О чем свидетельствует многообразие предметных областей философского знания
3.Предметная область философии
Определение предмета философии – довольно сложная задача. Во-первых, предмет философии исторически менялся. Во вторых предмет философии понимается по-разному представителями различных фил школ и направлений.
Платон: философия размышление о жизни и смерти
Гегель: философия это самосознание исторической эпохи
Энгельс: философия это наука о наиболее общих законах развития природы общества и человеческого мышления
Лев Шестов: философия это предназначение научить людей жить в неизвестности.
Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Содержание предмета философии формировалось исторически и зависело от уровня развития культуры. На ранних этапах существования философии оно включало в себя всю совокупность знаний о природе, космосе и человеке. Не случайно философы античности были учеными-универсалами, учеными-энциклопедистами. Первую попытку выделить философию в особую область теоретического знания сделал древнегреческий философ Аристотель (это знание, лишенное чувственной конкретности, знание о причинах и начале, о сущности, о сущем как таковом вообще).
Радикальные изменения в определении предмета философии обозначились в конце XVI — в начале XVII столетия, когда возникло экспериментальное естествознание и начался процесс отпочкования от философии конкретных наук — сначала механики земных и небесных тел, астрономии и математики, затем физики, химии, биологии и т. д. Но размежевание между философией и специальными науками в свою очередь способствовало формированию специфического предмета философии, что можно определить путем сравнения философии с предметами конкретных наук. Они подобны и вместе с тем имеют отличия.
1) природу и сущность мира; 2) природу, сущность и назначение человека; 3) систему человек — мир в целом и состояние, в котором она находится. Рассмотрим последнее направление.
Философское исследование системы человек — мир и состояний, в котором эта система находится. В самом деле, философское, мировоззренческое знание — это соотношение человек — мир. Для философии принципиально важно рассматривать эти противоположности не в отдельности, а соотносить их: как человек относится к миру и влияет на него; как человек воспринимает влияние мира; как мир воспринимает влияние человека. Дело в том, что субъект, рассматриваемый вне отношения к объекту, теряет свои свойства, перестает быть субъектом, превращаясь просто в биологическое, психологическое или иное существо.
В центре исследования системы человек — мир всегда стоит вопрос: изменяется, движется ли мир или находится в состоянии покоя, в неизменном состоянии? А если мир изменяется, развивается,
то тогда как и по какой причине, в каком направлении происходят движение и изменения в мире? В зависимости от ответа на них в философии сложилось два основных взгляда на состояние и развитие мира: диалектический и метафизический.
В процессе исторического развития философии предметом исследования стал человек в его отношении к естественному и общественному миру. Таким образом, философия — это система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, выяснение разнообразных форм отношения человека к миру. (Под общим понимают закономерную связь вещей и процессов в составе целого, в данном случае — мира.) За долгие годы своего развития философия стала весьма разветвленным знанием. Однако в этой разветвленное есть свой порядок. Для структуры философского знания характерно выделение тех сфер реальности, опираясь на которые человек может эти ориентиры выделить, обозначить и исследовать.
Философское осмысление человека приводит к формированию: философской антропологии, анализирующей человека как целостную личность и стратегию ее жизнедеятельности; антропософии, претендующей на то, чтобы не просто изучить человека, но и постичь смысл его появления в мире. И наконец, на основе изучения и осмысления духовной жизни человека возникает целый комплекс философских наук о духовных явлениях и процессах. Сюда входят: гносеология (сегодня более широко используется термин эпистемология), которая исследует познавательное отношение субъекта к объекту, природу и возможности познания человеком мира и самого себя, общие предпосылки, средства и закономерности познания, критерии его истинности; логика — учение о формах мышления; этика, объектом изучения которой является мораль; эстетика, которая обосновывает закономерности художественного отображения действительности человеком, сущность и формы преобразования жизни по законам красоты, исследует природу искусства.
Итак, философия — сложное, неоднородное, гетерогенное образование, в котором существует совокупность относительно самостоятельных дисциплин, коим присуща своя специфика; она подобна искусству, формирует не только ум, но и чувства человека, поэтому ее нельзя сводить к науке, и как особый вид духовной деятельности непосредственно она связана с общественно-исторической практикой людей и познанием.
