О чем свидетельствовали итоги выборов 1993 года
Итоги выборов 1993 г.
Вопросы и задания:
1. В чем заключались основные причины противостояния Ельцина и Верховного Совета России?
2. Когда и почему был заключен Федеративный договор?
3. Какие вопросы были вынесены на референдум в апреле 1993 г.?
4. Можно ли было избежать кровавых событий в Москве в октябре 1993 г.?
5. Каковы главные черты Конституции РФ 1993 года?
6. Как изменилась система власти в РФ?
7. Работа с документами:
1) На основании приведенного документа дайте оценку ликвидации системы Советов в России. Почему это было сделано?
ИЗ УКАЗА № 1400 ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О ПОЭТАПНОЙ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». 21 СЕНТЯБРЯ 1993 г.
В Российской Федерации сложилась политическая ситуация, угрожающая государственной и общественной безопасности страны.
Прямое противодействие осуществлению социально-экономических реформ, открытая и повседневно осуществляемая в Верховном Совете обструкция политики всенародно избранного Президента Российской Федерации, попытки непосредственного осуществления функций исполнительной власти вместо Совета Министров со всей очевидностью свидетельствуют о том, что большинство в Верховном Совете Российской Федерации и часть его руководства открыто пошли на прямое попрание воли российского народа, выраженной на референдуме 25 апреля 1993 года.
Основываясь на статьях 1, 2, 5, 121 Конституции РФ, итогах референдума 25 апреля 1993 года, постановляю:
1. Прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов РФ и Верховным Советом РФ. До начала работы нового двухпалатного парламента РФ и принятия им на себя соответствующих полномочий руководствоваться указами Президента и постановлениями Правительства РФ.
2. Конституционной комиссии и Конституционному совещанию представить к 12 декабря 1993 года единый согласованный проект Конституции РФ.
5. Назначить выборы в Государственную думу Федерального Собрания РФ на 11—12 декабря 1993 года.
9. Заседания Съезда народных депутатов РФ не созываются. Полномочия народных депутатов РФ прекращаются.
10. Предложить Конституционному Суду РФ не созывать заседания до начала работы Федерального Собрания РФ.
17. Настоящий Указ вступает в силу с момента подписания.
Прошу граждан России поддержать своего Президента в это переломное для судьбы страны время.
2) Прочитайте информацию о политических партиях и движениях, принимавших участие в выборах в Государственную думу в 1993 г. Проанализируйте результаты выборов в Государственную думу 12 декабря 1993 г. Попробуйте спрогнозировать характер взаимоотношений Президента и парламента.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ДВИЖЕНИЯ, УЧАСТВОВАВШИЕ В ВЫБОРАХ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ 12 ДЕКАБРЯ 1993 Г.
Блок «Выбор России» объединил сторонников продолжения радикальных либеральных реформ. В него вошли объединенные Всероссийской ассоциацией приватизируемых и частных предприятий предприниматели, ряд небольших по численности демократических партий, некоторые творческие союзы, а также члены правительства и президентской администрации. Это дало основание рассматривать блок как главную «партию власти». Блок выступал под девизом: «Свобода, собственность, законность», а возглавил его вице-премьер Е. Т. Гайдар. Предвыборные плакаты с его изображением сопровождались словами: «Говорят все, делает он!»
Партия российского единства и согласия (ПРЕС), развивала идеи федерализма и местного самоуправления. Она выступала под девизом «В единстве и согласии — к обновленной России». Партию возглавил вице-премьер правительства, министр по делам национальностей и региональной политики С. М. Шахрай. Объединив управленцев-профессионалов, партия заявила, что не является ни проправительственной, ни оппозиционной.
