О чем танец болеро
Танец Болеро
Болеро — испанский национальный танец, предположительно изобретенный ок. 1780 г. Себастьяном Сересо из Кадиса. В фольклорной версии болеро – танец для солирующей пары, в публичном исполнении могут участвовать несколько пар. Обязателен аккомпанемент кастаньет или гитары, если мелодия танца поется. Этот танец является близким родственником румбы. За его чувственность болеро часто называют танцем любви, а музыка и движения усиливают эти чувства.
Происхождение названия танца болеро также очень спорное, историки так и не смогли прийти к общему мнению. Наиболее распространенной версией является то, что название произошло от испанского слова «volare» (летать), что очень хорошо характеризует стиль танца.
Традиционно болеро исполняет солирующая пара, но этот танец могут исполнять и несколько пар одновременно, как зачастую и происходит на практике. В редких случаях танец исполняется одной балериной. Тем не менее, в любых вариациях болеро танцору или танцорам обязательно аккомпанируют кастаньеты или гитары.
Болеро присущ двудольный, изредка трехдольный метр; танец состоит из пяти частей: пазео, траверсия, диференсия, траверсия и финал, хотя для разных областей Испании характерны различные разновидности этого танца. Трёхдольный размер такта может по-разному дробиться: за равными долями первого такта на сильную долю следующего такта следует пауза с последующими тремя нотами меньшей длительности. В другом ритмическом варианте болеро на короткие ноты дробится первый такт, при этом вместо первой ноты идёт пауза.
Темп болеро постепенно изменялся и является наглядным отражением путешествия этого танца через океан. Первоначально в Испании болеро танцевали в темпе ¾ (где он, как говорят, был версией фламенко и сегидильи или более медленной версией фанданго). Затем болеро появился в Кубе и под влиянием царившей там румбы, его начали танцевать в темпе 2/4. В конце концов, темп танца превратился в 4/4, который используется и поныне.
Существует также мексиканский вариант болеро, который, пожалуй, сделал болеро одним из самых подлинно «латинских» изо всех латиноамериканских танцев. Шаги его очень напоминают румбу.
Болеро это танец, который исполняется без видимых усилий, но на самом деле очень связан с физическими нагрузками. В связи с этим, Болеро не танцуют так часто, как другие социальные танцы. Сальса, румба и аргентинское танго стали намного более популярными. Но для тех, кто не боится сложностей и упорен в своем желании, этот танец станет настоящим откровением. Веди чувственности и красоте болеро позавидует любой танец.
Болеро можно условно разделить на пять частей:
1. введение или прогулка;
2. пересечение, когда танцоры меняются местами;
3. уравновешивание, когда танцоры исполняют свои па на одном месте;
4. часть танца, когда партнёры держатся за руки и танцуют вместе, а под конец каждой группы движений обнимают друг друга одной рукой за талию;
Прекрасными образцами болеро в профессиональной музыке могут служить фортепианное Болеро (ор. 19) Ф.Шопена и оркестровое Болеро М.Равеля. У Бетховена есть Bolero a solo, а К.М. фон Вебер включил болеро в свою музыку к пьесе Прециоза. Мотивы болеро могут быть обнаружены в операх Слепые из Толедо Этьена Мегюля, Черное домино, Немая из Портичи Д.Обера, а также в опере Г.Берлиоза Бенвенуто Челлини.
Убыстренным вариантом болеро является сегидилья (возможно, что именно она послужила основой для болеро). Кубинское болеро и аналогичное ему доминиканское болерохарактеризуются двудольным ритмом с синкопами и образуют испано-американский вариант танца.
Энциклопедия танца: Болеро
Испанское болеро известно с более раннего времени, что может говорить о влиянии этого танца на возникновение кубинского болеро, хотя есть мнение, что кубинский танец в период своего появления включал в себя элементы дансона и хабанеры.
