О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей

Интересно, а с чем связано возникновение искусства первобытного человека?

Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни.

Искусство танца выросло из охотничьих и военных упражнений, из своеобразных инсценировок, образно передававших трудовые занятия первобытной общины, жизнь животных. В возникновении песни и музыки большое значение имели ритмы трудовых процессов и то обстоятельство, что музыкально-песенное сопровождение помогало организации коллективного труда.

О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть картинку О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Картинка про О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей
Древний охотник живет охотой. Он все знает о повадках животных, их нраве, о том, как их лучше добыть. Охотясь, он ассоциируется с животным, вживается в него, становясь им, чтобы лучше чувствовать его.

О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть картинку О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Картинка про О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей
Нарисованный образ дает возможность поклоняться «до того, как. «, чтобы заранее задобрить животное с целью облегчения охоты. Образу приносят подношения и возникают ритуалы, связанные с обрядом задабривания животных. Так возникали первые верования, которые в дальнейшем превратятся в религии.

О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть картинку О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Картинка про О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей
Первые изображения, а до них разного рода глиняные и каменные фигурки, служили для поклонения и задабривания, т. е. искусство, которое возникло из этих артефактов, возникло на желании задобрить кого-либо. Для того, чтобы появилось желание задобрить, какие чувства должны быть в душе? Страх и вина.

Древний человек боялся голода и чувствовал себя виноватым в убийстве животного. Поклоняясь, он избавляется от этих чувств.

Источник

Когда и как возникло искусство?

О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть картинку О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Картинка про О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей

О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть картинку О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Картинка про О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей

Книга известного российского специалиста по первобытному искусству.

«В данной книге предпринята попытка показать работу археолога как бы изнутри, глазами профессионала, без наносной сенсационности.»

Колыбель искусства. Около 30 тыс. лет т. н. среди кроманьонцев уже были люди с незаурядным художественным талантом. Это очевидно из довольно широко распространенных по планете живописных, графических и объемных изображений, которые создавались на протяжении более 20 тыс. лет между 32 и 10 тысячелетиями т. н. Таких изображений довольно много. Во Франции известно более 160 пещер с живописью, графикой и барельефами на стенах. В Испании таких пещер 120, в Италии – 21, в России – 2, в Сербии и в Англии – по одной.

О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть картинку О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Картинка про О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людейО чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть картинку О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Картинка про О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей

При раскопках, а также случайным образом обнаружены сотни статуэток из бивня мамонта, из мягких пород камня и из обожженной глинисто-земляной массы. Они изображают людей (в основном, женщин), различных животных и не очень понятные фигуры. Те же персонажи встречаются в виде гравировок на предметах, сделанных из кости, рога, бивня мамонта, на плитках из мягкого камня или песчаника.

Благодаря усовершенствованной методике радиоуглеродного датирования, с помощью молекулярной спектроскопии возраст живописи и пластики определяется достаточно точно. Самая древняя в мире живопись (пещера Шове, юг Франции) датируется от 32 тыс. лет т. н. (рис. 3.20, 3.21).

О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть картинку О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Картинка про О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людейО чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть картинку О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Картинка про О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей

Все известные нам древнейшие изображения представляют собой либо художественные шедевры, в том числе и по современным критериям, либо нормальные рисунки, такие, какие мы видим у современных детей и подростков. Та же особенность наблюдается в графике и в пластике. Особенно, – в графике. Если ошибку в изображении, сделанном охрой или углем можно стереть, замазать или еще как-то исправить, то ошибку при выбивке или гравировке на скальной плоскости исправить невозможно, Но таких ошибок либо нет, либо они крайне редки. У древних художников была твердая высокопрофессиональная рука.

Сколько ни пытались археологи и искусствоведы найти следы какой-то эволюции в развитии древнейших изображений от раннего к более позднему и от простого к сложному, как это полагается по классическим законам эволюции, найти их не удалось и, как мне кажется, вряд ли удастся. Самые древние изображения из пещеры Шове представляют собой весьма совершенные произведения живописи, в которых можно увидеть и перспективу, и светотень, и разные ракурсы и т. д. (рис. 3.20, 3.21, 3.22)

О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть картинку О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Картинка про О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людейО чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть картинку О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Картинка про О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей

Эту особенность палеолитического искусства лучше всех выразила З. А. Абрамова, крупнейший специалист в этой области. Она писала: «Палеолитическое искусство возникает как яркая вспышка пламени в глубине веков. Необычайно быстро развившись от первых робких шагов к полихромным фрескам, искусство это так же резко исчезло. Оно не находит себе непосредственного продолжения в последующие эпохи… Остается загадкой, как палеолитические мастера достигли столь высокого совершенства и какими были те пути, по которым в гениальное творчество Пикассо проникли отголоски искусства ледникового периода» (Абрамова, 1972, с. 28).

Проблемой «колыбели искусства» в последние десятилетия заняты многие крупные специалисты. Она волнует не только археологов, но и историков искусства, этнологов, психологов и многих других любознательных представителей разных гуманитарных и естественных наук. Но прежде, чем продолжить обсуждение этой темы, необходимо сделать некоторые оговорки.

Искусство или изобразительная деятельность?

Пользуясь применительно к первобытности понятием «искусство», мы вольно или невольно создаем некоторую иллюзию равенства между ним и искусством последующих эпох, вплоть до современности. Формулировки, привычные для современного популярного искусствоведения, широко используются при рассмотрении древнейших изображений («эстетические нормы и принципы», «идейное содержание», «отражение жизни», «композиция», «чувство прекрасного» и т.д.), но они уводят в сторону от понимания специфики первобытного искусства.

