О чем свидетельствует наличие хвоста у зародышей
О чем свидетельствует наличие хвоста у зародышей
Палеонтологические: окаменевшие остатки и отпечатки вымерших древних людей являются прямыми доказательством эволюции.
Тесты
1) Выберите атавизмы
А) волосы на лице, многососковость, способность двигать ушной раковиной
Б) многососковость, мышца двигающая ушную раковину, аппендикс
В) мышца двигающая ушную раковину, третье веко, волосы на лице
Г) мягкий хвост, способность двигать ушной раковиной, третье веко
2. Палеонтологическим доказательством эволюции служит
А) отпечаток раковины моллюска
Б) видовое разнообразие рыб
В) приспособленность рыб к жизни на разных глубинах
Г) наличие раковины у моллюсков
3. Наличие хвоста у зародыша человека на ранней стадии развития свидетельствует о
А) возникших мутациях
Б) проявлении атавизма
В) нарушении развития плода в организме
Г) происхождении человека от животных
4. К эмбриологическим доказательствам эволюции относят
А) ископаемые остатки
Б) рождение людей с увеличенным числом хвостовых позвонков
В) волосяной покров человеческого зародыша
Г) сходство в строении конечностей птиц и млекопитающих
5. Приведите пример палеонтологических доказательств эволюции
А) отпечаток археоптерикса
Б) видовое разнообразие организмов
В) приспособленность рыб к жизни на разных глубинах
Г) наличие раковин у моллюсков
6. К какой группе доказательств эволюции относят строение зародышей позвоночных животных на ранних стадиях развития
А) эмбриологическим
Б) палеонтологическим
В) сравнительно-анатомическим
Г) морфологическим
7) Пример палеонтологических доказательств эволюции позвоночных
А) сходство их зародышей в эмбриональном развитии
Б) филогенетические ряды ископаемых форм
В) наличие рудиментов в системах органов
Г) проявление атавизмов в онтогенезе
8. Находки ископаемых останков предков человека относят к доказательствам эволюции
А) эмбриологическим
Б) биогеографическим
В) палеонтологическим
Г) сравнительно-анатомическим
Тема урока: «Движущие факторы антропогенеза»
Разделы: Биология
“Свет будет пролит на происхождение человека и его историю”.
Ч.Дарвин
Воспитательная: создать условия для формирования компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, навыков работы в группе; поддерживать интерес к предмету; способствовать повышению уровня коммуникативной культуры через организацию работы в парах, в группах.
Тип урока: комбинированный урок ( урок изучения нового материала и первичного закрепления полученных знаний).
Форма урока: рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование: мультимедийный комплекс, магнитная доска, тексты для работы групп, альбомные листы, фломастеры, индивидуальные листы учёта знаний.
Человек – это высшая ступень эволюции или всего лишь высокоразвитое животное?
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся. Знакомство с эпиграфом урока: “Главным предметом изучения человечества является человек”. ( Гёте.) (Cлайд 2)
Происхождение человека – одна из самых сложных и интригующих глав эволюции на Земле, “мучительная, древняя загадка” (Г.Гейне).
Если мы хотим всерьёз добраться до истины человеческой эволюции, то должны ответить на самый главный вопрос. Попробуйте его сформулировать, уже имея представление об основных этапах эволюции человека. (Ответ: Какие же факторы способствовали становлению человека разумного как вида?)
Определение темы урока, постановка целей и задач урока, психологический настрой на успешную и плодотворную деятельность. (Слайд 3).
2. Контроль знаний учащихся по теме: “Происхождение человека и стадии антропогенеза” в виде контрольно-измерительных материалов для подготовки к ЕГЭ. (Слайд 4).
Часть А (с выбором одного правильного ответа)
Выберите 1 верный ответ.