Избирательный блок «Яблоко», названный так по первым буквам фамилий учредителей и лидеров (Г. А. Явлинский, Ю. Ю. Болдырев, В. П. Лукин), выступал под девизом «Достоинство, порядок, справедливость», ставил целью построение в России гражданского общества и правового государства с учетом историко-культурных особенностей страны; обеспечение экономических и политических свобод граждан; создание эффективной, социально ориентированной рыночной экономики. Блок заявил о себе как о демократической оппозиции Б. Н. Ельцину.
Основной оппозиционной силой была Коммунистическая партия Российской Федерации. Она выступала за ненасильственное возвращение страны на социалистический путь развития. В экономическом плане настаивала на формировании многоукладного рыночного хозяйства с эффективным государственным регулированием и активной социальной политикой; в политической сфере ставила задачей «избавление России законными методами от правящего политического режима». Возглавляемая Г.А. Зюгановым КПРФ стала наиболее массовым общественным объединением, насчитывая в своих рядах более 500 тыс. членов.
Союзником КПРФ по оппозиции была Аграрная партия России (лидер М. И. Лапшин). Она отстаивала интересы агропромышленного комплекса и тех его работников, которые связаны с предприятиями коллективных форм собственности — бывшими колхозами и совхозами. Аграрная партия выступала против частной собственности на землю, за постепенный переход к рыночным отношениям и за государственную поддержку АПК.
На роль третьей силы, выступавшей с государственнических, национально-патриотических позиций, претендовала Либерально-демократическая партия России (ЛДПР). Она выступала за возрождение Российского государства в границах СССР, сильную президентскую республику с регулируемой и социально ориентированной рыночной экономикой. Остро ставила проблемы армии, защиты прав русскоязычного населении в республиках бывшего Союза ССР, положения беженцев из зон межэтнических конфликтов. Известность ЛДПР была во многом связана с личностью ее лидера В. В. Жириновского, который проявил себя как яркий оратор популистского плана, способный своими адресными обращениями привлекать симпатии достаточно широкого числа, в первую очередь «обездоленных», избирателей
РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫБОРОВ ПО ОБЩЕФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ 12 ДЕКАБРЯ 1993 Г.
Общее число избирателей — 106 170 835.
Число бюллетеней, выданных избирателям, — 58 187 755 (54,81%).
Число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в избирательных ящиках, — 57 697 698.
Число действительных бюллетеней — 53 751 696 (50,63% от числа избирателей).
Число голосов, поданных за избирательные объединения 12 декабря 1993 г. (в порядке убывания):
О чем свидетельствовали итоги выборов 1993 года
Подробное решение Параграфы § 52 по истории для учащихся 11 класса, авторов Н.В. Загладин, Ю.А. Петров Базовый уровень 2014
Вопрос 01. Охарактеризуйте состояние экономики России после распада СССР.
Ответ. Состояние было критическое. Дефицит самых необходимых населению товаров постоянно усугублялся. Крупные предприятия остались без государственных заказов. Кроме того, Россия приняла на себя груз долгов СССР.
Вопрос 02. Заполните таблицу «Перевод экономики страны на рельсы рыночного хозяйства».
Вопрос 03. Охарактеризуйте события осени 1993 г. В чём состояли причины конфронтации между исполнительной и законодательной ветвями власти?
Ответ. Данные события вполне можно расценить как попытку государственного переворота, осуществлённую Верховным Советом. Он возник из-за того, что Президент выступал за скорейшее принятие новой Конституции, усиление президентской власти и либеральные экономические реформы, Верховный Совет и Съезд – за сохранение всей полноты власти у Съезда народных депутатов (до принятия Конституции), и против излишней поспешности, необдуманности и злоупотреблений (например, «Шоковой терапии») при проведении радикальных экономических реформ.
Вопрос 04. О чём свидетельствовали итоги выборов 1993 г.?
Ответ. Результаты выборов показали, что большая часть населения разочаровалась в радикальных реформах, принесших широким кругам населения мало хорошего. И многие из разочаровавшихся (хотя и не все они) хотели возвращения к власти коммунистов.
Вопрос 05. Расскажите о новой Конституции России и дайте ей оценку.
