О чем страсти мордасти

Анализ произведения Страсти-мордасти Горького

В цикл произведений Максима Горького «На Руси» входит произведение «Страсти-мордасти», который написан на основе создания контраста между убогостью жизни, встречающейся в самых низких рядах социальной лестницы, и восхищающей человечностью и чистотой, которую так трудно встретить даже среди наивысших слоев общества, но иногда встречается в тех самых «низших» слоях общества.

Иллюстрация прекрасного в отвратительном кажется чем-то неправильным, что и не может принят автор. Прекрасное личико мальчика-калеки никак не соответствует месту его обитания — грязного подвала с кучами мусора грязи.

История рассказывает о встрече торговца пивом и семьи, состоящей из спившейся матери, которая зарабатывает всеми возможными путями, в том числе и своим телом, и мальчика-инвалида, который днями сидит в сыром подвальчике и ухаживает за найденными в жилище насекомыми как за домашними питомцами, сажая каждого в отдельную коробочку и давая им имена. Все существа наделялись мальчиком качествами и именами материнских «гостей», которые регулярно посещали их убогое жилище для утех, уже обыденных для взгляда ребенка.

В «зверушатнике» мальчику не хватает бабочек, о чем он и говорит своему новому другу. В следующий приход рассказчик приносит наловленных дворовыми мальчишками бабочек, чему калека безмерно рад, но по-своему: нет этого запала в глазах и радости, нет улыбки.

Мальчик чист и невинен. В его глазах можно увидеть искренность и желание жить. Самая большая мечта ребенка — увидеть чистое поле, выбраться туда когда-нибудь и насладиться реальным миром, его красотой и необъятностью. Но нет надежды, нет улыбки.

Он ухаживает за матерью, которая явно переносит какую-то болезнь, что можно понять благодаря ввалившемуся носу и искривлённой улыбке женщины. Леня жалеет мать, оберегает, как маленькую, а она делает для своего ребенка все, только бы прокормить своего сыночка. Такая большая любовь в таком крохотном подвальчике.

Безысходность, скрадывающая все яркие краски жизни, просто не даёт покоя герою. Он всячески старается развеселить мальчика, но безуспешно. Осознав свою беспомощность, мужчина просто уходит. Слезы застилают ему глаза.

Вся Русь в таком состоянии, ничто не меняется. История заканчивается отрывом, не законченностью. Неясно, какова была судьба этих двоих, но очевидна. А они такие не одни. Таких судеб миллионы. Возможно ли что-то исправить? Автор не смог.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Страсти-мордасти

Популярные сегодня темы

«Церковь Вознесения на улице Неждановой» — это известная картина русской художницы, нашей современницы — Татьяны Назаренко. Центральное место в картине занимает церковь, освященная в честь Вознесения Господня

Эта пьеса поражает своим новаторством. Ведь здесь целых два конфликта, а не один, как это было ранее. Затрагивается и социальный конфликт, и любовный. К тому же, эти конфликты взаимосвязаны и идут один из другого.

После того, как персонаж по имени Пьер Безухов испытал душевный кризис, он опять преисполнен патриотизмом и участвует в войне с Напалеоном Бонапартом 1812 года

Повествование рассказа идет от лица главного героя – художника, который снимает дом у помещика Белокурова. Помещик описывается как молодой человек, наводящий тоску. Он жалуется на то, что ни у кого не находит сочувствия

Источник

Краткое содержание Страсти-мордасти Горького

Поздним вечером автор (торговец квасом, 21 года от роду) возвращался домой. По пути он заметил пьяную женщину, пляшущую в середине огромной лужи. Рассказчик побоялся, что женщина может захлебнуться в воде и попытался ее вытащить. На шум вышел дворник, который рассказал, что зовут ее Марией, а дома у нее больной ребенок. И предупредил: «ты на рожу ее погляди».

В тусклом свете молодой человек разглядел обезображенное лицо женщины. У нее была впалая переносица и изуродованы губы, неприятно обнажавшие зубы. Тем не менее мужчина решил отвести её домой.

Жила женщина в грязном полуподвальном помещении. Открыв дверь, мужчина услышал детский голос: «Мамка, ты?» «Я – ответила женщина, кто ж к тебе еще придет». Зайдя в квартиру, она без памяти рухнула на кровать. Сидевший в коробке мальчик спросил гостя, будет ли тот ложиться с мамкой. Автор поинтересовался зачем, на что ребенок деловито ответил: «Сам знаешь».

Молодого человека заинтересовал тон мальчугана. И он решил познакомиться поближе. Мальчишку звали Ленька. И ноги у него неподвижны с рождения. С блеском в огромных красивых глазах мальчик показывал гостю «зверильницу». Это были коробочки с разными насекомыми, которым ребенок давал имена знакомых ему людей в соответствии с их повадками. И сетовал на отсутствие бабочек в коллекции.

Следующим утром рассказчик попросил знакомых ребятишек наловить бабочек и других насекомых, купил в аптеке красивых коробочек для них, а для безногого Леньки конфет и пряников и отправился навестить мальчика. Мужчина и ребенок долго беседовали. Ленька рассказал про свое житье. Говорил, что не сердится на мать, что она глупая, но добрая и веселая. И о том, что есть у него мечта – увидеть чистое поле.

Когда сытый и довольный ребенок уснул, мать рассказала гостю свою историю. В которой единственным смыслом жизни она видит своего любимого сыночка.

Незаметно наступил вечер. Рассказчик, попрощавшись, вышел во двор и услышал странную колыбельную про «страсти-мордасти». Ему хотелось рыдать.

На примере несчастного мальчика и его «падшей» матери рассказ учит читателя видеть прекрасное в беспросветном мраке жизни, искренне любить, верить, надеяться и мечтать.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Горький. Все произведения

Страсти-мордасти. Картинка к рассказу

Сейчас читают

В селе Покровском, в своём имении жил богатый помещик Кирилл Петрович Троекуров. Вся его жизнь проходила в кутежах и проказах. Крепостные крестьяне боялись его и, в то же время, гордились богатством своего барина.

Однажды проснулся один мужчина утром, и услышал какой-то скрежет. Посмотрев в окно, он увидел, что волк скребётся в хлев, где живут овцы.

В рассказе Михаила Шолохова «Обида», который вошел в сборник «Донские рассказы» (1926), говорится о пятидесятилетнем Степане, крестьянине из хутора Дубровинский. На хуторе голод – неурожай пришел с юга и нечем засеять землю

Любознательные азиаты Узбек и Рика покидают родину и отправляются путешествовать. Они переписываются между собой и своими друзьями. В одном из писем Узбек рассказывает другу о причине побудившей его уехать

Источник

Страсти-мордасти

В провинциальном городе молодой торговец баварским квасом вечером встречает гулящую женщину. Она, пьяная, стоит в луже и топает ногами, разбрызгивая грязь, как дети. Торговец ведёт её к ней домой; она соглашается идти с ним, думая, что он её клиент. «Дом» представляет собой подвальную дыру, в которой, кроме женщины, живёт её сын с больными ногами. Она родила его в пятнадцать лет от старика сладострастника, у которого служила горничной. Ленька (так звать мальчика) целыми днями сидит в своей дыре и очень редко видит белый свет. Развлекается он тем, что собирает в разные коробочки всяких насекомых, которых ему удаётся поймать, даёт им смешные прозвища (паук — Барабанщик, муха — Чиновница, жук — дядя Никодим и т. п.) и наделяет в своей фантазии человеческими чертами, которые он подсматривает в клиентах своей матери. Эти насекомые составляют для Леньки особый мир, который заменяет ему настоящий, человеческий. Впрочем, о человеческом мире он невысокого понятия, ибо судит о нем по тем, кто приходит в их дыру развлекаться с его матерью.

Мать зовут Машка Фролиха. Она, видимо, серьёзно больна (у неё провалился нос, хотя «заразной» она себя не считает). Она безумно любит сына и живёт только ради него. В то же время она человек конченый, больной и спившийся. Будущее, таким образом, не сулит её сыну ничего хорошего.

Ленька не по годам мудр и серьёзен. Он относится к матери как к малому дитя, жалеет её и учит жизни. Одновременно он совсем ребёнок, не имеющий никакого опыта жизни.

Торговец (он же рассказчик и alter ego автора) начинает посещать мальчика и пытается как-то скрасить его жизнь. Но ситуация настолько безнадёжна, что в финале рассказа герой понимает: он оказался в тупике: «Я быстро пошёл со двора, скрипя зубами, чтобы не зареветь».

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

Анализ произведения Страсти-мордасти Горького

О чем страсти мордасти. Смотреть фото О чем страсти мордасти. Смотреть картинку О чем страсти мордасти. Картинка про О чем страсти мордасти. Фото О чем страсти мордасти О чем страсти мордасти. Смотреть фото О чем страсти мордасти. Смотреть картинку О чем страсти мордасти. Картинка про О чем страсти мордасти. Фото О чем страсти мордасти

В цикл произведений Максима Горького «На Руси» входит произведение «Страсти-мордасти», который написан на основе создания контраста между убогостью жизни, встречающейся в самых низких рядах социальной лестницы, и восхищающей человечностью и чистотой, которую так трудно встретить даже среди наивысших слоев общества, но иногда встречается в тех самых «низших» слоях общества.

Иллюстрация прекрасного в отвратительном кажется чем-то неправильным, что и не может принят автор. Прекрасное личико мальчика-калеки никак не соответствует месту его обитания — грязного подвала с кучами мусора грязи.

История рассказывает о встрече торговца пивом и семьи, состоящей из спившейся матери, которая зарабатывает всеми возможными путями, в том числе и своим телом, и мальчика-инвалида, который днями сидит в сыром подвальчике и ухаживает за найденными в жилище насекомыми как за домашними питомцами, сажая каждого в отдельную коробочку и давая им имена. Все существа наделялись мальчиком качествами и именами материнских «гостей», которые регулярно посещали их убогое жилище для утех, уже обыденных для взгляда ребенка.

В «зверушатнике» мальчику не хватает бабочек, о чем он и говорит своему новому другу. В следующий приход рассказчик приносит наловленных дворовыми мальчишками бабочек, чему калека безмерно рад, но по-своему: нет этого запала в глазах и радости, нет улыбки.

Мальчик чист и невинен. В его глазах можно увидеть искренность и желание жить. Самая большая мечта ребенка — увидеть чистое поле, выбраться туда когда-нибудь и насладиться реальным миром, его красотой и необъятностью. Но нет надежды, нет улыбки.

Он ухаживает за матерью, которая явно переносит какую-то болезнь, что можно понять благодаря ввалившемуся носу и искривлённой улыбке женщины. Леня жалеет мать, оберегает, как маленькую, а она делает для своего ребенка все, только бы прокормить своего сыночка. Такая большая любовь в таком крохотном подвальчике.

Безысходность, скрадывающая все яркие краски жизни, просто не даёт покоя герою. Он всячески старается развеселить мальчика, но безуспешно. Осознав свою беспомощность, мужчина просто уходит. Слезы застилают ему глаза.

Вся Русь в таком состоянии, ничто не меняется. История заканчивается отрывом, не законченностью. Неясно, какова была судьба этих двоих, но очевидна. А они такие не одни. Таких судеб миллионы. Возможно ли что-то исправить? Автор не смог.

Страсти-мордасти :: Горький Максим

Душной летней ночью, в глухом переулке окраины города, я увидал странную картину: женщина, забравшись в середину обширной лужи, топала ногами, разбрызгивая грязь, как это делают ребятишки,- топала и гнусаво пела скверненькую песню, в которой имя Фомка рифмовало со словом ёмкая.

Днем над городом могуче прошла гроза, обильный дождь размочил грязную глинистую землю переулка; лужа была глубокая, ноги женщины уходили в нее почти по колено. Судя по голосу, певица была пьяная. Если б она, устав плясать, упала, то легко могла бы захлебнуться жидкой грязью.

Я подтянул повыше голенища сапог, влез в лужу, взял плясунью за руки и потащил на сухое место. В первую минуту, она, видимо, испугалась,- пошла за мною молча и покорно, но потом сильным движением всего тела вырвала правую руку, ударила меня в грудь и заорала:

И снова решительно полезла в лужу, увлекая меня за собой.

— Дьявол,- бормотала она.- Не пойду! Проживу без тебя… поживи без меня… Краул!

Из тьмы вылез ночной сторож, остановился в пяти шагах от нас и спросил сердито:

Я сказал ему, что — боюсь, не утонула бы женщина в грязи, и вот — хочу вытащить ее; сторож присмотрелся к пьяной, громко отхаркнул и приказал:

— А я те говорю — вылазь!

— Вздую, подлая,- не сердясь, пообещал сторож и добродушно, словоохотливо обратился ко мне: — Это — здешняя, паклюжница, Фролиха, Машка. Папироски нету?

Закурили. Женщина храбро шагала по луже, вскрикивая:

— Начальники! Я сама себе начальница… Захочу — купаться буду…

— Я те покупаюсь,- предупредил ее сторож, бородатый крепкий старик.Эдак-то вот она каждую ночь, почитай, скандалит. А дома у ней — сын безногой…

— Отвести бы ее домой,- предложил я.