Фил-фия исследует. 1) природу и сущность мира2, природу и сущность человека 3)Общую структуру и состояние систему “человек-мир”
Многомерность философии. Предметна область и проблемное поле философии
За долгие годы своего развития философия стала многомерным, внутренне неоднородным знанием, каждый из разделов которого изучает определенную область реальности и существует относительно самостоятельно:
1) онтология – учение о бытии всего сущего, его сущности и всеобщих принципах организации;
2) социальная философия – учение об обществе как самоорганизующейся системе, его структуре и социальной динамике;
3) антропология – учение о человеке, его сущности, деятельности, соотношении общества и личности;
4) гносеология – учение о познании, его способах и формах, об истине и её критериях;
5)методология – учение о философских и научных методах исследования;
6) аксиология – учение о ценностях, значимых для человека явлениях и предметах, определяющих интересы, потребности и мотивы его деятельности.
Предметная область философского знания очерчивается кругом основных проблем, которыми занимается философия:
–проблема окружающего мира, поиск первоосновы всего сущего. Опираясь на разнообразные науки, синтезируя знания из разных областей, философия углублялась в раскрытие сущности мира, принципов его устройства, первоосновы всего сущего.
–проблема отношений человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального. Соотношение «человек – мир» исторически рассматривалось философским познанием по-разному Например. для Канта, Гегеля имело значение, прежде всего, понимание отношения «субъект – объект». Признание материального и идеального как предельных оснований мира и человека с неизбежностью привело к решению вопроса о том, что же является первичным – материя или сознание.
Проблемное поле философии-тематическое поле философии, совокупность всех тем и проблем, изучаемых текущей, существующей в данный момент, философией.
По всей широте проблемные поля Философии науки центральной проблемой для нее всегда оставалось осмысление социального бытия науки, ее роли в жизни общества, способов и последствий взаимодействия с др. формами практического и духовного освоения реальности. В настоящее время возрастает значение относительно самостоятельного аспекта философии науки, отражающего роль науки и научные знания в формировании личности.
3 Философское осмысление бытия с позиции объективного идеализма
Предмет философии. Онтология и гносеология как предметные области философии.
Философия как особая форма бытия мысли реализуется в определенной системе координат пространстве и времени. Поэтому говорить о ее предметном содержании можно, указав на пространственновременную область бытования философской мысли. Нужно учитывать, где, когда и как она возникает, на чем акцентирует свое внимание, какие выполняет функции. При этом она задает предметную область, в которой она живет, обретает свою значимость, действует как духовный фактор в структурах общественной жизни.
В целом можно сказать, что предметной областью философии является отношение человека к миру. Формы и способы осмысления, выражения и представления этого отношения составляют основное содержание философского знания. Вся палитра философских воззрений, так или иначе раскрывает отношение человека к миру.
С учетом динамики связей и отношений человека к миру предмет философии является многоликим и многообразным, а главное он является креативным, т.е. возникает, образуется и порождается вместе с изменениями в способах и формах бытия человека и его духовных состояниях. От всех других областей знания, изучающих человека (например, анатомия), общество (социология), политику (политология) и т.д., философия отличается тем, что исследует закономерности существования и развития человека, взятого в его отношении к миру; спрашивает об основаниях различных форм этого отношения; изучает возможности и специфику их познания. Современная философия также открывает для себя новые предметные области: бессознательное (фрейдизм), динамика знания (эпистемология), пол (философия феминизма), язык (аналитическая философия) и др.
При определении предмета философии следует учитывать, по отношению к какой именно философии указывается предмет (например, по отношению к западной или русской, античной или современной и т.д.). Необходимо принимать во внимание следующее положение: предмет философии постоянно переопределяется. При этом в каждом конкретном случае предмет философии может и должен быть указан и определен.
Под структурой философии, как правило, понимается взаимосвязь разделов философии. Философия в ее современном состоянии включает в себя несколько разделов, которые отличаются от друг друга по своему предмету, методам и способам описания и представления той или иной предметной области.
Разделы философии имеют либо теоретическую, либо прагматическую направленность. К теоретической философии относятся онтология, гносеология, методология и др.; к прагматической философии философская антропология, социальная философия, философия культуры, философия экономики и т.д.
Онтология как один из разделов философии рассматривает бытие, его начала, первопричины, формы. Онтология представляет собой учение о бытии в его данности человеку.