1. Развитие у отдельных людей большого числа сосков – пример:
2. У человека в связи с прямохождением
а) когти превратились в ногти;
б) сформировался свод стопы;
в) срослись фаланги пальцев;
г) большой палец противопоставляется всем остальным;
3. В отличие от человекообразных обезьян у человека
а) имеется резус-фактор;
б) появилась рассудочная деятельность;
в) имеется четырёхкамерное сердце;
г) развито абстрактное мышление;
4. Наличие хвоста у зародыша человека на ранней стадии развития свидетельствует о
а) возникших мутациях;
б) о проявлении атавизма;
в) нарушении развития плода в организме;
г) происхождении человека от животных;
5. О происхождении человека от млекопитающих свидетельствует:
а) развитое мышление у млекопитающих;
б) сходное строение всех систем органов, развитие зародышей;
в) питание растительной и животной пищей;
г) общественный образ жизни млекопитающих.
Часть В (на установление последовательности событий).
Часть А (за каждый правильный ответ 1 балл)
Часть В (за каждый правильный ответ 1 балл)
(Взаимопроверка и выставление отметок по результатам контроля.)
3. Изучение нового материала.
Актуализация знаний учащихся. Не сомневаюсь, что в очередной раз вы убедитесь в справедливости философского определения: “Человек – это материя, познающая самого себя”. Оно и будет отправной точкой в вашей работе.
Человек – биологический вид, являющийся частью биосферы и, следовательно, продуктом её эволюции. Ч Дарвин – основоположник биологической теории антропогенеза. (Слайд 6).
Изучение нового материала.
Проблемный вопрос: почёму человек является биосоциальным видом?
Как вы понимаете утверждение русского философа Н.А.Бердяева: “Человек есть принципиальная новизна в природе”? (Человек существенно отличается от животных предков, таким образом, действие только биологических факторов не смогло бы привести к появлению человека.)
Человек – существо социальное. Его быструю эволюцию, как социального вида, объяснил известный немецкий учёный Ф.Энгельс, основоположник трудовой теории антропогенеза. (Слайд 8).
Задание группам. Для установления социальных факторов в эволюции человека прочитайте отрывки из работы Ф.Энгельса и ответьте на предложенные вопросы. Какие мысли ученого можно записать в качестве основополагающих тезисов?
(Каждая группа составляет свою схему – кластер о движущих факторах эволюции)
Текст для 1 группы.
“Труд – источник всякого богатства, утверждают политико – экономы. Он действительно является таковым наряду с природой, доставляющей ему материал, который он превращает в богатство. Но он ещё и нечто большее, чем это. Он – первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека.
Дарвин дал нам приблизительное описание этих наших предков.
Под влиянием в первую очередь, надо думать, своего образа жизни, требующего, чтобы при лазании руки выполняли иные функции, чем ноги, эти обезьяны начали отвыкать от помощи рук при ходьбе по земле и стали усваивать все более и более прямую походку. Этим был сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку”.
Текст для 2 группы.
. труд становился от поколения к поколению более разнообразным, более совершенным, более многосторонним”.
(Учитель акцентирует внимание на том, что главный фактор эволюции видов в природе – естественный отбор, в эволюции человека был направлен на лучшую орудийную деятельность; именно это и имел в виду Ф.Энгельс, отмечая, что труд создал человека)
Текст для 3 группы.
“Уже у обезьян существует известное разделение функций между руками и ногами. Но именно тут-то и обнаруживается, как велико расстояние между неразвитой рукой даже самых высших человекообразных обезьян и усовершенствованной сотен тысячелетий человеческой рукой. Число и общее расположение костей и мускулов одинаково у обеих, и тем не менее рука даже самого первобытного дикаря способна выполнять сотни операций, не доступных никакой обезьяне. Ни одна обезьянья рука не изготовила когда-либо хотя бы самого грубого каменного ножа.
. решающий шаг был сделан, рука стала свободной и могла теперь усваивать себе все новые и новые сноровки, а приобретенная этим большая гибкость передавалась по наследству и возрастала от поколения к поколению.
Рука, таким образом, является не только органом труда, она также и продукт его”.
Текст для 4 группы.
. развитием труда по необходимости способствовало более тесному сплочению членов общества, так как благодаря ему стали более частые случаи взаимной поддержки, совместной деятельности.
. формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась.
Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг. Развитие мозга и подчиненных ему органов чувств, все более и более проясняющегося сознания, способности к абстракции и умозаключению оказывало обратное воздействие на труд и на язык, давая обоим все новые и новые толчки к дальнейшему развитию”.