Ответ. Новая конституция провозглашала основные демократические свободы и принцип разделения властей. Но при этом она давала чрезвычайно большие полномочия президенту. В частности он имел право решать важнейшие проблемы страны собственными указами, без одобрения парламента. В итоге почти все самые неоднозначные решения 1990-х годов были приняты именно таким способом, не были одобрены народными представителями.
О чем свидетельствовали итоги выборов 1993 г.?
Для многих поколений французов крепость Бастилия, где находился гарнизон городской стражи, королевские чиновники и, конечно же, тюрьма, была символом всевластия королей. Поэтому когда по Парижу поползли слухи о намерении короля Людовика XVI разогнать образованное 9 июля 1789 года Учредительное собрание и о смещении с поста государственного контролера финансов реформатора Жака Неккера, горожан вышли на улицы и площади города и двинулись к Бастилии, что бы разгромить чиновничью канцелярию.
Штурм крепости длился около четырех часов. Толпа ворвалась в крепость, начальник гарнизона был растерзан, да и сама крепость прилично пострадала.
Начиная с 1880 года, годовщина взятия Бастилии празднуется французами как национальный праздник.
Война, которую никто не хотел3
История в картинках
Холодная Москва 59-го 3
 Умберто Эко: 14 признаков фашизма
В память о Умберто Эко «Историческая правда» публикует его знаковое эссе «14 признаков фашизма», написанное ещё в 1995 году. 5
Артуро Перес-Реверте: «Это Священная война, идиоты!»
Испанский писатель Артуро Перес-Реверте о том, почему Европа проигрывает Третью мировую войну.12
Владимир Тихомиров: «Войковская», далее нигде
Зачем власти нужно беречь память о мародере и убийце царской семьи?1
Оксана Киянская: «У декабристов народ был ни при чем» 3
Кирилл Александров: «Русские белые эмигранты – кто они?»
Замахнувшись на биографический очерк к 195-летию Федора Михайловича Достоевского, мы едва не вывихнули руку.
Женщина, спасшая Москву
Владимир Тихомироов»Московская паника» октября 1941 года — жуткая страница истории Великой Отечественной. Страху и ужасу.
Евгений Антонюк (Life.ru)
22 ноября 1963 года американский президент Джон Кеннеди был убит выстрелами снайпера.
§ 52. Россия: курс реформ и политический кризис 1993 г.
1. «Шоковая терапия»
Россия унаследовала от СССР статус великой ядерной державы, членство в Совете Безопасности ООН, около 60% экономического и научно-технического потенциала, большую часть территории, богатой природными ресурсами. И одновременно серьёзные проблемы — долги бывшего СССР (примерно 70 млрд долларов), изношенность основных фондов промышленности (около 70%).
Экономика страны в начале 1990-х гг. находилась в сложном положении. Возрастала нехватка товаров первой необходимости, в том числе продовольствия. Предприятия тяжёлой промышленности и оборонной сферы остались без государственных заказов, что угрожало вызвать быстрый рост безработицы. После роспуска СЭВ и распада СССР внешние экономические связи страны пришли в полное расстройство.
В 1992 г. президент Б.Н. Ельцин сформировал правительство, в котором ключевые посты заняли молодые сторонники реформ — и.о. премьер-министра Е.Т. Гайдар, вице-премьеры А.Н. Шохин и А.Б. Чубайс. Они взяли курс на оздоровление экономики за счёт её ускоренного перевода на рельсы рыночного хозяйства. Предложенный ими путь вывода страны из кризиса стали называть шоковой терапией.
Реформы начались с либерализации цен, то есть отказа от их государственного регулирования на большую часть товаров. Снимались все ограничения на частнопредпринимательскую деятельность, в том числе в сфере торговли. Осуществлялась приватизация — переход государственной собственности в руки трудовых коллективов и частных лиц. С 1 октября 1992 г. граждане страны получали приватизационные чеки — ваучеры. Они давали право на приобретение акций предприятий. К 2001 г. было приватизировано около половины всех предприятий, существовавших в России в 1991 г. Кроме того, создавались новые частные предприятия, в итоге к концу 2002 г. более 75% всех предприятий были негосударственными.
