О чем то скрипит половица и спице опять не спится
Урок литературного чтения во 2-м классе по теме: «С.Козлов. «В сладком морковном лесу» (по системе Л.В. Занкова)
Задачи:
Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями, палитра настроений, фигурки сказочных героев, кассеты с песнями: “Улыбка”, “Песня о дружбе”, учебник “Литературное чтение” Свиридовой В. Ю. 2 кл.
1. Организационный момент.
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться,
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.
У: Сегодня на уроке мы продолжим учиться открывать авторские тайны.
2. Речевая разминка.
А) Игровое упражнение “Путаница”.
(На доске написано: сильно головой этого Курица из – за тоже сильно очень головой червячок замотала и заболтал.)
У: Я приготовила для вашего чтения предложение из сказки “Все непонятливые”, но все слова у меня перепутались. Откройте ваши учебники на с. 95 – 98, пробегите глазками текст и найдите нужное предложение.
Д: Курица сильно замотала головой, и червячок из-за этого тоже очень сильно заболтал головой.
Б) Игровое упражнение “Запретная буква”.
У: Продолжите читать следующий абзац (самостоятельно в парах) – запретная буква “е”.
3. Проверка домашнего задания.
У: Теперь я думаю, вы готовы к выразительному чтению наиболее понравившегося отрывка из этой сказки. А те, кто освободится, смогут поработать с карточками(№1 или №2), им нужно будет ответить на “хитрые” вопросы. Приложение 1.
Б) Пересказ понравившегося отрывка сказки с интонацией курицы, червячка, грузовика, врача, автора.
Итог: (проверка детей, работавших по карточкам № 1, № 2)
4. Изучение нового материала.
1) Подготовка к восприятию.
У: Вы уже догадались, что речь на уроке пойдет о …
У: Да, на этом уроке мы вновь встретимся со сказкой, поучимся передавать настроение её персонажей при чтении.
У: А что вы уже знаете о сказках?
У: На какие группы делятся сказки по авторской принадлежности?
У: Мы будем работать со сказкой С. Козлова, а название ее вы определите сами, разгадав мою шифровку на карточке № 3.
19 13 1 5 12 16 14
14 16 18 12 16 3 15 16 14
(Ключ: каждая буква алфавита имеет свою порядковую цифру)
(В сладком морковном лесу)
(У ребят 3 группы карточка-помощница с ключом). Приложение 2.
2) Чтение сказки учителем.
3) Обмен впечатлениями.
4) Повторное чтение (в диалоге).
— Перечитайте сказку вместе со своим соседом отмечая в ней непонятные слова. (Можно через кальку.)
(Дети договариваются самостоятельно как они будут читать – по абзацу или по 1 предложению и т. п.)
5) Чтение сказки вслух, со словарной работой. (Цель: читать без ошибок.
Читают учащиеся среднего уровня. Учащиеся низкого уровня называют слова, непонятные по значению. Учащиеся высокого уровня объясняют значения непонятных слов.)
Солнцу, утру каждый рад.
Звери дружно встали в ряд:
Поработали ушами,
На зарядку побежали.
Прыгни выше! Раз, два, три!
А теперь не стой, беги!
Зайка прыгает – прыг-скок!
Белка смотрит в потолок.
Мишка наш идёт вприсядку.
Вот и кончилась зарядка.
7) Аналитико-поисковое чтение сказки.
У: Докажите, что мы прочитали маленькую сказку.
Д: Это сказка, т. к. все звери разговаривают человеческими голосами.
Д: Эта история фантастическая, в самом деле, такого произойти не может.
Д: В этой сказке нет зачина и концовки, таких как в русских народных сказках.
Д: Это авторская сказка, потому что её написал С. Козлов.
Д: Это очень маленькая сказка, в ней всего один эпизод.
У: Данная сказка является сказочной миниатюрой.
У: Какие средства выразительности использовал автор?(выборочное чтение).
