О чем свидетельствует массовый характер учительской профессии
Массовая профессия — учитель
В последнее время я слышу от разных вокруг-образовательных людей слова о том, что «учитель – массовая профессия». Смысл этой внешне констатирующей фразы в нынешнем контексте такой: учителя – это болото. Серая, безликая масса, плохо образованная, нетворческая, косная. Ей нельзя доверять. Ее нельзя развить. Ей нельзя давать свободу. От нее нужны страховка и гарантии. Страховка – в ограничивающих постановлениях и в выставлении планки под рост этой массе.
Концепция филологического образования от АССУЛ, как огня, боялась вариативности. Жесткий список, единство и тотальность контроля – вот ее основа. Потому что с выбором и творчеством масса не справится. Лучше уж брести одной колеей под неусыпным надзором.
Все эти меры призваны нейтрализовать вредные эффекты «массовости» учительства.
Другие подходы к вытаскиванию учительства из этого состояния в эпоху кризиса оказываются слишком дорогими. Или многоступенчато-сложными. Или рассчитанными на долгую перспективу. Короче говоря, бессмысленными с точки зрения вокруг-образовательных людей.
Ну как, например, повысить качество педобразования – не на бумаге, а в реальности? Как заманить в педвузы лучших абитуриентов и преподавателей? Как перестроить программы обучения? Как обеспечить продуктивную практику? Подходы ищутся – но дело это не быстрое, с набиванием всяческих шишек.
Как улучшить систему повышения квалификации? Она порядком обветшала, но в ней работает так много людей, накатано столько методик – как отказаться от ненужного, если это так мило сердцу и привычно?
Как мотивировать учителя в самой школе? Создавать условия для роста? Возможно ли это без снижения нагрузки? И возможно ли снижение нагрузки в нынешних финансовых условиях?
Это навскидку только три области примеров – но уже достаточно, чтобы побиться-побиться головой и отойти, махнув рукой. Сказав: «Болото». И принявшись за те меры, с которых мы начали разговор.
Но ведь эти меры, построенные на недоверии к учителю, на попытке сделать ставку на программу, учебник или контроль, обойти учителя взглядом и вперить его во что-то новое в надежде спасения – только ухудшат ситуацию с этой самой «массовостью». Фигура человека в образовании остается и будет оставаться центральной, несмотря на все новые информационные технологии. Образование и происходит тогда, когда человеческая мысль сталкивается с другой человеческой мыслью, когда пробегает искра между человеком и человеком и возникает пламя. У нас есть все ресурсы, обо всем можно прочесть в интернете, все увидеть, услышать – но ресурсы эти лежат мертвым грузом, пока не возникло желание, жажда поиска, не появился мотив, пока не начался диалог.
Человек в образовании – это тот, кто умеет этот мотив, запрос формировать, кто организует вокруг себя среду, творческий бульон, в котором все кипит и булькает. Это и есть главная задача учителя.
А что предлагают авторы последних концепций и законопроектов? Обойтись без учителя. Нейтрализовать его. Об(в)язать требованиями, чтоб не дышал и не двигался. Превратить учителей в зомби, одинаковых, выполняющих нужную функцию. Ради торжества учета и контроля, ради возможностей управлять. Ну и, естессссно, ради спасения детей, в интересах детей, дети — наше всё…
Между тем, именно разнообразие программ и учебников играет заметную роль в повышении учительского уровня, в стимулировании к развитию – и эта роль станет очень заметна, когда от такого разнообразия откажутся. Станет заметна – но поздно. Знакомясь с разными программами – учитель уже движется вперед. Выбирая или даже испытывая недовольство от того, что в его школе выбрано вот это, учитель развивается. Пусть он зависим от того, что закупила в библиотеку школа – но он присматривается к коллегам из других школ, он листает в магазине другой учебник, он задает вопросы и глухо ропщет – это тоже развитие. Поработав какое-то время по одной линии учебников, учитель решает менять ее – важный шаг в его росте. Нужно освежать подходы, менять планы уроков, нужно осваивать новое сцепление элементов программы – это развитие.