Другой раздел философии — гносеология разрабатывает проблемы познания. Среди основных гносеологических вопросов: «Каковы условия, возможности и содержание познания?», «Как относится знание к реальности?», «Каковы взаимоотношения познающего человека и познаваемой реальности?», «Что такое истина и каковы ее критерии?» (подробнее см. тему «Познание»
Предметные области философии, структура философского знания
Лекция №1 (9.02)
Тема: Философия и её место в культуре
Понятия:
1. Знание – это совокупность сведений о чём-либо. Существует множество видов знаний, например, мифологические, религиозные, мистические (оккультные), обыденное (здравый смысл), научное, философские.
2. Мировоззрение – это систематизированный взгляд на природу, общество и процессы их познания.
3. Философия – это мировоззрение на теоретическом уровне.
4. Теория – это система идеальных объектов, построенная по определённым принципам.
5. Идеальный объект – это возведение в абсолют свойств и особенностей того или иного предмета или явления.
6. Категории – это идеальные объекты, которые используются в философии. Носят предельно общий или даже всеобщий характер. Предел возможного обобщения.
В европейской философии категории чаще всего строятся по дуальному (двойственному) принципу. Философия не наука, т.к. отсутствует эмпирический способ познания, только теоретический. Проблемы, которые формулируются в философии, часто невозможно подтвердить или опровергнуть опытным путем. На философские проблемы не распространяется критерий прогресса. Т.е. проблемы, формулирующиеся в философии, не изменяются во времени.
Предметные области философии, структура философского знания.
1. Онтология – это учение о бытии. Класс проблем:
b. Существовал ли он всегда или он появился на определённом этапе?
c. Существуют или не существуют внешние причины по отношению к этому миру?
2. Гносеология – это учения о познании.
a. Познаваем или не познаваем мир?
b. Если познаваем, то до какой степени?
c. Что такое истина и существует ли она вообще?
Мыслители, которые утверждают, что мир принципиально непознаваем, получили название агностиков. Так же агностики – это те, которые отказываются утверждать, что либо ввиду невозможности этого проверить.
3. Эпистемология – это учение о знании.
a. Что такое знание?
b. Какие виды знаний существуют?
c. Какие есть критерии подтверждения у того или иного вида знания?
4. Философия истории или историософия – это учение о смысле исторического процесса.
a. Что такое история?
b. Существуют или не существуют универсальные законы исторического процесса? Или история это хаос?
5. Социальная философия – это универсальное учение об обществе.
a. Что такое общество?
b. На какие единицы делится обществе?
c. Существует или не существует общественный прогресс?
6. Философская антропология – это учение о сущности человека.
a. Что такое человек?
b. Человек это биосоциальное существо или социобиологическое?
7. Аксиология – это учение о ценностях.
a. Что такое ценности?
b. Какие виды ценностей мы знаем?
c. Как мы их можем классифицировать?
8. Эстетика – это учение о чувственных формах познания действительности. В узком смысле эстетика – это философия искусства.
a. Что такое прекрасное?
b. Что такое безобразное?
c. Что такое комическое? Трагическое?
d. Существуют или не существуют объективные критерии отделения одного от другого?
9. Этика – это учение о нравственности и морали.
a. Что такое добро и что такое зло?
b. Носят ли они абсолютный или ситуативный характер?
Философия как мировоззренческая система и как область знания
Белорусский государственный университет
Кафедра философии и методологии науки
С.А.Поваляев, С.Г.Савина
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ
( С фрагментами оригинальных текстов)
(Для студентов вузов гуманитарных специальностей)
МИНСК
СОДЕРЖАНИЕ
1. Философия как мировоззренческая система
2. Философская система Древней Индии (Индуизм)……………………..6
3. Философия Древнего Китая (Даосизм и Конфуцианство)……………..8
5. Средневековая философия…………………………………………….…16
6. Философия эпохи Возрождения……………………………….………. 19
7. Философия Нового времени. Проблемы источника знания и метода познания…………………………………………………………………. 21
8. Немецкая классическая философия……………………………………..24
9. Марксистская философия………………………………………………..26
10. Поздние направления развития философской
11. Основополагающие категории философии………………………….…32
12. Человек как философская проблема…………………………………. 39
13. Общество как развивающаяся система …..……. 41
Краткий словарь философских терминов………………….………….…45
Фрагменты биографий известных философов
Контрольно-проверочный тест. ………………………………………….54
Философия как мировоззренческая система и как область знания.