У: С каким настроением встретились герои?
Д: Наверное, им было грустно, поэтому они и стали мечтать.
Д: А я думаю, что у них было мечтательное настроение.
У: Как вы думаете, можно ли назвать героев этой сказки настоящими друзьями?
У: О чем мечтал Медвежонок? Заяц? Ёжик? Белка? (Докажите словами текста).
У: Найдите самые важные предложения, в которых автор через речь героев подарил часть своего сердца.
У: Чья мечта сбылась в этой сказке?
Д: В этой сказке сбылась мечта каждого героя.
У: Чем наделил автор героев?
Д: Автор наделил героев умением мечтать.
Д: А ещё он наделил их умением дружить.
У: Выберите из сказки отрывок, подходящий для чтения по ролям. Распределите роли в группе и приготовьтесь его читать.
Чтение по ролям у доски (в масках)
5. Физкультминутка. (Звучит песня о дружбе – дети выполняют движения под музыку.)
6. Работа по развитию речи учащихся (ответы на вопросы детей из “Почты Почемучки”).
— Почему, чем ближе час встречи с другом, тем счастливее становишься?
— А нужно ли для встречи с другом готовить свое сердце?
— Правда ли, что понять можно душой, а сердцем нужно научиться сопереживать?
У: У меня тоже есть вопрос к вам: “А что делает вашу жизнь счастливее?”
7. Работа с пословицами (карточки № 4) Приложение3.
Низкий уровень: (синие карточки) – Прочитайте пословицы, исследуйте их. Определите их тематику;
Все за одного, один за всех.
Один в поле не воин.
Сам погибай, а товарища выручай..
Средний уровень: (оранжевые карточки) – Прочитайте пословицы. Исследуйте их. Выберите пословицы на заданную тему (о дружбе), подчеркните их и объясните как вы их понимаете.
Друг познаётся в беде.
Чтение – вот лучшее учение.
Где смелость, там и победа.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей
Высокий уровень: (зелёные карточки) – Восстановите деформированную пословицу, запишите её и объясните смысл.
Проверка: читают пословицы учащиеся на синих карточках и определяют тему – пословицы о дружбе.
— Учащиеся читают на оранжевых карточках пословицы на эту тему и объясняют их смысл.
— Дети 3 группы (зелёные карточки) восстанавливают свою пословицу и объясняют её смысл.
8. Подведение итогов урока:
У: Что скажете о нашем уроке?
Д: Мы весь урок говорили о дружбе.
Д: И пословицы читали тоже о дружбе.
Д: И сказка С. Козлова тоже о дружбе.
Д: А мне понравилось, как ребята выразительно читали отрывок из сказки по ролям.
У: Чем взволновала вас эта сказочная миниатюра?
Д: Мне понравилось, что мечта каждого персонажа сбылась.
Д: А я думаю, что их мечты сбылись, потому что они были настоящими друзьями.
У: Можно ли героев назвать чудаками?
У: А можно эту сказку переложить на музыку?
У: А много ли красок надо взять, чтобы увидеть все картинки цветными?
9. Творческая работа (палитра настроений, звучит песня “Улыбка”, у детей на столе заготовки главных героев и восковые мелки)
У: У вас на партах вы видите главных героев сегодняшнего произведения, но их изображения не закончены. Давайте сделаем их красивыми: раскрасьте их в соответствии с вашим отношением к этому произведению.
(выставка работ учащихся).
10. Домашнее задание по выбору учащихся:
Развлечение для детей средней группы игра-викторина по русским народным сказкам «В гостях у сказки»
Елена Полякова
Развлечение для детей средней группы игра-викторина по русским народным сказкам «В гостях у сказки»
Цель: Закреплять знания детей о русских народных сказках.
— Уточнить и обобщить знания детей о русских народных сказках.
— Развивать речь, воображение, фантазию, мышление, умение действовать согласованно, согласно правилам игры.
— Способствовать развитию физических качеств: быстроты, координации, ловкости.
