О чем сюита пер гюнт грига
Григ. Сюита «Пер Гюнт»
Музыка и театр
Музыка к драматическому спектаклю
Так случилось, когда полузабытая пьеса И. В. Гёте «Эгмонт», не имевшая успеха при постановке в 1787 году, вдруг возродилась к новой жизни в 1810-м, поставленная в венском «Бургтеатре» с гениальной музыкой Бетховена. В ней воскрес героический дух высокой трагедии.
Эдвард Григ. «Пер Гюнт»
В многочисленных «Лирических пьесах» (их 66), «Листках из альбома», концерте для фортепиано с оркестром, в романсах и песнях он воспел свою родину, красоту народных сказаний.
Музыка Грига так поправилась публике, что впоследствии, для того чтобы она могла звучать не только в драматическом театре, но и в концертном исполнении, композитор составил две сюиты для оркестра.
«Утро»
Этой пьесой-пейзажем начинается первая сюита. В спектакле она звучала как воспоминание Пера о родине.
Мелодия, напоминающая незатейливый пастуший наигрыш, спокойна и светла, передаёт не только краски рассвета, но и то душевное настроение, которое возникает при виде восходящего солнца. В ней ощущается состояние покоя и безмятежности. Музыка рисует картину постепенного пробуждения природы – солнце, прорывающееся сквозь облака, нежное щебетание птиц, шелест ветра в листве, журчание прозрачного родника.
Вслушаемся в развитие темы «Утра». Растёт звучность от piano к forte, в музыкальную ткань включаются все новые инструменты. Звучание становится мощным и ярким. Особенно красочна середина пьесы. Будто под лучами восходящего солнца из предутренней мглы все ярче проступают очертания и цвета предметов. Эту картину композитор нарисовал с помощью гармонии. Каждый раз тема как бы заново «расцветает».
«Смерть Озе»
. Пер сидит у постели умирающей матери и рассказывает одну из самых своих красивых сказок: они оба приглашены в волшебный замок. Вороной уже запряжён, они едут по снежному полю, по лесу. Их встречает сам святой Пётр. Пусть же хозяин волшебного замка воздаст Озе за доброту и заботу, которые раньше не ценил Пер!
. Но тут сын замечает, что мать умирает. Увлекаемая в волшебный сказочный мир, Озе, умиротворённая, засыпает.
По преданию, святой Пётр, ученик Христа, стал хранителем ключей от ворот рая. Он пропускал в рай только достойных людей, а грешники попадали в ад.
И все же музыка и здесь печальна: в мелодическом рисунке преобладают ниспадающие линии, мелодия соткана из полутоновых «вздохов», в гармонии сохранилась напряжённость сложных аккордов. Постепенно колорит музыки «темнеет»: тема переносится в низкий регистр, и движение, прерываемое паузами, застывает. Пьеса заканчивается грустными ниспадающими интонациями.
«Танец Анитры»
Выпросив у Пера деньги и драгоценности, Анитра внезапно бьёт его хлыстом по рукам и скачет галопом обратно в пустыню, оставив Пера одного.
Музыка «Танца Анитры» полна контрастов. Наиболее ярко они проявляются в среднем разделе. Здесь как в калейдоскопе сменяются темы. В этих капризных сменах настроений угадывается непостоянный, своевольный нрав восточной красавицы.
Реприза пьесы звучит красочнее, богаче, чем первая часть. В музыкальную ткань вплетены имитации, томные хроматические ходы. «Танец Анитры» не только утончённо-изящная оркестровая пьеса, но и музыкальный портрет очаровательной танцовщицы.
«В пещере Горного короля»
Музыка Грига образно и ярко рисует фантастическое шествие.
В основе пьесы – всего одна тема в характере марша. Она несколько раз повторяется, оставаясь неизменной. Зато композитор каждый раз варьирует ее сопровождение.
После тихого загадочного зова валторны начинается тема троллей. Она звучит pianissimo, настороженно и невесомо. Легкие штрихи pizzicato струнных, перенесённых в низкий регистр, изображают крадущиеся шаги троллей. Музыка фантастична, загадочна, таинственна.
Постепенно мелодия переносится все выше, появляются более мелкие длительности, они вносят в движение некоторую суетливость. Звучность усиливается. Вступает весь оркестр. Ускоряется темп – к концу он становится очень быстрым. И, кажется, будто сказочные обитатели пещеры, точно подгоняемые неведомой силой, завертелись в стремительном вихре.
Внезапно все прерывается резкими аккордами. Ещё дважды мелодия пытается возобновить свой неукротимый бег. Но настойчивые аккорды, словно повелительные жесты пещерного владыки, прекращают шествие. Мираж сказочной картины мгновенно исчезает.
«Песня Сольвейг»
Из второй сюиты, включающей пять пьес, расскажем о наиболее известной из них.
