом). Приложение 2.
2) Чтение сказки учителем.
3) Обмен впечатлениями.
4) Повторное чтение (в диалоге).
— Перечитайте сказку вместе со своим соседом отмечая в ней непонятные слова. (Можно через кальку.)
(Дети договариваются самостоятельно как они будут читать – по абзацу или по 1 предложению и т. п.)
5) Чтение сказки вслух, со словарной работой. (Цель: читать без ошибок.
Читают учащиеся среднего уровня. Учащиеся низкого уровня называют слова, непонятные по значению. Учащиеся высокого уровня объясняют значения непонятных слов.)
Солнцу, утру каждый рад.
Звери дружно встали в ряд:
Поработали ушами,
На зарядку побежали.
Прыгни выше! Раз, два, три!
А теперь не стой, беги!
Зайка прыгает – прыг-скок!
Белка смотрит в потолок.
Мишка наш идёт вприсядку.
Вот и кончилась зарядка.
7) Аналитико-поисковое чтение сказки.
У: Докажите, что мы прочитали маленькую сказку.
Д: Это сказка, т. к. все звери разговаривают человеческими голосами.
Д: Эта история фантастическая, в самом деле, такого произойти не может.
Д: В этой сказке нет зачина и концовки, таких как в русских народных сказках.
Д: Это авторская сказка, потому что её написал С. Козлов.
Д: Это очень маленькая сказка, в ней всего один эпизод.
У: Данная сказка является сказочной миниатюрой.
У: Какие средства выразительности использовал автор?(выборочное чтение).
У: С каким настроением встретились герои?
Д: Наверное, им было грустно, поэтому они и стали мечтать.
Д: А я думаю, что у них было мечтательное настроение.
У: Как вы думаете, можно ли назвать героев этой сказки настоящими друзьями?
У: О чем мечтал Медвежонок? Заяц? Ёжик? Белка? (Докажите словами текста).
У: Найдите самые важные предложения, в которых автор через речь героев подарил часть своего сердца.
У: Чья мечта сбылась в этой сказке?
Д: В этой сказке сбылась мечта каждого героя.
У: Чем наделил автор героев?
Д: Автор наделил героев умением мечтать.
Д: А ещё он наделил их умением дружить.
У: Выберите из сказки отрывок, подходящий для чтения по ролям. Распределите роли в группе и приготовьтесь его читать.
Чтение по ролям у доски (в масках)
5. Физкультминутка. (Звучит песня о дружбе – дети выполняют движения под музыку.)
6. Работа по развитию речи учащихся (ответы на вопросы детей из “Почты Почемучки”).
— Почему, чем ближе час встречи с другом, тем счастливее становишься?
— А нужно ли для встречи с другом готовить свое сердце?
— Правда ли, что понять можно душой, а сердцем нужно научиться сопереживать?
У: У меня тоже есть вопрос к вам: “А что делает вашу жизнь счастливее?”
7. Работа с пословицами (карточки № 4) Приложение3.
Низкий уровень: (синие карточки) – Прочитайте пословицы, исследуйте их. Определите их тематику;
Все за одного, один за всех.
Один в поле не воин.
Сам погибай, а товарища выручай..
Средний уровень: (оранжевые карточки) – Прочитайте пословицы. Исследуйте их. Выберите пословицы на заданную тему (о дружбе), подчеркните их и объясните как вы их понимаете.
Друг познаётся в беде.
Чтение – вот лучшее учение.
Где смелость, там и победа.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей
Высокий уровень: (зелёные карточки) – Восстановите деформированную пословицу, запишите её и объясните смысл.
Проверка: читают пословицы учащиеся на синих карточках и определяют тему – пословицы о дружбе.
— Учащиеся читают на оранжевых карточках пословицы на эту тему и объясняют их смысл.
— Дети 3 группы (зелёные карточки) восстанавливают свою пословицу и объясняют её смысл.
8. Подведение итогов урока:
У: Что скажете о нашем уроке?
Д: Мы весь урок говорили о дружбе.
Д: И пословицы читали тоже о дружбе.
Д: И сказка С. Козлова тоже о дружбе.