Учитель обобщает: появление человека разумного означает качественный скачок в переходе от биологической эволюции к социальной истории. Человек является биосоциальным существом. (Слайд 9, 10).
Как вы думаете, какие факторы оказывали решающее влияние на развитие человеческого общества на ранних этапах антропогенеза и оказывают в настоящее время?
“Три М”. Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке. Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке, делают выводы, проверяют, все ли задачи урока выполнены. (Слайд 11).
5. Домашнее задание.
1. П. 71.Ответить на вопросы – стр.280. (Слайд 12).
Тест с ответами: “Происхождение человека”
I вариант.
1. Способность к изготовлению орудий труда проявилась впервые в антропогенезе у:
а) питекантропов +
б) австралопитеков
в) дриопитеков
2. Сходство человека и млекопитающих свидетельствует об:
а) их происхождении от разных предков
б) их родстве и общем плане строения +
в) одинаковом количестве хромосом
3. У двухмесячного плода человека и детенышей высших приматов несколько пар сосков, а у взрослого человека только одна пара, что свидетельствует о родстве человека с:
а) пресмыкающимися
б) земноводными
в) млекопитающими +
4. Увеличение размеров мозгового отдела черепа человека по сравнению с лицевым отделом способствовало:
а) развитию мышления +
б) использованию животной пищи
в) развитию наземного образа жизни
5. Человек и человекообразные обезьяны:
а) способны к трудовой деятельности
б) имеют абстрактное мышление
в) имеют сходные группы крови +
6. Расовые различия у людей сформировались под влиянием факторов:
а) ограничивающих
б) географических +
в) социальных
7. Какое значение имело приобретение людьми негроидной расы темного цвета кожи:
а) приспособление к жизни в морском климате
б) усиление обмена веществ
в) предохранение от воздействия ультрафиолетовых лучей +
8. Развитие на теле отдельных людей большого числа сосков в молочных железах – это пример:
а) атавизма +
б) идиоадаптации
в) регенерации
9. Человек в системе органического мира:
а) является составной частью человеческого общества и не имеет отношения к системе органического мира
б) представляет собой особый отряд класса млекопитающих
в) представляет особый вид, который входит в отряд приматов, класс млекопитающих, царство животных +
10. Какая часть верхней конечности человека наиболее резко изменилась в процессе его эволюции:
а) плечо
б) кисть +
в) предплечье
11. Человек, как и человекообразные обезьяны, имеет:
а) 4 группы крови +
б) сводчатую стопу
в) S-образный позвоночник
12. В головном мозге человека, в отличие от других млекопитающих, в процессе эволюции появляются центры:
а) обоняния и вкуса
б) речевые +
в) координации движения
13. О единстве, родстве человеческих рас свидетельствует:
а) одинаковый набор хромосом, сходство их строения +
б) их способность преобразовывать окружающую среду
в) их расселение по всему земному шару
14. Человек умелый относится к:
а) обезьянолюдям
б) древнейшим людям
в) новым людям +
15. Начальные этапы развития искусства обнаружены в антропогенезе у:
а) кроманьонцев +
б) питекантропов
в) австралопитеков
16. Наличие у человека выроста слепой кишки – аппендикса – одно из доказательств:
а) его участия в углеводном обмене
б) родства человека и млекопитающих животных +
в) усложнения строения человека по сравнению с животными
17. Череп человека отличается от черепа других млекопитающих:
а) строением костной ткани
б) наличием швов между костями мозгового черепа
в) преобладающим развитием мозгового черепа над лицевым +
18. О родстве человека и человекообразных обезьян свидетельствует:
а) способность к абстрактному мышлению
б) сходство заболеваний +
в) способность к прямохождению
19. У человека в связи с прямохождением:
а) когти превратились в ногти
б) большой палец противопоставлен остальным
в) сформировался свод стопы +
20. Все расы человека объединены в один вид, что свидетельствует о:
а) едином социальном уровне
б) генетическом единстве +
в) едином уровне физического развития
II вариант.