Сторож фыркнул в бороду, осветил мое лицо огнем папиросы и пошел прочь, тяжко топая сапогами по липкой земле.

— Веди! Только допрежде в рожу загляни ей.

А женщина села в грязь и, разгребая ее руками, завизжала гнусаво и дико:

Недалеко от нее в грязной жирной воде отражалась какая-то большая звезда из черной пустоты над нами. Когда лужа покрылась рябью — отражение исчезло. Я снова влез в лужу, взял певицу под мышки, приподнял и, толкая коленями, вывел ее к забору; она упиралась, размахивала руками и вызывала меня.

— Ну — бей, бей! Ничего,- бей… Ах ты, зверь… ах ты, ирод… ну бей!

Приставив ее к забору, я спросил — где она живет. Она приподняла пьяную голову, глядя на меня темными пятнами глаз, и я увидал, что переносье у нее провалилось, остаток носа торчит, пуговкой, вверх, верхняя губа, подтянутая шрамом, обнажает мелкие зубы, ее маленькое пухлое лицо улыбается отталкивающей улыбкой.

— Ладно, идем,- сказала она.

Пошли, толкая забор. Мокрый подол юбки хлестал меня по ногам.

— Идем, милый,- ворчала она, как будто трезвея.- Я тебя приму… Я те дам утешеньице…

Она привела меня на двор большого, двухэтажного дома; осторожно, как слепая, прошла между телег, бочек, ящиков, рассыпанных поленниц дров, остановилась перед какой-то дырой в фундаменте и предложила мне:

Придерживаясь липкой стены, обняв женщину за талию, едва удерживая расползавшееся тело ее, я спустился по скользким ступеням, нащупал войлок и скобу двери, отворил ее и встал на пороге черной ямы, не решаясь ступить дальше.

— Мамка, — ты? — спросил во тьме тихий голос.

Запах теплой гнили и чего-то смолистого тяжело ударил в голову. Вспыхнула спичка, маленький огонек на секунду осветил бледное детское лицо и погас.

— А кто же придет к тебе? Я-а,- говорила женщина, наваливаясь на меня.

Краткое содержание Страсти-мордасти Горький

В провинциальном городе молодой торговец баварским квасом вечером встречает гулящую женщину. Она, пьяная, стоит в луже и топает ногами, разбрызгивая грязь, как дети.

Торговец ведет ее к ней домой; она соглашается идти с ним, думая, что он ее клиент. “Дом” представляет собой подвальную дыру, в которой, кроме женщины, живет ее сын с больными ногами.

Она родила его в пятнадцать лет от старика сладострастника, у которого служила горничной.

Ленька (так звать мальчика) целыми днями сидит в своей дыре и очень редко видит белый свет.

Развлекается он тем, что собирает в разные коробочки всяких насекомых, которых ему удается поймать, дает им смешные прозвища (паук – Барабанщик, муха – Чиновница, жук – дядя Никодим и т. п.

) и наделяет в своей фантазии человеческими чертами, которые он подсматривает в клиентах своей матери. Эти насекомые составляют для Леньки особый мир, который заменяет ему настоящий, человеческий.

Впрочем, о человеческом мире он невысокого понятия, ибо судит о нем по тем, кто приходит в их дыру развлекаться с его матерью.

Машка Фролиха. Она, видимо, серьезно больна (у нее провалился нос, хотя “заразной” она себя не считает). Она безумно любит сына и живет только ради него. В то же время она человек конченый, больной и спившийся.

Будущее, таким образом, не сулит ее сыну ничего хорошего.

Ленька не по годам мудр и серьезен. Он относится к матери как к малому дитя, жалеет ее и учит жизни. Одновременно он совсем ребенок, не имеющий никакого опыта жизни.

Торговец (он же рассказчик и alter ego автора) начинает посещать мальчика и пытается как-то скрасить его жизнь. Но ситуация настолько безнадежна, что в финале рассказа герой понимает: он оказался в тупике: “Я быстро пошел со двора, скрипя зубами, чтобы не зареветь”.

Страсти-мордасти — краткое содержание рассказа Горького

Днем над городом прошла сильная гроза. Дождь размочил улицы. Душной летней ночью торговец баварским квасом заметил женщину, танцующую в луже. Лужа была глубокая, а женщина пьяная. Рассказчик побоялся, что она может в ней утонуть. Герою захотелось отвезти ее домой.