Сейчас искусство является особой областью культуры, границы и специализация которой вполне осознаны как создателями, так и «потребителями» искусства. В древности этого представления либо не было вообще, либо оно было более размытым. В сознании первобытного человека искусство не выделялось в какую-то особую сферу деятельности. Способностью к созданию изображений, как и сейчас, обладали редкие люди, значительно более редкие, чем сейчас.

В наше время существует развитая система художественного образования, которой, естественно, не могло быть в эпоху верхнего палеолита. Художники той эпохи обладали настолько мощным талантом, что он сам вырывался наружу и выплескивал на стены пещер яркие образы, переполнявшие сознание. Скорее всего, соплеменники приписывали таким людям некие сверхъестественные свойства, присущие шаманам. Вероятно, это ставило их в особые условия среди своих сородичей. О достоверных подробностях этих условий можно только догадываться: были ли они благоприятными для древнего художника, или, наоборот, вынуждали его скрывать свои способности.

Процесс осознания людьми самостоятельной роли искусства и различных его видов начался только в поздней античности, затянулся на несколько столетий и завершился не ранее Ренессанса. Поэтому говорить о первобытном «творчестве» можно только в иносказательном смысле.

Разумеется, творчество, как психологический феномен, т. е. не всегда осознанное напряжение всех духовных сил и особый всплеск эмоций, в результате которого рождается нечто новое, существовало, но его осознание наступило значительно позже. Вся духовная жизнь кроманьонцев проходила в единой, не расчлененной на отдельные сферы культурной среде. Наивно полагать, что в первобытном искусстве были художники и зрители, как у нас, или что тогда все люди были художниками-любителями и зрителями одновременно (нечто вроде нашей художественной самодеятельности).

Не вполне убедительно и представление некоторых коллег о досуге, который древние люди якобы заполняли разными искусствами. Досуга в нашем понимании (как времени, свободного от «службы») у них просто не было, поскольку их жизнь не делилась на работу и «неработу». Если в конце эпохи верхнего палеолита у человека, в редкие часы, не занятые напряженной борьбой за существование, и появлялась возможность отрешенно оглянуться по сторонам и посмотреть на небо, то это время заполнялось ритуальными и иными действиями, которые тоже были не досужими, а направленными на благополучие своего рода и себя самого.

Итак, понятие «первобытное искусство» не отражает в полной мере того явления, для обозначения которого оно используется. Представляется более уместным вместо него использовать в данном контексте понятие «изобразительная деятельность», введенное в русскоязычную археологическую литературу А. А. Миллером и прошедшее длительную апробацию (Б. Б. Пиотровский, А. Д. Столяр и др.). Разумеется, речь не идет о каком-то запрете на понятие «первобытное искусство». Мы будем его употреблять и впредь, но желательно, учитывать особенности, отличающие первобытную изобразительную деятельность от изобразительного искусства последующих эпох.

В данной книжке первобытным искусством считается художественная деятельность тех времен и регионов, когда и где она еще не осознавалась как самостоятельная область культуры, когда она входила в единую и целостную совокупность элементов знакового поведения людей, независимо от того, к какой эпохе исторической хронологии мы ее относим. Иными словами, это определенная художественная традиция, в которой стиль и другие особенности творчества определенного человека явным образом не выступают за границы традиции, свойственной данной культуре и эпохе. Хорошим примером такой цельной совокупности элементов знакового поведения являются церковные службы, каждый вид которых сохраняется в определенном порядке на протяжении многих сотен лет. В их едином действии сочетаются практически все искусства (изображения, музыка, пение, театрализованное действие и т. п.).

Был ли неандерталец художником?

В поисках истоков искусства многие специалисты обращаются к неандертальцу. Поскольку недавно все считали его нашим непосредственным эволюционным предком, естественно было предположить, что первые несовершенные изображения, подобные тем, что рисуют наши дети в дошкольном возрасте, должен был создавать он. Так и сейчас рассуждают некоторые коллеги.

В условиях отсутствия абсолютных дат, был широкий простор для умозрительных построений. Одни считали, что самыми ранними изображениями были отпечатки ладоней и так называемые «макароны», т. е. извилистые линии сделанные пальцами по сырой поверхности стены пещеры. Другие видели истоки искусства в царапинах и надрезах на костях, происходящих из слоев той эпохи, когда жили неандертальцы. Третьи пытались выстроить эволюцию от «натурального макета» к объемному изображению, а от него – к графике и живописи.

«Натуральный макет» это – нечто вроде чучела: шкурой убитого и съеденного животного покрывалось возвышение из земли и камней и вокруг него устраивались ритуальные действа. Согласно этой гипотезе предполагалось, что древнейшей формой изобразительной деятельности был натуральный макет, который со временем эволюционировал в плоскостную графику и уж затем – в живопись. После того, как в 1994 г. в пещере Шове была открыта самая древняя живопись, стало ясно, что подобное представление об эволюции изобразительной деятельности не соответствует известным фактам. Все изобразительные техники (объем, графика и живопись) появились практически одновременно.

О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть картинку О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Картинка про О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людейО чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть картинку О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Картинка про О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей

Пищу для новых размышлений об искусстве неандертальца дали две находки, сделанные сравнительно недавно. В 1981 г. при раскопках палеолитической стоянки Берехат Рам (Израиль) в слое вулканической лавы был найден предмет из окатанного вулканического туфа, похожий на заготовку для изготовления антропоморфной статуэтки высотой 3,5 см (рис. 3.23). Процарапанными бороздками на заготовке были намечены голова, шея, плечи, руки и бюст (Goren-Inbar, 1986 и многие др.).