1. Какой из перечисленных признаков проявляется у человека как атавизм:
а) удлиненный хвостовой отдел +
б) дифференциация зубной системы
в) расчлененность тела на отделы
2. Человека относят к классу млекопитающих, так как у него:
а) четырехкамерное сердце
б) есть диафрагма, потовые и млечные железы +
в) внутреннее оплодотворение
3. Наличие хвоста у зародыша человека на ранней стадии развития свидетельствует о:
а) возникших мутациях
б) нарушении развития плода в организме
в) происхождении человека от животных +
4. Прямохождение у предков человека способствовало:
а) развитию многокамерного сердца
б) освобождению руки +
в) усилению обмена веществ
5. Формирование человеческих рас шло в направлении приспособления к:
а) невосприимчивости к различным заболеваниям
б) использованию различной пищи
в) жизни в различных природных условиях +
6. Все виды деятельности человека относят к факторам:
а) периодическим
б) антропогенным +
в) абиотическим
7. Прямохождение с опорой на руки было характерно для:
а) австралопитека +
б) синантропа
в) питекантропа
8. К виду Homo sapiens относят:
а) австралопитеков
б) синантропов
в) никого из перечисленных групп +
9. К каким людям относится питекантроп:
а) древнейшие +
б) новые
в) древние
10. Какие признаки человек приобретаются в течение жизни:
а) мышление
б) речь +
в) дыхание
11. У кого были обнаружены начальные этапы развития искусства в антропогенезе?
а) у синантропов;
б) у кроманьонцев;+
в) у австралопитеков;
г) у питекантропов.
12. Доказательством чего является наличие у человека выроста слепой кишки — аппендикса?
а) усложнения строения человека по сравнению с животными;
б) его участия в углеводном обмене;
в) его участия в обмене белков;
г) родства человека и млекопитающих животных.+
13. Выберите, чем отличается череп человека от черепа других млекопитающих?
а) наличием только одной подвижной кости — нижней челюсти;
б) наличием швов между костями мозгового черепа;
в) преобладающим развитием мозгового черепа над лицевым;+
г) строением костной ткани.
14. Что свидетельствует о родстве человека и человекообразных обезьян?
а) способность к прямохождению;
б) сходство заболеваний;+
в) наличие у них S-образного позвоночника;
г) способность к абстрактному мышлению.
15. Что произошло у человека в связи с прямохождением?
а) сформировался свод стопы;+
б) когти превратились в ногти;
в) срослись фаланги пальцев;
г) большой палец противопоставлен остальным.
17. Атавизм у человека:
а) удлиненный хвостовой отдел;+
б) расчлененность тела на отделы;
в) дифференциация зубной системы;
г) пятипалый тип конечности.
18. Почему человека относят к классу млекопитающих?
а) внутреннее оплодотворение;
б) легочное дыхание;
в) четырехкамерное сердце;
г) есть диафрагма, потовые и млечные железы.+
19. Выберите, о чем свидетельствует наличие хвоста у зародыша человека на ранней стадии развития?
а) о возникших мутациях;
б) о проявлении атавизма;
в) о нарушении развития плода в организме;
г) о происхождении человека от животных.+
20. Чему способствовало прямохождение у предков человека?
а) освобождению руки;+
б) появлению речи;
в) развитию многокамерного сердца;
г) усилению обмена веществ.
НОГИ, КРЫЛЬЯ… ГЛАВНОЕ – ХВОСТ! (ХВОСТ ЭМБРИОНА ЧЕЛОВЕКА). ЧАСТЬ 2.
Теперь перейдем, собственно, к тому, какие аргументы выдвигают сторонники наличия у человеческого эмбриона настоящего хвоста и что на эту «хвостатость» отвечают их бесхвостые оппоненты.
АРГУМЕНТЫ СТОРОННИКОВ ХВОСТА …
Итак, еще с начала двадцатого века в литературе (особенно научно-популярной и особенно под влиянием Эрнста Геккеля с его теорией рекапитуляции) укоренилось мнение, что у человеческого эмбриона действительно есть хвост.
