О чем свидетельствует щит на вратах царьграда вещего олега
Зачем Олег прибил свой щит к вратам Царьграда, и долго ли он там провисел
Пробиться сквозь завесу легенд, окутывающую века, непросто
Вещий князь, не сумевший предвидеть свою гибель
Все наверняка помнят со школы стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Вещим, то есть всезнающим, провидцем, волхвом он прозван в летописи. Такому человеку не надо было обращаться за прорицанием к волхву, на что, очевидно, не обратили внимания ни древние летописцы, ни Пушкин.
А был ли щит, да и сам поход?
В 907 году, согласно русским летописям, Олег совершил морской поход на Константинополь. Греки, как обычно, перегородили вход в бухту Золотой Рог со стороны Босфора, мощными стальными цепями. Тогда Олег велел соорудить колёса, поставил на них свои ладьи, и его морской флот пустился по суше в обход Галаты в Золотой Рог прямо под стены имперской столицы. Устрашённые греки согласились выплатить Олегу столько дани, сколько он пожелает. В память о своей победе Олег прибил свой щит к воротам города.
Напрасно мы стали бы искать подтверждения этих сведений в греческих источниках – их нет. Может быть, грекам было неловко упоминать о своём поражении? Но, вообще-то, они скрупулёзно записывали всё, что у них случалось, даже неприятные события, пусть и скупо.
История с флотом, поставленным на колёса и двигавшимся по суше под парусами, выглядит совсем фантастично. Когда бы Олегова дружина успела соорудить столько колёс и осей, приладить их к ладьям, и где бы она взяла для этого столько строительного леса? Ну и, наконец, если бы такое было возможно, то наверняка кто-то из других врагов Византии попытался бы повторить сей приём. Однако этого больше не произошло ни разу.
В стенах Константинополя было десять ворот. К каким из них конкретно Олег прибил свой щит? Абстрактное указание летописца – «к вратам» – также заставляет подозревать здесь бесхитростный вымысел. Летописец не был знаком с топографией Константинополя даже настолько, чтобы внести правдоподобное уточнение – скажем, к Золотым или к воротам Святого Романа.
Если Олег в 907 году одержал столь триумфальную победу и заключил выгодный для Руси договор с греками, тогда зачем ему было в 911 году перезаключать договор на менее выгодных условиях? Из договора 911 года, упомянутого как в русских, так и в греческих источниках, выпала привилегия русичам на беспошлинную торговлю в Царьграде.
Сам договор 907 года почти слово в слово повторяет договор, заключённый князем Игорем в 944 году после – заметим! – неудачного похода на Константинополь в 941 году. Что лишний раз позволяет заключить: никакого победного похода Олега на Царьград в 907 году не было.
Так что незачем строить догадки насчёт того, сколько времени висел Олегов щит на вратах Царьграда, пока греки его не сняли. Никакого щита он не прибивал.
Интересно, что 1-я Новгородская летопись иначе рассказывает об обстоятельствах жизни и смерти Олега. Если по всем другим летописям Олег умер в 912 году, то 1-я Новгородская, пересказывая легенду о гибели князя от змеиного укуса, указывает, что случилось это событие в 922 году. А перед этим, именно в 920 и 922 гг., Олег совершил походы на Царьград. Ни о каком прибитом щите при этом не упоминается. Напротив, сколько можно судить, Олег потерпел неудачи.
Кстати, 1-я Новгородская летопись сомневается и в легенде о предречённой смерти князя. «А иные говорят, что он за море ушёл», – заключал летописец свой рассказ о нём.
Учим-Учим!
Учим учим всю жизнь!
О чём должен был свидетельствовать щит, повешенный Олегом на вратах Царьграда?
Вопрос. О каких важных событиях рассказывается в летописи?
Ответ: О походе князя Олега на Царъград.
Вопрос.Велико ли было войско Олега? Как ты представляешь себе корабли, поставленные на колёса? Что поразило и испугало греков?