Геологический уровень, в котором был найден этот предмет, находится между двумя хорошо датированными вулканическими слоями, указывающими на то, что в период между 150 и 280 тыс. л. н. на территории памятника были люди. Мнения специалистов по поводу природы борозд на поверхности этого предмета поначалу разделились, но Ф. д’Эррико и Э. Науэлл изучили эти бороздки при помощи оптического и электронного микроскопов. Для сравнения использовались образцы такого же туфа из того же слоя. Бороздки наносились на эти образцы орудиями, подобными тем, что были найдены на территории памятника. Некоторые места заготовки или статуэтки отшлифованы так, что фигурка могла стоять на поверхности. Эксперимент показал, что обработка предмета, могла продолжаться от 15 до 30 минут. После нее осталось довольно большое количество красного красящего порошка, который мог быть использован для приготовления красителя. Фигурка похожа на антропоморфные изображения, характерные для верхнего палеолита Европы. Несомненно, что предмет был сделан старательно, его черты были тщательно обдуманы, и его нельзя ставить в один ряд с находками кусочков минеральных красителей, которые встречаются в Европе и в Африке в слоях нижнего и среднего палеолита. Наиболее вероятно, что это была подвеска. Бороздка, отделяющая шею от корпуса, была удобна для подвешивания (d’Errico, Nowell, 2000).

О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть картинку О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Картинка про О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людейО чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть картинку О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Картинка про О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей

Вторая фигурка из метаморфического кварцита была найдена на юге Марокко близ г. Тан-Тан в ашельском слое (рис. 3.24). Судя по публикации (Bednarik, 2001), она пока не подвергалась такому же тщательному исследованию, как первая.

По данным, сомневаться в которых нет никаких оснований, статуэтка из Берехат-Рам происходит из мустьерского или даже из ашельского слоя. Казалось бы, – вот и фактическое доказательство существования искусства неандертальца или даже эректуса. Однако не следует торопиться с выводами на основании единичной находки. Формирование современного человека проходило в основном в Африке и на Ближнем Востоке. В Европу Homo sapiens sapiens пришел уже «готовым».

Характерной особенностью палеолита Восточного Средиземноморья было сосуществование технологий обработки камня, характерных для нижнего и среднего палеолита. Кости людей, найденные в мустьерских слоях пещеры Кафзех, морфологически ближе к Homo sapiens, чем к неандертальцу (Козинцев, 1993). В то время, когда в Европе современного человека еще не было, на Ближнем Востоке он уже мог появиться. Тогда не исключено, что статуэтка из Берехат Рам была сделана ранним сапиенсом.

Конечно, все сказанное не более, чем догадка. Во всяком случае, на фоне сотен пещер с живописью, графикой и пластикой, десятки из которых датированы по радиоактивному углероду, на фоне многих сотен статуэток и иных мелких и крупных объемных и плоских изображений, найденных в верхнепалеолитических слоях европейских памятников, статуэтку из Берехат-Рам пока трудно считать убедительным свидетельством ранней «предыстории» искусства. Тем более, что и эта статуэтка не свидетельствует ни о каких начальных звеньях эволюции изобразительной деятельности и не может рассматриваться как переходная форма от «неискусства» к искусству.

Мой британский коллега Пол Бан опубликовал в одном популярном журнале статью под красивым названием «Не ищите колыбель искусства» (Bahn, 2000, p. 206 – 208). Частично я с ним согласен. В том смысле, что «колыбель» искусства, по-видимому, находилась там же, где и колыбель человека современного антропологического типа. Вряд ли следует надеяться на то, что когда-то будут найдены материальные свидетельства эволюции от примитивных знаков к высокохудожественным образам.

Эволюция, несомненно, была, но она развивалась латентно и проявлялась не в каких-то знаках на материальных носителях, а в развитии всей системы высшей нервной деятельности при формировании Homo sapiens sapiens как особого вида. Можно предположить, что такое развитие происходило не по какому-то единому «стандарту», а, в силу чрезвычайной сложности системы, с определенными отклонениями в ту или иную сторону.

В результате отдельные люди стали отличаться тем, что у них при более эмоциональном и ярком образном мышлении, прочнее, чем у других, замыкались связи между полушариями головного мозга и рукой, и тогда переполнявшие их сознание яркие образы окружающей среды стали формировать устойчивый очаг психологического стресса, переходящего в невроз (Давиденков, 1947, 1975). Поскольку долго жить в состоянии невроза невозможно, возникала полуинстинктивная потребность избавиться от главного источника невроза – теснящихся в сознании зрительных образов. И они переходили на стены пещер, на плоскости скал, на поверхности предметов из кости и бивня мамонта, а также воплощались в барельефах и объемной пластике.

В отличие от научной литературы, где требуются проверенные факты и строгие доказательства, в научно-популярной книжке можно высказывать догадки. Вообще без интуитивных догадок никакая наука существовать не может. Возможно, что в генетическом аппарате Homo sapiens sapiens наряду с «порождающей грамматикой» Хомского сформировалась подобная структура, оперирующая не словесными, а образнвми текстами

До начала 90-х гг. ХХ в. в нашей археологической и искусствоведческой литературе, обремененной марксистской идеологией, была распространена гипотеза о том, что искусство сформировалось на основе труда и трудовых действий. Она не находит подтверждения прежде всего потому, что трудились все, а рисовать стали очень немногие, наделенные особыми художественными способностями. Трудовые действия требуют мобилизации аналитического мышления (у правшей – левополушарного), а художественный талант это – доминирование образного мышления, т. е. правополушарного и определенное сочетание индивидуальных психологических качеств, заложенных генетически.