— Воспитывать чувство взаимопомощи, товарищества.
— Воспитывать интерес, любовь к устному народному творчеству.
Оборудование и материалы:
-Большая книга сказок с заданиями.
— Волшебный мешочек с персонажами сказок «Теремок» и «Репка».
— «Сказочные вещи»: лапоть, яйцо, рукавичка, горошек, скалка, ведерко.
— Иллюстрации к сказкам для задания «Дополни имя».
Ход игры – викторины.
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
— Любите ли вы сказки?
— А что вы можете сказать о сказке? Какая она?
— Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.
А почему некоторые сказки называют народными? (Ответ детей)
Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки, а скоро вы пойдёте в школу и сами научитесь их читать. Читая сказки, вы проникните в чудесный, загадочный, таинственный мир. В сказках совершаются самые невероятные чудеса. И вот сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир русских народных сказок. Мы вспомним ваши любимые сказки, встретимся с любимыми героями. Я помогу вам в этом путешествии быть весёлыми, любознательными и остроумными. Я знаю, что вы, ребята, очень дружные и смелые. Во время викторины вы будете помогать, и выручать друг друга.
Итак, друзья, начнем программу
Затей у нас большой запас.
А для кого они? Для вас.
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши народные сказки.
Ведущий достаёт большую книгу сказок. Ребята в этой книге сказочные задания для вас. Чья команда правильно выполнит задания,та и победит:
1. Сказочное задание № 1. «Дополни имя».
(Воспитатель называет часть имени героя данной сказки. Дети дополняют это имя.)
У сказочных героев чаще всего встречаются двойные имена. Вам будут показаны иллюстрации к сказкам и названа только часть имени персонажа. Вам нужно дополнить имя сказочного героя.
2. Сказочное задание № 2. «Волшебные предметы»
(Выносится «Волшебный сундучок» и детям предлагается угадать из какой сказки предмет, который там находится.)
В русских сказках почти любой предмет может оказаться сказочным. Сейчас мы в этом убедимся. Вам будут даны обычные вещи, а вы сделаете их сказочными, то есть назовете, в какой сказке они встречаются.
Яйцо – «Курочка Ряба»
Горошек – «Кот, Петух и Лиса»
Скалка – «Лисичка со скалочкой»
Ведерко – «По щучьему веленью»
3. Сказочное задание № 3. Сказочная зарядка.
Слушай, сказочный народ, собираемся на сход.
Поскорее в круг вставайте
И зарядку начинайте.
Поскорей, скорей проснись!
День настал давным – давно,
И стучит в твое окно.
(Дети выполняют движения по показу ведущего)
4. Сказочное задание № 4. «Угадай-ка».
(Задается вопрос. Капитаны команд, называют вариант ответа.)
1) В одной сказке братец не послушал своей сестрицы и превратился в какое–то животное. Какое?
2) В чем Маша из сказки «Маша и Медведь» вернулась домой к дедушке и бабушке?
3) Каким необычным видом транспорта воспользовался герой русской народной сказки, чтобы попасть во дворец к царю?
(Ковер-самолет, кувшин, клубок, летучий корабль, Змей Горыныч, зеркало, сапоги-скороходы, журавль, кольцо, лиса, воробей, жар-птица, гуси-лебеди, ступа Бабы Яги).
6. Сказочное задание № 6. «Загадки от Бабы Яги».
Ведущий читает послание от Бабы Яги:
Пироги пекла в золе,
По избе кота гоняла
Да загадки сочиняла.
В гости к Лешему сходила –
Все отгадки позабыла.
Помогите мне, ребятки,
Отгадать мои загадки.
(Дети отгадывают загадки и выбирают нужную иллюстрацию к данной сказке)
Унесли братишку птицы.
Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)
Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна. (Скатерть-самобранка)
Он сумел поймать волчишку,
Он поймал лису и мишку.