Предполагалось, что приватизация государственных предприятий приведёт к формированию многочисленного слоя собственников, заинтересованных в процветании экономики, а свободная конкуренция, в том числе и с зарубежными товаропроизводителями, создаст стимулы для ускоренной модернизации.
Началась приватизация жилья. Граждане России получили право перевести занимаемые ими квартиры в личную собственность, которой можно было распоряжаться по своему усмотрению. В стране возник рынок жилья.
Реформы во многом оказались спасительными для экономики, открыли новые возможности её развития. Удалось сбалансировать спрос и потребление. Постепенно в магазинах стали появляться товары не только первой необходимости, но и те, которые раньше были доступны лишь правящей элите. Угроза голода, возникшая во многих районах страны, была устранена. Значительную роль в этом сыграл импорт продуктов питания, оплаченный за счёт кредитов Международного валютного фонда (МВФ). Уменьшались вложения в ВПК, содержание которого в полном объёме стало непосильным бременем для экономики. Многие заводы и фабрики закрывались, начала расти безработица.
Трудящиеся, потеряв работу, занялись торговой и посреднической деятельностью, предпринимательством, чтобы обеспечить себе средства к существованию и определённый достаток. Для людей, обладавших соответствующими навыками и энергией, открылись новые сферы самореализации. Возросла степень открытости общества. Граждане России, более чем когда-либо, получили доступ к достижениям культуры зарубежных стран, приобретению импортных товаров, туризму.
Тем не менее многие экономисты указывали на просчёты в проведении реформ. Либерализация цен при сохранении товарного дефицита способствовала их быстрому росту (в 1992 г. — в 36 раз, на отдельные виды товаров — в 100 и более раз). Это не компенсировалось существенным увеличением зарплат и социальных выплат. Значительная часть населения была ввергнута в нищету. Уровень жизни населения упал, доходы большинства граждан сократились примерно на две трети.
Правительство не имело чёткой концепции взаимоотношений со странами СНГ. Между тем рубль обслуживал экономику не только России, но и ставших суверенными бывших союзных республик. В результате был утрачен контроль над эмиссией (печатанием) денег. Частные предприниматели переводили свои средства в более стабильные зарубежные валюты (прежде всего в доллары США) и размещали их за рубежом. Началась утечка капиталов из России. Только летом 1993 г. Россия ввела собственную валюту, что позволило уменьшить темпы инфляции.
Из-под государственного контроля вышли внешнеторговые операции, поскольку ещё не сложились таможенные границы со странами СНГ. Через их территорию за рубеж бесконтрольно вывозились дефицитные материалы, сырьё, технологии.
Предпринимательская деятельность сконцентрировалась в наиболее прибыльных сферах — торговле и посредничестве. Это ускоряло рост цен, но не стимулировало рост производства, которое продолжало сокращаться. Особенно пострадали наукоёмкие отрасли.
Становление правовой основы предпринимательской деятельности отставало от её развития. Стирались грани между законным и незаконным. Предприниматели зачастую оказывались жертвами как произвола чиновников, так и поборов со стороны преступного мира. Порой они сами прибегали к криминальным методам обогащения и борьбы с конкурентами.
Мало получили граждане России и от ваучерной приватизации. В условиях инфляции ваучеры быстро обесценились. Большинство россиян продали их задёшево либо вложили в инвестиционные фонды, вскоре прекратившие своё существование. Контрольные пакеты акций скупались администрацией предприятий и теневиками.
Нараставшее в стране недовольство ходом реформ побудило президента Б.Н. Ельцина назначить главой правительства в конце 1992 г. B.C. Черномырдина, который сразу же заявил о необходимости придать реформам более чёткую социальную направленность.
Весной — летом 1992 г. в Москве и других городах прошли массовые манифестации и митинги протеста против политики правительства. По стране прокатилась волна забастовок.
Сложилась оппозиция курсу реформ. Она была далеко не однородной. В её рядах выделялись сторонники установления режима «твёрдой руки», приверженцы возрождения социалистического строя и восстановления СССР, монархисты и др. Несмотря на разногласия, всех их сближало резко отрицательное отношение к идеям и итогам перестройки, проводившимся реформам.
Таким образом, к середине 1992 г. в Российской Федерации углубилась поляризация политических сил.
2. Политический кризис 1993 г.
Центром оппозиции курсу реформ стал Верховный Совет во главе с его председателем Р.И. Хазбулатовым и вице-президентом А.В. Руцким. Депутаты бойкотировали предлагаемые им на утверждение законы, пытались ограничить власть президента и правительства.
В 1993 г. была официально восстановлена Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ), её лидером стал Г.А. Зюганов. КПРФ выступала за многоукладную экономику, повышение в ней роли государства, осуждала радикальные экономические реформы и массовую приватизацию, требовала от правительства проведения активной социальной политики. По численности она намного превзошла формирующиеся партии либерально-демократической ориентации.
Ответным шагом Б.Н. Ельцина стало обращение к гражданам России с предложением провести 25 апреля 1993 г. референдум о доверии президенту, Верховному Совету и о лишении Верховного Совета полномочий принимать новые законы.
Оппозиция предприняла попытку импичмента президента (отстранение от должности), но внесённое ею предложение не получило требуемой поддержки. На состоявшемся в этих условиях референдуме большинство проголосовавших высказались за доверие президенту. В стране возник конституционный кризис. Было очевидно, что противостояние президента и народных депутатов в условиях незавершённости реформ угрожает полной экономической и социальной катастрофой.
По указанию Б.Н. Ельцина была ускорена разработка проекта новой Конституции. К её написанию привлекли общественность, лидеров политических партий и движений. В проекте новой Конституции полномочия президента значительно расширялись. Это вызвало недовольство большинства Верховного Совета. 21 сентября 1993 г. президент издал указ о роспуске Верховного Совета, проведении в декабре 1993 г. выборов в новый парламент и одновременно референдума по принятию новой Конституции страны. Верховный Совет расценил этот указ как попытку государственного переворота. Он принял постановление о прекращении полномочий Б.Н. Ельцина и возложении обязанностей президента на А.В. Руцкого.
Начался двухнедельный период противоборства президента и Верховного Совета. 2-3 октября 1993 г. оно приняло вооружённый характер. Отряды сторонников А.В. Руцкого захватили мэрию и попытались взять телерадиоцентр в Останкине. В ответ президент ввёл в столице военное положение. 4 октября 1993 г. после обстрела из танковых орудий Белый дом был захвачен, а руководители его обороны арестованы (в 1994 г. их амнистировали). По официальным данным, число жертв составило 145 человек.
Рис. У Белого дома 4 октября 1993 г.
Последующими указами президента была прекращена деятельность Советов всех уровней (областных, районных, городских, поселковых и сельских). Власть передавалась главам местных администраций. Советская форма государственного устройства перестала существовать.
3. Новая Конституция России
12 декабря 1993 г. состоялся референдум по принятию новой Конституции. 58,4% участвовавших в нём одобрили её. В Конституцию были включены положения о базовых правах человека и гражданина — свобода слова, печати, собраний и др. Утверждался демократический принцип разделения властей — на законодательную, исполнительную и судебную. Полномочия президента значительно расширялись. Он формировал правительство, являлся гарантом соблюдения Конституции, Верховным главнокомандующим; определял основные направления внешней политики, имел право распускать парламент и назначать досрочные выборы, издавать указы по важнейшим проблемам жизни страны.