Конечно, в предыдущих строках проблема происхождения изобразительной деятельности предельно упрощена и схематизирована, но суть ее сохранена, а излагать такую гипотезу развернуто, используя специальную терминологию вряд ли уместно в популярной книжке. На эту тему уже опубликовано несколько книг (Шер, ред., 1998; 2006; Lorblanchet, 1999; Lewis-Williams, 2002).

Продолжение следует.

Источник

Урок 1. Искусство первобытного общества и Древнего мира

О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть картинку О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Картинка про О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людейЖелание творить появилось у человека практически сразу, как только он стал человеком. Зачатки искусства впервые появились у неандертальцев, и подтверждение тому найдены археологами.

По мере совершенствования человека совершенствовались и его попытки создать, пусть примитивные, но все-таки произведения искусства: наскальные рисунки, статуэтки и прочее. Обо всем этом мы поговорим на первом уроке курса.

Исследовав материал урока, вы узнаете, как зарождалось искусство в первобытном мире, как развивались различные виды искусства в древности, и получите представление об основных культурных объектах и произведениях искусства этого периода истории.

Содержание:

На нашем курсе мы будем изучать историю искусства в хронологическом порядке, т.е. от более ранних образцов искусства к более поздним. Начнем с искусства первобытного общества.

Искусство первобытного общества

Исследователи, изучающие искусство первобытной эпохи, обычно по-разному трактуют само понимание искусства применительно к древнейшему периоду истории человечества. В литературе можно встретить самые разные мнения относительно того, что можно считать зачатками искусства. И, соответственно, разные мнения относительно того, с какого момента вести отсчет истории искусства.

Чтобы точно ничего не упустить, видится логичным начать отсчет с самого начала, т.е. с тех образцов материальной культуры, которые хранят следы осмысленных попыток выйти за пределы их узкофункционального назначения. Чтобы было понятнее, о чем речь, уточним пару нюансов. Момент, когда древние люди научились делать орудия труда и предметы быта – это одно. А вот момент, когда они начали украшать орудия труда и предметы быта, – это уже момент начала истории искусства.

С точки зрения функций, не имеет никакого значения, будет кувшин украшен орнаментом или нет. Это, в том и другом случае, кувшин, в который можно налить жидкость. Аналогично дело обстоит с орудиями труда и охоты. Топор или копье смогут выполнять свои функции, не будучи украшенными орнаментом или росписью. Однако факт появления орнамента и росписи – это свидетельство того, что первобытный человек ощутил потребность украсить свою жизнь и нашел возможность это сделать. Именно поэтому мы начинаем изучение истории искусства со времен Среднего палеолита (он же Средний древний каменный век).

Искусство Среднего палеолита

Средний палеолит начался ориентировочно 300 тысяч лет назад и завершился примерно за 20-30 тысяч лет до начала нашей эры. Мнения ученых в определении конкретной даты окончания Среднего палеолита расходятся ввиду того, что расходятся их мнения, когда именно исчезли неандертальцы (палеоантропы), к периоду существования которых и привязана хронология данного периода.

Неандертальцы создали свою Мустьерскую культуру, названную так по имени пещеры Ле-Мустье во Франции, что на территории департамента Дордонь, где впервые были обнаружены образцы этой культуры. Мустьерская культура характеризуется бОльшим разнообразием и совершенством каменных орудий труда, чем в эпоху Раннего палеолита.

И, самое главное, именно в этой культуре впервые наблюдается выход за пределы исключительно функционального назначения орудий труда. На многих каменных ножах и скребках есть следы охры (красящего вещества), крестики, точки и линии, прорисованные в определенном порядке и напоминающие некий орнамент:

О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть картинку О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Картинка про О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей

Основные раскопки в районе пещеры Ле-Мустье велись в 60-е годы 19 века под руководством французского археолога Луи Лорана Габриеля де Мортилье (1821-1898), однако их результаты будоражили общественность еще долгое время. В 1920 году американский художник Чарльз Найт (1874-1954) попытался по найденным останкам и выводам ученых воссоздать образ людей того времени. Так появилась картина «Неандертальцы у пещеры у пещеры Ле-Мустье»:

О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть картинку О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Картинка про О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей

Немало образцов Мустьерской культуры обнаружено во время раскопок в Ла-Ферраси, тоже на территории департамента Дордонь, которые велись в 1902-1922 годах. К слову, это поселение древних людей просуществовало настолько долго, что раскопки позволили наблюдать развитие культуры от периода Среднего к периоду Позднего палеолита. Так, орнамент на орудиях Мустьерского периода, обнаруженных в Ла-Ферраси, чем-то похож на орнамент, который был на орудиях, найденных в Ле-Мустье:

О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть картинку О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Картинка про О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей

Интересно, что неандертальцы из Ла-Ферраси украшали не только орудия труда, но и надгробия. Это достаточно интересная тема, и более подробно можно прочитать в книге «Мустьерские погребения Евразии: Возникновение погребальной практики и основы тафологии» [Ю. Смирнов, 2013].

О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть картинку О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Картинка про О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей

В эпоху Позднего или Верхнего палеолита рисунки становятся все более совершенными, равно как и технология их исполнения. Об искусстве Верхнего палеолита мы поговорим позже, а сейчас расскажем еще об одном арт-объекте эпохи Среднего палеолита.

