О чем свидетельствует случай с чашей в суассоне
случай с суассонской чашей
По смерти Хильдерика наследовать ему был призван Хлодвиг», — так начинается жизнеописание первого франкского короля, составленное Григорием Турским. Если на старофранкском языке Хильд-Рик означает «мощный воин», то Хлодвиг — «прославленный в боях». Не правда ли, имя сына достойно имени отца, кстати, участника знаменитой «Битвы народов». А вот Хлодвигу только предстояло прославить себя в боях и оправдать данное ему имя.
Для начала юный Хлодвиг напал на римского консула в Галлии Сиагрия. Впрочем, к тому времени Римская империя уже не обладала прежней мощью и славой. Поэтому Хлодвиг и решился на войну с римским наместником. Перед тем как отправиться в поход, Хлодвиг постарался заручиться поддержкой своих родичей, других франкских вождей. Кто-то согласился ему помочь, кто-то увильнул от похода — следует упомянуть об этом, потому что это важно для нашего рассказа.
Сиагрий принял вызов Хлодвига, вышел ему навстречу со своим войском из Парижа и сам определил место битвы — неподалеку от города Суассон. Он видел в этом свое преимущество, но даже удачное расположение место битвы не смогло ему помочь. Молниеносные удары топоров франков решили исход сражения. Правда, Сиагрию удалось бежать с поля боя. Он попросил защиты у вестготского короля Алариха.
Но не таков был Хлодвиг, чтобы не довершить начатого! Угрожая Алариху войной, он потребовал выдать ему Сиагрия и добился своего. Сиагрий был обезглавлен.
Тогда же в Суассоне произошла еще одна история, о которой следует рассказать, чтобы лучше понять характер первого франкского короля.
Когда франки после победы учинили в Суассоне традиционный грабеж, в христианском храме была захвачена драгоценная чаша. По обычаю, военную добычу собирали в одно место, а потом распределяли между воинами. По просьбе епископа Хлодвиг, нарушая обычай, решил вернуть вазу храму. Никто из воинов не решился ему перечить, кроме одного солдата. «Хоть ты и вождь, Хлодвиг, но никто не давал тебе право нарушать древние обычаи! Вот тебе твоя чаша! » — воскликнул он и с этими словами рассек секирой злополучную чашу.
Как только Хлодвиг почувствовал, что обрел достаточно сил, то вступил в борьбу с другими франкскими вождями. Если в начале правления он довольствовался тем, что заставлял их стричь длинные шевелюры — знак франкского достоинства, то теперь перешел к планомерному и расчетливому уничтожению всех, кто мог оспорить его верховную власть. И здесь в полной мере проявились его злопамятность и коварство.
Суассонская чаша Хлодвига
«Воины, помимо моей доли добычи, пусть достанется мне эта чаша», — сказал король.
Примерно так в VI веке историк Григорий Турский описывает инцидент, произошедший 1 марта 487 года, через несколько месяцев после победы короля франков Хлодвига над римским наместником Сиагрием. Тот оказался достойным противником, и привыкшие к легким успехам франки изрядно потрудились, чтобы взять Суассон, последний форпост Империи на галльской земле. Город и окрестности были тщательно и со вкусом разграблены, как и полагалось согласно не только варварским, но и позднеримским обычаям.
Противиться этому было невозможно, однако к Хлодвигу явилась делегация христианских священников во главе с епископом (по одной из основных версий рассказа — святым Ремигием). Делегаты смиренно просили вождя язычников-франков вернуть им из всего награбленного только одну вещь — серебряную чашу, нужную для совершения обрядов. Хлодвиг, уже почувствовавший себя хозяином Галлии и ответственным за благоденствие ее жителей, не хотел ссориться с местными жрецами. Он пообещал, что, если при разделе добычи чаша достанется ему, она тут же вернется христианам.