При этом, как правило, в доказательство наличия у человеческого эмбриона хвоста, аналогичного и гомологичного хвостам животных, выдвигают следующие аргументы:
«Что это может значить, как не то, что мы все еще обладаем эмбриональными программами для производства хвоста? И действительно, недавние генетические исследования показали, что мы имеет именно теми же генами, которые создают хвосты у мышей, но эти гены при нормальных условиях деактивированы у человеческого плода» (Coyne, 2009)
…И ВОЗРАЖЕНИЯ ИХ ПРОТИВНИКОВ
1.2. Далее, как было указано, разумно считать хвостом регион, расположенный постанально у взрослого организма и после клоаки у эмбриона. К сожалению, в научно-популярной (и не только) литературе этим порой пренебрегают, считая хвостом весь вытянутый конец эмбриона человека за зачатками ног. Понятно стремление авторов сделать хвост длиннее и заметнее, но это приводит к тому, что на определенных этапах в состав хвоста попадает регион клоакальной мембраны и самой клоаки, что становится уже совсем абсурдным (о расположении клоаки и ее развитии см. Kruepunga, 2018).
Однако выводы данной работы противоречат результатам, полученным другим исследователями:
«На стадиях 14-16 максимальное число наблюдаемых сомитов равно 38-39 вместо 42-44, как обычно указывают. Более того, они не распространяются в конусообразный конец туловища, которой не является (содержащим позвонки) «хвостом»… (O’Rahilly, 2003)
«Находящаяся на конце эмбриона мезенхима не формирует сомитов, потому что данная часть мезенхимы – это не место размножения клеток, а место их смерти» (Hall, 2014)
1.4. Однако согласимся с выводами Tojima et al., 2018 и допустим, что сомиты содержатся во всем каудальном бугорке. Делает ли это его хвостом? Нет, и в этом случае справедливо следующее утверждение:
«У эмбриона человека часто описывают временный «хвост», но данная интерпретация ошибочна…Каудальный конец туловища, который выглядит особенно конусообразным на стадиях 15 и 16 потому что он содержит только нотохорду и нервную трубку, однако не содержит позвонков и не является «хвостом». К 17 стадии все сомиты, вовлеченные в дифференциацию позвоночного столба, уже присутствуют.» (Müller, 2004).
«…Ученые определили ген называемый Wnt-3a как принципиальный регулятор этого процесса [смерти клеток в хвосте – А.Л.], по крайней мере у мышей. Исследователи также обнаружили, что и люди также обладают исправным Wnt-3a геном, как и другими генами, для которых было показано, что они вовлечены в формирование хвоста. Посредством механизма регуляции генов мы используем все эти гены в иных местах и в другое время в процессе эмбриогенеза , чем остальные организмы, у которых обычно при рождении хвост есть.» (Adams, 2008).
Собственно в самой цитате уже есть ответ: и у палача, и у дровосека, и у строителя есть топоры, но используют они их несколько по-разному и получают разный результат. Вряд ли, если мы найдем в доме у строителя топор, мы заподозрим его в том, что он обязательно рубит кому-то головы. Для такого вывода нужны не просто похожие инструменты, а конкретные доказательства (допустим следы казней на самом орудии). Тот же ген Wnt-3a, как у людей, так и у других животных, широко используется как в эмбриогенезе, так и в последующей «взрослой» жизни организмов в большом количестве органов и тканей, в нем нет ничего специфически «хвостатого».
«Кроме того, для того чтобы определить, является ли «настоящий хвост» [как противовес «псевдохвостам», которые также появляются у новорожденных – А.Л.] рудиментом хвоста эмбриона, необходимо больше информации касательно общего количества позвонков и наличия скелетных мышечных волокон гомологичных каудальной мускулатуре эмбриона. К сожалению, большинство предыдущих сообщений не содержат данной информации; таким образом, все еще не ясно, является ли «настоящий хвост» производным эмбрионального хвоста».
Посыл авторов очень простой: внешность обманчива, нужно смотреть не просто на наличие позвонков, а искать производность структур «настоящих хвостов» от «хвостов эмбриональных» (каудальных бугорков). Пока нет данных, демонстрирующих эту связь, мы находимся в области чистых предположений.
Скептически настроенные по отношению к «хвосту эмбриона» Мюллер и О’Рейли высказались более категорично, чем предыдущие авторы:
«Аномальные проекции, иногда обнаруживающиеся при рождении, являются не имеющими позвонков каудальными отростками, часто ассоциирующимися с расщеплением позвоночника и основанными на разных болезненных состояниях, таких как липома, дермальный синус» (Müller, 2004)
Не обязательно соглашаясь с последним высказыванием, все же следует отметить, что действительно, разнообразные «хвосты» новорожденных являются теми или иными пороками развития (хотя в редких случаях единственными).