Когда учителю каждый год предлагают осваивать новые формы – заполнения электронных журналов, клеточек планирования, разных отчетностей – это не развитие. Это стагнация. Это мертвое царство. Навыки, которые приобретает учитель в процессе такого освоения, на самом деле не нужны ни ему, ни детям. Но ведь получается, что в освоении неживых форм он и проводит большую часть своей профессиональной жизни. Так учителем питаются вампиры – те, кто управляет образованием, те, кто выдумывает эти неживые формы ради удобства своего существования.
Один-единственный учебник и вмененная обязанность работать только по нему, безальтернативная программа с одним и тем же набором элементов и их последовательностью, забетонированные на долгое время неизменные подходы – все это будет неизбежно работать на сохранение массовой серости учителя.
Вариативность программ и учебников – инструмент борьбы с ней, стимул роста. И для многих нынешних учителей (а не только для избранных единиц) роль этой вариативности в собственном профессиональном развитии необыкновенно высока. Отменять ее – не только лишать поддержки этих учителей (а значит, и тех детей, что у них учатся), но и ставить жирный крест на тех, кто приходит в профессию сейчас и собирается прийти в будущем.
Массовая профессия для избранных: самостоятельные романтики-гуманисты
Несмотря на походы в школу
Когда-то в нашей стране старшеклассников пытались знакомить с основными, или массовыми, профессиями: водили на экскурсии в больницы и на предприятия; устраивали встречи с известными врачами, строителями… А есть одна такая массовая профессия, при выборе которой, казалось бы, и не надо никаких профориентационных экскурсий. Это профессия педагога. Вроде бы каждый знает, как работают учителя, так что ошибок в выборе быть не должно. И тем не менее огромное количество абитуриентов идут в педуниверситеты не по призванию, от чего, конечно, неизбежно страдают – а кое-кто и всю жизнь себе калечит.
Роль ученика не дает возможности понять ни сути, ни специфики педагогической работы. Да, мы достаточно насмотрелись на учителей и школу, но уровень осознания особенностей профессии всё равно очень низкий: не с чем сравнивать, никогда не задумывались о ней серьезно, нет возможности «влезть в шкуру учителя», почувствовать эту работу изнутри.
Барышня и хулиган

Такая странная, на первый взгляд, закономерность связана с тем, что педагогическая работа – творческая: такая, где нужно не аккуратно исполнять чьи-то приказы, а всегда принимать самостоятельные решения, притом часто в условиях дефицита времени, в остром цейтноте. Есть люди, которым самостоятельность нравится. Но таким людям обычно не нравится учиться в школе: почти ничего не решать самому, подчиняться расписанию, учителям и школьным правилам. Зато самостоятельному человеку может очень понравиться работать в школе. Просто это совершенно другая социальная роль.
А послушная девочка-отличница хорошо исполняет распоряжения, умеет подчиняться – однако в условиях, когда нужно всё решать самой, теряется, чувствует себя плохо, у нее ничего не получается.
Значит, для успешной работы в школе нужно обладать вот таким особым качеством – самостоятельностью. Качество это воспитывается, оно не врожденное, но учиться быть самостоятельным лучше лет с двух-трех, а не с 18-ти. Конечно, всякое бывает, можно измениться и в зрелом возрасте — но так всё же происходит редко. Если вы несамостоятельны и не собираетесь себя мучить, занимаясь самовоспитанием, то вам педагогическая профессия не подходит.
Если вы человек несамостоятельный, но вас это категорически не устраивает, и вы готовы приложить максимум усилий, потратить долгие годы – лишь бы стать самостоятельным, то эта профессия вам более чем подходит: именно поскольку она требует постоянного принятия самостоятельных решений.
Идем в педагоги?
Как вы думаете: учитывают наши абитуриенты подобные закономерности, когда выбирают, куда им поступать? 99 из 100 не учитывают. Просто не понимают этого. А когда поймут? Может быть, никогда. Или годам к тридцати! А у вас есть шанс понять прямо сейчас, только вчитайтесь.
Итак, что же нужно знать, дабы не допустить ошибки в выборе именно педагогической профессии?

Если вы не считаете профессию педагога очень интересной, она вас изначально не увлекает, вы, скорее всего, не выдержите ее трудностей. Учтите: чтобы быть успешным в ней – нужно романтически относиться к ней, нужно ее идеализировать. Идеализм – доказано – чрезвычайно помогает преодолевать практические житейские трудности, дает человеку веру и духовные силы. Его у вас нет? Не стоит вам подавать документы в педуниверситет.
Вы интересуетесь математикой, языками или, скажем, компьютерами, техникой, но не интересуетесь людьми: вас не увлекают наблюдения за разными людьми, вы не пытаетесь их понять, разгадать особенности их характеров; не любите художественную литературу, равнодушны к психологии – увы, тогда из вас не выйдет хорошего педагога. Вы можете стать учителем-урокодателем, который прилично знает свой предмет, но безразличен к своим ученикам. Плохим учителем. А в другой области – в научной работе, например, или в бизнесе – вы могли бы достичь значительно большего. Хорошим учителем становится лишь тот, кто интересуется людьми – больше, чем чем-либо другим; кого увлекают психология, внутренняя сложность и непредсказуемость человека. Хороший педагог – всегда человековед.
Педагогическая профессия может очень много дать «для души»:
Кто выбрал педагогическую профессию не по призванию, поистине добровольный мученик. Учитель каждый день приходит к детям: и как же они его не будут уважать, или даже презирать? Смеяться над ним? Это профессия опасная: она может помочь человеку выстроить свою Личность, но именно поэтому может личность и разрушить.
Учительство имеет ряд достаточно очевидных отрицательных черт:
Какие нужно иметь способности, чтобы стать хорошим учителем?

Б. Чувство такта. Интуитивное умение правильно выбрать тон, слова, вести себя в разных ситуациях и с самыми разными людьми. Отсутствие чувства такта для педагога совершенно недопустимо. Правда, тактичности можно научиться – если очень захотеть.
В. Рефлексия. Тоже таинственная способность, основанная на так называемой совести (которую философы-идеалисты считают «голосом Бога в нас»). Кто-то совершил некий поступок; вдруг, неожиданно для себя самого, его это начинает мучить, он размышляет о своем поступке – и в конце концов понимает, почему так делать нельзя было. Такое «самокопание» и есть рефлексия.
К сожалению, большинство современных людей, «услышав» голос своей совести, выходят из положения очень просто: они его заглушают (болтовней, постоянной занятостью, громкой музыкой и пр.) — и никакой рефлексии не происходит. Если вы такой человек и меняться не собираетесь, вы хорошим педагогом не станете.
Г. Наблюдательность. Склонность внимательно смотреть на людей, их лица, жесты, походку, мимику, анализировать увиденное, делать выводы – порой даже неправильные – всё это совершенно необходимо в педагогической работе. Если такая склонность отсутствует, хорошего педагога из вас не выйдет.
Иногда говорят – есть такое расхожее мнение – мол, хорошим педагогом может стать исключительно бойкий, уверенный в себе человек, который любит и умеет командовать и которого слушаются дети. Неправда. Обывательская точка зрения. Необязательно иметь солидную внешность, громкий голос; необязательно, чтобы вас боялись и подчинялись вам. Дети не марионетки: они склонны слушаться любимого и уважаемого учителя. А это достигается повседневным, порой тяжелым, трудом, зато любовь и уважение учеников дают педагогу много радости и даже счастья.
Количество ошибок в выборе профессии огромно, особенно сейчас. Многие молодые люди не представляют себе ясно ни специфики будущего дела, ни качеств, нужных для успешности в нем. Но так не почувствовать себя на своем месте.
Педагогика – массовая профессия, не боги горшки обжигают. Но, прежде чем решить, взвесьте все «за» и «против», хорошенько подумайте. В жизни главное – семья и работа. А выбрать институт – как выбрать невесту или жениха: конечно, лучше по любви – но и расчет (не меркантильный и сугубо прагматичный, конечно) тоже должен быть, нельзя выбирать вслепую.
Если вы уверены, решились, поставили себе цель – стать Настоящим Педагогом, не сомневайтесь: вы выбрали самую замечательную профессию в мире!
Своеобразие педагогической профессии
Как мы уже отметили, учительская профессия– одна из самых древних в мире. Человеческое общество не могло бы развиваться, если бы накопленный людьми опыт не передавался из поколения в поколение. Значит, появление профессии учителя – объективная реальность. Кроме того, профессия учителя при многообразии специальностей – начало начал всех профессий. Причем ее социальная значимость и потребность в ней не ослабевают с развитием человеческого общества, т.к. воспитание и обучение – явления непреходящие.