Законодательным органом стал двухпалатный парламент — Федеральное Собрание Российской Федерации. Его верхняя палата — Совет Федерации — представляла субъекты Федерации. В 1990-е гг. в Совет Федерации входили руководители субъектов Федерации и их законодательных собраний. Нижнюю палату Федерального Собрания — Государственную Думу — предстояло избирать гражданам, имеющим право голоса. Предполагалось, что голосование будет проводиться как за кандидатов, выдвинутых политическими партиями, так и по одномандатным округам (им выделялось 50% мест). Это обеспечивало прохождение в Государственную Думу и наиболее популярных, ярких политиков, и фигур, выдвигаемых партиями.
1993 г. был очень сложным в истории нашей страны. Обострение социально-экономических проблем, вызвавших кризис власти, достигло наивысшего накала. Однако обществу удалось избежать гражданской войны и удержаться на пути демократического развития.
4. Итоги парламентских выборов 1993 г.
В рамках партийных списков партия «Выбор России» во главе с Е.Т. Гайдаром, выступавшая за продолжение политики радикальных реформ, получила 15% голосов. Партия «Яблоко» (лидер — Г.А. Явлинский), предлагавшая иную стратегию реформ, набрала 8% голосов. Наибольшего успеха (около четверти голосов) добилась Либерально-демократическая партия (ЛДПР) во главе с В.В. Жириновским. Она возникла ещё в марте 1990 г. и выступала за единую Россию, восстановление СССР, сильную центральную власть, рыночную, социально ориентированную экономику.
Состав Думы не дал решающего перевеса ни одной из политических сил. Крупную фракцию в ней составила КПРФ.
Пестрота и неоднородность состава Думы стали источником трудностей при разработке и утверждении новых законов, которые были необходимы для дальнейшего продолжения реформ.
Вопросы для самопроверки
Парламентские выборы в России 1993 года (Свободное Отечество)
18 июля 1993 года | |||
---|---|---|---|
Явка избирателей: | 63,1% | ||
Глава партии: | Владимир Жириновский | Григорий Явлинский | Егор Гайдар |
Партия: | Либерально-демократическая партия России | Блок «Яблоко» | Партия российского Единства и Согласия |
Доля голосов: | 21,6% | 19,7% | 15,3% |
Получено мест: | 100 | 91 | 71 |
Глава партии: | Иван Рыбкин | Михаил Лапшин | Николай Травкин |
Партия: | Блок «Родина» | Аграрная партия России | Демократическая партия России |
Доля голосов: | 12,2% | 8,5% | 5,0% |
Получено мест: | 56 | 39 | 23 |
Прочие кандидаты: | Российское движение демократических реформ, Российский общенародный союз, Народная партия «Свободная Россия», Гражданская сила и другие. | ||
Результат выборов: | 7 партий прошло в Государственную Думу: ЛДПР, «Яблоко», ПРЕС, «Родина», АПР, ДПР и РДДР. |
Выборы в Федеральное Собрание Российской Федерации первого созыва состоялись 18 июля 1993 года, вместе с референдумом о принятии проекта новой конституции Российской Федерации, по которой и учреждалось Федеральное Собрание. Параллельно проходил первый тур президентских выборов.
Депутаты Государственной Думы избирались по смешанной связанной избирательной системе, предполагавшей избрание депутатов по единому федеральному округу, при заградительном барьере 4 процентов и по одномандатным округам. Сенаторы Совета Федерации избирались по плюральной избирательной системе по двухмандатным округам.
Содержание
Предыстория
Конституционный кризис
Избирательная система
Выборы Съезд Народных депутатов России проходили по территориальным (900 депутатов) и национально-территориальным округам (168 депутатов) по мажоритарной системе (кандидату было необходимо набрать абсолютное большинство голосов в округе).
Такая избирательная система не стимулировала депутатов объединяться в политические партии и создавать долговременные фракции в парламенте.