Трудность состояла в том, что король не был всесилен в таком важном вопросе, как распределение награбленных ценностей. Он не мог выбрать что-нибудь конкретное ни для себя, ни для кого-либо иного. Размер доли определялся рангом и заслугами воина, а дальнейшее решал жребий. Но в случае с чашей Хлодвиг, не желая полагаться на случай, преступил обычай. Так что реакцию порывистого воина мы можем считать законной и вполне обоснованной. Потому король ничего ему и не ответил.
Мстит он не за непокорность, а за святотатство
Почему же этот заурядный случай так подробно был пересказан Григорием Турским, сохранился в веках и до недавнего времени входил во все французские учебники истории? Дело в том что это ключевой эпизод становления Хлодвига как христианского короля Франции и как оплота веры. После вмешательства святого языческий вождь уже невольно видел в чаше не кубок для питья, а потир, в котором вино преосуществляется в кровь Спасителя. И мстит он не за непокорность воле короля, а за святотатство.
С этого момента начинается христианизация Хлодвига. Тут, кстати, возникает препятствие психологического свойства. Король никак не мог понять, почему всесильный бог дал себя подвергнуть распятию — унизительной римской казни. Но тут помог заключенный по совету епископа Ремигия династический брак. Женой Хлодвига стала Клотильда, дочь одного из самых могущественных христианских властителей германского мира — короля бургундов Хильперика. Клотильда и стала для мужа лучшей проводницей христианской веры.
И вот Хлодвиг клянется, что «сожжет все, во что верил, и поверит в то, что сжигал», отправляется в город Реймс, голубка слетает с небес, держа в клюве Святую Стеклянницу с елеем, и епископ Ремигий совершает обряд крещения и помазания. С Хлодвигом крещены еще 3 тысячи воинов, и никто уже не горюет о боевом товарище, разрубившем Суассонскую чашу.
О чем свидетельствует случай с чашей в суассоне
Великая Франция запись закреплена
Рубрика: «История Франкского государства. Франки».
История о Суассонской чаше рассказана знаменитым средневековым хронистом Григорием Турским в «Истории франков».
Хронологически данный эпизод следует за поражением суассонского короля Сиагрия в битве с франками, состоявшейся в 486 году неподалеку от Суассона.
Описывая происходящие вслед за тем события, Григорий сообщает, что франки под предводительством Хлодвига, который в то время ещё был язычником, разграбили множество христианских церквей. В одной из них находилась «чаша удивительной красоты», которая была похищена франками наряду с другими церковными сокровищами. Епископ ограбленной церкви направил к Хлодвигу послов с просьбой вернуть чашу назад. В ответ франкский король повелел послам следовать за ним в Суассон, где должен был происходить дележ добычи, и обещал возвратить чашу в том случае, если она достанется ему: по древнегерманскому обычаю военные трофеи делились по жребию между всеми участниками похода, а предводитель считался лишь «первым среди равных».
Эпизод с Суассонской чашей историки обычно используют в качестве яркой иллюстрации процесса трансформации франкской военной демократии в монархию, где король рассматривался как «наместник Бога на земле». Желание языческого вождя удовлетворить просьбу христианского епископа, наравне с жестокой местью за неповиновение, вполне оправданное с точки зрения древнегерманской традиции, показывает целенаправленное движение Хлодвига к прагматическому союзу с христианской церковью в целях упрочения своей власти. Впоследствии оно выразится в принятии Хлодвигом христианства, что принесет ему поддержку духовенства и галло-римского населения, и утвердит новую доктрину королевской власти, как власти, дарованной Богом.
Происходят события Легенды о суасонской чаше
01 марта 0486 Франция, Суассон
История о Суассонской чаше рассказана знаменитым средневековым хронистом Григорием Турским в «Истории франков».
Хронологически данный эпизод следует за поражением суассонского короля Сиагрия в битве с франками, состоявшейся в 486 году неподалеку от Суассона.