История возникновения
По самой распространенной версии болеро своим появлением обязано испанскому танцору Себастьяно Сересо и известно приблизительно с 1780 года. Исполнялся танец в парах под аккомпанемент гитары и барабана. Часто танцующие пели, непременно сопровождая танец и пение звуками кастаньет, создающими неповторимый ритмический рисунок болеро.
Танцу было присуще изящество движений. Присутствовало много кружений, что по одной из версий могло дать название этому танцу: «volar» по-испански – «кружиться» в просторечии превратилось в «bolar». Особое внимание привлекали руки танцоров: женские выполняли гибкие, выразительные, плавные движения, а мужские – более быстрые и четкие, похожие на удары меча.
В XIX веке болеро стало столь популярно, что не только исполнялось в аристократических кругах, но и приобрело элитарность, вышло на театральную сцену и стало частью классического балета. Профессиональное обучение болеро проводилось по правилам балета, элементами его стали сложные пируэты, движения в прыжке, кружения и повороты.
Как музыкальный жанр болеро привлек внимание многих композиторов. Наиболее известно музыкальное произведение «Болеро» Равеля, но в Испании оно не очень принимается, так как не совпадает с ритмической структурой, присущей национальным танцам. Зато, когда Бронислава Нежинская поставила болеро на музыку Равеля на сцене Парижского оперного театра в 1928 году, этот балет был признан Международной ассоциацией развития танцев шедевром балетного искусства. Это же событие повлияло на распространение и популярность болеро в Америке.
Что такое болеро?
Музыкальный размер испанского болеро 3/4. За время своего развития трехдольность не всегда была присуща этому танцу, доли могли по-разному дробиться. Классическому болеро свойственен умеренный, сдержанный темп. Кастаньеты – обязательный атрибут этого танца. В народном варианте танец исполняется одной солирующей парой, в профессиональных выступлениях участвуют несколько пар.
Кубинскому и доминиканскому болеро, сходному с кубинским, присущ двудольный ритм с синкопами и медленное, чувственное исполнение.
Виды болеро и их особенности
В разных областях Испании существовали варианты болеро, имеющие свои особенности. Для Андалусии был характерен умеренно быстрый темп и исполнение сольно или в парах; в Кастилии болеро исполнялось значительно медленнее; в Леоне танцевали пары, располагающиеся в 3 ряда, а на Балеарских островах танец исполняли мужчина и две женщины. Все разновидности болеро объединялись общими чертами: изящностью движений, замедлением шага и выразительными паузами, экспрессией поз и жестов, что даже приводило к сравнению с пантомимой. Болеро были присущи «благородные» черты, отличающие его от бурного стиля фламенко.
Кубинское болеро известно с 1883 года, именно тогда появилось болеро «Tristezas» Хосе Пепе Санчеса. Под влиянием африканского стиля кубинскому болеро свойственен двойной ритм. С испанским танцем кубинское болеро почти не имеет никакого сходства, оно по особенностям исполнения близко к румбе, отличается особым изяществом и исполняется под медленные, красивые, романтические мелодии. Не зря в XX веке кубинское болеро назвали «Королем сердец», ведь именно этот танец создает массу возможностей для выражения романтических чувств через движения. Болеро способствовало появлению на Кубе песен, называющихся Филинг (Feeling), что значит «чувство».
Это было гениальное болеро…
Здесь Майе Плисецкой … 50 лет.
Для меня балет «Болеро» — это самое гениальное, что она станцевала, хотя как можно выделить что-то одно гениальное в по сути гениальном творчестве в целом?? Даже впечатлений своих описывать не хочу, чтобы никому не мешать воспринимать в чистом виде, — настолько гипнотически это было станцовано и великолепно поставлено, а уж о музыке Равеля и вовсе умолкаю: импрессионизм в музыке воздействует так же, как и импрессионизм в живописи — берет наши чувства в плен и не отпускает до самого конца. К тому же мимика Майи Плисецкой в этом балете заслуживает просто отдельного фильма!