Более того, после завершения так называемого «Дела КПСС», которое окончательно приостановило деятельность коммунистической партии России, перед демократическим руководством России возникла угроза избрания коммунистов как беспартийных кандидатов по мажоритарным округам.
В этой связи правительство продвигало идею формирования нижней палаты парламента по пропорциональному распределению между списками партий — такая система убивала двух зайцев одновременно — не допускала избрания кандидатов вне партий, а также способствовало формированию стабильных политических партий. Хотя в целом, такая система устраивала большинство сторон конфликта конституционного кризиса, тем не менее, оставалась обделённой сторона беспартийных депутатов Верховного Совета.
Чтобы не допустить принятия пропорциональной избирательной системы они попытались блокировать компромиссное решение по проекту конституции Российской Федерации. Они требовали введения доли мест в парламенте, депутаты которых избирались бы населением напрямую. Пойдя на уступку группе депутатов, правительство предложило формирование Совета Федерации на основе выборов по плюральным двухмандатным округам (от каждого округа избираются по два наиболее популярных кандидата). Двухмандатные округа обеспечили бы защиту от полной победы беспартийных коммунистов в округах.
Позднее, конституционная комиссия предложила формирование нового парламента по смешанной связанной избирательной системе, которая предполагала избрание как партийных списков, так и кандидатов от округа. За основу была взята избирательная система Федеративной Республики Германия. С тем лишь исключением, что между депутатами одномандатниками разыгрывались не все места в парламента, а лишь половина — 200 мандатов. Кроме того, в новом законе отсутствовала графа против всех, остававшаяся в наследство от безальтернативной модели выборов.
Такое компромиссное решение устроило большинство сторон и вскоре избирательная система легла в основу федерального закона «о выборах депутатов Федерального Собрания Российской Федерации».
Предвыборная кампания
Анатолий Собачак и Сергей Шахрай
Созданная в конце 1992 года партия сторонника Бориса Ельцина, Сергея Шахрая, стала базисом для создания «партии власти», которая бы консолидировала сторонников президента и рыночных реформ. Фактически «Партия Российского единства и согласия» стала представлять исполнительную власть. Вместе с Сергем Шахраем в неё вошли три действующих министра России — Александр Шохин, Юрий Калмыков и Геннадий Меликьян. Вскоре к ней присоединился Егор Гайдар, Александр Яковлев, Борис Фёдоров, Анатолий Чубайс и другие.
Тем не менее, другие именитые партии оказались объединяться с будущей партией власти. Так, Российское движение демократических реформ Анатолия Собчака отказалась от объединения с ПРЕС, по причине расхождения взглядов по поводу дальнейших экономических реформ.
Явлинский и Травкин
Аналогичным образом, председатель Демократической партии России, Николай Травкин отказывался от объединения с партией правительства, поскольку зимние опросы общественного мнения предсказывали ему высокие результаты в партийной гонке. Напротив, он сам приглашал небольшие демократические движения для объединения в широкий демократический блок.
Более удачным в построении широкого демократического блока оказался Григорий Явлинский. Запуск процесса примирения ветвей власти, позволили ему заработать положительную репутацию в российском обществе. Более того, на фоне реформ Егора Гайдара реформы программы 500-дней, ассоциировавшиеся с именем Григория Явлинского казались «меньшим злом». Наконец, именно активная позиция по неприятию Беловежских соглашений, в совокупности с остальными факторами сыграла положительную роль в консолидации социал-демократов и демократов, которые разочаровались в команде Егора Гайдара, вокруг Явлинского.
Григорий Явлинский на постере блока «Яблоко».
В мае 1993 года Григорий Явлинский создал избирательный блок, в который вошли, в частности, Социал-демократическая партия России, Российский Христианско-демократический союз, Республиканская партия Российской Федерации, «зеленые», Ассоциация потребителей, ряд женских и научных организаций (ЭПИцентр, ИГПИ и др.). Впоследствии в блок вошло движение «женщин России». Избирательный блок возглавили сам Явлинский, бывший начальник контрольного управления администрации президента РФ Юрий Болдырев и лидер общественного движения «Женщины России» Екатерина Лахова. По началу их фамилий блок начал именоваться избирателями, журналистами и самими его участниками «Яблоко».