Д: А мне понравилось, как ребята выразительно читали отрывок из сказки по ролям.
У: Чем взволновала вас эта сказочная миниатюра?
Д: Мне понравилось, что мечта каждого персонажа сбылась.
Д: А я думаю, что их мечты сбылись, потому что они были настоящими друзьями.
У: Можно ли героев назвать чудаками?
У: А можно эту сказку переложить на музыку?
У: А много ли красок надо взять, чтобы увидеть все картинки цветными?
9. Творческая работа (палитра настроений, звучит песня “Улыбка”, у детей на столе заготовки главных героев и восковые мелки)
У: У вас на партах вы видите главных героев сегодняшнего произведения, но их изображения не закончены. Давайте сделаем их красивыми: раскрасьте их в соответствии с вашим отношением к этому произведению.
(выставка работ учащихся).
10. Домашнее задание по выбору учащихся:
Развлечение для детей средней группы игра-викторина по русским народным сказкам «В гостях у сказки»
Елена Полякова
Развлечение для детей средней группы игра-викторина по русским народным сказкам «В гостях у сказки»
Цель: Закреплять знания детей о русских народных сказках.
— Уточнить и обобщить знания детей о русских народных сказках.
— Развивать речь, воображение, фантазию, мышление, умение действовать согласованно, согласно правилам игры.
— Способствовать развитию физических качеств: быстроты, координации, ловкости.
— Воспитывать чувство взаимопомощи, товарищества.
— Воспитывать интерес, любовь к устному народному творчеству.
Оборудование и материалы:
-Большая книга сказок с заданиями.
— Волшебный мешочек с персонажами сказок «Теремок» и «Репка».
— «Сказочные вещи»: лапоть, яйцо, рукавичка, горошек, скалка, ведерко.
— Иллюстрации к сказкам для задания «Дополни имя».
Ход игры – викторины.
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
— Любите ли вы сказки?
— А что вы можете сказать о сказке? Какая она?
— Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.
А почему некоторые сказки называют народными? (Ответ детей)
Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки, а скоро вы пойдёте в школу и сами научитесь их читать. Читая сказки, вы проникните в чудесный, загадочный, таинственный мир. В сказках совершаются самые невероятные чудеса. И вот сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир русских народных сказок. Мы вспомним ваши любимые сказки, встретимся с любимыми героями. Я помогу вам в этом путешествии быть весёлыми, любознательными и остроумными. Я знаю, что вы, ребята, очень дружные и смелые. Во время викторины вы будете помогать, и выручать друг друга.
Итак, друзья, начнем программу
Затей у нас большой запас.
А для кого они? Для вас.
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши народные сказки.
Ведущий достаёт большую книгу сказок. Ребята в этой книге сказочные задания для вас. Чья команда правильно выполнит задания,та и победит:
1. Сказочное задание № 1. «Дополни имя».
(Воспитатель называет часть имени героя данной сказки. Дети дополняют это имя.)
У сказочных героев чаще всего встречаются двойные имена. Вам будут показаны иллюстрации к сказкам и названа только часть имени персонажа. Вам нужно дополнить имя сказочного героя.
2. Сказочное задание № 2. «Волшебные предметы»
(Выносится «Волшебный сундучок» и детям предлагается угадать из какой сказки предмет, который там находится.)
В русских сказках почти любой предмет может оказаться сказочным. Сейчас мы в этом убедимся. Вам будут даны обычные вещи, а вы сделаете их сказочными, то есть назовете, в какой сказке они встречаются.
Яйцо – «Курочка Ряба»
Горошек – «Кот, Петух и Лиса»
Скалка – «Лисичка со скалочкой»
Ведерко – «По щучьему веленью»
3. Сказочное задание № 3. Сказочная зарядка.
Слушай, сказочный народ, собираемся на сход.
Поскорее в круг вставайте
И зарядку начинайте.
Поскорей, скорей проснись!
День настал давным – давно,
И стучит в твое окно.
(Дети выполняют движения по показу ведущего)
4. Сказочное задание № 4. «Угадай-ка».
(Задается вопрос. Капитаны команд, называют вариант ответа.)
1) В одной сказке братец не послушал своей сестрицы и превратился в какое–то животное. Какое?
2) В чем Маша из сказки «Маша и Медведь» вернулась домой к дедушке и бабушке?
3) Каким необычным видом транспорта воспользовался герой русской народной сказки, чтобы попасть во дворец к царю?
(Ковер-самолет, кувшин, клубок, летучий корабль, Змей Горыныч, зеркало, сапоги-скороходы, журавль, кольцо, лиса, воробей, жар-птица, гуси-лебеди, ступа Бабы Яги).
6. Сказочное задание № 6. «Загадки от Бабы Яги».
Ведущий читает послание от Бабы Яги:
Пироги пекла в золе,
По избе кота гоняла
Да загадки сочиняла.
В гости к Лешему сходила –
Все отгадки позабыла.
Помогите мне, ребятки,
Отгадать мои загадки.
(Дети отгадывают загадки и выбирают нужную иллюстрацию к данной сказке)
Унесли братишку птицы.
Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)
Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна. (Скатерть-самобранка)
Он сумел поймать волчишку,
Он поймал лису и мишку.
Он поймал их не сачком,
А поймал он их бочком. (Бычок – смоляной бочок)
7. Сказочное задание № 7. Сказочная эстафета “Полёт Бабы-Яги”
Ведущий: Летать Бабе-Яге помогало помело. В эстафете в качестве помела мы используем метлы. Каждый участник, держа двумя руками метлу между ног, пробегает заданную дистанцию и передает метлу следующему.
— Вот и закончилось наше путешествие в мир чудес и волшебства. Понравилось ли вам путешествие по русским народным сказкам? (Ответ детей)
— А как вы думаете, для чего нам нужны сказки? (Ответ детей)
— Чему они учат? (Ответ детей)
— Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых.
(Подводятся итоги игры-викторины, награждение участников)
В мире много сказок грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят нам тепло.
Пусть добро навеки побеждает зло!


Конспект НОД «Путешествие по русским народным сказкам» Программное содержание: 1. Продолжать знакомить детей с понятием «устное народное творчество». 2. Уточнить и обогатить знания детей о русских.

Игра по сказкам в начальной школе
Дорогие ребята и гости! Сегодня наш праздник называется «Сказки гуляют по свету». Мы все отправимся в увлекательное путешествие по дорогам сказок. Наши ребята будут непосредственными участниками, а немного позднее, игроками развлекательной игры «Угадай сказку». А вас дорогие гости мы приглашаем быть сначала просто зрителями, а потом активными болельщиками.
— Я знаю, вы любите игры
Песни, загадки и пляски,
Но нет ничего интересней
Чем эти волшебные сказки.
— О чём-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати подушки
Уже навострили ушки
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски.
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
— Не простая сказка эта.
В ней и шутка, и намёк.
В нашей сказке спрятан где-то
Добрым молодцам урок.
Не высоко и не низко,
Может радом у дверей.
Сказка ходит где-то близко,
Не спугнуть её сумей.
Вслед за сказкой осторожно,
В край отправимся лесной.
Неисхоженной дорожкой,
Незнакомой стороной.
Время приближается, сказка начинается.
— Одну простую сказку, а может и не сказку,
А может не простую, хотим мы рассказать.
Ав. На краю старинного села
Девочка прекрасная жила.
Мать её ласкала, бабка баловала,
Красной Шапочкой звала.
Раз она несла через лесок
Маслица горшок и пирожок.
Ей на встречу серый,
Злой, голодный волк.
Вол: Ах, здравствуйте, здравствуйте.
Разрешите с вами познакомиться.
Какая погода? Какой чудесный лес?
А куда вы идёте?
К.Ш: Я к милой бабушке иду
По этой тропинке на опушку.
Вол: Ну что ж я тоже помогу
Проведать добрую старушку.
Ав.: Вот волк по лугу побежал
И задыхаясь тяжело, в избушку постучал.
Вол: Никто ни вышел. Видно старая спит.
Ав.: И вдруг услышал, как она говорит.