Описывая происходящие вслед за тем события, Григорий сообщает, что франки под предводительством Хлодвига, который в то время ещё был язычником, разграбили множество христианских церквей. В одной из них находилась «чаша удивительной красоты», которая была похищена франками наряду с другими церковными сокровищами. Епископ ограбленной церкви направил к Хлодвигу послов с просьбой вернуть чашу назад. В ответ франкский король повелел послам следовать за ним в Суассон, где должен был происходить дележ добычи, и обещал возвратить чашу в том случае, если она достанется ему: по древнегерманскому обычаю военные трофеи делились по жребию между всеми участниками похода, а предводитель считался лишь «первым среди равных».
И вот когда войско прибыло в Суассон, всю добычу сложили посередине, и Хлодвиг обратился к франкам с такими словами: «Храбрейшие воины, я прошу вас отдать мне, кроме моей доли, еще и этот сосуд». Наиболее благоразумные ответили на это: «Славный король! Все, что мы здесь видим,— твое, и сами мы в твоей власти. Делай теперь все, что тебе угодно. Ведь никто не смеет противиться тебе!». Однако один вспыльчивый воин, недовольный желанием Хлодвига забрать больше того, что ему надлежало взять по обычаю, разрубил чашу своей секирой, воскликнув: «Ты получишь отсюда только то, что тебе полагается по жребию». Все были поражены его дерзостью, но король, хотя и затаил в душе глубокую обиду, никак не отреагировал на это оскорбление. Взяв разрубленную чашу, он передал её послам епископа.
Эпизод с Суассонской чашей историки обычно используют в качестве яркой иллюстрации процесса трансформации франкской военной демократии в монархию, где король рассматривался как «наместник Бога на земле». Желание языческого вождя удовлетворить просьбу христианского епископа, наравне с жестокой местью за неповиновение, вполне оправданное с точки зрения древнегерманской традиции, показывает целенаправленное движение Хлодвига к прагматическому союзу с христианской церковью в целях упрочения своей власти. Впоследствии оно выразится в принятии Хлодвигом христианства, что принесет ему поддержку духовенства и галло-римского населения, и утвердит новую доктрину королевской власти, как власти, дарованной Богом.
Ссылка на источник: http://www.cult-turist.ru/country-topics/2539/?q=524&it=2539&tdp=fshk
Дом на колесах – популярный вид путешествий
Хлодвиг. Суассонская чаша. 486 г
О Суассонской чаше поведать вам хочу,
Что в памяти осталась благодаря мечу.
Был после славной битвы разграблен монастырь
Тогда еще не совершен был христианский мир.
Все племена германцев не ведали Христа
Им были безразличны священные места.
Так вот в той самой битве был Хлодвиг королем
И речь в своем сказании мы поведем о нем.
Была в церквушке чаша небесной красоты,
Но варвары в красотах не видели нужды.
И вот Святой Ремигий в стан к Хлодвигу идет
В расчете, что окажет он святейшеству почет.
«О, государь великий, реликвию верни,
Отдать не хочешь даром, хотя бы оцени».
«Да ничего не надо мне от тебя взамен,
И ваши побрякушки все по барабану мне».
А после обещаний пошел он на дележ
Вернуть сосуд священный так было невтерпёж.
«Сегодня собрались мы, добычу поделить,
Хочу, друзья, сверх доли я чашу попросить».
В ответ все закивали покорно головой
Один лишь только воин, сказал ему: «Постой,
По нашему закону, солдаты все равны,
При дележе добычи всей забудем про чины.
А коли так получишь, что жребий присудил!»
И чашу Суассона надвое разрубил.
А Хлодвиг что? Обиду он молча проглотил,
Да только вызова сего конечно не забыл.
И вот однажды Хлодвиг решил устроить смотр,
В таких делах обычно король был очень строг.
А тот злосчастный воин попался на глаза
И стало всем понятно вдруг, надвинулась гроза.
Нахмурил Хлодвиг брови: «Что это за бардак?
Оружье не готово. в бою не добрый знак.
Постой не ты ль тот воин, что чашу разрубил?»
И со злорадном смехом он с ним также поступил.
Хлодвиг и солдат, разрубающий чашу. Большие французские хроники, XIV век. Национальная библиотека Франции.