Здесь нет места для подробного описания данного феномена (хороший обзор, описание конкретных случаев и т.п. см. в Tubbs, 2016), однако даже в самых «сильных» случаях (с точки зрения предполагаемой эволюционной связи) мы имеем дело либо с абнормальным развитием копчика, либо с «хвостами», лишенными позвонков и являющимися аномальными выростами.
При этом развитие «хвоста новорожденного» легко объясняется ошибками соответствующих программ развития эмбриона, а не эволюционным прошлым и «молчащими генами». Для сравнения можно взять развитие уродств при полидактилии: при нормальном развитии в эмбриогенезе одна программа ответственна за «строительство» четырех пальцев, а уже другая – за образование большого пальца. В редких случаях эта программа дает сбои (образуется шесть пальцев, три пальца, два больших пальца), но бывает и еще более страшные ошибки: вместо образования большого пальца запускается программа, ответственная за построение кисти и четырех других пальцев, в результате чего образуется 8 пальцев. Наверное, никто не возьмется на основании этих уродств делать далеко идущие выводы об эволюционном родстве (с условными акантостегами).
Еще раз лишь подчеркну, что связь «хвостов новорожденных» с эмбриональными хвостами является не продемонстрированным фактом (где установлена причинно-следственная связь между эмбриональными структурами и хвостами новорожденных), а лишь гипотетическим предположением, не подкрепленным эмпирическими доказательствами (даже в плане сравнительной анатомии сомнительны аналогии между эмбриональными структурами с сомитами и хвостами новорожденных, лишенными позвонков).
Плюс нужно принять во внимание следующее: допустим на секунду, что хвост неврождённого это действительно прямое производное кончика каудального бугорка эмбриона. И что? Ведь получившийся «хвост» не имеет позвонков и анатомически не похож на хвосты других животных. Если идет о позвоночном хвосте, то для доказательства латентной «хвостатости» человека нужны только случаи дефектов развития копчика (когда он не срастается правильно, а существует как несколько самостоятельных позвонков, см., например, Nayak, 2015), однако как раз эти примеры являются наименее убедительными (т.к. очевидно являются ошибками эмбрионального и постэмбрионального развития).
Как указывает Kimelman, 2016 несмотря на имеющиеся значительные различия в судьбе производных каудального бугорка проведенные в последние годы исследования указывают на то, что формирование задней части туловища эмбрионов позвоночных регулируется схожим механизмом, описанным выше в п. 4 (см. цитату из Schier, 2004), суть которого заключается в использовании градиентов концентраций сигнальных продуктов, вырабатываемых как самим каудальным бугорком, так и другими клетками под его влиянием. При этом каудальный бугорок выполняет роль «дирижёра» в оркестре, играющем по меткому выражению Дениса Ноубла «музыку жизни», для всей задней части тела, а не только и не столько хвоста, как у человека, так и у других организмов, включая бесхвостых.
Этот факт важен нам при сравнении каудальных бугорков эмбрионов человека и других животных в том смысле, что он хорошо показывает функциональность каудального бугорка (п. 4 выше) вне зависимости от какой-то эволюционной связи и привязки к хвосту. У человека есть каудальный бугорок, у хвостатых животных он есть, как есть и у бесхвостых животных. В разных организмах используется похожий механизм формирования задней части тела, существует разнообразие функций и судьбы производных тканей каудального бугорка (они развиваются в те или иные структуры (не обязательно хвост) или исчезают), но наличие каудального бугорка не имеет какой-то жесткой привязки именно к анатомическому хвосту. Также нет ничего необычного в том, что структуры каудального бугорка являются временными и деградируют в процессе эмбрионального развития, это распространенное в живом мире явление. При этом даже у мыши, которая обладает анатомическим хвостом, в процессе эмбрионального развития, как у человека или цыпленка также появляются исчезают временные структуры (в каудальном бугорке это хвостовая кишка и нервная трубка, Adle-Biassette, 2018)