Б.: Заходи скорей красавица моя
Дай мне наглядеться радость на тебя
Заходи скорей дружок. Где твой сладкий пирожок?
Открытый урок по литературному чтению «Заяц-обманщик», 2-й класс
Класс: 2
Цели:
Наглядность:
картинки животных: зайца, медведя, лисы. Карточки со словами, характеризующими этих животных.
Ход урока
1. Организационный момент.
Мы сегодня пришли в школу зимним, февральским днем. На улице свежо, воздух чистый. Давайте, представим, что мы на улице и подышим свежим воздухом.
2. Упражнение на дыхание: вдох- выдох.
Настроение прекрасное
И язычок наш проситься поиграть.
3. Речевая разминка.
Бедным курицам не спится
Если им лисица снится.
( медленно, быстрее, быстро- хором, а теперь прочтите это радостно, удивленно, с жалостью )
4. Пришло время жужжащему чтению.
(откройте свои книги по домашнему чтению)
Включили звук, начали (2 мин.), закончили.
5. Сообщение темы урока.
Сегодня мы продолжим разговор о сказках и познакомимся с новой сказкой.
6. Повторение пройденного.
Как хорошо, что сказка по-прежнему жива. Она полна сил, мудрости, учит нас уму- разуму. Когда сказка приходит на урок, это праздник:
О чем-то скрипит половица
И спице опять не спится
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки
И сразу меняются лица
Меняются звуки и краски
Тихонько скрипит половица
По комнате ходит сказка.
Посмотрите у меня на столе шкатулка, она волшебная в ней живут сказки.
— Ребята, чем отличается сказка от других произведений?
— А кто пишет сказки?
— Как называются сказки, которые сочинил народ?
— А как называются сказки, которые сочинил автор?
— Каких писателей – сказочников вы знаете?
7. Игра « Узнай сказку»
Волшебная шкатулка предлагает вам игру. Нужно открыть шкатулку, взять карточку, прочитать отрывок и узнать из какой сказки, вспомнить кто сочинил эту сказку.
Одеяло убежало,
Улетела простыня
И подушка как лягушка
Ускакала от меня.
— Ребята, на какие группы делятся сказки по содержанию?
(волшебные, бытовые, о животных)
8. Работа над темой урока.
Сейчас мы будем читать авторскую сказку о животных.
Посмотрите на доску и прочитайте, как называется сказка и кто ее автор. ( «Заяц обманщик» С Михалков )
— Как вы думаете, о ком будет сказка, и что сделал заяц? ( На доску вывешиваю картинку Зайчика )
— В сказке участвует не только Заяц, а и другие звери, отгадайте какие.
Б) Посмотрите на ребус, отгадайте название другого действующего лица (Лиса. Ккартинку на доску)
рисунок1

— Ребята, какая обычно в сказках ласа? (хитрая, Плутовка, лгунья и т. д.)
9. Чтение сказки.
10. Беседа.
11. Работа над выразительным чтением.
Я, думаю, вам интересно было слушать сказку? Давайте прочитаем ее еще раз. Старайтесь показать голосом Зайца, Медведя и Лису. ( повторное выразительное чтение)
— Дети, а с людьми мог бы произойти похожий случай?
— А вы когда – нибудь обманывали?
12. Итог урока
13. Домашнее задание: приготовиться читать сказку по ролям.
Новая сказка прощается с вами
Но вы должны помнить слова
«Сказка ложь, да в ней намек
Добрым молодцам урок»
Обобщение по разделу «Сказочные человечки». Урок литературного чтения. 2-й класс
Класс: 2
Цели урока:
Оборудование: Песни из сказок, рисунки детей, диафильмы, выставки книг, ноутбук, проектор, учебник Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой «Литературное чтение», 2 класс.
Ход урока
I. Сообщение темы и цели урока.
II. Чтение стихотворения Ф. Кривина «О чем-то скрипит половица».
О чем-то скрипит половица,
А спице опять не спится.
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка…
III. Парад сказочных человечков.
– Сегодня на наш праздничный урок пришли сказочные человечки.