Эта постановка отключает меня от внешнего мира и погружает в чистые эмоции. Непередаваемые ощущения…
И у каждого они будут свои…
Название: Морис Равель — Болеро
Оригинальное название: Maurice Ravel — Bolero
Год выпуска: 1975
Жанр: Фильм — балет
Продолжительность: 00:21:12
Режиссер: Морис Бежар
Композитор: Морис Равель
В ролях: Майя Плисецкая
О Фильме: Балет Мориса Бежара «Болеро» на музыку М. Равеля (одна из первых постановок великого французского хореографа, осуществленных им в Бельгии для его знаменитой, ныне прекратившей существование труппы «Балет ХХ века») Майя Плисецкая числит среди вершинных достижений
хореографического искусства ушедшего столетия. Эротичный, но абсолютно не приземленный танец, исполняемый как некий ритуальный обряд, завладел всеми ее помыслами, едва лишь она его увидела. Плисецкая написала М. Бежару о своем желании танцевать этот балет, и уже через год, в 75-м, ей
удалось выступить в нем: ее пригласили в Брюссель в Театр де ла Монне участвовать в съемках «Болеро» для телевидения.
Майа Плисецкая вспоминала об этой работе :
«Нет, я не смогла бы это сделать. Я должна была сдаться. Ты не можешь выучить тысячу движений в головокружительно повторяющемся ритме всего за одну неделю. Я должна была сдаться. Анжела Альбрехт подошла утешить меня, сказала, что она выучила болеро за три месяца. О! если бы у меня было еще три дополнительных дня! Но премьера уже завтра… «Я буду стоять в проходе в глубине зала»,- сказал Бежар. «В белом свитере. На меня направят прожектор. Я подскажу тебе…»
«Болеро» же в исполнении любимицы Бежара, почти фанатичной перфекционистки в технике, французской балерины Сильви Гиллем (Sylvie Guillem) вместе с Токийским Балетом я считаю самым технически безупречным. Узор хореографии подтанцовки выполнен в более восточных лаконично-японских мотивах. Для большего удовольствия советую выставить HD качество на видео. Там ну даже при огромном желании придраться не к чему 🙂 Мне кажется, что именно к этому исполнению очень точно подошли бы стихи известного мастера хайкай периода средних веков Моритакэ (1473—1549):
Тут тебе и боязно,
тут тебе и радостно,
идя к жениху,
перейти в вечерней мгле
по бревну ручей.
Вот такой вот дзэн-импрессионизм получился!)
Не меньше впечатляет и мужское исполнение этого балета (Бежар изначально придумал хореографию как для женщины, так и для мужчины). Здесь блестяще станцовано Николя Ле Ришем (Nicolas le Riche) в Париже в 2012 году. http://www.youtube.com/watch?v=4OPJq_R7Qjw Вообще не перестаю удивляться и восхищаться гением Бежара: так выстроить хореографию, что только от пола исполнителя абсолютно меняется энергетика всего балета (в женском исполнении — соблазняющее, дикое и необузданное женское начало, заигрывающее и сливающееся в конце с мужским, а вот в мужском исполнении присутствия женщины я вообще не ощущаю — там только пробуждающаяся, мощная, завораживающая и накаляющаяся до предела сила мужского проявляется. И это в одной и той же хореографии! Гениально, маэстро!)
Одним из последователей Мориса Бежара стал Миша Ван Хук (Misha Van Hoecke), который работал в труппе «Балет XX века» около 25 лет.
Болеро (исп. Bolero) Мориса Равеля — произведение для оркестра, первоначально задуманное как музыка для балетной постановки. Было написано в 1928 году и впервые исполнено 22 ноября 1928 года в парижской «Гранд Опера», в ходе вечера балерины Иды Рубинштейн. Как отмечает Александр Майкапар, «Болеро» приобрело особую популярность из-за «гипнотического воздействия неизменной множество раз повторяющейся ритмической фигуры, на фоне которой две темы также проводятся много раз, демонстрируя необычайный рост эмоционального напряжения и вводя в звучание всё новые и новые инструменты». Длительность звучания «Болеро» составляет около 15 минут, хотя при исполнении в постоянном темпе, без ускорения, как этого требовал композитор, может достигать и 18 минут.