Он поймал их не сачком,
А поймал он их бочком. (Бычок – смоляной бочок)
7. Сказочное задание № 7. Сказочная эстафета “Полёт Бабы-Яги”
Ведущий: Летать Бабе-Яге помогало помело. В эстафете в качестве помела мы используем метлы. Каждый участник, держа двумя руками метлу между ног, пробегает заданную дистанцию и передает метлу следующему.
— Вот и закончилось наше путешествие в мир чудес и волшебства. Понравилось ли вам путешествие по русским народным сказкам? (Ответ детей)
— А как вы думаете, для чего нам нужны сказки? (Ответ детей)
— Чему они учат? (Ответ детей)
— Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых.
(Подводятся итоги игры-викторины, награждение участников)
В мире много сказок грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят нам тепло.
Пусть добро навеки побеждает зло!
Дидактические игры по русским народным сказкам для детей младшего дошкольного возраста ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО СКАЗКЕ «РЕПКА» Цель: Продолжать развивать внимание, память, связную речь, способствовать проявлению самостоятельности,.
«Песочная живопись» по русским народным сказкам. Фотоотчет Театр! Как много значит слово Для всех, кто был там много раз! Как важно и порою ново Бывает действие для нас!Ю. Ким На протяжении многих.
Конспект НОД «Путешествие по русским народным сказкам» Программное содержание: 1. Продолжать знакомить детей с понятием «устное народное творчество». 2. Уточнить и обогатить знания детей о русских.
Конспект НОД во второй младшей группе «Путешествия по русским народным сказкам» Конспект НОД во 2 младшей группе «Путешествия по русским народным сказкам». Цель: закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях.
Игра по сказкам в начальной школе
Дорогие ребята и гости! Сегодня наш праздник называется «Сказки гуляют по свету». Мы все отправимся в увлекательное путешествие по дорогам сказок. Наши ребята будут непосредственными участниками, а немного позднее, игроками развлекательной игры «Угадай сказку». А вас дорогие гости мы приглашаем быть сначала просто зрителями, а потом активными болельщиками.
— Я знаю, вы любите игры
Песни, загадки и пляски,
Но нет ничего интересней
Чем эти волшебные сказки.
— О чём-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати подушки
Уже навострили ушки
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски.
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
— Не простая сказка эта.
В ней и шутка, и намёк.
В нашей сказке спрятан где-то
Добрым молодцам урок.
Не высоко и не низко,
Может радом у дверей.
Сказка ходит где-то близко,
Не спугнуть её сумей.
Вслед за сказкой осторожно,
В край отправимся лесной.
Неисхоженной дорожкой,
Незнакомой стороной.
Время приближается, сказка начинается.
— Одну простую сказку, а может и не сказку,
А может не простую, хотим мы рассказать.
Ав. На краю старинного села
Девочка прекрасная жила.
Мать её ласкала, бабка баловала,
Красной Шапочкой звала.
Раз она несла через лесок
Маслица горшок и пирожок.
Ей на встречу серый,
Злой, голодный волк.
Вол: Ах, здравствуйте, здравствуйте.
Разрешите с вами познакомиться.
Какая погода? Какой чудесный лес?
А куда вы идёте?
К.Ш: Я к милой бабушке иду
По этой тропинке на опушку.
Вол: Ну что ж я тоже помогу
Проведать добрую старушку.
Ав.: Вот волк по лугу побежал
И задыхаясь тяжело, в избушку постучал.
Вол: Никто ни вышел. Видно старая спит.
Ав.: И вдруг услышал, как она говорит.
Б.: Заходи скорей красавица моя
Дай мне наглядеться радость на тебя
Заходи скорей дружок. Где твой сладкий пирожок?
Открытый урок по литературному чтению «Заяц-обманщик», 2-й класс
Класс: 2
Цели:
Наглядность:
картинки животных: зайца, медведя, лисы. Карточки со словами, характеризующими этих животных.
Ход урока
1. Организационный момент.