Они ждут встречи с Вами. Но они войдут только тогда, когда Вы назовете их имена. Сначала послушайте подсказку, а потом говорите имя:
а) Звучит песня из сказки «Чиполлино»
Смешной человечек на крыше живет,
Смешной человек ириски жует.
Смешной человек скучать не привык,
Смешной человек большой озорник.
в) Винни-Пух и Пятачок (исполняют песню).
г) Заходят остальные герои.
д) Буратино и Мальвина разговаривают:
– Кто Вас воспитывает, скажите пожалуйста?
– Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.
– Теперь я займусь Вашим воспитанием, будьте спокойны.
– Вот я влип!
IV. Литературная викторина. (На экране)
– Соотнести названия произведений и их авторов
| Джон Р.Р. Толкин Алан Милн Алексей Толстой Джанни Родари Астрид Линдгрен | Хоббит Пятачок Буратино Чиполлино Малыш и Карлсон |
V. Стихотворение из сказки «Хоббит».
Паутины вьется нить,
Мне готовят сети,
Но меня им не скрутить
Ни за что на свете.
Вот я, вот! Вам везет,
Слушайте, глядите!
Пауки, дураки!
Ну-ка догоните!
– Расскажите о главном герое – Хоббите Бильбо.
(Находчивый, смелый, отважный).
VI. Анализ сказки «Винни-Пух».
1. Отгадать загадку:
– Он и весел и незлобен
Этот милый чудачок.
С ним хозяин – милый Робин
И приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник,
А на мед особый нюх
Этот плюшевый проказник – медвежонок…
(Винни-Пух)
2. Какие характеры у Винни-Пуха и Пятачка?
| Винни-Пух любезный мужественный решительный но глупенький внимательный | Пятачок трусливый, но хочет этого скрыть глупенький хороший друг |
3. Выборочное чтение.
– Вы сказали, что Винни-Пух и Пятачок – друзья. Но Пятачок, испугавшись хотел Винни-Пуха оставить одного. Найдите в тексте слова, которые доказывают, что Пятачок все-таки тревожится за друга (стр. 138).
– Как будут Винни-Пух и Пятачок охотиться на Буку? (по следам).
Давайте, ребята, и мы глазами отправимся по следам.
VII. Физкультминутка для глаз.
VIII. Инсценирование отрывка «Урок арифметики» из сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
– Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь. Мы займемся арифметикой. Слушайте внимательно.
– У вас в кармане два яблока…
– Я говорю, предположим, что у Вас в кармане два яблока. Некто взял у Вас одно яблоко. Сколько у Вас осталось яблок?
– Я же не дам Некту яблоко.
– У Вас нет никаких способностей к математике.
IX. Анализ героев сказки «Приключения Буратино».
– А какой наш главный герой? (Добрый, жизнерадостный, настоящий друг, смелый и решительный в опасных ситуациях.)
– «Оживите» иллюстрацию на странице 154. (чтение по ролям)
– Каких героев этой сказки вы еще знаете?
– Чему учит сказка? (Делать добро другому, радоваться всему).
X. Анализ сказок «Чиполлино» и «Малыш и Карлсон».
– Чем интересны герои сказки Дж. Родари?
(Большинство его героев – овощи и фрукты).
1. Выборочное чтение (стр. 167).
– А чем необычен герой из сказки Карлсон? (Он умеет летать. Это сказочный летающий человек).
– Чем он необычен и где он живет?
2. Выразительное чтение диалога-знакомства по ролям (стр.169)
3. Рассмотрите иллюстрации на стр.176 и «подпишите» ее одним предложением из сказки («Привет, Малыш»!)
XI. Проверка домашнего задания. Защита сказочного фантика.
– Нам очень полюбились герои прочитанных сказок. Мы получили заказ с кондитерской фабрики на создание фантика и названия нового сорта конфет. Поднимите, участники, руки. Вам нужно представить фантик и рассказать, почему вы выбрали такое название.
– А некоторые дети сделали диафильмы о своих любимых сказках.
XII. Кроссворд.
– По вертикали:
(Проверка на экране).
XIII. Итог урока.
– Вот у меня несколько медалей. Кому их вручить?