Ответ: Да. две тысячи кораблей по 40 человек- Греков поразили
и испугали корабли на колесах.
Вопрос.О чём должен был свидетельствовать щит, повешенный Олегом на вратах Царьграда? Найди подтверждение своим мыслям в тексте.
Ответ: О победе. Отрывок из летописи— Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь.
И приказал Олег грекам дать дани на две тысячи кораблей, по двенадцати гривен на человека…
И согласились на это греки, и начали они просить мира, чтобы не воевал Греческой земли.)
Вопрос.Что получила Русь в результате победы над греками?
Ответ: Мир с греками и большую дань.
Вопрос.Почему народ прозвал Олега Вещим?
Ответ: Вещий, значит знающий, тот, кто предвидит будущее.
Вопрос.Существовали ли на Руси города?
Ответ: На Руси существовали и другие города, кроне Киева: Чернигов, Любеч, Полоцк, Ростов.
Вопрос.Какой веры придерживались русичи?
Ответ: (Русичи придерживались ЯЗЫЧЕСКОЙ веры. Верили в Перуна, Велеса и других богов.)
Вопрос.Как по-другому можно озаглавить прочитанный фрагмент летописи?
Ответ: Как князь Олег греков победил. Победа над греками.
И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда стр. 8
1. О каких важных событиях рассказывается в летописи?
В этом историческом источнике повествуется о военной кампании древнерусского государства.
В тексте написано о походе на Царьград.
2. Велико ли было войско Олега? Как ты представляешь себе корабли, поставленные на колёса? Что поразило и испугало греков?
Очень большим было русское войско — две тысячи кораблей.
Эти корабли поставили на колёса, чтобы они ехали по суше.
Когда подул попутный ветер и корабли на колёсах покатились по греческой земле, греки очень испугались.
До этого такого грозного войска не видели.
Они сразу приняли предложения, которые высказал им князь.
И согласились платить дань.
Когда я представляю эти корабли на колёсах, то понимаю что это было что-то невиданное в те времена.
Думаю, что я бы и сам испугался на месте греков.
3. О чём должен был свидетельствовать щит, повешенный Олегом на вратах Царь града? Найди подтверждение своим мыслям в тексте.
Когда Олег приколотил свой щит перед воротами города, он показал народу, что победил в бою.
Таким образом, он продемонстрировал свою победу для всех жителей города.
Показав, что теперь греки будут платить ему дань.
И повеси щит свой въ вратах показуа победу, и поиде от Царяграда
4. Обсудите с другом, что получила Русь в результате победы над греками? Найдите информацию об этом в энциклопедии.
Победа князя дала очень много серебра для древнерусского государства.
Каждый воин на корабле получил по двенадцать гривен, а в корабле было около 40 человек.
Да и кораблей у князя Олега было две тысячи.
Если посчитать, то всего они получили 480 гривен на каждый корабль, а на все корабли — 960 тыс. гривен.
Это были огромные деньги для тех времён.
Представьте: за одну серебряную гривну можно было купить целый хутор с 5–7 домами людей.
5. Почему народ прозвал Олега Вещим?
Когда князь Олег с войском зашли в Царьград, греки хотели его уничтожить и поэтому предложили отравленное вино.
Князь предвидел такой поворот событий и указал грекам на их обман.
Тогда народ назвал Олега Вещим, что значит «предвидящий будущее».
Так говорят о людях, которые могут предусмотреть опасность.
6. Как ты думаешь, что ещё (кроме самого факта удачного похода) мы можем узнать из текста летописи о жизни наших предков?
Существовали ли на Руси города? Какой веры придерживались русичи?
Из текста мы можем узнать, что в то время было много очень важных городов, таких как Чернигов, Любец, Ростов и Полоцк.
А столицей Древней Руси в те времена был город Киев.