Это вырезанная из бивня мамонта статуэтка человека с головой льва, найденная при раскопках в Германии в Швабском Альпе буквально в канун Второй мировой войны. Точнее, найдены были порядка 200 мелких фрагментов, из которых уже в послевоенные годы ученые собрали подобие статуэтки, идентифицировав верхнюю часть как голову льва:

О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть картинку О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Картинка про О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей

Результаты радиоуглеродного анализа показали, что фрагменты изделия пролежали в земле от 32 до 40 тысяч лет. Уточним, что 30-40 тысяч лет назад ареал обитания львов был заметно шире, чем сейчас, и захватывал, в том числе, Западную Европу и юг современной России. Так что древний скульптор вполне мог видеть льва живьем или в виде добычи вернувшихся с охоты соплеменников.

В контексте истории искусства это, скорее всего, первый случай, когда человек изготовил нечто, не имеющее прикладного функционала, не предназначенное для охоты, собирательства или приготовления пищи, и несущее исключительно эстетическую или духовную функцию.

Теоретически первенство может оспорить еще одна находка, сделанная на территории Германии. Это древняя флейта длиной 21,8 см и толщиной 8 мм, имеющая 5 отверстий. Считается, что ей примерно 35-40 тысяч лет. Правда, точно так же можно дискутировать относительно прикладного или сугубо эстетического характера музыки в первобытном обществе. Считается, что музыка в древности имела ритуальное значение и настраивала охотников на удачную охоту.

И, если для Среднего палеолита изготовление самодостаточных произведений искусства – это единичные случаи, в эпоху Позднего палеолита тренд получает намного большее распространение.

Искусство Позднего палеолита

Поздний или Верхний палеолит начался с окончанием эпохи Среднего палеолита и продлился примерно до 12-8 тысячелетия до нашей эры. Именно в этот период происходит формирование человека современного вида, дальнейшее усложнение орудий труда и произведений искусства. В том же Ла-Ферраси найдены камни эпохи Позднего палеолита, на которых черной краской нанесены контуры животных.

Еще более интересны находки, сделанные археологами в Испании. Так, в пещере Альтамира были найдены достаточно большие по размеру цветные изображения животных, причем художники явно стремились к детализации изображения, тщательно прорисовывая, например, глаза зверей:

О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть картинку О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Картинка про О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей

Древние художники, помимо традиционных приемов нанесения изображения, использовали естественные неровности стен и потолков, чтобы создать объемные изображения животных. В качестве красящих веществ использовали охру, уголь, гематит (красный железняк).

Интересны и схематические изображения людей на стенах пещеры. Судя по положению в пространстве, это фигурки танцующих людей. Таким образом, мы имеем косвенное доказательство, что искусство танца зародилось в эпоху палеолита. Отметим, что общая длина пещеры Альтамира со всеми залами и коридорами составляет 270 метров.

Находкам, сделанным в пещере Альтамира, посвящено научное исследование: The identification of prehistoric hunter-gatherer aggregation sites: the case of Altimira («Выявление доисторических мест скопления охотников-собирателей: пример Алтамиры») [М. Conkey, 1980].

Кроме того, в этой и других пещерах на юге Европы обнаружены прорисовки кистей рук древних людей. Они сохранились достаточно хорошо и представляют ценность для исследования анатомии и эволюции древних людей:

О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть картинку О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Картинка про О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей

В эпоху Позднего палеолита стало отдельным трендом создание самодостаточных предметов искусства, которые не несли более никакой функции, кроме эстетической. Это хорошо прослеживается на примере Мадленской культуры.

Культура получила свое наименование по названию грота Ля-Мадлен, обнаруженного во Франции, тоже на территории департамента Дордонь, как и пещера Ле-Мустье и древнее поселение Ла-Ферраси. Там найдены различные предметы искусства, созданные первобытным человеком. Например, осколки известняка с гравировкой изображений диких зверей. В частности, интересна голова лошади, выгравированная на известняке:

О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть картинку О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Картинка про О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей

Повсеместно, где велись раскопки памятников культуры, относящихся к Позднему палеолиту, найдены статуэтки женщин, сделанные из костей, мягких пород камня, глины. Их еще называют «Венерами палеолита»:

О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть картинку О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Картинка про О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей

Глиняные статуэтки хорошо сохранились благодаря обжигу, т.е. человеку эпохи позднего палеолита данная технология была уже известна. Больше о том, как древние люди работали с подручным материалом, вы сможете узнать из книги «Изобразительные и технологические традиции ранних форм искусства» [М. Дэвлет и др., 2019].

Искусство мезолита и неолита

Мезолит является эпохой, переходной от палеолита к неолиту, и датировка начала и окончания для разных регионов планеты отличается. Более того, некоторые племена Австралии и бушмены в Южной Африке до сих пор живут в соответствии с культурными традициями мезолита. В Европе, в среднем, этот период охватывает в зависимости от региона 10-8 или 10-6 тысячелетия до нашей эры. Соответственно, неолит или Новый каменный век отсчитывается от 8 или 6 тысячелетия до нашей эры.

Считается, что именно в период мезолита у людей сложилась членораздельная речь с элементами грамматики, что облегчило обмен информацией и обогатило их духовную жизнь. Это хорошо заметно по культурным объектам того периода. Прорыв заметен практически по всем направлениям творческой мысли.

Живопись эпохи мезолита и неолита отличается сюжетным содержанием. Если во времена палеолита художники просто рисовали животных, теперь превалируют сцены охоты и попытки передать динамику события. Например, очень интересен образец наскальной живописи, изображающий охоту на оленей, который датирован примерно 9-8 веком до нашей эры:

О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть картинку О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Картинка про О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей

Скульптура становится более четкой, появляются элементы абстракции, т.е. попытки не просто передать увиденное, но переосмыслить ситуацию и стилизовать субъект. Примером может служить статуэтка «Человек-рыба», найденная на стояке охотников эпохи мезолита «Лепенски Вир» в Сербии в 1965 году:

О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть картинку О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Картинка про О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей

Мегалитическая культура – эксклюзивное достижение эпохи мезолита. Под мегалитами подразумеваются сооружения из каменных минимально обработанных глыб, выстроенных в определенном порядке. В Европе насчитывается порядка 35 тысяч мегалитов. Особо стоит отметить мегалитические храмы Мальты, включенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ювелирное искусство – в эпоху неолита появляются первые нательные украшения из подручных материалов, доступных в том или ином регионе. Обычно их делали из зубов, костей и камня. Например, в Мурманской области обнаружены янтарные украшения эпохи неолита [Д. Щекина, 2017]. Однако настоящий прорыв в ювелирном искусстве произошел с открытием металлов. И не только в ювелирном, но и во всех сферах материальной культуры и искусства.

Еще больше памятников искусства характеризуют медно-каменный век, эпоху бронзы и железа ввиду того, что, чем ближе эпоха к нашему времени, тем больше следов деятельности человека удается обнаружить археологам. Мы, конечно, не сможем рассказать обо всех шедеврах искусства, но сможем познакомить вас с основными трендами в искусстве Древнего мира.

Искусство Древнего мира

Для начала скажем пару слов о хронологии. Как вы уже спели заметить, материальная культура развивалась неравномерно и не синхронно в разных регионах планеты. Медный (медно-каменный) век охватывает примерно 4-3 тысячелетия до нашей эры, в некоторых регионах длится дольше, а в некоторых отсутствует вовсе.

Бронзовый век в Европе стартовал с середины 3 тысячелетия до нашей эры и захватил второе тысячелетие полностью. Для Ближнего Востока свойственна несколько иная хронология, т.к. там Бронзовый век начался раньше, примерно в середине 4 тысячелетия до нашей эры. Соответственно, завершение данного периода относят ориентировочно к 1200 году до нашей эры.

Железный век начался с окончанием Бронзового века и продлился примерно до рубежа тысячелетий. Уточним, что в специальной литературе можно часто встретить термин «Ранний железный век». Это связано с тем, что железо активно используется в производстве предметов быта и промышленного оборудования до настоящего времени. Поэтому, если пользоваться классической привязкой датировки исторических периодов по используемому материалу (Каменный век, Бронзовый век, Железный век), то мы все до сих пор живем в Железном веке. Или, быть может, в «железно-полимерном».

Скажем и еще об одной особенности рассматриваемого периода. В Древнем мире перемещение людей происходило более активно, и культурный обмен был более интенсивным, чем в первобытном обществе.

Так, памятники культуры Бронзового периода проникали из Европы в Северную Африку и на Ближний Восток. Это было связано с началом развития судоходства. Сначала оно было исключительно речным и прибрежным морским, но уже в 1100 году до нашей эры финикийцы начали выходить в Атлантику, а в 600 году до нашей эры обошли Африку со стороны западного побережья.

Для удобства мы рассмотрим культуру основных древних цивилизаций, виды и формы искусства, его основные черты и направления в каждой из них.

Древний Египет

К искусству Древнего Египта принято относить памятники культуры, появившиеся в период с 3200 года до нашей эры. Все, что было раньше, считается доисторической эпохой. Отличительной чертой древнеегипетского искусства можно считать особое место, которое занимал культ погребения. Это относится ко всем видам искусства, от архитектуры и строительства погребальных конструкций до живописи и росписи арт-объектов.

Архитектура

Египетские пирамиды видели все, хотя бы на картинках. Приезжающим в Египет на отдых туристам традиционно предлагают экскурсию «к пирамидам», а пирамида Гизы является одним из семи чудес света. В целом, пирамида, наряду с колонной и пилоном (усеченной пирамидой), является наиболее типичным образцом древнеегипетской архитектуры.

Отдельная тема – египетские гробницы, внутри которых покоятся останки усопших. Это отличает египетскую культуру захоронения от прочих, где останки принято либо закапывать в землю, либо сооружать над ними курганы. Кроме того, в гробницу всегда помещали специальные статуэтки – ушебти, фигурки людей, которые должны были обслуживать усопшего в загробной жизни и выполнять различные работы по хозяйству. Помимо культурного значения, эти статуэтки помогают понять хозяйственный уклад того периода, к которому относится захоронение.

Скульптура

Скульптурные композиции Древнего Египта отличаются массивностью, монументализмом и грубыми рублеными формами. Сохранились скульптуры как фараонов и членов правящих династий, так и мифологических существ. Вообще, религия занимала центральное место в искусстве того периода практически во всех культурах. Египетские божества имели признаки и людей, и животных, и птиц. Так, Бог Солнца и Неба по имени Гор и на скульптурах, и на картинах изображен с головой сокола:

О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть картинку О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Картинка про О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей

Распространенными скульптурными техниками были контррельеф (углубленный рельеф) и койланаглиф (вырезанный на плоскости контур изображения, не выступающий и не заглубленный в него). Еще из особенностей стоит отметить то, что мужчины традиционно изображались с более темным цветом кожи, чем женщины. Больше об особенностях египетского искусства можно прочитать в книге A Companion to Ancient Egyptian Art [К. Melinda, 2014].

Живопись

Живописи Древнего Египта свойственны плоский силуэт, четкий контур, лицо в профиль, оборот тела на три четверти. Перспективы нет, все изображения двухмерные. Для раскраски активно использовались минеральные пигменты, водяные краски, вязкие вещества, например, смола. Что касается сюжетов картин, здесь господствуют религия и мифология. В частности, сцены из загробной жизни.

Литература

Тут тоже превалируют религиозная тематика и мифология. В Древнем Египте были распространены заупокойные тексты, самыми известными из которых являются «Тексты пирамид», переведенные, в том числе, на русский язык [Б. Тураев, 2000]. Кроме того, в наследство от той эпохи остались сказки, гимны, любовные песни, философские произведения. Небольшие цитаты могли высечь на камне, длинные тексты записывали на папирусе.

Музыка и шоу

Основными музыкальными инструментами были арфа и флейта. Из ударных использовались тамбурин и систр, который относится к инструментам без определенной высоты звучания. Музыка изначально развивалась как аккомпанемент для певческого голоса, а позднее и как самостоятельное направление. Примерно с 2600 года получают распространение фестивали, когда статуи богов выносили из храма и под музыку с танцами несли по улицам, затем возвращая обратно в храм.

Вообще, Древний Египет с его культурой – это одна из интереснейших страниц мировой истории. Хотя и другие регионы тоже весьма интересны.

Древняя Индия

Индия отличается культурным и религиозным многообразием, что могли заметить все, кто там побывал хоть раз. Так было всегда. Индия является родиной таких религий, как индуизм, буддизм, джайнизм, сикхизм. Религиозные мотивы нашли непосредственное отражение в искусстве Индии.

Живопись

В древнеиндийской живописи была развита традиция ранголи, она же альпона. Это своего рода рисунки-молитвы у порога жилищ, алтарей, мест жертвоприношений, которые должны были оберегать от злых духов. Рисунок делают сухой сыпучей краской, выводя различные узоры в виде орнамента. Кроме того, активно развивалась традиция росписи керамических изделий. Были распространены как орнаменты, так и мифологические и анималистические сюжеты.

Архитектура

Древней Индии свойственна достаточно хорошо продуманная планировка городов. Жилые и административные здания располагались по фен-шую. Точнее, в соответствии с канонами Васту-шастры, являющейся индийской адаптацией фен-шуя. В то же время, в разных регионах ощущалось некоторое влияние господствующей религии на строительные традиции:

О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть картинку О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Картинка про О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей

Так, последователи буддизма предпочитали строить полукруглые помещения, символизирующие последнее пристанище Будды.

Скульптура

Древнеиндийская скульптура отличается разнообразием используемых материалов: мрамор, сланцевые породы, розовый песчаник, разные виды глины. Скульптуры традиционно украшались сложным орнаментом. Со временем искусство обработки камня достигло такого совершенства, что в Индии появились скальные храмы, т.е. храмы, вырубленные прямо в скалах.

Литература

Древнеиндийский язык санскрит является одним из древнейших в мире, отличается насыщенным синтаксисом и сложной по тем временам грамматикой. Санскрит оказал непосредственное влияние на зарождение и развитие прочих языков, распространенных на территории Индии, и на литературу государства. Веды (священные писания индуизма) и Упанишады (древнеиндийские философско-религиозные трактаты) известны во всем мире. Кроме того, получили распространение трактаты, посвященные отдельным направлениям в науке и искусстве. Например, трактат Натья-шастра, посвященный основам теории музыки, танца и драмы.

Музыка и шоу

Искусство музыки и танца в Индии развивалось с незапамятных времен. Первые попытки систематизировать знания о музыке, танцах и сценическом движении относятся к 5 веку до нашей эры, а на стыке тысячелетий трактат Натья-шастра приобрел форму и содержание, которые дошли до наших дней.

В соответствии с канонами Натья-шастры строился древнеиндийский театр «Кудияттам», а мелодии Сама-веды, появившиеся за тысячу лет до нашей эры, исполняются до сих пор. К слову, на территории Индии найден базальтовый литофон, сделанный 3 тысячи лет назад.

Узнать больше о древнеиндийском искусстве можно из книги «Культура древней Индии» [А. Герасимов, 1975]. Столь же интересна книга «Культура Индии», содержащая информацию по всем периодам истории [С. Ольденбург, 1991].

Древний Китай

Китайская культура и китайское искусство весьма специфичны и отличаются от многих других, как европейских, так и восточных. Но, как и везде, значительное место в искусстве занимают религия и мифология.

Архитектура

Особенность древнекитайской архитектуры – строительство зданий с фасадами без окон. Разумеется, не все здания были без окон на фасаде, однако в архитектурных традициях других стран такого тренда не было вовсе. Приусадебная территория была в извилистых дорожках, которые обозначали различными экстерьерными украшениями – инкрустация камнями, узоры цветным песком. Считалось, что злые силы не смогут найти путь в дом по извилистым путям, так что это был своеобразный метод защиты.

Скульптура

Древнекитайская скульптура представлена преимущественно сосудами причудливой формы, украшенными узорами снизу доверху. Узоры практиковались самые разные: геометрические, мифологические, анималистические. Интересно, что по мере развития искусства форма сосудов не усложняется, а упрощается, и вместо узора начинают применять инкрустацию. Отдельно стоит сказать о погребальных скульптурных традициях:

О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть картинку О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Картинка про О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей

В Древнем Китае было принято изготавливать с ритуальной целью полноразмерные фигуры воинов и лошадей. Наибольшее захоронение в количестве 8100 статуй было обнаружено в Сиане и получило название «Терракотовая армия». Оно датируется 210-209 годами до нашей эры.

Живопись и каллиграфия

В Древнем Китае живопись и каллиграфия тесно взаимосвязаны. Написание иероглифов – это, без преувеличения, настоящее искусство. Для рисования и написания иероглифов традиционно использовали одни и те же приспособления и красители. Уже в начале нашей эры зародились традиции китайской живописи, основоположником которой считается китайский художник Гу Кайчжи. Сохранилась до наших дней его картина со сценами придворной жизни:

О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть картинку О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Картинка про О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей

Литература

Китайская литература – одна из древнейших в мире. Так, знаменитая «Книга перемен», по некоторым данным, написана в 21 веке до нашей эры. Первые образцы древнекитайской поэзии восходят корнями к 12 веку до нашей эры. Знаменитый сборник поэзии «Книга песен» («Шицзин») содержит песни-заклинания, песни-обращения к священным животным, похоронные песни. Полный перевод на русский язык впервые опубликован в 1957 году [А. Штукин, 1957].

Музыка и шоу

Археологами найдено немало древних китайских музыкальных инструментов. Среди них дудки, литафоны, костяные свистульки, бронзовые колокола. Самые древние находки датированы 7-4 веками до нашей эры. Искусство танца развивалось с незапамятных времен, а самые первые танцевальные школы в Китае возникли в 21 веке до нашей эры.

Все это вкупе с развитой литературой и письменностью создало хорошие предпосылки для развития театра. Изначально практиковались танцевально-песенные представления, а уже в 8 веке до нашей эры появилась первая опера. Самая первая постановка называлась «Грушевый сад». Уточним, что древнекитайская опера, конечно же, отличалась от того, что мы можем видеть сегодня. Опера в понимании, приближенном к современному, зародилась в Италии.

Больше о культурных традициях Китая вы узнаете из книги «Искусство Китая» [Н. Виноградова, 1988].

Древняя Месопотамия

Искусство древней Месопотамии следует рассматривать в контексте нескольких цивилизаций, в разное время существовавших на ее территории в Западной Азии в долине рек Тигр и Евфрат. Это Шумерская цивилизация и Аккадская империя в Нижней Месопотамии, затем Вавилония, объединившая земли Шумера и Аккада во 2 тысячелетии до нашей эры, и Ассирия, существовавшая параллельно с ними в Верхней Месопотамии. Каждому из этих образований были свойственны свои культурные традиции. Поэтому расскажем вкратце об основных памятниках искусства каждой из этих цивилизаций.

Скульптура

Победная стела Нарам-Суэна является величайшим памятником искусства древнего Аккада. Вообще, военно-героическая тематика проходит «красной нитью» через все виды искусства Аккада древнего периода, что связано с весьма неспокойными с военной точки зрения временами:

О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть картинку О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Картинка про О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей

В целом, скульптура Аккада достигла высокого художественного уровня, а мастера Аккада внесли свою лепту в развитие искусства глиптики – гравировки по цветным драгоценным и полудрагоценным камням. Их гравировки были более смотрибельны и меньше перегружены мелкими деталями, чем у их коллег-современников.

Письменность и литература

«Эпос о Гильгамеше» или «О все видавшем» является знаменитым памятником искусства древнешумерской цивилизации. Эпос относится к 18-17 векам до нашей эры и выполнен клинописью. Эта технология письма по влажной глине с последующим обжигом табличек с записями изобретена в Шумере.

Архитектура

«Висячие сады Семирамиды» считаются одним из величайших памятников искусства Вавилонии. Они интересны как с эстетической, так и с инженерной точки зрения. Система орошения была разработана так, чтобы можно было подавать воду из реки Евфрат, а каскадная система расположения садов позволяла воде часть пути проходить самотеком. Сады, естественно, не сохранились, однако их образ удалось воссоздать по многочисленным свидетельствам современников. Одна из красивейших реконструкций представлена на гравюре 19 века:

О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть картинку О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Картинка про О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей

В целом, архитектура Аккада впитала в себя черты всей месопотамской архитектуры. В частности, горизонтальное зонирование стен чередованием ниши и выступа.

Живопись

Из всех цивилизаций Месопотамии наиболее интересна живопись Ассирии. Раскопки и современные методы анализа позволили проследить развитие технологий росписи по стенам. Так, уже в 9-7 веках до нашей эры роспись производилась по белой обмазке, сделанной поверх глины. Сначала ассирийские художники наносили черным цветом контур, а уже потом прорисовывали цветными красками детали изображения. Превалируют плоские изображения, без перспективы и теней. Примером может служить Дворец в Ниневии и другие сооружения того периода:

О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Смотреть картинку О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Картинка про О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей. Фото О чем свидетельствовало возникновение искусства у древних людей

Больше об искусстве Древней Месопотамии вы узнаете из книги «Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации» [А. Оппенхейм, 1990]. А всем, кого предметно заинтересовало происхождение клинописи и другие достижения шумерской цивилизации, советуем книгу «Древний Шумер. Очерки культуры» [В. Емельянов, 2001].

Итак, вы вкратце изучили, как зарождалось искусство в первобытном мире, как развивались различные виды искусства в древности, и получили представление об основных культурных объектах и произведениях искусства этого периода истории. Далее предлагаем вам пройти проверочный тест и перейти к следующему уроку.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *