О чем свидетельствуют стандартизированные показатели
О чем свидетельствуют стандартизированные показатели
При изучении общественного здоровья и здравоохранения в научных или практических целях исследователю нередко приходится доказывать влияние факторных признаков на результативные при сравнении двух или более совокупностей. С этой целью применяется целый ряд статистических приемов.
При сравнении двух неоднородных совокупностей по какому-либо признаку (составу) применяются методы стандартизации (прямой, обратный, косвенный).
В данном учебном пособии рассматривается прямой метод стандартизации. Этот метод применяется при наличии полных сведений как о составе сравниваемых совокупностей, так и о распределении в них явления.
Задание. Используя метод стандартизации при сравнении уровней детальности в больницах А и Б, сделайте соответствующие выводы.
Возраст больных (в годах) | Больница А | Больница Б | ||
число выбывших больных | из них умерло | число выбывших больных | из них умерло | |
До 40 | 600 | 12 | 1400 | 42 |
От 40 до 59 | 200 | 8 | 200 | 10 |
От 60 и старше | 1200 | 60 | 400 | 24 |
Всего: | 2000 | 80 | 2000 | 76 |
Этапы расчета стандартизованных показателей
I этап. Сначала определяют общие показатели летальности в больницах А и Б.
Больница А: 80 х 100 / 2000 = 4 на 100 выбывших больных;
Больница Б: 76 х 100 / 2000 = 3,8 на 100 выбывших больных.
Затем находят показатели летальности в зависимости от возраста больных. Например, в больнице А у больных в возрасте до 40 лет летальность составляет 12 х 100 / 600 = 2%, а в больнице Б, соответственно, 42 х 100 / 1400 = 3%.
Аналогично проводят расчеты и в других возрастных группах (см. сводную таблицу — I этап).
II этап. За стандарт принимают сумму выбывших больных по каждой возрастной группе в обеих больницах.
Возраст больных (в годах) | Число больных в больницах А и Б | Стандарт |
До 40 | 600 + 1400 | 2000 |
От 40 до 59 | 200 + 200 | 400 |
От 60 и старше | 1200 + 400 | 1600 |
Всего: | 2000 + 2000 | 4000 |
III этап. Определяют ожидаемое число умерших в стандарте по каждой возрастной группе в больницах А и Б, с учетом соответствующих показателей летальности:
Находят сумму ожидаемых чисел умерших в стандарте в больнице А (40 + 16 + 80 = 136) и больнице Б (60 + 20 + 96 = 176).
IV этап. Определяют общие стандартизованные показатели травматизма в больницах А и Б.
Больница А. 136 х 100 / 4000 = 3,4 на 100 выбывших больных;
Больница Б. 176 х 100 / 4000 = 4,4 на 100 выбывших больных.
Результаты поэтапного расчета стандартизованных показателей летальности оформляют в виде таблицы:
Возраст больных (в годах) | Больница А | Больница Б | I этап | II этап | III этап | ||||
выбыло больных | из них умерло | выбыло больных | из них умерло | летальность на 100 выбывших больных | стандарт (сумма составов больных обеих больниц) | ожидаемое число умерших в стандарте | |||
б-ца А | б-ца Б | б-ца А | б-ца Б | ||||||
До 40 лет | 600 | 12 | 1400 | 42 | 2 | 3 | 2000 | 40 | 60 |
От 40 до 59 | 200 | 8 | 200 | 10 | 4 | 5 | 400 | 16 | 20 |
60 и старше | 1200 | 60 | 400 | 24 | 5 | 6 | 1600 | 80 | 96 |
Всего: | 2000 | 80 | 2000 | 76 | 4,5 | 3,8 | 4000 | 136 | 176 |
IV этап. Определение стандартизованных показателей | 100 | 3,4 | 4,4 |
V этап. Сопоставление соотношения интенсивных и стандартных показателей летальности в больницах А и Б.
Показатели: | Больница А | Больница Б | Соотношение А и Б | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Интенсивные | 4,0 | 3,8 | А>Б | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стандартные | 3,4 | 4,4 | А Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения. Под ред. чл.-корр. РАМН, проф. В.З.Кучеренко. М., «Гэотар-Медиа», 2007, учебное пособие для вузов Стандартизированные показатели. Этапы прямого метода стандартизации. Практическое использование.Стандартизация – метод расчета условных (стандартизированных) показателей, замещающих интенсивные показатели в тех случаях, когда сравнение последних недопустимо из – за несоответствия сравниваемых групп. Стандартизированные показатели – это условные, гипотетические величины, они не отражают истинных размеров явлений. Стандартизированные показатели свидетельствуют о том, каковы были бы значения сравниваемых интенсивных показателей, если бы были исключены различия в составах совокупностей. Таким образом, метод стандартизации применяется для выявления влияния фактора неоднородности составов совокупностей по какому-либо признаку на величину сравниваемых интенсивных показателей Прямой метод – наличие полных сведений как о составе сравниваемых совокупностей, так и распределении в них явлений. Этапы расчета стандартизированных показателей: 1 этап. Расчет общих и частных интенсивных показателей. Общих – совокупностям в целом, частных – по признаку различия (пол, возраст, стаж работы). 2 этап. Определение стандарта, т.е. выбор одинакового численного состава среды по данному признаку (возраст, пол) для сравниваемых совокупностей. Стандартом может стать состав любой совокупности из сравниваемых совокупностей или любой другой аналогичный состав совокупности. Уравниваются условия среды, «ожидаемые величины». 3 этап. Вычисление ожидаемых абсолютных величин в группах стандартов на основе групповых интенсивных показателей, рассчитанных на 1 этапе. Итоговые числа – сумма ожидаемых величин в группах. 4 этап. Вычисление стандартизированных показателей для сравниваемых совокупностей. 5 этап. Сопоставление стандартизированных и интенсивных показателей, формулировка выводов. Практическое использование – применяется при сравнении интенсивных показателей в совокупностях, отличающихся по составу(например, по возрасту, полу, профессиям и т.д.) Здоровье населения. Определение. Современные представления о здоровье как важнейшей характеристике уровня жизни. Факторы, влияющие на здоровье населения, функции здоровья. Здоровье – состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма, способность вести социально и экономически продуктивную жизнь. В медико-социальных исследованиях при оценке здоровья целесообразно выделять четыре уровня: первый уровень – здоровье отдельного человека – индивидуальное здоровье; второй уровень – здоровье социальных и этнических групп – групповое здоровье; третий уровень – здоровье населения административных территорий – региональное здоровье; четвертый уровень – здоровье популяции, общества в целом – общественное здоровье. Показатели общественного здоровья населения: Современное развитие социальных наук показало, что здоровье является не только медико-биологическим феноменом. В характеристике и критериях здоровья должны быть рассмотрены социальные, психологические, культурные, экономические и политические факторы. Здоровье – взаимосвязь с социальной ситуацией через факторы успешной или неуспешной адаптации (от индивидуальных биофизических или психологических характеристик до социокультурной реальности). Все болезни по существу социальны. К. Маркса: «болезнь это стесненная в своей свободе жизнь». Речь о свободе, обеспечиваемой социальным благополучием человека. Осуществление основных функций здоровья, к которым относят живой труд, воспроизводство и развитие личности невозможно вне социального бытия человека. Эти представления легли в основу «социальной концепции здоровья» МЕТОД СТАНДАРТИЗАЦИИ В МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКЕПри сравнении общих показателей необходимо иметь в виду, что на их уровни может оказывать влияние неоднородность составов сравниваемых совокупностей по ряду признаков. Так, для того, чтобы сопоставить общие уровни летальности по двум больницам и сделать вывод о причинах различий в этих показателях, необходимо прежде всего проанализировать, однороден ли по нозологическим формам состав больных, лечившихся в этих больницах. Бесспорно, общий показатель летальности будет выше в той больнице, где в составе госпитализированных больных было больше лиц с тяжелыми хроническими заболеваниями. Наличие разного состава в этих больницах не позволяет сделать выводы о причинах различий в показателях летальности. Во многих социально-гигиенических исследованиях, а также в клинических работах исключена возможность получения однородных групп для сравнения тех или иных показателей. Это касается прежде всего показателей заболеваемости, рождаемости, смертности по странам, городам, областям, районам, имеющим разный состав населения как по возрасту, так и по полу. Другими словами, полученные стандартизованные показатели при сравнении их с обычными интенсивными показателями позволяют сделать вывод о том, связаны различия в интенсивных показателях с неоднородностью составов сравниваемых совокупностей или нет. Рассчитанные при помощи метода стандартизации показатели условны, потому что они, устраняя влияние того или иного фактора на истинные показатели, указывают, какими были бы эти показатели, если бы влияние данного фактора отсутствовало. Следовательно, стандартизованные показатели могут быть использованы только с целью сравнения. Выбор метода определяется чаще всего формой представленного материала. Но он может быть продиктован удобством обработки, скоростью вычислений, имеющимися данными предварительных исследований и т.д. Сущность этого метода состоит в том, что условно принимают какой-либо состав населения за стандарт и считают его одинаковым в сравниваемых совокупностях. Затем, учитывая действительные размеры явления по погрупповым показателям, вычисляют общие стандартизованные коэффициенты. Для вычисления стандартизованных показателей прямым методом исследователь должен иметь состав населения и состав изучаемого явления (например, состав населения двух районов на возрасту и состав умерших по этим двум районам по возрасту). Стандартизация проводится в следующей последовательности: 1. расчет интенсивных показателей в двух сравниваемых совокупностях; 2. выбор или вычисление стандарта; 3. вычисление «ожидаемых» величин по стандарту; 4. определение стандартизованных показателей; 5. сравнение интенсивных и стандартизованных показателей, выводы. Разберем порядок расчета стандартизованных показателей прямым методом на следующем примере: Имеется распределение абсолютного числа госпитализированных и умерших по возрастным группам в больнице А и в больнице Б.
Порядок расчета: Если из 1000 больных в возрасте от 0 до 1 года больницы А умерло 66 человек, то показатель летальности рассчитывается так: число умерших делят на соответствующее число больных и умножают на 100: Таким же образом рассчитываются показатели летальности для остальных групп больных в больницах А и Б. Полученные данные заносим в таблицу.
Сравнивая общие показатели, можно сделать заключение, что в больнице А имеется более высокий уровень летальности. Но в то же время в больнице А 68% детей находилось в возрасте до З-х лет (1700 человек), а в больнице Б таких было лишь 32% (800 человек). Дети младшего возраста имеют более высокие показатели летальности и это могло стать причиной более высокого общего показателя. Чтобы получить общие показатели, соответствующие истинному соотношению уровней летальности, необходимо уравнять состав детей по возрасту. Стандартом в прямом методе называют состав населения (в данном случае больных детей), условно принимаемый одинаковым в сравниваемых группах. За стандарт может быть принят: а) состав одной из сравниваемых групп; б) средний состав или состав обеих групп, вместе взятых; в) состав третей группы, известный по другим материалам или по предыдущим исследованиям. В нашем примере примем за стандарт сумму составов больных по двум больницам.
Таким образом, условно принимаем, что состав больных по возрасту в обеих больницах одинаков и соответствует распределению, принятому за стандарт.
Больница АБольница Б Аналогично рассчитываются показатели по другим возрастным группам. IV этап – Определение стандартизованного показателя. Анализ летальности в больницах А и Б позволил выявить следующее: а) общий показатель летальности по больнице А в целом выше, чем по больнице Б (4,0% › 3,6%). б) более высокий общий показатель летальности в больнице А объясняется неоднородностью возрастного состава больных и преобладанием в ней больных в возрасте от 0 до 3 лет, имеющих более высокую летальность, а более низкий показатель летальности в больнице Б обусловлен преобладанием в ней больных в возрасте старше З-х лет, имеющих низкую летальность. в) после проведения стандартизации показателей прямым методом стандартизованный показатель летальности по больнице Б оказался больше, чем по больнице А. Таким образом, при однородном составе больных в обеих больницах летальность была бы выше в больнице Б. 2. Косвенный метод стандартизации. Применение косвенного метода стандартизации показано в тех случаях, когда исследователь не имеет данных о распределении того явления, которое изучается, или очень малые цифры при этом распределении, что может поставить под сомнение достоверность погрупповых показателей. Сущность метода заключается в том, что при условии одинаковых уровней смертности, летальности или заболеваемости по возрастам (принятых за стандарт) для двух сравниваемых совокупностей, устанавливают степень влияния различия состава каждой из сравниваемых групп населения и учитывают ее при вычислении стандартизованного показатели (то есть исключают это влияние). Последовательность этапов вычисления: 1) вычисление или выбор стандарта 2) расчет «ожидаемых» чисел по стандарту 3) определение стандартизованного показателя. В отличие от прямого метода, за стандарт принимают не распределение населения по какому-либо признаку, а погрупповые интенсивные показатели, рассчитанные для другой группы населения. Эти данные могут быть взяты из работ других исследователей или из литературы. Например, при стандартизации показателей общей смертности населения в двух различных городах за стандарт можно принять повозрастные показатели смертности населения, рассчитанные по Российской Федерации, по краю, области, городу и т.д. Разберем на примере проведение стандартизации по косвенному методу. Изучается уровень смертности населения в районах А и Б:
Поскольку мы не имеем данных о численности умерших в каждой возрастной группе, мы не сможем рассчитать повозрастных показателей смертности. Рассчитаем общие показатели смертности: для района А: Р = 556 × 1000 / 40000 = 13,9 ‰ для района Б: Р = 780 × 1000 / 27000 = 28,9 ‰ В качестве стандарта в нашем случае можно взять повозрастные показатели смертности населения из данных литературы.