Философия (в, переводе с греческого, – «любовь к мудрости») является наиболее древней мировоззренческой системой (если не брать во внимание мифологию и первобытные религии). Сам термин «философия» принадлежит древнегреческому философу и математику Пифагору и был введен обиход в VI1 веке до н.э.
Сама философия естественно не отождествляется с самой мудростью. Главное предназначение философии – поиск мудрости, удовлетворение извечной человеческой потребности в совершенном знании.
Можно сказать, что философия – знание особого рода, которое необходимо должно быть системным, логическим, предельно широким.
Именно поэтому философия выступает как наука о всеобщих законах природы, общества и мышления, общая методология научного познания
Как предельно общее теоретическое мировоззрение философия исторически в качестве центрального вопроса выделяла вопрос о природе абсолютного и отношение к нему человека.
Данное абсолютное может занимать следующие позиции:
• Абсолютное есть материя;
• Абсолютное есть дух, мышление;
• Абсолютное есть Бог (Высшее Совершенство).
Философия как мировоззренческая система и как особая форма мышления постигает всеобщее, предметная область которого включает сущее и бытие, реальность и причинность мироздания, смысл и ценность жизни, место человека в мире.
Таким образом, философское познание реализует себя в форме мысли, заключающей в себе существенное, всеобщее и необходимое, обнаруженное в предмете и отраженное в понятии.
Цель философии – познание законов в пределах своей предметной области, которые носят всеобщий характер.
1.Закон причинности (всякое явление имеет свою причину и следствие).
2. Закон противоречия (или отношения противоположностей). Противоречие есть источник всякого развития.
3. Закон меры (или единства количественных и качественных изменений, связанных через отношение меры).
4. Закон отрицания (всякая последующая ступень в процессе развития является частичным или полным отрицанием предыдущей).
5. Закон свободы воли как основание всякой деятельности.
Касаясь природы Абсолютного, мы выделили как минимум два аспекта, в рамках которых философские системы разделились на два направления.
Материализм – направление, которое в природе Абсолютного главным выделяет природу, материю. Идеализм – направление, которое в природе Абсолютного главным выделяет дух, сознание, разум.
В философской системе существует и такое направление как дуализм, который рассматривает материю и сознание как первоосновы бытия, существующие независимо друг от друга.
Но вопрос о природе Абсолютного – это только одна сторона основного вопроса философии. Вторая сторона заключается в ответе на вопрос о познаваемости мира. Если первая сторона основного вопроса философии имеет онтологическую форму, то вторая – гносеологическую.
Гносеология – учение о познании является необходимой составной частью философского мировоззрения.
Философская система, которая стоит на позиции ограниченных возможностях познания вещей и явлений или в принципе их непознаваемости получила название агностицизм.
Философское познание специфическое и по своему методу отличается от методов конкретных наук. Метод – это способ теоретического или практического овладения предметом. Философский метод – это способ познания всеобщего и необходимого в природе, обществе и мышлении.
В истории философии сложилось два основных метода философского познания – метафизический и диалектический.
Метафизический метод состоит в предположении неизменной жизненной сущности предметов (вещей, явлений, процессов). Сам же предмет рассматривается вне его всеобщих (универсальных) связей, противоречий и развития.
Диалектический метод прямо противоположен метафизическому. Его существенные черты можно выразить следующим образом:
1. Не существует никакой вечной неизменной сущности предмета, поэтому нет ничего раз и навсегда данного и неизменного.
2. Предмет исследуется не односторонне, а в его всеобщих связях и в развитии, путем превращения противоположностей.
3. Противоречия рассматриваются как источник и движущаяся сила развития.
Философское знание имеет свои исторические формы, на которые откладывает свой отпечаток мировоззренческие, культурологические, интеллектуальные составляющие конкретной эпохи.
Поэтому в рамках исторической хронологии можно выделить философские системы Античности (Космоцентризм – мир рассматривается как единый космос, а человек как микрокосмос), Средневековья (Теоцентризм – господство идеи Боготворения), эпохи Возрождения (Антропоцентризм – возрастание ценности человека), Нового времени (Рационализм – рост научно-естественного знания, становление методов научного познания), Новейшего времени (Техноцентризм – определяющая роль техники, технологий, информации в развитии общества).
Естественно, в рамках обозначенных исторических периодов, существует более детальная классификация философских систем, содержание которых мы и рассмотрим далее.