Морис Равель посвятил это произведение Марлен Дитрих после их совместной работы в театре Нью-Йорка.
РИТМ: малый барабан повторяет 169 раз (4056 ударов), эти два размера d’ostinato дают Bol?ro Равеля равномерный и неизменный ритм.
ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ
Танец Болеро (Bolero Dance)
Танец Болеро
Происхождение названия танца болеро также очень спорное, историки так и не смогли прийти к общему мнению. Наиболее распространенной версией является то, что название произошло от испанского слова «volare» (летать), что очень хорошо характеризует стиль танца.
Традиционно болеро исполняет солирующая пара, но этот танец могут исполнять и несколько пар одновременно, как зачастую и происходит на практике. В редких случаях танец исполняется одной балериной. Тем не менее, в любых вариациях болеро танцору или танцорам обязательно аккомпанируют кастаньеты или гитары.
Болеро присущ двудольный, изредка трехдольный метр; танец состоит из пяти частей: пазео, траверсия, диференсия, траверсия и финал, хотя для разных областей Испании характерны различные разновидности этого танца. Трёхдольный размер такта может по-разному дробиться: за равными долями первого такта на сильную долю следующего такта следует пауза с последующими тремя нотами меньшей длительности. В другом ритмическом варианте болеро на короткие ноты дробится первый такт, при этом вместо первой ноты идёт пауза.
Темп болеро постепенно изменялся и является наглядным отражением путешествия этого танца через океан.
Техника исполнения
Первоначально в Испании болеро танцевали в темпе ¾ (где он, как говорят, был версией фламенко и сегидильи или более медленной версией фанданго). Затем болеро появился в Кубе и под влиянием царившей там румбы, его начали танцевать в темпе 2/4. В конце концов, темп танца превратился в 4/4, который используется и поныне.
Существует также мексиканский вариант болеро, который, пожалуй, сделал болеро одним из самых подлинно «латинских» изо всех латиноамериканских танцев. Шаги его очень напоминают румбу.
Болеро это танец, который исполняется без видимых усилий, но на самом деле очень связан с физическими нагрузками. В связи с этим, Болеро не танцуют так часто, как другие социальные танцы. Сальса, румба и аргентинское танго стали намного более популярными. Но для тех, кто не боится сложностей и упорен в своем желании, этот танец станет настоящим откровением. Веди чувственности и красоте болеро позавидует любой танец.
Болеро можно условно разделить на пять частей:
1. введение или прогулка;
2. пересечение, когда танцоры меняются местами;
3. уравновешивание, когда танцоры исполняют свои па на одном месте;
4. часть танца, когда партнёры держатся за руки и танцуют вместе, а под конец каждой группы движений обнимают друг друга одной рукой за талию;
Прекрасными образцами болеро в профессиональной музыке могут служить фортепианное Болеро (ор. 19) Ф.Шопена и оркестровое Болеро М.Равеля. У Бетховена есть Bolero a solo, а К.М. фон Вебер включил болеро в свою музыку к пьесе Прециоза. Мотивы болеро могут быть обнаружены в операх Слепые из Толедо Этьена Мегюля, Черное домино, Немая из Портичи Д.Обера, а также в опере Г.Берлиоза Бенвенуто Челлини.
Убыстренным вариантом болеро является сегидилья (возможно, что именно она послужила основой для болеро). Кубинское болеро и аналогичное ему доминиканское болеро характеризуются двудольным ритмом с синкопами и образуют испано-американский вариант танца.
Кубинское болеро
Кубинское болеро известно с 1883 года, именно тогда появилось болеро «Tristezas» Хосе Пепе Санчеса.
Под влиянием африканского стиля кубинскому болеро свойственен двойной ритм.
С испанским танцем кубинское болеро почти не имеет никакого сходства, оно по особенностям исполнения близко к румбе, отличается особым изяществом и исполняется под медленные, красивые, романтические мелодии.
Не зря в XX веке кубинское болеро назвали «Королем сердец», ведь именно этот танец создает массу возможностей для выражения романтических чувств через движения. Болеро способствовало появлению на Кубе песен, называющихся Филинг (Feeling), что значит «чувство».
О чем танец болеро
М. Равель «Болеро»
Классическая симфоническая музыка XX века отличается яркостью, красочностью и богатством тембров. Не исключением является и «Болеро» Мориса Равеля . Эта музыка покорила мировые сцены, она известна и популярна. Но все ли загадки известны нам о столь чарующем произведении?
Историю создания «Болеро» Равеля и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
История создания
Соединенные Штаты Америки. Морис Равель находится в гастрольной поездке. Незадолго до отъезда композитор встречался с известнейшей солисткой в русском балете. Ее имя Ида Рубинштейн. Нельзя сказать, что техника вышеупомянутой балерины была лучше Анны Павловы или Натальи Трухановой, но ее артистические способности сводили с ума многих. Встреча была более чем деловой. Ида попросила Равеля написать танцевальное произведение, желательно балет, в котором она могла бы солировать. По задумке Иды произведение должно было максимально отражать ее индивидуальные танцевальные способности.
Первая постановка состоялась в Гранд-Опера и имела огромнейший успех среди публики. Кажется, Равелю удалось найти ключ к сердцу общества того времени. Музыка была понятна каждому слушателю вне зависимости от возраста или статуса. Возможно, это и сыграло собственную роль в возникновении популярности.
Интересные факты
Постановки на театральной сцене
Впервые балет был поставлен на сцене известнейшего театра Франции и мира Гранд-Опера, в конце ноября в 28 году XX столетия. Дирижером назначили Страрама. Как и задумывалось изначально, главную женскую партию танцевала Ида Рубинштейн. Основная хореография была сконцентрирована именно на солистке, роль труппы была минимальна. Постановка закончилась фурором. Произведение стало настолько популярным, что стало являться самостоятельным. В первую очередь его включили концертный репертуар, но и постановки в ведущих театрах мира не прекратились.
В это же время балет стал постоянно исполняемой композицией в театре Русского балета в Монте-Карло.
В Соединенных Штатах Америки произведение стало по-настоящему замеченным, лишь к 1995 году, после постановки Юшкевич.
В настоящее время постановка периодически мелькает на мировых аренах мира, но чаще она все-таки исполняется, как отдельное концертное произведение.
Болеро в кинематографе
Музыка «Болеро» у всех на слуху, безусловно, такое популярное произведение может оживить и украсить сцены в известных кинофильмах. Наиболее известными кинофильмами, в которых используется музыка, являются:
Музыка и драматургия
Считается, что в произведении композитор использовал две темы, которые попарно чередуются. Как уже говорилось, изменения достигаются путем оркестровки. Особое эмоциональное развитие достигается путем динамического нарастания, приводящего к оркестровой кульминации. Данная кульминация достигается в конце произведения и является кульминацией «горизонтом». Необходимо учитывать, что данный прием наиболее сильно воздействует на эмоциональное состояние человека, он ощущает чувство незавершенности, притом, что музыка имеет логичное завершение. В таком случае, человеку хочется слушать и слушать произведение. Необходимо отметить, что после премьеры весь Париж напевал мелодию. С профессиональной музыкальной точки зрения, данный эффект был достигнут именно благодаря постоянному повторению мелодической линии. Ведь согласитесь, сложно не запомнить мелодию, если за время произведения, она была многократно повторена.
«Болеро» Равеля заслуженно находится на почетном месте среди истинных шедевров классической музыки. Оно исполняется в лучших театрах мира, используется в кино и рекламе. Можно с уверенностью сказать, что ритм Болеро – это ритм вечного двигателя времени, и пока звучит эта музыка, движется прогресс.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Морис Равель «Болеро»