Даже сейчас говорят, что Киев — это мать городов русских.
Наши предки русичи на тот момент верили во множество богов.
Это были боги Ветра, Воды, Солнца и других природных явлений.
Такие верования называются Многобожием.
7. Как по-другому можно озаглавить прочитанный фрагмент летописи? Почему?
Если попробовать придумать другое название для летописи о победе над греками, то я бы её назвала: «Князь Руси победивший греков» или «Победа русского князя в Царьграде».
Щит на вратах Царьграда. Византийский триумф Олега Вещего
2 сентября 911 года заключен первый письменный договор между Киевской Русью и Византией, и в знак успешного завершения военного похода князь Олег приказывает прибить щит к вратам Царьграда
Враг или союзник?
Отношения с Византийской империей являлись важным элементом внешней политики Руси еще в IX веке. В то время греки пытались начать христианизацию молодого Древнерусского государства, правда, значительных успехов добиться не смогли. Один из первых набегов на Константинополь случился в 860 году – за два года до призвания варягов на княжение в Новгороде. С тех пор на протяжении почти полувека византийцы стремились сохранить дружественные отношения с воинственным соседом и вести торговлю, пусть и в довольно ограниченном объеме.
Константинополь – столица Византийской империи
Именно нежелание расширять торговые льготы, а также пренебрежительное отношение православных византийцев к русам-язычникам послужило поводом для военной кампании 907 года. Грядущим походом князь Олег стремился закрепить статус пути «из варяг в греки» как самой надежной торговой магистрали Восточной Европы.
Момент для наступления был выбран очень удачно: Византийская империя как раз находилась в состоянии конфликта с Арабским халифатом. В 906 году византийский полководец Андроник восстал против императора Льва VI, а затем перешел на сторону арабов. На Руси к предстоящему выступлению готовились с особой тщательностью и даже прибегали к использованию средств разведки (иначе откуда Олегу было знать, что византийцы побоятся воевать с двумя соперниками одновременно). Начало похода запланировали на первую половину лета, когда море наиболее спокойное. Так же поступали в 860 и 941 годах.
Корабли на колесах
Князь Олег, прозванный Вещим, правил на Руси тридцать лет и три года. Поход на Византию стал его самым масштабным и ярким деянием, сравнимым разве что с объединением Киева и Новгорода. Если верить «Повести временных лет», то войско Олега отличалось невероятными размерами и включало в себя представителей почти всех восточнославянских и финно-угорских племен Древней Руси, и даже тех, с кем он воевал (например, тиверцев). Нестор-летописец утверждал, что в поход снарядили 2000 кораблей, на каждом из которых находилось по 40 человек (число практически невозможное).
Князь Олег с Игорем, сыном Рюрика. Художник И. Глазунов
Олег двинулся на греков «на конях и кораблях». По всей видимости, конное войско двигалось до черноморского побережья, спуская корабли по Днепру, а затем пересело на корабли. Когда греки преградили врагу путь по Босфору, князь приказал поставить ладьи на катки и перебросить их в бухту Золотой Рог, откуда Царьград был более уязвим. Согласно летописи, вид «кораблей на колесах», не знающих преград, настолько поразил византийцев, что те сразу задумались о переговорах.
Откуда же возник образ этих кораблей? Удивительно, но о нем упоминается как в самых разных мифологических, так и в серьезных военных трактатах. Подобные корабли даже использовались на карнавальных шествиях в Европе вплоть до Нового времени. Существовали ли они на самом деле? Безусловно, да. Например, античный автор Юлий Фронтин в своем произведении «Стратагемы», посвященном военным хитростям, рассказывает о том, как полководец Спарты по имени Лисандр оказался осажденным в афинской гавани и спас свои корабли, подложив под них катки и переправив в ближайший порт по суше. Двигались они при этом на всех парусах, подгоняемые ветром. Весьма впечатляющее зрелище!