. Сольвейг ждала Пера долгих сорок лет! И он вернулся к ней.
Песня Сольвейг звучала в спектакле несколько раз. Она стала символом любви и верности. Григ писал: «Пожалуй, это, наверное, единственная из моих песен, где можно обнаружить прямое подражание народной мелодии».
Печальная и нежная мелодия песни – одно из самых вдохновенных творений Грига.
Кроме Бетховена, Грига музыку к спектаклям писали и другие композиторы. Гордость классического искусства составляет музыка Мендельсона к комедии Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь», Бизе к драме Альфонса Доде «Арлезианка», Глинки к трагедии Н. В. Кукольника «Князь Холмский», а также музыка Чайковского к весенней сказке А. Н. Островского «Снегурочка».
Вопросы и задания:
Презентация
О чем сюита пер гюнт грига
Эдвард Григ «Пер Гюнт»
Музыкальное сопровождение к театральному спектаклю, а впоследствии и две сюиты «Пер Гюнт» по праву входят в золотую коллекцию шедевров мирового искусства. Сотрудничество известного поэта и драматурга Генрика Ибсена с Эдвардом Григом принесло миру не только удивительную постановку, но и превосходную музыку.
Узнать историю создания «Пер Гюнта» Грига, прочитать интересные факты и сюжет, послушать композиции в исполнении лучших музыкантов современности, а также изучить музыкальную характеристику наиболее известных номеров можно на нашей странице.
История создания
Работа над пьесой продолжалась на протяжении 1867 года. Осенью, когда писатель находился в Сорренто он окончательно закончил работу над сочинением, состоящим из 5 актов, и не делящегося на картины. За основу был взят герой из народного фольклора Норвегии, при этом Ибсен постарался наполнить его характерными качествами романтика, который находится в постоянных странствиях, поисках, и упускает в своей жизни по-настоящему важное чувство. Тем не менее, главными качествами Пер Гюнта можно считать отважность, смелость и желание совершать отчаянные поступки.
В конце 1873 года началась редакция произведения для постановки. Ибсен был очень внимательным к каждой детали, особенно важную роль для него играла музыка. Писатель подумал, что никто лучше не справится с задачей сочинить такое музыкальное сопровождение, которое могло бы передать атмосферу действия, чем Эдвард Григ . В те времена композитор был известен на весь мир. До этого Григ не единожды писал романсы на стихи Ибсена, поэтому музыкант охотно согласился на сотрудничество. При этом писатель точно знал, какую музыку хочет для конкретного акта.
Творческому человеку, имеющему собственный взгляд и представление, достаточно сложно писать музыку, придерживаясь строгих рамок и авторских указаний. Возможно, именно по этой причине работа над сочинением музыки шла долго. Лирическая музыка, с использованием народных норвежских мотивов была закончена первой, остальная танцевальная часть представляла сложность. В первый срок постановки работа была не закончена, осенью композитор отправился в поездку по Европе, но и там продолжал активно сочинять новые номера и оркестровать уже готовые. Весной 1875 года партитура была полностью завершена.
Премьера спектакля состоялась в феврале следующего года, успех был ошеломительный. За сезон спектакль был поставлен 36 раз. Ибсен и Григ – это творческий союз, который сумел создать по-настоящему интересное театральное представление.
Спустя 10 лет, в Копенгагене состоялась повторная премьера, для которой композитор полностью переоркестровал музыкальный материал. Вновь успех и положительные рецензии, как театральных, так и музыкальных критиков.
В дальнейшем из наиболее ярких и самостоятельных номеров композитор создал две потрясающие сюиты. Первая сюита op.46 была полностью закончена в 1888 году, вторая сюита была составлена спустя три года. Музыка была узнаваема, поэтому многие дирижеры того времени мгновенно включили произведения в собственный репертуар. На сегодняшний день музыка не теряет собственной актуальности, она по-прежнему отражает национальный норвежский колорит, свойственный творчеству Эдварда Грига.
Интересные факты
Сюжет «Пер Гюнта»
Проходит время, мать Пер Гюнта Озе умирает. Оставив отчий дом и Сольвейг, герой отправляется в путь, за синее море. Его ждут приключения в разных странах. Всю жизнь герой странствовал, менял профессии, пока не состарился. Все это время верная Сольвейг ждала и верила, что Пер Гюнт вернется. Она молилась за него, и ее молитва оберегала и спасала путешественника. После стольких лет Пер Гюгт возвращается в родное место и встречает ту, что провела всю жизнь в ожидании. Для нее он всегда будет оставаться самим собой.
Содержание
Музыка к спектаклю «Пер Гюнт» отличается колористичностью и красочностью. Отдельные номера, которые вошли в сюиты, представляют собой законченные музыкальные композиции. В каждом номере передается продуманная до мелочей атмосфера, композитор сумел проиллюстрировать самобытность других стран, использовав ряд профессиональных приемов, характерных для музыки иных национальностей. Рассмотрим музыкальную характеристику наиболее известных композиций.
С восходом солнца в сердце к тому, кто верит приходит надежда на лучшее. Новый день позволяет начать все по-другому. Возникает вопрос: можно ли изменить мир, не меняя себя. Как по завету горного короля и троллей: «всегда быть довольным собой?». И сколько преград нужно преодолеть, чтобы понять, что истинное счастье всегда находится ближе, чем кажется, и не нужно отправляться за три девять земель, чтобы обрести его.
Природа Норвегии, ощущение пространства дарит слушателю чувство спокойствия. Все бури улягутся сами собой, преграды будут преодолены, лишь бы был тот, кто верит и ждет, несмотря ни на что.
Выразительные средства, к которым обращается композитор – это пентатоника, чистая прозрачная гармония и тембры флейты , гобоя . Все это создает пасторальность картины «Утро» , пейзажность и живописность. Покой утренней природы – вот, что нужно, чтобы прийти к гармонии.
Смерть Озе
Невероятно лиричный и трагичный номер. В нем Григу удается передать целую палитру чувств от сосредоточенности до отчаяния и безудержного порыва к осуществлению дальнего путешествия. Постепенно эмоциональная температура нарастает и доходит до кульминации с использованием хорала, как символа смерти и конечности человеческого пути. Но вдруг наступает тишина, сменяющаяся на тихую и удивительно светлую музыку. Струнные инструменты позволяют передать теплоту момента прощания матери и сына. Лишь хроматические интонации, как символы болезни, омрачают музыкальный материал. Сочинение поражает сдержанностью и лаконичностью и вместе с тем, чувственностью и возвышенной лирикой.
Танец Анитры
Иллюстрация сцены танцующей Анитры, дочери шейха, сопровождается оригинальным танцем. Номер контрастен по сравнению с предыдущими сценами, связанными с норвежским колоритом. Гибкость, грациозность мелодии, и ее восточная красота подчеркивают ориентальный образ героини, сочетающей в себе пленительность и коварство. В качестве украшений композитор использует звенящие трели.
Мрачное царство Доврского деда озвучено в тембрах низких струнных и фагота. Постепенно звучность приобретает все большую насыщенность и динамику. Мелодия немного примитивна, напоминает смесь шотландских мотивов и марша. С каждым тактом он набирает обороты, что приводит к кульминационному построению. Весь оркестр грохочет и поражает мощью и величественной полнотой звучания. Изумительна оркестровка «В пещере горного короля» . Особенно выделяются ударные инструменты, создающие не только ритмическую поступь, но и динамическую лавину, завершающую первую сюиту.
Жалоба Ингрид
Яркая многохарактерная зарисовка открывается небольшим эпизодом в стремительном темпе. Использование всех инструментов, за исключением тяжелой меди позволяет сразу привлечь внимание. Это гнев похищенной невесты. Продолжает миниатюру тема, имеющая прямое отношение к норвежскому фольклору, а именно свадебный народный танец. Секундовые интонации – это изображение плача невесты, продолжаются протяжной мелодией и завершается неистовым материалом вступления.
Арабский танец
Жара аравийской пустыни. Пер Гюнт бродит, проходя сквозь зыбучие пески. Он слышит изломанную мелодию в исполнении высоких духовых инструментов. Чёткий ритм большого барабана заставляет буквально пускаться в пляс. Постепенно извилистая мелодия переходит в партию струнных инструментов, воссоздавая ориентальность восточной музыки.
Возвращение Пера Гюнта
Годы странствий наложили видимый след на Пер Гюнта, и вот, он решил вернуться обратно. Но и здесь его ждут трудности. Море неспокойно, стихия бушует, волны вздымаются все выше и выше. Это стихийное бедствие использовано, как аллегория личной трагедии. Жизнь прожита зря, скитания не принесли ничего, кроме морщин на лице. Номер можно считать не только смысловой, но и трагической кульминацией.
Песня Сольвейг
Лирическая песня Сольвейг завершает сюиту. Двое на пустой дороге встретились спустя десятилетия. Они уже не молоды, годы никого не щадят. Но верная Сольвейг всегда знала, что дождется Пер Гюнта. Изящная, нежная музыка, наполнена искренностью. В ее образе композитор хочет воплотить черты родины, поэтому использует подлинную народную мелодию. Чистота, мудрость и поэтичность – вот, что характеризует героиню.