По цели труда все профессии можно разделить на такие классы профессий как: познавательные (когда главное – узнать), преобразующие и изыскательные: П; Пр; И;
По орудиям труда профессии делят на отделы: ручные Р, машинные М, автоматизированные А, функциональные средства организма человека Ф;
Запишем формулу профессии учителя с учетом приведенных классификаций – Ч Пр Ф м. Из нее следует, что профессия педагога имеет ряд специфических требований:
— По условиям работы педагогическая профессия требует повышенной ответственности за жизнь и здоровье детей.
— По степени квалификации требует высококвалифицированного труда и длительной подготовки.
— По критерию пригодности не требует абсолютной пригодности, но большую значимость имеет предрасположенность к педагогическому труду.
— Требует проявления высокого уровня активности и ответственности личности.
— Требует высокого уровня проявления удовлетворенности своей профессией (мотивы, которые побуждают работать в этой сфере).
Эта формула подтверждает мысль о том, что ни одна профессия не имеет такого важного общественного предназначения, и ни к одной из них не предъявляются такие высокие требования как профессия учителя.
Но, несмотря на высокие требования к учителю, это достаточно массовая профессия. О чем свидетельствует массовый характер учительской профессии? Очевидно, данный факт говорит о ее значимости для общества. Потребность общества в учителях не снижается; наоборот, в ряде регионов наблюдается недостаток педагогических кадров.
О значимости профессии учителя можно судить также по высказываниям мыслителей, ученых, общественных и политических деятелей. Вот, например, древнегреческий философ Платон говорил, что если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает, – граждане будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей.
Следовательно, профессия учителя древняя, массовая и значимая для общества. А что можно сказать о престижности нашей профессии?
Во-первых, это трудная, сложная профессия, она требует большого напряжения физических, интеллектуальных, эмоциональных, нравственных сил; высокие требования к профессии со стороны общества, родителей, детей.
Во-вторых, никаких привилегий (особых прав, преимуществ) и пока что недостаточное материальное обеспечение (зарплата, жилье, условия для полноценного отдыха и восстановления здоровья и т. д.).
В свое время Ян Амос Коменский(1592–1670 гг.) находил должность учителя «настолько превосходной, как никакая другая под солнцем». Он требовал, чтобы, с одной стороны, население относилось с уважением к учителю, а с другой – учитель понимал, какую важную функцию он выполняет в обществе, и был полон чувства собственного достоинства. Эти мысли великого педагога актуальны и для нашего времени. Сквозь века обращался Я. А. Коменский к человеческому обществу, чтобы оно ценило учителя и возвышало его.
Таким образом, несмотря на ее недостаточную престижность, это уникальная (неповторимая, особенная) профессия.
Почему же мы с вами, несмотря на высокие требования к профессии и ее сравнительную непрестижность, выбираем ее? Что нас привлекает в профессии учителя?
Да, очевидно выбор профессии определяется особенностями нашей личности, натуры, нашими склонностями, нашими взглядами и убеждениями (любовь к детям; стремление жить активно, в вечном движении; тяга к творчеству, поиску (это творческая профессия) и пр.).
Нередко можно услышать вопрос: «Учитель – это профессия, призвание (склонность к тому или иному делу, профессии) или ремесло?».
Да, учитель – это профессия, и призвание, и ремесло. Но это и искусство, и служение, служение детям, прежде всего.
Остановимся еще на одной особенности труда учителя – это «полифункциональность» (многогранность, многосторонность) деятельности учителя. Обратимся к ролям-функциям учителя – это автор, творец урока, Классный руководитель, руководитель кружка, организатор работы с родителями и пр.; а также к схеме ролей учителя, которую предлагает психолог Владимир Леви.
Чтобы продуктивно, качественно выполнять свои многочисленные функции в процессе самостоятельной педагогической деятельности, будущему специалисту требуется разносторонняя подготовка.
Предлагается задание на дом: выяснить, как определяет специфику труда учителя известный педагог, гуманист В.А. Сухомлинский. Для этого будет нужно обратимся к статье В.А. Сухомлинского «Что такое призвание к труду учителя» (фрагмент книги «Сто советов учителю»).
1.3. Гуманистическая направленность профессии учителя.
Слово гуманизм произошло от латинской основы humanus, что означает «человеческий, человечный». Рассматривая понятие гуманизма, можно отметить его двуединство: во-первых, оно трактуется как общественное движение, направление общественной мысли; во-вторых, как мировоззренческий принцип, отражающийся в системе ценностных ориентаций, представлений, установок. Согласно гуманистическим идеалам, человек – высшая ценность бытия.
В эпоху Возрождения гуманизм впервые выступил как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли, как культурное движение в Западной Европе. Провозглашение человека главной ценностью способствовало поиску новых путей воспитания и образования. Педагогическая мысль разрабатывала способы физического и духовного развития детей, стремилась обеспечить разностороннее формирование личности.
Отношение к детству является одной из ценностных характеристик педагогической профессии. Оно проявляется в понимании человеком, избравшим профессию детского педагога, сущности и ценности детства, сущности отношений «взрослый-ребенок». «Деятельность педагога, способствующая не только обучению, но и развитию, есть гуманная деятельность».
Учитель в силу ярко выраженной гуманистической направленности его профессии деятельности является носителем и выразителем общечеловеческих, духовных ценностей и культуры. Именно учителю принадлежит ведущая роль в развитии культуры и гуманизации общества. От качества подготовки учителя и его личностных качеств зависит успех в образовании и воспитании подрастающего поколения. Учитель является представителем самой гуманной профессии и вооружен таким комплексом наук, которые составляют основу его профессиональной деятельности и которые с полным правом можно назвать «человековедение». Целью педагогической деятельности является развитие личности ребенка. А любой учебный предмет служит средством для достижения этих целей.
В современной образовательной ситуации технологизации образовательного процесса, повышенный интерес к технологиям обучения должны быть тесно связаны с неослабевающим вниманием к гуманитарной сущности педагогической деятельности, всегда ориентированной прежде всего на человека. Профессиональное бытие человека, педагогическая деятельность диалогичны по своей сути – они отражают неразрывную связь учителя и ученика.
Гуманистически ориентированный учитель обладает безусловным позитивным отношением к ученику, принимает ребенка таким, каков он есть, понимая необходимость коррекции отдельных качеств с учетом общего положительного отношения к целостной личности, способствует становлению в каждом ребенке чувства собственного достоинства, стремится обеспечить условия для его полноценного развития.
Профессионально действующие учителя последовательны в своих установках, справедливы, уважают личность обучаемого.
Ш.А. Амонашвили, выступая перед студентами, предложил им усвоить такие заповеди:
— очеловечивайте окружающую среду, делайте ее доброй, чуткой, отзывчивой, оптимистичной;
Древняя, массовая и уникальная профессия
Учительская профессия – одна из самых древних в мире. Ее социальная значимость и потребность в ней не ослабевают с развитием человеческого общества, т.к. воспитание и обучение – явления непреходящие. В.И. Ленин назвал воспитание «вечной категорией». Человеческое общество не могло бы развиваться, если бы накопленный людьми опыт не передавался из поколения в поколение. Значит, появление профессии учителя – объективная реальность.
Профессия – род трудовой деятельности, занятий, требующий специфических теоретических знаний и практических умений и являющийся обычно источником существования человека. А в лат. яз. professio – от profiteor, что значит «объявляю своим».
Учитель – преподаватель, наставник (В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка).
Преподаватель – передает знания, культурно-исторический опыт, накопленный человечеством, от поколения к поколению; развивает этот опыт.
Наставник наставляет, как себя вести, как надо жить, воспитывает. В.Г. Белинский писал: «Как важен, велик и священ сан воспитателя:
в его руках участь целой жизни человека».
Учитель – это посредник между обществом и подрастающим поколением. Это доверенное лицо общества.
Педагог (греч. paidagogos) – специалист, занимающийся воспитательной и преподавательской работой как профессией; учитель, преподаватель.
Обучать и воспитывать – это две основные функции деятельности учителя. Эти функции сохраняются во все времена, меняется только их содержание: меняется жизнь и требования общества к человеку; меняются цели, задачи обучения и воспитания; рождается новое содержание образования, воспитания, обучения; новые методы, формы работы учителя.