Поход Олега на Константинополь: ладьи, поставленные на колеса, двигаются по суше
Но вернемся к походу 907 года. Даже если ладьи Олега и не шли под парусами как древнеримские, у варягов имелся опыт перетаскивания их волоком. Например, только так можно было переместить корабли от Ловати до Днепра. Так что для варягов это было обычным делом, а византийцев, забывших, по всей видимости, античные премудрости, зрелище повергло в ужас. И все же греческое коварство возобладало над страхом: послы Льва VI попросили Олега о пощаде и вынесли ему дары, пищу и вино. разумеется, отравленные. Когда мудрый князь отказался от подношений, среди местных жителей прошел слух, что вовсе не Олег, а сам святой Дмитрий (покровитель Фессалоник, которым Константинополь отказался помогать в войне с арабами) послан им за многочисленные грехи.
Византийцам пришлось сдаться и принять условия русского князя. Олег потребовал у императора выплаты по 12 гривен на ладью, дань для Киева, Чернигова, Переяславля, Полоцка, Ростова и Любеча. Кроме того, русским воинам было разрешено брать сколько угодно съестных припасов, мыться в банях Царьграда, а для обратного пути – запасаться у византийцев парусами, якорями и канатами.
Мир и любовь
Через четыре года после триумфального похода Олег решает закрепить свой успех заключением договора с императором Львом VI и его братом Александром. В 911 году посланники князя вновь прибывают в Константинополь, но уже с мирными целями.
Русско-византийский договор 911 года. Отрывок из Радзивилловской летописи XIII века
Договор Руси с Византией – самый ранний подлинный документ нашей истории. Древнерусский текст, известный сегодня, представляет собой перевод греческого оригинала и включен в «Повесть временных лет». Любопытно, что византийцы никак не упомянули в своих источниках предшествующий мирному соглашению поход 907 года. Возможно, напрямую сообщать о своем поражении, тем более молодому и малоизвестному государству, каковым в тот момент являлась Русь, греческим хроникерам было неприятно. Как бы то ни было, в 911 году подписание документа состоялось. Обе стороны давали присягу: византийцы – по христианскому обряду, русы – по языческому, упоминая в клятвах Перуна и Велеса. После заключения договора Лев VI преподнес русскому посольству дары, организовал «экскурсию» по храмам и с честью отпустил домой.
Для чего нужен щит над вратами Царьграда?
Из всей истории военных успехов Олега самым известным, пожалуй, является эпизод со щитом, прибитым по приказу князя к городским воротам Константинополя. Обычно этот символический жест ассоциируется с фактом безоговорочной победы и подчинения соперника, однако существуют и другие версии.
Князь Олег. Рисунок В.П. Верещагина из серии «Державные правители России».
Дело в том, что в XI–XII веках, когда создавалась «Повесть временных лет», слово «победа» использовалось еще и в значениях «защита» или «покровительство». Прибивая щит к вратам Царьграда, Олег не унижал новоиспеченного союзника, а демонстрировал, что больше не имеет намерений воевать и хочет прекратить брань. Князь показал, что столица Византийской империи отныне находится под защитой русских воинов, которые не допустят разорительных набегов и восстаний. Подобная трактовка знаменитого жеста позволяет по-новому взглянуть на политику и личность князя Олега, который неслучайно остался в народной памяти с прозвищем «Вещий», а значит, мудрый и дальновидный.
Щит Вещего Олега
Сказки, былины, мифы, легенды, да и вообще любая история всегда оставляют свой след в сознании человека, особенно в детском возрасте. С ранних лет я знал о Вещем Олеге, что был в давние времена такой Великий Князь, который не только объединил славянские народы, но и научил уважать Русь и другие страны. Об этом свидетельствует такой всем известный исторический факт, как Князь Олег прибил свой щит на врата Царьграда. И на этом щите был изображён его герб.