Он подошел к танцовщице и хотел было ее взять за руку, но женщина отбивалась и ругалась. На крики пришел местный сторож, который убедил Машку Фролиху воспользоваться помощью торговца. Она отвела гостя в свою комнату, где ее встретил сын, который не мог ходить. Мальчик зажег свечу.

Герой раздел пьяницу и убрал мокрые юбки. Мальчик спросил у него, будет ли торговец баварским квасом ложиться рядом, так как так делали все мужчины, приходящие в дом. Герой не понял его и предложил подростку посидеть с ним.

Мальчик представился. Его звали Ленька, как и главного героя. Леньке было 12 лет, а торговцу — 21 год. У мальчика были пухлые губы, острый нос и длинные ресницы.

Подросток показал гостю свой небольшой зоопарк. В маленьких коробочках мальчик собирал насекомых и придавал им черты людей, приходящих к маме. В его коллекцию входили паук Барабанщик, маленький таракан Анисим и большой таракан Хозяин, муха Чиновница. Подросток мечтал о бабочках и мотыльках, которых у него не было. Рассказчик обещал прийти завтра с мотыльками и квасом.

Торговец попросил местных мальчишек собрать на лугу бабочек, а сам купил пряники, конфеты, коробочки для насекомых в аптеке и взял две бутылки кваса.

Мальчик был рад подаркам. Он попросил маму вымыть ему руки. Она протерла их мокрой тряпкой. Ленька попросил маму поставить самовар. Машка пошла в магазин. В то время Ленька и торговец долго беседовали.

Мальчик признался, что очень хочет побывать в поле и давно просит мать найти тележку. Также он просит ее протереть окошко, но Машка забывает. Подросток не обижается на мать. Она очень любит его, она добрая.

После возвращения Машка благодарит своего спасителя за праздник для сына. Она говорит ему, что не заразна, хотя у нее давно провалился нос.

Мальчик наелся пряников и напился чая, поэтому захотел подремать. Мама укрыла его ноги. Ленька боялся, что гость уйдет. Он предлагал маме обвенчаться с этим человеком.

“Страсти-мордасти” Горького в кратком изложении

В провинциальном городе молодой торговец баварским квасом вечером встречает гулящую женщину. Она, пьяная, стоит в луже и топает ногами, разбрызгивая грязь, как дети.

Торговец ведет ее к ней домой; она соглашается идти с ним, думая, что он ее клиент. “Дом” представляет собой подвальную дыру, в которой, кроме женщины, живет ее сын с больными ногами.

Она родила его в пятнадцать лет от старика сладострастника, у которого служила горничной.

Ленька целыми днями сидит в своей дыре и очень редко видит белый свет. Развлекается он тем, что собирает

в разные коробочки всяких насекомых, которых ему удается поймать, дает им смешные прозвища и наделяет в своей фантазии человеческими чертами, которые он подсматривает в клиентах своей матери. Эти насекомые составляют для Леньки особый мир, который заменяет ему настоящий, человеческий.

Впрочем, о человеческом мире он невысокого понятия, ибо судит о нем по тем, кто приходит в их дыру развлекаться с его матерью.

Мать зовут Машка Фролиха. Она, видимо, серьезно больна. Она безумно любит сына и живет только ради него. В то же время она человек конченый, больной и спившийся.

Будущее, таким образом, не сулит ее сыну ничего хорошего.

Ленька не по годам мудр и серьезен. Он относится к матери как к малому дитя, жалеет ее и учит жизни. Одновременно он совсем ребенок, не имеющий никакого опыта жизни.

Торговец начинает посещать мальчика и пытается как-то скрасить его жизнь. Но ситуация настолько безнадежна, что в финале рассказа герой понимает: он оказался в тупике: “Я быстро пошел со двора, скрипя зубами, чтобы не зареветь”.

(No Ratings Yet) Loading… “Страсти-мордасти” Горького в кратком изложении« “Моим стихам, написанным так рано…” анализ стихотворения ЦветаевойОтговорила роща золотая. Краткое изложение текста »

«Страсти-мордасти»

В провинциальном городе молодой торговец баварским квасом вечером встречает гулящую женщину. Она, пьяная, стоит в луже и топает ногами, разбрызгивая грязь, как дети. Торговец ведёт её к ней домой; она соглашается идти с ним, думая, что он её клиент.