Мы сегодня пришли в школу зимним, февральским днем. На улице свежо, воздух чистый. Давайте, представим, что мы на улице и подышим свежим воздухом.
2. Упражнение на дыхание: вдох- выдох.
Настроение прекрасное
И язычок наш проситься поиграть.
3. Речевая разминка.
Бедным курицам не спится
Если им лисица снится.
( медленно, быстрее, быстро- хором, а теперь прочтите это радостно, удивленно, с жалостью )
4. Пришло время жужжащему чтению.
(откройте свои книги по домашнему чтению)
Включили звук, начали (2 мин.), закончили.
5. Сообщение темы урока.
Сегодня мы продолжим разговор о сказках и познакомимся с новой сказкой.
6. Повторение пройденного.
Как хорошо, что сказка по-прежнему жива. Она полна сил, мудрости, учит нас уму- разуму. Когда сказка приходит на урок, это праздник:
О чем-то скрипит половица
И спице опять не спится
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки
И сразу меняются лица
Меняются звуки и краски
Тихонько скрипит половица
По комнате ходит сказка.
Посмотрите у меня на столе шкатулка, она волшебная в ней живут сказки.
— Ребята, чем отличается сказка от других произведений?
— А кто пишет сказки?
— Как называются сказки, которые сочинил народ?
— А как называются сказки, которые сочинил автор?
— Каких писателей – сказочников вы знаете?
7. Игра « Узнай сказку»
Волшебная шкатулка предлагает вам игру. Нужно открыть шкатулку, взять карточку, прочитать отрывок и узнать из какой сказки, вспомнить кто сочинил эту сказку.
Одеяло убежало,
Улетела простыня
И подушка как лягушка
Ускакала от меня.
— Ребята, на какие группы делятся сказки по содержанию?
(волшебные, бытовые, о животных)
8. Работа над темой урока.
Сейчас мы будем читать авторскую сказку о животных.
Посмотрите на доску и прочитайте, как называется сказка и кто ее автор. ( «Заяц обманщик» С Михалков )
— Как вы думаете, о ком будет сказка, и что сделал заяц? ( На доску вывешиваю картинку Зайчика )
— В сказке участвует не только Заяц, а и другие звери, отгадайте какие.
Б) Посмотрите на ребус, отгадайте название другого действующего лица (Лиса. Ккартинку на доску)
рисунок1
— Ребята, какая обычно в сказках ласа? (хитрая, Плутовка, лгунья и т. д.)
9. Чтение сказки.
10. Беседа.
11. Работа над выразительным чтением.
Я, думаю, вам интересно было слушать сказку? Давайте прочитаем ее еще раз. Старайтесь показать голосом Зайца, Медведя и Лису. ( повторное выразительное чтение)
— Дети, а с людьми мог бы произойти похожий случай?
— А вы когда – нибудь обманывали?
12. Итог урока
13. Домашнее задание: приготовиться читать сказку по ролям.
Новая сказка прощается с вами
Но вы должны помнить слова
«Сказка ложь, да в ней намек
Добрым молодцам урок»
Обобщение по разделу «Сказочные человечки». Урок литературного чтения. 2-й класс
Класс: 2
Цели урока:
Оборудование: Песни из сказок, рисунки детей, диафильмы, выставки книг, ноутбук, проектор, учебник Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой «Литературное чтение», 2 класс.
Ход урока
I. Сообщение темы и цели урока.
II. Чтение стихотворения Ф. Кривина «О чем-то скрипит половица».
О чем-то скрипит половица,
А спице опять не спится.
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка…
III. Парад сказочных человечков.
– Сегодня на наш праздничный урок пришли сказочные человечки.
Они ждут встречи с Вами. Но они войдут только тогда, когда Вы назовете их имена. Сначала послушайте подсказку, а потом говорите имя:
а) Звучит песня из сказки «Чиполлино»
Смешной человечек на крыше живет,
Смешной человек ириски жует.