Музыка «Пер Гюнта» в кинематографе
Утро | Счастье (2017) |
Австралийский ниндзя (2017) | |
Мальчики и девочки (2017) | |
Книга жизни (2014) | |
Семейка Крудс (2013) | |
В пещере горного короля | Мерли (2016) |
Американская семейка (2013) | |
Агент Джонни Инглиш: Перезагрузка (2011) | |
Социальная сеть (2010) | |
Смерть Озе | Неруда (2016) |
Доверие (2016) | |
Песня Сольвейг | Угли (2015) |
Рыцарь кубков (2015) | |
Танец Анитры | В Филадельфии всегда солнечно (2012) |
Идеальный хозяин (2010) | |
Она – мужчина (2006) |
Богатство образов, стилистическое разнообразие, использование необычных художественных приемов делают музыку по-настоящему уникальной и неповторимой. Эдварду Григу удалось воплотить в жизнь музыкальные образы и подчеркнуть характеры, прописанные Генриком Ибсеном. Мастерство и талант помогли возвысить театральную музыку, дав ей право на самостоятельное существование.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Эдвард Григ «Пер Гюнт»
Великий волшебник и музыкант Эдвард Григ. Сюита «Пер Гюнт»
В народе говорят, что судьбу обойти невозможно, каждый испытает то, что ему предначертано. Главное — не предавать самого себя, верить в любовь. К такой тематике обратился знаменитый норвежский драматург и поэт Генрик Ибсен в произведении «Пер Гюнт». Оно было создано в годы стыка реалистичного с романтичным. Автор боялся, что поэма «Пер Гюнт» не будет понята за пределами Норвегии, так как она очень насыщена присущими данной стране чертами и особенностями. Но произведение приобрело всемирную славу, его перевели на многие европейские языки. Позже композитором Эдвардом Григом была написана великолепная музыка, что придало произведению ещё большую популярность. Ибсеновская драма экранизировалась уже несколько раз, многие режиссёры осуществляли её постановки на сцене.
Немного об авторе
Популярность пьес известного норвежского драматурга Генрика Ибсена в европейских странах выросла сравнительно недавно. Если говорить о мастерах современной литературы, то его имя можно поставить рядом с такими талантами, как Золя и Толстой. Всемирная слава Ибсена связана с проповедуемыми им в своих произведениях идеями. Его творчество — это достижение реалистической западноевропейской драматургии, оказавшее огромное влияние на мировое искусство.
Зрителя Ибсен заставил быть своим соавтором и мыслить вместе с героями. Самым главным в драмах писатель считал присутствие авторской идеи. Он изображал людей в столкновениях, житейских конфликтах, оставляя финал для фантазий читателя. Чаще всего драматург изображал представителей состоятельных норвежских семей, для которых были важны денежные проблемы. При этом каждый его сюжет рассматривается с точки зрения человечности, чтобы читатели могли подискуссировать.
Главные герои Ибсена — это люди, понимающие свой долг, аналитики, которые сами выбирают себе тип поведения, стремятся к правде любыми путями. Благодаря этому Генрик Ибсен стал символом реалистического искусства. Его творчество направлено на обновление и внутреннюю свободу человека. Более ранними его пьесами были «Борьба за престол», «Комедия любви», «Воители в Хенгеланде». Полюбилась читателям его поэма «На высотах», пьеса «Бранд». Актуальные темы действительности были затронуты автором в пьесах «Привидения», «Женщина с моря», «Дикая утка», «Кукольный дом» и др. Последним, очень трагическим и пронизывающим произведением Ибсена, стала пьеса «Когда мы, мёртвые, пробуждаемся». На мировоззрение драматурга значительно повлияла перенесённая им ещё в детстве психологическая травма. Ему пришлось после разорения зажиточного отца перейти в самые социальные низы и зарабатывать себе на кусок хлеба.
Краткий пересказ сюжета пьесы Ибсена «Пер Гюнт»
Пьеса «Пер Гюнт» (1867) одна из самых известных пьес Ибсена. Хотя, с моей точки зрения, она не входит в число лучших его пьес, большая её часть малопонятна и неинтересна. Известна эта пьеса стала только благодаря тому, что на её сюжет (довольно сильно сокращённый) великий норвежский композитор Эдвард Григ написал прекрасную сюиту. Главный герой полная противоположность Бранду, Пер Гюнт как раз из тех, кого обличает Бранд. Он совершенно лишён цельности, труслив, главное его качество — беспринципность, он может совершить всё, что угодно, в том числе подлость, предательство, только чтобы ему было хорошо. Он мечтает о славе и власти, соглашается жениться на дочери короля троллей и стать троллем, но не захотел, чтобы ему выкололи для этого глаз и сбежал.
Он без разбору вступал в связи с самыми разными девушками и существами женского пола, а когда он полюбил по-настоящему чистую и прекрасную Сольвейг, то оказалось, что он не может с ней жить, прошлые грехи не дают. К нему пришла дочь короля троллей с сынком и предупредила, что не даст ему спокойно жить. И Пер Гюнт, как обычно, предпочитает не бороться с препятствиями, а просто сбежать. Он сказал Сольвейг, что пошёл за дровами, попросил её немного подождать, а сам уехал в другие страны. В огромном 4 акте (самом неудачном) описаны довольно несуразные его приключения в Африке. Через 50 лет старый Пер, потеряв все свои нечестно заработанные деньги, несолоно хлебавши возвращается в Норвегию, приходит к своей избушке и с ужасом видит, что на пороге сидит старая Сольвейг и ждёт его, и все эти 50 лет она ждала, верила в него. А он о ней забыл.
В конце Сольвейг, воплощающая абсолютную любовь и верность, прощает ему всё и принимает его таким, какой он есть. Автор явно обвиняет героя в том, что он не реализовал своего призвания, тех хороших задатков, которые в нём были, у него была творческая фантазия, поэтический дар и т.д. В пьесе много размышлений о том, что такое стать самим собой. Но они довольно туманны. Вообще пьеса полна каких-то сложных, умных, туманных намёков. Но без комментария они непонятны, а комментария нет. В пьесе есть несколько красивых мест. Например, объяснение Сольвейг в любви к Перу:
Также замечательна сказка, которую Пер рассказывает больной умирающей матери, он как бы переселяется вместе с ней в сказочный мир, облегчая ей страдания. Но таких мест мало. Основная идея пьесы — разоблачение беспринципности, слабости и эгоизма — не кажется мне значительной и оригинальной.
В 1875 году Ибсен написал стихотворение «Письмо в стихах», где описано европейское общество в виде большого, комфортабельного парохода, где всё идёт прекрасно, никаких неполадок, но почему-то вдруг людей на нём начинает что-то угнетать, они лишились веселья, энергии, уверенности. Возникает слух, что в трюме спрятан труп. Это символ скрытого неблагополучия, гниения.
В реалистических пьесах проблема столкновения нравственности и человечности поставлена столь же остро, но уже с другой точки зрения, чем в «Бранде». Теперь главный герой поднимает бунт против общепринятых правил нравственности, которые оказываются бесчеловечными, заявляет о своей свободе от них.
«Кукольный дом» (1879) — одна из самых популярных, интересных пьес Ибсена. В ней впервые женщина в мировой литературе заявила, что у неё кроме обязанностей матери и жены «есть и другие, столь же священные обязанности» — «обязанности перед самой собой». Главная героиня Нора заявила: «Я не могу больше удовлетворяться тем, что говорит большинство и что говорится в книгах. Мне надо самой подумать об этих вещах». Она хочет пересмотреть всё — и религию, и нравственность. Нора фактически утверждает право отдельной личности создавать свои собственные нравственные правила и представления о жизни, отличные от общепринятых и традиционных. То есть, Ибсен опять утверждает относительность нравственных норм.
История создания пьесы «Пер Гюнт»
Будучи уже известным и получая писательскую стипендию, Генрик Ибсен переезжает с семьёй в Италию. Там он два года усердно работает над созданием двух шедевров — пьес «Бранд» и «Пер Гюнт». Многие театроведы рассматривают эти пьесы в комплексе, потому что у них схожие идеи — самоопределение и становление личности человека.
Целый год (1867-й) драматург трудился над пьесой. Своим друзьям он писал, что мечтает выпустить её к Рождеству. Название поэмы «Пер Гюнт» тождественно имени главного героя произведения. Очень много полезного материала для пьесы Ибсен взял, изучая творчество Асбьерсона. Из его сказок писатель заимствовал имя Пер Гюнт.
Создавая своего героя, драматург решил обратиться к норвежскому фольклору. Наряду с народным творчеством, зазвучали злободневные проблемы с отчётливым социальным звучанием. Писатель старался показать сатирические зарисовки того общества, изобразить реакционные круги Норвегии. Многие читатели смогли увидеть в героях поэмы шаржи на государственных деятелей.
Первоначально пьеса состояла из пяти актов и не делилась на картины. Действие переносилось из одного места в другое. Премьера пьесы на сцене, уже с написанной к ней музыкой Грига, состоялась в 1876 году. В первом сезоне было 36 представлений.
Великий волшебник и музыкант Эдвард Григ. Сюита «Пер Гюнт»
Здесь Перу искать счастье, на своей земле, но он отправляется в поисках счастья и денег в незнакомые края.
Во время скитаний по дальним странам Пер Гюнт встречает арабскую девушку Анитру. Он увлечен ее танцем.
Легкая, воздушная, чарующая мелодия исполняется скрипками. 3-х дольный размер и меняющийся лад, легкий причудливый узор (пиццикато у струнных) — такая непрестанная смена разнообразных музыкальных эпизодов изображает изменчивый и капризный характер Анитры. Форшлаги, колокольчик – как драгоценности костюма девушки. (Слушание ансамбля инструментов – видео).
Анитра обманула Пера, ускакала на его коне. Он вновь остается один. Думал что деньги дадут власть, а власть – счастье, но счастье в том, чтобы жить на своей земле, дышать воздухом своего края. Просыпаясь, видеть солнце своего края. И Пер Гюнт возвращается домой.
Мать умерла, не дождавшись своего сына.
Эта часть написана в характере траурного марша, основана на одной теме. Музыка исполняется струнным оркестром, что придает звучанию мягкость и проникновенность. Мрачный, скорбный характер усиливают однообразный ритмический рисунок, аккордовое изложение, низкий регистр. (Балетная сцена – видео).
Счастье Пера было в любви Сольвейг. Брошенная им девушка ждала его всю жизнь, 40 лет. Она не верила, что у доброго Пера стала черной, как у тролля, душа.
Песня – символ любви и верности. Печальная, напевная мелодия в народном духе. В песне 2 куплета, состоящих из 2-х контрастных частей: запева и припева. Мелодия запева повествовательна и спокойна. В музыке выражена и щемящая грусть, и покорность судьбе, а главное – вера. (Диск и видео – природа Норвегии).
1.Какое впечатление сложилось от прослушанных пьес?
2.Какая часть из сюиты понравилась?
3.Какие звукоизобразительные приемы использовал композитор и в каких пьесах? («Утро» — восход солнца, «Танец Анитры» — колокольчики, форшлаги).
III.Проверка домашнего задания.
Преподаватель подводит итог программности инструментальных произведений.
Преподаватель ставит диск с записями прослушанных ранее пьес из программной музыки разных композиторов. Обучающиеся отгадывают название пьес, фамилию композитора и коротко охарактеризовывают пьесу, показывая рисунок (подготовленный к уроку):
-М.Мусоргский «Картинки с выставки» — Тюильрийский сад», «Баба Яга», «Гном»;
-П.Чайковский «Времена года» — «Апрель»;
-П Чайковский «Детский альбом» — «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков», «Баба Яга»;
-К.Сен-Санс – «Кенгуру», «Лебедь».
Основные персонажи поэмы
Поэма Генрика Ибсена пестрит разнообразием всевозможных героев. Вот основные и второстепенные персонажи «Пер Гюнт»:
Краткое содержание «Пер Гюнт»
Где только не происходит действие драмы! Сначала это норвежские горы, затем пещера Доврского старца. После этого главный герой попадает в египетские пески. Следующее место его пребывания — сумасшедший дом. В конце он попадает в кораблекрушение и выбирается из бушующего моря.
Краткое содержание «Пера Гюнта» знакомит нас с норвежской деревней. Главный герой Пер — парень из этого поселения. Его отец, Йоган Гюнт, когда-то был всеми уважаемым человеком, но позже спился и потерял всё своё состояние. Перу очень хочется вернуть всё, что промотал его папаша. Юноше свойственно фантазировать, хвастаться, воображать себя смелым героем.
Мать Пера Озе очень любит своего сына и беспокоится о том, что он слишком популярен у девушек. Она предлагает юноше взять в жёны дочку хуторянина Ингрид. Но тот влюбляется в дочь крестьянина-сектанта — Сольвейг. Свадьба всё-таки состоялась, но Пер вскоре бросил Ингрид, так как очарован необычностью Сольвейг. Юноше пришлось прятаться.
Дальше сюжет «Пера Гюнта» переносится в лес. На пути героя встречается Женщина в Зелёном Плаще, отец которой был Доврским королём. Перу захотелось жениться на ней и стать принцем. Доврский старец ставит перед юношей невыполнимое условие — стать троллем. Обитатели леса избивают парня, но на помощь приходят Озе и Сольвейг, которая безмерно его любит.
После этого читателей краткое содержание «Пера Гюнта» переносит в Египет, где герой воображает себя историком и археологом. Будучи совершенно седым, он решает вернуться в родные места. После многих перипетий у порога его радостно встречает состарившаяся Сольвейг. Ей помогало все эти годы ждать своего любимого то, что она видела в нём самого себя. Таково краткое содержание «Пера Гюнта» — пьесы, где герой — фантазёр, человек, не способный к действию, не находящий в жизни своего места.
Ибсен «Пер Гюнт» — краткое содержание
— сочинения по произведению
Страница: [ 1 ]
Действие поэмы охватывает время от начала до 60-х гг. XIX в. и происходит в Норвегии (в Гудбраннской долине и окрестных горах), на марокканском побережье Средиземного моря, в пустыне Сахара, в сумасшедшем доме в Каире, на море и снова в Норвегии, на родине героя.
Молодой деревенский парень Пер Гюнт дурачится, обманывая мать Осе. Он рассказывает ей историю об охоте на прыткого оленя. Раненый олень взвивается с оседлавшим его Пером на вершину хребта, а потом прыгает с высоты в кристально чистое, как зеркало, озеро, устремляясь к собственному отражению. Затаив дыхание, Осе слушает. Она не сразу спохватывается: эту историю она знает — Пер лишь слегка переиначил старинное предание, примерив его на себя. Порванная одежда сына объясняется другим — он подрался с кузнецом Аслаком. Задирают Пера окрестные парни часто: он любит пофантазировать, а в мечтах видит себя героем сказок или легенд — принцем или королем, окружающие же считают его истории пустым хвастовством и вздором. Вообще, Пер слишком заносчив! Ещё бы, ведь он — сын капитана, пусть даже спившегося, промотавшего состояние и бросившего семью. И ещё одно — Пер нравится девушкам. По этому поводу мать сетует: что бы ему не жениться на Ингрид, дочери богатого хуторянина? Тогда бы были у них и земля, и поместье! А ведь Ингрид заглядывалась на Пера. Жаль! Как раз вечером играют её свадьбу, Ингрид выходит замуж за Маса Мона.
За Маса Мона? Тюфяка и простофилю? Этому не бывать! Пер идет на свадьбу! Пытаясь отговорить сына, Осе угрожает — она пойдет с сыном и перед всеми его ославит! Ах, так! Пер, смеясь и играючи, сажает мать на крышу чужого дома: пусть посидит тут, покуда её не снимут, а он пока сходит на праздник.
На свадьбе незваного гостя встречают в штыки. Девушки не идут танцевать с ним. Пер сразу отличает среди них Сольвейг, дочь крестьянина-сектанта из переселенцев. Она так прекрасна, чиста и скромна, что даже ему, лихому парню, боязно к ней подступиться. Пер приглашает Сольвейг несколько раз, но всякий раз получает отказ. В конце концов девушка признается ему: ей стыдно идти с подвыпившим. Кроме того, она не хочет огорчать родителей: строгие правила их религии ни для кого исключений не делают. Пер огорчен. Воспользовавшись моментом, парни предлагают ему выпить, чтобы потом над ним посмеяться. Пера к тому же злит и раззадоривает неумеха жених, не знающий, как надо обращаться с невестой… Неожиданно даже для самого себя Пер хватает невесту под мышку и, «как свинью», по выражению одного из гостей, уносит её в горы.
Страстный порыв Пера недолог, он почти сразу отпускает Ингрид на все четыре стороны: ей далеко до Сольвейг! Разъяренная Ингрид уходит, а на Пера устраивают облаву. Он прячется в глубине леса, где его привечают три пастушки, отвергающие ради его любви своих дружков-троллей. Здесь наутро Пер встречает Женщину в Зеленом Плаще, дочь Доврского короля — правителя обитающей в лесу нечисти — троллей, кобольдов, леших и ведьм. Пер хочет Женщину, но ещё больше ему хочется побыть настоящим принцем — пусть даже лесным! Условия Доврский дед (так зовут лесные придворные короля) ставит жесткие: тролли исповедуют «почвеннические» принципы, они не признают свободного выезда за пределы леса и довольствуются только домашним — едой, одеждой, обычаями.
Страница: [ 1 ]
Основные проблемы и темы пьесы
Многие литературоведы считают, что в образе Пера Гюнта автор показал типичного героя XIX века. Пер — безответственный приспособленец, ненадёжный человек. Главной проблемой можно назвать безличие современников Ибсена, что было присуще буржуазному обществу. У многих молодых людей того времени не было особого волевого стержня. Ибсен очень ярко поднимает проблему серого существования середнячков. Пер вырос на сказках матери, поэтому и стал такой одиозной фигурой. Грёзы и реальность смешались в его сознании. Тема «Пера Гюнта» актуальна и по сей день.
Значение образа Пера Гюнта
Главный персонаж поэмы известного драматурга — олицетворение норвежской народной идеологии. Выше уже упоминалось, что он имел исторический прообраз. Ибсен окутал его легендами и вымыслом, придал черты современного ему типичного представителя своей страны. Поначалу Пер выступает смелым и обаятельным героем, не имеющим цели, как и многие другие скандинавские персонажи. Юноше всё равно, куда отправиться, он легко идёт по неведомому пути. Главный его страх состоит в том, чтобы иметь возможность в трудных случаях вернуться обратно. Пер не выбирает себе окружение, — он общается с троллями, работорговцами, обезьянами… Главное, чтобы всё было обратимо.
Постановки пьесы на сцене
Каждый год летом в Норвегии (г. Винстра) проходит фестиваль, который посвящён поэме. Это просто невероятное действие под открытым небом, которое точно передаёт колорит и таинственность легенд норвежского народа.
В 1993 году российская артистка Антонина Кузнецова выступила с моноспектаклем «Пер Гюнт». В 2011 году Антон Шагин сыграл главную роль в спектакле «Пер Гюнт», режиссёром которого был Марк Захаров. В России спектакли с одноимённым названием ещё поставили в Санкт-Петербурге и Новосибирске.
Эдвард Григ и сюита «Пер-Гюнт»
Урок по музыке 4 класс составила (г. Санкт-Петербург)
Эдвард Григ и сюита «Пер-Гюнт»
Его композиторский талант быстро завоевал признание соотечественников, а после появления музыки к драме «Пер Гюнт» (1876) имя Грига стало известно по всему миру. Григ был подлинно народным композитором, гордостью Норвегии.
Умер композитор 4 сентября 1907 года. Вся страна погрузилась в траур. По завещанию Грига урна с его прахом была помещена в гроте скалы неподалёку от его дома. Внизу с неумолчным шумом бьются о берег волны прибоя. А здесь среди елей тихо. И когда солнце клонится к закату, оно неизменно высвечивает начертанные на каменной плите имена: Эдвард Григ, Нина Григ.
Многие произведения Грига
пользуются огромной популярностью, например, фортепианные пьесы «Шествие гномов», «Танец эльфов», Концерт для фортепиано с оркестром.
Но, наверное, самым известным его сочинением является музыка к драме Хенрика Ибсена «Пер Гюнт».
– главный герой драмы. Юноша красив и смел, но неисправимый фантазер, искатель приключений. После смерти матери он отправляется искать счастья на чужбину, бросив горячо любящую невесту Сольвейг. Долгие годы скитался Пер. Он стал богачом, а потом в один день утратил все свое богатство. Через сорок лет изможденный Пер Гюнт возвращается в Норвегию. Никто не узнает его, он никому не нужен. И только в лесной избушке верная Сольвейг ждет его и любит по – прежнему. Горько раскаивается Пер Гюнт: как бессмысленно прожил он жизнь.
Музыка к драме «Пер — Гюнт»
содержит 23 номера. Из них
Григ
отобрал несколько наиболее ярких и составил две оркестровых сюиты.
:
Сюита – это музыкальное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных частей разных по характеру, объединенных общим художественным замыслом и программой
.
Сегодня мы послушаем и сравним две пьесы из сюиты «Пер Гюнт».
Мы уже знакомились с некоторыми номерами из этой сюиты – «Песня Сольвейг», «Шествие гномов», « Утро».
Послушайте эту пьесу, узнайте её и расскажите о ней.
1. Какую картину представили?
2. Каков характер музыки?
3. Как менялись – темп, ритм, динамика, тембр?
4. В какой форме написано произведение? – вариации.
— мелодия песенная, лирическая, исполняют струнные инструменты, в конце пьесы звучит весь оркестр. Тихое, а затем постепенное увеличение громкости до форте. Поэтичная картина пробуждающейся северной природы. Предрассветную тишину оглашают звуки пастушеской свирели (Флейта). Мы слышим, как поют птицы, шелестит листвой ветер. Звучность нарастает. И, наконец, хлынули потоки солнечного света.
Музыкальное произведение, в котором тема излагается несколько раз с изменением в фактуре, тональности, мелодии и др. называется вариации (от лат. variation – изменение).
« В пещере горного короля ».
Сейчас мы послушаем ещё один номер из сюиты. Представьте, что вы вместе с Пер — Гюнтом попали в пещеру к горному королю, в которой живут тролли и гномы. Они охраняют подземные богатства и совсем не рады нежданному гостю.
Послушайте музыку и ответьте на вопросы
1. Какую картину представили?
2. Каков характер музыки?
3. Как менялись – темп, ритм, динамика, тембр?
4. В какой форме написано произведение?
. Сравните эти произведения.
1. Что общего в построении произведений? – форма вариации.
2. Какие средства музыкальной выразительности сыграли важную роль в развитии музыки? – динамика, тембр, темп.
3. В чем отличие этих произведений? – 1) Рисует картину восхода;
2) Слышим шествие и танец троллей.
Смотрим презентацию: «Биография Грига»
презентация
Значение произведения в мировой культуре
Только любовь делает человека цельным и придаёт смысл его жизни — эта ибсеновская идея прочно прошла в мировую культуру. В норвежском городе Осло создан парк скульптур Пера Гюнта. Известный художник Н. Рерих изготовил прекрасные декорации к постановке пьесы в Московском художественном театре. Астрономы в честь одной из героинь поэмы назвали астероид Аас. Образ Пера Гюнта в мировой культуре такой же вечный, как образы Дон Кихота, Фауста, князя Мышкина, Одиссея… Он увлекает многих творческих людей, благодаря чему Ибсен приобрёл мировую славу.