Ко всему прочему, Борис Ельцин фактически дистанцировался от межпартийной борьбы, отказался от выдвижения от Партии Российского единства и согласия, а также не оказывал ей политической поддержки. Впоследствии члены партии укажут на то, что именно действия президента и рассредоточения голосов сторонников демократических партий привело к скромным результатам на выборах.
Впрочем, положение бывших коммунистов и сторонников Верховного Совета было ещё печальней — предвыборная кампания началась без явного фаворита на левом фланге, из-за чего началось спешное партийное строительство. Единственная относительно известная российскому избирателю Народная партия «Свободная Россия» была дезорганизована расследованиями связанными с деятельностью её лидера — Александра Руцкого. В результате, было сформировано несколько основных политических сил, которые были зарегистрированы министерством юстиции для участии на выборах. Среди них особенно выделялся блок «Родина», созданный на базе фракций Верховного Совета «Российское единство» во главе с Иваном Рыбкиным.
Блок «Родина» наравне с Аграрной партией России и Российским общенародным союзом активно вовлекали в свои ряды бывших членов КПСС, оставшихся лояльным советскому прошлому. Так, например, бывшие руководители Коммунистической партией РСФСР — Валентин Купцов и Андрей Зюганов оказались в избирательных списках Российского общенародного союза, а бывший Председатель Совета Министров СССР Николай Рыжков — баллотировался от блока «Родина».
При этом левые партии проводили избирательную кампанию в состоянии информационного вакуума, поскольку основные СМИ контролировались властями и сторонниками правых партий. Отчасти из-за этого от участия в выборах отказались небольшие по численности левые партии.
Зато достаточно много времени на телевидении получил Владимир Жириновский, которого власти не принимали всерьез. Жириновский, обладавший ярким ораторским даром и прекрасными актерскими данными, ситуацию использовал блестяще. В тот момент, когда страна переживала политический кризис, лидер ЛДПР сумел дистанцироваться от всех участников происшедшего, позиционировав себя как «третью силу».
Политик еще не успел примелькаться и запятнать себя в крупных политических конфликтах. Жириновский не принадлежал бывшей номенклатуре КПСС, и одновременно не входил в число тех, кто осуществлял «шоковые реформы» в 1992 — 1993 годах. Для тех, кто успел разочароваться и в коммунистах, и в демократах, Либерально-демократическая партия России была отличным вариантом для «протестного» голосования.
Результаты
Результаты Думских выборов оказались неожиданностью для всех — первое место получила партия Владимира Жириновского, следом за ней шёл Блок «Яблоко», в то время как фаворит выборов — Партия Российского единства и согласия оказалась на третьем месте. Всего в Государственную Думу первого созыва прошли 7 партий — ЛДПР, «Яблоко», ПРЕС, «Родина», АПР, ДПР и РДДР. Не смог преодолеть 4% барьер «Российский общенародный союз» и ряд других партий.
Карикатура на итоги выборов в Государственную Думу — Жириновский перепрыгивает «Демократическую коалицию» (Гайдар, Явлинский, Собчак, Шахрай)
После распределения мест ситуация выглядела удручающе — ЛДПР получила четверть мест в Государственной Думе. При этом демократические партии («Яблоко», ПРЕС, ДПР и РДДР) в сумме получили 205 мест (51,25% мест) поэтому возникли опасения за стабильность будущей демократической коалиции.
Ещё большие проблемы возникли на выборах президента — по результатам первого тура, никто из кандидатов не получил абсолютного большинства голосов. На 1 августа 1993 года был назначен второй тур в котором участвовали Борис Ельцин и Владимир Жириновский.