Этот факт так и остался бы для меня просто фактом, если бы не череда событий в моей жизни, которая снова свела меня с ним. Так случилось, что для меня стал абсолютно понятен Смысл Жизни Человека. Он состоит из трёх основных моментов: Жить, Любить и быть Счастливым. Во-первых, тело человека должно жить и как всё живое должно продолжаться в своих потомках. Во-вторых, его уму необходимо научиться любить Жизнь, такую, какая она есть. И постараться улучшить её. И в-третьих, если соблюдены первые два условия, то человек становится счастливым. Ведь силу души можно научиться чувствовать и при жизни. Это такая же энергия, она похожа на ветер. И у человека есть «крылья», он может научиться парить над жизненной суетой. Эти мысли были написаны мной на Верном камне, который находится в центре России, г. Братске.
После появления этой надписи у меня возникло чувство какой-то незавершённости…, захотелось как-то более интересно всё это оформить. Как картину поместить в достойную её раму. Я перебрал множество вариантов, пока предо мной не появился образ щита Вещего Олега. Конечно, вряд ли кто узнает, каков был настоящий смысл рисунка на его гербе, но это не мешает каждому из нас высказать свою версию. По моему мнению, на нём как раз и отображены сначала этапы становления Человека, а потом и его жизненный путь.
На гербе всего три цвета, которые характеризуют три основные стихии. Красно-коричневый – Земля. Желтый – огонь и синий – это воздух или вода. В центре расположена девятилучевая звезда, состоящая из трёх равносторонних треугольников, символизирующая триединство человека. Это тело, разум и душа. Звезда находится в центре круга, что говорит о целостности того, в ком гармонично развиты эти три начала. На Гармонию, Любовь и изначальную связь с Творцом Мироздания показывает древнейший символ коловрата, что внутри этой звезды.
Круг же находится в центре другой звезды. В ней уже восемь лучей. По моему мнению, они соответствуют восьми основным направлениям в жизни каждого человека, по которым он может двигаться. Шесть в материальном, видимом мире, – это вперёд, назад, направо, налево, вверх и вниз. И два направления в невидимом, духовном мире. Первый, это – Путь к Себе. Второй я называю – Свой Путь.
Путь к Себе, это путь познания основ мироздания и главного закона Гармонии и Любви. И в этом есть истина. И эту истину я понимаю буквально. Если заглянуть в себя, внутрь тела, то мы увидим, в какой гармонии и любви находятся все клеточки нашего организма по отношению друг к другу. А так как человек есть лишь только частица мироздания, сравнимая с клеткой нашего тела, то ему необходимо научиться следовать этим законам гармонии. И только такой человек может стать сам собой.
И только такой человек, который осознал закон Абсолютной Любви и стал сам Собой может начать Свой Путь. Все люди созданы по образу и подобию Творца, в каждом есть его частица. Эта частица хранится в нашем ДНК и раскрывается по мере нашего миропонимания, а это зависит от той информации, которую принимает человек.
Что такое хорошо и что такое плохо, есть вечный вопрос. Но сейчас, по Закону Времени, на него стало возможным, однозначно ответить каждому. Всё в жизни есть отражение наших мыслей, и надо научиться, так думать, чтобы окружающая реальность превосходила наши мечты и ожидания. И именно поэтому я полностью согласен с Владимиром Владимировичем Маяковским: «Светить всегда, светить везде, вот лозунг мой и солнца».
Люди приходят и уходят, а их дела остаются. И мы с великой благодарностью и уважением вспоминаю о наших предках, которые жили по чести, совести и справедливости. Все эти коды есть в наших генах. Дело за нами, как сможем воспользоваться, этим скрытым, в каждом из нас, великом потенциале Творца.
В настоящее время я работаю над проектом концептуальной композиции, которая должна объединить Верный камень и герб Вещего Олега. И мне хотелось бы, чтобы эти древнейшие наши символы вновь появились на улицах городов России.