«Дом» представляет собой подвальную дыру, в которой, кроме женщины, живёт её сын с больными ногами. Она родила его в пятнадцать лет от старика сладострастника, у которого служила горничной. Ленька (так звать мальчика) целыми днями сидит в своей дыре и очень редко видит белый свет.

Развлекается он тем, что собирает в разные коробочки всяких насекомых, которых ему удаётся поймать, даёт им смешные прозвища (паук — Барабанщик, муха — Чиновница, жук — дядя Никодим и т. п.) и наделяет в своей фантазии человеческими чертами, которые он подсматривает в клиентах своей матери.

Источник

Краткое содержание страсти-мордасти горького за 2 минуты пересказ сюжета

Поздним вечером автор (торговец квасом, 21 года от роду) возвращался домой. По пути он заметил пьяную женщину, пляшущую в середине огромной лужи. Рассказчик побоялся, что женщина может захлебнуться в воде и попытался ее вытащить. На шум вышел дворник, который рассказал, что зовут ее Марией, а дома у нее больной ребенок. И предупредил: «ты на рожу ее погляди».

В тусклом свете молодой человек разглядел обезображенное лицо женщины. У нее была впалая переносица и изуродованы губы, неприятно обнажавшие зубы. Тем не менее мужчина решил отвести её домой.

Жила женщина в грязном полуподвальном помещении. Открыв дверь, мужчина услышал детский голос: «Мамка, ты?» «Я – ответила женщина, кто ж к тебе еще придет». Зайдя в квартиру, она без памяти рухнула на кровать. Сидевший в коробке мальчик спросил гостя, будет ли тот ложиться с мамкой. Автор поинтересовался зачем, на что ребенок деловито ответил: «Сам знаешь».

Молодого человека заинтересовал тон мальчугана. И он решил познакомиться поближе. Мальчишку звали Ленька. И ноги у него неподвижны с рождения. С блеском в огромных красивых глазах мальчик показывал гостю «зверильницу». Это были коробочки с разными насекомыми, которым ребенок давал имена знакомых ему людей в соответствии с их повадками. И сетовал на отсутствие бабочек в коллекции.

Следующим утром рассказчик попросил знакомых ребятишек наловить бабочек и других насекомых, купил в аптеке красивых коробочек для них, а для безногого Леньки конфет и пряников и отправился навестить мальчика. Мужчина и ребенок долго беседовали. Ленька рассказал про свое житье. Говорил, что не сердится на мать, что она глупая, но добрая и веселая. И о том, что есть у него мечта – увидеть чистое поле.

Когда сытый и довольный ребенок уснул, мать рассказала гостю свою историю. В которой единственным смыслом жизни она видит своего любимого сыночка.

Незаметно наступил вечер. Рассказчик, попрощавшись, вышел во двор и услышал странную колыбельную про «страсти-мордасти». Ему хотелось рыдать.

На примере несчастного мальчика и его «падшей» матери рассказ учит читателя видеть прекрасное в беспросветном мраке жизни, искренне любить, верить, надеяться и мечтать.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Горький. Все произведения

Страсти-мордасти

В провинциальном городе молодой торговец баварским квасом вечером встречает гулящую женщину. Она, пьяная, стоит в луже и топает ногами, разбрызгивая грязь, как дети. Торговец ведёт её к ней домой; она соглашается идти с ним, думая, что он её клиент. «Дом» представляет собой подвальную дыру, в которой, кроме женщины, живёт её сын с больными ногами. Она родила его в пятнадцать лет от старика сладострастника, у которого служила горничной. Ленька (так звать мальчика) целыми днями сидит в своей дыре и очень редко видит белый свет. Развлекается он тем, что собирает в разные коробочки всяких насекомых, которых ему удаётся поймать, даёт им смешные прозвища (паук — Барабанщик, муха — Чиновница, жук — дядя Никодим и т. п.) и наделяет в своей фантазии человеческими чертами, которые он подсматривает в клиентах своей матери. Эти насекомые составляют для Леньки особый мир, который заменяет ему настоящий, человеческий. Впрочем, о человеческом мире он невысокого понятия, ибо судит о нем по тем, кто приходит в их дыру развлекаться с его матерью.

Продолжение после рекламы:

Мать зовут Машка Фролиха. Она, видимо, серьёзно больна (у неё провалился нос, хотя «заразной» она себя не считает). Она безумно любит сына и живёт только ради него. В то же время она человек конченый, больной и спившийся. Будущее, таким образом, не сулит её сыну ничего хорошего.

Ленька не по годам мудр и серьёзен. Он относится к матери как к малому дитя, жалеет её и учит жизни. Одновременно он совсем ребёнок, не имеющий никакого опыта жизни.

Торговец (он же рассказчик и alter ego автора) начинает посещать мальчика и пытается как-то скрасить его жизнь. Но ситуация настолько безнадёжна, что в финале рассказа герой понимает: он оказался в тупике: «Я быстро пошёл со двора, скрипя зубами, чтобы не зареветь».

Краткий пересказ сюжета пьесы Горького «На дне»

Действия разворачиваются в ночлежке, в которой коротают свой век люди социального «дна». Жилище это больше похоже на пещеру, чем на дом.

Посередине комнаты стоит старый стол, вокруг которого собираются её обитатели: Квашня, торгующая пельменями, падшая женщина Настя, читающая потрёпанную книгу, обнищавший аристократ Борон, воришка Пепел и картузник Бубнов. Неподалёку умирает Анна, а её муж столярничает в сторонке. На печи залёг Актёр, находящийся в состоянии постоянного запоя.

На нарах расположился бывший телеграфист. А бразды правления в ночлежке принадлежат Костылёву и его супруге Василисе, сестра которой, Наташа, проживает тут же. К компании только что прибился странник Лука.

Постояльцы активно общаются между собой, ругаются и спорят. Никто не хочет замечать умирающую в страданиях Анну, даже её супруг. Слова утешения для несчастной находит лишь добрый Лука. Жена Костылёва положила глаз на вора и злится, что тот влюблён в её сестру. За это бедную Наташу постоянно избивают и мучают.

Анна умирает, продав весь инструмент, её муж остаётся ни с чем. Странника вышвыривают на улицу. Вор уговаривает Наташу бежать вместе и обещает бросить свой преступный промысел. Девушка соглашается с условием, что Пепел никогда не будет её бить.

Узнав о плане сестры, Василиса жестоко её избивает. В потасовке Пепел убивает Костылёва. Даже лишившись части постояльцев, ночлежка продолжает существовать по привычному сценарию.

Даже печальная весть о самоубийстве актёра, не заставила этих людей свернуть с дороги в местный трактир.

Список персонажей пьесы «На дне» и их краткая характеристика

Краткое содержание пьесы «На дне» подробно по актам

Акт первый

В подвале ночлежки между постояльцами разгорается нешуточный спор. Причина проста и логична – кто займётся подметанием пола.

Начинается серьёзная перепалка, в коей участвуют вор по имени Васька Пепел, Барон, картёжник и шулер Сатин, слесарь с диковинной фамилией Клещ, а также Актёр (этот товарищ умудрился потерять… собственное имя).

В разгар перепалки Клещ недовольно отмечает, что у людей вообще нет ни чести, ни совести. Пепел презрительно возражает, что честь и совесть – только для богатых или высокопоставленных людей.

О чем страсти мордасти. Смотреть фото О чем страсти мордасти. Смотреть картинку О чем страсти мордасти. Картинка про О чем страсти мордасти. Фото О чем страсти мордасти

Вскоре в подвале ночлежки появляется странник по имени Лука. Старик напевает немного заунывную песню, что не нравится Пеплу («Когда хорошо поют – люблю…»). Затем на глазах Луки разворачивается комичная сцена: ехидный вор в разговоре с обедневшим бароном неожиданно предлагает ему по-собачьи лаять.

Лука спокойно философствует, и вскоре появляется Алёшка, парень-сапожник. Он заявляется навеселе, и начинает дурачиться. Хозяйка ночлежки Василиса ужасно недовольна, и прогоняет буйного выпивоху.

А подметанием занялся Лука.

Акт второй

Картузник Бубнов играет в шашки с полицейским Медведевым. Сатин и Барон играют в карты с двумя крючниками – Татарином и Кривым Зобом. Картёжники играют на деньги, и уже дважды шулер Сатин выиграл. Татарин видит, что соперник удумал хитрить, и высказывает своё недовольство. Чуть позже сжульничал и Барон, и тогда крючник скандалит, заявляя «надо играть честна».

Меж тем Лука говорит с Анной, женой слесаря Клеща. Оказалось, что от побоев и недоедания женщина подцепила опасную болезнь, чахотку. И ночлежка стала последним пристанищем, где Анна и умерла.