Смешной человек скучать не привык,
Смешной человек большой озорник.
в) Винни-Пух и Пятачок (исполняют песню).
г) Заходят остальные герои.
д) Буратино и Мальвина разговаривают:
– Кто Вас воспитывает, скажите пожалуйста?
– Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.
– Теперь я займусь Вашим воспитанием, будьте спокойны.
– Вот я влип!
IV. Литературная викторина. (На экране)
– Соотнести названия произведений и их авторов
Джон Р.Р. Толкин Алан Милн Алексей Толстой Джанни Родари Астрид Линдгрен | Хоббит Пятачок Буратино Чиполлино Малыш и Карлсон |
V. Стихотворение из сказки «Хоббит».
Паутины вьется нить,
Мне готовят сети,
Но меня им не скрутить
Ни за что на свете.
Вот я, вот! Вам везет,
Слушайте, глядите!
Пауки, дураки!
Ну-ка догоните!
– Расскажите о главном герое – Хоббите Бильбо.
(Находчивый, смелый, отважный).
VI. Анализ сказки «Винни-Пух».
1. Отгадать загадку:
– Он и весел и незлобен
Этот милый чудачок.
С ним хозяин – милый Робин
И приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник,
А на мед особый нюх
Этот плюшевый проказник – медвежонок…
(Винни-Пух)
2. Какие характеры у Винни-Пуха и Пятачка?
Винни-Пух любезный мужественный решительный но глупенький внимательный | Пятачок трусливый, но хочет этого скрыть глупенький хороший друг |
3. Выборочное чтение.
– Вы сказали, что Винни-Пух и Пятачок – друзья. Но Пятачок, испугавшись хотел Винни-Пуха оставить одного. Найдите в тексте слова, которые доказывают, что Пятачок все-таки тревожится за друга (стр. 138).
– Как будут Винни-Пух и Пятачок охотиться на Буку? (по следам).
Давайте, ребята, и мы глазами отправимся по следам.
VII. Физкультминутка для глаз.
VIII. Инсценирование отрывка «Урок арифметики» из сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
– Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь. Мы займемся арифметикой. Слушайте внимательно.
– У вас в кармане два яблока…
– Я говорю, предположим, что у Вас в кармане два яблока. Некто взял у Вас одно яблоко. Сколько у Вас осталось яблок?
– Я же не дам Некту яблоко.
– У Вас нет никаких способностей к математике.
IX. Анализ героев сказки «Приключения Буратино».
– А какой наш главный герой? (Добрый, жизнерадостный, настоящий друг, смелый и решительный в опасных ситуациях.)
– «Оживите» иллюстрацию на странице 154. (чтение по ролям)
– Каких героев этой сказки вы еще знаете?
– Чему учит сказка? (Делать добро другому, радоваться всему).
X. Анализ сказок «Чиполлино» и «Малыш и Карлсон».
– Чем интересны герои сказки Дж. Родари?
(Большинство его героев – овощи и фрукты).
1. Выборочное чтение (стр. 167).
– А чем необычен герой из сказки Карлсон? (Он умеет летать. Это сказочный летающий человек).
– Чем он необычен и где он живет?
2. Выразительное чтение диалога-знакомства по ролям (стр.169)
3. Рассмотрите иллюстрации на стр.176 и «подпишите» ее одним предложением из сказки («Привет, Малыш»!)
XI. Проверка домашнего задания. Защита сказочного фантика.
– Нам очень полюбились герои прочитанных сказок. Мы получили заказ с кондитерской фабрики на создание фантика и названия нового сорта конфет. Поднимите, участники, руки. Вам нужно представить фантик и рассказать, почему вы выбрали такое название.
– А некоторые дети сделали диафильмы о своих любимых сказках.
XII. Кроссворд.
– По вертикали:
(Проверка на экране).
XIII. Итог урока.
– Вот у меня несколько медалей. Кому их вручить?