«Ожидаемые» числа умерших будут рассчитаны при умножении показателей смертности каждой возрастной группы стандарта на численность населения возрастных групп сравниваемых районов. Полученное произведение следует разделить на 1000, поскольку для дальнейших расчетов нам необходимы абсолютные «ожидаемые» числа умерших, а применяемые в качестве стандарта показатели рассчитаны на 1000 населения. Аналогично рассчитываются «ожидаемые» числа умерших для других возрастных групп.
Теперь рассчитаем стандартизованные показатели смертности в сравниваемых районах:
Теперь можно сделать вывод, что если бы возрастная структура населения в районах А и Б была одинаковой, то показатель общей смертности в районе А был бы выше, чем в районе Б. 3. Обратный метол стандартизации. Прямой и косвенный метод стандартизации применяется при наличии данных о составе населения. В тех случаях, когда он отсутствует, можно применить лишь обратный метод. Для его проведения требуются данные о распределении по возрасту (или другому признаку) числа умерших или больных, общая численность населения и данные о возрастных показателях смертности или заболеваемости, которые могли бы быть приняты за стандарт. За стандарт принимаются повозрастные показатели любой другой, кроме сравниваемых, групп населения. Затем имеющиеся числа умерших или заболевших делят на соответствующие повозрастные показатели стандарта и умножают на 1000, если эти показатели рассчитаны на 1000 населения (или на 10000, если они рассчитаны на 10000 населения и т.п.). Полученный результат будет «ожидаемым» числом населения в данной возрастной группе. «Ожидаемые» числа населения суммируются по возрастным группам, полученное общее «ожидаемое» число населения делят на общую фактическую численность населения и, умножив на общий показатель смертности или заболеваемости в стандарте, получают стандартизованный показатель. В общем виде формула расчета стандартизованного показателя выглядит так:
Последовательность вычислений остается прежней: 2) расчет «ожидаемых» чисел 3) расчет стандартизованного показателя. Разберем методику расчета на следующем примере: Изучалась заболеваемость населения дизентерией в городах А и Б, при этом мы располагаем следующими данными:
Возрастной состав населения городов неизвестен, однако имеется возрастной состав заболевших в обоих городах. За стандарт примем показатели заболеваемости дизентерией по возрастам в городе Н.
Вычисляем «ожидаемую» численность населения в каждом возрасте. Так, до 1 года: «Ожидаемые» числа населения по остальным группам рассчитываются аналогично. Суммируя «ожидаемую» численность населения по возрасту и том и другом городе, получаем общую «ожидаемую» численность населения в этих городах. Поделив общую «ожидаемую» численность населения на фактическую и умножив на общий показатель стандарта, получим стандартизованный показатель: в городе А = 85400 × 75 /100000 = 63,7 ‰ в городе Б = 39400 × 75 / 45000 = 66 ‰ Следовательно, если бы возрастной состав населения в городах А и Б был бы одинаковым, то заболеваемость населения дизентерией была бы выше в городе Б. Контрольные вопросы: 1. Дайте определение стандартизации относительных показателей. 2. В каких случаях применяется метод прямой стандартизации? 3. Методика поэтапного расчета стандартизованных показателей прямым методом. 4. Что может приниматься за стандарт при расчете показателей прямым методом? 5. В каких случаях применяется косвенный метод стандартизации? 6. Методика поэтапного расчета стандартизованных показателей косвенным методом. 7. В каких случаях применяется обратный метод стандартизации? 8. Методика поэтапного расчета стандартизованных показателей обратным методом. 9. Каковы особенности стандартизованных показателей. Примеры практического использования в здравоохранении и медицине. Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
|