О чем страсти мордасти. Смотреть фото О чем страсти мордасти. Смотреть картинку О чем страсти мордасти. Картинка про О чем страсти мордасти. Фото О чем страсти мордасти

Акт третий

Акт четвёртый

А где же странник Лука? Он как-то незаметно исчез после третьего акта. И в ночлежке вновь начинаются споры обитателей. Особенно усердствуют Барон, вспоминающий, как хорошо жил его дед, и шулер Сатин, коему философия Луки понравилась.

Да и Актёр подбавляет жару своими высказываниями и цитированием великих поэтов. Позже не помнящий своего имени лицедей уходит из ночлежки на пустырь.

Позже собирается вся честная компания, вспоминает о том, что за беда получилась у полицейского Медведева: одна племянница в тюрьме, другая – покинула больницу и невесть где ходит. И когда крючник Кривой Зоб вместе с картузником Бубновым начинают петь любимую песню, появляется Барон. Он сообщает о самоубийстве Актёра. Сатин не скрывает недовольства – зачем портить песню такой новостью.

Страсти-мордасти— Максим Горький

Максим Горький. Произведения

Недалеко от нее в грязной жирной воде отражалась какая-то большая звезда из черной пустоты над нами. Когда лужа покрылась рябью — отражение исчезло. Я снова влез в лужу, взял певицу под мышки, приподнял и, толкая коленями, вывел ее к забору; она упиралась, размахивала руками и вызывала меня. — Ну — бей, бей! Ничего,— бей… Ах ты, зверь… ах ты, ирод… ну — бей! Приставив ее к забору, я спросил — где она живет. Она приподняла пьяную голову, глядя на меня темными пятнами глаз, и я увидал, что переносье у нее провалилось, остаток носа торчит, пуговкой, вверх, верхняя губа, подтянутая шрамом, обнажает мелкие зубы, ее маленькое пухлое лицо улыбается отталкивающей улыбкой. — Ладно, идем,— сказала она. Пошли, толкая забор. Мокрый подол юбки хлестал меня по ногам. — Идем, милый,— ворчала она, как будто трезвея.— Я тебя приму… Я те дам утешеньице… Она привела меня на двор большого, двухэтажного дома; осторожно, как слепая, прошла между телег, бочек, ящиков, рассыпанных поленниц дров, остановилась перед какой-то дырой в фундаменте и предложила мне: — Лезь. Придерживаясь липкой стены, обняв женщину за талию, едва удерживая расползавшееся тело ее, я спустился по скользким ступеням, нащупал войлок и скобу двери, отворил ее и встал на пороге черной ямы, не решаясь ступить дальше. — Мамка, — ты? — спросил во тьме тихий голос. — Я-а… Запах теплой гнили и чего-то смолистого тяжело ударил в голову. Вспыхнула спичка, маленький огонек на секунду осветил бледное детское лицо и погас. — А кто же придет к тебе? Я-а,— говорила женщина, наваливаясь на меня. Снова вспыхнула спичка, зазвенело стекло, и тонкая, смешная рука зажгла маленькую жестяную лампу. — Утешеньишко мое,— сказала женщина и, покачнувшись, опрокинулась в угол,— там, едва возвышаясь над кирпичом пола, была приготовлена широкая постель. Следя за огнем лампы, ребенок прикручивал фитиль, когда он, разгораясь, начинал коптить. Личико у него было серьезное, остроносое, с пухлыми, точно у девочки, губами,— личико, написанное тонкой кистью и поражающе неуместное в этой темной сырой яме. Справившись с огнем, он взглянул на меня какими-то мохнатыми глазами и спросил: — Пьяная? Мать его, лежа поперек постели, всхлипывала и храпела. — Ее надо раздеть,— сказал я. — Так раздевай,— отозвался мальчик, опустив глаза. А когда я начал стаскивать с женщины мокрые юбки — он спросил тихо и деловито: — Огонь-то — погасить? — Зачем же! Он промолчал. Возясь с его матерью, как с мешком муки, я наблюдал за ним: он сидел на полу, под окном, в ящике из толстых досок с черной-печатными буквами — надписью: ОСТОРОЖНО Т-во Н. Р. и К

Вот Орина на перине лежит…

Придут Страсти-Мордасти, Приведут с собой Напасти; Приведут они Напасти, Изорвут сердце на части! Ой беда, ой беда! Куда спрячемся, куда?

Я быстро пошел со двора, скрипя зубами, чтобы не зареветь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *